допуск дексос 2 что это такое
Выбор масла с допуском Dexos2
Всем доброго времени суток.
Долгое время меня мучает вопрос о выборе моторного масла.
Поспрашивав о данном вопросе на форумах, выслушав рекомендации на СТО (конечно предлагали масло которое они завозят к себе как представитель компании) и просмотрев еще немного информации в интернете картина такова:
1. По итогам опроса на форумах популярностью пользуется:
— GM Genuine Motor Oil dexos2
— Eni i-Sint MS 5W-30
2. По итогам рекомендаций на СТО:
— MOTUL Specific 5W-30 Dexos2
— Mobil Super 3000 XE 5w-30 Dexos2
— Lukoil Genesis Premium 5W-30 Dexos2
3. В интернете есть много видеороликов по испытаниям каждого вида масла (трение, температурные испытания), но также есть и одна статья которая, на мой взгляд, более-менее полезна, ссылка на статью — melbu.livejournal.com/177016.html
Хочу обратить внимание на разъяснения, в начале статьи, о применении масел с маркировкой Dexos2 (с маркировкой «дизель/бензин») и Dexos1 (с маркировкой «бензин») к бензиновым двигателям.
Также нашел вот такой список моторных масел, получивших лицензию GM dexos2 (кому интересно — сей фай есть в PDF формате скрин первой страницы прикрепил —
, прикрепить сам файл к посту не получилось — при необходимости могу его переслать):
Наименование Производитель Fluid, Type Вязкость Регион
ACDelco dexos2™ SAE 5W-30 General Motors dexos2 5W-30 Global
Aral HighTronic G 5W-30 Aral AG dexos2 5W-30 Global
Ardeca Syn-Tec DX 5w30 Vroman NV dexos2 5W-30 Europe
Astris DPF Plus C3 SAE 5W-30 Astris SA dexos2 5W-30 Europe
Bardahl XTC Syntronic GM 5w30 Bardahl dexos2 5W-30 Europe
BP Visco 7000 C 5W-40 BP Plc. dexos2 5W-40 Global
BP Visco 5000 M 5W-30 BP Plc. dexos2 5W-30 Global
Castrol Edge 0W-30 Castrol Ltd. dexos2 0W-30 Global
Castrol Edge 0W-40 Castrol Ltd. dexos2 0W-40 Global
Castrol Edge 5W-40 Castrol Ltd. dexos2 5W-40 Global
Castrol Edge Professional C3 0W-30 Castrol Ltd. dexos2 0W-30 Global
Castrol Edge Professional C3 0W-40 Castrol Ltd. dexos2 0W-40 Global
Castrol Edge Professional OE 5W-30 Castrol Ltd. dexos2 5W-30 Global
Castrol Edge Professional OE-X DX 5W-30 Castrol Ltd. dexos2 5W-30 Global
Castrol Magnatec 5W-30 C3 Castrol Ltd. dexos2 5W-30 Global
Castrol Magnatec 5W-40 C3 Castrol Ltd. dexos2 5W-40 Global
Castrol Magnatec Professional MP 5W-30 Castrol Ltd. dexos2 5W-30 Global
Castrol Magnatec Professional MP DX 5W-30 Castrol Ltd. dexos2 5W-30 Asia Pacific
Castrol Magnatec Professional OE 5W-40 Castrol Ltd. dexos2 5W-40 Global
Champion Syntolube GSB Wolf dexos2 5W-30 Europe
Delek Motorsynth FE 5w30 Delek Lubricants dexos2 5W-30 SA, ME, Africa
Elaion F50 d2 YPF SA dexos2 5W-30 SA, ME, Africa
ELF Excellium C3 5W-40 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-40 Global
Elf Solaris LSX 5W-40 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-40 Global
Elf Solaris MSX 5W-30 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-30 Global
Enviro Plus SAE 5W-40 Penrite Oil Company
Pty Ltd. dexos2 5W-40 Asia Pacific
FeuVert dexos2™ 5W-30 FeuVert dexos2 5W-30 Europe
TITAN GT1 Pro Flex Fuchs dexos2 5W-30 Global
TITAN GT1 Pro Gas Fuchs dexos2 5W-30 Global
TITAN Supersyn D2 SAE 5W-30 Fuchs dexos2 5W-30 Global
GALP ACTIVE 3000 G 5W30 Petroleos de Portugal,
Petrogal S.A. dexos2 5W-30 Global
GALP FORMULA G DX2 5W30 Petroleos de Portugal,
Petrogal S.A. dexos2 5W-30 Global
GM Genuine Motor Oil dexos2 General Motors
Europe dexos2 5W-30 Europe
Gulf Progress Efficiency 5W-40 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-40 Portugal &
Spain Only
Gulf Progress Extended 5W-30 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-30 Portugal &
Spain Only
IGOL Profive Emeraude Cipelia SAS dexos2 5W-30 Europe
KunLun Tianrun 9000 C3 5W-30 PetroChina dexos2 5W-30 Asia Pacific
Liqui Moly Pro-Engine M 500 Liqui-Moly dexos2 5W-30 Europe
Liqui Moly Top Tec 4600 Liqui-Moly dexos2 5W-30 Europe
Lukoil Genesis Premium 5W-30 LukOil dexos2 5W-30 Global
Lukoil Genesis Premium 5W-40 LukOil dexos2 5W-40 Global
Megol Motorenoel Efficiency Meguin dexos2 5W-30 Europe
Midland Axxept OEL-Brack AG dexos2 5W-30 Europe
Mobil 1 ESP 0W-40 ExxonMobil dexos2 0W-40 Global
Mobil Super 3000 Formula G 5W-30 ExxonMobil dexos2 5W-30 Global
Mobil Super 3000 Formula G 5W-40 ExxonMobil dexos2 5W-40 Global
Mobil Super 3000 XE 5W-30 ExxonMobil dexos2 5W-30 Global
MOL Dynamic Gold MOL-Lub GmbH dexos2 5W-30 Europe
Motorex Select D-XL Bucher AG
Langenthal dexos2 5W-30 Europe
Motorex Select LA-X Bucher AG
Langenthal dexos2 5W-30 Europe
MotorOil Premium Synthetic GM dexos2 MPM International
Oil Co. BV dexos2 5W-30 Europe
Motul 8100 X-clean Motul dexos2 5W-40 Global
Motul Expert G 5W-30 Motul dexos2 5W-30 Global
Motul Specific dexos2 Motul dexos2 5W-30 Global
Multilife C-Three Morris Lubricants dexos2 5W-30 Europe
OMV BIXXOL special C3 OMV Refining &
Marketing GmbH dexos2 5W-30 Europe
PO MAXIMA GA Petrol Ofisi (POAS) dexos2 5W-30 Global
Q8 Formula Special G Long Life SAE 5W-30 Kuwait Petroleum dexos2 5W-30 Europe
Quartz DEO 5W-30 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-30 Global
RAVENOL HLS SAE 5W-30 Ravensberger
Schmierstoff dexos2 5W-30 Europe
RAVENOL LSG SAE 5W-30 Ravensberger
Schmierstoff dexos2 5W-30 Europe
Shell Helix Ultra AG 5W-30 Shell Oil Products Co. dexos2 5W-30 Global
Sinopec Polar Star S1 Sinopec dexos2 5W-30 Asia Pacific
Sinopec Polar Star S2 Sinopec dexos2 5W-40 Asia Pacific
Statoil LazerWay G Svenska StatOil AB dexos2 5W-30 Europe
Tecar International Trade GmbH TECAR Special DX2 dexos2 5W-30 Europe
TOTAL Quartz Ineo MC3 5W-30 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-30 Global
Total Quartz Ineo MC3 5W-40 TOTAL Lubrifiants dexos2 5W-40 Global
UNIL OPAL Opaljet Longlife 3 Cipelia SAS dexos2 5W-30 Europe
UNIL Opaljet Longlife 3 Cipelia SAS dexos2 5W-30 Europe
Wolf Masterlube Synflow GSB Wolf dexos2 5W-30 Europe
YACCO LUBE O Cipelia SAS dexos2 5W-30 Europe
YACCO VX 1703 Cipelia SAS dexos2 5W-30 Europe
В заключении хотелось попросить «сильно камнями не бросать», если что-то не так или есть другая точка зрения, ну или опыт езды на конкретном масле — очень буду рад данной информации, так как сам катаюсь на BP Visco 5000 5W-30 (хотя в таблице указано схожее виско но там есть буква «М» — BP Visco 5000 M 5W-30, если раскрыть характеристику моего виско, лью BP Visco 5000 5W-30, то там есть допуск GM LL-A-025, LL-B-025, что соответствует тому же GM-фото прикрепляю —
Моторное масло. dexos1 vs dexos2
Попытался, для себя, разобраться со стандартами dexos1 и dexos2, и понять какой именно стандарт наиболее подходит для моего автомобиля с учетом климата, качества бензина и тд. Если кратко, то стандарт dexos1, компания GM, позиционирует как моторное масло для бензиновых двигателей, а стандарт dexos2 как моторное масло для дизельных двигателей, но стандарт dexos2 перекрывает стандарт dexos1 и его тоже можно использовать для бензиновых моторов, но стоит ли?
Компания GM, выпустила специальные допуски для масел. которые должны использоваться в моторах GM (в список этих моторов входят и моторы ecoTec).
Масла dexos1 — масла с более низкой вязкостью для бензиновых моторов, с показателем динамической вязкости HTHS >= 3.5 и соответствующие европейскому стандарту ACEA A3.
Масла dexos2 — масла более вязкие для легких дизелей с показателями динамической вязкости HTHS >= 3.5 и соответствующие европейскому стандарту ACEA С3.
Масла dexos «среднезольники» с хорошим пакетом моющих присадок.
Можно понять что из себя представляют масла dexos, и в итоге dexos2 по сути тоже самое что и dexos1, но с дополнительной защитой катализаторов и сажевых фильтров, но будем честны сами с собой, с тем ‘топливом’, которое мы называем бензином, эта защита бесполезна.
Весь мир стремится к экономии, и по этому компания GM под своей франшизой выпускает только масла стандарта dexos2, да и масла dexos2, других компаний, найти проще чем dexos1. Причина в том что, стандарт dexos2 перекрывает стандарт dexos1, то есть масла можно лить в бензиновые двигатели, и отдельно выпускать масло для бензиновых двигателей не особо экономически обосновано. Тем более что вся Европа с каждый годом все больше и больше пересаживается на дизельные моторы.
При этом для владельцев бензиновых моторов, они рекомендуют лить масло dexos2, но никто не говорит что масло dexos1 хуже, ситуация просто в том, что dexos2 можно лить в бензиновые моторы, а dexos1 нельзя лить в дизельные. С точки зрения экономики явно dexos2 выигрывает. Что касается компаний, которые выпускают масла не под франшизой GM, то им тоже проще выпускать только масла dexos2, так как его можно применять в обоих типах моторов, а сертификация масла стоит миллионы долларов, и для компании гораздо лучше выпускать одно масло для всех автомобилей GM, чем сертифицировать 2 отдельных.
Стандарты, довольно беспощадная штука, которая не оставляет практически никакого места для творческой работы производителей масла. По этому если вы уже выбрали масло стандарта dexos2, то оно все будет примерно одинаковое, в пределах допусков. Масла будут иметь одинаковые качества, и по сути будут только отличаться выносливостью. То есть более стойкие загустители, более злые антифрикционные присадки и тд. Но свойства масла будут одинаковы.
Чтобы не быть голословным, привожу лабораторный анализ масел стандарта dexos2.
Вывод следующий, все масла этого стандарта, имеют приблизительно одинаковые параметры. И по сути выбирая Motul Specific, вы не получите ничего, кроме того что ваше масло немного дольше проходит, то же касается и масла Mobil 1. Эти масла будут более выносливыми, но в целом ничем не будут отличаться от GM Dexos2 по параметрам. С помощью лабораторного анализа, было доказано, что масло GM Dexos2 реально ходит 6800км в наших условиях, то есть меняя это масло в 2 раза чаще вы получите такой же эффект как и от масла Mobil или Motul. Правда Mobil или Motul можно менять реже, скажем раз в 15 000.
Нужно с опаской относится к маслам, которые соответствую сразу нескольким стандартам, к примеру масло Motul 8100 X-clean, которое соответствует одновременно нескольким стандартам, в том числе и dexos2. Motul 8100 X-clean имеет не совместимость присадок, и при нагреве полемеризуются.
В итоге: если вы хотите найти масло лучше, то тут явно, просто выбор производителя не поможет, нужна другая рецептура, к примеру dexos1, его разрешает использовать корпорация GM. А вообще если забить на этот стандарт, а просто отталкиваться от требования вашего двигателя к маслу, то можно найти масло в разы лучше.
Масла dexos1, среднезольные с необходимым пакетом моющих присадок, которое соответствует стандарту ACEA A3.
ACEA A3/B3 — B4. Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.
Масла dexos2, малозольники, с необходимым пакетом моющих присадок, которое соответствует стандарту ACEA С3
ACEA С3 — 04. Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.
Если кратко, то прочитав описание стандартов, все становится понятно. dexos2, это такое же масло как и dexos1, только более заточено для дизельным моторов, так как имеет компоненты призванные защищать сажевые фильтры. А защита катализаторов, сейчас предусмотрена в любом хорошем моторном масле, так как это уже давно стандартный компонент выпускной системы автомобиля. (Да и ваш катализатор ни одно масло не спасет от того топлива, которое мы льем в своих железных коней)
А вот то что вязкость, в маслах dexos1 ниже, это факт. Редко можно встретить масло dexos1 с показателем HTHS > 3.1. Масла же dexos2, более вязкие, и по сути можно сказать, что масла с вязкостью по SAT 5w30 очень близки к вязкости масел 5w40.
HTHS — это параметр, который отражает, высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига.
Известно, что при повышении температуры, вязкость масла уменьшается, пленка становится тоньше, и в двигателях не предназначенных для работы с маслами с низкой вязкостью будет наблюдаться повышенный износ. По этому очень важно следовать рекомендациям производителя, по поводу вязкости маслам. В маслах 5w30, по стандарту ACEA, динамическая вязкость, должны быть не менее 2.9. В маслах 0w40, 5w40 не менее 3.5. По этому я и писал, что масла dexos2 по вязкости ближе к маслам 5w40.
Для примера, возьмем очень хорошее масло стандарта dexos1 — Mobil 1 x1, имеет параметр динамической вязкости 3.1, что реально покрывает требования мотора. Так же, масла dexos2 — это масла малозольники рассчитанные на чистый бензин (Европейский бензин), срок службы масла dexos2 в Германии 30 000, а в нашем регион из-за тяжелых условий (климат и бодяга вместо бензина) рекомендуют снизить интервал замены до 15 000, но практика показывает что немцы не до оценили наши условия и малозольный dexos2 умирает уже на 7 000.
По этому возможно покажется логичным, лить в бензиновые двигатели масла dexos1, которые среднезольные, лучше моют, и лучше справляются с условиями нашего региона. Дополнительным фактом, является то, что щелочное число у всех масел dexos2 примерно равно 7, в то время как у масел dexos1 оно ровно приблизительно 9. То есть масла стандарта dexos1 будут гораздо лучше справляться с той бодягой — которую мы называем бензин. По моему мнению, масла dexos1 для нашего региона являются более предпочтительными.
На 7500 км пробега, я сменил масло на Mobil 1 x1 (dexos1), маслом очень доволен, двигатель работал тише, никаких проблем не было, на 15 000 мы оценили чистоту двигателя, и двигатель оказался очень чистым.
На 15 000км, я залил Mobil 1 ESP Formula (dexos2), по результатам анализа на oil-club, это лучшее масло стандарта dexos2 из существующих, мотор субъективно начал работать немного громче. Останавливаю свой выбор сейчас на dexos1 (Mobil 1 x1), как на лучшем масле, по моему мнению, для моего автомобиля в нашем регионе.
Dexos2 итоги
Тема касается владельцев в большей степени гарантийных автомобилей концерна General Motors. Ну и владельцев любых других автомобилей то же.
Какое масло использовать? Владельцы GMмобилей такой вопрос не задают, потому как в инструкции чётко написано, что нужно лить масло с допуском Dexos2. Все дилеры GM дружно, как сговорились, льют без лишних вопросом фирменное масло GM Dexos2 и никаких вопросов не задают. Всё это скучно и неинтересно. Интересно будет если начать разбираться, что значит «Допуск» и что конкретно значит допуск Dexos2.
Есть такая организация ACEA, или по иному «Ассоциация европейских производителей». В неё входят и европейские производители самобеглых повозок, и американские, и корейские, и японские. Короче все, или почти все.
В рамках этой ассоциации были выработаны некоторые стандарты, применяемые ныне к моторным маслам. Для начала были придуманы категории А и И. Этого показалось мало, и к этим категориям были придуманы номерные поnкатегории, типа A3, B3… Ну и чтоб работа выглядела как завершенная, этими буковками и циферками обозначили свойства различных категорий масел. И стало им скучно, т.к. вся работа была сделана. Чтобы не скучать, раз в два года требования к маслам различной категории редактировали и уточняли. В итоге к буковкам и циферкам добавилась еще пара цифр, обозначающие год. Короче, то что в 2002 году было A1-02 и B1-02, к 2008-у году стало A1/B1-08.
В конце концов родилась такая категория масел, которые были довольно жиденькими и кроме того при сгорании оставляли после себя по минимуму сульфатной золы. Сульфатная зола это то, что остаётся после сгорании различных металосодержащих веществ, потому что зола забивает сажевые фильтры дизельных двигателей. Тут еще такая напасть, что сажа и зола, это совершенно не одно и то же, а вообще разные вещи. Ну в общем, назвали категорию этих масел C3.
А что такое масло? Масло это прежде всего углеводород. Углеводород при сгорании даёт оксид углерода и воду. А если плохо сгорает, то даёт сажу. Но для того чтобы долго и счастливо смазывать и охлаждать детали двигателя, одного углеводорода мало. Для этого в масло добавляют загустители, модификаторы трения, антикоагулянты… В итоге именно эти вещества дают нам ту самую сульфатную золу. Меньше веществ — меньше золы. Поэтом нельзя сделать масло, у которого золы будет в 10 раз меньше. Просто это масло будет в десять раз хуже смазывать, хуже охлаждать, быстро окислится и развезет грязи. В итоге в этих малозольных маслах категории C3 этой самой золы не в 10 раз меньше, а всего на треть. Но и это для сажевого фильтра хорошо.
Короче, ACEA разработала стандарты. Если производитель масла выпускает продукт, соответствующий одной из категорий масел, он просто пишет на нём что масло соответствует стандарту ACEA C и С3 и идет продавать. Потребителям и производителям хорошо, а у автопроизводителей деньги сквозь пальцы текут из-за отсутствия возможности лицензировать. Это трудно долго терпеть.
В итоге автопроизводители придумали свои стандарты масел почти в точности повторяющие стандарты ACEA. Теперь за возможность размещения допуска нужно купить лицензию автопроизводителя.
Так появилось множество допусков и в частности Dexos2. Тут же появилась синенькая канистрочка под брендом GM. И вот смотрите, что на ней написано:
Мы тут видим те же допуски ACEA, GM и параллельные допуски некоторых других голубчиков из ACEA.
Как получить допуск Dexos2 официально написано вот здесь. Если коротко, то вы обращаетесь в одну из четырёх компаний производителей присадочных пакетов и покупаете у них готовое решение. После чего передаёте образец в отдел качества GM и получаете право размещать на упаковке товарный знак Dexos2. С этого момента ваша продукция допущена к применению практически во всех автомобилях GM, в том числе и гарантийных.
Теперь интересный момент. Один из производителей присадочных пакетов предоставляет возможность поиграться в диаграмму сравнительных характеристик масел различных допусков. Ну я взял и все допуски с канистры GM Dexos2 забил и смотрите что получилось:
У них параметры где-то близко, у кого-то что-то совпадает, у кого-то нет. Но у всех один параметр сходится в одной точке — вторичная переработка (ред. автор тут путает, Aftertreatment compabillity — это совместимость с сажевым катализатором, а не вторичная переработка). А если добавить диаграмму допуска С3, например Ford, то у него этот параметр будет нулевым. Попробуйте сами поиграться.
В общем, масла соответствующие допускам с канистры масла GM объединяет возможность переработки и повторного использования. Т.е. можно собрать отработку с сервисов BMW, VW и Opel, слить всё в одну бочку, произвести очистку и выделить основу. После чего разделить, добавить свой присадочный пакет и можно снова заливать в автомобили. В этом суть лейбла Longlife. Получается, что речь не идет о долгой жизни масла и выдающемся межсервисном пробеге. Речь идет только о том, что основа масла многократно перерабатывается, за счет чего снижается условное потребление масляной основы за весь срок службы автомобиля. Экологи в экстазе, конкуренты нервно курят. Только какое это имеет отношение к двигателю?
Вообще стоит отметить, что утверждение GM о том, что масло Dexos2 идеально подходит ко всем двигателям концерна, попахивает некоторой натянутостью. И 1,4 турбобензинка на Астре, и турбодизель на Блейзере. А есть ещё ведь и форсированные двигатели OPC. И всё это на одном масле? А учитывая, что многие двигатели GM выпускались раньше, чем появился допуск Dexos2, а некоторые двигатели закупаются у сторонних производителей, закрадывается сомнение в необходимости такого количества стандартов и допусков, если чуть ли не для половины автопарка мира идеальным является Dexos2.
Пройдёмся по первоисточникам.
Сначала на страничке центра «качества» GM прочитаем вот это:
Оказывается, масла под торговой маркой Dexos2 предназначены для дизельных двигателей, а для бензиновых есть марка масел Dexos1. О как! А официальные дилеры и не знают. Инструкции к европейским машинам то же помалкивают. Кстати, если прикинуться шлангом и обратится с центр поддержки GM по поводу масла, то вам скажут, что масла Dexos1 можно использовать в бензиновых двигателях, но их качество ниже, чем у Dexos2.
Чисто интуитивно понятно, что у масел для бензиновых двигателей не должен стоять вопрос зольности, т.к. нет необходимости заботится о сажевом фильтре в виду его отсутствия. Ну и еще вероятно состав веществ, попадающих в масло во время нормальной эксплуатации, несколько отличаются. Это должно отразится на состав «моющих» присадок.
Ну ладно, что гадать, нужно смотреть первоисточник. Опять лезем на сравнительные диаграммы свойств:
Сразу бросается в глаза выпирающая экономия топлива. Ничего удивительного, это легко достигается жирной дозой модификаторов трения, ограничений по золе никто не ставит. И еще есть разница по такому параметру как отложения на поршне (piston deposits). Обратите внимание, отложения на поршнях является немаловажным параметром для производителя присадочного пакета, и, вероятно, для его заказчика.
В чём там прикол. Отложения лишают подвижности компрессионные и маслосъемное кольца. Падает компрессия, в камеру сгорание начинает поступать масло. Масло горит, поступает в выхлопную систему. После чего уже можно забить на зольность масла, а в месте с ним на сажевый фильтр, катализаторы и готовится к ремонту поршневой.
Беда в том, что эти форсунки работают, когда обороты двигателя хорошо за 2000. Собственно, при низких оборотах и антифриз у нас не слишком шустро циркулирует. А ведь именно в режиме пробочного движения характерны низкие обороты и постоянное пидалирование, с подачей жирных порций топлива. В итоге в районе поршневых колец температура может достигать 300 градусов.
Что при этом происходит с маслом. Масло это жидкость. Как и для любой другой жидкости, у масла есть придельная температура, после которой масло начинает кипеть. Выше температуры кипения жидкое масло нагреть нельзя. Чем больше температура окружающей среды, тем больше тепла поступает к кипящему маслу и тем интенсивнее происходит процесс кипения. Температура кипящего масла при этом не изменяется, потому что вся тепловая энергия идет на процесс парообразования. На температуру кипения масла может повлиять только давление. Чем выше давление, тем выше температура кипения масла (собственно. с любой другой жидкостью то же самое). Температура кипения масла при атмосферном давлении порядка 280-300 градусов.
Дальше я покажу как ведут себя масла с допуском Dexos2 при высокой температуре. У меня собралось 14 лицензированных образцов. Есть еще образцы, которые, по мнению производителя, отвечают требованиям Dexos2, но в данном случаи собраны исключительно образцы, обладающие официальной лицензией. Лицензию можно проверить здесь.
Испытание проходило следующим образом. Круглая колба на 250 кубиков, на половину заполняется маслом. Ставится в колбонагреватель. Примерно через 15-20 минут масло начинает кипеть. На 30-й минуте я переворачиваю колбу, после чего всё это кипит еще 30 минут.
О масле, о DEXOS и о том что лить.
Решил написать статью о масле, многие ломают голову над тем что лить, попробую дать некоторую информацию к размышлению применительно к нашей машинке Chevrolet Spark (но и для других GM полезно).
Прежде всего для выбора масла необходимо обратится к инструкции по эксплуатации:
Российский инструкция, что от 2010 г., что от 2012 г. предписывает одно и тоже, масло не ниже API SM, ACEA A3/B3, вязкость по температуре.
Заметьте, никаких DEXOS! Оно и понятно, наш двигатель был выпущен еще до его появления, если быть точным, то в 2008 г. вышел AVEO c двигателем 1,2 DOHC, являющимся прямым родственником нашему, а спецификация DEXOS только была разработана в 2010 г.
Но вот узбекские друзья мне тут подсказывают, что у них в новом мануале уже значится DEXOS2, а у нас как, у кого свежий Спарк? Напишите.
Копаем дальше, заходим на германский сайт и скачиваем их мануал.
А вот после 2012 (так называемая Gen2), что то новенькое:
Итак с 2012 г. производитель (т.е. GM) вводит требование использовать масла отвечающие спецификации Dexos, причем допускает использование, как DEXOS1, так и DEXOS2. Какая между ними разница я напишу чуть ниже.
А теперь находим самый «родной» для наших машин мануал, корейский!
Так вот корейская инструкция рекомендует только DEXOS1, впрочем, как и во всей Америке.
Вы не запутались окончательно?
Давайте сначала разберем откуда взялся этот DEXOS и чем отличаются «1» и «2»? До DEXOS у GM существовали 2 допуска: GM-ll-А-025 для бензиновых двигателей и GM-ll-B-025 для дизельных. GM-ll-А-025 эволюционировал до DEXOS1, а GM-ll-B-025 до DEXOS2.
Принципиальная разница между ними заключается в параметре HTHS — высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига, которая является показателем экономичности масла, т.е. характеризует масла с точки зрения экономии топлива.
DEXOS1 (GM-ll-А-025) HTHS=>2,9 МПа*c (для вязкости xW-20 HTHS=>2,6 МПа*c)
DEXOS2 (GM-ll-B-025) HTHS=>3,5 МПа*c
Но для дизельного двигателя с его нагрузками требуется более прочная масляная пленка, т.е. более густое масло, что ставит крест на экономичности (т.е. HTHS не может быть ниже 3,5). А вот для бензинового двигателя зачем такая «каша»? Но т.к. в Европе больше половины автомобилей именно дизельных, то GM не стал сильно ломать себе голову, а распространил использование одного масла на все машины. Как говорится: «Кашу маслом не испортишь», т.е. густым маслом бензиновый двигатель). Также причина еще в том, что DEXOS2 являются longlife маслами и могут использоваться до 30000 км пробега или 2 лет. В Европе так оно и есть, но в наших условиях почему-то эти масла не выхаживают и 15000 км, в чем честно признается сам GM.
Почему так происходит, можно только догадываться, но догадки скорее всего кроются в следующем: спецификация DEXOS2, накладывает жесткие ограничения на содержание сульфатной золы, фосфора и серы (LowSAPS масла), которые являются частью традиционного противоизносного пакета присадок (ZDDP), это сделано в угоду экологии т.е. сбережения сажевого фильтра (DPF) на дизелях, или многоуровневого катализатора (Евро 5 и выше) на бензиновых двигателях. В следствии чего у этих масел очень низкое щелочное число (TBN, ), которое и характеризует способность масла выполнять свои обязанности. Так вот на плохом бензине (ниже Евро-4) TBN быстро снижается до предельных величин, что равносильно смерти масла.
Можно долго рассказывать, рассуждать и спорить, но практика красноречивей любой писанины доказывает, что использование DEXOS2 на «горячих» движках GM (до 108 гр. С), что то не так и ведет к залакированию, зашлаковыванию, и т.п. а у кого то еще и хуже к полной смерти, которое превращается в гуталин (примеры уже есть и на Спарке).
Из моего личного опыта, на моем Спарке было залито масло GM DEXOS2 на пробеге 4 тыс. км, т.е. практически на новом автомобиле, а и вот, что оно после себя оставило после 10 тыс. км. пробега и одного года:
Для тех, кто любит страшилки на ночь, можете посмотреть «ужасы» в моем блоге: www.drive2.ru/b/1207319/
Так, что же лить простому смертному, спросите вы? Я бы рекомендовал 2 варианта:
1. В соответствии с российской инструкцией, масла ACEA A3/B3(B4) вязкостью 5W-30 или, что чуть хуже в плане экономии топлива и динамики масла 5W-40, но не масла ACEA С3, которые являются практически таким же малозольным аналогом DEXOS2. Лучше, чтобы у масел были серьезные допуски, например MB229.3 или лучше MB229.5. (на API я бы внимания не обращал)
2. В соответствии с корейской инструкцией, масло соответствующие DEXOS1. Только на нем вы почувствуете полную отдачу от двигателя, и что всегда приятно, экономию топлива. (Только не вздумайте лить DEXOS1 xW-20, оно подходит только для двигателей Gen2, а это какие?). Также не планируйте кататься на нем по 15 тыс. км., недорогое, оно так же, как и малозольные масло с небольшим содержанием TBN, и даже буржуйские мануалы предписывают замену в 12000 км.
Сам сейчас катаюсь (вернее жена катается) на масле SHELL HELIX ULTRA E 5W-30, ACEA A3/B4, API SL, допуск MB229.5, но сейчас его сняли с производства, на замену есть SHELL HELIX HX8 5W-30, ACEA A3/B4, API SN, но уже с допуском MB229.3. Но в следующую замену буду пробовать DEXOS1.
Ставим лайки, если прочитали до конца.
Update
Согласно новой русскоязычной инструкции уже даны рекомендации использовать Dexos1, или Dexos2, а для двигателей первого поколения допустимо использование масла ACEA A3/B4.
Спасибо Dr-Akula за предоставленные сканы.