духоборы кто это такие

Кто такие духоборы и откуда они появились?

Духоборы: из России в Канаду

Духоборами называют религиозную секту, возникшую на территории России. Эта община отвергает церковную обрядовость, но при этом живет нравственной жизнью. Члены группы считают себя христианами. Все решения, касающиеся жизни секты, принимаются советом старейшин.

История духоборов в России

У истока этой конфессии можно найти имя Силуана Колесникова. Учение зародилось в Екатеринославской губернии в 1755 году. Распространившись по многим уголкам русской земли, учение подверглось острой критике и преследования со стороны православия.

В учение духоборов входят следующие постулаты:

История духоборческих общин полна ссылок и гонений. Неудивительно, что духоборы стали уезжать из России на запад.

Духоборы в Канаде

В 1908 году духоборы обосновались в Британской Колумбии. Там их община окрепла и разбогатела. Изначально «духоборские» общины были сельскими. Затем самые большие из них разрослись до размеров небольших городов. Духоборы считались и считаются трудолюбивыми людьми, поэтому построенные ими заводы, магазины и фабрики не вызывают удивление.

Канадские земли всегда были столь обширны, что им требовался стабильный приток иммигрантов. Согласно закону о гомстедах по прибытию духоборы получили землю, чтобы обрабатывать ее. Но дело в том, что в Канаде на земле всегда работали фермеры, и делали они это семьями или по одиночке. Многим не понравилось, как живут духоборы, не понравилось, что они обрабатывают землю силами общины. Чтобы отобрать у них землю, был изменен иммиграционный закон. Некоторые члены общины бросили своих товарищей, чтобы не потерять акры земли, но основная часть перебралась в другие части Канады, где они просто купили новую землю на заработанные ранее средства.

Удивительно, но ссыльные люди не сломались, а создали новую цивилизацию на далеких и пустынных территориях. В Канаде и раньше действовал закон о свободе вероисповедания, но несмотря на это духоборы подвергались гонениям вплоть до 70-х годов даже на канадских землях.

Духоборы в Канаде сегодня

На сегодняшний день, самый крупный город, где живут духоборы в Канаде, именуется Гранд Форкс. Живописный городок заполнен жилыми домами, магазинами и кафе. В нем проживает около 4000 жителей.

В этом же городе находится музей духоборов. В нем подробно отображена история этого религиозного течения. Подробно показан быт, есть много фотографий и комнат, где все устроено так, как и в те времена, когда духоборы только приехали на территорию Канады.

В 1934 году правительством Канады была признана декларация духоборов, где подробно отражено их мировоззрение и устои. Так духоборы закрепились в Канаде на официальном уровне. Сегодня их никто не подвергает репрессиям, они спокойно живут и работают на канадских территориях.

Пытаясь сохранить свою культуры, члены общины учат детей русскому языку, сохраняют традиции ткачества, хорового пения и земледелия. Большинство из них работает в сельском хозяйстве или лесной промышленности. Новое поколение общины получило образование в канадских университетах, поэтому окраска общины становится все менее религиозной, приобретая светский характер за счет современных взглядов молодежи и межконфессиональных браков.

В наше время на канадских землях живут 30 тысяч потомков первых русских духоборов. Лишь 5 тысяч из них сохранили свое вероисповедание. Больше половины из них знают русский язык. Том Невакшонов – политик, который представляет интересы духоборов в правительстве и сам является членом этой общины.

Большой вклад в переселение данной общины внес Лев Николаевич Толстой, который симпатизировал духоборам. Именно он искал для них земли, когда в России начались религиозные гонения.

Духоборы – это поразительные люди, твердо убежденные в своих взглядах на мир и религию. Они не согласились присягнуть на верность британскому правительству даже тогда, когда над ними нависла угроза потери их новых земель. Они проявили огромную силу духа, и по-прежнему трепетно относятся к своим корням.

Источник

Духоборы

Автономные православные церкви

Неканонические православные объединения

У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755—1775 гг. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции.

Содержание

Истоки и основы духоборчества

Наименование духоборцев им дал екатеринославский архиепископ Амвросий (или, по мнению других историков, предшественник Амвросия Никифор Феотоки [2] ) в 1785 г., который хотел этим сказать, что новое учение — противление Святому Духу. Сами представители этой конфессии, узнав о таком названии, охотно приняли его, в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа.

Письменных источников, принадлежащих духоборам тех времён, не сохранилось, так как они не одобряли «писаное, мёртвое, слово», противопоставляя ему живое, устное —»книгу животную». Григорий Сковорода написал для них своего рода катехизис «Исповедание веры Духоборцев», поданное губернатору в качестве, своего рода, апологетики.

Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такиеВ душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе [3] духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах,

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такиеЦерковь не в брёвнах, а в рёбрах.

Поклоняюся Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному. [4]

Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.

История движения в XIX—XX вв

Правление Александра I

Посланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах, И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. После этого был издан указ о переселении всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега реки Молочной. При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними меннонитов много полезных нововведений.

Закавказская ссылка

При Николае I духоборы вновь потеряли расположение властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил духоборов, еще остававшихся на Молочных водах, о чем оставил ценные сведения.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Они показывали покорность властям, говоря:

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такиеЦаря почитаем, милостивым властям повинуемся; кто безвинно бьёт и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем… Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово [3]духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

В Грузии духоборы поселились компактно в южных горных районах Джавахетии, к тому времени практически обезлюдевших. Они основали 10 деревень на территории современного Ниноцминдского района (до 1991 года — Богдановский), называемых Джавахетской Духоборией: Владимировка, Тамбовка и Родионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне Ниноцминда), Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыковой и Троицкое.

На территории современного Азербайджана, высланные духоборы основали несколько поселений, имеющих до сей поры русские названия: Славянка, Новосаратовка и Новоивановка.

Защита Льва Толстого и толстовцев

Эмиграция в Канаду

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Несмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеров было принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались Маньчжурия, Китайский Туркестан (план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр, Гавайи и т. д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата.

Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот — с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто, Джеймсу Мейвору.

В 1898—1899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение».

Хотя ни духоборы, ни сочувствующие не были уверены в необходимости эмиграции, наряду с поддержкой из-за рубежа они встретили подчеркнуто негативное отношение властей (например, запрет на возвращение). Старички (старейшины общины) пророчествовали:

Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс [10] в 1898 г. осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор». Сопровождающими (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898—12 января 1899) толстовец Л. А. Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич. В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев [11] В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады — «Животную книгу духоборцев».

Небольшие партии духоборов активно прибывали в Канаду на протяжении последующих лет через порты Европы, как правило на средства ранее переехавших духоборов. В 1903 году к единоверцам в Канаде присоединился освобождённый из ссылки П. Веригин.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Духоборы Канады в XX веке

В 1932 году канадская община духоборов была принята в международную антивоенную организацию «Интернационал противников войны» по инициативе В. Ф. Булгакова, последнего секретаря Л. Н. Толстого и члена Совета этой организации, к тому времени тоже оказавшегося в эмиграции за проповедь антимилитаризма.

В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина — Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Духоборы сегодня

Канада

Грузия

С распадом СССР духоборы Грузии вновь начали мигрировать, как организованно, так и стихийно, в Россию и Канаду. Очень незначительное количество духоборов остается в настоящее время в Грузии. Они компактно проживают в Джавахетии (села Гореловка, Ждановка, Спасовка, г. Ниноцминда — в прошлом Богдановка, и др.). Согласно последним данным, в Джавахетии их осталось от 700 до 800 человек. [16]

Россия

В июне 1991 г. в пос. Целина Ростовской области (с середины 1920-х гг. важного для духоборов центра: при передаче Карсской области Турции именно сюда были переселены ее русские жители) состоялся съезд духоборов, на котором создано «Религиозное объединение Духовных Борцов Христа — Духоборцев СССР», переименованное после распада СССР в «Религиозное объединение Духоборцев России».

C 2007 г. духоборы начали осваивать Тамбовскую область. Первые 109 человек были расселены в селе Малый Снежеток Первомайского района. [20]

Духоборы в современной культуре

В отличие от самопрезентации духоборов и от их восприятия в Старом Свете, в англоязычной (канадской и американской) популярной культуре за пределами документалистики под духоборами подразумевается отколовшееся от традиции радикальное движение свободников, памятное за яркие выступления в начале XX в.

Духоборы фигурируют в книге Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии»

Литература

• Makarova, V. 2013. Doukhobor nudism: exploring the socio-cultural roots. Culture and Religion

Источник

Кто такие духоборцы: вопросы и ответы

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Кто такие духоборцы, и почему они так называются? Они вообще христиане?

Духоборцы – старая русская секта, образованная в конце XVIII века и близкая к протестантству. Ее учение сводится к тому, что для общения с Богом люди не нуждаются ни в каких посредниках — священниках. Поэтому духоборцы отвергают религиозную символику, церкви, кресты, литургию и иконы, так как они созданы людьми.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Название секте придумал архиепископ Екатеринославский Амвросий еще в 1785 году. Он хотел их таким образом обидеть и пристыдить, но не получилось. Архиепископ, как и православная церковь, полагали, что духоборцы боролись против святого духа. Сами же духоборцы говорят, что борются с собственными душами, чтобы соблюдать десять заповедей.

Духоборцы верят в бессмертие души. Их предки считали, что душа умершего человека переходит в другое существо, в зависимости от добродетелей умершего, поэтому вместо «умер» они говорили «изменился». При таких представлениях о душе и смерти считалось неприличным демонстрировать свою печаль. И хотя все это уже давно забыто, траурной одежды у них до сих пор нет.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Есть ли у духоборцев молитвы? Проводятся ли духоборские службы?

Молитв как таковых у духоборцев нет, нет и Библии. Учения духоборчества в письменном виде не существует. Есть псалмы, которые положено было учить наизусть. Все сакральные знания хранили самые авторитетные старики, остальные члены секты не были посвящены в тайны учения. При пении псалмов духоборцы брались за руки: два поклона – поцелуй – опять поклон. Кланялись они не иконам, а «образу Божиему, в человеке сияющему». Раньше каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, пела именно свою часть. Но сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно…

Так как духоборцы отказались от церкви, службы у них нет. Тем не менее, существует традиция совместного воскресного чтения псалмов. Они это называют Поклоном или Поклонением.

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Соблюдают ли духоборцы пост? А водку они пьют?

Несмотря на то, что они отмечают все главные церковные праздники — Пасху, Рождество и прочие, пост духоборцы не держат. Не возбраняется им и употребление спиртных напитков. Словом, они не аскеты, а большие жизнелюбы. А еще они не носят бороды — как и донские казаки, духоборцы бороды брили, но оставляли усы

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такие

Духоборцы действительно пацифисты и отказываются служить в армии?

Источник

духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такиеnandzed

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Оригинал взят у духоборы кто это такие. Смотреть фото духоборы кто это такие. Смотреть картинку духоборы кто это такие. Картинка про духоборы кто это такие. Фото духоборы кто это такиеltraditionalist в Духоборы

Во время гонений в 1898 г. П. Веригиным был написан псалом, который называют «декларацией братской жизни». Вот он полностью:

«1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.

2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.

3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.

4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.

7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.

9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.

10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому

Богу нашему слава». Сами духоборы считали этот псалом важнее других.

По «Животной книге» духоборы учили детей, начиная с трех лет. В 5-6 лет дети запоминали до 60 псалмов. Многие взрослые духоборы знали «Животную книгу» наизусть».

История до 1895 г. Начало секте положил в 1740 г. отставной унтер-офицер, проповедовавший в Харьковской губернии – то ли немец, то ли русский. Вскоре Силуан Колесников (+1760) основал Екатеринославскую группу, а его преемник Иларион Побирохин (+1790) – тамбовскую. В конце XVIII в. секту заметили власти. Посыпались репрессии – духоборов гнали, пытали, секли кнутом до смерти, заключали в тюрьмы и ссылали. В 1801г. Александр I приказал переселить их в Крым по реке Молочной. Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки – обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр посетил с. Терпение духоборов в Крыму, пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым, причем впоследствии (1820г.) их освободили даже от присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием – ему был даже поставлен памятник.

О неприязни духоборов к священству говорит такой эпизод. Губернатор Таврии, по согласованию с архиереем издал указание, чтобы в захоронении участвовали священники. Пришел священник однажды и к духоборам, и стал отпевать. Те же, опустив гроб в глубокую могилу, неожиданно толкнули туда и священника, и стали забрасывать могилу землей, с насмешкой приговаривая, что вышел приказ «хоронить покойника с попом». В конце концов, перепуганному священнику дали выбраться, но больше власти присылать к ним священников не решались.

Переселение в Канаду. В 1897г. близкие к Л.Н. Толстому П.И. Трегубов и И.М. Бирюков были у духоборов в Грузии и доложили ему ситуацию. Результатом явилось знаменитое толстовское «Помогите!», которое наделало много шума в мировом сообществе. Использовав ситуацию, духоборы написали письмо императрице Марии Федоровне, в результате чего вышло высочайшее повеление :

«1. Освобождение их от воинской обязанности не удовлетворено, и

2. духоборцы-постники, за исключением, конечно, находящихся в призывном возрасте и не исполнявших воинской повинности, могут быть увольняемы за границу при условии:

получения заграничного паспорта в установленном порядке

выезда за пределы России за собственный счет

выдачи при выезде подписки о невозвращении впредь в пределы империи, имея ввиду, что, в случае неисполнения сего последнего пункта, виновный подвергается высылке в отдаленные местности»

Ходатайство же о сгруппировании на жительство в одном селении не уважено».

П. Веригин и Л. Толстой были против выезда духоборов, но сходка духоборов решила, что переселяться необходимо.

На следующий год более тысячи духоборов выехало на Кипр. Однако, как выяснилось, условия там оказались тяжелыми: лихорадка начала косить людей – умерло около 60 чел. Более приемлемым оказалась Канада: там обещали не призывать в солдаты. Поэтому остальные духоборы решили переселяться в Канаду, тем более что Толстой пожертвовал на это дело часть своего гонорара за роман «Воскресение». Это дало возможность зафрахтовать четыре парохода для перевозки людей в Канаду, причем один из них вывез Кипрскую колонию.

В 1899г. переселение было в основном завершено: всего в Канаду прибыло 7631 чел. Переселение вызвало большой резонанс как в России, так и за рубежом. Отмечалась удивительная духовная дисциплина духоборов. Так, за время всего переезда духоборы пели исключительно духовные песни. Когда на корабле детям раздавали подарки, то все происходило чинно, без суеты, причем ни один маленький духобор не подошел за подарком дважды, а взрослые говорили: «жаль, сколько денег потрачено зря».

Начало жизни в Канаде. Сначала правительство Канады благоволило духоборам: им дали 270 тыс. акров земли в провинции Саскачеван – четыре участка, из которых наибольшими были т.н. северный и южный участки. Однако, скоро выяснилось, что пользование землей отягощено условиями. И духоборы пишут канадскому правительству:

«В управляемой вами стране установлен такой порядок, что каждый иммигрант-мужчина, достигший 18-летнего возраста, может себе выбирать участок из незанятой земли, записать его на свое имя, и участок становится его собственностью. Но мы не можем следовать такому порядку, не можем записывать земельные участки на личные наши имена и обращать ее в личную собственность, потому что усматриваем в этом явное нарушение правды Божьей. Знающий эту правду, знает и то, что приобретение собственности не согласно с нею. Но если по слабости еще извинительно человеку приобретение в собственность того, что производится его трудом и необходимо для удовлетворения насущных его потребностей, как-то: одежды, пищи, домашней утвари, то нет оправдания тому человеку, знающему закон Божий, который будет присваивать себе то, что не произведено его трудом, а сотворено Богом для пользования всем людям. Нет оправдания тому человеку, который, зная закон Божий, будет обращать землю в собственность и закрепощать ее на свое имя… И так, беря все это во внимание, мы просим вас предоставить нам землю для поселения и хозяйственных занятий не на тех основаниях, как отводятся участки всем иммигрантам, а на тех, как отведены у вас земли индейским племенам, в одной окружной меже и без распределения, кому лично какие принадлежат. При этом мы одинаково согласны как на то, чтобы вы признали отведенную нам землю общей нашей собственностью или собственностью вашего государства, но для нас было бы более желательно, чтобы вы признали эту землю отведенной нам в бессрочное пользование. Что касается до платы за пользование землею, то мы согласны производить ее в том размере, в каком вы определите, если будем в состоянии».

В 1900 г. правительственный чиновник потребовал от духоборов дать без промедления ответ: возьмут ли они землю в личную собственность? Духоборы ответили, что они согласны на все условия, кроме одного:

«Но мы не можем принять никакой земли в личную собственность и просим, чтобы нас не принуждали к этому. Мы не можем принять землю в собственность даже для одной формы, ради того только, чтобы придти в соглашение с земельными законами Канады, не можем этого сделать потому, что усматриваем в наложении всякой печати собственности на землю основное нарушение всего закона Божьего».

Удивительно! Неправославные люди твердо отвергают частную собственность, видя в ней «основное нарушение всего закона Божьего», а православные юлят, признают ее, но зажмуривают глаза на последствия… Канадский же чиновник вообще не церемонится (от 7 января 1901 г):

. Для всех жителей Канады от Атлантического и Тихого океана закон один, и этот закон обязателен для всех, а потому в вопросе о том, чтобы сделать в нем какие-либо изменения для духоборцев, ни на одну минуту не может быть и речи».

Духоборы отвечают: «вынуждены просить вас о снисхождении в том, чтобы нам позволено было остаться в Канаде до тех пор, пока мы найдем другую страну для поселения или убедимся в том, что людям, которые намереваются установить свою жизнь на христианских началах, нет более места на земле».

Общинная жизнь. В ноябре 1902г. в Канаду прибыл П.В.Веригин. Правильно оценив обстановку, он сумел убедить духоборов больше не делать походов, а заниматься трудом. Веригин остриг бороду, оделся в европейскую одежду и стал налаживать отношения с властями, в чем до определенной степени преуспел. Хотя и с большим трудом, он уговорил духоборов принять и метрические книги рождений, смертей и гражданского состояния (иначе им грозило многолетнее тюремное заключение).

По части организации труда Веригин нашел у духоборов «разброд и шатания». Три вида хозяйств стихийно образовались по приезде в Канаду.

1). Частные хозяйства (южный участок). Однако, фермеров очень мало – все живут деревнями. К 1 января 1900 г. таких частников было 2/7 от общего числа духоборов.

2) Временные общины. Еще в 1999 г. лидер «кипрских» духоборов Василий Потапов пытался объединить всех в одну общину с единым кассиром. Но это удалось сделать только на Северном участке (13 сел). Но через два месяца община распалась по деревням, которые в основном стали работать на железной дороге. Так жила примерно половина духоборов.

— коммуна – всем раздается из общих кладовых по потребности. Заметим, что именно к такого типа общинам относились самые богатые деревни.

Исследователь духоборов В. Бонч-Бруевич относительно их общинной жизни делает знаменательный вывод: «эта форма жизни оказалась слишком для них высокой (…) чтобы сохранить эту коммунистическую форму жизни, которую они считают вполне единственно угодной Богу, духоборцы должны все время вести сильную борьбу и со своей «плотью» и друг с другом».

Приехав в Канаду, Веригин предложил, учитывая духоборские традиции, объединить и север и юг в одну коммуну. Подавляющее большинство духоборов согласилось, образовав огромную коммуну в 44 села, около 8000 чел. с землей 130 тыс. десятин. Для заработка многие духоборы работали по найму (в основном на железных дорогах), но все заработанные деньги сдавали в общину. Об общинном устройстве Веригин говорил: «Мы делаем только пробу, можно ли людям жить друг с другом на братском положении … Но я верю, что через тысячу лет человечество будет жить по такому плану».

Непротивление. Стремление выполнять евангельские заповеди, причем, буквально, лежало в основе всего жизненного уклада духоборов. В этом смысле характерен эпизод, рассказанный Сулержицким в книге «В Америку с духобороами». Однажды в сарае духоборы мирно пили чай. Вдруг распахивается дверь и появляется двое пьяных англичан, которые начинают хамить: подходят к старикам, дергают их за бороды, за носы, опрокидывают чайник, подсыпают песок в чашки и пр. Появились зрители, которые с интересом стали наблюдать, что же произойдет. Духоборы между собой переговариваются: «Ну и народ… Хуже татар… Люди, которые темные, не понимают, как ты ему растолкуешь». Однако никаких действий не предпринимают. Зрители в свою очередь комментируют: «Вот дурачье. Дикари, хуже негров. Совсем не могут за себя постоять». Наконец, когда один из англичан плюнул в стакан старику и стукнул его по макушке, один из духоборов – молодой парень – не выдержал: встал, спокойно подошел к одному из англичан и дал в ухо. Силища у духоборов была огромная: они вместо лошадей впрягались в плуг. Нокаут. Товарищи поверженного со словами that’s all right оттащили его с веранды, а зрители встретили такой разворот событий одобрительными возгласами: мол, ну хоть один из них человек нашелся. Иначе, однако, реагировали духоборы. Они тут же налетели на парнишку и стали его укорять: «Ну это ты напрасно. Ну и к чему это? К чему ты темного человека изобидел, который по неразумению, по слепоте своей…Эх ты, право». Парень втянул голову в плечи и слабо пытался оправдаться. Но его заклевали вконец. И еще долго этот «невероятный и дикий случай» обсуждался в селениях духоборов, причем причину его падения до обычного цивилизованного человека духоборы видели лишь в его происхождении из Елизаветполя, т.е. места, в котором жила более слабая духоборская община.

Трудности. Самоотверженный труд и общинность духоборов позволили им в короткое время резко улучшить свое благосостояние: обзавестись домами, с/х машинами и пр. Но далеко не все было гладко. Первая опасность возникла со стороны своих же – духоборов. Некоторые из них посчитали, что Веригин изменил христианству. Так появились «свободники», которые стали нападать на имения духоборов и жечь их. Причем среди «свободников» расцветало «головство», т.е нудизм. Оголялись они и при угрозе малейшего насилия над ними. Свободники сильно дискредитировали духоборв – Веригину пришлось даже заявлять на них в полицию.

Другая опасность шла от правительства. Видя, что духоборы вовсе не собираются принимать принципы западного свободного общества, власти решили поступить с ними круто: под предлогом того, что духоборы отказались принимать гражданство, правительство в 1907г. отняло у духоборов все земли – прекрасно обработанные и полностью выкупленные, всего около 100 тыс. акров. Но духоборы не пали духом: собрав деньги, они сумели найти и купить землю в другом районе Канады – Британской Колумбии. Конечно, не все захотели переселиться – около 1000 чел. решили принять гражданство и остаться в Саскачеване. Переселенцам же всё пришлось начинать сначала: землю необходимо было очищать от леса, поселки нужно было строить заново. Было создано около 10 сёл, жители которых, по инициативе Веригина, были объединены в коммуну. К 1924г. в Британской Колумбии у духоборов было 67 тыс. акров земли и имущества на 6 млн. долл. П.В. Веригин, понимая, что в Канаде духоборам житья не будет, мечтал о переезде в Россию. С этой целью он в 1906г. поехал в Россию и встречался с П.А. Столыпиным. Увы, результатов эта поездка не дала. Пришлось оставаться в Канаде. Впрочем, некоторые духоборы на свой страх и риск выехали обратно в Грузию.

Закат. Число духоборов постепенно стало сокращаться: если в 1928г. их было 5485, то к 1937г. их осталось 3103. Отметим, что стали постепенно меняться и их религиозные взгляды. Так, по мнению Веригина «Иисус Христос – один из святоносных ангелов», т.е. уверенность в божестве Христа была поколеблена. Кроме того, у Веригина можно встретить упоминания о перерождении душ (на других планетах).

В 1938 г., из-за задолженности в 319 тыс. долл. община проиграла суд и потеряла все имущество на 6 млн. долл. Капиталистического государство вторично ограбило духоборов. С тех пор духоборам пришлось пользоваться землей на правах годовой аренды. Естественно, в таких условиях коммунизм духоборов стал разрушаться – жили уже духовной Общиной «независимо от образа хозяйственно имущественной жизни». Кроме того, усилились бесчинства «свободников», которые в 1947г. выжгли все дома в селении Прекрасное. Отметим, что канадское общество не разделяло их от последователей Веригина, а потому полиция в конфликт со «свободниками» не вмешивалась, считая это внутренним делом духоборов. К 60-тым годам осталась лишь небольшая группа духоборов, упорно державшихся предания. Ее возглавил сын П.П. Веригина Джон Веригин. Благодаря его усилиям о духоборах узнал весь мир, а сам Веригин получил, помимо канадских орденов, советский орден Дружбы народов.

Однако в последнее время все чаще и чаще раздаются призывы возвратиться в Россию – слишком ясно, что даже в Канаде, принявшей декларацию мультикультурализма, сохранить свой национальный, культурный и религиозный облик духоборам не удастся. Их культура тает как весенний снег. Так, последующий лидер духоборов Иван Иванович Веригин (видимо, сын Джона Веригина) приобрел землю в частную собственность…

Духоборы в России. Значительная часть духоборов не последовала своим родичам в Канаду и осталась в России. Позже к ним присоединились некоторые возвратные переселенцы из Канады. Интересно, что оставшиеся духоборы называют Веригина – «Каином, погубившим Авелев род». Но и в России общинные порядки духоборов сохранялись. В 1921г. оставшиеся в Грузии духоборцы заявили: «Так как мы по примеру канадских духоборцев-общинников живем общиной-коммуной, то, значит, у нас есть колхоз, но в предлагаемый нам колхоз мы не можем войти потому, что мы люди религиозные и любим трудиться с мыслью о Боге и молитвой на устах».

Но при советской власти духоборам пришлось служить в армии. Многие из них участвовали в Великой отечественной войне.

Что же касается канадских духоборов, то ныне их потомков насчитывают до 30 тыс. Однако культура духоборов почти полностью разрушена. Они находятся в смешанных браках, ходят в протестантские церкви, говорят по-английски. Впрочем, многие из них помнят и чтут своих предков. До сих пор духоборы в Канаде издают свой журнал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *