духоборы кто это такие
Кто такие духоборы и откуда они появились?
Духоборы: из России в Канаду
Духоборами называют религиозную секту, возникшую на территории России. Эта община отвергает церковную обрядовость, но при этом живет нравственной жизнью. Члены группы считают себя христианами. Все решения, касающиеся жизни секты, принимаются советом старейшин.
История духоборов в России
У истока этой конфессии можно найти имя Силуана Колесникова. Учение зародилось в Екатеринославской губернии в 1755 году. Распространившись по многим уголкам русской земли, учение подверглось острой критике и преследования со стороны православия.
В учение духоборов входят следующие постулаты:
История духоборческих общин полна ссылок и гонений. Неудивительно, что духоборы стали уезжать из России на запад.
Духоборы в Канаде
В 1908 году духоборы обосновались в Британской Колумбии. Там их община окрепла и разбогатела. Изначально «духоборские» общины были сельскими. Затем самые большие из них разрослись до размеров небольших городов. Духоборы считались и считаются трудолюбивыми людьми, поэтому построенные ими заводы, магазины и фабрики не вызывают удивление.
Канадские земли всегда были столь обширны, что им требовался стабильный приток иммигрантов. Согласно закону о гомстедах по прибытию духоборы получили землю, чтобы обрабатывать ее. Но дело в том, что в Канаде на земле всегда работали фермеры, и делали они это семьями или по одиночке. Многим не понравилось, как живут духоборы, не понравилось, что они обрабатывают землю силами общины. Чтобы отобрать у них землю, был изменен иммиграционный закон. Некоторые члены общины бросили своих товарищей, чтобы не потерять акры земли, но основная часть перебралась в другие части Канады, где они просто купили новую землю на заработанные ранее средства.
Удивительно, но ссыльные люди не сломались, а создали новую цивилизацию на далеких и пустынных территориях. В Канаде и раньше действовал закон о свободе вероисповедания, но несмотря на это духоборы подвергались гонениям вплоть до 70-х годов даже на канадских землях.
Духоборы в Канаде сегодня
На сегодняшний день, самый крупный город, где живут духоборы в Канаде, именуется Гранд Форкс. Живописный городок заполнен жилыми домами, магазинами и кафе. В нем проживает около 4000 жителей.
В этом же городе находится музей духоборов. В нем подробно отображена история этого религиозного течения. Подробно показан быт, есть много фотографий и комнат, где все устроено так, как и в те времена, когда духоборы только приехали на территорию Канады.
В 1934 году правительством Канады была признана декларация духоборов, где подробно отражено их мировоззрение и устои. Так духоборы закрепились в Канаде на официальном уровне. Сегодня их никто не подвергает репрессиям, они спокойно живут и работают на канадских территориях.
Пытаясь сохранить свою культуры, члены общины учат детей русскому языку, сохраняют традиции ткачества, хорового пения и земледелия. Большинство из них работает в сельском хозяйстве или лесной промышленности. Новое поколение общины получило образование в канадских университетах, поэтому окраска общины становится все менее религиозной, приобретая светский характер за счет современных взглядов молодежи и межконфессиональных браков.
В наше время на канадских землях живут 30 тысяч потомков первых русских духоборов. Лишь 5 тысяч из них сохранили свое вероисповедание. Больше половины из них знают русский язык. Том Невакшонов – политик, который представляет интересы духоборов в правительстве и сам является членом этой общины.
Большой вклад в переселение данной общины внес Лев Николаевич Толстой, который симпатизировал духоборам. Именно он искал для них земли, когда в России начались религиозные гонения.
Духоборы – это поразительные люди, твердо убежденные в своих взглядах на мир и религию. Они не согласились присягнуть на верность британскому правительству даже тогда, когда над ними нависла угроза потери их новых земель. Они проявили огромную силу духа, и по-прежнему трепетно относятся к своим корням.
Духоборы
Автономные православные церкви
Неканонические православные объединения
У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755—1775 гг. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции.
Содержание
Истоки и основы духоборчества
Наименование духоборцев им дал екатеринославский архиепископ Амвросий (или, по мнению других историков, предшественник Амвросия Никифор Феотоки [2] ) в 1785 г., который хотел этим сказать, что новое учение — противление Святому Духу. Сами представители этой конфессии, узнав о таком названии, охотно приняли его, в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа.
Письменных источников, принадлежащих духоборам тех времён, не сохранилось, так как они не одобряли «писаное, мёртвое, слово», противопоставляя ему живое, устное —»книгу животную». Григорий Сковорода написал для них своего рода катехизис «Исповедание веры Духоборцев», поданное губернатору в качестве, своего рода, апологетики.
Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:
В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе [3] |
Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах,
Церковь не в брёвнах, а в рёбрах. Поклоняюся Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному. [4] Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью. История движения в XIX—XX ввПравление Александра IПосланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах, И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. После этого был издан указ о переселении всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега реки Молочной. При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними меннонитов много полезных нововведений. Закавказская ссылкаПри Николае I духоборы вновь потеряли расположение властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил духоборов, еще остававшихся на Молочных водах, о чем оставил ценные сведения. В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Они показывали покорность властям, говоря:
В Грузии духоборы поселились компактно в южных горных районах Джавахетии, к тому времени практически обезлюдевших. Они основали 10 деревень на территории современного Ниноцминдского района (до 1991 года — Богдановский), называемых Джавахетской Духоборией: Владимировка, Тамбовка и Родионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне Ниноцминда), Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыковой и Троицкое. На территории современного Азербайджана, высланные духоборы основали несколько поселений, имеющих до сей поры русские названия: Славянка, Новосаратовка и Новоивановка. Защита Льва Толстого и толстовцевЭмиграция в КанадуНесмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеров было принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались Маньчжурия, Китайский Туркестан (план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр, Гавайи и т. д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата. Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот — с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто, Джеймсу Мейвору. В 1898—1899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». Хотя ни духоборы, ни сочувствующие не были уверены в необходимости эмиграции, наряду с поддержкой из-за рубежа они встретили подчеркнуто негативное отношение властей (например, запрет на возвращение). Старички (старейшины общины) пророчествовали: Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс [10] в 1898 г. осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор». Сопровождающими (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898—12 января 1899) толстовец Л. А. Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич. В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев [11] В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады — «Животную книгу духоборцев». Небольшие партии духоборов активно прибывали в Канаду на протяжении последующих лет через порты Европы, как правило на средства ранее переехавших духоборов. В 1903 году к единоверцам в Канаде присоединился освобождённый из ссылки П. Веригин. Духоборы Канады в XX векеВ 1932 году канадская община духоборов была принята в международную антивоенную организацию «Интернационал противников войны» по инициативе В. Ф. Булгакова, последнего секретаря Л. Н. Толстого и члена Совета этой организации, к тому времени тоже оказавшегося в эмиграции за проповедь антимилитаризма. В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина — Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов. Духоборы сегодняКанадаГрузияС распадом СССР духоборы Грузии вновь начали мигрировать, как организованно, так и стихийно, в Россию и Канаду. Очень незначительное количество духоборов остается в настоящее время в Грузии. Они компактно проживают в Джавахетии (села Гореловка, Ждановка, Спасовка, г. Ниноцминда — в прошлом Богдановка, и др.). Согласно последним данным, в Джавахетии их осталось от 700 до 800 человек. [16] РоссияВ июне 1991 г. в пос. Целина Ростовской области (с середины 1920-х гг. важного для духоборов центра: при передаче Карсской области Турции именно сюда были переселены ее русские жители) состоялся съезд духоборов, на котором создано «Религиозное объединение Духовных Борцов Христа — Духоборцев СССР», переименованное после распада СССР в «Религиозное объединение Духоборцев России». C 2007 г. духоборы начали осваивать Тамбовскую область. Первые 109 человек были расселены в селе Малый Снежеток Первомайского района. [20] Духоборы в современной культуреВ отличие от самопрезентации духоборов и от их восприятия в Старом Свете, в англоязычной (канадской и американской) популярной культуре за пределами документалистики под духоборами подразумевается отколовшееся от традиции радикальное движение свободников, памятное за яркие выступления в начале XX в. Духоборы фигурируют в книге Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии» Литература• Makarova, V. 2013. Doukhobor nudism: exploring the socio-cultural roots. Culture and Religion Кто такие духоборцы: вопросы и ответыКто такие духоборцы, и почему они так называются? Они вообще христиане? Духоборцы – старая русская секта, образованная в конце XVIII века и близкая к протестантству. Ее учение сводится к тому, что для общения с Богом люди не нуждаются ни в каких посредниках — священниках. Поэтому духоборцы отвергают религиозную символику, церкви, кресты, литургию и иконы, так как они созданы людьми. Название секте придумал архиепископ Екатеринославский Амвросий еще в 1785 году. Он хотел их таким образом обидеть и пристыдить, но не получилось. Архиепископ, как и православная церковь, полагали, что духоборцы боролись против святого духа. Сами же духоборцы говорят, что борются с собственными душами, чтобы соблюдать десять заповедей. Духоборцы верят в бессмертие души. Их предки считали, что душа умершего человека переходит в другое существо, в зависимости от добродетелей умершего, поэтому вместо «умер» они говорили «изменился». При таких представлениях о душе и смерти считалось неприличным демонстрировать свою печаль. И хотя все это уже давно забыто, траурной одежды у них до сих пор нет. Есть ли у духоборцев молитвы? Проводятся ли духоборские службы? Молитв как таковых у духоборцев нет, нет и Библии. Учения духоборчества в письменном виде не существует. Есть псалмы, которые положено было учить наизусть. Все сакральные знания хранили самые авторитетные старики, остальные члены секты не были посвящены в тайны учения. При пении псалмов духоборцы брались за руки: два поклона – поцелуй – опять поклон. Кланялись они не иконам, а «образу Божиему, в человеке сияющему». Раньше каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, пела именно свою часть. Но сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно… Так как духоборцы отказались от церкви, службы у них нет. Тем не менее, существует традиция совместного воскресного чтения псалмов. Они это называют Поклоном или Поклонением. Соблюдают ли духоборцы пост? А водку они пьют? Несмотря на то, что они отмечают все главные церковные праздники — Пасху, Рождество и прочие, пост духоборцы не держат. Не возбраняется им и употребление спиртных напитков. Словом, они не аскеты, а большие жизнелюбы. А еще они не носят бороды — как и донские казаки, духоборцы бороды брили, но оставляли усы Духоборцы действительно пацифисты и отказываются служить в армии?
|