духless почему так называется
После выхода в свет книги «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке» и ее экранизации многие стали задаваться вопросом: «А что такое духлесс?» Это сложное слово, и не только в переводе, оно имеет глубокое философское содержание, поэтому в его значении необходимо разбираться.
Раньше в русском языке этот термин не употреблялся, но благодаря Сергею Минаеву прочно вошел в наш лексикон. О понятии «духлесс» и его значении и пойдет речь в статье.
Что такое духлесс: определение понятия
Само слово состоит из двух частей «дух» и «лесс», первая часть слова – это дух, духовность, душевность, а вторая – это заимствованное английское слово, которое означает «без». Так как же понять, что такое «духлесс»? В переводе на наш язык это слово трактуется как бездуховность. Оно стало очень популярным в молодежной среде и часто используется в СМИ, интернет-сленге, кино.
Синонимами понятия являются слова: низменность, безудержное потребление, нравственная опустошенность, обездушенность, общее падение нравов. Именно эти качества сейчас очень присущи обществу. То есть произошла переоценка ценностей, которые еще и активно пропагандируются.
По сюжету книги Сергея Минаева были сняты два фильма.
Но чтобы окончательно разобраться с философским значением понятия «духлесс», необходимо окунуться в мир романа. Итак, что такое духлесс и его суть глазами автора?
Сюжет литературного произведения
Главный герой возглавляет отдел маркетинга в московском филиале крупной компании. Зарабатывает хорошие деньги, живет в дорогой квартире, ездит на шикарном автомобиле. Он успешен: жизнь его удалась. Молодой человек прожигает жизнь в ночных клубах и на светских тусовках и все чаще погружается в алкогольное и наркотическое опьянение. Но почему-то ему все с каждым днем все больше надоедает, окружающая его действительность становится омерзительной, и в голову приходит идея найти новые развлечения. Возможно, он таким образом пытается найти путь, чтобы вырваться из этого порочного круга. Ведь спокойным и умиротворенным он может чувствовать себя, только находясь рядом со своей девушкой.
И в одно прекрасное утро герой понимает, что все, что его окружает, пустое, как белый лист. Все в его жизни – несерьезное. Молодой человек садится на электричку и едет в неизвестном направлении, выходит герой на незнакомой станции, бредет по чужой местности, находит поляну, садится на поваленное дерево и начинает размышлять о жизни…
Он потерялся как в мире, так и в жизни, бродит без цели, незаметно для себя оказывается на огромном железнодорожном мосту. Герой выходит на его середину и мысли его приводят к думам о смерти и о детстве, в которое он хотел бы вернуться. А в голову приходят только лучшие моменты…
История названия
Роман, как утверждает автор, автобиографичен, но что именно сподвигло его на написание книги, Минаев не рассказывает. Использование английского языка в названии глав и самого произведения создатель объясняет как желание показать свою стильность и образованность.
Критик и русский литературовед Николай Александров в одной из своих заметок написал, что «духлесс» – это странноватый гибрид, который вызывает ассоциацию со словом топлес. По его словам, характер книги соответствует этому виду обнажения полностью.
Главные темы романа
Основная тема, которая затрагивается в романе, – высмеивание культа карьеризма и денег в современном обществе. Эти понятия и успешность, по мнению автора, – это совершенно разные понятия. Конечно, стремиться к успеху необходимо, но абсолютно не стоит превозносить карьеру и делать ее смыслом всей своей жизни.
Возможно, поэтому писатель и считает, что главный герой тратит свою жизнь впустую, прожигает ее. Он пытается вырваться из этого круга, но попытки тщетны, так как молодой человек боится взять на себя ответственность и совершать поступки, которые не продиктованы его обществом. Персонаж выглядит чрезмерно капризным и пустым человеком. Автор считает, что спасти его может только любовь. В конце романа герой находится на жизненном перекрестке, но это не конец дороги, это всего лишь повод переосмыслить происходящее.
Одна из ярких сюжетных линией в романе – тема бездуховности. Действие происходит в Санкт-Петербурге и Москве, но нет разницы между столичными клубами и любыми другими. Зато налицо проблема брендомании, принявшая огромные масштабы во всем мире, герои также частенько выражаются матом, абсолютно никого не стесняясь. Кроме того, роман переполнен английскими словами, ими «разговаривают» герои романа, ибо заграничные выражения являются «символами престижности».
Создатель романа сравнивает своих героев с действующими лицами произведений русской классики «Герой нашего времени», «Горе от ума», «Евгений Онегин». По его мнению, ничего не изменилось. Взять, например, Печорина, одеть его в современный «прикид», посадить за стол в офис любой фирмы, а вместо бала отправить в ночной клуб – все то же самое.
То есть бездуховность, которая отображена в романе, является на самом деле внутренним миром современных «успешных» героев. Так вот что такое «духлесс».
Ценности современного яппи, согласно роману
Роман раскрыл характер современного преуспевающего молодого человека и общества в целом. Моральные и духовные ориентиры русской публики претерпели изменения. В книге четко сформулированы ценности современного яппи (преуспевающего молодого человека с прекрасным высшим образованием). Он живет и работает в большом городе, стремится сделать карьеру и добиться положения в обществе.
Следует отметить, что в нашей стране действительно сформировалась такая прослойка общества. Они работают в фирмах, перенимают манеры и стиль поведения, речевые особенности западных (в основном американских) молодых успешных людей, «заточенных» на карьеру и деньги.
Ценностями русских яппи являются:
Все ставится под сомнение, все ценности отвергаются, многие моральные принципы нарушаются, вот что значит духлесс – это новое мировоззрение и новый стиль жизни современного яппи.
Вольная экранизация Режиссер «Духless» о различиях между картиной и литературным первоисточником
21 июня в Москве открылся 34-й ММКФ. Фильмом открытия на этот раз стала экранизация книги Сергея Минаева «Духless», поставленная Романом Прыгуновым. Главные роли в картине исполнили Данила Козловский и Мария Андреева. В широкий прокат лента выйдет в октябре 2012 года.
«Лента.ру»: Вы раньше триллеры снимали, а теперь взялись за фильм, который позиционируется как драма. Не сложно было с одного жанра на другой переключиться?
Роман Прыгунов: Нет, несложно. Хотя второй фильм я бы скорее назвал фильмом для детей.
Р.П.: Да. Это типичный детский фильм. Для детей от 9 до 11 лет.
То есть это фэнтези такое, в вашем представлении?
Р.П.: Должно было быть, на мой взгляд. Может быть, что-то не получилось, но теперь уже поздно говорить.
Хорошо, а с фильма для детей на фильм для более или менее взрослых людей тоже несложно переключаться?
Р.П.: Какие-то сложности есть, но они небольшие. Да, был побольше масштаб съемок, больше взрослых артистов, но ничего сложного.
Р.П.: Да, это так, первый. Рамки не мешали. Мы достаточно вольно книгу переработали, как мне кажется, поменяли профессию героя, перенесли какие-то акценты.
Какие эмоции она у вас вызвала?
Р.П.: Не надо ее переоценивать, это, в общем-то, коммерческая литература. И все прекрасно понимают, что это не «Фауст» Гёте. Как говорится, не ищите в ж*пе мозг. То есть в книге нет ничего такого, о чем можно было бы говорить с каким-то большим пафосом. Но она актуальна, все-таки ее прочитало 2,5 миллиона человек. Значит, она кому-то интересна, и этого уже достаточно для того, чтобы взяться за такую работу.
Книга вышла в 2006 году, она все еще настолько же актуальна?
Р.П.: Я о книге судить не берусь. Я не книгочей, почему я буду об этом говорить. Что касается фильма, мы постарались подтянуть как-то перипетии, которые описаны в книге, под сегодняшние реалии. Мы все ходим в кино, смотрим программу «Время» и изучаем интернет. Поэтому, собственно говоря, при определенном внимании к окружающей действительности это было относительно несложно сделать.
И какие же были принципиальные изменения по сравнению с книгой?
Р.П.: Насколько они принципиальны, мне сложно судить, я могу просто перечислить какие-то основные вехи. Например, мы изменили рабочую среду героя. В книге он, если я не ошибаюсь, работал в рекламном агентстве.
Петр Ануров: Он работал в компании по продаже кукурузы, это была пародия на Bonduelle.
Р.П.: Мы сделали его инвестиционным банкиром. Такие персонажи, как мне кажется, сейчас популярны. Мы ввели вот эту арт-группу, какие-то дополнительные события.
Р.П.: Конечно, раньше, гораздо раньше.
П.А.: Мы встречались с арт-группой «Война».
Р.П.: Не знаю, стоит ли об этом говорить.
Р.П.: Потому что, в принципе, прямой связи нет. Давайте еще вспомним студенческие революции во Франции и так далее. И можно вспомнить фильм Бертолуччи, где герой тоже выходит в конце на баррикады.
Так зачем вы обращались к «Войне» тогда?
Р.П.: Нам нужно было придумать сюжет и какие-то акции.
Р.П.: Не то чтобы они подсказали. Они нас вдохновили на эту акцию, у них была похожая, может быть, даже острее.
Ладно, а что еще по сравнению с книгой поменялось?
П.А.: Образ девушки сильно изменился, главной героини.
Р.П.: Да там все поменялось, по чуть-чуть это всего коснулось.
Сам Минаев вообще принимал участие в написании сценария?
Р.П.: Он посильно помогал, насколько я знаю.
Кто целевая аудитория фильма, с вашей точки зрения? Возрастные рамки хотя бы.
Р.П.: Я не специалист в этом.
Дмитрий Рудовский: Зрители от 14 до 44. Те, кто учится в институтах, те, кто готовится к институту, кто работает, кто собирается выбирать профессию, перед кем стоит вопрос выбора. И те, кто задается вопросом, зачем он живет.
Р.П.: Жители крупных городов.
Р.П.: Может быть, кому-то и надо пройти эти вехи, тут ничего не поделаешь.
У вас в фильме есть положительные персонажи?
Р.П.: Там не было попытки сделать хороших и плохих. Вот вы хороший человек или плохой? Я хороший человек или плохой? Мы просто люди, которые сталкиваются с какими-то определенными проблемами выбора, живут. Секретарь главного героя, наверное, хороший человек. Может быть, и нет. Главный герой, может быть, тоже хороший человек.
А главная героиня, Юлия, она планировалась как положительный персонаж? Поскольку в результате-то она выглядит довольно двусмысленно.
Духless (Бездуховность)
Сейчас по каналу, ТВ 1000 Русское кино посмотрел две части фильма Духlees. Если перевести название фильма по другому можно будет понять его смысл, Потерянный Дух или Бездуховность. Это то что я наблюдаю повсемесно и везде мы потеряли свой дух, дух русского. И тут же вспоминается стихотворение Пушкина Руслан и Людмила.
У лукоморья дуб зелёный;
Там русской дух. там Русью пахнет!
А сейчас даже и не пахнет, а воняет какой то дичью. Ну честное слово, что происходит?
Такое ощущение что крыша у всех напрочь поехала поговорить не с кем, ну реально, это что всё?
Когда мне было 6 годиков на новый год мне подарили волшебную палочку. И я спрятавшись ото всех и загадал самое сокровенное желание какое у меня было. Ленин живи! Я так хотел что бы Ленин жил я любил его и сейчас люблю. В то время было будущее, светлое будущее! В песне из фильма Гостья из будущего есть такие слова Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. А оно оказалось жестоко, такой жестокости трудно себе было представить. Чего мы ждали?, ждали что наступит коммунизм и все будет бесплатно, все что захочешь. И каждый будет заниматься любимым делом, с помощью науки все будут жить дольше. Не будет болезней мы полетим к другим планетам будем открывать неизведанные миры. Каждый мальчишка хотел стать космонавтом.
Примером для нас был Мальчишь кибальчишь, я и сейчас повторяю его слова. Нам бы день простоять, да ночь продержатся. Прочитать можно тут Аркадий Гайдар. «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово».Повесть (полный текст)
Не надо было Духлесс смотреть.
«Духлесс»: экспертиза
АЛЕКСЕЙ ЮСЕВ применил методику Российского института культурологии к фильму Романа Прыгунова
Фильм «Духлесс» рассказывает о жизни сотрудника банка Макса. Место работы главного героя имеет смешанный российско-французский источник финансирования. Вследствие этого и согласно новым законодательным нормам, Макс является агентом иностранного влияния. Данная характеристика подтверждается не только его нынешним течением жизни, но и прошлым. С самого детства Макс стремился познать Запад и попасть под его влияние. В юношестве он изучал экономические науки по иностранным учебникам и неоднократно выезжал за рубеж, якобы с туристическими целями, что входит в конфликт с его прагматическими жизненными установками. В это же время его патриотично настроенные сверстники предпочитали заниматься винно-водочным бизнесом дома и не покидали пределов государства без веской на то причины. Макс в своей речи употребляет в отношении России словосочетание «эта страна», что свидетельствует об отстраненном и презрительном отношении к своей родине. Подозрение также вызывает тот факт, что в 29 лет он занимает высокую должность, несовместимую с его профессиональными навыками. Деятельность Макса заключается в организации фальсификационных публикаций в прессе и в обмане на ипотеке простых российских граждан. Банк, где он работает, — гнездо порока, где нормой отношений между сотрудниками является сексуальный контакт на рабочем столе и за его пределами.
В картине «Духлесс» обильно используется нецензурная брань. В речи одного из персонажей присутствует фраза «поставить раком на Красной площади», употребленная наряду с обсценной лексикой. Учитывая имеющиеся в данном выражении, до степени смешения, наличие мата и упоминание центра столицы — главной площади России, можно сделать вывод о надругательстве над государственной символикой. Еще одним вопиющим издевательством над священными для каждого россиянина вещами служит фигура некоего летающего человека, одетого в железные доспехи. Видимая часть лица этого неопознанного летающего объекта вкупе с тембром голоса указывает на сходство с президентом РФ — Путиным Владимиром Владимировичем. Создатели картины посягнули на самое святое, соединив образ нашего правителя с наркотическим состоянием персонажа, который не только увидел летуна, но и общался с ним.
Авторы бросают вызов общественной морали фактом картины. Само название переводится на русский язык как «бездуховный». Один из персонажей использует выражение «Ср*нь Господня!», что указывает на невидимую связь сюжета с кощунством. Данная фраза использовалась группой Pussy Riot во время т.н. панк-молебна и была признана экспертизами по делу осквернения храма оскорбляющей чувства верующих. Первый публичный показ картины привлек внимание сторонников кощунниц. В зале была замечена зрительница в головном уборе, имитирующем наряд участниц «панк-молебна».
Персонажи «Духлесса» призывают к антиобщественным акциям. Объединившись в группу под названием «Краски», они проникают на огороженную территорию и проецируют на здание некие знаки. Но основным занятием неформального противозаконного объединения, помимо совместного распития напитков, является борьба с конкурентами заказчиков, оплативших эти услуги. Макс становится идеологом группы «Краски», радикализировав ее действия своим предложением. В данном случае мы можем отследить, как зараза с Запада проникает в наше общество, подрывая его конституционные устои. В итоге все сводится к баррикадам на улице и атаке на сотрудников силовых структур со стороны протестующих.
В картине царит распущенность и сексуальный разврат. Герой вступает в отношения с многочисленными женщинами, иногда с несколькими сразу или в групповом соитии. Присутствуют сексуальные извращения, фетиши, а также эпизоды с проявлением зоофилии у животных. В фильме показано, что разврат — следствие влияния Запада на сознание российских граждан. Именно иностранная пропаганда сделала возможным появление транссексуалов и трансвеститов, присутствующих в картине, и одела проституток в костюмы ложного идола Микки-Мауса. Попутно в «Духлессе» обильно используется пропаганда гомосексуализма. Согласно позиции одного из персонажей — это неизбежное будущее современного молодого и успешного мужчины (по версии другого — следствие отравления водой, употребляемой на Западе).
Главный герой фильма Макс знакомится с девушкой, которую обманывает ради желания находиться рядом. Он пытается сойтись с ней, используя музыку иностранной группы «Лекарство», которая нравится девушке. В итоге тайное идеологическое влияние Макса на протестующих приводит к попаданию его знакомой в отделение милиции. Главный герой направляется к ней, желая вызволить из места заточения, чтобы продолжить заниматься противоправными и антиобщественными действиями. Одновременно Макс испытывает удовольствие от мусорной свалки, куда попадает путем тайного перемещения, как это делают сотрудники секретных западных спецслужб. Макс не ночует дома и испытывает эйфорию от нового места, что можно охарактеризовать как пропаганду бродяжничества, недопустимую по нормам закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Заключение: многократно нарушивший закон фильм «Духлесс» рекомендуется запретить как разлагающий сознание и духовное наполнение российских граждан.
Духless. Повесть о ненастоящем человеке
Обложка первого издания
Содержание
Сюжет
Главный герой — топ-менеджер в российском филиале крупной русско-французской компании, занимающейся производством консервов под брендом «Тандюэль». Он возглавляет московский отдел маркетинга. Получает за свою работу большие деньги, ездит на дорогом автомобиле, живёт в шикарной квартире, постоянно окружён красивыми девушками. Казалось бы, жизнь удалась. Но с каждым днём ему всё сильнее надоедает такая жизнь, он постоянно ищет новых развлечений. Прожигает время и деньги в пафосных ночных клубах и ресторанах вместе со всей светской тусовкой, находясь в алкогольном или в наркотическом опьянении. Со временем ему всё это начинает казаться омерзительным, он начинает искать возможность вырваться из всего этого. И только общение с девушкой Юлией помогает ему хоть на время почувствовать себя спокойнее.
На одной из очередных тусовок в модном ночном клубе герой встречает своего старого друга Михаила. Тот был промоутером в США, а теперь вернулся в Москву. У них завязывается разговор, на котором они находят общий язык. Выясняется, что им обоим не нравятся все эти светские тусовки, где люди являются ненастоящими с ненастоящими чувствами, говорят о брендах, разводят сплетни, тайком зло завидуют друг другу. Михаил говорит, что такие люди тоже нужны, на них нужно зарабатывать деньги. Он рассказывает главному герою, что собирается открывать новый клуб. Уже почти всё готово, нужно лишь вложить ещё около ста тысяч долларов. Герой решает, что это его возможность что-то изменить в своей жизни. Он доверяет Михаилу, так как его все знают. Окончательно он решает вложиться в это дело после того, как Михаил выручает его в сложной ситуации, когда сотрудники отдела по борьбе с наркотиками ловят героя, подсунув ему пакет с кокаином в карман.
У героя нет ста тысяч, поэтому он подбивает на это дело своего друга Вадима. Тот, не долго думая, соглашается внести свою долю в размере пятидесяти тысяч долларов. Михаил привозит их на место, где будет будущий клуб, показывает документы, вписывая их в качестве соучредителей. В итоге Вадим вносит даже большую сумму, а именно 100 тысяч долларов. Главный герой останавливается на сумме в 50 тысяч долларов, не желая занимать у Вадима и аргументируя это тем, что вкладывается не ради большей доли и больших денег, а ради того, чтобы изменить свою жизнь.
После чего герой отправляется в командировку в Санкт-Петербург с целью финансовой проверки деятельности питерского филиала компании. Глава отделения в Петербурге Гулякин предлагает ему взятку, но герой отказывается, сказав, что теперь Гулякин ему должен. По возвращении из Питера, герой вместе с Вадимом в день открытия нового клуба, соучредителями которого они являются, едут в клуб, но не обнаруживают там ни новой вывески, ни звуков музыки, ни даже следов строительных работ. Герой не может дозвониться до Михаила, понимая, что тот мошенник, и, должно быть, уже уехал в Америку вместе с их деньгами. Вадим устраивает истерику. Герой не понимает почему тот так сильно переживает. Уже позже Вадим признаётся, что все свои 100 тысяч он взял у компании. Вадим начинает обвинять героя во всём этом, что это он втянул его в эту аферу. Герой начинает испытывать отвращение к нему, понимая, что потерял единственного друга.
Герой, встречаясь с Юлией, всё сильнее портит с ней отношения своим поведением и грубостями, срываясь и постепенно упуская её, не понимая, что только с ней ему будет хорошо. Находясь в клубе в пьяном угаре, он разговаривает с пристающим к нему гомосексуалом, который разговорами о духовном пытается расположить его к себе. Герой только через некоторое время понимает, что тот просто один из тех, которые снимают парней в клубах. Герой начинает избивать его. Читатели через некоторое время понимают, что нет никакого гомосексуала, и он существует лишь в воображении героя, которого охрана выводит из клуба.
Наутро герой, проснувшись в своей квартире, понимает, что телевизор показывает просто белый экран, в журналах также все страницы белые. Он не знает, куда и с кем ему поехать завтракать. В этот момент ему звонит Юлия, он очень рад ей и приглашает её позавтракать, но она не может, так как не в городе. Герой извиняется перед ней за те грубые слова, что он сказал ей в последний раз. На что она отвечает, что всё нормально и предлагает поговорить об этом при встрече. Юлия просит встретить её на вокзале, когда она приедет, и герой говорит, что обязательно встретит. После того, как кладёт трубку, он понимает, что так и не сказал ей ничего серьёзного.
После завтрака, герой садится на электричку, даже не зная куда едет. В поезде он засыпает и просыпается только спустя девять часов, выходит на неизвестной станции. Находит поляну, где садится на поваленное дерево и начинает разглядывать окружающий пейзаж. Тем временем на улице темнеет. Он бредёт вдоль полотна и выходит к реке с огромным железнодорожным мостом через неё. Он выходит на середину этого моста, ощущая себя маленьким в сравнении с его огромными дугами. В этот момент в его голове проносятся различные мысли: о смерти, о детстве, о магическом цветке, исполняющем желания, у которого, он вероятно попросил бы вернуться обратно в детство. Начинает светать. Герой ложится на мост и закуривает сигарету. Он лежит и вспоминает все самые яркие моменты своей жизни. Всё это проходит в его голове очень медленно до того момента, как он отправляется в свою первую командировку в Париж. После этого его жизнь убыстряется и стремительно проносится в голове, заканчиваясь тем, что он встречает Юлю на каком-то железнодорожном вокзале, которая идёт к нему в красном платье, а затем это сменяется аэропортом, где герой двадцать лет назад сидит на красном чемодане, так как опоздал на рейс и не едет ни в какую командировку.