допустила ошибку на работе что делать
Как признаться в своих ошибках начальнику
Нельзя
1. Откладывать объяснение на потом. Да, вам светит неприятный разговор. Да, велик соблазн потянуть время, надеясь, что все как-нибудь устроится само собой, а еще лучше — что о вашей ошибке никто не узнает. Но помните: реальная вероятность того, что промах не заметят, близка к нулю. Лучше самому рассказать о проблеме руководителю, чем ждать, пока это сделают внимательные коллеги.
2. Готовиться к тому, что вас будут ругать. «Это изначально позиция ребенка, который нашкодил, и сейчас родители устроят ему “бучу”, — объясняет Ульяна Скорнякова, профессиональный психолог и коуч. — Деловой мир — это все-таки мир взрослых. Поэтому важно занять не детскую позицию жертвы, а позицию взрослого: морально подготовиться к конструктивному разговору с руководителем и не настраиваться на ругань — иначе ее вы и получите».
3. Перебивать и спорить. Дайте начальнику право на дурное расположение духа. Не пытайтесь остудить его пыл словами «Не стоит так волноваться» или «Успокойтесь, пожалуйста». Такие фразы только выдают страх и еще больше раздражают собеседника. «Когда человек злится и выступает с обвинениями, важно понять, что не вы лично являетесь причиной его эмоции, а сформировавшаяся ситуация, — рассказывает Ульяна. — Это поможет не принимать гнев близко к сердцу и не стушеваться. Поставьте себя на место руководителя: на нем гораздо больше ответственности. Поймите его, посочувствуйте; можете сказать о своих переживаниях так: «Я вижу, что вас это злит, и я бы на вашем месте тоже злился!» Такой фразой вы проявите заинтересованность к его психологическому дискомфорту, и это может помочь снять напряжение во время разговора».
5. Перекладывать ответственность на других. Говорите только о своих ошибках. Все, что вне вашей компетенции — повод для отдельного разговора в присутствии всех ответственных лиц
Можно и нужно
1. Вовремя заметить и признать ошибку. Если вы заметили проблему и сразу отправились к шефу, чтобы обсудить пути ее решения, это расскажет о вас как об ответственном и серьезном сотруднике, которого действительно волнует судьба компании. Кроме того, вашему самолюбию будет нанесен куда меньший урон, если начальник устроит разнос без свидетелей. Если вы сами инициируете беседу — скорее всего, так и будет.
2. Подготовиться. Не только к сложному разговору, но и к обсуждению путей выхода из ситуации. Подготовьте объяснение, почему случился тот или иной промах, и продемонстрируйте намерение разобраться в проблеме. «Отправляйтесь беседовать при полном вооружении: ситуация со всех сторон, риски, решения, аргументы, — советует Ульяна. — Помним о том, что это взрослый разговор, поэтому беседу нужно вести с полной ответственностью и честностью. Опишите все как есть, признайтесь в том, что чувствуете свою вину в случившемся, и предложите варианты решения».
3. Попросить совет. Руководителю виднее, как правильно действовать с точки зрения бизнеса. Спросите, что он думает о проблеме и какое решение кажется ему наиболее подходящими. Такой просьбой вы покажете, что вы цените его мнение, и быстрее перейдете к более приятной части «разбора полетов» — обсуждению выхода из ситуации.
4. Усвоить урок. Обязательно сделайте акцент на том, какой опыт вы приобрели в данной ситуации, как он будет полезен в будущем, в котором вы сделаете все, чтобы избежать подобных оплошностей. Это должны быть не пустые слова. После разговора с начальником еще раз подумайте о проблеме, ее причинах и последствиях. Возможно, придется серьезно изменить ваш подход к работе, чтобы ошибка не повторилась.
5. Продолжать выполнять свои рабочие обязанности. Не нужно пытаться «загладить вину», загрузив себя дополнительными объемами работы. Продолжайте выполнять свои обязанности наилучшим образом, стремясь добиться высоких показателей и не допуская ошибок. Ваше усердие обязательно оценят, а о промахах будут вспоминать как об истории компании, а не ваших личных неудачах.
Что делать, если вы совершили серьезную ошибку в работе
Что делать и как вести себя, если по вашей вине произошел серьезный провал в работе? Первое правило спасения ситуации гласит — не совершайте типичных ошибок «виноватого», способных превратить даже незначительный профессиональный просчет в большую неприятность с серьезными последствиям для карьеры. Любое положение можно исправить и даже обратить себе на пользу, если действовать быстро и четко.
Примите на себя ответственность
Ошибка, которую допускают чаще всего, — попытка перекинуть вину на кого-то другого и таким образом оправдаться. Если в действительности в случившемся виноваты прежде всего вы сами, стараться вовлечь в произошедшее всех, кого можно, лишь бы не признавать своей вины — значит усугубить ситуацию. Нет смысла обманывать себя и других. Несправедливо обвиняя коллег и оправдываясь тем, что вам «помешали», «не дали», «подвели к этому», вы совершаете ошибку, которая, возможно, в итоге будет стоить вам гораздо дороже первого промаха. Хотя бы потому, что таким образом вы рискуете нажить себе серьезных врагов.
Как бы ни было велико желание «перевести стрелки» или пытаться замолчать ситуацию, надеясь, что никто не догадается о вашей роли в произошедшем провале, не стоит ему поддаваться. При этом никто не предлагает вам брать на себя чужую вину и становиться всеобщим «козлом отпущения». Наиболее разумный и взвешенный подход к ситуации — взять на себя ответственность за то, в чем действительно состоит ваша ошибка. Причем желательно сформулировать это так, чтобы и у других не возникало искушения приписать вам «лишнее».
В зависимости от ситуации, могут потребоваться извинения. Этот момент не всегда следует воспринимать как унизительный. Правильно сделанное извинение демонстрирует скорее силу вашего характера, чем слабость, к тому же это помогает снять напряжение и часть негативных эмоций у других.
Объясните ситуацию
Как правило, люди не любят оправданий. Если неприятность уже случилась, к объяснениям часто относятся с раздражением и предубеждением, мол, что толку от них. Однако для того, кто совершил ошибку, важно объяснить свои действия. Речь не идет о фальшивых оправданиях, попытках переложить вину на других, отстраниться или замолчать свою роль в случившимся, как уже говорилось, — это не решение проблемы. В спорной, конфликтной ситуации очень важно вовремя расставить все точки над «i».
Подумайте, какие объективные причины вы могли бы привести в качестве объяснения своих решений и ошибки? Они должны быть конкретными, существенными и относиться в первую очередь к самой работе. Семейные обстоятельства, усталость или плохое самочувствие можно упомянуть, но основной упор на них делать бессмысленно. Ваши личные дела не должны мешать работе — это основное, из чего будут исходить и коллеги, и тем более руководство. Объяснение должно быть профессиональным. Его цель — показать, что вы ответственно подходите к своим обязанностям, и причина промаха не в том, что вам на них наплевать. Одним словом, ваша задача — помешать другим придумать причины вашей ошибки самим. Прежде чем кто-то объяснит ваш промах, основываясь на своих домыслах, и не с самой лестной для вас точки зрения, постарайтесь взять слово и привести свою версию событий. Объяснения должны быть краткими. И в дальнейшем желательно не возвращаться к этому разговору без особой необходимости. Любой общественный деятель знает — чем больше вы говорите, тем больше риск, что в конце концов вы скажете что-то не слишком умное. В ваших интересах ограничить разговоры на эту тему.
Восстановитесь как можно быстрее
Снова вставать на ноги и идти дальше после неудач — важный профессиональный навык. Попросив прощения у других, не забудьте простить себя сами. Не мучьте и не корите себя чрезмерно. Ошибку в работе может допустить каждый: секретарь и топ-менеджер, бухгалтер и программист. Ваша самооценка не должна падать «ниже нуля» каждый раз, когда вы ошибаетесь. В конце концов — все допускают промахи в тот или иной момент. Ни одна успешная карьера не обходится без «черных полос». Самобичевание не пойдет на пользу ни вам, ни работе.
Действуйте, чтобы решить проблему
Все мы знаем — любые действия имеют последствия. Одно неправильное решение, недосмотр или упущение может вызвать целую цепочку неприятностей, которые затронут тех, кто работает с вами, клиентов, руководство. Принятие ответственности и извинения — важный момент, но это только первый шаг, который направлен на то, чтобы хотя бы частично разрядить обстановку и не усугубить возникший конфликт. Ограничиваться им нельзя. Грош цена извинению, за которым не последуют конкретные действия по исправлению положения. Поэтому не теряйте времени и принимайтесь за работу. Хорошо продумайте, что необходимо сделать, как и когда. Для этого нужно успокоиться и трезво взглянуть на ситуацию, не поддаваясь панике. Эмоции: чувство вины, досаду, раздражение — откладываем в сторону. В данный момент важно только одно — как быстрее и эффективнее устранить проблему и при этом не создать новых трудностей. Если вы не знаете, с чего начать — просите совета. Важно также, чтобы окружающие видели, что вы готовы сделать все возможное для того, чтобы исправить свою ошибку.
Извлекайте уроки
Любую ситуацию можно превратить в полезный опыт. Для успешного профессионального будущего очень важное качество — уметь учиться на своих ошибках. Говорят, что за каждой потерей скрывается приобретение — полезный урок, нужно только его заметить. Это поможет избежать повторения подобных ситуаций. Многие ошибки имеют свойство «преследовать» нас. Чтобы этого не допустить, нужно, прежде всего для себя, разобраться в том, что случилось и запомнить все возможные «опасные» моменты на будущее. Не лишним будет также обговорить это с другими. Не обсуждать еще раз «кто прав и кто виноват», а показать, что опыт не прошел для вас бесследно и вы постараетесь впредь не повторять таких ошибок.
Доведите решение проблемы до конца
По прошествии времени стресс и негативные эмоции спадают и наше желание продолжать работу по исправлению ситуации часто тоже сходит на нет. Тем более что, как правило, она становится дополнительной к основным обязанностям. Возникает искушение пустить все на самотек: что-то сделано, остальное как-нибудь решится само. Это не лучший подход. С другой стороны, доведя начатое до конца, вы продемонстрируете и профессионализм, и ответственность. Если не все зависит от вас и часть работы приходится выполнять другим, не отстраняйтесь и не забывайте интересоваться состоянием дел. Ваше внимание к проблеме не должно ослабевать до тех пор, пока она не будет окончательно решена.
5 советов, что делать, если вы допустили ошибку на работе
Вам предстоит напряженный разговор. Подготовьтесь к нему правильно. В этой статье мы рассмотрим различные советы экспертов по этому вопросу.
1. Успокойтесь
Прежде всего, переведите дух. Стресс перед разбирательством часто бывает намного хуже, чем сам разговор. Если ваша ошибка действительно серьезна, не спешите на разборки с начальством.
Дайте себе время одуматься, просто посидеть и отдохнуть, собраться с мыслями. Как говорил Ницше «Что меня не убивает – делает сильнее». Ошибки распространенное явление. Erare humanum est – человеку свойственно ошибаться. Латынь права – все мы люди.
Главное уметь правильно относиться к своим промахам и извлекать из них полезный опыт, учиться на ошибках. Также стоит поработать над собой, чтобы не повторять подобного в будущем.
С точки зрения психологии не бывает ошибок – бывает результат. В целом мы достигаем определенных результатов в нашей деятельности. Оценка их дается самим человеком. Допустим, итог оказался плачевным. Не стоит сразу во всем винить себя замыкаться, лезть в бутылку и так далее.
Стоит трезво оценить ситуацию, разобраться в вопросе. Возможно подобный промах поможет лучше выявить какие-то давно назревавшие проблемы в управлении или в коллективе. Главное спокойствие, что принесет только положительный результат и позволит принять правильные меры. У вас будет время на понимание того, что следует предпринять, а это в свою очередь приведет к будущим успехам.
2. Не затягивайте объяснение
Беспокоить начальство по каждой мелочи не стоит. Однако если ситуация требует вмешательства, то медлить с этим не нужно. Можно отложить разговор на некоторое время, если ситуация не срочная, чтобы хорошенько подумать и справиться с эмоциями.
Личная подача проблемы лучше всего. Гораздо хуже если начальник узнает о ней со стороны. Не нужно быть самоуверенными и справляться с ситуацией самостоятельно. Промедление в решении может вызвать негативное отношение начальства.
Рассмотрим простую ситуацию. Вы вышли за рамки бюджета в каком-либо проекте. Вы лично ответственны за принятие решений, но денег катастрофически не хватает. Ограничение во времени только давит на психику. В этой ситуации может возникнуть неожиданное решение, воплотив которое вы не добились разрешения проблемы и это заметило начальство.
Естественно, что это вызовет недовольство руководителя. В итоге, если вы растеряетесь и не сможете адекватно обрисовать ситуацию, можно избежать увольнения, но после этого вы будете подвержены постоянному контролю со стороны руководства.
3. Признайте вину
Обсудите ситуацию с начальником приватно. Объективно расскажите, как продвигается дело, каких положительных успехов вы смогли добиться. Обрисуйте ситуацию по планированию дел. Не нужно отрицать свою вину или перекладывать ответственность на третьих лиц.
Обещайте, что подобного в будущем не повторится. При этом не нужно говорить «я постараюсь», лучше использовать вариант «я обдумаю, что можно предпринять в этом деле». Обязательно скажите, что сделаете максимум возможного, чтобы подобное не повторилось в будущем.
Обрисуйте конкретные направления вашей деятельности в решении ситуации, а также попросите совета у начальника. Стоит упомянуть о положительном опыте, который вы получили из этой ситуации.
Не избегайте наказания, примите его. Разумеется, эмоции присущи всем и первоначально ваш руководитель может их бурно проявить. Если вы не растеряетесь и правильно поведете диалог, то в вашей власти перевести его в деловое русло, акцентировав внимание на важных вопросах.
4. Не перегибайте палку
Вашей первоочередной задачей является сохранение вашего лица и авторитета перед начальником. Прежде всего, избегайте одной ловушки. Не перегибайте палку и не доказывайте слишком усердно, что вы прекрасный профессионал и не допустите подобного в будущем. Никаких оправданий.
Не берите на себя повышенных обязательств. Хорошо обдумайте каким образом получить доверие начальства. Выскочки здесь проигрывают, поэтому просто обычно выполняйте свои обязанности и давайте полный отчет в своих действиях руководству. Подготавливайте различные предложения и вовремя показывайте боссу.
5. Сохраняйте самообладание
Допустим, вы сами являетесь начальником, и ваши подчиненные совершили ошибку. Не нужно срываться на них. Определите, прежде всего, вид ошибки: к профессиональной деятельности она относится или управленческой. Вы выяснили, что вина лежит на каком-либо сотруднике. Необходимо с ним поговорить. Стоит признать свои собственные ошибки, если вы определили, что дело в них.
Предположим, вы только что наняли нового служащего. У него прекрасные характеристики с прошлой работы и накоплен нужный опыт в необходимой области. Он заверял вас, что у него есть все необходимые для данной работы навыки.
На повестке дня новый рабочий вопрос и новичок вызывается его курировать. Вы посчитались с его прошлыми заслугами, выслушали красноречивое выступление и доверили проект. И далее начинаются проблемы.
Допустим, новенький сам решил все делать и этим вызвал негативное отношение коллектива. На этом поприще он просто «зарывается» и приходит к вам с повинным видом, что упустил важного клиента. Что вы предпримете в этой ситуации? Конечно, правильным решением будет просто отстранить сотрудника от дела, что вы, скорее всего, сделаете в плохом настроении.
Однако стоит понять, что вы сами назначили его на этот проект и именно ваше решение было окончательным. Следует сделать выводы для себя и в будущем не поступать подобным образом. Не поддаваться эмоциям.
Не нужно перекладывать вину на других, если вы виноваты перед начальством. Естественно, что вы не хотите понести наказание, но помните, что любая ошибка ваших подчиненных это прежде всего ваша собственная вина. Лучше расскажите о мерах, которые вы предприняли по решению возникшей проблемы и что все виновные уже понесли заслуженное наказание.
Главный совет дня
Главное будьте честны – не пытайтесь оправдаться и переложить вину на других. Признайте свои ошибки, расскажите о проблеме и предложите пути решения.
Опять провал: как руководителю реагировать на ошибки сотрудников
Управляющий партнер Purrweb
Каждый руководитель время от времени сталкивается с промахами подчиненных. От его реакции на эти проблемы зависит его репутация в коллективе и продуктивность всей команды. Александр Шульгин, управляющий партнер агентства Purrweb, рассказывает, как работать с такими ситуациями, чтобы из неприятных случайностей они превратились в инструмент развития бизнеса.
Почему происходят факапы
Сотрудники совершают ошибки по нескольким причинам. Если это происходит из-за нехватки знаний и soft skills, человеку нужно дать ментора и план обучения. Если ему не хватает ресурсов — пересмотреть загрузку и бюджет проекта, если желания и настойчивости — проверить систему мотивации. Но эти инструменты сработают, только если сотрудник готов меняться.
У нас был менеджер, который считал, что если ему недостаточно ясно поставили задачу, он не обязан ничего уточнять. Как в баскетболе: там тоже виноват тот, кто плохо подал пас, а не тот, кто не смог его принять.
К счастью, сотрудник был готов пересмотреть свою позицию. Вместе с ним мы вывели проектный менеджмент на новый уровень меньше чем за год.
Но бывают и более сложные ситуации: например, особо ценные сотрудники намеренно не выполняют общие требования — скажем, талантливый программист отказывается перемещать свои задачи в таск-трекере. Такие звезды часто преподносят свои факапы как особые права. Это плохо действует на весь коллектив: разрушаются проверенные процессы, портится дисциплина. Встречаются сотрудники, которые не только не признаются в своих ошибках, но и пытаются свалить вину на других. С такими лучше не работать.
Почему покер-фейс так же вреден, как и грубый разнос
Большинство руководителей понимают, что бурная реакция с криками, а тем более оскорблениями и угрозами — это плохо, но сдержаться удается не всегда. В сложные моменты у человека могут сработать поведенческие паттерны, заложенные еще в детстве. Если вы сорвались на подчиненного больше трех раз подряд — это уже не случайность, а паттерн. Чтобы его победить, нужна осознанная работа.
Чтобы не срываться, можно взять за правило не реагировать на сообщение об ошибке сразу. Лучше отложить разговор, особенно если вы чувствуете усталость и раздражение.
Полностью скрывать свои эмоции тоже не стоит — это может сработать только в минус. Совершив ошибку, человек ожидает определенной реакции со стороны начальства. Если руководителю сообщают о провале, а он сидит с каменным лицом, это обескураживает и пугает еще больше. Лучше открыто, но корректно выразить свое огорчение и предложить сотруднику вместе подумать, как исправить ошибку.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Чему учат провалы
Вот несколько важных вещей, которые мы поняли после столкновения с разнообразными негативными ситуациями.
1. Не вините людей за ошибки, а мобилизуйте их для работы над проблемой
Как-то раз у нас сильно упали продажи. Я не стал искать виноватых, вместо этого собрал продажников и сказал: ребята, в этом месяце может случиться кассовый разрыв. Давайте вместе подумаем, почему у нас нет сделок.
И ответ нашелся: мы вспомнили, что некоторое время назад начали искусственно замедлять процесс продаж (дольше вести переговоры с клиентами, откладывать подписание договоров), потому что наше производство не справлялось с растущим объемом заказов. С тех пор наша команда выросла и начала спокойно справляться с загрузкой, но продажи по-прежнему шли медленно. Когда мы это осознали, проблема решилась мгновенно. В тот месяц мы заключили рекордное количество контрактов.
2. Учите сотрудников сообщать о факапах как можно раньше
Иногда сотрудники скрывают ошибки до последнего, надеясь разобраться самостоятельно. Вот к чему это может привести.
Николай Петелин, сооснователь банка «Точка», руководитель направления МСБ банка «Восточный»:
Однажды при запуске услуги по регистрации ИП я нанял на это направление перспективного, как мне показалось, сотрудника и отпустил вожжи. А через несколько месяцев выяснилось, что все это время он вместо упрощенной системы налогообложения оформлял клиентам общую, где размер налога выше в разы. Из-за того, что режим налогообложения можно менять только раз год, клиенты компании целый год бы платили повышенные налоги.
Я исповедую принцип, что если клиент пострадал из-за твоих действий, в том числе финансово, ты должен ему все возместить. Сумма возмещения быстро росла и по первичным подсчетам могла дойти почти до 3 млн рублей. Все это время сотрудник знал о своей ошибке, но не приходил и не сознавался.
О проблеме мы узнали от клиента. Мне пришлось оперативно нанять более опытного бухгалтера из старой гвардии. Она, успев переоформить части клиентов документы, снизила сумму возмещений почти в пять раз. Наши потери были бы меньше, если бы сотрудник рассказал о проблеме вовремя.
3. Конфликты в коллективе повышают риск провалов
Задача руководителя — вовремя заметить проблемы в отношениях между сотрудниками и перевести ситуацию из эмоционального русла в рациональное.
Федор Борщев, ex-руководитель проектов «Студии Артемия Лебедева», ex-CTO «ГдеМатериал», консультант-CTO iGooods:
Когда-то я с партнером пришел руководить командой, в которой все программисты были на ножах и между собой, и с бизнес-заказчиком. Продукт каждую неделю падал, причем каждый раз по новой причине. Каждое обсуждение превращалось в эмоциональную перепалку. Вместо того, чтобы системно разбирать и чинить проблемы, люди винили друг друга: каждый факап воспринимался как предательство, а плохо написанный код — как личная лень программиста.
Мы договорились писать после каждого серьезного фейла Post mortem — документ, в котором рассказывается, почему ошибка случилась, как она развивалась, какие системы защиты не сработали и как ее предотвратить в будущем.
На проекте был большой технический долг, поэтому договорились с бизнес-заказчиком, что будем разбираться с ним параллельно с разработкой новых функций. За три-четыре месяца спокойно его закрыли. Продакшн перестал падать, в команде наступил мир. Она до сих пор успешно приносит бизнесу деньги.
4. Важно научить команду сверяться с видением заказчика
Многие провалы происходят из-за дискоммуникации между начальством и сотрудниками.
В банке разрабатывали дизайн приложения. Ответственный за этот проект руководитель полгода показывал стейкхолдеру банка отдельные элементы дизайна, а когда за месяц до релиза дизайн продукта был презентован целиком, то неожиданно выяснилось, что весь стиль этой работы руководству не нравится. Для разработки этого дизайна нанимали стороннюю команду, потратили много времени и денег, а теперь все это полетело в корзину. Произошло это из-за того, что стейкхолдер, не видя весь дизайн целиком, дорисовывал себе совершенно другую картину, а сотрудник не учитывал этот момент.
И последнее. Чтобы сотрудники не боялись сообщать о своих ошибках и проблемах, руководитель всегда должен быть открыт для беседы. Если нет времени обсуждать каждую мелочь, нужно дать людям больше полномочий — тогда в случае обнаружения ошибки они остановят проблемный процесс сами, не тратя драгоценное время на согласования.
Кто заплатит за ошибку работника?
Директор транспортной компании «Ездок» Захар Зверюгин положил трубку, допил остывший кофе, смял стаканчик и выругался. Его экспедитор Антон Фиолетов принял у поставщика новый «Фольксваген», а доставил с вмятинами на кузове. Теперь заказчик звонит, матерится и требует компенсацию за ущерб. В этот раз выговором Антон не отделается — заплатит за каждую вмятину.
Когда за ущерб платит работник
В суд Фиолетов не явился. Представитель транспортной компании «Ездок» заявил, что Антон нарушил правила перевозки автомобилей, из-за чего фирма потеряла 105,5 тыс. ₽. Суд транспортная компания проиграла.
Суд выяснил, что «Ездок» перевозит легковушки в открытых автоприцепах. Кузов автомобилей могли повредить камешки, которые вылетают из-под колес грузовика. В компании знали об этом, но не защитили груз от повреждений. Представитель «Ездока» не смог доказать, что ущерб вызвали действия Фиолетова, а не случайное попадание камней. Суд решил, что экспедитор ничего не должен «Ездоку».
Чтобы работник заплатил за ущерб, надо доказать шесть обстоятельств.
Что надо доказать | Пример | |
---|---|---|
Работодатель обеспечил условия для сохранности имущества, за которое отвечает работник | «Ездок» перевозит автомобили в защитных чехлах, чтобы вылетающие из-под колес камни не повредили кузов | ст. 239 ТК РФ |
Работник совершил одно из двух: противоправное действие или бездействие | Экспедитор Фиолетов нарушил правила перевозки: неправильно закрепил автомобили в прицепе и не надел на них чехлы | ст. 233 ТК РФ |
Работник виновен в причинении ущерба: по неосторожности или умышленно | Фиолетов отвлекся, из-за чего забыл надеть чехлы и закрепить автомобили. Это вина по неосторожности. Если бы он продал автомобили и сбежал, это была бы вина в форме умысла | ст. 233 ТК РФ |
Есть причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом | Из-за того что Фиолетов не накрыл и не закрепил автомобили, во время движения они ерзали, в них попадали камни из-под колес грузовика. В результате на легковушках появились царапины | ст. 233 ТК РФ |
Работник причинил прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенную выгоду) взыскать с работника не получится | Автомобили поцарапались по вине перевозчика, поэтому «Ездок» выплатил страховой компании компенсацию 105,5 тыс. ₽. Это прямой действительный ущерб. Его удастся взыскать с Фиолетова. Заказчик после получения поцарапанных авто решил прекратить дальнейшее сотрудничество с компанией «Ездок». Это упущенная выгода и взыскать ее с Фиолетова не удастся | ст. 238 ТК РФ |
Размер причиненного ущерба известен | Ущерб составил 105,5 тыс. ₽ | ст. 233 ТК РФ |
Если хоть одно из обстоятельств доказать не удастся, суд не признает работника виновным. Компания не получит компенсацию.
Как подготовиться к суду
«Сам виноват. Поздно спохватился», — думал Зверюгин, закуривая седьмую сигарету. Он занялся иском за день до суда — наскоро слепил заключение комиссии о служебной проверке. А надо было провести полноценную проверку, как только заказчик прислал отчет об ущербе. Надо было потребовать у Фиолетова письменные объяснения — тогда можно было еще побороться. Зверюгин этого не сделал и проиграл.
Чтобы привлечь работника к материальной ответственности, надо установить размер ущерба и выяснить, почему он возник (ст. 247 ТК РФ).
Что делать | Пример |
---|---|
Создать комиссию по служебному расследованию, которая определит, чего не хватает или что повредили. Для этого надо назначить членов комиссии и указать их в приказе о создании комиссии. В случае недостачи провести инвентаризацию по Методике | Фиолетов сдал поцарапанные автомобили заказчику. Тот осмотрел машины и составил отчет об ущербе и повреждениях. Узнав об этом, Зверюгин создал комиссию по служебному расследованию. Члены комиссии связались с заказчиком и зафиксировали все повреждения. |
Установить, что привело к потере или повреждению имущества | Комиссия выяснила, что Фиолетов нарушил правила перевозки: неправильно закрепил автомобили в прицепе и не надел на них чехлы |
Потребовать у работника письменное объяснение причин возникновения ущерба. Если отказывается, составить акт об отказе от написания объяснительной | Фиолетов отказался писать объяснение. Комиссия составила акт об отказе |
Определить размер ущерба исходя из фактических потерь по рыночным ценам на день возникновения ущерба | «Ездок» нанял оценщика, который оценил повреждения в 105 500 ₽ |
Если ущерб причинили несколько работников, определить степень вины и размер ответственности каждого: — если все согласны платить, договориться, кто сколько должен; — если кто-то не согласен, степень вины каждого работника определит суд | Фиолетов вышел на смену с Кутузкиным. Кутузкин погрузил автомобили в прицеп. Фиолетов не обратил внимание на отсутствие чехлов на автомобилях и не проверил крепления. Это коллективная материальная ответственность |
Ознакомить работника с результатами служебного расследования | Фиолетов ознакомился с результатами служебного расследования и поставил подпись |
Как получить от работника максимум
Все работники за причиненный ущерб несут частичную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
К полной материальной ответственности вы сможете привлечь работника только в одном из случаев (ст. 243 ТК РФ).
Когда требовать от работника максимум | Пример |
---|---|
Ущерб нанес руководитель организации (ст. 277 ТК РФ) | Директор «Ездока» Зверюгин сам бегал по гаражу и царапал автомобили |
Работник допустил недостачу ценностей, полученных на основании соответствующих документов | Кутузкин по доверенности принял на складе поставщика запчасти для перевозки. Когда покупатель забирал заказ, выяснилось, что нескольких автозапчастей не хватает |
Работник умышленно причинил ущерб | Главбух «Ездока» Остапова оформила на работу «мертвых душ» и получала за них зарплату |
Работник причинил ущерб, когда был пьян или принял наркотики | Водитель-экспедитор «Ездока» Угаркин за полчаса до выезда жахнул с друзьями по стаканчику. На первом же повороте он угодил в кювет и перевернулся: повредил машину и груз |
Работник причинил ущерб в результате преступных действий. Суд признал его виновным | Фиолетов продал партию холодильников, которые должен был доставить заказчику, и попытался скрыться. Его поймали. Суд признал Фиолетова виновными в хищении имущества |
Работник причинил ущерб в результате административного проступка. Это установил соответствующий госорган | Водитель-экспедитор Люлькин перевозил легковушки, нарушил правила дорожного движения и попал в ДТП. Его поймали и оштрафовали |
Работник причинил ущерб не при исполнении трудовых обязанностей | Люлькин на служебном автомобиле поехал на шашлыки. На подъезде к озеру машина села в яму. Когда вытаскивали трактором, повредили бампер. |
Работник выдал коммерческую тайну. Об этом — в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ | Угаркин разболтал собутыльникам, на каких условиях «Ездок» работает с поставщиками. Они передали информацию конкурентам. Угаркин знал, что это — коммерческая тайна. |
Если работнику нет восемнадцати лет, привлечь его к ответственности удастся, только когда он:
— умышленно причинил ущерб;
— причинил ущерб, когда был пьян или принял наркотики;
— совершил преступление или административный проступок и в результате причинил ущерб.
Чтобы получить полную компенсацию, недостаточно попасть в одну из ситуаций, когда работник несет полную материальную ответственность. Для этого надо предусмотреть ее в документах при оформлении работника.
Где прописать полную материальную ответственность | Пример | |
---|---|---|
Для главбуха и заместителя руководителя: раздел о полной материальной ответственности в трудовом договоре | В суде Зверюгин доказал вину главбуха «Ездока» Остаповой, которая оформила на работу «мертвых душ» и получала за них зарплату. Но в трудовом договоре с ней он не указал условия полной материальной ответственности. Остапова должна «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка | ст. 243 ТК РФ |
Для работника: договор полной индивидуальной материальной ответственности | В суде Зверюгин доказал вину экспедитора Фиолетова, который не накрыл автомобиль чехлом и поцарапал. Но «Ездок» не заключил с Фиолетовым договор полной материальной ответственности — Фиолетов должен «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка | ст. 244 ТК РФ |
Для группы работников (бригады): договор полной коллективной материальной ответственности | В суде Зверюгин доказал вину экспедиторов Фиолетова и Кутузкина, которые не накрыли автомобиль чехлом и поцарапали. Но «Ездок» не заключил с ними договор полной коллективной материальной ответственности — Фиолетов и Кутузкин должны «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка | ст. 245 ТК РФ |
Если не предусмотреть в документах полную материальную ответственность, работник компенсирует ущерб только в сумме своего среднемесячного заработка.
Когда правила не работают
Чтобы правила сработали и материально ответственный работник возместил ущерб в полном размере, важно правильно его оформить на работу и не нарушить срок исковой давности.
Когда суд присудит частичную компенсацию вместо полной | Пример |
---|---|
Должности работника нет в перечне Минтруда | Водитель «Ездока» Андрей Лихачев разбил служебный автомобиль. В суде Захар Зверюгин доказал вину Лихачева. «Ездок» заключил с Андреем договор полной индивидуальной материальной ответственности. Но должности водителя нет в Перечне — Лихачев должен «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка. |
Работодатель пропустил срок исковой давности — один год со дня обнаружения причиненного ущерба. Суд может восстановить срок только по уважительной причине | Зверюгин уволил экспедитора Фиолетова за очередной прогул спустя полтора года после того, как тот не накрыли автомобиль чехлом и поцарапал. После увольнения Зверюгин подал на Фиолетова в суд, чтобы тот возместил причиненный ущерб. На суде Антон заявил, что Зверюгин пропустил срок исковой давности — «Ездок» суд проиграл. |
Суд может присудить частичную компенсацию вместо полной, если должности работника нет в перечне Минтруда. А если работодатель пропустил срок исковой давности, суд вправе вовсе отказать во взыскании.
Теперь вы знаете, как сохранить время и деньги
Чтобы сотрудник оплатил ущерб, нужно подготовиться к суду: созвать комиссию, доказать вину сотрудника и потребовать объяснительную. Если вы выиграете суд, то получите частичную компенсацию — работник заплатит не больше, чем его зарплата. Но есть исключения.
Чтобы получить всю сумму ущерба, нужно заранее прописать это условие в договоре, а еще — указывать должности сотрудников, как в перечне Минтруда.