древнегреческий мыслитель стоящий у истоков такой гносеологической установки
ЭМПЕДОКЛ
Полезное
Смотреть что такое «ЭМПЕДОКЛ» в других словарях:
Эмпедокл — Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сын Метона и внук Эмпедокла из Акраганта. Это подтверждает и Тимей (в XV книге Истории ), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком знаменитым; с ним согласен в этом и Гермипп. Гераклид (в книге О… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
Эмпедокл — из Агригента Эмпедокл из Агригента (др. греч. Έμπεδοκλης) (ок. 490 до н. э. ок. 430 до н. э.) древнегреческий философ и врач. Был также политическим деятелем и поэтом. Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в г. Агригенте … Википедия
Эмпедокл — и четыре корня Первый, кто попытался разрешить апории элеатов, был Эмпедокл, родившийся в Агригенте около 484 481 и умерший в 424 421 гг. до н.э. Яркая личность, он был не только философом, но и мистиком, чудотворцем, медиком и активным… … Западная философия от истоков до наших дней
ЭМПЕДОКЛ — (нем. Empedokles) герой трагедии Ф.Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» (1797 1800). Образ Э. Гёльдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл линский философ V в. до н.э. бросился в кратер Этны,… … Литературные герои
Эмпедокл — Эмпедокл, Empedokles, из Акраги (совр. Агридженто), ок. 495 435 гг. до н. э., греческий философ. Вел кочевую жизнь (в основном на Сицилии), выступая как философ и поэт, а порой и как маг, целитель, проповедник тайных учений. Удостаивался почти… … Античные писатели
ЭМПЕДОКЛ — ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλῆς) из Акраганта (ок. 490 ок. 430 до н. э.), др. греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует Э. оратором и… … Античная философия
ЭМПЕДОКЛ — (ок. 493 433 до н. э.) Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ЭМПЕДОКЛ — (ок. 493 433 до н. э.) Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался… … Список древнегреческих имен
ЭМПЕДОКЛ — из Агригента (около 490 около 430 до н.э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В натурфилософии Эмпедокла корни всего сущего четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущая сила любовь (сила … Современная энциклопедия
ЭМПЕДОКЛ — из Акраганта, Сицилия (490/487/482 430/ 424/423) древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно… … Новейший философский словарь
Читать контрольная по философии: «Особенности античной философии, ее школы» Страница 13
3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образы «огня « и «реки «?
бытие философский школа элеат Задание пятое. Тестовая проверка знаний.Завершите определение:
«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
4. Что такое философская категория?
а. Обозначение чего- либо
б. Форма «чистого разума «
в. Понятие, отражающее связь любого типа
г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.
5.Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а. О неизменности Бытия
б. О всеобщей его изменчивости и противоречивости
в. О том, что основой всякого Бытия являются атомы
6.Кого из философов древности называли «отцом диалектики «?
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется гносеологией «.
8. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление, был:
9.Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?
Философы Древней Греции
«Первая и лучшая победа — это победа над самим собой!». Не правда ли, с данным изречением не поспоришь?! Во все времена люди старались познать самое себя и окружающий мир. В Европе начало развития философии — учение о познании всего сущего и исследованию причин и принципов вещей, в VII-V вв. д.н.э. положила Эллада. Философы Древней Греции стремились ответить на вопросы: «Из чего произошел мир?», «Зачем?», «Познаваем ли он?».
Ранняя греческая философия (VI-V вв. д.н.э.)
Древние философские школы включали в себя милетскую, пифагорейскую, элейскую, атомизм. Родоначальником греческой философии считают Фалеса Милетского — философа и математика, который рассматривал Воду, как начало всего и вся. По мнению Фалеса Вода — это Альфа и Омега, начало и конец Вселенной. Его концепцию «утвердили» Гераклит и Плутарх, которые отмечали, что Вода (Влага), испаряясь, обращается в воздух, выпадает в виде осадков, питает землю, то есть жизнь без нее невозможна. «Родителем» всего сущего считали Воду и древние египтяне.
Милетцы
Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен в качестве «первоначала» видели апейрон (нечто божественное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении) и воздух. Кстати, Анаксимандр первым из мыслителей выдвинул предположение, что Земля имеет форму сферы. Милетцы полагали, что Единое Вечное имеет первовещество — некую субстанцию абстрактную, неопределенную, беспредельную и божественную. Находясь у истоков греческой науки, они первыми ввели научную терминологию и стали писать прозой.
7 мудрецов
«Отец» философии Фалес возглавлял список «7 мудрецов», куда входили политики, мыслители, общественные деятели VII-VI вв. д.н.э. Кроме него неизменными в этом списке во всех источниках оставались:
Философия «7 мудрецов» — это и не наука, и не мифология, а сознание, которое достигается уровнем житейской мудрости и проявляется в изречениях, пословицах и поговорках. Так, профессор Шахнович М.И. отмечал, что «…изречения, приписываемые 7-ми древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору». А Карл Маркс считал, что греческая философия «…начинается с «семи мудрецов».
Имена оставшихся трех мудрецов из семи в разных источниках отличались друг от друга. Но в одном из них, списке Диогена Лаэртского, значился Пифагор — философ, математик, мистик, основоположник собственной философской школы, получившей название Пифагорейской.
Школа Гераклита Эфесского
Одним из значимых философских учений раннего периода древнегреческой философии являлось учение Гераклита. Его считают основателем первой формы диалектики. Гераклит из Эфеса принимал за первооснову Живой Огонь, воспламеняющийся и потухающий по законам Природы. Он полагал, что все явления рождаются из Огня, и, исчезая, преобразуются в него. В этом Гераклит «перекликался» с милетскими философами, которые брали за первовещество природную стихию.
Мир, по мнению Гераклита, — это Вселенная, где все изменяется и движется, где невозможно пребывать все время в одном и том же состоянии. И в тоже время, противоположности связаны друг с другом и становятся тождественными, как «тепло-холод», «день-ночь», «избыток-нужда», «жизнь-смерть». Так, каждая пара противоположностей формирует единство и одновременно множественность.
Пифагорейская школа
Пифагор первый ввел в обиход понятие «Космос» — Вселенная, как единое целое, где все подчинено Гармонии и Соразмерности. Красота гармонична, если она «пропорциональна», но не чрезмерна. Таким образом, пифагорейцы выдвигали математическое объяснение происхождения мира и количественные закономерности его развития. Пифагор утверждал, что познать мир можно только, изучая числа и числовые отношения. С помощью чисел и пропорций можно познать душу человека и управлять ею до того самого момента, как она перейдет в другое — высшее состояние.
Одной из сфер деятельности Пифагора была мистика. Он создал мистическое учение о круговороте переселений души, где прослеживалась мысль о том, что Душа Вечна: она многократно переселяется в тела людей или животных до тех пор, пока не заслужит права вернуться вновь на Небеса.
Интересной и даже экзотической версией Пифагора было учение о Гармонии сфер, к которым якобы прикреплены планеты. Сферы эти двигаются и вместе с ними вращаются и планеты. Естественно, в те времена речь шла о видимых небесных телах: Луна, Солнце и т.д. Правда, одну планету — десятую — пришлось «выдумать», так как Пифагор считал «10» совершенным числом. Придумал ее ярый последователь пифагорейцев Филолай и назвал Противоземля, считая, что она находится напротив Земли и заслонена «Центральным огнем».
Вращаясь, небесные сферы издают неповторимую музыку, но человек этого услышать не может, потому что созвучие их постоянно, ничем ненарушаемо. Человек родился, живет и умирает с этой мелодией и не улавливает ее, как нечто особенное для слуха. Это и есть Гармония сфер. Кстати, впоследствии Пифагор даже определил для небесной мелодии музыкально-математическую пропорцию.
Самосский мыслитель проповедовал лечение музыкой и достигал в этом больших успехов. В его учении ясно прослеживалось триединство математики, астрономии и музыки, и в дальнейшем усложнилось Платоном и использовалось другими последователями Пифагора, включая Шекспира и Гёте.
Элейская школа
Она была основана Ксенофаном примерно в 540 году д.н.э. Самый знаменитый ее представитель — Парменид, который предложил идею Бытия, как то, что оно Всегда есть, а Небытия нет. Элеаты утверждали, что какого-либо движения во Вселенной не существует, и это лишь обман чувств. Зато есть Одно лишь Материальное и Неподвижное Вечное. Элейская школа плотно подошла к вопросам бытия, отождествляя его с Богом, Космосом.
Атомизм
Ранняя древнегреческая философия совмещала философию и физическое начало, чтобы объяснить первооснову мира и всесущего. Учение об атомах — следующий этап развития этой концепции.
Демокрит рассматривал Бытие, как нечто абсолютно простое и неделимое. Его учение, так называемая онтология, сводилась к двум положениям: все в мире соединяется и разделяется на атомы (1), которые движутся в пустоте и занимаемое ими место случайно (2). Атомы, находясь в бесконечном движении, при столкновении образуют различные соединения. Более «плотные» частицы соединяются в середине — это Земля. Более «тонкие» устремляются во внешнюю часть пустоты — это Небо.
Человека тоже образуют атомы, но он еще и наделен Душой, которая «функционирует» за счет дыхания. Человек «познает» мир через органы чувств. Причем реакцию вызывают образы вещей — их тончайшие копии, которые «проникают» в Тело и соприкасаются с атомами Души. Так человек ощущает что-либо: видит, чувствует, осязает, постигает их природу.
Античная классика (V век — середина IV века д.н.э.)
Сократ
Постепенно философы подходят к изучению человека и его мироощущений. Родоначальником субъективно-антропологического направления в философии стал Сократ. Он был софистом — популярного в V-VI вв. д.н.э. учения, обличающего окружающую действительность, но обратившего внимание людей к проблемам человека, его внутреннему «я», воспитанию и отношению к миру. Однако Сократ был больше, чем софисты, которые не желали учитывать опыт прошлых цивилизаций. Мудрец с помощью логических приемов и вопросов к собеседнику, подводил его к самостоятельному поиску истины и верному ее нахождению. Он совершил переворот в философии, «перейдя» от натурфилософии к рассмотрению человека, как форме Бытия.
Позже последний день жизни и суд над философом описывали в своих трудах ученики Сократа — Платон и Ксенофонт. Кстати, благодаря им мир узнал о Сократе, как о великом ораторе, философе и мудреце, ведь он никогда не записывал свои мысли, но излагал их в форме беседы и спора. Так он разработал диалектику, состоящую из иронии и рождения в споре истины. «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» — это крылатое выражение Сократа актуально в современном мире.
Продолжатель Сократа — Платон. Он впервые в философии обозначил различие между тем, что есть сущность и что — явление. Он предложил объяснить многообразие чувственного мира с помощью понятия «материя» — первичного материала, из которого «сделаны» все существующие вещи — и ее формы.
Завершил объективистско-онтологическое учение Платона Аристотель. Правда, он не был согласен со своим учителем на счет идеального государства, состоящего из несчастных граждан, где каждый занимался бы не тем, что близко его душе, а тем, куда его определит общество.
Аристотель утверждал, что Душой наделены растения, животные и человек, но только Человек может заниматься интеллектуальной деятельностью и следовать определенным нравственным правилам жизни. Аристотель — ученик Платона и воспитатель Александра Великого — был первым мыслителем, который «охватил» все аспекты человеческого бытия: социологию, политику, логику, этику, физику и, конечно, философию. Его учение оказало огромное влияние на последующее развитие западной философии.
Эллинистическая философия
Аристотель был «последним» философом античного периода древнегреческой философии. После него начинается эра эллинистической системы взглядов, для которой первостепенными вопросами являются проблемы человеческого счастья и добродетели. Это время, когда жил Сенека, пропагандировавший следование судьбе, фатуму, Эпикур, считавший, что жизнь человека — это преодоление страхов, и основным из них является страх перед смертью.
Одним из направлений эллинистической школы стал скептицизм, и философ из Элиды Пиррон был основателем скептической школы, где поддерживалось мнение, что нет в мире ничего прекрасного и безобразного, плохого и хорошего — все ровно и одинаково. А значит, суждения на эту тему неуместны и недоступны для человеческого познания.
В целом, разнообразие философских школ Древней Греции определило основные тенденции для дальнейшего развития человеческой мысли.
Решение задач «Самостоятельная работа 3.4»,
Философия
Самостоятельная работа 3.4
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже
Последние размещенные задания
Решение задач, юридическое право
Срок сдачи к 13 нояб.
Решить два примера
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 11 нояб.
Решить 4 пункта курсовой
Срок сдачи к 14 нояб.
Тест дистанционно, ТОЭ
Срок сдачи к 11 нояб.
Биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека
Срок сдачи к 16 дек.
Контрольная, Теория машин и механизмов
Срок сдачи к 22 нояб.
сделать облако тегов
Решение задач, Психология и педагогика
Срок сдачи к 12 нояб.
решить две итоговые работы (3 задания)
Срок сдачи к 13 нояб.
Написать курсовую работу на тему:»развитие самомтоятельности младших школьников в системе внеурочных занятий». Правка мой курсовой по всем требованиям. Поднятие оригинальности. Довести до ума.
Срок сдачи к 15 нояб.
Решить 3 примера вариант 22.задание 2
Решение задач, Математика
Срок сдачи к 12 нояб.
Курсовая, методика профессионального обучения,педагогика
Срок сдачи к 15 нояб.
Необходимо написать часть Ввведение и Содержание к уже имеющейся лаб
Лабораторная, Программирование на Pascal
Срок сдачи к 13 нояб.
Разработка бизнес плана коммерческой компании
Срок сдачи к 28 янв.
Здравствуйте. Необходимо сделать расчётную часть.
Контрольная, Токсация леса
Срок сдачи к 12 нояб.
Объем 20-25 страниц. Введение, заключение, источники
Доклад, Деловые коммуникации
Срок сдачи к 2 дек.
Реферат, Психология Проф Образования
Срок сдачи к 16 нояб.
Любая из тем: 1. Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства.
Древнегреческий мыслитель стоящий у истоков такой гносеологической установки
Тема. ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
I. Интеллектуальная разминка
1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой.
2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.
3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.
4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?
5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.
6. Сомнение в достоверности добытых знаний.
7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.
8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.
9. Способ теоретического освоения действительности.
10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.
11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.
12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.
13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.
14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.
15. Отображение мира в духовных образах.
16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.
17. Виды духовно-познавательной деятельности.
18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности.
19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.
20. Способность к рациональному мышлению называется _______.
21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей.
22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.
23. Наука о законах и формах мышления.
24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.
25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.
II. Задачи, упражнения, комментарии
1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту».
· Действительно ли философия написана на языке математики?
· Почему у Галилея сложилось такое мнение?
· Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.
2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
· Каков смысл этого суждения?
· Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление?
· Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.
3. «Во всем послушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них разрушить
То больше нечего и слушать» (Гете).
· Что значит «явленья обездушить»?
· Что такое «одушевляющая связь»?
· Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?
· С какой особенностью русской философии связано это суждение?
· Согласны ли Вы с ним?
· Разве безнравственные люди не познают мир?
· Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?
· Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».
5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».
III. Заполните таблицы
1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии
3. Гносеологический оптимизм
2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
Гносеологическая позиция | Представители | Суть спора | Сила | Слабость |
аргументов |
3. Основные характерные черты истины
Основные черты истины | Содержание характеристик | Примеры |