дснв что это такое
СНВ-3: за и против
‘+ ‘ Подписание Договора СНВ-3.
Первым российско-американским документом, который уже в ближайшее время может быть подписан президентами двух стран, вполне может стать протокол продления Договора о стратегических наступательных вооружениях — ДСНВ-3. Срок его действия заканчивается уже 5 февраля. Но Договор можно продлить. Представители администрации Джо Байдена заявили, что президент согласен продлить этот Договор на пять лет. Однако в России в последнее время все чаще можно слышать мнения, что выполнять условия СНВ-3 нашей стране якобы не выгодно. Зато выгодно США. Именно поэтому Байден, став президентом, так спешно заявил о готовности продлить Договор СНВ-3.
Справка «АС»
Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) подписан в 2010 году. По его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу ДСНВ-3 и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, а также 1550 ядерных боезарядов на них. Договор остается в силе до 5 февраля 2021 года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет по обоюдному согласию сторон.
— Первоначально наша позиция была такой: продлить ДСНВ-3 без каких-либо предварительных условий на пять лет. Но администрация Трампа выставила свои условия — продлить его на год и при этом еще заморозить на это же время арсеналы ядерных вооружений, создав механизм проверки на местах всего того, что действительно заморожено.
Так как политический прогноз, как я понимаю, больше склонялся к тому, что Дональд Трамп сохранит свой президентский пост, то для того, чтобы не дать кануть в Лету этому Договору, пришлось согласиться с предложениями американцев. Правда, скорректировав их позицию. Они требовали верификационных проверок замороженных арсеналов. Мы, чтобы вновь не допускать их на наши базы, на это не согласились. Предложили взять на себя только политические обязательства.
Но при Джо Байдене все изменилось. Он ведь был вице-президентом, когда Барак Обама подписывал этот Договор с Дмитрием Медведевым в Праге в 2010 году. И сейчас, когда сам Байден шел на президентские выборы, он обещал, что в случае, если его изберут, он продлит этот Договор на пять лет. Теперь он дал понять, что готов это сделать. Нас это вполне устраивает. Тем более без всяких предварительных условий. То есть фактически он согласился с нашей первоначальной позицией.
Справка «АС»
«У меня есть предложение, а именно продлить действующий договор без всяких условий хотя бы на год с тем, чтобы иметь возможность провести содержательные переговоры по всем параметрам тех проблем, которые регулируются договорами подобного рода, чтобы не оставить и наши страны, и все государства мира, которые заинтересованы в сохранении стратегической стабильности, без такого фундаментального документа, как Договор о стратегических наступательных вооружениях».
В.Путин, 16 октября 2020 года.
— Сейчас очень часто от разного рода экспертов можно слышать о том, что нам, дескать, продление этого Договора совсем не выгодно. И вообще любые ядерные соглашения с американцами нам не выгодны, так как при их подписании все наше новейшее вооружение, которого пока нет ни у кого в мире, может быть взято под строгий контроль. Может, не стоит нам вообще идти на какие-то соглашения? Кому они выгоднее, нам или американцам?
— А ведь такие опасные случаи, когда действия противника с его ядерными силами могли быть неправильно истолкованы, были и после Карибского кризиса.
— Конечно. Я помню осень 1983 года, когда мы сидели за своими пультами на командных пунктах РВСН, а американцы неожиданно, без всякого уведомления начали проводить крупномасштабное учение со стратегическими наступательными силами. Тогда создалась очень опасная ситуация.
— Сейчас благодаря ДСНВ-3 обо всех таких пусках ракет и учениях стороны уведомляют друг друга. Все это предусмотрено в Договоре. То есть ДСНВ-3 обеспечивает прозрачность в отношении действий ядерных сил той и другой стороны.
В том числе этот Договор снимает озабоченности тех самых наших экспертов, которые сейчас нас пугают, заявляя, что американцы якобы могут неожиданно напасть и нанести удары крылатыми ракетами по объектам на нашей территории. Так вот Договор СНВ-3 позволяет избежать подобной опасности.
— Ракетный комплекс «Авангард» подпадает под сферу охвата этого Договора. И мы о нем уже официально заявили. В самом тексте Договора предусмотрено: если появляется какое-то новое подобное стратегическое средство, то оно охватывается Договором. Для этого в Протоколе к Договору прописана соответствующая процедура.
Мы свой «Авангард» заявили и показали американцам еще в конце 2019 года, во время постановки первого полка с этим ракетным комплексом на боевое дежурство. Так что у американцев на этот счет больше нет вопросов.
— А когда появится тяжелая ракета «Сармат», которая придет на смену «Сатане»? Она ведь, кажется, еще не прошла летных испытаний?
— Появится «Сармат», покажем и его. Это делается не когда комплекс создается, а в момент, когда он развертывается, поступает в войска и готовится к заступлению на боевое дежурство. Примерно так, как это и было в Домбаровской дивизии, где американцам показали первый полк с «Авангардом». Они тогда посетили эту воинскую часть, и никаких претензий у них не возникло. Вся процедура проверки, которую они провели в соответствии с ДСНВ-3, Протоколом описана. И если у американцев появится новый тип ракет, значит, они должны будут точно так же продемонстрировать его нам.
— При Трампе, отказываясь продлять ДСНВ-3, американцы выдвигали ряд дополнительных условий. В частности, они хотели бы охватить контролем такие наши перспективные типы вооружений, как автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон» или крылатая ракета неограниченной дальности «Буревестник». Теперь уже при Байдене о них идет речь в связи с продлением ДСНВ-3?
— Нет. Эти образцы вооружений под ДСНВ-3 не подпадают. Они — предмет будущих новых договоренностей.
Справка «АС»
«Сейчас у России намного больше ядерных боеголовок для систем нестратегического радиуса, чем боеголовок для систем вооружений, подпадающих под СНВ-3, и они каждый год добавляют все больше… Мы ясно говорили, что хотим продлить договор СНВ-3, но только если он будет сопровождаться рамочным соглашением, которое покрывает все боеголовки, а также развернутым режимом верификации».
Спецпредставитель президента США Дональда Трампа по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, 8 декабря 2020 года.
— Но ведь за эти пять лет, пока будем договариваться, и мы, и американцы успеем наделать кучу новых вооружений круче «Посейдонов» и «Буревестников». Или есть договоренность в течение пяти лет приостановить разработку новых вооружений?
Договор не накладывает никаких ограничений, кроме тех, которые определены его параметрами. То есть необходимо, чтобы соблюдалось закрепленное документом количество развернутых ядерных носителей — не более 700 единиц. А также число развернутых ядерных боезарядов оставалось не более 1550, а развернутых и неразвернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — не более 800 штук. В этих параметрах должна оставаться каждая из сторон.
— Виктор Иванович, вот вы вспомнили про цифры. А как вообще с начала подписания ДСНВ-3 менялось количество боезарядов, носителей у нас и у американцев? Цифры были установлены такие, что поначалу, я помню, американцам приходилось сокращать свои ядерные вооружения, а нам, наоборот, чуть ли не увеличивать?
— Если говорить об общем количестве пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — развернутых и неразвернутых, то и у России, и у США их тогда было более 800. У американцев — 1124, а у нас — 865.
Что касается только развернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков, то у нас их было менее 700. У американцев — около 900. Вот потому американцы развернутые пусковые установки и сокращали. А нам развернутые сокращать не пришлось. Причем мы до сих пор так и не доросли до цифры 700 развернутых носителей. Это происходит потому, что у нас снимают с вооружения старые ракетные комплексы, такие как «Тополь». Нам приходится компенсировать эту «естественную убыль» новыми ракетами. Теми же «Ярсами».
5 февраля 2018 года все контрольные цифры Договора были выполнены, и с этого момента они соблюдаются. То есть сейчас ситуация такова, что ни мы, ни американцы верхних планок, установленных ДСНВ-3, не достигли.
Но ведь их необязательно иметь именно 700 единиц. Каждая сторона просто не должна превышать это количество. А иметь можно хоть 500, хоть 400 — это дело каждого. У американцев, кстати, их тоже чуть меньше 700. Вот они, к примеру, вывели лодку на неплановый ремонт, и развернутых носителей сразу стало чуть меньше.
— А если ее снова введут в строй, то количество развернутых носителей опять увеличится?
— Да, но оно благодаря Договору СНВ-3 не превысит 700 единиц.
А мы вот, как и раньше, все еще только пытаемся добраться до этой цифры, так как темпы снятия старых ядерных вооружений у нас не компенсируются количеством ввода новых. Возможности ограничены как по финансам, так и по производству.
— Официальная позиция по этому поводу уже объявлена нашим президентом. Он сказал, что мы готовы вести переговоры по этим типам вооружений. Но вот как и о чем мы договоримся — это уже другой вопрос. Но мы готовы рассматривать все вооружения, которые решают стратегические задачи.
— Почему стратегические? Эти же вооружения не межконтинентальной дальности?
— Не пугайте поляков. Они и без того так перепуганы, что сами готовы платить за то, чтобы американцы разместили у них на территории свои базы.
— Это всего лишь пример военного стратегического решения.
— А что, на ваш взгляд, для американцев самое главное в исполнении Договора СНВ-3? Или в каком-то следующем ядерном договоре, который пока неясно, как будет называться? Наверное, режим верификации, то есть контроль?
— Самое главное и для американцев, и для нас — это, во-первых, ограничение развернутых стратегических ядерных вооружений, а во-вторых, прозрачность в отношении деятельности стратегических наступательных сил, а для нас — стратегических ядерных сил. Такая прозрачность позволяет не беспокоиться другой стороне. И в-третьих, это возможность контролировать развитие ядерных сил друг друга путем проведения инспекций на местах. И американцам сейчас выгодно это. Это для них — большой плюс.
— Почему?
— Согласно своей программе модернизации и обновления ядерных вооружений они начнут вводить в строй новые системы после 2025 года. Мы же это делаем уже сейчас. Им это важно контролировать.
Для нас тоже выгодно, чтобы американцы не выходили из Договора. Иначе, если они выйдут из него, то сразу увеличат количество развернутых ядерных боезарядов за счет возвратного потенциала. То есть за счет тех ядерных боеголовок, которые они сняли с нынешних носителей, но не уничтожили, а складировали. Они их снова установят, и будут превосходить нас по их числу более чем в полтора раза.
Мы такой возможности не имеем, так как у нас нет свободных мест на наших развернутых носителях. Количество таких носителей у нас менее 700. Причем намного. Согласно опубликованным данным, у нас 510 развернутых носителей. Так что продление Договора СНВ-3 и заключение новых ядерных договоренностей выгодно обеим сторонам — и России, и США.
Что такое договор о СНВ-3: справка
Россия и США подписали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в 2010 году. Документ вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Он предусматривает сокращение ядерных арсеналов двух стран таким образом, чтобы через семь лет после подписания и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Сегодня это единственный договор об ограничении вооружений, который действует между Россией и США.
Среди российских вооружений под действие договора подпадают ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Воевода» и «Ярс», баллистическая ракета «Булава» и тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Среди американских – межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен», ракета «Трайдент-2», а также тяжелые бомбардировщики Б-52.
Договор остается в силе до 5 февраля этого года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон.
Администрация бывшего президента США Дональда Трампа считала, что в текущем виде соглашение не отвечает интересам Вашингтона. Белый дом настаивал на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с дополнительными условиями, в частности, с заморозкой ядерных арсеналов. Москва предлагала пролонгировать договор без каких-либо условий, позже согласилась на годичную заморозку существующих вооружений, но эта инициатива не была принята администрацией Дональда Трампа.
Эксперт объяснил выгоды России и США от продления Договора СНВ-3
Получит ли соглашение Обамы и Медведева «вторую жизнь»
Так кому же ДСНВ-3 сегодня нужнее – России или США? Об этом «МК» рассказал в прошлом участник российско-американского ядерного переговорного процесса, экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996) генерал-полковник Виктор Есин.
На момент подписания Договора, у России было 865 ядерных носителей, у США – 1124. Развернутых носителей у нас имелось менее 700, у американцев – около 900.
В результате Договор заставил американцев активно сокращать развернутые пусковые установки. России же этого делать не пришлось. Для нашей страны это был период, когда большое число ядерных ракет, таких, как «Тополь», приходилось снимать с боевого дежурства «по старости». Чтобы компенсировать их массовое списание, нам, в отличие от американцев, приходилось наращивать производство новых ракет. Этим мы вынуждены заниматься до сих пор, так как численно по-прежнему отстаем от американцев.
К 5 февраля 2018 года контрольные цифры ДСНВ-3 были достигнуты и с тех пор соблюдаются. Срок действия договора рассчитан до 5 февраля 2021 года. При его подписании предполагалось, что далее он будет заменен следующим соглашением. Но если стороны к 2021 году сделать этого не успеют, то по обоюдному согласию, ДСНВ-3 может быть продлен на срок до пяти лет.
По словам генерала Есина, первоначально Россия тоже предлагала продлить ДСНВ-3 на пять лет. Причем без всяких дополнительных условий. Но администрация бывшего президента США Трампа на это не согласилась, безосновательно обвинив Россию в нарушении условий Договора.
Как известно, Трамп с самого начала называл ДСНВ-3, подписанный демократом Обамой, «плохим соглашением» и «односторонней сделкой», подразумевая ее выгоду исключительно для России. Так что в Москве понимали: если Трамп выиграет выборы, ДСНВ-3, скорее всего, канет в лету. Потому Россия активно предлагала США начать переговоры об очередной ядерной сделке на обоюдовыгодных условиях.
Генерал напоминает, что мир уже не раз стоял у порога ядерной катастрофы. И не только в период Карибского кризиса, участником которого он был, но уже и в более близкое для нас время. К примеру, осенью 1983 года, когда США без предупреждения начали крупномасштабное учение со стратегическими ядерными силами. Или в 1996 году, когда с полигона в Норвегии неожиданно стартовала метеорологическая ракета, которую российские военные приняли за американскую морскую баллистическую ракету.
Благодаря ДСНВ-3, обо всех пусках стратегических ракет и ядерных учениях стороны заблаговременно оповещают друг друга. Этот Договор позволяет так же избежать опасности нанесения ударов крылатыми ракетами по объектам на территории обеих стран.
Кроме того, для нас этот Договор представляет ценность еще и потому, поясняет генерал Есин, что как только американцы выйдут из этого Договора, они сразу получат возможность увеличить количество развернутых ядерных боезарядов за счёт возвратного потенциала. То есть тех ядерных боеголовок, которые они в свое время снимали со своих носителей и складировали. В отличие от нас, которые их уничтожали.
В результате, выйдя из ДСНВ-3, американцы снова смогут установить эти боеголовки на носители, что даст им возможность превзойти нас по количеству развернутых ядерных боезарядов более чем в полтора раза. Мы же такой возможности не имеем, так как свободных мест на развернутых носителях у нас нет – самих носителей у нас намного меньше, чем у американцев. У них сейчас их чуть менее 700 единиц, а у нас по последним данным – 510.
Естественно, что из соображений безопасности, российское руководство всегда пыталось сохранить договоренности в области контроля над ядерными вооружениями, а также развить их, заключив новые.
Однако Трамп в ответ на это каждый раз выдвигал кучу неприемлемых условий. К примеру, участие в переговорах Китая. И привлечь Пекин к диалогу предлагалось именно России. Притом, что Китай, у которого ядерных вооружений намного меньше, чем у России и США, участвовать в нем не собирался.
Российские военные, конечно, не хотели снова запускать на свои базы американских инспекторов – фактически официальных шпионов. Тем более сейчас, когда условия для таких проверок были бы не равны.
Дело в том, что программа модернизации и обновления ядерных вооружений США, принятая Трампом, предполагает введение в строй новых стратегических систем, начиная лишь с 2025 года. Так что российским военным в США пока нечего смотреть. А в России такие системы поступают на вооружение уже сейчас, и американцам очень хотелось бы контролировать этот процесс.
Никакого официального ответа на российское предложение не последовало. Трампу было уже не до того. С приходом в Белый Дом нового президента Джо Байдена все поменялось кардинально. Объявлено о готовности продлить соглашение на 5 лет.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений («новый ДСНВ» или ДСНВ-3) подписан
в г. Праге 8 апреля 2010 г. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. Параллельно с подписанием Договора российская сторона выступила с односторонним заявлением по противоракетной обороне.
Новое соглашение по СНВ выработано на строго паритетной основе в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности.
Договор предусматривает реальные, проверяемые и необратимые сокращения стратегических наступательных вооружений. В результате таких сокращений имеющиеся у сторон суммарные количества средств СНВ через семь лет после вступления Договора в силу (к февралю 2018 г.) и в дальнейшем не должны превышать:
• 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
• 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ;
• 1550 боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ.
Таким образом, Россия и США на треть сокращают боезаряды («потолок» по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года – 2200 единиц) и более чем в два раза стратегические носители («потолок» по Договору о СНВ 1991 года – 1600 единиц). При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ. Запрещается базирование СНВ за пределами национальной территории.
Для целей Договора разработан механизм контроля, отвечающий современным реалиям и обеспечивающий необратимость, проверяемость и транспарентность процесса сокращений СНВ.
Поле действия Договора охватывает все существующие типы стратегических систем, а также МБР и БРПЛ в неядерном оснащении (в случае их создания).
В нем в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также ее возрастающая важность в процессе сокращения СНВ.
Неотъемлемыми частями Договора являются Протокол и приложения. В них прописаны положения, касающиеся определений терминов, обмена данными и уведомлениями, переоборудования или ликвидации, инспекционной деятельности, а также мер укрепления доверия. В соответствии с Протоколом каждая сторона Договора имеет ежегодную квоту в 18 инспекций. Предусматриваются также показы новых образцов СНВ, происходит интенсивный обмен уведомлениями о военной деятельности, связанной с СНВ.
Срок действия Договора – десять лет с возможностью продления.
Для решения вопросов практической реализации Договора создана Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК), которая собирается два раза в год. К настоящему времени состоялось 13 сессий ДКК.
Документы
ДОГОВОР
между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,
считая, что глобальные вызовы и угрозы требуют новых подходов к взаимодействию по всему спектру их стратегических отношений,
работая в этой связи над упрочением новых стратегических отношений, основанных на взаимном доверии, открытости, предсказуемости и сотрудничестве,
выражая решительную поддержку предпринимаемым в глобальном масштабе усилиям в области нераспространения,
стремясь сохранить преемственность поэтапного процесса сокращения и ограничения ядерных вооружений и придать ему новый импульс в условиях поддержания сохранности и безопасности своих ядерных арсеналов, а также с целью расширения этого процесса в будущем, включая придание ему многостороннего характера,
руководствуясь принципом неделимой безопасности и будучи убежденными, что меры по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре, укрепят предсказуемость и стабильность и, таким образом, безопасность обеих Сторон,
признавая наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений Сторон,
учитывая влияние МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность,
принимая во внимание позитивное воздействие на ситуацию в мире значительного поддающегося контролю сокращения ядерных арсеналов, осуществленного на рубеже XXI столетия,
желая создать механизм контроля за выполнением обязательств по настоящему Договору, адаптированный, упрощенный и менее затратный по сравнению с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 года, ниже именуемым Договором о СНВ,
признавая, что Договор о СНВ был выполнен Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Украиной и Соединенными Штатами Америки и что предусмотренные Договором о СНВ уровни сокращений были достигнуты,
приветствуя выполнение Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года,
договорились о нижеследующем:
Статья I
1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения в соответствии с положениями настоящего Договора и выполняет другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре и Протоколе к нему.
2. Определения терминов, используемых в настоящем Договоре и Протоколе к нему, приводятся в Главе первой Протокола.
Статья II
1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои МБР и пусковые установки МБР, БРПЛ и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и
в дальнейшем суммарные количества, подсчитываемые в соответствии со Статьей III настоящего Договора, не превышали:
а) 700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;
b) 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;
c) 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.
2. Каждая из Сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.
Статья III
1. Для целей засчета в суммарный предельный уровень, предусмотренный в подпункте a) пункта 1 Статьи II настоящего Договора:
а) каждая развернутая МБР засчитывается как одна единица;
b) каждая развернутая БРПЛ засчитывается как одна единица;
c) каждый развернутый тяжелый бомбардировщик засчитывается как одна единица.
2. Для целей засчета в суммарный предельный уровень, предусмотренный в подпункте b) пункта 1 Статьи II настоящего Договора:
а) применительно к МБР и БРПЛ – количеством боезарядов является количество боеголовок, установленных на развернутых МБР и на развернутых БРПЛ;
3. Для целей засчета в суммарный предельный уровень, предусмотренный в подпункте с) пункта 1 Статьи II настоящего Договора:
a) каждая развернутая пусковая установка МБР засчитывается как одна единица;
b) каждая неразвернутая пусковая установка МБР засчитывается как одна единица;
с) каждая развернутая пусковая установка БРПЛ засчитывается как одна единица;
d) каждая неразвернутая пусковая установка БРПЛ засчитывается как одна единица;
e) каждый развернутый тяжелый бомбардировщик засчитывается как одна единица;
f) каждый неразвернутый тяжелый бомбардировщик засчитывается как одна единица.
4. Для целей настоящего Договора, в том числе засчета МБР и БРПЛ:
а) применительно к МБР или БРПЛ, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются в виде собранных ракет в пусковых контейнерах, собранная ракета определенного типа в ее пусковом контейнере рассматривается как МБР или БРПЛ этого типа;
b) применительно к МБР или БРПЛ, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются в виде собранных ракет без пусковых контейнеров, собранная ракета определенного типа рассматривается как МБР или БРПЛ этого типа;
с) применительно к МБР или БРПЛ, которые обслуживаются, хранятся и транспортируются по ступеням, первая ступень МБР или БРПЛ определенного типа рассматривается как МБР или БРПЛ этого типа;
d) каждый пусковой контейнер рассматривается как содержащий МБР или БРПЛ с того момента, когда он впервые покидает объект, на котором в него установлена МБР или БРПЛ, до того момента, когда из него был осуществлен пуск МБР или БРПЛ, или до того момента, когда из него была удалена МБР или БРПЛ с целью ликвидации. Пусковой контейнер не рассматривается как содержащий МБР или БРПЛ, если он содержит учебную модель ракеты или если он был включен в стационарную экспозицию. Пусковые контейнеры МБР или БРПЛ определенного типа должны быть отличимы от пусковых контейнеров МБР или БРПЛ другого типа.
5. Вновь построенные стратегические наступательные вооружения начинают подпадать под действие настоящего Договора в следующем порядке:
а) МБР – когда она впервые покидает объект по производству;
b) мобильная пусковая установка МБР – когда она впервые покидает объект по производству;
с) шахтная пусковая установка МБР – когда впервые установлена и закрыта защитная крыша шахты;
d) БРПЛ – когда она впервые покидает объект по производству;
е) пусковая установка БРПЛ – когда подводная лодка, на которой установлена эта пусковая установка, впервые спущена на воду;
6. МБР, БРПЛ, пусковые установки МБР, пусковые установки БРПЛ и тяжелые бомбардировщики перестают подпадать под действие настоящего Договора в соответствии с Главами третьей и четвертой Протокола к настоящему Договору. МБР или БРПЛ существующего типа перестают подпадать под действие настоящего Договора в случае, если все пусковые установки МБР или БРПЛ типа, предназначенного для таких МБР или БРПЛ, ликвидированы или переоборудованы в соответствии с Главой третьей Протокола к настоящему Договору.
7. Для целей настоящего Договора:
а) ракета типа, созданного и испытанного исключительно для перехвата объектов и борьбы с объектами, не находящимися на поверхности Земли, не рассматривается как баллистическая ракета, на которую распространяются положения настоящего Договора;
b) в рамках одного и того же типа тяжелый бомбардировщик, оснащенный для ядерных вооружений, должен быть отличим от тяжелого бомбардировщика, оснащенного для неядерных вооружений;
c) тяжелые бомбардировщики одного и того же типа перестают подпадать под действие или ограничения настоящего Договора, когда последний тяжелый бомбардировщик этого типа, оснащенный для ядерных вооружений, соответственно, ликвидирован или переоборудован в тяжелый бомбардировщик, оснащенный для неядерных вооружений, в соответствии с Главой третьей Протокола к настоящему Договору.
8. На дату подписания настоящего Договора:
а) существующими типами МБР являются:
i) для Соединенных Штатов Америки – Минитмен-II, Минитмен-III и «Пискипер»;
ii) для Российской Федерации – РС-12М, РС-12М2, РС-18, РС-20 и РС-24;
b) существующими типами БРПЛ являются:
i) для Российской Федерации – РСМ-50, РСМ-52, РСМ-54 и РСМ-56;
ii) для Соединенных Штатов Америки – Трайдент-II;
с) существующими типами тяжелых бомбардировщиков являются:
i) для Соединенных Штатов Америки – B-52G, В-52Н, В-1В и В-2А;
ii) для Российской Федерации – ТУ-95МС и ТУ-160;
d) существующими типами пусковых установок МБР и пусковых установок БРПЛ являются:
i) для Российской Федерации – пусковые установки МБР РС-12М, РС-12М2, РС-18, РС-20, РС-24; пусковые установки БРПЛ РСМ-50, РСМ-52, РСМ- 54 и РСМ-56;
ii) для Соединенных Штатов Америки – пусковые установки МБР Минитмен-II, Минитмен-III и «Пискипер»; пусковые установки БРПЛ Трайдент-II.
Статья IV
1. Каждая из Сторон базирует:
а) развернутые пусковые установки МБР только на базах МБР;
b) развернутые тяжелые бомбардировщики только на авиационных базах.
2. Каждая из Сторон устанавливает развернутые пусковые установки БРПЛ только на подводных лодках, оснащенных пусковыми установками БРПЛ.
3. Каждая из Сторон размещает:
а) неразвернутые пусковые установки МБР только на базах МБР, объектах по производству, в местах загрузки МБР, в местах ремонта, местах складского хранения, местах переоборудования или ликвидации, местах обучения, на испытательных полигонах и в местах запуска космических объектов. Мобильные пусковые установки прототипов МБР не размещаются на объектах по обслуживанию баз МБР;
b) неразвернутые МБР и неразвернутые БРПЛ, соответственно, только на базах подводных лодок, в местах загрузки МБР или БРПЛ, на объектах по обслуживанию, местах ремонта МБР или БРПЛ, местах складского хранения МБР или БРПЛ, местах переоборудования или ликвидации МБР или БРПЛ, на испытательных полигонах, в местах запуска космических объектов и на объектах по производству. Однако прототипы МБР и прототипы БРПЛ не размещаются на объектах по обслуживанию баз МБР или на базах подводных лодок.
4. Неразвернутые МБР и неразвернутые БРПЛ, а также неразвернутые мобильные пусковые установки МБР могут находиться в пути следования. Каждая из Сторон ограничивает каждое пребывание в пути следования между объектами сроком, не превышающим 30 дней.
5. Пусковые установки МБР или БРПЛ, предназначенные для испытаний, могут находиться только на испытательных полигонах.
6. Пусковые установки, предназначенные для обучения, могут находиться только на базах МБР, в местах обучения и на испытательных полигонах. Количество шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения, которые находятся на каждой базе МБР для шахтных пусковых установок МБР, не превышает одну единицу для каждого типа МБР, указанного для этой базы МБР.
7. Каждая из Сторон ограничивает тяжелые бомбардировщики, предназначенные для испытаний, количеством, не превышающим 10 единиц.
8. Каждая из Сторон базирует тяжелые бомбардировщики, предназначенные для испытаний, только в центрах летных испытаний тяжелых бомбардировщиков. Неразвернутые тяжелые бомбардировщики, не являющиеся тяжелыми бомбардировщиками, предназначенными для испытаний, находятся только в местах ремонта или на объектах по производству тяжелых бомбардировщиков.
9. Каждая из Сторон не осуществляет на авиационной базе совместное базирование тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных вооружений, и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для неядерных вооружений, если только Сторонами не согласовано иное.
10. Стратегические наступательные вооружения не размещаются на ликвидированных объектах, кроме как при их перемещении через такие объекты и при временном пребывании тяжелых бомбардировщиков на таких объектах.
11. Стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора, не базируются за пределами национальной территории каждой из Сторон. Предусмотренные в настоящем пункте обязательства не затрагивают прав Сторон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в отношении прохода подводных лодок или полетов летательных аппаратов, либо в отношении заходов подводных лодок в порты третьих государств. Тяжелые бомбардировщики могут временно размещаться за пределами национальной территории, о чем предоставляется уведомление в соответствии с Главой четвертой Протокола к настоящему Договору.
Статья V
1. С учетом положений настоящего Договора могут производиться модернизация и замена стратегических наступательных вооружений.
2. Когда, по мнению одной Стороны, появляется новый вид стратегического наступательного вооружения, эта Сторона имеет право поднять вопрос о таком стратегическом наступательном вооружении для рассмотрения в Двусторонней консультативной комиссии.
3. Каждая из Сторон не переоборудует и не использует пусковые установки МБР и пусковые установки БРПЛ для размещения в них противоракет. Каждая из Сторон также не переоборудует и не использует пусковые установки противоракет для размещения в них МБР и БРПЛ. Данное положение не применяется к пусковым установкам МБР, которые до подписания настоящего Договора были переоборудованы для размещения в них противоракет.
Статья VI
1. Переоборудование, ликвидация или исключение из засчета другими способами стратегических наступательных вооружений и объектов осуществляются в соответствии с Главой третьей Протокола к настоящему Договору.
2. Уведомления, касающиеся переоборудования, ликвидации или исключения из засчета другими способами, предоставляются в соответствии с Главами третьей и четвертой Протокола к настоящему Договору.
3. Контроль за переоборудованием или ликвидацией в соответствии с настоящим Договором осуществляется:
а) с помощью национальных технических средств контроля в соответствии со Cтатьей Х настоящего Договора; и
b) путем инспекционной деятельности, как это предусмотрено в Статье XI настоящего Договора.
Статья VII
1. База данных, относящихся к обязательствам по настоящему Договору, создается в соответствии с Главами второй и четвертой Протокола к настоящему Договору. Категории данных такой базы данных приводятся в Главе второй Протокола к настоящему Договору.
2. Каждая из Сторон уведомляет другую Сторону об изменениях в данных и предоставляет другие уведомления в порядке, предусмотренном Главой четвертой Протокола к настоящему Договору.
3. В целях предоставления и получения уведомлений каждая из Сторон использует Центры по уменьшению ядерной опасности, если только в настоящем Договоре не предусмотрено иное.
4. Каждая из Сторон на добровольной основе, помимо уведомлений, указанных в пункте 2 настоящей Статьи, может предоставлять дополнительные уведомления, если она сочтет, что они необходимы для обеспечения уверенности в выполнении принятых по настоящему Договору обязательств.
5. Стороны проводят консультации в рамках Двусторонней консультативной комиссии по вопросу о предании огласке данных и информации, полученных при осуществлении настоящего Договора. Стороны имеют право предавать огласке такие данные и информацию после согласования этого вопроса в рамках Двусторонней консультативной комиссии. Каждая из Сторон имеет право предавать огласке данные относительно своих стратегических наступательных вооружений.
6. Географические координаты, относящиеся к данным, предусмотренным в Главе второй Протокола к настоящему Договору, собственные опознавательные знаки, схемы объектов, предоставленные Сторонами согласно настоящему Договору, а также схемы береговых линий и акваторий, предоставленные Сторонами согласно настоящему Договору, не предаются огласке, если только Сторонами не согласовано иное в рамках Двусторонней консультативной комиссии.
7. Независимо от пункта 5 настоящей Статьи суммарные количества развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков, суммарные количества боезарядов на развернутых МБР, развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, а также суммарные количества развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков могут предаваться огласке Сторонами.
Статья VIII
В тех случаях, когда одна из Сторон определяет, что ее действия могут привести к неясным ситуациям, эта Сторона принимает меры для обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора и в целях укрепления доверия, открытости и предсказуемости в отношении сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений. Такие меры могут включать, среди прочего, заблаговременное предоставление информации о деятельности этой Стороны, которая связана с развертыванием или повышением готовности стратегических наступательных вооружений, с тем, чтобы предотвратить возможность неправильного истолкования ее действий другой Стороной. Эта информация предоставляется по дипломатическим или иным каналам.
Статья IX
По взаимному согласию Сторон на паритетной основе осуществляется обмен телеметрической информацией о пусках МБР и БРПЛ. Стороны согласуют объем обмена такой телеметрической информацией.
Статья Х
1. В целях обеспечения контроля за соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон обязуется:
a) использовать имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права;
b) не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции в соответствии с настоящей Статьей; и
c) не применять меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля за соблюдением положений настоящего Договора национальными техническими средствами контроля.
2. Обязательство не применять меры маскировки включает обязательство не применять их на испытательных полигонах, включая меры, приводящие к сокрытию МБР, БРПЛ, пусковых установок МБР или взаимосвязи между МБР или БРПЛ и их пусковыми установками при проведении испытаний. Обязательство не применять меры маскировки не распространяется на практику укрытия или маскировки на базах МБР или на применение укрытий для защиты стратегических наступательных вооружений от воздействия атмосферных явлений.
Статья XI
1. В целях подтверждения точности заявленных данных о стратегических наступательных вооружениях, подпадающих под действие настоящего Договора, и обеспечения контроля за соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон имеет право осуществлять инспекционную деятельность в соответствии с настоящей Статьей и Главой пятой Протокола к настоящему Договору.
2. Каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на базах МБР, базах подводных лодок и на авиационных базах. Целью таких инспекций является подтверждение точности заявленных данных о количествах и типах развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений, подпадающих под действие настоящего Договора; количестве боезарядов, размещенных на развернутых МБР и развернутых БРПЛ; а также количестве ядерных вооружений, размещенных на развернутых тяжелых бомбардировщиках. Такие инспекции ниже именуются инспекциями первого типа.
3. Каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на объектах, перечисленных в Разделе VII Главы пятой Протокола к настоящему Договору. Целью таких инспекций является подтверждение точности заявленных данных о количествах, типах и технических характеристиках неразвернутых стратегических наступательных вооружений, подпадающих под действие настоящего Договора, а также подтверждение факта переоборудования или ликвидации стратегических наступательных вооружений.
В дополнение к этому каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на ранее заявленных объектах, которые предусмотрены в Главе второй Протокола к настоящему Договору, для подтверждения того, что такие объекты не используются в целях, несовместимых с настоящим Договором.
Инспекции, предусмотренные в настоящем пункте, ниже именуются инспекциями второго типа.
4. Каждая из Сторон проводит показы и имеет право принимать участие в показах, проводимых другой Стороной. Целью таких показов является демонстрация отличительных признаков и подтверждение технических характеристик новых типов, демонстрация результатов переоборудования первого средства каждого типа стратегических наступательных вооружений, подпадающих под действие настоящего Договора.
Статья XII
Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны настоящим создают Двустороннюю консультативную комиссию, полномочия и процедуры деятельности которой изложены в Главе шестой Протокола к настоящему Договору.
Статья ХIII
В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора каждая из Сторон не принимает никаких международных обязательств и не предпринимает никаких международных акций, которые противоречили бы его положениям. Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Стороны проводят консультации в рамках Двусторонней консультативной комиссии для разрешения любых неясных моментов, которые могут возникнуть в этом отношении. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства, в области стратегических наступательных вооружений между одной из Сторон и третьим государством.
Статья ХIV
1. Настоящий Договор, включая Протокол к нему, который является его неотъемлемой частью, подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Настоящий Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
2. Настоящий Договор остается в силе в течение 10 лет, если только он не будет заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Если любая из Сторон поднимает вопрос о продлении настоящего Договора, Стороны совместно его рассматривают. Если Стороны решат продлить настоящий Договор, он продлевается на срок не более пяти лет, если только он не будет заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
3. Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы. Настоящий Договор прекращает свое действие по истечении трех месяцев с даты получения упомянутого уведомления другой Стороной, если в уведомлении не указан более поздний срок.
4. Настоящий Договор с даты его вступления в силу заменяет Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года, который с этой даты прекращает свое действие.
Статья ХV
1. Каждая из Сторон может предлагать поправки к настоящему Договору. Согласованные поправки вступают в силу в соответствии с процедурами, регулирующими вступление в силу настоящего Договора.
2. Eсли возникнет необходимость внесения изменений в Протокол к настоящему Договору, которые не затрагивают прав и обязательств по настоящему Договору, касающихся вопросов существа, Стороны используют для согласования таких изменений Двустороннюю консультативную комиссию, не прибегая к процедуре внесения поправок, изложенной в пункте 1 настоящей Статьи.
Статья XVI
Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в Праге 8 апреля 2010 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ — ПРЕЗИДЕНТ Д.А.МЕДВЕДЕВ
ЗА СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — ПРЕЗИДЕНТ Б.ОБАМА