духоборы кто такие простыми словами

Духоборцы

Наименование духоборцев, или духоборов, в первый раз дано сектантам екатеринославским архиеп. Амвросием (в 1785 г.), который хотел этим выразить ту мысль, что вновь появившееся учение есть противление Святому Духу. Сами сектанты, когда узнали о таком названии, охотно приняли его, но объяснили в свою пользу. Они стали называть себя духоборцами в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа, борцами за дух. «Иже духом Богу служим, говорят они, духа забрали, от духа берем, духом и бодрствуем».

Основателем секты был начитанный казак Силуан Колесников, живший в с. Никольском, Екатеринославской губ. (ок. 1775–1785 гг.), а распространителем – Иларион Побирохин, богатый торговец шерстью, однодворец с. Горелова Тамбовской губ., и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов. В исходе XVIII в. духоборчество утвердилось в губерниях: Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской; оттуда оно распространилось в земли донских казаков, в губерниях: Саратовской, Астраханской, Пензенской и других, стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в губернии Рижскую, Пермскую и в Сибирь. Ему последовали люди только из низших классов общества. В XVIII в. правительство относилось к духоборцам очень строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко после телесного наказания; отдавали без очереди в рекруты, обременяли поборами. Но с воцарением императора Александра I для них, как и для других сектантов, настала благоприятная пора.

По Высочайшему рескрипту в 1801 г. было возвращено на родину множество сосланных в Сибирь духоборцев. Указом 1803 г. для всех духоборцев объявлялась свобода вероисповедания. Чтобы пресечь их пропаганду и освободить от совместного жительства с православными, враждебно к ним относящимися, правительство с 1802 г. начало выселять их на отведенные для них степные места в Мелитопольском уезде Таврической губ., известные под именем Молочных вод; при этом им давались на подъем ссуда из казны, льгота от податей на 5 лет и земельный надел по 15 десят. на душу. Все это привлекало туда многих духоборцев; некоторые же были выселяемы туда по распоряжению правительства. К концу 1808 г. на Молочных водах насчитывалось уже 9 деревень; центром их было богатое селение Терпение, основанное выходцами Тамбовской губернии с Капустиным во главе. В 1805 г. подобные же льготы были дарованы и сибирским духоборцам. Свобода, какою пользовались духоборцы в царствование императора Александра I, привела к тому, что секта их распространилась еще шире, чем в XVIII в. В царствование императора Николая I против них были предприняты стеснительные меры. Секта духоборцев объявлена особенно вредной; усилена строгость взысканий за ее распространение; переселение на Молочные воды прекращено; взамен этого духоборцев стали выселять на пограничную линию за Кавказ; в 1839 г. велено туда же переселиться и духоборцам Молочных вод, за исключением тех, кто захочет возвратиться в православие. Некоторые из них предпочли последнее и частью остались на Молочных водах, частью удалились на прежние места жительства; прочие же в количестве около 4000 человек переселились за Кавказ. Эти новые места для поселения духоборцев были отведены с той целью, чтобы по возможности больше отделить их от православных. С той же целью в 1836 г. сделано распоряжение, чтобы сибирских духоборцев выселяли в отдаленнейшие местности Сибири, отдельно от православных и раскольников.

С 1891 г. началась пропаганда толстовского учения среди духоборцев. Административно высланные в Закавказье толстовцы кн. Хилков, Бодянский, Дубченко и др., найдя исповедание веры духоборцев крайне извращенным, принялись за исправление его и издали духоборческий катехизис в новой исправленной редакции, под названием «Исповедная песнь христианина». Здесь, применяясь к прежней духоборческой форме изложения и распорядку вопросов, авторы ввели в духоборческий символ толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов, ответы на которые даны в духе чистой анархии. Те из духоборцев, которые усвоили учение Л. Толстого, получили от неедения мясной пищи название «постников», или «белых», т.е. обелившихся, сделавшихся чистыми посредством поста.

Постники и подстрекаемые пропагандистами толстовства – кн. Хилковым, Чертковым и др., решили осуществить на деле учение Л. Толстого и подняли настоящее возмущение против русского правительства: перестали платить подати, отказались от военной и полицейской службы, не признавали никакой власти в государстве, причиняли оскорбление губернатору, публично бранили Священную Особу Государя Императора, устраивали самовольно анархические митинги и пр. Тогда правительство решило перевести постников в другие места; и они в числе около 4000 человек небольшими группами были расселены по туземным селениям Тифлисской губ. Здесь они прожили около двух лет. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, они исходатайствовали у правительства разрешение переселиться в Северную Америку. В Канаде англичане отвели им землю для поселения. Там они (в количестве почти 8000 человек) уже совсем оставили свои духоборческие верования, заменив их атеистическим учением Л. Толстого. На Кавказе осталось еще около 10 000 духоборцев. Что же касается их единоверцев, рассеянных по всей империи, то число их не поддается точному учету.

Учение духоборцев представляет следующие особенности. Источником вероучения они признают внутреннее откровение, или просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека. Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в целости в памяти и сердцах. Предание именуется иначе «Животной книгой». «Животная книга», хранящаяся в сердцах, имеет в то же время и внешний вид; она состоит из псалмов, которые составлены духоборцами, по подобию псалмов Давида, частью из отрывочных стихов и слов этих псалмов, изречений Св. Писания, молитв и ирмосов Православной Церкви, большей же частью из собственных духоборческих вымыслов. Псалмов этих, по мнению духоборцев, бесчисленное множество. Знать все псалмы или, что то же, всю «Животную книгу», одному какому-либо человеку невозможно; в полноте своей она содержится только в целом роде духоборцев. Между частными людьми – духоборцами – она разобрана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то и будет полная «Животная книга». Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или «Животной книги», основывается на том, что Бог Слово обитает в роде духоборцев и не дает погрешить. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части «Животной книги» – неодинаково; один может быть более просвещенным, другой менее; отсюда у духоборцев на первом месте авторитет учителя, который, как наиболее просвещенный, «вещает глаголы жизни». Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже «Животной книги»: оно есть лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много погрешностей.

Священного предания духоборцы совсем не принимают, говоря, что от людей ничего не может быть священного и обязательного для всех. Положительное догматическое учение раскрыто у духоборцев очень мало. Они не любят этим заниматься и не придают ему важности. Духоборцы веруют в единого Бога, Который есть «создатель мира, искупитель человеков, каратель грешных и мздовоздаятель праведных». По своему существу «Он – дух: дух силы, дух премудрости, дух воли». Духоборцы признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. В природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – живот. Дух Святой – покой; а в человеке Отец есть память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. В частности, о Сыне Божьем духоборцы говорят, что в Ветхом Завете под Ним нужно понимать премудрость Бога Вседержителя, которая вначале облеклась в натуру мира, а потом в буквы откровенного слова и проявилась в праотцах. Если же смотреть на Него в Новом Завете, то Он есть дух воплотившейся премудрости и любви. Этот дух внутренне рождается в каждом через внутреннее просвещение. В учении о душе человека и о падении духоборцы говорят, что душа существовала еще прежде сотворения мира видимого; тогда она и пала. Душа пала духовно, за свое падение она была изгнана в видимый мир, как в темницу, в наказанье. Адамов грех, – как только проявление бывшего падения души, – на потомство не переходит; если ныне люди грешат, то потому, что имеют падшие души.

Души людей по разлучении с телами переходят в другие: благочестивые – в тела человеческие, а злые – в тела животных. Переселение души в человека-духоборца совершается приблизительно от 6 до 15-летнего возраста, когда духоборец заучивает несколько псалмов «Животной книги»; до того же времени всякий духоборец имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Всякий грешник, по их учению, спасается сам собой. Посему и заслуга Искупителя не могут оправдывать их; искупление есть не более, как духовное просвещение.

Об Иисусе Христе они учат, что Он есть один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Он был простой человек, в котором только особенным образом пребывало Божество. В этом смысле Он был Бог и Человек. Он был Сын Божий, но лишь в таком смысле, в каком и все духоборцы называются сынами Божьими. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. После распятия Христос «воскрес духом, а плотью воскрес ли и какою, того не знаем и знать нам не нужно», – говорят духоборцы. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, по смерти последнего переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборческий. Душа умершего Христа по воскресении также пребывает в роде духоборческом, воплощаясь здесь в отдельных личностях. Она пребывает именно в роде избранных, переходя от предков к потомкам (от Колесникова к Побирохину, от Побирохина к Капустину и т.п.).

Будущая жизнь, по учению духоборцев, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. Мир не окончится, а останется вечно; при кончине века грешники потребятся с лица земли.

Далее они учат, что в духоборце воплощается Св. Троица; что он есть и священник, и жертвенник, и жертва; что сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа и что поэтому в церкви не может быть лиц иерархических, особо на служение церкви поставленных; что один есть архиерей и священник Христос, а наследник Его в священстве только тот, кто внутри себя самого ощущает действие слова, – сие действие святит его и дает ему ум преестественный; что должность истинного священнослужителя состоит в том, чтобы проповедовать другим слово. Духоборцы отвергли и всю церковную внешность, а также почитание креста, икон, мощей и призывание святых.

Духоборцы отвергли и таинства. По их учению, члены истинной церкви находятся в непосредственном общении с самим Иисусом Христом и потому не имеют нужды в таинствах. Все таинства должны быть понимаемы духовно, так как видимые действия, из коих они состоят, не имеют силы. Так, крещение водой бесполезно. Истинное крещение должно состоять в страдании. Как Христос крестился не водой, а страданием, так и духоборец должен креститься страданием, а если не страданием, то словом Божьим, внутренним просвещением. В том же состоит и миропомазание. Причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя и можно иногда исповедовать свои грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля пришедших в возраст, взаимная любовь сочетающихся, соизволение родителей, обет и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся пребудут до своей смерти верными друг другу и неразлучными.

Духоборцы не имеют никаких молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет у них и определенных дней для общественной молитвы. Такими днями для них служат воскресные и праздничные дни Православной Церкви. Богомоление состоит в том, что все присутствующие, один за другим, читают наизусть псалмы из «Животной книги», причем каждый должен прочесть иной псалом, чем какие уже были читаны; если бы в собрании было сто человек или даже более, то такое количество псалмов и должно быть прочитано, без повторения одних и тех же; затем читаются «начатки» духоборческого катехизиса и ведутся собравшимися между собой беседы; в заключение «богомоления» устраивается «братская трапеза».

В настоящее время среди духоборцев замечается охлаждение религиозного энтузиазма; многие из них даже совсем оставили свои старые верования и переходят, по преимуществу, в штундобаптизм; а увлекающиеся толстовским лжеучением более интересуются политикой, чем религией.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Духоборы: история русской религиозной секты, которая выжила в Канаде (El Confidencial, Испания)

Эта пацифистская религиозная группа, которая более двух столетий назад разошлась с церковью, построила свою собственную жизнь на вере без символов, традиционном образе жизни и вегетарианстве.

«Когда я впервые услышал слово „Doukhobor», я помню, что меня охватило смешанное чувство, в котором были ужас, любопытство и восхищение. И сегодня мне даже трудно в этом признаться», — рассказывает канадская писательница Габриэль Рой. Возможно, это трудно определимое чувство возникает у многих, кого настораживает сама концепция «религиозной секты», — возникает та самая смесь не легко поддающихся определению эмоций. А особенно противоречивые чувства вызывают в этой части света люди, когда речь заходит о пуританских религиозных сектах, часто основанных на ценностях, по которым современное общество начинает тосковать: связь с землей, попытка снизить значение материального в жизни, концепция общинной жизни и самоуправления, предоставляющих трудящимся членам секты все необходимое для их жизни. И все это в сочетании с сильной религиозной убежденностью в том, что не их община, а напротив, «большое» современное общество заблуждается и идет неверным, непрямым путем.

Это способ понимания мира характерен и для духоборов, русской этно-религиозной группы, которая, как и многие другие религиозные группы европейского происхождения, более века сосуществует с капитализмом на североамериканском континенте.

В случае Канады это сосуществование даже фиксируется в конкретных цифрах: здесь до сих пор проживает от 20 000 до 50 000 духоборов (данные в этом диапазоне дают Канадский правительственный архив и Канадская энциклопедия). Получается, что именно канадская община духоборов является крупнейшей в мире, превосходя по численности другие покинувшие свою родину группы духоборов. Стиль жизни и ценности духоборов напоминают жизнь и мораль меннонитов, амишей и других протестантских этнических групп, пришедших в США и Канаду из Западной Европы. И тех, и других вынудили эмигрировать из-за убеждений, но в той же истории и убеждениях коренятся и глубокие различия между ними.

Существуют разные версии того, когда именно и где возникло религиозное движение духоборов, связаны с этой темой и легенды. Но наиболее правдоподобная версия возводит их историю к проповеднику, в свое время радикально разошедшемуся с традиционным православным вероучением, — Даниле Филиппову, который поощрял крестьянскую общину юга страны идти по другим стопам.

Единственное, что кажется более точным, это то, что в первые годы своего формирования они составляли четыре основные группы, распределенные между географическими районами Слободской Украины, Екатеринослава, долины реки Дон, а также Тамбовской и Воронежской областей.

История духоборов оставляла мало письменных следов: вера передавалась из уст в уста, и этот метод передачи остается главным для духоборов и теперь. Именно поэтому так трудно определить, откуда произошла эта секта и во что она верит. На протяжении веков информация об именах проповедников, отношениях между членами общины и главных общинных событиях — вся эта информация передается посредством речи и прослушивания, от одного поколения к другому. Вместо книг и записей — дружеские беседы за кухонным столом.

Контекст

духоборы кто такие простыми словами. Смотреть фото духоборы кто такие простыми словами. Смотреть картинку духоборы кто такие простыми словами. Картинка про духоборы кто такие простыми словами. Фото духоборы кто такие простыми словами

В Россию возвращаются старообрядцы

Wirtualna Polska: По следам старообрядцев

Однако на протяжении многих лет группа придала ругательному слову свое собственное значение. Духоборы позиционируют себя как «борцов за дух и с духом»: они считают, что все люди равны, потому что у каждого есть Бог внутри него. Поэтому духоборы, признавая учение РПЦ о воскресении Христа и воскрешении мертвых для Страшного суда, тем не менее не признают святых и не просят их о помощи. Духоборы также считают, что сама по себе вера недостаточна для спасения, спасение души требует прежде всего добрых дел.

Дедушка Толстой: история массовой эмиграции

С чего начался отход духоборов от православия? Сначала они отвергли обычную форму православной литургии, укоренившуюся на большей части территории России. Духоборы считали, что Бог обитает в каждом человеке, а не в церкви; они также отвергли мирские, «земные» правительства. А полный отход произошел, когда духоборы укрепились в пацифизме. Следуя этой логике полного самостояния в вере, духоборы заменили Библию устно передаваемыми псалмами и гимнами, которые они назвали «живой книгой».

Пожалуй, это самая своеобразная особенность духоборов — религиозной группы, которая красиво поет, но собственную историю держит под секретом. Но поскольку этому движению больше двух веков от роду, в его истории, конечно, кроется предположительно очень многое, что мы пока не знаем. За этим молчанием духоборов могут скрываться разные смыслы.

Насильственное вытеснение духоборов из привычных сельских мест проживания привело их между 1801 и 1845 годами к пойме реки Молочная на территории современной Украины. Там они искали тихое место, где никто не мешал бы им жить так, как они хотят. Между 1841 и 1899 годами они перебрались в Кавказский регион (в Грузии до сих пор живет небольшая часть переселившейся туда общины духоборов, в основном в горной местности, где независимый фотограф Натела Григалашвили недавно сделала целую серию фотографий их повседневной жизни).

Но вскоре многие из них увидели именно в Канаде место, где им точно дадут спокойно процветать — пусть и вдали от родных селений. Пересекая всю Россию, они добрались до Тихого океана. Их упорство в вере в свои идеалы, а также моральная и финансовая помощь от писателя Толстого позволили им добраться оттуда до североамериканского континента. Этот русский писатель защищал духоборов с большим упорством, ему импонировал стиль жизни этой религиозной группы, напоминавшей по своей вере британских и американских квакеров (членов другой секты, известной как «Религиозное Общество Друзей» или «Церковь Друзей», секты, основанной в Англии). Было в духоборах и что-то от близкого Толстому русского анархизма. Поэтому и сделал он все возможное, чтобы эмиграция духоборов, крупнейшая в истории страны на тот момент, все же состоялась.

Прибыв в Канаду, духоборы поселились в провинции Саскачеван в центральной части страны. Зародившаяся там первая община вскоре стала расти, и рост этот не прекращался. В период с 1899 по 1914 год община тысячами принимала все новых беглецов от военного призыва в России, тысячами покидавших свою родину, чтобы поселиться на канадских землях. Духоборы обустроили районы своего проживания так, как им подсказывал их собственный инстинкт сообщества, а общая судьба (совместный отъезд из России) укрепляла их единство.

Таким образом, они стали жить вместе группами по 30-50 человек, проживая в крупных общинных фермерских домах, которые были центрами их общин. Вокруг этих домов им удалось, с разрешения правительства Канады, построить фермы, лесопилки или небольшие фабрики, которые позволили духоборам осуществить свою мечту. Жить за счет собственного производства, на основе традиционного сельского хозяйства и животноводства. Тем не менее их принципиальный отказ от военной службы в конце концов заставил и правительство их новой «земли обетованной» — Канады — также обратиться против них.

Вегетарианская вера

На рубеже веков для духоборов наступила эпоха процветания. Вскоре они стали известны своей работой в поле, которой восхищался еще Лев Толстой: он называл духоборов лучшими работниками среди всех, кто работает на земле. По мере того, как духоборы приспосабливались к новой среде, они также укрепляли защиту своих идей и образа жизни. К пацифизму добавились вегетарианство и воздержание от алкоголя.

Кроме того, решения стали коллективно приниматься на «sobranie» (общественные собрания). Духоборы не используют в этих встречах (или в своей повседневной жизни) никаких религиозных символов. На столах во время их религиозных собраний стоят только хлеб, соль и вода в качестве главных элементов, поддерживающих жизнь.

Но шли годы, Канада влияла на членов секты и на их мышление, и в 1920 — х годах более фундаменталистская часть доухоборов обнаружила то, что они считали отклонением от чистоты веры со стороны некоторых членов сообщества. Эти нестойкие элементы подверглись обвинениям в принятии контроля над собой со стороны канадских властей. А заодно и в том, что взгляды этих нестойких братьев становятся слишком материалистическими.

Фундаменталисты-духоборы создали первую диссидентскую группу в Канаде под названием «Дети свободы». Она прославилась зрелищными демонстрациями: «свободовцы» сжигали школы, фабрики и даже свои собственные дома, чтобы показать свою свободу от материальных ценностей. (Эти акции были протестными. Из-за отказа идти в армию, посылать детей в школу и присягать на верность канадскому правительству духоборы подверглись в Канаде давлению со стороны властей — прим. ред.).

Статьи по теме

духоборы кто такие простыми словами. Смотреть фото духоборы кто такие простыми словами. Смотреть картинку духоборы кто такие простыми словами. Картинка про духоборы кто такие простыми словами. Фото духоборы кто такие простыми словами

BBC: на месте школы-интерната для индейцев нашли останки 215 детей

Le Figaro: геноцид индейцев в Канаде продолжается

The Globe and Mail: массовое захоронение индейских детей в Канаде — это лишь верхушка айсберга

В 1924 году Петр Веригин был убит в результате взрыва на станции Феррен Би-си при обстоятельствах, которые никогда не были полностью объяснены. Конфликты с властями не прекращались, на них наложились последствия Великой депрессии и все более жесткие ограничения со стороны канадского правительства.

Между 1950-ми и 1960-ми годами многие духоборы были приговорены к тюремному заключению за протесты. Ряд верующих были лишены права воспитания своих детей. Против них применялась Королевская канадская конная полиция (RCMP). Когда у духоборов забрали детей, временно осиротевшие мальчики и девочки провели до 6 лет в интернате в здании бывшего туберкулезного санатория в городе Нью-Денвер. Их вернули родителям, когда их матери и отцы согласились отдать их в государственные школы. Наградой стало освобождение духоборов-родителей из канадской тюрьмы.

Злоупотребления и сопротивление

В настоящее время о духоборах не знают и не говорят почти ничего. Как утверждает писатель-путешественник Брендан Сэйнсбери в статье для Би-би-си, регион, где они все еще сосредоточены, привлекает туристов, желающих «насладиться активным отдыхом на свежем воздухе».

Тем не менее в западной Канаде и недалеко от границы с американским штатом Вашингтон сохранилась целая инфраструктура, отражающая «другую жизнь» духоборов. Там до сих пор остаются около 30 000 дукхоборов, проживающих между провинциями Британская Колумбия (города Каслгар, Гранд-Форкс и Ванкувер), Саскачеван (Веригин, Камсак и Саскатун) и Альберта (живут в Калгари и в основанных самими духоборами поселениях Коули и Лундбрек).

Многие до сих пор живут под девизом отцов «работа и жизнь в мире». Большинство из них больше не живут в деревенской общине, но при этом остаются вегетарианцами. Все как один по-прежнему практикуют пацифизм и изо всех сил пытаются избежать ассимиляции в канадское общество и снижения числа членов общины.

Духоборы считают, что нельзя убивать не только человека, но и любые другие существа, признавая, что все биологические организмы животного типа являются частью Бога. Таким образом их вегетарианство имеет этическое происхождение. Но духоборы поняли, что в их питании есть польза для здоровья и стали рекламировать продукты собственного производства. Их еда и вправду состоит из простых, нерафинированных и натурально выращенных растительных продуктов, уверяет Джим Попофф на портале организации «USCC Doukhobors».

Дети из духоборских интернатов требовали извинений и компенсации от правительства Британской Колумбии. Получили все в 2004 году.

Хотя только 10% нынешних духоборов следуют духовным практикам прошлых лет, что-то поддерживает их общину и делает ее привлекательной: возможно, стремление показать и передать преимущества своих обычаев, прежде всего связь с землей и природой.

Все больше и больше потомков этого сообщества ищут свои корни, составляют генеалогическое древо своих предков. Так выяснилось, что духоборов никогда не было более 60 000.

Они женились друг на друге в рамках так называемого «doukhoborism», что означает, что большинство из них связаны друг с другом не только историей, но и по крови, утверждает исследователь Джонатан Калмаков, которому удалось собрать цифровую библиотеку духоборских архивов.

Интернет теперь — лучший союзник для выживания таких групп. Сегодняшний мир все больше осознает: система, которая боролась с духоборами в Канаде, оставила после себя тяжелейшие последствия. В этом мире на остатки мира духоборов смотрят все более терпимо. Оказывается, что и у духоборов можно поучиться многому, о чем боровшаяся с ними система не хотела иметь никакого понятия.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *