дополнен мсэ что значит
Инструкция: разбираемся в статусах электронных больничных
Статус электронного больничного — это показатель того, на каком этапе обработки находится лист нетрудоспособности. От этого показателя зависит возможность получения сведений медучреждением, работодателем, работником и Фондом социального страхования.
Порядок работы с ЭЛН
Все больше медучреждений переходит на оформление электронных листков нетрудоспособности. Для их обращения разработаны специальные форматы, использующие кодирование многих операций. Разберемся, как настроить работу с ЭЛН работодателю, что это за статус электронного больничного листа 030, 010, 020 и другие, и что делать, если получен лист нетрудоспособности с ошибкой.
Для начала работы с электронными листками нетрудоспособности работодателю необходимо:
Обмениваться данными с фондом организация вправе:
Чтобы запросить ЭЛН, достаточно его номера, Ф.И.О. заболевшего, его СНИЛС. ФСС по этим данным направит больничный лист. Но иногда вместо запрошенного документа работодателю приходит уведомление об ошибке.
Решение КонсультантПлюс: как организовать работу с электронным больничным
На сайте ФСС РФ размещена программа, с помощью которой можно принимать, оформлять и отправлять в Фонд электронные больничные.
Для работодателя применение электронной формы больничного добровольно. Можно по-прежнему принимать от работников только бумажные больничные.
Возможные коды ошибок
Работодатель получит сведения о листке нетрудоспособности только с определенным статусом. Иначе вернется протокол — больничный недоступен из-за ошибки и ее код. Чтобы понять в чем причина, обратитесь к перечню статусов электронного листа нетрудоспособности
Код | Пояснение |
---|---|
010 | Открыт |
020 | Продлен |
030 | Закрыт |
040 | Направлен на МСЭ |
050 | Дополнен результатами МСЭ |
060 | Это значит, что больничный заполнен страхователем |
070 | Передан реестр ПВСО (этот код используется в регионах пилотного проекта прямых выплат пособий из ФСС) |
080 | Пособие выплачено |
090 | Аннулирован |
Тот ЭЛН, который еще находится на оформлении в медицинском учреждении, имеет ограниченный доступ, что означает статус 010 в эл. больничном, а также 020, 040 и 050. Этот листок не сможет увидеть ни сотрудник ни работодатель, пока оформление не будет закончено медучреждением.
Как реагировать на сообщения об ошибках
Получив вместо ЭЛН протокол с ошибкой, действуйте в зависимости от кода ошибки. Например, что означает статус 020 в электронном больничном — эта ошибка говорит о том, что листок нетрудоспособности не закрыт медучреждением, болезнь не окончена, работник не приступил к работе. Дождитесь, когда сотрудника выпишут и сформируйте запрос еще раз. Аналогично действуйте, получив ошибку с кодом 010; 040 или 050.
Доступный для начисления пособия ЭЛН имеет статус «Закрыт», что означает статус 030 в электронном больничном листе. Только получив документ с таким кодом, работодатель вправе приступить к расчету пособия.
Как работнику посмотреть данные ЭЛН
На сайте ФСС любой гражданин вправе уточнить сведения о своем электронном листе нетрудоспособности. Для этого с данными учетной записи в ЕСИА (регистрация на портале «Госуслуги») перейдите в личный кабинет получателя ФСС РФ и авторизуйтесь с помощью логина и пароля ЕСИА. В личном кабинете работник увидит не только сам документ, но и размер пособия к выплате.
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Всё о том, что обозначает в электронном больничном статус 020 и другие обозначения, а также об ошибках в системе
С 1 июля 2017 года новые редакции законов об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и об основах охраны здоровья граждан позволяют выдавать листок нетрудоспособности в виде электронного документа (электронный листок нетрудоспособности, ЭЛН).
В свою очередь все работодатели обязаны принимать ЭЛН, а все медицинские организации – выдавать их. Сама форма листка, утвержденная еще в 2011 году, при этом осталась неизменной. Для эффективной работы в системе необходимо подключение медицинского учреждения к информационной системе «Соцстрах», наличие личного кабинета работодателя на сайте Федерального фонда социального страхования и письменное согласие пациента.
Однако следует отметить, что отсутствует регламент взаимодействия медицинских учреждений, страхователей и фонда по выдаче и учету электронных больничных листов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Как узнать и для чего он нужен?
Статус ЭЛН – это признак, позволяющий отследить прохождение больничного листка с момента его выдачи до завершения всех расчетов по нему. Статусы ЭЛН позволяют, с одной стороны, участникам системы отслеживать прохождение больничного листка по разным этапам, с другой – защищают информацию от тех, для чьих глаз она не предназначена.
Работодатель не сможет получить информацию о больничном, если он еще не закрыт медицинской организацией. В свою очередь бюро медико-социальной экспертизы не сможет увидеть данные об ЭЛН, которые не были ему переданы, а медицинская организация не сможет узнать сведения о размере выплаченного пособия.
Статус отражается в личном кабинете работодателя на сайте ФСС либо в журнале ЭЛН автоматизированных рабочих мест, разработанных под руководством фонда. В настоящий момент активно внедряются две АРМ – «Подготовка расчётов для ФСС» (для работодателей) и «Лечебно-профилактическое учреждение» (АРМ ЛМУ, для медицинских организаций).
Какие бывают?
Всего предусмотрено 9 статусов ЭЛН.
010 – Открыт
Статус 010 появляется после заполнения ЭЛН на первичном приеме. Медицинский работник вносит в информационную систему сведения о медицинской организации, дату выдачи, сведения о пациенте, является листок первичным или нет, причину нетрудоспособности и срок освобождения от работы.
020 – Продлен
Статус 020 появляется после повторного посещения врача работником в случае, если принимается решение продлить срок его освобождения от работы. Для этого в больничном указывается новый срок.
030 – Закрыт
Если врач при осмотре пациента принимает решение, что работник уже может выйти на работу, он указывает дату, когда работник должен это сделать. После внесения таких данных, ЭЛН получает статус 030.
040 – Направление на МСЭ
Если же врач принимает решение направить работника на медико-социальную экспертизу, он указывает дату направления документов, после чего ЭЛН получает статус 040.
050 – Дополнен данными МСЭ
После получения документов бюро МСЭ и освидетельствования работнику может быть определена группа инвалидности. Сведения об этом также подлежат отражению, ЭЛН с такими сведениями получает статус 050.
060 – Заполнен
По номеру листка работодатель может загрузить его в личный кабинет или установленную на компьютере программу. После чего он обязан дополнить больничный лист сведениями для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Сумма пособия рассчитывается автоматически.
Заполненный страхователем и возвращенный им в систему ЭЛН получает статус 060.
070 – Заполнен страхователем Реестр ПВСО
Статус 070 относится к работодателям-участникам пилотного проекта «Прямые выплаты страхового обеспечения» (ПВСО). Работникам таких организаций и индивидуальных предпринимателей пособия выплачиваются территориальными органами ФСС напрямую на основании представленного работодателем реестра. В этом случае дополнительно указываются сведения о получателе пособия, включая банковские реквизиты и номер карты «Мир».
080 – Пособие выплачено
Статус 080 появляется в журнале ЭЛН в отношении больничных листков, по которым отражено получение работником пособия.
090 – Действия прекращены
Статус 090 означает, что ФСС произвел окончательные расчеты по этому ЭЛН, то есть выплатил пособие работнику напрямую или возместил работодателю затраты на его выплату.
Ошибки в работе АРМ ЛПУ
Помните, ошибки можно и нужно исправлять. Должностным лицам на это предоставлено до трех рабочих дней в силу Закона. Службы технических поддержек имеют свой определенный регламент по решению тех или иных вопросов.
Предостерегая от стрессовых ситуаций, замечу, что все документы с вашей стороны должны быть максимально защищены от ошибок и предоставляться заблаговременно, чтобы было время на решение технических форс-мажорных ситуаций.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных
Возникает, если имеющийся сертификат цифровой подписи предназначен только для подписания, но не шифрования сообщений. Нужно заказать цифровую подпись, которая будет поддерживать обе операции.
ORA-20015: Не удалось определить состояние ЭЛН
Может возникать при отправке дублирующей копии ЭЛН или по причине несоответствия присылаемых данных статусу ЭЛН. Чтобы исключить дублирование, ЭЛН следует обновить содержащимися в системе сведениями. Для перехода в следующий статус листок необходимо дополнить недостающей информацией.
ORA-20013: Не удалось обновить данные. Обновляемая запись потеряла актуальность
Возникает по тем же причинам, что и ошибка ORA-20015. Решается такими же способами.
ORA-20001: Доступ к ЭЛН с №, СНИЛС, статусом – ограничен
Возникает при попытке получения ЭЛН в статусе, недоступном для получателя. Например, работодатель пытается получить ЭЛН, еще не закрытый лечебным учреждением. Следует удостоверится, что номер листка указан правильно и дождаться его перехода в соответствующий статус, тогда доступ к ЭЛН будет открыт.
Ошибка вызова сервиса передачи / получения данных. Не удалось расшифровать сообщение
Возникает при несоответствии ключей шифра сообщения и уполномоченного лица ФСС. Скачать правильный сертификат можно на сайте Фонда в разделе ЭЛН.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных
В этом случае передаваемое сообщение не соответствует формату XML Encryption.
Решение заключается в настройке АРМ ЛПУ и проверке правильности сертификата ФСС. В пункте «Строка соединения» нужно указать один следующих адресов:
После этого в «Настройке подписей для сервисов» установить отметку «Шифровать сообщение», указать «Имя сертификата ФСС» и «Тип контейнера». Сертификаты для установки расположены на сайте ФСС в разделе ЭЛН. Для тестирования настроек используется ТЕСТОВЫЙ сертификат ФСС.
Дополнительно следует обратиться к разработчику программного обеспечения и сообщить ему следующую информацию: «Отсутствует элемент EncryptedData class ru.ibs.cryptopro.jcp.crypt.CryptoException».
Ошибка при установке АРМ ЛПУ: Unable to write inside TEMP environment variable path
Сообщение возникает при некорректно установленной базе данных. Для устранения ошибки следует повторить установку АРМ с правами администратора в полном соответствии с инструкцией. Также необходимо сообщить администратору следующую информацию: «Unable to build entity manager factory».
Ошибка при попытке загрузки данных из базы данных
Возникает при неправильной установке базы данных. Следует повторно установить программу. В процессе установки, на шаге выбора базы данных, следует отметить флаг «Установить». Администратору в этом случае передается информация: «org.hibernate.exception.SQLGrammarException: could not extract ResultSet».
Ошибка при попытке зайти в настройки подписи в ПО АРМ ЛПУ
Возникает, если при установке не была зарегистрирована библиотека GostCryptography.dll. В этом случае сначала следует проверить соответствие разрядности операционной системы и разрядности установщика ПО (они должны совпадать).
После этого проводится проверка на наличие в системе компонентов Microsoft.Net Framework версии 4 и выше (при необходимости следует установить последнюю версию). На следующем шаге проверить папку с программой (по умолчанию это C:FssTools) на наличие файла GostCryptography.dll.
Если он отсутствует, следует произвести установку повторно. Если предыдущие шаги уже сделаны, то в командной строке следует последовательно задать две команды:
После этого можно снова запустить программу.
Ошибка вызова сервиса передачи/получения данных «Invalid element in ru.ibs.fss.eln.ws.FileOperationsLn_wsdl.ROW – SERV1_DT1»
Возникает из-за исключения поля «SERV1_DT1» в новой спецификации 1.1 и изменения строки соединения. Исправляется указанием в настройках одного из следующих адресов:
Любая информационная система по-своему капризна, в ней иногда возникают ошибки. Но если знать, как их легко преодолеть, внедрение электронного документа оборота существенно упростит работу всех участников процесса. Внедрение ЭЛН позволяет ускорить заполнение документов, исключить ошибки при заполнении и необходимость оформления дубликатов в случае утраты, а также ставит серьезный барьер выдаче недостоверных листков нетрудоспособности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ознакомиться с особенностями выплаты пособий можно ЗДЕСЬ.
Наш телеграмм!
В помощь
Полезно
Работа с электронным больничным. На что обратить внимание бухгалтеру?
При работе с электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) бухгалтеру необходимо обратить внимание на следующее:
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗАКРЫТ И ИМЕЕТ СТАТУС – 030.
Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности работник доводит до расчетного бухгалтера номер больничного. Для обработки и расчета ЭЛН бухгалтер на основании номера больничного и СНИЛСа работника запрашивает в специализированной бухгалтерской программе или сервисах ФСС данный листок нетрудоспособности.
Электронный листок нетрудоспособности будет доступен для редактирования страхователю только в том случае, если он закрыт медицинской организацией. Закрытый больничный имеет статус – 030. Это значит, что можно производить расчет и выплату пособий.
Обращаем внимание! «Сигнальный» талончик (корешок) с номером и статусом больничного 010 (открыт) или 020 (продолжение), а также датой следующей явки на прием ко врачу НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОПЛАТЫ пособия по временной нетрудоспособности. Перед началом работы по расчету страхового обеспечения бухгалтеру необходимо ВСЕГДА запрашивать ЭЛН из информационной системы ФСС!
2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ОТПРАВЛЕН В СИСТЕМУ ФСС.
Перед началом оформления своей части электронного документа работодатель должен убедиться в корректности информации, внесенной медицинской организацией. После чего приступать к оформлению своей части больничного листа.
Когда в электронный больничный будут внесены все необходимые данные, страхователь ОТПРАВЛЯЕТ документ в информационную систему ФСС. Это действие является обязательным, иначе данный листок нетрудоспособности в системе ФСС будет оставаться не заполненным страхователем. Со стороны сотрудника регионального отделения Фонда к страхователю, представившему документы на возмещение страхового обеспечения, могут возникнуть вопросы по правомерности начисления пособий работнику.
Т.к. для оформления электронного листка нетрудоспособности существует широкий спектр программных средств, то функция отправки больничного в ФСС у разных производителей реализована по-разному. В любом случае необходимо убедиться, что документ отправлен в информационную систему ФСС и имеет статус 060 (заполнен страхователем).
Личный опыт: как оформить инвалидность
И не умереть в очередях
Пока я оформлял инвалидность своей маме, она умерла. Позже я узнал, что это типичная ситуация.
Людям с инвалидностью предоставляют льготы, делают выплаты и бесплатно дают средства реабилитации, например медицинскую кровать, кресло-каталку или подгузники. Т—Ж уже рассказывал об этом. В итоге жизнь больного должна стать легче.
Но получить или повысить группу трудно: нужно собрать много документов, пройти нескольких врачей, а потом медико-социальную экспертизу. Часто пациенту приходится сидеть в очередях, носить бумаги из кабинета в кабинет или ездить в другую больницу. Мы тоже с этим столкнулись и сначала решили ничего не оформлять. В поликлинике от оформления инвалидности тоже отговаривали.
Потом оказалось, что больной или его родственники не обязаны много ходить, ждать в очередях и искать нужных врачей. Сначала я оформлял инвалидность для своей мамы, а потом для бабушки, поэтому изучил весь процесс. Маме присвоить группу не успели, но с бабушкой это получилось. В статье расскажу, как себя вести, чтобы затратить минимум времени на получение инвалидности.
Кому дают инвалидность
У человека с инвалидностью есть стойкое расстройство здоровья, которое ограничивает его в повседневной жизни. Например, это человек, который не может сам себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать свое поведение или работать. Причина может быть любой: травма, болезни, врожденные пороки развития.
В зависимости от тяжести заболевания могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности: первая — самая тяжелая. Группу могут повысить или понизить, если состояние больного ухудшилось или улучшилось.
Минтруд прописал критерии, как определять группу инвалидности, но разбираться в них необязательно. Они понадобятся, если инвалидность не дадут или вас не устроит полученная группа.
В нашем случае была онкология. У бабушки и мамы уже была инвалидность, но когда они перестали ходить, я делал им первую группу.
Как и кто дает инвалидность
Чтобы получить инвалидность, нужно пройти два этапа: получить направление на медико-социальную экспертизу — МСЭ — и пройти эту экспертизу. Направление по форме 088/у-06 дает медицинская организация, которая обслуживает больного. Обычно это поликлиника, к которой он прикреплен по полису ОМС.
На МСЭ может также направить пенсионный фонд или соцзащита, но для этого им необходимы документы, подтверждающие заболевания. Поэтому к врачам идти все равно придется.
Поликлиника, ПФР или орган соцзащиты могут отказать в направлении, но тогда они обязаны выдать справку.
Направление на МСЭ поступает в бюро МСЭ — это государственная организация, которая проводит экспертизу и присваивает группу инвалидности. Бюро работают по территориальному принципу: в регионе их несколько, и экспертизу проводит бюро по месту жительства.
Со справкой об отказе в направлении можно обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро МСЭ осмотрят пациента, сами направят на дополнительные обследования, после чего примут решение. Когда я консультировался в нашем бюро, мне сказали, что справка об отказе — это редкость. Если человек действительно серьезно болен, медики не станут официально отказывать.
Бюро по месту жительства входят в состав регионального бюро МСЭ, которое подчиняется Министерству труда и социальной защиты РФ. Например, в составе главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области 25 бюро МСЭ. В бюро человек получает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА. В программе перечисляют технические средства реабилитации — ТСР, которые после получения инвалидности дают бесплатно.
ТСР — это приборы, приспособления и инструменты, которые облегчают человеку с инвалидностью жизнь. Например, инвалидное кресло, сиденье для ванной или прикроватный туалет. Лекарства не относятся к ТСР.
Как получить направление на МСЭ
Теоретически получить направление на МСЭ несложно. Для этого нужно только пройти обследования, а все остальное поликлиника сделает сама. Услуга бесплатная.
Вот как должен выглядеть процесс. Пациент наблюдается в поликлинике, и участковый терапевт видит, что его состояние соответствует определенной группе инвалидности. Тогда терапевт выписывает направления на анализы, осмотр узкими специалистами и другие обследования. Если больной не в состоянии прийти на обследования, все делают на дому.
Результаты приходят в кабинет клинико-экспертной комиссии. В нашей поликлинике этим кабинетом руководит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе — КЭР. Этот чиновник отвечает за работу с людьми с инвалидностью: организует врачебную комиссию, оформляет направление и передает его в бюро МСЭ по месту жительства. Дальше начинает работать бюро.
В этой схеме могут отличаться какие-то детали в зависимости от ситуации. Например, мы уже рассказывали, как получить направление на МСЭ при производственной травме. Но общий принцип такой: пациент только проходит обследования, а всем остальным заниматься не обязан.
Какие могут быть препятствия
На практике, как только человек решил получить направление на МСЭ, он попадает в ад. Я опишу возможные препятствия и способы их решения. Надеюсь, вам повезет и вы с ними не столкнетесь.
Сами врачи вряд ли предложат начать оформлять инвалидность. В «Правилах признания лица инвалидом» сказано, что направить должна медицинская организация, но не сказано, что инициатива должна исходить именно от нее и, тем более, от участкового терапевта.
Даже если попросить участкового врача заняться инвалидностью, он может отказать. Например, предложит прийти в кабинет к заместителю по КЭР в рабочее время. Первую лишнюю очередь придется отстоять именно там.
В моем случае так и произошло. У мамы уже была вторая группа инвалидности, но, когда она перестала ходить, никто не предложил оформить первую группу, хотя поликлиника была в курсе. Когда я сам попросил об этом, участковый терапевт направила меня к заму по КЭР.
Инвалидностью бабушки сначала занималась моя тетя, но ситуация была похожая. Сначала тетя потеряла много времени в очередях, а потом заместитель по КЭР вообще отговорила ее: мол, в деньгах особо не выиграете, а хлопот с этим предстоит еще много, да и бабушке недолго осталось.
Садизм состоял в том, что приемные часы по вопросу инвалидности в нашей поликлинике — только вторник с 8 до 12, предварительной записи нет. Людей набирается много: чтобы попасть на прием, приходить нужно к восьми утра или раньше. Тем, кто сумеет прорваться, заместитель по КЭР выдаст направления на обследования, кто не попадет — приходит в следующий вторник.
Когда я занялся инвалидностью мамы, меня это не устроило. Я три дня пытался дозвониться в кабинет клинико-экспертной комиссии, а потом написал главврачу. Подождал неделю — никто не отреагировал. Тогда я отправил жалобы в Минздрав и прокуратуру Омской области через формы на сайтах и зашел к заму по КЭР в обеденное время, когда очереди не было. Она сначала наорала, но потом сказала, что уже занимается моим вопросом. И действительно, дальше все пошло без моего вмешательства: в течение двух недель все осмотры и анализы маме сделали на дому.
Вскоре я получил письменный ответ, что форма 088/у-06 готова. Передавать в бюро ее не стали, потому что за день до этого мама умерла.
Тогда я вернулся к бабушкиной инвалидности и сразу пошел к заму по КЭР в неприемное время, чтобы избежать очереди. Теперь она не стала отговаривать и организовала обследования на дому. Это заняло две недели.
Что я советую. Не стойте в лишних очередях. В «Правилах признания лица инвалидом» не сказано, что для формирования направления на МСЭ пациент должен посещать кабинет клинико-экспертной работы или пройти беседу со специалистом по КЭР.
Если участковый врач откажется начать оформлять инвалидность и к специалисту по КЭР без очереди не попасть, сразу обращайтесь к главврачу с письменным заявлением о желании получить направление на МСЭ. Попросите сделать такое направление либо выдать справку об отказе. Форма заявления свободная.
К заявлению приложите выписки из других лечебных учреждений, копию паспорта и СНИЛС. Если делаете направление родственнику, приложите доверенность на ваше имя в свободной форме и копию своего паспорта. Заверять доверенность у нотариуса не нужно. Заявление в двух экземплярах отнесите в приемную главврача и зарегистрируйте — себе заберите один экземпляр со штампом секретаря.
Если реакции не будет либо будут настаивать на посещении кабинета клинико-экспертной работы или других лишних действиях, обращайтесь в региональный Минздрав. Можете усилить жалобой региональному уполномоченному по правам человека.
Если и Минздрав не отреагирует, пишите в прокуратуру жалобу на непринятие мер Минздравом. Также в прокуратуру имеет смысл жаловаться на поликлинику, если обоснуете, где они нарушают закон. Например, я доказывал, что у меня вымогают взятку в обмен на направление. Поскольку в клевете меня так никто и не обвинил, видимо, я оказался близок к истине.
Цель жалоб не наказать поликлинику, а добиться, чтобы они сделали все без лишних хождений с вашей стороны. Все обращения можно подавать электронно. На сайтах ведомств ищите разделы вроде «Интернет-приемная», «Обращения граждан» или «Подать обращение». Если видите телефон горячей линии, можете звонить. Я заметил, что на телефонные обращения реагируют оперативнее, но после письменных заявлений вопросы решаются проще.
В итоге так будет быстрее, чем сидеть в больничных очередях. Впереди еще много препятствий, поэтому чем раньше привлечете к себе внимание, тем проще будет потом.
Убедите чиновников, что помочь вам — это проще и быстрее, чем готовить отписки на ваши жалобы.
Когда я принес заявление главврачу вместе с простой доверенностью, секретарь сказала мне, что без нотариальной доверенности поликлиника не будет оформлять направление для моей мамы.
На самом деле это незаконно. В гражданском кодексе прописано, когда доверенность должна быть нотариально удостоверена, и оформления направления на МСЭ в перечне нет. Без нотариально удостоверенной доверенности не обойтись, только если вы пойдете в бюро МСЭ вместо родственника, но ходить туда необязательно.
В поликлинике же подойдет доверенность, просто подписанная вашим родственником. Можете использовать мой шаблон или составить свой текст.
Что я советую. Если будете вызывать родственнику нотариуса по другим вопросам, сделайте заодно нотариальную доверенность на представление интересов в поликлинике, бюро МСЭ, МФЦ, пенсионном фонде и соцзащите. Где-нибудь она может пригодиться. Но приглашать нотариуса только ради подачи документов для получения инвалидности не стоит. В этом деле сможете обойтись без него.
В поликлинике объясните, что требовать нотариальное удостоверение незаконно с их стороны, и попросите оформить направление на МСЭ на основании простой доверенности. Раз родственник не может ходить, поликлиника должна наблюдать его на дому. Если не верят, пусть у больного и уточнят, давал ли он вам доверенность.
Порядок действий, если дело не сдвигается, — как в случае с лишними очередями: заявление главврачу, жалобы в региональные Минздрав и прокуратуру. Прокуратура уместна, поскольку поликлиника выдвигает незаконное требование. Еще можно пожаловаться уполномоченному по правам человека.
Так человек, которому оформляется инвалидность, или его родственник превращается в курьера. Врачи назначают время, когда нужно прийти, собрать бумаги по разным кабинетам, найти анализы, амбулаторную карту и отнести, куда скажут. Если заключения будут готовы в разные дни, приходить придется несколько раз. По ходу этого нужно ждать в очередях под разными дверями.
На самом деле таких обязанностей у человека, которому оформляется инвалидность, нет. Поликлиника в состоянии разобраться с этим без участия больного. Отнести документы с третьего этажа на пятый может сам врач, заместитель по КЭР, медсестра или другой сотрудник. Направление на МСЭ поликлиника обязана отправить в бюро сама в течение трех рабочих дней с момента, когда оно будет готово.
Моих родственников осматривали на дому, но после визита врачи каждый раз говорили, что теперь я должен прийти к ним за заключением такого-то числа. На вопрос «Почему я?» отвечали, что такой порядок. Я говорил, что заместитель по КЭР сама все заберет, — врачи делали круглые глаза.
Я никуда по этому вопросу не ходил, а направления моим родственникам сделали. Значит, кто-то из медиков все-таки взял курьерские функции на себя.
Что я советую. Не соглашайтесь на роль курьера. Если перед этим вы уже письменно попросили сделать вам направление на МСЭ, этого достаточно. Ваша задача — ухаживать за больным, если вы родственник, или лечиться, а не бегать по кабинетам. Попросите врачей или зама по КЭР разобраться в этом без вашего участия. Не соглашайтесь отвезти готовую форму 088/у-06 в бюро — пусть передают сами.
Как и куда жаловаться, если дело не движется, я описал выше.
Это уже объективная трудность. Если дело в том, что нет талонов — хорошо. Как быть в таком случае, я уже писал. Чаще всего, обследования вам должны сделать в течение 14 дней независимо от наличия талонов.
Хуже, если в поликлинике действительно нет нужного специалиста или оборудования. Если человек может передвигаться — вопрос решаем. Его обязаны направить туда, где такие специалисты или оборудование есть. Он сам съездит в больницу.
Но если это лежачий больной, однозначного решения нет. Врачи из другой больницы не обязательно поедут на дом, и я не знаю, как их заставить. В нормативных документах не сказано, кто должен в такой ситуации организовать транспортировку. Сумма, которую вы потратите на перевозку, часто оказывается больше, чем человек получит в виде льгот и выплат в связи с инвалидностью.
В случае с моей бабушкой понадобились консультации онколога из онкодиспансера и стоматерапевта — редкого специалиста, который есть в нашем онкодиспансере. Стома — это трубка, например, из кишечника или мочевого пузыря, а стоматерапевт — врач по таким трубкам.
Везти бабушку в онкодиспансер своими силами стоило бы около 7 тысяч рублей — я отказался и потребовал от сотрудников поликлиники как-то решить вопрос. Они сделали форму 088/у-06 без этих специалистов и направили ее в бюро в таком виде. Пройти онколога и стоматерапевта от нас потом требовали еще раз уже на этапе экспертизы МСЭ, но первую группу в конце концов дали без этих обследований.
Часто для направления на МСЭ требуется заключение психиатра. Психиатров в поликлиниках по месту жительства нет, они работают в психиатрических больницах. Здесь проблемы нет: психиатров можно вызвать на дом, для этого даже не нужны талон и направление из поликлиники. Порядок выезда психиатров зависит от конкретного учреждения, узнать его можно в регистратуре или контактном центре по телефону.
Бесплатно психиатр должен прийти в течение двух недель, за деньги — в ближайшие пять рабочих дней. В бесплатном варианте врач сам звонит и предупреждает, когда именно приедет.
Моим родственникам для оформления инвалидности психиатр не потребовался.
Что я советую. Если просто нет талонов, ссылайтесь на программу госгарантий: требуйте, чтобы обследования сделали в указанный срок независимо от наличия талонов. Обращайтесь за помощью в страховую компанию, к главврачу, в территориальный фонд ОМС и Минздрав.
Если направили в другое учреждение и больной способен ездить по больницам, придется съездить. Узнайте, как быть с результатом: его отдадут на руки сразу, попросят приехать за ним позже или передадут в поликлинику без вас. Если скажут ехать второй раз, придется это сделать. В идеале участковый терапевт или зам по КЭР выдаст форму 088/у-06 на руки, и вы поедете с ней. Тогда врач сможет вписать свое заключение в этот бланк, который вы потом вернете в поликлинику.
Узнайте у зама по КЭР, требуется ли в вашем случае заключение психиатра. Если требуется, заранее позвоните в психбольницу и запишитесь на прием или вызовите врача на дом. Также уточните, как получить заключение. В идеале на этот момент иметь форму направления на руках.
Если больной лежачий, а нужны обследования или врачи из другой больницы, почитайте, как перевозить лежачих больных. Там я описал несколько вариантов: возможно, что-то вам подойдет.
Если ничего не подходит, просите, чтобы нашли индивидуальное решение. Нормативные документы не обязывают чиновников искать выход из такой ситуации, но нигде не сказано, что человек, которому оформляется инвалидность, должен решать вопрос своими силами.
Если помочь никто не захочет, требуйте справку об отказе в направлении на МСЭ. С ней обратитесь в бюро.
Как пройти МСЭ
Чтобы пройти медико-социальную экспертизу, нужно дослать в бюро документы, пройти комиссию и получить решение.
Дослать недостающие документы. После того как поликлиника сформирует и передаст направление на МСЭ в бюро по месту жительства, туда нужно предоставить дополнительные документы:
Если обращаетесь за инвалидностью вследствие производственной травмы, дополнительно потребуются:
Обычно в поликлинике дают адрес бюро и советуют туда подъехать. Можно и так, но тогда снова придется куда-то идти и стоять в очереди. Если пойдете за лежачего родственника, вас не примут без нотариальной доверенности.
Существует другой вариант — направить документы заказным письмом. Тогда ходить не надо и доверенность от родственника не нужна. В этом случае заявления заполняете от лица человека, которому оформляете инвалидность, подпись он ставит сам. С остальных документов снимаете копии, оригиналы не посылаете.
Номер, адрес и телефон бюро должны знать в поликлинике. Если там не подскажут, спросите в пенсионном фонде или соцстрахе. Можете найти в справочнике или через поисковик главное бюро МСЭ по вашему региону и уточнить там, как заполнить заявление, какие документы посылать и куда.
Поскольку бюро МСЭ находится по месту жительства, отправка письма обойдется недорого — около ста рублей, если с уведомлением. Сохраните чек с трек-номером: через сайт Почты России убедитесь, что письмо доставлено, и звоните в бюро.
У меня все документы для экспертизы потребовали в поликлинике. Бабушка подписала заявление, и я занес его и копии остальных ее документов заместителю по КЭР. Она отправила их в бюро вместе с направлением на МСЭ. Потом мне позвонили из бюро, удивились, что заявление им прислала поликлиника, и назначили дату проведения экспертизы.
Позже все-таки пришлось отправлять письмо в бюро, но уже по другому поводу, после визита комиссии. Бюро направило бабушку на дополнительные обследования, и мы писали отказ от них.
Пройти комиссию. Специалисты бюро МСЭ назначат дату экспертизы. Если человек может ходить, придется ее пройти. Если прийти не может, из бюро приедут сами или сделают экспертизу заочно. Услуга бесплатная.
Тот факт, что человек не в состоянии прийти, могут попросить доказать. У меня специалисты бюро МСЭ попросили заключение травматолога о том, что бабушка не может ходить.
Для комиссии нужно приготовить оригиналы документов, копии которых отослали. После назначения даты проведения экспертизы уточните по телефону, все ли документы есть в бюро. К приходу специалистов кроме оригинала заключения травматолога нам понадобилась амбулаторная карта из поликлиники и выписка из больницы, куда мы возили бабушку на скорой.
На комиссии специалисты бюро МСЭ попросят заполнить согласие на проведение медико-социальной экспертизы и осмотрят больного.
После осмотра озвучьте участникам экспертизы, какие средства реабилитации нужны. Если во время экспертизы промолчите и в программе реабилитации не окажется чего-то важного, в бюро МСЭ могут ответить, что это средство не так уж необходимо.
Я консультировался с социальным работником из некоммерческой организации, которая работает с тяжелобольными. Она рассказала, что бюро почему-то вносит в программу либо только впитывающие пеленки, либо только подгузники, по три в день. Хотя очевидно, что лежачему больному нужны оба средства, и лучше бы давали два подгузника и пеленку. Если во время экспертизы сказать об этом, шансы получить и то и другое повышаются. Я просил пеленки и подгузники, но не сделал акцент, что обязательны оба средства.
Мои пожелания комиссия выслушала удивленно и неохотно. Во время экспертизы работал диктофон.
В ходе экспертизы возможна неприятность: попросят пройти дополнительные обследования. Это значит, что в поликлинику придется идти по второму кругу.
На этом этапе человек, которому оформляется инвалидность, может отказаться от дополнительных обследований. Тогда специалисты бюро МСЭ примут решение без них. Поэтому решайте по ситуации. Если считаете, что без этих данных инвалидность не дадут, или дадут группу ниже, или не получите что-то важное и дорогое по программе реабилитации, пройдите новые обследования. В остальных случаях не стоит тратить время — пишите отказ. Форму отказа можете попросить сразу же на комиссии или написать его в свободной форме.
Я уже рассказал, что моей бабушке требовалось пройти осмотр двух специалистов: онколога, чтобы он обязательно был из онкодиспансера, и стоматерапевта. Поликлиника направила на МСЭ без этого. Специалисты бюро пришли к нам на дом, осмотрели бабушку и дали ей что-то подписать. Я не проверил, а это оказалась программа дополнительного обследования: бабушка обязалась пройти вышеуказанных специалистов.
Я был уверен, что первую группу должны дать без них. Из технических средств реабилитации нам важны были только подгузники: их необходимость тоже была очевидна без консультаций узких специалистов. Остальные ТСР у нас либо были с запасом, либо мы нормально обходились без них. Из разговора с членами комиссии я понял, что без онколога и стоматерапевта они не могут подобрать характеристики калоприемника, но калоприемников много не нужно: мы могли покупать их сами, ради этого терять время и деньги не стоило.
Когда комиссия уже ушла и я понял, что программу дополнительного обследования подписали зря, бабушка написала отказ от нее. Текст я составил сам от лица бабушки, принес в бюро, но там принять его отказались. Пришлось посылать заказным письмом — потратил сто рублей.
Заявление от имени бабушки об отказе от допобследованийDOCX, 14,7 КБ
Получить решение. По результатам экспертизы специалисты бюро МСЭ принимают решение. Больного могут признать или не признать человеком с инвалидностью. Если признают, то устанавливают группу и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.
Справку об инвалидности и ИПРА выдают в бюро, но, если больной не ходит, просите прислать почтой. Без нотариальной доверенности родственнику их все равно не выдадут.
стоит доставка письма из почтового отделения на дом
По результатам экспертизы бабушке присвоили первую группу инвалидности бессрочно. В программу реабилитации внесли все нужные нам средства реабилитации, кроме впитывающих пеленок. Зато подгузников дали по три в сутки. Калоприемники, кстати, тоже внесли.
Если решение не устроило
По результатам экспертизы могут вообще отказать в инвалидности, могут дать группу слабее или не прописать какие-то ТСР в программе реабилитации. В этом случае решение оспаривают в главном бюро по региону. Решение главного бюро обжалуют в федеральном бюро МСЭ.
Моей бабушке первую группу дали — это решение нас устроило, обжаловать его не пришлось.
Что делать после получения инвалидности
Когда получили справку об инвалидности и программу реабилитации, можно оформлять льготы. Основные льготы для людей с инвалидностью — это пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата, компенсация коммунальных платежей и бесплатные технические средства реабилитации.
Пенсия и ежемесячная денежная выплата, ЕДВ. Денежными выплатами занимается пенсионный фонд. Бюро МСЭ обязано передать сведения в ПФР в течение трех дней с момента установления инвалидности. При первом получении инвалидности нужно подать заявление в пенсионный фонд, а при продлении и изменении группы ПФР все сделает без вас.
Моя бабушка поменяла группу, поэтому мы ничего не подавали в ПФР. ЕДВ она получила одновременно со следующей пенсией.
Льгота по коммунальным платежам — это скидка 50%. Платить придется в полном размере, но вместе с пенсией половину возвращают. Заявление на льготу оформляется в МФЦ. К лежачим больным специалист ближайшего МФЦ приезжает на дом, для людей с инвалидностью первой группы это бесплатно.
Я позвонил в МФЦ, и меня попросили подойти к ним со справкой об инвалидности и паспортом бабушки. В окне платных услуг я заполнил заявку, и через пару дней к нам домой приехала сотрудница центра. Она заранее заполнила заявление на льготу и взяла с собой копир — откопировала документы и дала бабушке расписаться.
Технические средства реабилитации заказывают в отделении фонда социального страхования — ФСС — и комплексном центре социального обслуживания населения — КЦСОНе. В эти учреждения придется сходить. Нам прислали их адрес, телефон и режим работы из бюро МСЭ вместе с другими документами.
Полное название КЦСОНа по муниципальному образованию будет прописано в программе реабилитации. Предварительно советую им позвонить: например, наш КЦСОН «Вдохновение» находится сразу по двум адресам, расположенным далеко друг от друга — можно прийти не туда. Нужно отделение социальной реабилитации людей с инвалидностью.
Когда подадите заявление в эти организации, ТСР привезут на дом бесплатно, предварительно позвонят.
Пока средства не привезли, покупать их придется самостоятельно, но деньги можно вернуть. Заявление на возврат оформляется в региональном отделении ФСС. Выплатят не потраченные деньги, а сумму, которую потратил бы на аналогичные ТСР соцстрах.
Например, вы купили 200 дорогих подгузников, а ФСС предоставляет подгузники другой марки, дешевле. По программе реабилитации вам обязаны давать по 3 подгузника в день. Вы закупились вперед, а с момента получения инвалидности до подачи заявления на возврат прошло 30 дней. Значит, получите стоимость 90 дешевых. Если бы купили 50 подгузников, ФСС вернул бы стоимость 50 дешевых.
Для возврата понадобится:
Я пока не возвращал затраты, потому что мы не делали нотариальную доверенность.
Мои выводы по процессу получения инвалидности
Специалист по социальной работе, с которой я консультировался, рассказала, что не всегда оформить инвалидность так сложно, как было с моими родственниками. Количество препятствий зависит от поликлиники. Наша на плохом счету — об этом я знал и раньше, когда работал в страховой медицинской компании.
В подобных ситуациях получение инвалидности больше напоминает сложный квест. Больные часто решают вообще не начинать, а те, кто начал, часто не доживают до решения МСЭ или получения ТСР. Мой случай в целом это подтверждает.
Поэтому вопросом инвалидности лучше заняться, как только он возник, особенно в тяжелых случаях. Например, если больной перестал ходить или от него отказались врачи и направили на симптоматическое лечение, когда за жизнь уже не борются, — вызывайте участкового терапевта на дом и просите сделать направление на МСЭ.
Чтобы этот процесс не занял все ваше время, предлагаю такие правила: