доска вагонка почему так называется
Почему вагонка называется вагонкой?
Откуда появилось такое название «вагонка»?
В период технического прогресса отрасли экономики и промышленности активно развивались, важную роль сыграло развитие железнодорожного транспорта. Появление название «вагонка» связывают именно с обшивкой вагонов «теплушек». Также ее использовали для возведения бытовок для строителей и покорителей Сибири.
С помощью их перебрасывали войска, для этого его утепляли, в центр вагона ставилась печка-буржуйка и устанавливали лавки. Вмещал такой вагон до 40 человек или 8 лошадей. Огромную роль сыграли эти вагоны в эвакуации людей и ценнейших грузов.
Еще одно название «шпунтовка» оно появилось еще до названия «вагонка» оно связано с замковым соединением «паз-шпунт».
Спустя некоторое время за досками, которыми обшивали вагоны «теплушки» закрепилось название «вагонка».
Сейчас вагонкой называют строительный материал, панель из дерева, тонкая обшивочная доска, которая имеет соединение «шип» и «паз», ее используют для внутренней и внешней отделки помещений.
В современном условиях развития общества вагонкой стали обшивать дома, бани, сауны, комнаты, веранды, чердаки, балконы, лоджии, мансарды и различные подсобные и хозяйственные помещения. Мир не стоит на месте появляются различные виды вагонки из синтетических материалов (акрил, винил и др).
Среди деревянных видов вагонки – это евровагонка, софт-лайн, штиль, имитация бруса, имитация бревна (блок-хаус), все эти названия мы разберем в новой специальной статье.
Нет пределу совершенству, так и с вагонкой, ее научились изготавливать без сучков, сращенной по длине, а какой сейчас широкий выбор материала (из разных пород деревьев), сортов и размеров.
Почему для обшивки выбирают вагонку?
Это очень удобный материал с помощью которого можно скрыть различные дефекты стен, спрятать провода, кабель, ну и, конечно же, легкость в монтаже. А какую эстетичность и красоту несет в себе отделка деревянной вагонкой, благодаря натуральной текстуре дерева.
У нас собраны материалы, статьи о строительстве бань, деревянных лестниц и все, что с ними связано. В одном месте можно найти полезные идеи, задумки, которые вдохновят Вас на строительство и реализацию проектов.
История возникновения вагонки
Вагонка представляет собой зачищенное изделие из древесины с определенным уровнем влажности и надежной соединительной конструкцией (система «шип – паз»). Как и любой другой строительно-отделочный материал, она имеет свою уникальную историю возникновения, развития, завоевания популярности на рынке.
Первые упоминания вагонки уходят корнями во время освоения Сибири в 19 веке, когда это изделие активно применяли для обшивки железнодорожных вагонов (отсюда происходит название продукции). Способность материала впитывать влагу, тем самым герметизируя помещения, и отдавать ее без изменения структуры, внешнего вида, прочих важных характеристик предопределили его востребованность.
С развитием технологий машиностроения применение вагонки на ж/д транспорте свелось к минимуму, однако изделие получило вторую жизнь во второй половине 20 столетия. В этот период материал стали активно использовать для отделки помещений хозяйственно-бытового и жилого назначения. В 1980-х годах были изобретены различные виды вагонки, включая:
Сегодня такая продукция получила широкое распространение в сфере отделки загородных домов, бань, гаражей, складов. После отделки возможна покраска стеновых панелей МДФ. Рассматриваемые изделия постоянно совершенствуются, а разнообразие цветов, фактур, размеров позволяет подобрать оптимальный вариант для воплощения в реальность любых дизайнерских задумок.
Деревянная вагонка в доме: секрет популярности материала
Деревянная вагонка – универсальный материал для внешней и, как правило, именно внутренней отделки стен, представляет собой доску, которая идеально отшлифована со всех сторон. Сами доски соединяются при помощи специального пазогребневого соединения. Обычно вагонкой обшивают изнутри балконы, террасы, бани и так далее. Вариантов применения множество. Сами деревянные панели могут изготавливаться из различных пород древесины. К примеру, сосновая вагонка в качестве материала для внутренней отделки дарит уют и тепло, при этом сохраняет приемлемую стоимость. А ведь это натуральный, экологически чисты материал. Аромат хвои можно сравнить с посещением леса, не выходя из помещения. Это отличные ощущения, вызывающие положительные эмоции. А между тем, слово «вагонка» присутствует только в русском языке, это не удивительно, так как связано с историей применения материала. Несколько десятилетий назад деревянными досками обшивали вагоны для защиты их от природных явлений. Они были дешевле листового металла и противодействовала парниковому эффекту. В странах Европы лучше не использовать термин «вагонка», вас просто не поймут. У них этот отделочный материал носит название профилированная доска.
Область применения вагонки
Вагонка из дерева используется достаточно давно в качестве отделочного материала. Она хорошо подходит для внешних и внутренних работ. Ее популярность можно объяснить непередаваемой аурой, которую дарит древесина. Ведь невозможно повторить рисунок древесины, и каждое помещение будет уникально. Современную деревянную вагонку зачастую используют для внутреннего оформления. Обшивка зданий деревянной вагонкой встречается намного реже. Изначально, при применении вагонки отсутствовали шиповые соединения, впоследствии они появились для удобства. Монтаж упростился, уменьшился и риск деформации.
Важно различать вагонку и МДФ. МДФ изготавливается из древесной стружки и существенно проигрывает по качеству и внешнему виду. Для отделки парной, сауны или бани, деревянная вагонка является, пожалуй, единственным подходящим материалом. Разве что стоит задуматься над породой древесины. Но вагонка также популярна для отделки коттеджей, кухонь, мансард, веранд. Дом с такой отделкой будет дарить уют и тепло. Внутреннюю отделку обычно производят хвойными породами, бани и парные – липовыми, ольховыми, кедровыми породами, ванные комнаты обычно облагораживают дубовой вагонкой.
Плюсы вагонки
Преимуществ вагонки множество, вот некоторые из них:
Минусы вагонки
Но кроме достоинств вагонка в качестве материала для отделки помещений обладает и негативными особенностями. Среди недостатков вагонки числятся:
Использование вагонки в строительстве
В строительстве вагонка себя также зарекомендовала с положительной стороны. Она используется при постройке беседок, парных, бань. Этот вид строительного материала дает весьма комфортные условия для эксплуатации помещений и жилья. Предварительно требуется произвести антисептическую обработку стен, чтобы исключить появление плесени и грибка. Вагонкой обшиваются только ровные стены и потолки. При наложении на бетон или кирпич применяется обрешетка. Ее размеры зависят от применяемой вагонки. Первый шип должен быть направлен к стене, последующие панели вставляются в пазы. Они не должны плотно прилегать, должен оставаться небольшой зазор, так как будут присутствовать температурные сжатия и расширения. Это особенно важно в неотапливаемом помещении или при внешнем монтаже. Гвозди желательно использовать оцинкованные. В принципе, можно использовать и обычные, но они со временем поржавеют, а это ухудшит эстетику помещения.
Правила работы с вагонкой
Обшивка вагонкой не так сложна, как может первоначально показаться. Небольшую пошаговую инструкцию я предоставлю вам в этой статье.
Уход за сооружением из вагонки
Здесь можно в целом порекомендовать классические способы ухода за деревянными изделиями. Есть три основных врага вагонки: неправильный уход (или его отсутствие), повышенная влажность, микроорганизмы. Уход за вагонкой заключается в защите материала от этих неприятностей.
Подведем итоги, вагонка – это универсальный безвредный материал для строительства и отделки. Служит она долго, но требует соответствующего ухода и правильного монтажа. Использование деревянной вагонки позволяет создать богатый, уютный интерьер внутри любого помещения. В настоящее время она является наиболее востребованным материалом для обустройства загородного дома, благодаря своей экологичности и внешнему виду.
Вагонка и её разновидности
Вездесущая Википедия говорит, что вагонка – это «тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины. Толщина, как правило, не превышает 22 мм». И это всё! А ведь на самом деле, как отмечают специалисты компании «Евровагонка Дом», мир вагонки намного шире, чем неизвестно кем установленные для этого интереснейшего строительного материала рамки в 22 миллиметра.
Откуда она пришла
Существует несколько версий происхождения вагонки. Основная из них гласит, что своим появлением материал обязан развитию железных дорог. Его пик приходился на начало позапрошлого века, когда практически все вагоны обшивались тем, что сегодня можно встретить в каждой русской бане. Выбор не случаен: во-первых, оба помещения должны быть максимально герметичными, во-вторых, и в парилке, и в железнодорожном вагоне надо каким-то способом удалять водный конденсат.
Изготовленные из первосортной древесины тонкие доски великолепно справляются с этой задачей. Герметичность обеспечивается пазошипным сочленением, а имеющиеся на тыльной стороне вентиляционные пазы удаляют избыточную влагу. Часто называют даже точную дату, 1846 год, когда стены вагонов начали обшивать именно таким образом. Впрочем, есть сведения, что вагонку изобрели гораздо раньше, а железнодорожники лишь воспользовались удачной находкой.
Битва стандартов
Правильное название материала, который вполне можно назвать народным, – обшивочная доска, и все знают, как она выглядит. А вот дать точный ответ на вопрос, чем отличается вагонка от евровагонки, иногда не может даже искушенный строитель. На самом деле все просто – выпуск обивочной доски регламентируется европейским стандартом DIN 68126 (евровагонка) и отечественным ГОСТ 8242–88. Посмотрим, так ли велики заложенные в нормативных документах отличия.
Оказывается, что особой разницы между этими двумя видами обшивочных досок нет, и приставка «евро» лишь подчеркивает, как принято в нашей стране, особый стандарт качества. Более того, наши производители иногда лукавят: изготовленную по отечественным гостам продукцию называют евровагонкой, тем самым подчеркивая достоинства пиломатериала. Это не более чем маркетинговый ход, однако, он настолько распространен, что фактически стал стандартом рынка. Раз это так, специалисты компании «Евровагонка Дом» выделили отличия, которые особенно важны для того, чтобы сделать правильный выбор:
Герметичность
Важнейшими элементами вагонки являются паз и входящий в него гребень (или шип). Чем больше его размеры, тем прочнее стык, однако изготовление таких шипов требует высокоточного деревообрабатывающего оборудования. Там, где его нет, размер шипа не превышает 4-6 мм, и вагонка классифицируется как обычная. Если же размер шипа достигает 8-9 мм (по DIN 68126 не менее 9% от ширины ламели), говорят о евровагонке. Эта величина в европейском стандарте выбрана не случайно. При повышенной влажности и температуре дерево естественным образом деформируется, а значит, при меньших размерах шипа почти наверняка появятся нарушающие герметичность щели.
Вентиляция
С тыльной стороны обшивочной доски должен быть канал, позволяющий проветривать покрытие, предотвращая тем самым образование конденсата. Более того, благодаря продольной выборке удается снять вызванные перепадом температур и влажности внутренние напряжения, а значит – уменьшит деформацию. Считается, что наличие такого канала как раз и отличает нашу вагонку от европейского аналога. На самом деле это не совсем так, просто отечественные стандарты шире, и допускают оба варианта. Разумеется, для сауны, да и любого другого помещения лучше брать то, что в продаже называется именно евровагонкой.
Влажность
По показателям влажности различия довольно велики, и если для европейского варианта древесина не может иметь влажность выше 12% (на практике существенно меньше), отечественная вагонка бывает откровенно сырой – до 24%. Разумеется, это всего лишь «средний показатель температуры по больнице», и наши производители давно научились сушить дерево. Тем не менее, стоит помнить, что влажная вагонка, если не принять специальных мер, наверняка покоробится, покроется грибком, изменит цвет и т.п.
Сортность
Все сорта и обычной, и евровагонки изготавливаются одинаково, с применением тех же самых сушилок и станков, а отбраковка и классификация производится уже после получения готовой продукции. Обычно выделяются три основных сорта: А, В и С, что соответствует российским 1, 2 и 3 сортам. При отборе учитываются как природные, так и производственные дефекты древесины, причем часто производители используют дополнительные категории (например, «Экстра», «Прима» и т.п.) или объединяют сорта в группы (ВС, ВС+ и др.).
Когда на плоскости скучно
Первоначально наружная поверхность обшивочной доски была исключительно плоской, однако в последние десятилетия стереотип был сломан. От старой доброй вагонки остался лишь принцип стыковки ламелей и необходимый для проветривания вентиляционный канал. Ниже, специалистами компании «Евровагонка Дом», представлена информация о наиболее популярных вариантах обшивочных досок, которые тоже считаются вагонкой, хотя к железной дороге уж точно отношения не имеют.
Блок-хаус
Заготовки профилируются так, чтобы стена, на которую их уложили, выглядела точно так же, как изготовленная из цельных оцилиндрованных бревен. При этом все остальные достоинства вагонки, такие как простота монтажа, способность «дышать», малый вес и доступная цена, остаются в сохранности.
Панель
Примерно то же, что и блок-хаус, но имитируется не бревно, а выпиленный из него брус.
Американка
Профиль этой вагонки клиновидный, что позволяет имитировать укладку панелей внахлест. При этом доски соединяются, как и у обычной вагонки, шипами, что делает стык герметичным и хорошо защищенным от атмосферных осадков.
Штиль
Эта разновидность вагонки чаще известна под такими именами, как «колхозница» или «крестьянка». Вероятно, такие имена характеризуют предельную лаконичность профиля, который внешне выглядит как обычная гладкая доска. Штиль не имеет характерной полки, благодаря чему поверхность после укладки вагонки выглядит идеально гладкой, без видимых стыков.
Вагонка: внутренняя и наружная отделка
Рынок строительства полон материалов для внешней и внутренней обивки помещений. Каждый материал отличается сортом и классом. Вагонка представляет собой тонкие строганные панели из древесины, за видом делится на обычную и евро, дальнейшая классификация зависит от сорта древесины и сферы применения материала (какие доски используют — хвойные или лиственные).
Обычная вагонка и евровагонка: в чём разница
Своё название вагонка получила благодаря стойкости дерева к влаге, и способности сохранять груз от солнечных лучей и дождя. Доски использовали для обивки вагонов поезда. Обшивка деревом стояла дешевле, чем железом, а прочность не уступала. Крепление досок происходило обычным способом, но, чтобы упростить монтаж, а также предотвратить появление дыр и щелей, – стали использовать крепления шип-паз.
Отличием евровагонки и обычной вагонки является высшие требования в производстве к евровагонке, после сборки евровагонка выделяется целостностью, крепёж не заметен, пробор не проявляется, поверхность вагонки гладкая и ровная.
Евровагонка
Для изготовления евровагонки используют стандарт DIN номер 68126 86, который был разработан в Германии и отличается от ГОСТа высокими требованиями, стандартами и техническими условиями.
Обычная вагонка
Обычная проходит ещё советскую стандартизацию. Согласно стандарту, древесину высушивают до влажности в 20-25%, при этом толщина доски составляет 20 мм, поэтому при усыхании доски деформируются и трескаются, а замки не держатся и вылезают из паза. Поверхность досок ворсистая с наличием веток, что снижает качество продукции.
Преимущества евровагонки:
Какие бывают профили вагонки?
Вагонка пользуется спросом в строительстве. Экологичный и безопасный пиломатериал используют для внутренней и внешней отделки домов, коттеджей, саун, беседок, веранд. Материал также используется при декорации жилых домов, офисных помещений, ресторанов и баз для отдыха. С помощью вагонки покупатели придают помещению уют и тепло, при этом сохраняя индивидуальность и стиль. Потому, так как ее сфера применения широкая, существуют разные виды профилей материала, которые отличаются не только по внешнему виду, но и разновидностью замков, формами и размерами тыльных и лицевых сторон, а также наличием или отсутствием таких конструктивных элементов как фаски.
Традиционная евровагонка
Лицевая сторона евровагонки имеет дополнительную фаску, что делает швы заметными после обивки. В зависимости от формы, фаска бывает угловатой или скругленной. Последняя называется Softline.
«Softline» вагонка
Вагонку профиля «Softline» считают подходящим вариантом для обшивки саун и бань. Этому способствует поверхность вагонки, которая не имеет углов, что предотвращает наличие заусенцев и сколов.
Вагонка профиля «Штиль»
Для работы с вагонкой штиль не нужна квалификация или специальные инструменты, материал лёгок и удобен в монтаже, как стен, так и потолка. У каждой доска вагонки есть крепёж «шип-паз». Вагонка штиль отличается тем, что не имеет возле шипа фаски, что делает швы не заметными после монтажа. Поэтому она широко используется для имитации бруса и производится толщиною до 25 мм, что так же позволяет применять вагонку для отделки фасадов зданий.
Блок-хаус вагонка
Блок-хаус представляет собой строганный материал, лицевая сторона которого сделана в форме закругленного бревна. С помощью округленной формы, создаётся иллюзия того, что здание отделано оцилиндрованными брёвнами. Имеет широкую сферу применения при таких работах как чистовая отделка интерьеров, постройка стен, а также облицовка фасадов.
«Американка»
Вагонка профиля «Американка» не только не имеет фаска около шипа, но и отличается плавным переходом к середине внешней части. Это позволяет сымитировать сайдинговые панели и сохранить эстетичность и привлекательность внешнего вида натурального дерева.
Двусторонняя евровагонка
Не имеет тыльной стороны. Две части вагонки – лицевые. Двусторонняя вагонка используется для постройки тонких перегородок, а также при обивке стен. Тонкость и гладкость досок создают уникальный рисунок и делают помещения эстетичными и привлекательными.
Двустороннюю вагонку не рекомендуют использовать в саунах и банях, а также в помещениях с высокой влажностью, у вагонки нет вентиляционных каналов.
Разновидность сортов вагонки
Пиломатериалы проходят, как минимум, пять этапов производства:
После вырубки материал проходит сортировку и отбор. Повреждённые, с изгибами и дефектами брёвна в следующий процесс производства не допускаются. А материал делится на сорта, и проходит свой процесс производства, в зависимости от цены.
Вагонка всех сортов обрабатывается одним способом и на одних и тех же станках. Отбор и сортировку проходят готовые доски. Вагонку сортируют за наличием/отсутствием смоляных кармашков, веток, трещин, повреждённых участков, синевы, что появляется при плохой просушке древесины. В зависимости от сортов вагонку делят на четыре сорта: экстра, класс А, класс В, класс С.
Экстра класс
Материалы такого класса отличаются отсутствием механических повреждений, сучков, веток, коры, недопустимы даже мелкие трещины. Поверхность материала ровная и гладкая, не требует дополнительных манипуляций. При вскрытых смоляных карманах, доски обрабатывают и извлекают смолу, а повреждённый участок зачищается и зашпаклёвывается. Также допускается на метр один светлый сучок, размеров больше среднего.
Класс А
Качество материалов такого сорта высокое, поверхность гладкая и ровная. Но в вагонки сорта А, на один метр допускают две или три ветки, а также до пяти скол и заусенцев. Лицевая часть может иметь микротрещины. Присутствуют торцевые трещины. Доски, которые сделаны из сердцевины брёвен, должны составлять меньше двадцати процентов вагонки в упаковке. Что касается засмоленности, то в вагонке, сделанной из хвойных пород допускается 10% засмоленности.
Класс В
Поверхность вагонки в пятнах и потёртостях, присутствую заусенцы и сколы. Одна доска может иметь 2 выпадающих ветки, диаметр которых не превышает двадцати миллиметров. Лицевая поверхность вагонки может быть в трещинах до 30 сантиметров. Сырьём для вагонки сорта В может служить сердцевинная часть бревна. Допускается наличие смоляных кармашек. При изготовлении досок из хвойных пород, допускается засмоленность. Класс В пропускает доски, повреждённые насекомыми, но количество вагонки не должно превышать пяти процентов от заказа. Не допускается синева досок. Материал должен быть обработан и обстроган.
Класс С
В классе С собрана вагонка, не попавшая в высшие сорта. Класс С запрещает использовать гнилые доски. Но потёртости, трещины, механические дефекты допускаются. Присутствие отверстий от веток, диаметр которых составляет от 2 см, разрешено. Смоляные карманы, прорости также имеются. Повреждённые насекомыми доски со сквозными трещинами находят своё применение в классе С. Разный окрас вагонки.
Породы древесины вагонки
В производственном процессе вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы. Хвойные породы имеют эфирные масла и смолы, которые делают материал устойчивым к влаге. Вагонка с лиственных пород прочная, отличается качеством, и эстетичностью.