дорожная болезнь что это такое
Транспортная болезнь животных
Транспортная болезнь (дорожная лихорадка, дорожная болезнь) — один из распространенных видов стрессового состояния, возникающего у животного в период его транспортировки в летнее время железнодорожным, водным или автомобильным транспортом. Болеют чаще стельные коровы, реже свиньи и лошади.
Этиология. Причиной стрессового состояния животных является транспортировка их на большие расстояния непосредственно с пастбища без предварительной выдержки их в стойлах и без предварительной подготовки их к транспортировке. Наиболее часто транспортную болезнь приходится наблюдать при перевозке животных в жаркое время суток и в условиях высокой влажности воздуха.
Патогенез. Резкая смена обстановки – перемена рациона и недостаток воды, скученность, тряска и укачивание, перегревание, влияние других факторов транспортировки вызывает в организме расстройство нервно — гуморальной регуляции, что в итоге приводит к сердечно — сосудистой и дыхательной недостаточности. Дополнительно при движении транспорта возникают вертикальные и угловые ускорения, а при движении по извилистым дорогам – центростремительные (радиальные). Эти ускорения могут превышать пороговые физиологические раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата. Механические раздражители, возникающие при ускорениях, воздействуют на проприоцепторы, на внутренние органы, вызывая их частичное смещение, на кровообращение, что влечет за собой появление разнообразных рефлексов как соматической, так и вегетативной нервной системы, нарушение коллоидно – осмотического равновесия в плазме крови и изменение ее состава. В крови отмечается снижение кальция и магния на фоне повышенного содержания калия.
Изменение электролитного баланса вызывает энергетические и функциональные сдвиги в активности клеток мозга, особенно клеточных мембран. Снижение активности ацетилхолинэстеразы приводит к отравлению нервной системы избытком ацетилхолина, что является одной из главных причин расстройства ее функций. Животные теряют в массе за счет потери жидкости и жира. Способствуют развитию стрессового состояния недостаточное содержание в рационе и крови кальция и магния, повышенное содержание калия, исхудание и обезвоживание организма, глубокая стельность.
Прогноз в легких случаях благоприятный. В тяжелых случаях прогноз осторожный и даже неблагоприятный.
Патологоанатомические изменения малохарактерны. При вскрытии павших животных находим точечные кровоизлияния на серозных покровах и слизистых оболочках, дистрофические изменения паренхиматозных органов и скелетной мускулатуры. Сосуды мозга гиперемированы. В спинномозговой жидкости обнаруживают много фибриногена.
Диагноз ставят на основании собранного анамнеза и клинических симптомов болезни.
Профилактика. Перед транспортировкой животных выдерживают 2-3 дня в стойлах. Во время транспортировки животных предохраняют от перегревания и высокой влажности, животных ставят вдоль вагона по ходу поезда. Обращают внимание на исправность вентиляции и обеспеченность питьевой водой. Непосредственно перед транспортировкой и в период ее рацион травоядных составляют преимущественно из сена и комбикорма с добавлением мела и магния сульфата по 30-50г на голову в сутки крупным животным. Животных на последних месяцах беременности транспортировать на далекие расстояния в летний период времени нельзя. При длительных перевозках железнодорожным транспортом через каждые 3-4 дня делают остановку на сутки для отдыха животных, организуют регулярное доение коров.
Примерно 30% взрослой популяции и около 60% детей подвержены синдромам укачивания. Человек с низкой сопротивляемостью организма может заболеть ею во время путешествия. Проявление кинетоза усиливается из-за эмоционального напряжения, которое, в свою очередь, нарастает во время укачивания.
Симптомокомплекс кинетозов складывается из четырех видов реакций, которые у разных людей проявляются по-разному:
В настоящее время в зависимости от доминирующей симптоматики кинетозы условно разделяют на четыре основные формы 2:
Симптомы, как правило, развиваются постепенно. Первыми признаками является зевота, учащенное дыхание, бледность, обильный холодный пот, слюнотечение, сонливость, а также аэрофагия, головокружение, головная боль, общее недомогание, усталость. Затем появляется и нарастает тошнота, начинается рвота, нарушается координация движений. Человек чувствует сильную слабость, не может сосредоточиться. Длительное проявление болезни, сопровождающееся обильной, частой рвотой, может привести к артериальной гипотонии, обезвоживанию, истощению и депрессии.
Патогенез синдрома укачивания сложен и не до конца изучен. Основная роль принадлежит регулирующему действию гипоталамо-гипофизарной системы, задержке созревания центров вегетативной нервной системы. Рецепторы вестибулярного аппарата, реагирующие на ускорения, и зрительные рецепторы, передающие в мозг информацию о быстром смещении в пространстве окружающих предметов, играют основную роль в развитии укачивания. Вследствие постоянно меняющегося положения человека в пространстве из вестибулорецепторов, находящихся во внутреннем ухе, непрерывным потоком раздражающие импульсы поступают в мозжечок, откуда передаются в разные центры парасимпатической нервной системы. У человека при сильных раздражениях вестибулярного аппарата начинается головокружение, нарушается координация движений, ему кажется, что его кто-то сжимает, сдавливает, появляются рези в желудке, головная боль, тошнота, рвота, охватывает страх.
Кинетоз несложно диагностировать на основании жалоб, анамнеза и клинической картины. Тем не менее эти симптомы могут быть проявлением и различных других заболеваний. Для уточнения диагноза используют следующие виды обследования: нистагмография, калорическая проба, вызванные вестибулярные миогенные потенциалы, МРТ, УЗДГ, исследование специфических иммунологических реакций 7.
Помимо этого людям, предрасположенным к кинетозу, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: выбирать место в транспорте ближе к его центру, где качка выражена менее всего; в пути желательно избегать близости помещений, из которых могут распространяться резкие специфические запахи; избегать употребления цельного молока и сильногазированных напитков, во время длительной поездки нужно часто и понемногу есть легкую пищу.
Медикаментозные: антигистаминные средства, блокаторы дофаминовых и серотониновых рецепторов, антихолинергические средства, фенотиазины, гомеопатические средства, ноотропные препараты, витамины нейротрофического действия, но наиболее высокой эффективностью обладают комбинированные препараты, включающие несколько действующих веществ из разных фармакологических групп.
Основными показаниями для применения служат:
Способ применения:
Вестибулярный синдром
Вестибулярные нарушения могут быть вызваны определенными заболеваниями, лекарствами или проблемами во внутреннем ухе или мозге. Многие люди испытывают нарушения чувства равновесия по мере старения организма. Вестибулярные нарушения и головокружения также могут возникнуть в результате приема некоторых лекарственных препаратов.
Чувство равновесия, в первую очередь, управляется лабиринтом, структурой во внутреннем ухе. Одна часть лабиринта состоит из полукружных каналов и отолитовых рецепторов отвечающих за баланс тела. С другой стороны находится улиткообразный орган, отвечающий за слух. Части внутреннего уха, связанного с балансом, называются вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат работает совместно другими сенсомоторными системами в организме, такими, как зрительная система и опорно-двигательная система, что позволяет обеспечивать контроль и поддержание положения тела в состоянии покоя или в движении. Это также помогает поддерживать направленность на определенный объект, даже если позиция тела меняется. Вестибулярная система делает это с помощью регистрации механических сил, включая гравитацию, которая действует на вестибулярные органы при движении. Две части лабиринта помогают решить эти задачи: полукружные каналы и отолитовый аппарат.
Полукружные каналы это три заполненные жидкостью петли, расположенные примерно под прямым углом друг к другу. Они сообщают мозгу, когда голова совершает движения, например, когда человек кивает головой вверх и вниз или поворачивает голову направо или налево. Зрительная система работает совместно с вестибулярной системой, что обеспечивает зрительные образы от размывания, когда голова двигается, например, при ходьбе или при поездке в автомобиле. Сенсорные рецепторы (проприорецепторы) в суставах и мышцах также помогают сохранить равновесие, при стоянии на месте или ходьбе. Мозг получает, интерпретирует и обрабатывает информацию из этих систем и таким образом управляет балансом тела.
Вестибулярные структуры внутреннего уха состоят из преддверия (овальный и круглый мешочки) и трех полукружных каналов. Эти структуры работают по принципу уровня, применяемого плотниками. Существует ряд заболеваний структур внутреннего уха, которые приводят к нарушению работы этих структур или же мозг получает недостоверную информацию от рецепторов этих структур. Эти заболевания включают синдром Меньера, лабиринтит, доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, инфекции среднего уха, опухоли или травмы.
Наиболее частые причины вестибулярного синдрома.
Доброкачественное позиционное головокружение считается наиболее распространенным видом вестибулярного синдрома и головокружения синдрома.
Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение или позиционное головокружение представляет собой краткий, интенсивный эпизод головокружения, которое возникает из-за специфического изменения положения головы. При наличии такого ПГ головокружение может возникнуть при подъеме головы вверх или повороте головы. Эпизод такого головокружения может возникнуть даже при повороте в постели. Считается что причиной этого вида головокружения является нарушение в структуре рецепторов полукружных рецепторов которые посылают в мозг недостоверную информацию о положении головы что и является причиной симптоматики. Причиной доброкачественного пароксизмального позиционного головокружения (ДППГ) могут быть перенесенные травмы головы, невриты, возрастные изменения. Расстройства, как полагают, связаны с аномалией во взаимодействия фотокопия с купулой внутри перепончатого лабиринта, в результате ненормальных ответов на движение эндолимфы при движении головы.
Инфаркт лабиринта приводит к внезапной значительной потере слуховой и вестибулярной функций, и обычно возникает у пожилых пациентов. Такое состояние иногда встречается у более молодых пациентов с атеросклеротическими сосудистыми заболеваниями или с наличием явлений гиперкоагуляции. Эпизодические головокружения могут быть предвестниками полной окклюзии и протекать по типу транзиторной ишемической атаки. После полной окклюзии, интенсивность головокружения постепенно идет на спад, но может сохраняться определенная неустойчивость при движении, в течение нескольких месяцев пока не произойдет вестибулярная компенсация.
Вестибулярный нейронит. Повреждение нерва связывают с вирусной инфекций (вирусом герпеса). Заболевание, как правило, встречается в осенне-весенний период во время пика ОРЗ. При вестибулярном нейроните эпизоды головокружения возникают без потери слуха, могут сопровождаться тошнотой и рвотой. Длительность эпизода может варьировать от нескольких дней до нескольких недель, с постепенным регрессом симптомов. Вестибулярный нейронит может сопровождаться приступами доброкачественного позиционного головокружения.
Лабиринтит
Лабиринтит обусловлен воспалительным процессом внутри перепончатого лабиринта, который может быть обусловлен бактериальной или вирусной инфекцией. Вирусные инфекции лабиринта вызывают симптомы головокружения, похожие на вестибулярный неврит, но в сочетании с кохлеарными нарушениями. Такие инфекции, как корь, краснуха, цитомегаловирус, как правило, не вызывают вестибулярные нарушения. Бактериальный лабиринтит может быть как с поражением самого перепончатого лабиринта, так и в серозной форме. Серозная форма лабиринтита часто наблюдается при остром среднем отите, когда бактериальные токсины диффузно попадают в лабиринт.
Болезнь Меньера
Мигрень
Нередко приступы мигрени могут быть похожи на приступы болезни Меньера. Но при мигрени потеря слуха встречается реже, чем в головокружение, шум в ушах, светобоязнь, и фонофобия. Но, тем не менее, при мигрени может быть определенная нейросенсорная тугоухость на низкочастотные звуковые колебания. Поэтому, иногда дифференциальный диагноз между этими заболеваниями иногда представляет трудности. Рассеянный склероз также представляет собой диагностическую сложность для дифференциальной диагностики с мигренью. В 5% случаев рассеянный склероз может дебютировать с изнурительных головокружений, а у 50% пациентов с рассеянным склерозом эпизоды головокружений встречаются в определенные периоды заболевания. Тем более что у одного из десяти пациентов с рассеянным склерозом может быть потеря слуха, которая может быть частичной или полной, что делает схожей симптоматику с болезнью Меньера или мигренью.
Болезнь «выгрузки»
Приступы головокружения возникают после высадки и человек продолжает ощущать движения покачивания, которое сохраняется после возвращения к стабильной окружающей среде после длительного воздействия движения (например, после поездки в поезде автомобиле на лодке).
Другие причины вестибулярного синдрома. Повреждение вестибулярного анализатора может быть обусловлено травмой головы, «хлыстовой травмой «, невриномой слухового нерва, интоксикацией лекарствами состоянием после оперативного вмешательства на ухе, заболевания опорно-двигательного аппарата (с нарушением проприорецепции) заболевания центральной нервной системы.
Симптомы
При нарушении работы вестибулярного анализатора возникает ощущение вращения. Человек может шататься, при попытке ходить или падать, при попытке встать. Основными симптомами вестибулярного синдрома являются:
Другими симптомами являются тошнота, рвота, диарея, изменения частоты сердечных сокращений кровяного давления, страх, тревога или паника. Некоторые пациенты могут испытывать усталость, депрессию, невозможность концентрации внимания. Симптомы могут появляться и исчезать в течение короткого периода времени или иметь длительные промежутки между приступами.
Диагностика
Диагностика вестибулярных нарушений достаточно сложная, так как причин нарушений вестибулярной функций много, как заболеваний, так и лекарств вызывающих головокружения. Тем не менее, в первую очередь необходимо пройти консультацию ЛОР – врача. После изучения истории болезни, подробного изучения симптомов врач проведет осмотр уха и назначит необходимый план обследования. План обследования может включать как лабораторные исследования или специальные тесты (аудиометрию, электронистагмографию), так и методы нейровизуализации, такие как МРТ и КТ. Кроме того, в последние годы получили распространение такие методы исследований как: компьютерно-динамический визуальный тест, тестирование вестибулярной авторотации, ВВП (вестибуло-вызванные потенциалы).
Наиболее простыми и доступными тестами являются такие тесты как энергические суть, которых заключается в холодовом или тепловом воздействием на среднее ухо, что проще всего проводить с использованием воды разной температуры. Разница в нистагме более 25 %,возникающем при воздействие температурного фактора, как правило, свидетельствуют о наличии периферической или центральной дисфункции вестибулярного аппарата.
Лечение
Лечение вестибулярного синдрома зависит, прежде всего, от генеза этого синдрома. Прежде всего, необходимо исключить повреждения вестибулярного анализатора центрального генеза (заболевания головного мозга, травмы). Лечение будет зависеть от патогенеза вестибулярных нарушений.
В некоторых случаях при вестибулярных нарушениях необходимо воздействовать на факторы повседневной деятельности, такие как поездки, в автомобиле или лифте что позволит уменьшить риск травм. При наличии ДППГ врач может назначить выполнение ряда простых движений, как например маневр Эпли, что позволяет высвободить отоконии в полукружных каналах. При болезни Меньера, врач может рекомендовать изменения в рационе, такие как сокращение использования соли в пищу и ограничение алкоголя и кофеина. Избавление от такой привычки, как курение, также может оказать положительный эффект. Возможно введение такого антибиотика в небольших дозах (гентамицина) или стероида за барабанную перепонку. В тяжелых случаях болезни Меньера возможно хирургическое лечение. Медикаментозное лечение вестибулярных нарушений включает применение препаратов из группы антихолинергических, антигистаминных препаратов, группы бензодиазепинов. Используются также симптоматические препараты, например церукал. Для лечения головокружения в последнее время применятся такой препарат, как бетасерк.
При наличии воспалительных процессов в среднем ухе необходимо применение противоспалительного лечения или антибиотиков.
При наличии стойких вестибулярных нарушений необходимо принять ряд мер для уменьшения риска падения, например использование перил при подъеме по лестнице, ношение обуви на низком каблуке, оборудование поручней в ванной, исключение вождения автомобиля и т.д.
Как преодолеть укачивание
Многие не любят летать на самолетах, плавать на теплоходах и даже ездить в автомобиле. И вовсе не потому, что эти люди заядлые домоседы. Просто они страдают болезнью укачивания, а если говорить на медицинском языке – кинетозом.
Кинетоз (морская болезнь, укачивание) – болезнь передвижения. Само слово происходит от греческого kynesis, что и означает «движение». Симптомы этой болезни возникают только под воздействием на организм коротких или продолжительных, постоянных или изменяющихся ускорений. То есть, проще говоря, организм такого человека не выносит быстрого перемещения в пространстве с неравномерной скоростью движения или качкой. Кинетозы могут развиваться на любом виде транспорта, а также на качелях, каруселях, эскалаторах и даже в кино, когда картинка снята с высоты птичьего полета. Самые частые симптомы для них – это тошнота и головокружение, реже рвота, нарушения координации движений, снижение пульса и артериального давления. Человек бледнеет, его прошибает холодный пот, накатывает дурнота.
Распространенность этого заболевания достаточно велика – по примерным подсчетам им страдают от 5 до 10 процентов всего населения, причем большая доля приходится на детей от 2 до 12 лет – более 60% детей этого возраста плохо переносят транспорт и укачивание. У подростков и молодежи до 20 лет такие симптомы отмечаются в 40% случаев. Затем устойчивость к кинетозам постепенно возрастает – люди среднего возраста страдают ими достаточно редко, а пожилые практически не поддаются укачиванию, если только у них нет какого-либо неврологического заболевания, связанного с головокружением.
Отчего нас укачивает
Отметим, что укачивание укачиванию – рознь. Отмечают разные виды ускорения, которые могут так или иначе приводить к кинетозам.
Для большинства характерны кинетозы при прямолинейных и центростремительных ускорениях, а два последних испытывают разве что только лётчики-асы, выполняя фигуры высшего пилотажа, и космонавты во время космических перегрузок. Вернее, если кандидаты страдают от кинетозов вследствие этих типов ускорений, то это становится причиной их профнепригодности.
Как это происходит
Движение влияет на организм человека через ряд нервных рецепторов.
Врачи считают, что из всех этих рецепторов основными, вызывающими кинетоз, являются рецепторы вестибулярного аппарата и рецепторы зрения. Именно поэтому дети так часто страдают от кинетозов – вестибулярный аппарат окончательно развивается к 12-ти, а то и к 15-16 годам. Это вообще очень сложная по своей структуре, хотя и крохотная по размерам система, расположенная во внутреннем ухе. Она-то и является нашим основным органом равновесия, и при помощи ее рецепторов происходит восприятие положения тела и головы в пространстве.
От рецепторов сильное раздражение при качке или неравномерном ускорении передается в другие структуры вестибулярного аппарата – т.н. вестибулярные ядра, а от них – в мозжечок. Далее импульс возбуждения передается в симпатический отдел вегетативной нервной системы и в двигательные ядра блуждающего нерва, который находится в головном мозге и отвечает за иннервацию целого ряда важных мышц – от лицевых гортанных до мышц внутренних органов. Вот тут как следствие возбуждения всех этих структур и начинается снижение артериального давления, головокружение, отделение пота, изменения тонуса мышц, в т.ч. и мышц пищеварительной системы, что провоцирует тошноту, и даже рвоту.
Лечатся ли кинетозы
К сожалению радикального лечения от укачивания нет. Но есть некоторые профилактические меры, как лекарственные, так и нелекарственные, которые позволят свести это заболеваний к минимуму.
В ряде случаев, если укачивание приобретает совсем уж невыносимые патологические черты (если человек не может переносить ни один вид транспорта даже в течение 5 минут) следует обратиться к невропатологу, чтобы исключить иные неврологические заболевания, дающие сходную клиническую картину.
Как подготовиться к поездке
Как вести себя во время поездки
Препараты от укачивания
До поездки целесообразно принять какой-либо препарат, который предотвратит неприятные симптомы. Сегодня существует целый ряд таких лекарств.
Методики, тренирующие вестибулярный аппарат
Болезнь движения
_Title Болезнь движения
_Author
_Keywords
Э. И. Мацнев
Расстройства, напоминающие укачивание могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании в танце, даже при подъеме и спуске в лифте. Расстройства, напоминающие болезнь движения на Земле наблюдались и у некоторых космонавтов в первые часы и дни космического полета, пока организм привыкает к условиям невесомости. Тогда говорят о космической форме болезни движения.
Существуют и более редкие и экзотические виды болезни движения. Например, описаны случаи укачивания при поездке на верблюде и слоне, при ходьбе по пересеченной местности, «ходьбе по кочкам» и др.
Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледным и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек жестоко страдает и становится совершенно беспомощным.
По определению английского исследователя Бенсона (A.J.Benson,1984), много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения (БД), …..»является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности». При этом термин «болезнь» не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при БД синдрома вестибуло-вегетативных и вестибуло-сенсорных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения.
Несмотря на многообразие форм БД, основные характеристики факторов, являющихся причиной этих расстройств и их клинические проявления, являются практически одинаковыми, что позволяет использовать универсальный термин «болезнь движения» при всех видах укачивания.
В начале заболевания тошнота может сопровождаться температурным дискомфортом (чувством жара), усиленным слюноотделением, частой зевотой.
К возможным симптомам БД можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением «пьянящей легкости» в голове или нарушениями ориентации в пространстве.
У некоторых лиц с тяжелыми проявлениями БД нередко развивается апатия и депрессия. Последняя может достигать такой степени, что может поставить под угрозу их безопасность.
К числу других важных симптомов БД следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов. Иногда, желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом БД.
Развитие симптомов и признаков БД зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной предрасположенности человека к БД. У некоторых людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания (продромальная стадия). У других может отмечаться длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.
Стимуляция движением вызывает в первую очередь ощущение дискомфорта в области желудка, постепенно переходящее в тошноту. Если стимуляция продолжается, то тошнота может усиливаться, появляются другие признаки вегетативных нарушений в виде бледности и потливости, особенно области лба, ладоней (иногда отмечается профузный пот). Нередко эти расстройства идут параллельно. У пострадавшего отмечается полное отсутствует аппетита.
Как правило, описанные симптомы БД развиваются сравнительно медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их «лавинообразное» нарастание, завершающееся позывами на рвоту и рвотой. После рвоты может наступить кратковременное улучшение состояния, которое, однако, сохраняется недолго. Волнообразное ослабление или наоборот нарастание симптомов БД может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней.
Повторные приступы рвоты при БД (особенно у детей) могут создавать большие проблемы для здоровья в связи с дегидратацией организма и нарушением баланса электролитов.
Чаще и сильнее страдают от БД люди при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (особенно лица склонные к гипотонии), и желудочно-кишечного тракта, при остеохондрозе (дорсопатии) шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях.
Оценивая зависимость устойчивости к БД от возраста, следует отметить, что в возрасте до 2 лет БД отмечается редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость к БД медленно возрастает, однако случаи БД у пожилых людей не редки, особенно при морских путешествиях. Женщины обладают меньшей устойчивостью к БД, чем мужчины того же возраста (Reason,1967). Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, т.к. отмечено, что устойчивость женщин к БД особенно резко снижается во время менструации и в периоде беременности (Schwab,1954).
БД связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с БД является тот факт, что люди у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от БД. Однако, признавая важную роль вестибулярной стимуляции в развитии БД, тем не менее, нельзя исключать значительного влияния и других сенсорных органов с которыми эта система тесно взаимодействует (зрительная система и др.). У некоторых людей БД может возникать лишь при одном зрительном раздражении, например при просмотре широкоэкранного панорамного фильма (синерама), при отсутствии движения (т.е. вестибулярной стимуляции). Другим примером роли зрительного «входа», модифицирующего устойчивость к БД, может служить пассажир морского судна, который смотрит вниз на бушующие волны, и, таким образом получает несогласованную с вестибулярной зрительную информацию. В этом случае он скорее заболеет морской болезнью, чем тот, который фиксирует свой взор на горизонте, т.е. получает стационарный зрительный ориентир, относительно которого он сможет правильно воспринимать свое движение (Benson,1984).
Понять механизм БД до конца пока не удалось, но ближе всего к этому подошла теория сенсорного конфликта («сенсорной перестройки»), которая основана на понимании того, что это состояние следует трактовать не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором БД является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, которая поступает в головной мозг и «несовпадает» с теми сигналами, которые центральная нервная система (ЦНС) ожидает получить.
Специалисты выделяют две категории рассогласования информации о движении: зрительно-вестибулярное рассогласование и рассогласование между полукружными каналами и отолитами (внутри вестибулярное рассогласование). В первом случае и глаза и вестибулярные рецепторы передают сигналы о движении тела, однако они не согласуются с ожидаемыми сигналами, которые основаны на предыдущем опыте, что запускает механизм развития БД. Во втором случае, полукружные каналы и отолитовые органы передают в ЦНС противоречивую информацию.
В обычных условиях ЦНС может точно определять, какие сенсорные сигналы должны поступать в нее от вестибулярных и других сенсорных органов. Подобная сигнализация сложилась в процессе эволюции на основе ежедневного опыта накапливаемого в процессе управления движением. В соответствии с теорией сенсорного конфликта в ЦНС существует своеобразный банк информации или блок нервной модели раздражителя, который связан с блоком сравнения информации. В последнем сопоставляются сигналы поступающие от органов чувств и из блока нервной модели. Когда сигналы, стимулируемые движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо непрятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то вырабатывается сигнал рассогласования. Под его действием перестраивается внутренняя нервная модель и одновременно запускается ряд нейро-вегетативных реакций, которые характеризуют синдром БД. Поскольку БД развивается в различных ситуациях (в воздухе, на воде, в невесомости), то скорее всего существует многообразие «сенсорных конфликтов». Но сама теория в общем-то универсальна для различных форм БД.
БД представляет практическую важность при использовании различных видов транспортных средств, т.к. она может не только вызывать дискомфортные ощущения, но и приводить к полной потере профессиональной работоспособности.
Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни, в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта.
Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и предыдущего опыта плавания. Когда воздействие провоцирующего движения продолжается длительное время (например, на борту корабля во время шторма), то у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение степени проявлений морской болезни по мере адаптации к движению. Динамика этой адаптации, также как и другие характеристики БД обнаруживает большие индивидуальные различия, однако у значительного числа людей заметная адаптация происходит на 2-3 сутки плавания, а к 4-м суткам все симптомы БД обычно полностью проходят.
Процесс адаптации зависит от скорости модификации обработки ЦНС сенсорной информации и установления нового контроля локомоторных актов, соответствующего измененным условиям движения. Вместе с тем, после возвращения в нормальные условия, установившийся новый сенсорный и моторный контроль создает почву для повторной сенсорной перестройки, что может сопровождаться признаками и симптомами БД. Ярким примером подобной реадаптации может служить БД, которую испытывают моряки при высадке на берег после возвращения из длительного плавания.
У профессиональных моряков морская болезнь бывает относительно редко. Это объясняется строгим профотбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но известны случаи, когда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Например, известный английский флотоводец, адмирал Нельсон всю жизнь провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме жестоко страдал от морской болезни.
Воздушная болезнь по степени проявления стоит на втором месте после морской болезни. Она наблюдается у 12-13% пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3% пассажиров на самолетах с газотурбинными двигателями. Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи БД на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров летающих на небольших самолетах сельскохозяйственной авиации и частных самолетах. На последних пассажиры испытывают более длительные воздействия порывов ветра и турбулентных воздушных потоков и частота БД у них достигает 8%.
Военные летчики, использующие высокоскоростные самолеты, выполняющие виражи и фигуры высшего пилотажа, подвергаются воздействию более сложных видов ускорений и перегрузок, поэтому проблема БД в период обучения летчиков является одной из актуальных задач авиационной медицины. По данным Dobie (1974), около 50% штурманов высокоскоростных самолетов испытывают воздушную болезнь при обучении и приблизительно 40% курсантов авиационных училищ, также отмечают симптомы БД, причем у 15% из них проявления БД были столь выражены, что мешали процессу обучения.
Воздушная болезнь развивается при «болтанке», когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»).
Описаны и так называемые скрытые формы воздушной болезни: внешние признаки укачивания у членов летных экипажей отсутствуют, но снижается работоспособность, а это одно из проявлений укачивания.
Даже некоторые опытные летчики, никогда не укачивающиеся в пилотской кабине, оказавшись в роли пассажира, могут стать жертвой БД. Они хорошо умеют интегрировать зрительные сигналы и сигналы вестибулярного аппарата, характерные для полета, но лишение привычных зрительных ориентиров делает их чувствительными к укачиванию. Так проявляется описанный выше сенсорный конфликт, вызванный рассогласованием сигналов зрительных и вестибулярных рецепторов.
Симптомы воздушной болезни уменьшаются при выполнении ответственных заданий. Известны случаи, когда летчики, в мирное время подвергавшиеся укачиванию, в боевых полетах никогда не испытывали этого состояния.
Возникает вопрос: а может ли один и тот же человек укачиваться на море и не укачиваться в самолете, или наоборот? Да, такое случается. Дело в том, что чувствительность вестибулярной системы избирательна по отношению к определенным видам раздражителей, например к угловым ускорениям, действующим в различных плоскостях, к линейным ускорениям. Поэтому переход с одного типа корабля на другой или резкое изменение формы качки могут вызвать приступ морской болезни даже у опытных моряков.
Интересно, а могут ли балерины и фигуристы, акробаты, совершающие большое количество пируэтов за считанные секунды, переживать морскую или воздушную болезнь? Результаты специальных обследований говорят о поразительной способности этих людей управлять своими движениями, но в своей трудовой или спортивной деятельности они сталкиваются с периодически повторяющимися однотипными ускорениями. Например, спортсмены, балерины могут совершать вращения в какую-то одну привычную сторону. А поскольку привыкание наступает лишь к определенным воздействиям, то нельзя полностью исключить у них возможность воздушной или морской болезни.
Существует мнение, что среди здоровых лиц нет полностью невосприимчивых к БД. Однако большинство из нас в течение жизни подвергаются бесконечному числу вестибулярных стимуляций и организм привыкает к ним, т.е. постепенно ослабевают реакции на повторно действующие раздражители. Примерно у 5% людей такого привыкания не наступает, и они подвержены БД на протяжении всей своей жизни.
Индивидуальная устойчивость к БД колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к БД, важное значение имеет тип нервной деятельности (экстраверты более устойчивы к БД, чем интраверты), мотивация и активация внимания, страх, тревога. Известен тот факт, что вероятность развития БД у пилотов самолетов или водителей наземного транспорта значительно ниже, чем у пассажиров.
К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к БД можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п.
Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы связанные с БД? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы в этиологии БД общеизвестна. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше если голова будет опираться на соответствующую опору (подголовник, валик и т.п.). Важно учитывать ориентацию головы относительно вектора действующего ускорения (например, на борту испытывающего качку судна, морская болезнь будут менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси).
Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время плавания на корабле, поездке на автомобиле или в поезде, уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. Например, в каюте корабля или в самолете, при первых признаках БД лучше сидеть с закрытыми глазами, либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта или видимой Земле. Пассажирам автомобиля целесообразно смотреть перед собой, а не глядеть в боковые стекла, не читать книги или газеты во время движения и т.п.
В последние годы для профилактики БД начали использовать методы психопрофилактики и психотерапии, аутогенной тренировки с обучением самоконтроля некоторых вегетативных реакций, с использованием биологической обратной связи (biofeedback), что позволяет контролировать, предупреждать или ослаблять проявления БД.
Большая роль в профилактике и купировании БД отводится фармакологическим средствам. К сожалению, ни одно из ныне используемых в этих целях лекарственных препаратов, не является специфичным.
К настоящему времени насчитывается значительное число препаратов, испытанных в качестве лечебных и профилактических средств при различных видах укачивания. В этих целях используют: холинолитики, адреномиметики, антигистаминные препараты, антагонисты кальция, вещества, угнетающие ЦНС, транквилизаторы, комбинированные препараты и т.п.
Следует однако, помнить, что почти все препараты используемые в качестве средства профилактики и купирования БД, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению.
Важно, также отметить, что некоторые заболевания сердечно-сосудистой и ЦНС (гипотония, гастрит, язвенная болезнь желудка, мигрень, латентно текущая форма болезни Меньера и др.), могут клинически проявляться в виде симптоматической чувствительности к БД. Поэтому, этим лицам (особенно если проявления укачивания в транспорте у них появились впервые), целесообразно до путешествия обратиться к врачу и пройти специальное отоневрологическое (вестибулометрическое) обследование, при котором будет установлена причина этих расстройств и своевременно проведено эффективное лечение.