домов как у зайца теремов что значит
Домов как у зайца теремов что значит
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Цитаты из романа «Тихий Дон» Шолохова: пословицы и поговорки, интересные фразы, афоризмы.
«Иная баба забьет и казака разными словами…»
«..«С лица красивенький»… — косноязычил он. — Что, ты с его морды урожай будешь сымать, что ли. «
«. Муж — он не уж, а тянет кровя. «
«Мне ее красоту за голенищу не класть.» (то есть красота не главное)
«С моей руки — куль муки, когда такое дело.» (то есть мне же лучше)
«. Тело заплывчиво, а дело забывчиво. «
«Плач в тяжелую минуту — что дождь в майскую засуху. «
«. В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками. «
«. Беда в одиночку сроду не ходит. «
«. Каждый дурак по-своему с ума сходит. «
«. Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся. «
«. Была б шея, а ярмо будет. «
«. Слепой сказал: «Посмотрим»..»
«. Ты мне не жалься, не пойму. Сытый голодного не разумеет. «
«. У тебя домов, как у зайца теремов. «
«Человек своей надеждой живет.»
«Ничего нет легче, как переменить веру, а то и двум богам молиться…»
«Песня-то хорошая, да голос хриповат. «
«То-то и ба, что пустая торба.»
«Умный сам поймет, а дураку… дураку что? Ему силком не вдолбишь.»
«Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль.»
«… коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…»
«В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось.»
«Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.»
«И будет одно и то же… Тех же щей, да пожиже влей.»
«Ничего, стыд не дым, глаза не выест. «
«К вечеру съешь барана, а утром захочешь рано.» (о хорошем апетите)
«…нам все полезно, что в рот полезло.»
«Худые шаровары хучь наизнанку выверни — все одно те же дыры.»
«Мое дело телячье — поел да в закут.»
«Умная у тебя голова, да дураку досталась!»
«Мне нельзя трусить. Сам себе приказал…»
«И ты ко мне без чистых рукавичек в душу не лазай…»
«Хромай, так уж на одну какую-нибудь!» (то есть определись со своей позицией)
«…ты летел, как призовая лошадь…» (то есть быстро двигался)
«…зарекалась свинья чегой-то есть, бежит, а их два лежит…» (о том, что не стоит зарекаться)
«Куда ни кинь — везде клин.»
«Новое время — новые песни.»
«Туговаты они на поворотах. Колесной мази бы им в мозги, чтобы скрипу не было!»
«Тоже не велик в перьях!» (то есть не «важная птица», не важная персона)
«…хорошего не видал человек, так и ветошке рад.»
«Ночная кукушка, она всегда перекукует!»
«. лучше — слезы, чем сухие глаза и твердо сжатые губы.»
«Раз уж попали мы на овечье положение, — значит, надо за баранами держаться…»
«А ты кто такой мне. Нашему забору двоюродный плетень?» (о ком-то, кто является чужим человеком)
«Молодое счастье всегда незряче…»
«В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив.»
«Нынче на коне верхом, а завтра в грязи Пахом. «
«Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад.»
Цитаты из романа «Тихий Дон», пословицы и поговорки (афоризмы, интересные фразы)
«Иная баба забьет и казака разными словами…»
«..«С лица красивенький»… — косноязычил он. — Что, ты с его морды урожай будешь сымать, что ли. «
«. Муж — он не уж, а тянет кровя. «
«Мне ее красоту за голенищу не класть.» (то есть красота не главное)
«С моей руки — куль муки, когда такое дело.» (то есть мне же лучше)
Часть 2
«. Тело заплывчиво, а дело забывчиво. «
«Плач в тяжелую минуту — что дождь в майскую засуху. «
«. В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками. «
«. Беда в одиночку сроду не ходит. «
«. Каждый дурак по-своему с ума сходит. «
«. Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся. «
«. Была б шея, а ярмо будет. «
«. Слепой сказал: «Посмотрим»..»
«. Ты мне не жалься, не пойму. Сытый голодного не разумеет. «
«. У тебя домов, как у зайца теремов. «
Часть 3
«Человек своей надеждой живет.»
«Ничего нет легче, как переменить веру, а то и двум богам молиться…»
«Песня-то хорошая, да голос хриповат. «
«То-то и ба, что пустая торба.»
«Умный сам поймет, а дураку… дураку что? Ему силком не вдолбишь.»
«Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль.»
«… коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…»
«В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось.»
«Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.»
«И будет одно и то же… Тех же щей, да пожиже влей.»
«Ничего, стыд не дым, глаза не выест. «
«…нам все полезно, что в рот полезло.»
«Худые шаровары хучь наизнанку выверни — все одно те же дыры.»
«Мое дело телячье — поел да в закут.»
«Умная у тебя голова, да дураку досталась!»
«Мне нельзя трусить. Сам себе приказал…»
«И ты ко мне без чистых рукавичек в душу не лазай…»
«Хромай, так уж на одну какую-нибудь!» (то есть определись со своей позицией)
«…ты летел, как призовая лошадь…» (то есть быстро двигался)
«…зарекалась свинья чегой-то есть, бежит, а их два лежит…» (о том, что не стоит зарекаться)
«Куда ни кинь — везде клин.»
«Новое время — новые песни.»
«Туговаты они на поворотах. Колесной мази бы им в мозги, чтобы скрипу не было!»
«Тоже не велик в перьях!» (то есть не «важная птица», не важная персона)
«…хорошего не видал человек, так и ветошке рад.»
«Ночная кукушка, она всегда перекукует!»
«. лучше — слезы, чем сухие глаза и твердо сжатые губы.»
«Раз уж попали мы на овечье положение, — значит, надо за баранами держаться…»
«А ты кто такой мне. Нашему забору двоюродный плетень?» (о ком-то, кто является чужим человеком)
«Молодое счастье всегда незряче…»
«В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив.»
«Нынче на коне верхом, а завтра в грязи Пахом. «
Исследовательская работа «Пословицы и поговорки в произведениях русских писателей (М.А.Шолохов «Тихий Дон»)»
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Пословицы и поговорки в произведениях русских писателей (М.А.Шолохов «Тихий Дон»)»»
Тема исследовательской работы:
«Пословицы и поговорки
в произведениях русских писателей
(М.А.Шолохов «Тихий Дон»)»
— познакомиться с устным народным творчеством на примере пословиц и поговорок;
— создать сборник пословиц и поговорок героев М.Шолохова;
— узнать функции пословиц и поговорок в речи героев «Тихого Дона».
Задачи: собирание и обрабатывание произведений фольклора в творчестве М.Шолохова.
Язык художественной литературы
В пословицах и поговорках отражается многовековой опыт народа, его мудрость, культура. Они не только украшают нашу речь, но и помогают выразить чувства, дать краткую и меткую оценку поведения и поступка человека.
Пословицы и поговорки в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
придают языку подлинную национальную самобытность.
Наиболее выразительны в речи казаков, которые в романе является творцом и носителем народной мудрости.
Способы введения пословиц и поговорок в речь персонажей романа
1. В целях типизации речи казаков М.А.Шолохов употребляет в пословицах и поговорках диалектно-просторечные грамматические формы.
«Чует кошка, чью мясу съела»; «Тучи не будет – гром не вдарит»; «Жандармерия!… Таких мы на распыл пущали!»; «Ухи надо востро держать…» (комиссар: «Тут надо ухо востро держать» ); «Из огня да в полымю».
2. Лексическая замена:
«К куме на крестины» — «К теще на блины » ;
3. Локальный характер, усиливающий достоверность описываемых событий.
Петро роняет брату: «У тебя домов, как у зайца теремов» .
4. Воспроизведение пословиц и поговорок не в полной, а в сокращённой форме.
«Своя рубашка к телу липнет…» ,
«К казаку всяка вещь прилипает» ( «Своя рубашка к телу ближе »);
«Был твёрдым, а теперь помяли. Укатали сивку…» ( «Укатали сивку крутые горки» ).
5. Переосмысление пословиц и поговорок.
Григорий Мелехов предостерегает казаков от опасности навлечь на себя беду за неосторожно сказанное слово:
«Языками поменьше орудуйте, а то по нынешним временам они не до Киева доводят, а аккурат до полевых судов да до штрафных сотен» ( « Язык до Киева доведёт» ).
Подтелков на переговорах с Войсковым правительством Войска Донского выкрикнул в толпу, в которой пополз смех, негодующие возгласы в адрес дела большевиков: «Смеетесь зараз, а посля плакать будете!» ( «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» ).
6. Включение в реплики без указаний на источник.
Григорий Мелехов : «Ты мне не жалься, не пойму», «Сытый голодного не разумеет».
Но, когда мысль нужно подтвердить авторитетом народной мудрости, такое указание даётся.
Желая помирить Михаила Кошевого с братом Григорием, Дуняшка ссылается на народную поговорку:
«А я так думала, что кто старое вспомянет, тому, говорят, глаз вон ».
Приглашая Григория Мелехова принять участие в совещании, Кудинов вспоминает шуточный вариант поговорки: «Ум хорошо, а два лучше»:
— Ты побудь с нами, посоветуемся сообща. Знаешь поговорку: «Ум хорошо, а два – ещё хуже?»
Функции пословиц и поговорок
в романе «Тихий Дон»
« У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь – коня потеряешь, направо поедешь – убитым быть… И так – три дороги, и ни одной нету путевой ».
«Что с возу упало, то пропало»,
«Отрезанную краюху не приклеишь»,
«На бранном поле друзей не угадывают»,
«Укатали сивку крутые горки»,
«От жару и камень лопается».
2 . Настроение народа.
Массовые сцены романа.
«А хрен редьки не слаже»,
« Начальство с жиру бесится» ( «Собака с жиру бесится» ).
«Не нам кроить, не нам и шить»,
3. Юмористический эффект.
Аникушка: «Мы всякий фрукт потребляем, нам всё полезно, что в рот полезло »;
«Мне собраться, как голому подпоясаться. Моё – во мне, а чужое будет при мне!»
4. Афоризмы М.А.Шолохова.
«На бранном поле друзей не угадывают»;
«Молодое счастье всегда незряче»;
«Сами за правду алтын заплатили»;
«По вине шкуру спустит, а по милости другую нашьёт»;
«Шашкой владеть – не за плугом ходить»;
«Какая бы ни была мать, а она родней чужой» и др.
Флешбук по книге М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова — произведение, которое повествует о классовой борьбе в годы империалистической и гражданской войн на Дону, о трудном пути донского казачества.
«. По языку сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное», которое останется явлением литературы во все времена.Словно сама жизнь говорит со страниц «Тихого Дона». Запахи степи, свежесть вольного ветра, зной и стужа, живая речь людей — все это сливается в раздольную, неповторимую мелодию, поражающую трагической красотой и подлинностью.
Фарход Шоахмедов запись закреплена
Зал Городской-Читальный запись закреплена
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Сталинская премия 1941 года.
Нобелевская премия по литературе 1965 года. Шолохов остался в истории единственным писателем эпохи социалистического реализма, который получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
«Тихий Дон» — балет Леонида Клиничева.
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Цитаты из романа «Тихий Дон» Шолохова: пословицы и поговорки, интересные фразы, афоризмы.
«Иная баба забьет и казака разными словами…»
Показать полностью.
«..«С лица красивенький»… — косноязычил он. — Что, ты с его морды урожай будешь сымать, что ли. «
«. Муж — он не уж, а тянет кровя. «
«Мне ее красоту за голенищу не класть.» (то есть красота не главное)
«С моей руки — куль муки, когда такое дело.» (то есть мне же лучше)
«. Тело заплывчиво, а дело забывчиво. «
«Плач в тяжелую минуту — что дождь в майскую засуху. «
«. В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками. «
«. Беда в одиночку сроду не ходит. «
«. Каждый дурак по-своему с ума сходит. «
«. Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся. «
«. Была б шея, а ярмо будет. «
«. Слепой сказал: «Посмотрим»..»
«. Ты мне не жалься, не пойму. Сытый голодного не разумеет. «
«. У тебя домов, как у зайца теремов. «
«Человек своей надеждой живет.»
«Ничего нет легче, как переменить веру, а то и двум богам молиться…»
«Песня-то хорошая, да голос хриповат. «
«То-то и ба, что пустая торба.»
«Умный сам поймет, а дураку… дураку что? Ему силком не вдолбишь.»
«Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль.»
«… коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…»
«В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось.»
«Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.»
«И будет одно и то же… Тех же щей, да пожиже влей.»
«Ничего, стыд не дым, глаза не выест. «
«К вечеру съешь барана, а утром захочешь рано.» (о хорошем апетите)
«…нам все полезно, что в рот полезло.»
«Худые шаровары хучь наизнанку выверни — все одно те же дыры.»
«Мое дело телячье — поел да в закут.»
«Умная у тебя голова, да дураку досталась!»
«Мне нельзя трусить. Сам себе приказал…»
«И ты ко мне без чистых рукавичек в душу не лазай…»
«Хромай, так уж на одну какую-нибудь!» (то есть определись со своей позицией)
«…ты летел, как призовая лошадь…» (то есть быстро двигался)
«…зарекалась свинья чегой-то есть, бежит, а их два лежит…» (о том, что не стоит зарекаться)
«Куда ни кинь — везде клин.»
«Новое время — новые песни.»
«Туговаты они на поворотах. Колесной мази бы им в мозги, чтобы скрипу не было!»
«Тоже не велик в перьях!» (то есть не «важная птица», не важная персона)
«…хорошего не видал человек, так и ветошке рад.»
«Ночная кукушка, она всегда перекукует!»
«. лучше — слезы, чем сухие глаза и твердо сжатые губы.»
«Раз уж попали мы на овечье положение, — значит, надо за баранами держаться…»
«А ты кто такой мне. Нашему забору двоюродный плетень?» (о ком-то, кто является чужим человеком)
«Молодое счастье всегда незряче…»
«В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив.»
«Нынче на коне верхом, а завтра в грязи Пахом. «
«Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад.»
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Тихий Дон (телесериал, 2015)
«Тихий Дон» — российский драматический телесериал режиссёра Сергея Урсуляка, снятый в 2015 году. Является четвёртой экранизацией одноимённого романа советского писателя Михаила Шолохова, повествующего о судьбе донского казачества во время Первой мировой войны, революции 1917 года и гражданской войны в России (1917—1922).
Показать полностью.
Премьерный показ телесериала состоялся с 29 ноября по 3 декабря 2015 года на телеканале «Россия-1».
В 2017 году телесериал награждён премией «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Мбук-Цсоб Библиотека запись закреплена
Награды и признание
1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» за создание широкой панорамы жизни народа на МКФ в Карловых Варах (Сергей Герасимов)
1958 — Диплом Гильдии режиссёров США за лучший иностранный фильм (Сергей Герасимов)
1958 — Первая премия фильму на ВКФ (Сергей Герасимов)
1958 — Премия за лучшую режиссуру на ВКФ (Сергей Герасимов)
1958 — Премия актёру на ВКФ (Пётр Глебов)
1958 — Третья премия за операторскую работу на ВКФ (Владимир Рапопорт)
1959 — Диплом на МКФ в Мехико (Сергей Герасимов)
Подтексты и смыслы в сказке «Теремок»
Предыстория
Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева | Сказка под номером 82 | Сказка под номером 83 | Сказка под номером 84 |
Вид теремка | «Построила муха терем» | Кувшин | Лошадиная голова |
Кто жил в теремке | муха-горюха заюшко из-под ку́стышка волчище серое хвостище | муха-шумиха мышь из-за угла хмыстень лягушка на воде балагта заяц на поле свертень лиса на поле краса волк из-за кустов хап | мышка-норышка заяц на горе увёртыш лисица везде поскокиш волк из-за кустов хватыш |
Кто разрушил теремок | медведь толстоногий | медведь лесной гнёт | медведь всех вас давишь |
Как разрушил теремок | спустил лапой по терему и разбил его | Сел на кувшин и всех раздавил | сел на голову и раздавил всех |
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?
Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?
Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.
Специфика советского понимания
Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Б ольше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.