друг кто такой в исламе
Дружба в Исламе
Каждый по-своему понимает дружбу и ценит в дружбе то, что ближе его восприятию жизни, ведь не зря по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем от дружит» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Дру́жба — бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными, но не основными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и терпимость. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Но все-таки, кто такой друг? Какие качества должны быть у него, чтоб можно было с ним дружить? И наконец, как можно различить друг от недруга? Попытаюсь ответить с помощью Всевышнего на эти вопросы, опираясь на Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение).
Повелитель правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты с глупцом не дружи, и всегда избегай его. Глупцы погубили умного, когда он с ними побратался». Хороший совет, на все времена! Хочу заметить, что, если каждый подумает над этими словами, то он потеряет, как он считал «хороших», но глупых друзей.
Вот еще одно обращение сподвижника Али (да будет доволен им Аллах):
В наше время другие ценности, другой образ жизни, другие «понятия», поэтому не каждый способен найти истинного друга. Самым главным критерием в выборе друга является его религия, человек, с которым мы хотим дружить, должен быть истинным верующим, хотя таких и мало. И мы должны радоваться и воздавать Хвалу Всевышнему за то, что встретили такого друга, и сделать все, чтоб войти в круг общения такого человека. Дружба, основанная на религии, благодать, это то, к чему должен стремиться каждый правоверный, такая дружба тверже и крепче.
2. Его хороший характер. Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем, у кого дурной нрав. Такой человек не может держать себя в руках в гневе и страсти.
3. Набожность и благочестие. Не нужно дружить с человеком, у которого отсутствуют эти качества, ведь в конце концов и на нас перейдут все те плохие качества, которые есть у нашего друга. А если мы дружим с человеком набожным и благочестивым, то есть вероятность, что по Милости Всевышнего мы сами тоже станем такими, разве это не счастье в дружбе с истинно верующими?
5.Правдивость. Думаю, это самое главное качество друга, по этому поводу есть хадиc: «говори правду какая бы она горькая не была».
У всех есть друзья, так давайте посмотрим, есть ли эти качества у наших друзей, и тогда мы сможем отличить друга от недруга. Мы должны искать друзей и объединяться вокруг Истины, вокруг Ислама.
Дай Аллах нам найти хороших друзей, за которых не будет стыдно ни на этом свете, ни на том. Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как не стать другом самого шайтана?
Аллах Всевышний сотворил между людьми любовь и привязанность, приверженность и преданность друг другу и связал людей крепкими узами дружбы. Друг – это тот, кому важно благополучие и здоровье своего друга. Друг желает видеть своего друга успешным, идущим вперед по жизни, счастливым в обоих мирах.
Настоящий друг поможет, поддержит и защитит ваше духовное состояние. Он поощряет к благому и отдаляет от запретного. Враг же, напротив, желает человеку разрушения, ухудшения его жизни. Поэтому может ли считаться другом человек, который предлагает курить и пить, посещать злачные места и т.д.?
Такая дружба приводит к тому, что в итоге вашим лучшим становится шайтан.
Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:
В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных. (43 : 67).
В Судный День люди принесут раскаяние за то, что взяли в друзьях тех, кто провоцировал их к греховному. Данный аят должен заставить человека задуматься, кого он избрал другом для себя.
В Коране также сказано, что только верующий человек может стать истинным настоящим другом, который будет делать человека ближе к Аллаху посредством своей дружбы:
«О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и помощниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (60: 1).
Друг призывает к благому, проявляет милосердие и любит. Его любовь выражается в помощи, поддержке и защите. Друзья это те, кто идут рука об руку по пути Аллаха, исполняя его предписания и любя друг друга ради довольства Всевышнего. В Коране сказано:
«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками и друзьями тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят» (3: 118-119).
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (9: 71).
В хадисах о дружбе сказано:
«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».
«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу».
«Верующий ищет дружбы и согласия с другими, и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими, и с кем не возможно сдружится».
«Если кто-то из вас полюбит своего брата ради Аллаха, пусть даст ему знать об этом, ибо, поистине, это больше сохраняет дружбу и укрепляет привязанность».
10 заповедей дружбы по сунне
Дружба занимает значимую часть нашей жизни. Это особенные отношения с созданиями Аллаха Всевышнего, основанные на взаимопонимании, уважении и доверии. Как верующим нам предписано дружить, как предписал Аллах Всевышний. Что говорит ислам о дружбе и друзьях?
1. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит».
2. Мусульманин должен выбирать в друзья того, кто доволен нашей верой, и избегать тех, кому не по нраву ислам.
3. В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Хороший друг подобен продавцу муска (мускуса), даже если ты не будешь покупать муск, то хорошего запаха все равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься».
4. Аллах Всевышний говорит в Коране: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки» (25:27-29).
5. Дружба ради довольства Аллаха приводит к познанию истинной веры. «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и Его Посланника больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».
6. В другом хадисе сказано: «Никто не познает истинную веру, кроме тех, кто строит отношения ради довольства Аллаха, даже если он усердствует в намазе и посте».
7. Ибн Абу Имран рассказывал: «Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: «Почему ты один?» На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!»
8. Сподвижник Пророка (мир ему) говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!»
9. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).
10. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Также Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся». Из этого следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми. Если Аллах Всевышний желает блага для своего раба, Он дарует им праведных людей, и ограждает от людей нечестивых.
Кто такой настоящий друг в Исламе
ВЫБОР ХОРОШЕГО ДРУГА
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلُ
Это означает: «Человек берет пример со своих друзей, поэтому пусть каждый смотрит, с кем он общается».
Подобное изречение передал Абу Дауд.
Аллаh Всевышний сказал (Сура 43 «Аз-Зухруф», Аят 67):
الأَخِلاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلاَّ الْمُتَّقِينَ
Это означает: «В День Суда друзья станут врагами, за исключением тех, которые были искренними, благочестивыми, соблюдали свои обязательства и не нарушали их». Отсюда ясно, что умный человек подбирает себе друга согласно словам Пророка Мухаммада, мир Ему, что человек следует по пути своего товарища.
Поэтому каждый человек должен обратить внимание на то, с кем он дружит, на то, в каком обществе он проводит время. Истинно благочестивый друг тот, который соблюдает порядочность в жизни и в получении знаний и в их соблюдении. Он должен отличаться умом, высокой моралью, тем, что не совершает больших грехов и в своих действиях не противоречит Шари‘ату.
Сердце вашего друга не должно быть связано с земной жизнью. Мусульманин должен проводить свою жизнь рядом с теми, кто занят защитой интересов справедливости и сторониться тех, чья жизнь связана с грехом, – ибо общение с грешником может разрушить мораль человека, может отклонить от истинного пути и тем самым погубит его собственную жизнь. Пусть рядом с вами будут только добрые люди, стремящиеся очистить себя от греха. Общайтесь с мудрыми и избегайте глупцов и тех, кто причиняет людям вред.
Опасно и вредно дружить с глупым человеком, который толкает своего друга к совершению зла.
Почему не советуют дружить с такими? Потому, что такая дружба может испортить другого и плохие качества от таких знакомых могут перейти к нему, и в результате он может прекратить выполнение своих религиозных обязательств.
Пророк, мир Ему, сказал нам:
لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُم حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
Это означает: «Человек не станет полноценным верующим, если он не желает своему брату того, чего сам себе желает».
Настоящий друг – это тот, кто старается исправить своего товарища, чтобы вместе быть на истинном пути. Разумный человек не желает себе зла или вреда. Истинный друг поддерживает и помогает в трудные времена только ради Аллаhа. Когда он видит у своего друга недостатки или становится свидетелем совершения им греха, то предупреждает его о наказании и напоминает, чтобы этого не повторялось. Поэтому и в радости, и в сложных ситуациях он одинаков. Тот, кто улыбается или молчит, когда друг нарушает Шари‘ат и, тем более, занимается за его спиной сплетнями, лицемеря, говорит о недостатках своего ближнего, тот, конечно, не истинный друг.
Если разногласия возникли на религиозной почве[1], то перед нами стоит задача – защитить Религию, и иногда нужно даже предупреждать других об ожидаемом вреде от этого человека.
Наши действия должны соответствовать словам Пророка, мир Ему, Который сказал:
انْصُرْ أَخَاكَ ظَالِمًا أَوْ مَظْلُومًا
Это означает: «Помоги своему брату победить, несмотря на то, был он угнетателем или угнетенным».
Имеется в виду, что если он прав и не может добиться истины, мы должны помочь, чтобы он получил ее, конечно же не за счет какого-либо нарушения Шари‘ата, а если он угнетатель, то нужно напомнить ему о покаянии и прекращении угнетения. Мы должны учить его и помогать ему в соблюдении своих обязанностей по религии, а также должны стараться вместе с ним развиваться духовно.
С помощью искренних друзей строится здоровое общество.
[1] например, один нарушает Шари‘ат и не хочет улучшить себя и покаяться или старается делать еще хуже, не обращая внимания на свои обязанности по Религии.
Как определить кто тебе друг, а кто враг
Как мусульманину следует вести себя со своим учителем по религии
Вам может понравится
Актуальное
Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе
Идеальная женщина — какая она? Многие ищут ответы на страницах художественной литературы или светских журналов, но ее имя давно известно. Лучшей женщиной всех времен была, есть и будет Мария — мать Пророка Иисуса. В Священном Коране есть целая сура, названная ее именем. В ней рассказывается о её рождении, жизни и чудесном материнстве. Мусульмане с почетом и уважением относятся к Марии — матери Пророка Иисуса.
РОДОСЛОВНАЯ МАРИИ
Мария (араб. Марьям) была благочестивой женщиной из народа Исраиля (потомков Пророка Иакова 1 Исраиль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Якуб) ). Ее родословная через Пророка Давида (араб. Даууд) и Пророка Иакова (араб. Якуб) восходит к Пророку Аврааму (араб. Ибраhим). Ее родители были благочестивыми верующими, а опекуном и воспитателем Марии был Пророк Захария (араб. Закарийя).
Все Пророки призывали к Единобожию — вере в Единого Бога, Который создал весь этот мир, а Сам не подобен созданным.
РОЖДЕНИЕ МАРИИ
Отец Марии умер еще до ее рождения. Когда Мария родилась, Ханна отнесла ее в мечеть Иерусалима согласно данному ей обету, а сама вскоре тоже умерла. Мария росла без родителей, а ее воспитанием и обучением занимался Пророк Захария.
МАРИЯ — ЛУЧШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН
Мария росла богобоязненной, много поклонялась Богу и достигла особой степени святости ещё до того, как ей исполнилось 14 лет. Она была почитаема и любима среди своего народа. В Священном Коране в суре «Али ‘Имран» сказано означающее, что Всевышний избрал Марию среди всех женщин мира и даровал ей особые чудеса.
Мария — самая лучшая женщина в истории человечества. Бог даровал ей особое чудо — зачать ребенка без мужчины, будучи девственницей.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
Ангел Гавриил принес душу Иисуса, вдохнул ее в тело Марии, и она чудесным образом забеременела.
Воистину, Бог Всемогущ: Он создал Адама без отца и без матери и создал Еву из ребра Адама тоже без отца и без матери. И Богу легко создать человека без отца.
РОЖДЕНИЕ ИИСУСА
Когда признаки её беременности стали очевидными, Мария ушла от людей, так как сильно переживала, что ее обвинят в прелюбодеянии.
Когда у Марии начались предродовые схватки, она находилась в окрестностях города Вифлеем (араб. Бейт-Ляхм). Она стала искать место, где можно расположиться, и подошла к высохшей финиковой пальме. Сидя под пальмой, Мария мучилась от физической боли и душевных переживаний. И тогда к ней вновь пришел архангел Гавриил, чтобы успокоить ее. Он указал Марии на маленький ручей, который Бог создал для нее, и сказал, что если потрясти сухую пальму, то та станет зелёной, и спелые финики упадут к ее ногам. Это дало Марии облегчение. А также ангел повелел ей хранить молчание, когда люди начнут спрашивать о ребенке.
В тот день Мария родила своего сына — Иисуса. Через сорок дней она вернулась в город вместе с ребенком. Увидев Марию с младенцем на руках, люди стали обвинять ее в прелюбодеянии. В ответ она молча указала на своего сына, давая понять, чтобы они обращались к нему. Люди были возмущены её жестом и подумали, что она насмехается над ними, прося их говорить с новорожденным ребенком. Но в этот момент Иисус, который был всего лишь грудным младенцем, заговорил ясной человеческой речью, какая бывает у взрослых людей. Иисус сказал, означающее: «Я — раб Бога. Он даст мне Священное Писание и сделает меня Пророком. Он создал меня благословенным, где бы я ни был, и повелел мне выполнять Намаз, давать Закят, пока я жив, и быть добрым к своей матери, и не сделал меня высокомерным и непокорным. И был мир в день, когда я родился, и будет в день, когда я умру, и в день, когда я буду вновь возвращен к жизни (в Судный День)». Это было чудо, дарованное Иисусу Создателем, чтобы люди не порочили чистое имя его матери — святой Марии и ее опекуна Пророка Захарии.
Когда святая Мария умерла, в каком возрасте и где похоронена, неизвестно.
Великие блага, которые Всевышний даровал святой Марии:
1 Исра’иль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Я’куб)
2 Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме.
3 ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов
Слова имама аль-Газали о дружбе и верности
Добрый друг – тот, кто в то время, когда ты каким-либо образом свернёшь с пути праведности и дороги благодеяния, ступив на тропу непокорности и греха, проявит усердие в наставлении тебя и направлении на праведный путь, считая для себя обязательным помочь тебе [исправиться].
Искренний друг – тот, кто, когда узнает о твоём недостатке, не будет стремиться раскрыть его, а когда услышит о достоинстве, будет показывать его в десять раз больше; когда сделает по отношению к тебе милость, сохранит (скроет) её в сердце, а когда увидит от тебя пользу, не забудет; когда ты допустишь ошибку в отношении его, он не обидится, а если попросишь прощения – простит.
У того, кто ищет друзей без недостатков, – мало друзей. У того, кто упрёком встречает каждый промах друзей, – много врагов. А тот, кто будет ждать от друзей, чтобы они – в приобретении пользы – предпочитали его себе, будет постоянно в обиде.
Когда увидишь, что друг твой общается с твоим врагом, не следует обижаться. Ведь если он верный друг, то не допустит, чтобы тебе был вред от врага. А если он неверный друг, то пусть уж лучше у твоего врага будет такой приятель.
Врагам своим говори такие слова, чтобы, если они станут твоими друзьями, тебе не было стыдно за свои слова. Если у тебя есть тайна, не открывай её другу, ведь, может быть, он станет тебе врагом. Не причиняй врагу всевозможное зло, ведь он может когда-нибудь стать тебе другом.
Дружбу и приязнь води с честными друзьями и искренними приятелями, так как дружба друзей за карман и стакан, и приязнь приятелей за глоток и кусок не бывает вечной.
Не переусердствуй в дружбе, дабы не достичь пределов крайнего восторга. И не доведи вражду до того, чтобы не осталось никаких других мыслей, кроме как уничтожить врага.
Друзья бывают трёх видов: друзья, друзья друзей и враги врагов. И враги бывают трёх видов: враг, враги друзей и друзья врагов.
Друг становится врагом из-за обиды, а враг – благодаря милости и великодушию – становится другом. Если не имеешь сил с помощью дара милости привести врагов в круг друзей, постарайся не обратить своих друзей во врагов плохими поступками.
Если захочешь дружить с кем-либо, внимательно проверь чистоту его нравов во время его гнева. Если они окажутся чисты, дружи с ним. А если нет, не делись с ним своими тайнами (т. е. не будь ему близким другом).
Не завязывай узы дружбы с тем, с кем не пришлось пообщаться, так как нельзя подружиться с тем, кого не испытал.
Худший из людей – тот, кто враждует с другими, кого не любят другие, тот, кто считает возможным причинять вред людям, кто не прощает ошибок и не принимает извинений.
Самый большой невежда – тот, кто, приобретя друга, – из-за несоблюдения обязанностей братства и обычаев дружбы – заставляет его ненавидеть себя.
Тот, кто приветлив с подобными себе, может не бояться ни друзей, ни врагов. И тот, кто своим нравом и поведением показывает друзьям поддержку, обезопасил себя от их вражды.
Дружба, которая строится на мирском, по малейшему поводу обращается во вражду. А дружбе ради Всевышнего никакие мирские качества не могут повредить.
Смелость людей мужества можно узнать в день битвы. Верность людей доверия можно узнать в день беззакония и несправедливости. Любовь и преданность жены можно узнать в день бедности и недостатка. А истинность дружбы друзей – в день бедствий и несчастий.
Нельзя доверчиво полагаться на врага. Даже если он и выражает приязнь. И не следует поддаваться его обману, даже если он старается проявить любовь. Поскольку если вода, общаясь с огнём, оставит свою влажную и холодную природу и станет настолько горячей, что приблизится к природе огня, всё равно, когда она коснётся пламени, она потушит его.
Имам аль-Газали, «Лучи мудрости» («Анвар аль-Хикмат»)
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.