достман продюсер кто такой
Смех и деньги
Программа «Аншлаг» разделила общество на два лагеря. Одни — их большинство — с нетерпением ждут очередного выпуска передачи. Другие «Аншлаг» на дух не переносят — для них он стал воплощением неумного юмора и вульгарности. Министр культуры Александр Соколов пригрозил в прошлом году закрыть программу, и даже министр обороны Сергей Иванов на одном из заседаний правительства прошелся по поводу «пошлятины» на телевидении.
«Аншлаг» между тем проявил чудеса живучести. Через два дня после заседания кабинета министров, на котором рвал и метал министр Иванов, в вечерний прайм-тайм на государственном телеканале «Россия» вышел очередной выпуск программы. Зрителей веселили привычные Клара Новикова, Юрий Гальцев и Елена Воробей, бессменная ведущая «Аншлага» Регина Дубовицкая подливала гостям сок «от спонсора». По данным TNS Gallup Media, эту программу посмотрело 9,4% россиян, больше, чем «Времена» Владимира Познера.
Высокий рейтинг сулит большие деньги? Вопреки очевидной логике создатели программы уверяют, что это не так. Продюсер «Аншлага» Александр Достман, аккуратно одетый человек, который явно не желает подробно рассказывать о своем деле, говорит о программе с видимым равнодушием: «Аншлаг»? Лишь небольшая часть того, что мы делаем». Впрочем, Достман полон пессимизма и относительно всей индустрии. «Шоу-бизнес в России — не бизнес, — говорит он в интервью Forbes. — Это полезные знакомства, политика…». Деньги, утверждает Достман, он «зарабатывает на другом». (Продюсер давал интервью прошлой осенью, а в январе он отказался от своих слов.)
Бизнес Достмана держится на трех китах: давних знакомствах с артистами, хороших связях на телевидении и доступе к главному концертному залу страны — ГЦКЗ «Россия». Артисты выступают в ГЦКЗ; видеозапись транслируется по каналу «Россия» — это лучше любой рекламы; а деньги идут от спонсоров и продажи билетов на гастрольных концертах.
Принадлежащий Достману Культурный фонд «Артэс» проводит в год с десяток больших концертов звезд эстрады — от Владимира Винокура до Александра Розенбаума и Филиппа Киркорова. До недавнего времени в том же Государственном центральном концертном зале «Россия», где «Артэс» снимает офис, гремела «Неделя высокой моды» — показы коллекций российских и западных модельеров, организованные Ассоциацией высокой моды и прет-а-порте, также возглавляемой Достманом. Кроме того, продюсер «Аншлага» является соучредителем Дома моды «Валентин Юдашкин» и владеет небольшой звукозаписывающей компанией.
Но есть у Достмана и проекты, не связанные с модой или эстрадой. По данным Forbes, фонд «Артэс» (сокращение от «артисты эстрады») имеет отношение к нескольким компаниям, работавшим на фармацевтическом и ювелирном рынках. Одним из партнеров Достмана был народный артист СССР Иосиф Кобзон, занимавшийся продажей медикаментов и нефтепродуктов. Другой компаньон и близкий друг Достмана — бизнесмен Шабтай Калманович, владелец торгового комплекса «Тишинка» в Москве, также имеющий отношение к фармацевтическому рынку.
Достман и его окружение, вероятно, не самые могущественные и богатые люди в России. Но их возможностей хватило на то, чтобы артисты, которые с ними работали, продержались на вершине эстрадного Олимпа все постсоветское время. Отсюда — «полезные знакомства», о которых говорит Достман. Остается разобраться, откуда деньги.
ДРУЗЬЯ
Александр Достман родился в провинциальном городке на Западной Украине. Окончив местный культпросвет, он перебрался в областной центр Хмельницкий, где устроился заместителем директора парка культуры. Карьера получилась стремительной — в 1985 году в возрасте 25 лет Достман уже был администратором передвижного цирка, а еще через год переехал в Москву.
Закрепиться в столице ему помог друг детства — Ефим Зицерман (Александров), выпускник ГИТИСа, который работал тогда в созданном при Росконцерте Ансамбле музыкальных пародий Владимира Винокура. Александров познакомил Достмана с Винокуром. Тот сошелся с молодым и предприимчивым администратором, а в 1989 году они создали фирму «Видос» (Винокур — Достман) и сами занялись организацией концертов.
«Аншлаг» в то время уже веселил зрителей. Руководитель программы Регина Дубовицкая пришла на телевидение из авторской радиопередачи «С добрым утром!», гостями которой были Винокур, Шифрин, Евдокимов и другие юмористы. Дубовицкая показывала не только выступления артистов, но и делала «человеческие» сюжеты об их личной жизни, что для советского телевидения было в новинку. Именно Винокур познакомил в начале 1990-х Дубовицкую с Достманом. Ведущая «Аншлага» всегда отзывалась о нем с восторгом: «Мне очень повезло с продюсером». У Достмана и ведущей с самого начала было четкое разделение труда — Дубовицкая занимается творческой частью программы, Достман — коммерческой. Хотя продюсер «Аншлага» часто сам приходит на съемки и от души смеется над шутками Гальцева и компании.
В 1993-м у Достмана завязалось не менее важное знакомство — он встретился с экстравагантным израильским предпринимателем Шабтаем Калмановичем. Эмигрировав в Израиль еще в начале 1970-х, Калманович (обычно он добавляет к своей фамилии дворянскую приставку «фон») много лет занимался организацией концертов уехавших из Союза звезд балета — Рудольфа Нуреева, Александра Годунова и других. В 1988 году израильские власти арестовали Калмановича и приговорили его к девяти годам лишения свободы — как говорит сам предприниматель, за шпионаж в пользу СССР. Из тюрьмы он вышел досрочно — в 1993-м («работодателя» Калмановича — Советского Союза с его КГБ — к тому времени уже не стало). Оказавшись на свободе, Калманович отправился в Москву.
Впрочем, «Лиат-Натали Энтертейнмент» просуществовала недолго. Как утверждает Калманович, он «всерьез занялся фармацевтикой» и Тишинским рынком: «На шоу-бизнес не оставалось времени». В последние годы он увлекся спортивным бизнесом — руководил баскетбольным клубом Уральской горно-металлургической компании. Александр Достман же остался верен своему делу. В 1994 году он начал свое главное предприятие: учредил Региональный благотворительный культурный фонд «Артэс», которым и по сей день руководит единолично.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Появившаяся еще в начале 1990-х возможность вести дела через благотворительный фонд открывала удивительные перспективы. По закону фонд — некоммерческая организация, обязанная преследовать только общественно полезные цели: социальные, благотворительные, образовательные или культурные. Деньги, жертвуемые в фонд, не облагаются налогами. «Экономия по сравнению с «обычными» предприятиями составляет около 40%», — говорит партнер международной юридической фирмы Baker & McKenzie Александр Бычков. И это еще не все преимущества.
Деньги в фонд обычно поступают как пожертвования и взносы, которые вправе сделать кто угодно. Допустим, фонд организует концерт известного певца (это тоже может считаться благотворительностью): требуется арендовать зал, оплатить услуги осветителей, оформителей и звукорежиссера, дать рекламу и т.д. Если бы коммерческая структура спонсировала певца напрямую, то он должен был бы платить налог на подарок (от 13% до 24%). «А если средства выделяет фонд, то артист никаких налогов не платит», — резюмирует Бычков.
Учредители фонда не вправе претендовать на его доходы, вся прибыль от деятельности фонда и коммерческих предприятий, им учрежденных, должна направляться исключительно на его уставные цели. «В моем случае на организацию концертов и производство телепрограмм», — уточняет Достман.
Александр Достман не стал раскрывать Forbes никаких подробностей коммерческой деятельности «Артэса», а, глядя со стороны, разобраться в структуре доходов шоу-бизнеса непросто — официальные документы здесь не в почете, многое держится исключительно на доверии. «У нас с Аликом никогда не было подписанных бумаг, — говорит Калманович. — Возьмем любую фамилию: Винокур, Кобзон, Пугачева… [Достман организует им концерты, гастроли]. Никто не пишет договоры. Достману доверяют без договоров».
Фонд Достмана — не единственный в своем роде. Когда-то Иосиф Кобзон вел дела через фонд «Московит», от которого в 1996 году, правда, официально открестился. Другой динозавр российского шоу-бизнеса — композитор и бизнесмен Игорь Крутой в 1993 году преобразовал свою группу «АРС» в «некоммерческую организацию культуры», и теперь «Холдинг «АРС», как говорится на его сайте, «включает в себя практически все виды деятельности, касающиеся шоу-индустрии». Крутой организует телефестиваль «Песня года», владеет «Love-радио», поддерживает Михаила Шуфутинского, Ирину Аллегрову, группу «Руки вверх» и других.
По мнению участников рынка, пожертвования составляют основу доходов многих бизнесменов от шоу-бизнеса, а в использовании налоговых льгот — суть странного симбиоза эстрадных артистов и многочисленных компаний: фармацевтических, торговых или строительных. Как говорит Григорий Любомиров, продюсер программ «Куклы» и «За стеклом», фонды в шоу-бизнесе своего рода «наследие ельцинской эпохи» и моды «хлопотать лицом». «Это когда берут любого узнаваемого артиста, ведут его в приемную к крупному чиновнику, для того чтобы, к примеру, разрешили создать фонд и освободиться от налогов», — объясняет Любомиров.
Программа «Аншлаг» получает какие-то деньги от собственных спонсоров. Однако десятки тысяч долларов в год, которые популярной программе выделяют спонсоры, «Артэсу» приходится делить с телеканалом, а также отчислять процент группе «Видео Интернешнл» (ВИ). Это обычная практика. «ВИ», эксклюзивный продавец рекламного времени на центральном телевидении, является обязательным посредником между каналом, программой и ее спонсором. Пропорция, в которой делятся спонсорские деньги, зависит от соглашений между партнерами.
ГЛАВНЫЙ РЕСУРС
Телевидение остается главной движущей силой шоу-бизнеса. Если у продюсера есть возможность регулярно показать своих подопечных в прайм-тайм, проекту гарантирован успех. По данным Forbes, артисты того же «Аншлага», например, не получают гонораров за выступление в передаче, телеэфир для них — аванс, который позволяет собирать по всей стране полные залы. «Это реклама самих себя для того, чтобы потом поехать по России и заработать основные капиталы», — говорит продюсер Любомиров. «Сила Достмана — в трансляциях, — подтверждает Елена Бедуш из «Интермедиа». — Артисты работают с ним, поскольку у него прекрасные связи на центральном телевидении».
Одним из самых впечатляющих проектов продюсера стал юбилейный 11-часовой концерт Иосифа Кобзона на РТР (прежнее название телеканала «Россия») в 1997 году. Подобной растраты эфирного времени центральное телевидение с тех пор себе не позволяло. Бывало, что «Россия» транслировала по два «Аншлага» за день, в вечерний прайм-тайм. А, например, 1 мая 2003 года программа «Аншлаг на Алтае» (родине пародиста и губернатора Михаила Евдокимова) занимала праздничный прайм-тайм на госканале четыре часа — с без четверти шесть до начала одиннадцатого с перерывом на новости.
Достман проложил дорогу на ТВ еще в 1993 году и все это время тесно сотрудничал только с одним каналом — «Россией» (РТР). Почему? «А как объяснить, почему вы предпочитаете один магазин другому?» — отвечает Достман вопросом на вопрос.
Конкуренты могли бы позавидовать прочности отношений Достмана с главным государственным телеканалом. Раньше, например, «Россия» работала также и с фондом «АРС» Игоря Крутого. Совместно они делали развлекательную программу «Доброе утро, страна!» и концерты поп-звезд. Но в 2002 году руководство Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК, управляет «Россией») перестало устраивать качество этих передач. Из-за разногласий с федеральным начальством с канала ушел гендиректор Александр Акопов, который, по слухам, покровительствовал Крутому. Исчезли из сетки и сами передачи.
Зато на канале остался протеже Акопова — бывший режиссер, а ныне главный продюсер новых программ и спецпроектов ГТК «Телеканал «Россия» Геннадий Гохштейн. В интервью Forbes Гохштейн, осторожный телефункционер, рассказал, что будущие спецпроекты он планирует вместе с продюсером «Аншлага». «Достман столько лет работает с каналом, что уже ощущает себя членом его команды», — говорит Гохштейн.
«Телеканал «Россия» перекупил Петросяна, — говорит директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков. — Был перекуплен даже не сам Петросян, а все, что было придумано Первым каналом: постановка, название, даже декорации сцены». Почему не стали уговаривать Петросяна остаться? «В стоимости продукта есть разумная черта, которую мы не должны переступать по экономическим соображениям», — объясняет представитель Первого канала.
Вместе с Петросяном на «Россию» перешла и его жена — Елена Степаненко, у которой были собственные юмористические программы на ТВ. Таким образом под знамена «России» встала вся армия советских юмористов. «Он [Достман] сейчас владеет почти всем рынком смеха», — уверен Шабтай Калманович.
Правда, появление юмористической «монополии» совпало по времени с жесткой критикой в адрес телевизионных шуток со стороны правительства. Министр культуры Соколов, пригрозивший закрыть «Аншлаг», имеет все шансы выполнить свою угрозу. ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», куда входит ГТК «Телеканал «Россия», является подведомственным предприятием Министерства культуры и массовых коммуникаций. Но закрыть «Аншлаг» оказалось непросто. Почему? Ни официальные чиновники Минкульта, ни Федеральное агентство по печати, курирующее телевидение, несмотря на многочисленные просьбы, не смогли объяснить Forbes свою политику в отношении юмористических программ на ТВ.
Сами же Достман и Гохштейн понимают, что прежний формат юмористических программ практически исчерпал свои возможности. «Скоро вы «Аншлаг» не узнаете», — говорит Гохштейн.
Действительно, советские писатели-сатирики и юмористы уже по двадцать–тридцать лет в эфире, аудитория уже переросла их шутки. Вот песням хорошо, завидует Достман, песню можно повторять очень много раз. «А юморист не может показывать многократно один и тот же номер, многократно выступать с ним перед одной и той же аудиторией, — сетует Достман. — Вы же не любите слушать несколько раз один и тот же анекдот?» Действительно, шутки устаревают. Как, впрочем, и принятые в российской индустрии развлечений схемы ведения бизнеса.
Достман, Александр Леонидович
| |
---|---|
Александр Леонидович Достман |
Содержание
Биография [ | ]
Работал в Парке культуры и отдыха в городе Хмельницкий, работником лодочно-прокатной станции парка, позже стал помощником директора. Ещё чуть позже стал администратором в передвижном цирке «Радуга». [13]
С октября 1987 года — работает в Росконцерте в ансамбле музыкальных пародий Владимира Винокура сначала заведующим художественно-постановочной части, а затем директором. [14]
В 1988 году Владимир Винокур основал Театр музыкальных пародий, Александр Достман стал директором этого театра.
Позже, как директор фирмы «Лиат-Натали Энтертейнмент», А. Л. Достман в 1994 году участвовал в организации гастролей Тома Джонса, Лайзы Минелли, группы «Gipsy Kings» в Москве.
В августе 1994 года Достман учредил Культурный фонд «Артэс», осуществил крупные культурные проекты, создал Ассоциацию Высокой Моды России, стал её президентом. В ноябре 1994 года Фонд и Ассоциация провели Неделю Высокой Моды в Москве, под патронажем мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
Создал телепередачу о моде «Подиум д’Арт», стал продюсером этой передачи.
Посоветовал Елене Воробей работать сольно, когда его культурный фонд «Артес» делал концерт дружбы Лёвчика и Вовчика — Льва Лещенко и Владимира Винокура. [15]
С 1994 года А. Л. Достман продюсирует «Аншлаг и К», а с 1998 года стал продюсером другой передачи ВГТРК — «Добрый вечер» с Игорем Угольниковым.
Александр Достман продюсер разных концертных программ и показов мод, среди которых: прощальный гастрольный тур И. Д. Кобзона (1997); ежегодные показы коллекций «от кутюр» Валентина Юдашкина; сольные концерты звёзд российской эстрады в ГЦКЗ «Россия», ежегодные концерты А.Розенбаума, концерты А.Буйнова, Ф.Киркорова, И.Николаева, Л.Вайкуле, концерты В.Винокура, балета А.Духовой «Тодес», Н.Бабкиной. [7] [16] [17] [18] [19] [20]
В 2002 году заочно закончил продюсерский факультет ГИТИСа. [21]
На 55-м юбилейном дне рождения у А. Л. Достмана была Алла Пугачёва, Максим Галкин и другие известные люди российского шоу-бизнеса. [22] [23]
День Победы у Достманов, развод Гейтса и Киркоров на «Евровидении»
от Анна Субботина
Светские майские праздники прошли довольно странно. Часть столичного бомонда разлетелась по разрешённым курортам, другая часть провела праздники преимущественно тихо, большими компаниями не собираясь. Если не считать дня рождения поп-короля Филиппа Киркорова и блогера Иды Галич, а также Дня Победы у Достманов. Следует признать, что светская жизнь в начале мая замерла. Но светские новости продолжают поступать.
Так, на днях голливудская звезда Уилл Смит опубликовал в Instagram фото с заметно округлившимся за время пандемии животом, чем вызвал неоднозначную реакцию русскоговорящих подписчиков. Комментаторы наперебой принялись делиться с американцем рецептами калорийных блюд русской и кавказской кухонь. Тем временем, сам Уилл настроен решительно: “С этим телом я пережил эпидемию, и я люблю его, но хочу начать чувствовать себя лучше. Поэтому собираюсь войти в лучшую свою форму, присоединяетесь!” – подписал актёр свой снимок. Отдадим же и мы должное харизме Уилла Смита – большое количество мужчин по всему миру стало чувствовать себя гораздо лучше после этой фотографии.
Уилл Смит
54-х летие Филиппа Киркорова прошло сравнительно тихо, но не без звёзд. Короля поздравили певицы Глюкоза, Анжелика Агурбаш, Лолита, Алсу, Валерия с супругом Иосифом Пригожиным, продюсер Александр Достман с супругой Идой, музыканты Александр Буйнов и Влад Топалов с супругой телеведущей Региной Тодоренко, Эмин Агаларов, продюсер Игорь Крутой с супругой Ольгой, дизайнер Валентин Юдашкин, рэпер Джиган с супругой Оксаной Самойловой, шоумен Тимур Батрутдинов, продюсер Яна Рудковская и многие другие.
Сергей Дзебань, Филипп Киркоров и Олеся Судзиловская
Григорий Лепс и Филипп Киркоров
Ксения Собчак и Филипп Киркоров
Интересно, что сразу после праздника Влад Топалов и Ольга Бузова попали в больницу, вот только диагнозы не разглашаются. На данный момент оба уже вне опасности.
Свое 31-летие блогер-миллионщик Ида Галич отпраздновала в тесном кругу друзей. Среди прочих, ее поздравили: блогер Саша Спилберг, актриса Аглая Тарасова, певица Лолита и режиссёр Кирилл Серебренников.
Катя Варнава, Александр Молочников, Наталья Давыдова и Ида Галич
Кирилл Серебенников и Ида Галич
Лолита, Кирилл Серебенников и Геннадий Авраменко
65-летний миллиардер Билл Гейтс разводится со своей супругой Мелиндой. Они прожили в браке 27 лет. Журналисты ожидают результатов самого дорогого развода в истории. По слухам, сам развод стал инициативой Мелинды Гейтс, которой совсем не понравилось общение супруга со скандальным финансистом Джеффри Эпштейном, обвиняемым в принуждении к проституции несовершеннолетних. Так что, миссис Гейтс даже арендовала целый остров, чтобы не ночевать под одной крышей с супругом, стоимостью 132 тысячи долларов за ночь. Бракоразводный процесс начался ещё в 2019-м, но только теперь подробности стали известны прессе. Ранее сообщалось, что своим троим детям миллиардер пообещал оставить по 10 миллионов долларов. Большую же часть своего состояния, а это 130 миллиардов долларов, Гейтс после смерти планирует раздать нуждающимся.
Билл и Мелинда Гейтс
Зато актер Майкл Дуглас не нарадуется своему браку с актрисой Кэтрин Зета-Джонс, напомню, что, по условиям брачного контракта он платит своей супруге один миллион долларов за каждый прожитый с ней год. Ко Дню матери, который в США приходится на 9-е мая, 76-летний Майкл опубликовал в своём Instagram трогательное поздравление. В своём посте он назвал супругу – лучшей матерью в мире. Вот такой праздник у людей каждый день, и это на протяжении 39 лет. Ну может, с небольшими размолвками.
Дилан, Майкл, Кэрис Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс
Отметить в кругу друзей День Победы вот уже несколько лет зовут к себе гостей продюсер Александр Достман и его супруга Ида. Читателям продюсер в основном знаком по организации «Недель Высокой моды» в Москве 90-х гг. В этом году бомонд, наряженный в военную форму, собрался, чтобы отведать гречневой каши из солдатских котелков при помощи алюминиевой ложки, пострелять из ружей в тире, запустить свой салют и символично отпустить в небо красные шарики. Среди гостей продюсер Игорь Крутой с супругой Аллой, актер Леонид Каневский, дизайнер Валентин Юдашкин, юморист Максим Галкин, рэпер Давид Манукян, сенатор Владимир Кожин, музыканты Александр Буйнов, Валерия с Иосифом Пригожиным, Ольга Орлова и Стас Михайлов. В том числе, приглашённые подняли тост за 48-летие супруги Михайлова Инны. Для детей, тоже наряженных в форму, приготовили особые конкурсы в военном стиле, а также речь Александр Достмана, который не уставал объяснять молодняку, что “воевал Советский Союз против фашистской Германии”.
Леонид Каневский, Иосиф Пригожин, Стас Михайлов и Владимир Кожин
Давид Манукян и Ида Достман
Стас Михайлов и Иосиф Пригожин
Иосиф Пригожин, Ида Достман, Максим Галкин, Валерия и Ольга Орлова
Александр Достман и дети
Гораздо дальше пошёл многодетный отец и бывший священник Иван Охлобыстин, он в своём аккаунте опубликовал портрет Иосифа Сталина с подписью: “Мой отец считал Сталина великим человеком… Я сын своего отца. Слава Сталину!” В результате, его 1560 подписчиков сцепились, как в последнем бою, правда, пока виртуально. Я же все-таки думаю, что будь открыто больше возможностей для отдыха на море, страсти бы так сильно не накалялись. Вот, к примеру, рэпер Джиган вывез всю семью на Мальдивы, покататься на яхте. А кто-то уже подсчитал, что подобный отдых обойдется семье от 6 до 8 миллионов рублей.
Оксана Самойлова с Денисом Устименко-Вайнштейном (в миру Джиганом) и детьми
Филипп Киркоров
В это же время мастер класс для небогатых соотечественников о том, как правильно капаться в огороде, нежданно проводит в своём аккаунте Филипп Киркоров. Сам-то он уже отбыл в Роттердам на конкурс “Евровидение” вместе с подопечной, участницей от Молдовы Натальей Гордиенко.