дорого не значит лучше
Психология влияния: проверка стереотипа «дорогое – значит хорошее»
Как стереотипы о высокой и низкой цене влияют на выбор покупателей? Данные реального эксперимента, проведенного в Москве в 2019 году.
Возможно, многие читали книгу Роберта Чалдини «Психология влияния», но, наверное, никто не задумывался, насколько эти принципы работают в российской действительности.
Я инициировал ряд тестов, чтобы узнать, как данные принципы работают в наших реалиях, и чтобы оценить количественное влияние данных принципов на потребительское поведение людей. Все эксперименты проводились в 2019 году в Москве. Для их проведения был привлечен персонал торговых точек, на территории которых проводились исследования, с согласования управляющих и владельцев.
Дорогое – значит хорошее vs Дешевое – значит плохое
Рассмотрим принцип «дорогое — значит качественное», и как вытекающее отсюда следствие «дешевое — значит плохое».
Ценообразование является одной из базовых концепций маркетинговой стратегии. Цена на любой товар должна складываться из нескольких объективных показателей – это воспринимаемая ценность товара целевой аудиторией, анализ цен конкурентов на аналогичные товары, желаемая маржинальность продаж и т. д. Как правило, добросовестный производитель соотносит качество товара и его стоимость, устанавливая адекватную цену на свои продукты. Однако, все люди подвержены стереотипному восприятию ценности товара исходя из его продажной стоимости.
Мы склонны приуменьшать достоинства более дешевых товаров и подсознательно находить преимущества у более дорогих.
На этом стереотипе строятся стратегии развития брендов премиум уровня. Если коснуться премиальных брендов одежды, то объективно выделить качественные характеристики моделей этих брендов от брендов второго эшелона довольно сложно, потому что качество материалов, раскройки, фурнитуры и других деталей у них будет, как правило, одинаковое. Более того, многие бренды топ-уровня и бренды второй линии могут отшиваться на одних и тех же заводах, одними и теми же рабочими. Поэтому найти объективных рациональных критериев ценообразования, отличающихся в два и боле раза, у премиальных брендов одежды не получится.
Конечно, можно отметить, что модельный ряд брендов премиальной одежды отличается от модельного ряда брендов второго эшелона, однако, как показывают различные исследования, это тоже является субъективным вкусовым восприятием. Здесь мы опять сталкиваемся со стереотипом «дорогое значит хорошее».
Есть товары, в которых разница в стоимости объективно коррелируется с разницей в качестве товаров и теми выгодами, которые получает потребитель, покупая более дорогой товар. Например, автомобиль среднего ценового сегмента бизнес-класса, будет кардинально отличаться от автомобиля представительского класса по многим объективным характеристикам.
Помимо понимания стереотипов поведения людей, необходимо оценивать количественные показатели, которые можно использовать для прикладного применения в своих торговых практиках.
Эксперимент: дегустация дорогого и дешевого вина
В качестве товара для эксперимента была выбрана товарная категория — вино, потому что этот продукт можно отнести к товарам вкусового и субъективного восприятия, а значит принцип «дорогое значит хорошее» наиболее хорошо будет проявляться при дегустации данной товарной категории.
Сразу оговорюсь, что слепые дегустации регулярно проводятся на различных конкурсах и других винных (алкогольных) мероприятиях. В рамках этих мероприятий посетители заранее знают, что вино (алкоголь), который они будут дегустировать, может быть как недорогим и неизвестным брендом, так и популярной, раскрученной дорогой маркой.
Эксперимент длился две недели. В нем приняли участие:
Первая неделя
В первую неделю была дегустация «дорогого» вина по объявленной стоимости 1820 руб за бутылку. Вино подавалось в обезличенном декантере, а продавец-консультант делал презентацию как марочного итальянского, с хорошей историей и от известного производителя.
На самом деле люди дегустировали недорогое столовое вино от неизвестного производителя стоимостью 607 рублей. В ходе проведенного опроса было выявлено, что:
В продаже данной позиции не было, потому что фактическая стоимость данной позиции была другой (607 рублей).
Вторая неделя
На следующей неделе был проведен обратный эксперимент. Дорогое французское вино стоимостью 2110 рублей подавали в обезличенном декантере, как бюджетное столовое вино стоимостью 525 рублей.
В ходе проведенного опроса было выявлено, что:
Еще раз повторю, что так как это был эксперимент, то в продаже этого вина быть не могло, потому что фактическая стоимость данной позиции была 2110 рублей.
Заключение
Таким образом, на практике было подтверждено, что стереотип «дорогое — хорошее» и вытекающее следствие «дешевое — плохое» до сих пор существенно влияет на потребительское поведение покупателей.
Поиск ответа
Вопрос № 304207 |
Добрый день! скажите, пожалуйста, есть ли разница в словах «потеки» и «подтеки». Определения я нашла, но не значит ли это, что «подтёки» может использоваться в обоих значениях? Зачем нам тогда слово «потёки»? Благодарю за ответ. Ольга
Ответ справочной службы русского языка
Слово подтеки может использоваться в значении «потеки» без стилистических ограничений.
Ответ справочной службы русского языка
Предложение построено не вполне верно. Возможный вариант: К тому же не мешать не значит сидеть сложа руки.
Ответ справочной службы русского языка
В каком-то смысле правы оба. Следует переформулировать мысль так, чтобы обоим собеседникам было понятно, о чем речь.
Ответ справочной службы русского языка
А как быть со знаками препинанияв таком предложении: «Я не дерусь, это не значит не умею»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно ли, что предлог про имеет разговорный оттенок и нужно использовать только предлог о? То есть правильно говорить, например, только «рассказывать о каникулах», а не «рассказывать про каникулы»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Мы рекомендуем склонять это название: на берегу реки Тускари. Судя по материалам в Сети (включая «Национальный корпус русского языка»), название не редкое, оно встречалось даже в текстах Лескова и Фета (и, например, Фет его склонял).
Ответ справочной службы русского языка
Верная пунктуация: Но приблизилась не значит достигла его.
Если нет во что-то веры, Этого не значит нет. В мире есть иная мера, Есть другой подход и свет. Корректна ли пунктуация? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Безусловно, верно: алгоритм надевания одежды (на ребенка) или алгоритм одевания ребенка (в одежду).
Аргументы в ответе сотрудников магазина лишены смысла: вопрос, который задается от существительного алгоритм, не влияет на выбор слова. Следует опираться на словарное значение слова, его сочетаемость и логику.
Добрый день, скажите, пож-та, какие знаки препинания нужны в фразе «ВКУСНО НЕ ЗНЧИТ ДОРОГО»? Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
«Русский орфографический словарь» РАН (4-е изд. М., 2012) фиксирует единственный вариант написания: формфактор. Мы следуем рекомендациям академического орфографического словаря.
К вопросу № 279804. Значит ли ваш ответ, что допустимо «LSD монитор» вместо «LSD-монитор» и «ЖК монитор» вместо «ЖК-монитор»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В каком ответе мы пишем, что «такого слова нет»?
2013-06-17. Почему “дороже” не значит “лучше”.
Хочу начать со следующего утверждения. Обман сегодняшнего дня звучит так: «За деньги можно купить все». Можно купить любовь, можно купить счастье, можно купить радость и т.д.
Общество диктует как нам жить. Гламурно, престижно, богато. Чем больше денег, тем больше возможностей для семьи, для детей, для себя, карьеры, здоровья и т.д.
Поэтому хочу несколько проповедей посвятить этой теме. Теме денег, богатства, бюджета, процветания, вообщем все что с этим связано.
Библия учит о деньгах и материальных богатствах даже больше чем об аде и рае. Поэтому нам важно иметь библейское представление о финансах, а не навязаное миром.
Тема моей проповеди сегодня называется так: Почему дороже не значит лучше. (весь материал взят и переработан с семинара Чип Ингрема «Пять обманов разрушающих отношения».)
Хочу задать вам один вопрос, но у меня есть просьба, ответьте на него не задумываясь. Что придет в голову то и говорите. Не надо быть духовным и религиозным, просто ответьте на этот вопрос.
Если бы у меня было больше денег, был бы я счастливым или нет?
Если вы ответили не был, то почему тогда многие из вас хотят побольше денег? Давайте еще раз, представьте вы сидите с друзьями и мечаете о покупке чего то нового. Новой машины или квартиры, или просто новой одежды или нового телефона.
Итак, были бы вы счастливы или нет? Может быть кто то говорит: «нет», потому что он находится здесь в храме, а не в другом месте.
Где то на уровне мозгов вы отвечаете так, но эмоционально или на уровне желаний, думаете иначе.
Люди в большинстве своем думают лотерейно. Вот если бы повезло, вот если бы было больше денег, вот если бы я был богат…моя жизнь стала бы лучше.
Мы думаем так, а не мог бы Бог дать денюшек немного побольше, мы бы тогда были бы немного счастливее.
Мы смогли побольше жертвовать, помогать другим людям, заботится о семье и т.д.
Хочу сегодня с вами разобрать один отрывок из Писания:
Иакова 5:1-6 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
В одной газете как то написали про встречу 7 очень известных людей Америки. Эта встреча состоялась примерно 20 лет назад. И это были богатейшие люди планеты. Давая интервью они учили молодых как им жить и зарабатывать деньги. На них еще долго равнялся мир. Спустя 20 лет статисты решили выяснить что произошло с ними дальше.
Это поразило многих людей и оставило глубокое разочарование в сердцах тех, кто равнялся на них и старался им подражать.
Многие из нас знают правильный ответ на вопрос: «буду ли я счастливым если у меня будет больше денег».
С рацональной точки зрения, да и с духовной, мы отвечаем, конечно же нет, не буду. Но жизнь, диктует свои правила, и где то на подсознательной уровне мы думаем иначе.
Обман сегодняшнего времени говорит:
Этот обман мы должны с вами сегодня разоблачить.
Давайте расмотрим тот же отрывок из Библии 1 стих:
Иакова 5:1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
Этот стих был адресован неверующим богатеям, которые угнетали бедных людей. Вообще это послание было написано одним из первых. И многие христиане находились в изгнании. Им приходилось скитаться, многие из них были бедными людьми, и не имели постоянного заработка. Многих исключили из за веры из завещания и лишили наследства. От других отказались семьи и им было очень тяжело жить на чужбине.
Поэтому этот серьезнейший упрек был во первых в адрес тех кто ущемлял Божьих детей. Затем в стихах со 2 по 6 описываются причины Божьего негодования.
Хотя эти слова были предназначены неверующим богачам, некоторые принципы мы можем использовать для себя как предупреждения. Но прежде чем мы с вами будем рассматривать эти причины, хотелось бы пролить свет на одну важную Божью истину.
Истина заключается в следующем: Бог не против богатства.
Многие из билейских героев были богаты. Такие как Авраам, Иов, Давид, Соломон, а в новом завете Иосиф из Аримофеи или Варнава были очень богатые верующие. Бог не против богатства, но…
Бог против неправильного отношения к богатству и злоупотребления ими.
Итак всегда помните, Бог не против богатства, но будьте Осторожны, злоупотребление средствами влечет за собой Божий суд.
Давайте еще раз посмотрим Иак. 6:1-6 стихи
Иакова 5:1 Послушайте вы, богатые : плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
Попробуйте в течении одной минуты перефразировать вслух этот стих не меняя его смысла… Вот что получилось у меня:
Богатые , вам говорю слушайте: плачьте и рыдайте о тех бедах, которые придут на вас.
Согласитесь, достаточно жесткие стихи. Слово «рыдайте», дословно означает войте и издавайте стон. Но кто же эти богатые, о которых говорит Иаков?
Библия подразделяет людей на 4 категории взависимости от их достатка:
Первая категория – это люди бедные снаружи, но так же бедные и внутри. У них нет денег, но так же у них нет и духовного богатства.
Вторая категория – это люди богатые снаружи, то есть у них много денег и имущества, а так же они богатые внутри, то есть они очень близки с Богом.
Третьи это те, кто внешне беден, но богат духовно.
И наконец последние это те, кто внешне богаты и состоятельны, но духовно полные банкроты. Они полностью отчуждены от Бога.
Именно к ним обращается Иаков. Именно к ним адресуется весь этот отрывок. Иаков говорит им: «плачьте и рыдайте», так обычно говорили пророки ветхого завета. Именно такая реакция ожидалась от грешников, когда те узнавали о грядущей Божьей каре за свои преступления.
Потому что злоупотребление Божьими средствами приведет обязательно к Божьему наказанию.
И далее Иаков делает 4 предупреждения. Конечно же они адресованы в первую очередь к неверующим богачам, которые притесняли Божий народ, но так же и мы можем их применить к себе, так как и мы не застрахованы от злоупотребления.
Все эти слова говорят о накопительстве. В самом накопительстве не было никакого зла, но в данном случае накопительство было посреди очевидной нужды.
Там где необходимо было помочь, выручить, подержать материально, богатый человек принимал решения копить дальше и ни чего не давать. Поэтому первое предупреждение Иакова:
В те времена не было сберегательных банков или же акций, в которые можно было вложиться, поэтому люди копили обычно в тремя способами.
Во первых это еда. Они копили зерно укладывая его в житницу. Иаков говорит что весь урожай сгниет.
Вторая форма это драгоценные одежды или ткани, которые аккуратно хранили в чуланах. Иаков говорит что их сожрут насекомые, моль.
Ну и третья форма хранения это драгоценные металлы. Конечно же золото не ржавеет, но Иаков говорит о сверхъестественной каре от Бога, оно заржавеет.
Такое наказание постигло их за злокопительство, потому что они думали только о себе, когда вокруг было огромное количество нуждающихся.
Бог будет судить тех людей, которые несмотря на нужду вокруг, копят лишь для себя. Такие люди думают, что это принесет им безопасность и власть, но все покроется гнилью да ржавчиной. Почему? Да потому что они жадничают и накопляют посреди людской нужды.
Вы откладываете, откладываете и снова откладываете, хотя смогли помочь тем кто рядом с вами в нужде. Богу это неугодно.
Но это также касается и нас с вами, потому что и мы не застрахованы.
Вопрос – Может ли происходить подобное с христианами?
Когда мы вкладываем и вкладываем, пропуская явную нужду рядом с собой.
Поймите, Карьерный или материальный рост не является оправданием жадности. Поэтому первое предупреждение : не злокопительствуй.
Второе предупреждение связано с методами получения прибыли.
Иаков говорит:
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Иакова 5:4
Что делали эти люди? Они наживались нечестным путем. Другими словами они обкрадывали других. Поэтому второе предупреждение Иакова было:
В Израиле платили зарплату вечером каждого дня. Но те люди отказывались платить. Поэтому когда человек приходил домой ему не на что было купить еды, его вся семья оставалась без пропитания на целый день.
Что же оставалось делать бесправному бедняку? Он вопил Господу. И конечно же Бог гневался и востанавливал справедливость. Именно об этом говорит Иаков, что богатые просто на просто обкрадывали бедных людей. Они не платили им зарплаты.
Что сделает с ними Господь Саваоф? Кстати это имя Господа означает Повелитель многих воинств. Он предаст СВОЕМУ СУДУ этих людей.
Вопрос, может такое случаться с христианами, да, может.
Сплошь и рядом христиане не отдают деньги за работу, они так же не отдают свои долги, просрочивают выплаты и т.д.. Статистика говорит, что самые ненадежные плательщики именно христиане.
Представьте себе, Те кто обманывает и не выплачивает долги – это христиане. Те кто присваевает чужую плату – это христиане. Те кто обещают и не выполняют своих гарантий – это христиане. Ужас, но это так.
Все это воровство, за которое однажды придет гнев Божий.
А вам приходилось когда нибудь работать с христианами или нанимать их на работу? Они обещают одно качество, а на деле выходит другое. Все это приводит к потери денег, нервов и отношений.
Скольких людей подвели именно христиане? Сколько людей потеряли деньги и пожалели что связались с нами – христианами?
А знате что самая наивная группа людей – это тоже христиане? Они верят всему и вся. Если кто нибудь рядом сказал: «Аллилуйя, слава Богу, мы из церкви», – христиане готовы занимать деньги, благословлять и т.д.
Так много верующих попали в лапы мошенников. А потом конфликты, судебные разбирательства и ссоры.
И все из за того, что кто то приобретает деньги не честным путем.
Итак первое предупреждение – не злокопительствуйте, второе – не крадите. Третье предупреждение касается того, как мы тратим деньги.
Поэтому Иаков предупреждает:
Иакова 5:5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались ; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
Попробуйте в течении минуты сказать этот стих своими словами…
Подчеркните слово роскошествовали и наслаждались.
Раскошествовать – значит жить не умеренно, жить ни в чем себе не отказывая. Наслаждаться и роскошествовать – слова призывающие к избалаваности и моральной слабости характера.
Именно Роскошь способствовала падению великих Империй и цевилизаций.
Человек подвергнутый изобилию и роскоши становится слишком вольным и мягким в характере, что идет на поводу плоти, как животное.
Это люди, о которых мы с вами часто слышим в новостях, о великих мира сего.
О тех, кто просто ради удовольствия и забавы, может одеть свою собаку в золото или сыграть ей свадьбу так на тысяч 500 дол.
Это те ребята, которым стало как то скучно и они полетели пообедать в Париж, при этом прихватили с собой друзей человек сто, так что вечеринка удалась на славу.
Это люди которые кичаться своим богатством, но Божье слово говорит что каждый из них готовится к закланию.
Метафора которую использует тут Бог, сравнивает этих людей с животными которых кормят на убой. Так поступали со свиньями, их закрывали в одном тесном месте и кормили постоянно. Тех уже рвало, но они жрали все равно. А затем их просто закалывали.
Именно это и происходит с людьми в конечном итоге. Бог поругаем не бывает, что сеет человек, то и пожнет. Если богатые люди именно так и живут, обкладывая себя излишествами тучнеют, Бог готовит им гнев на День гнева.
Он спросит их за такую жизнь по полной.
Какой вывод мы можем сделать для себя как христиане?
Не нужно покупать вещи, только по причине что у тебя есть деньги. Если ты можешь себе позволить, это не является нормой, и это еще не означает что эта вещь тебе нужна.
Помните, 100% всего здесь на земле принадлежит Богу. Вы скажете, но ведь это я все заработал? Да ты, но кто тебе дал способности это сделать? Кто тебе дал возможности и саму работу? Кто дал тебе воздух чтобы дышать?
Он, Господь всей этой земли и Ему принадлежат все богатства по праву. Сделай Его Господином всего что у тебя есть. Не гонись за более новыми игрушками, когда огромное количество людей едва сводит концы с концами.
Не покупай постоянно новые вещи, только потому что тебе хочется. Думай о Боге и о нуждающихся людях. Живи в меру скромности и потребности, и ни когда не будешь похожь на животное, которое готовят для заклания.
Итак первое предупреждение – не злокопительствуйте, второе – не крадите. Третье предупреждение – не будьте расточительны. И последнее четвертое предупреждение:
Подумайте вот о чем. Как вы постредством своих денег влияете на других людей? Не используете ли вы свои деньги, во вред другим людям?
Посмотрите 6 стих в современном переводе:
6 Вы осудили и убили невинных, и они не сопротивлялись вам. Иак.5:6
Эти богатые люди обвиняются в смерти других. К примеру человек работал на них целый день, и когда он пришел получить свою оплату, его просто выгнали. Он пришел домой без денег, и мало того что его семья осталась без дневного пропитания, он еще теперь не в состоянии платить за жилье.
Поэтому когда кредитор потребовал платы, бедняк не знал что сказать. В итоге такие должники оказывались в тюрьме, где погибали. Помните притчу о царе и должниках?
Такие люди не в состоянии противостать могуществу богатых людей, они бессильны, поэтому они погибают.
И сегодня полно людей которые удерживая плату у бедняков покупают за деньги места власти. Подкупают судей взятками, решают свои вопросы нечестно.
Все это называется злоупотребление деньгами.
Если вы используете деньги чтобы не помогать людям, а контролировать их. Если вы извращаете за счет денег справедливость – это и есть злоупотребление деньгами.
Это очень печальный отрывок. Но то что здесь написано, происходит повсюду вокруг нас. И хуже всего что это постепенно проникает и в Церковь.
Иногда мы с помощью денег, пытаемся повысить свою значимость через злокопительство. Наши кладовые набиты всяким вещевым хламом.
Иногда мы будучи христианами крадем, не выплачивая долгов. Или не оплачивая зарплату тем, кого мы наняли на работу. И не это просто оплата, а достойная этого человека оплата. Все это называется воровством.
Если мы как работники не работаем старательно, но ищем лазейки улизнуть пока хозяин отлучился. Если мы тратим деньги фирмы на себя, а списываем на фирму. Если мы звоним по служебному телефону в межгород. Все это называется одним словом – воровством.
Наши мозги атакует реклама. Общество сходит сумма. А Молодежь беснуется.
«У вас старые часы, вам уже давно пора купить новые. У вас старый смартфон, время пришло обновоить его. Тебе уже не нравится твоя машина, нет проблем купи новую».
«У тебя 4 блузки купи себе пятую, чуть светлее. У тебя 5 пар обуви купи шестую, под новые брюки, которые ты еще себе не купил. Это называется ненасытимость».
Мне кажется нам верующим стоит прислушаться к Иакову.
Конечно после услышанного возможно пришло чувство вины или уныния. И можно просто его проигнорировать и снова пустится в круговорот покупок и наслаждения. Но можно честно признаться пред Богом в ошибках и заново пересмотреть свою финансовую жизнь.
Послушайте, если вы не наведете порядок в своих финансах, у вас не будет мира в сердце. У вас будет много конфликтов, а особенно в семье, и вы будете ощущать что и с друзьями у вас не все в порядке.
Но если вы честно принесете эт сферу Господу, Он обязательно ее исцелит и исправит. Он Господь всех твоих финансов, Он Тот, Кто лучше всех знает как ими распоряжаться.
В следующий раз мы с вами продолжим говорить на тему финансов, и больше будем говорить как ими правильно управлять. Я верю что мы будем благословлены в этой сфере Богом, когда заложит правильный фундамент.
И да поможет вам Бог!