дорисуй треугольники так чтобы получились предметы
Практическое пособие для педагогов и родителей «Волшебные фигуры»
Алиса Девятко
Практическое пособие для педагогов и родителей «Волшебные фигуры»
облачает в роскошные наряды
наши скромные мысли
Одним из наиболее важных психических процессов в развитии дошкольников с ограниченными возможностями зрения является процесс воображения. Благодаря воображению ребенок может представить себе явление, животное или предмет, которого раньше не видел; может представить себе действие, которого раньше не совершал. Воображение расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.
Особая роль отводится воображению при школьном обучении. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Работая с детьми с ограниченными возможностями зрения, изучая их рисунки, была выявлена закономерность – слабое развитие воображения в продуктивной деятельности влекло за собой снижение всей познавательной активности ребенка. Особенно трудно давалось задание «Дорисуй фигуры». У многих ребят изображения получались однотипными и бедными на детали, некоторые дети вовсе не могли выполнить это задание.
Данное пособие «Волшебные фигуры» направленно на развитие воображения детей с ограниченными возможностями зрения через специально организованную продуктивную деятельность.
Основная задача – развитие способности создавать оригинальные образы путем дорисовывания предложенных фигур.
Критерии эффективности реализации данного пособия:
1. Разнообразие полученных изображений.
2. Яркость и оригинальность.
3. Творческий подход.
4. Умение рассуждать, делать выводы.
5. Способность к преобразованиям.
Пособие состоит из 20 схем-образцов и 20 рабочих схем для детей.
Рабочая схема – это лист формата А-4, на котором нарисована таблица из 6 клеточек, в каждой из которых – недорисованная фигура. Основная задача ребенка – дорисовать эти фигуры так, чтобы получилось шесть разных предметов.
После того, как ребенок прорисует все 20 схем, предложите ему упражнения для работы в парах (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок).
Организация: дети сидят за столом, у каждого лист с одинаковым количеством нарисованных клеточек (2, 4, 6, простые карандаши.
Ход выполнения упражнения: дети одновременно рисуют в 1-ой клеточке любую фигуру и меняются листочками. Каждый дорисовывает предложенную фигуру и тут же, в клеточке № 2 рисует новую фигуру. Дети опять меняются листочками. Рисовать до той поры, пока не будут заполнены все клеточки. В конце каждого упражнения идет обсуждение получившихся изображений.
Упражнение в парах «Чудо».
Организация: на двоих игроков 1 лист и 2 карандаша. Ход игры. Педагог говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, будем «чудо» рисовать». Основная цель – без предварительной договоренности в пять шагов нарисовать изображение и придумать ему название (на что похоже).
1-ый шаг. Первый ребенок на листе в любом месте рисует любую фигуру.
2-ой шаг. Второй ребенок должен дорисовать до этой фигуры свою фигуру и т. д.
3-й и 4-й шаги – аналогично 1-ому и 2-ому шагам.
5-й шаг – заключительный, после которого проводится анализ получившегося изображения, дается название работы. Все детские рисунки выставляются на панно, идет общее обсуждение.
Дети с ограниченными возможностями зрения, прошедшие специальную подготовку по развитию воображения, приобретают оригинальный склад мышления, уверенность при выполнении задания, творческий подход, создают более яркие, богатые и оригинальные образы воображения. Они с удовольствием фантазируют, активнее занимаются творчеством, научаются выходить за рамки предложенных вариантов.
Пособие предназначено для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми с ограниченными возможностями зрения старшего дошкольного возраста, а также может быть интересным для учителей начальных классов.
В данной статье я представляю вашему вниманию несколько авторских схем для работы с детьми.
1. Вераска А. Н.индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (с. 10-12)
2. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288с. (с. 90)
3. Жатсель А. Воображение / Анна Жатсель. – Пер. с фр. О. Басанцевой. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 144с., ил (с. 6)
4. Литвак А. Г.психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336с. (с. 303-310)
5. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2001г. – 976 с. (с. 103-104)
6. Субботина Л. Ю. развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / художник Куров В. Н. –Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. (с. 7-21)
Дидактическое пособие на магнитной основе «Рисуем фигуры и пишем на песке» Дидактическое пособие на магнитной основе «Рисуем фигуры и пишем на песке» Актуальность: Педагогические аспекты использования песка трудно.
Дидактическое пособие «Волшебные письмена» (нетрадиционное рисование) Для данного вида изобразительной деятельности, как правило, педагоги-воспитатели используют обычные подносы и манку. Мне же захотелось разнообразить,.
Дидактическое пособие «Волшебные потешки» Дидактическое пособие «Волшебные потешки» Автор: Лютоева Алла Ивановна, МАДОУ «Детский сад №7» г. Сыктывкар, Республика Коми Цель дидактического.
Дидактическое пособие «Волшебные варежки» Варежки разработаны с целью постановки и автоматизации различных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных, которые чаще всего нарушены.
Консультативно-практическое занятие для родителей «Игровая деятельность в семье» Цель: дать родителям знания о значении игры в развитие ребенка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребенка в условиях.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Волшебные пальчики» воспитатель МБДОУ №240 г. о. Самара Минбаева Алла Александровна Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги,.
Практическое занятие для родителей и детей «Семь шагов к здоровью» Цель: способствовать сохранению и укреплению физического психического здоровья; развивать ловкость, внимание, мышление; воспитывать чувство.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием электронного дидактического пособия «Волшебные фигуры» Электронное дидактическое пособие Название пособия: «Волшебные фигуры» Возрастная группа: 1младшая Пояснительная записка. Актуальность:.
Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги. Поэтому очень важно начинать обучение малышей с таких развивающих заданий, которые мы собрали для вас на этой странице.
В этом развивающем уроке ребенок встретит два задания, с помощью которых он научится рисовать плоские геометрические фигуры: раскрашивание фигур определенным образом и обведение фигур по пунктирной линии, а затем дорисовке отсутствующей части.
Задания необходимо выполнять карандашом, чтобы можно было в процессе работы стереть ластиком ненужные линии. Ведь ребенок будет ошибаться и это абсолютно нормально. Помните, «не ошибается тот, кто ничего не делает».
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, объясните ребенку правила, по которым он должен действовать:
Фигуры с прямыми линиями легче дорисовать с помощью линейки. Если ребенок еще не умеет ей пользоваться, то взрослый должен показать ему, как это делать.
Скачать задания «Дорисуй фигуру по образцу» вы можете во вложениях внизу страницы.
4. Упражнение «Найди геометрические фигуры»
Распечатанный бланк с заданием нужно дать ребенку и попросить его внимательно рассмотреть изображение и найти в нем 1 четырехугольник и 5 треугольников.
Скачать задание «Найди геометрические фигуры» вы можете во вложениях внизу страницы
Чтобы продолжить изучать с ребенком геометрию, можете скачать геометрические фигуры для вырезания из бумаги, распечатать, вырезать и использовать как дополнительный обучающий материал.
Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:
Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:
Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.
Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.
Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.
Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.
В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии
Чтобы продолжить изучать с ребенком геометрию, можете скачать геометрические фигуры для вырезания из бумаги, распечатать, вырезать и использовать как дополнительный обучающий материал.
И еще можете поиграть в математические игры онлайн от лисенка Бибуши:
В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Математическая загадка, знаки +,-; состав числа из двух меньших»
Светлана Трескина
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Математическая загадка, знаки +,-; состав числа из двух меньших»
Программное содержание: Продолжать учить отгадывать математическую загадку; определять, какой надо знак писать в примере («плюс», «минус»); составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результаты составления.
Развивать умение дорисовывать треугольники до знакомых предметов.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля, самооценки.
Словарная работа: треугольник.
Методы и приёмы: Счет предметов, соотнесение количества, числа и цифры, игровое упражнение «Помоги Незнайке написать знаки»,самоконтроль, самооценка.
Оборудование: Предметные картинки, цифры от 1 до 16,тетрадь «Я считаю до 20», тетрадь в клетку, счетные палочки, карандаши, линейка, математические карточки со знаками.
Предварительная работа: Отгадывание загадки про цифру 9,упражнение «Дорисуй правильно», «Дорисуй треугольники», из двух меньших.
Ход занятия
1.«Отгадайте загадку»
Десять детей в хоккей играли,
Одного домой позвали.
Смотрит он в окно, считает –
Сколько их теперь играет?
— Как получилось, число 9? (играли 10 детей, один ребенок ушел домой, и их осталось 9.)
— Запишите решение. Прочитайте запись. (Десять минус один равняется девяти)
2. Игровое упражнение «Помоги Незнайке написать знаки» (лист 20, рис. 2)
— Послушайте задание от Незнайки:
Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где цифр нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
— Напишите знаки плюс или минус. Прочитайте примеры. (Десять плюс два равняется двенадцати, десять плюс пять равняется пятнадцати, шестнадцать минус три равняется тринадцати. Пятнадцать минус четыре, равняется одиннадцати.)
(Дети расставляют стульчики по кругу, свободно бегают по группе и произносят слова с педагогом.)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет.
(Педагог убирает несколько стульев. На слова «заняли свои места» дети садятся. Игра повторяется 2-3 раза.)
4. Игровое упражнение «Дорисуй правильно» (лист 20, рис. 3)
— Перечислите геометрические фигуры и предметы в прямоугольниках и запишите результат в первый квадрат под прямоугольником.
— Сколько треугольников? (Четыре)
— Сколько кружков? (Шесть)
— Сколько квадратов? (Семь)
— Сколько грибков? (Восемь)
— Сколько кубиков? (Пять)
— Дорисуйте в каждом прямоугольнике геометрических фигур, предметов столько, чтобы их стало по девять в каждом прямоугольнике.
— Напишите в пустых квадратах, сколько нарисовали геометрических фигур, предметов.
— Прочитайте записи. (Четыре плюс пять равняется девяти, шесть плюс три равняется девяти, семь плюс два равняется девяти, восемь плюс один равняется девяти, пять плюс четыре равняется девяти.)
5. Игровое упражнение «Дорисуй треугольник»
— Нужно дорисовать треугольник так, чтобы получились предметы.
6. Самоконтроль и самооценка.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Состав числа 10». Задачи. Продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел.
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Состав числа 9» Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. Задачи: Образовательная: Способствовать.
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики — состав числа 7» (старшая группа) Задачи. Формировать представления детей о составе числа 7. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа) Задачи. Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7» (подготовительная группа) Конспект занятия по ФЭМП состав числа 7 подготовительная группа Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с составом числа 7.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа) Задачи. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»,.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 9» в старшей группе Задачи. Познакомить с составом числа 9. Учить решать и составлять задачи на сложение. Развивать логическое мышление. Демонстрационный материал:.
Упражнения с дорисовкой на развитие воображения
Елена Тыняная
Упражнения с дорисовкой на развитие воображения
Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.
1. Превращение геометрических фигур
Эти упражнения можно варьировать:
•Дорисовкаразных геометрических фигур:
•Дорисовка определенной фигуры:
•Дорисовка фигур на заданную тему.Н-р: лес, транспорт, животные.
•Рисование картинок приемом обведения шаблонов геометрических форм:
•А этот рисунок Марины я нашла, когда перебирала папку с рисунками детей в самостоятельной деятельности. Девочка сама рисовала себе фигуры и превращала их в предметы,объединив одним сюжетом:
2. Превращение кляксы
* Дорисовка пятна
* Дорисовка оттиска монотипией,кляксографии или рисунка нитью:
* Придумывание названия к оттиску монотипией без дорисовки:
Это слон, кит, дракончик и рыбка.
А это костер, ракета, попугай Кеша, дерево и
3. Превращение каракулей
* Дорисовка закорючек:
* Дорисовка свободной штриховки:
4. Превращение ладошек
* Рисунки из ладошек (с вырезанием контура обведенной ладони): как голубь на фото ниже.
* Дорисовка контура ладони:
5. Превращение одинаковых изображений в контрастные образы
*С помощью цветовой гаммы:
Вот так получились Дом Солнышка и Терем Зимы.
* С помощью дорисовки мимики и цвета:
Из одинаковых контуров две разные по характеру Феи.
Что можно нарисовать из геометрических фигур? Существует очень много игр для развития воображения детей. В моей группе в уголке, где находится материал для творческой деятельности детей,.
Дидактические игры по математике Выставка формЦель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики. Материал: счетные палочки, толстые шерстяные.