духом слаб что такое

7 вещей, на которые не способна слабая духом личность

духом слаб что такое. Смотреть фото духом слаб что такое. Смотреть картинку духом слаб что такое. Картинка про духом слаб что такое. Фото духом слаб что такое

Мы живём в довольно удобное время, когда для выживания уже не нужно быть стоиком, бойцом и человеком, готовым идти до самого конца в любой ситуации. Всё больше слабых духом людей приходят к успеху, всё активнее в обществе внедряются идеи терпимости, необходимости помогать слабым и несостоятельным. Хорошо это или нет – не нам судить. Просто у многих великих цивилизаций перед окончательным упадком был вот такой вот период декаданса, когда власть в обществе брали слабые духом личности. Не способные на реальные поступки. И мы сейчас расскажем вам, что именно может уметь делать тот, кто духом, наоборот, силён.

Извинения

Слабый человек не извиняется, поскольку это не он виноват, а обстоятельства так сложились. Сильная личность знает, что от её выбора зависит куда больше, чем кажется на первый взгляд. И что ошибка – это ещё не смертельно, смертельно не смочь вовремя её исправить или, хотя бы, прощения попросить. Причём такие люди понимают, что важны не только слова, но и действия. И практически всегда предлагают эффективные способы «заглаживания вины».

Прощение

Сильные духом великодушны, слабые – мелочны. Сильный может простить любую ошибку и даже подлость, если видит искреннее раскаяние и готовность исправляться. Слабый сделаете это только на словах, при каждом удобном случае припоминая случившееся. Кстати, это касается и прощения самих себя – слабые духом личности будут вечно терзаться собственными ошибками и прошлым.

Просьба о помощи

Слабая личность не просит – она требует, поскольку ей все должны по определению, ведь она – несчастная жертва обстоятельств. Стоит ли говорить, что на ответные жесты рассчитывать не стоит? Сильная личность может справляться со своими проблемами самостоятельно, но если видит, что это слишком тяжело – не боится просить помощи у окружающих. Потому как сама придёт на помощь, если её позовут. И да, умение признать свои недостатки – это признак большой душевной силы.

Оптимизм

Слабая духом личность считает себя игрушкой в руках судьбы, поэтому не склонна смотреть в будущее с оптимизмом. Сильная личность, наоборот, считает себя не игрушкой, а необычайно полезным инструментов, а то и полноправным партнёром в играх судьбы. Поэтому и смотрит на жизнь с оптимизмом и интересом. Ещё и потому, что у сильных людей всегда есть какая-то точка опоры, помимо своего волевого внутреннего стержня.

Свобода

Сильная личность понимает разницу между свободой и вседозволенностью. И уважает чужие права на свободу. Слабая же, при любом удобном для себя случае, будет стараться попрать чужие права, просто чтобы почувствовать себя лучше и значимее. Как говорится, «Раб мечтает не о свободе, а о своих собственных рабах». Сильному человеку это попросту не нужно — он, наоборот, готов помочь каждому подняться до своего уровня.

Ответственность

Обратная сторона свободы – добровольное взваливание на плечи чужих проблем и судеб. И готовность полностью отвечать за неприятные последствия. Слабые люди никогда и ни за что не отвечают. Но если вдруг всё пойдёт хорошо – они будут в первых рядах желающих получить награду. Знакомая картина, не так ли?

Искренность

Сильная личность способна говорить то, что думает, не боясь «общественного порицания». Потому как чётко знает свои права. Слабая духом личность всегда «как все». И активно травит всех тех, кто «не как все». Кроме того, сильная личность не боится признаваться, причём публично, о своих страхах и недостатках. Зная, чем это может быть чревато.

Как видите, наше современное общество создаёт практически идеальные условия для слабых духом личностей. Ведь когда они вместе – они начинают представлять собой силу. Реальную силу, способную менять мир. Вопрос только вопрос – в какую именно сторону? И останется ли в новом мире место для сильных?

Источник

13 советов для тех, кто слаб духом и телом

духом слаб что такое. Смотреть фото духом слаб что такое. Смотреть картинку духом слаб что такое. Картинка про духом слаб что такое. Фото духом слаб что такое

духом слаб что такое. Смотреть фото духом слаб что такое. Смотреть картинку духом слаб что такое. Картинка про духом слаб что такое. Фото духом слаб что такое

Советы Сандова часто публиковали в книгах XIX века — он нравился читателям. Так вот, в одной из книг Сандов заявил, что если просто сидеть и напрягать свои мышцы, то можно увеличить их массу. Не нужны гантели! Нужно просто напрягать мышцы каждый раз, когда ты садишься на стул. При этом напряжение должно быть настолько сильным, насколько ты можешь это себе позволить — эффект усталости должен совпадать с той усталостью, которую ты получаешь после стандартных физических упражнений.

Мы знаем, что среди наших читателей есть девушки (хоть и в меньшинстве), и мы этому рады. Так вот, идея того, что женщины могут поднимать тяжести, была очень экстремальна для XIX века. Сейчас вроде бы тоже не принято так считать, ведь тогда «женщины превращаются в мужиков», но Сандов был ярым противником этой идеи. Он говорил, что девушкам также необходимо поднимать тяжести, чтобы их тело было защищено от болезней, обладало красотой и стройностью физического контура, а также больше соответствовало идеальному самоощущению.

Звучит отвратительно, но Сандов был уверен, что фитнес оказывает благотворное влияние на пищеварительную систему. Он писал: «Мышечные упражнения стимулируют и укрепляют органы пищеварения, особенно кишечник». Влияние физических упражнений на секрецию действительно доказано. Общеизвестно, что ускоренное кровообращение, которое появляется во время тренировок, ускоряет сброс «отработанного материала» не только через кишечник, но и через выпотевание кожи, легких и почек.

Евгений Сандов был одним из первых людей, кто проповедовал холодный душ. Современные исследователи одобрительно кивают головой в сторону его взглядов, ведь холодная вода помогает восстановить мышцы. Но Сандов был фанатиком до конца — он запрещал своим ученикам вытираться после душа. «Перестаньте быть детьми и просто спокойно одевайтесь — быть мокрым не так уж и плохо». Объясняет он свои странные взгляды следующим примером:

«У меня нет сомнений, что это большая ошибка. Поясню почему: когда ты выходишь из бани, то вытираешь сначала одну часть тела, затем другую, и таким образом, в то время как одна часть тела нагревается от трения, другая начинает остывать. Многие люди, которые принимают холодные ванны, в этом случае жалуются на прикосновения ревматизма, но вся беда возникает, по-моему, из-за того, что происходит поочередное обтирание, которого можно избежать, если сразу одеться и дать своей природе восстановить природное кровообращение.»

духом слаб что такое. Смотреть фото духом слаб что такое. Смотреть картинку духом слаб что такое. Картинка про духом слаб что такое. Фото духом слаб что такое

Сандов считал, что заниматься фитнесом надо с самого раннего возраста — с двух лет. С каждым годом можно увеличивать вес, чтобы мышцы росли не быстро, а постепенно — практически естественным путем. Легендарный культурист путешествовал по всему миру со своей оздоровительной программой, где детям было отведено особое место. В итоге в одной лишь Британии было открыто немереное количество институтов физической культуры и салонов физической культуры, которые считаются прототипами современных тренажерных залов.

С этим можно долго спорить, но звание «сильнейшего человека в мире» давит на нас авторитетом. Итак, наш герой как-то сказал: «Я никогда не воображал, что в современных гимназиях должно быть сложное оборудование. Всё, что нужно для спорта — всё есть на земле. Трапеция, кольца, доски, лестницы, мачты, вертикальный шест и прочая атрибутика гимнастической подготовки — лишняя прихоть». Сандов достиг своего успеха, пойдя по пути штанги и гантелей — больше ничего и не нужно!

Источник

О борьбе с малодушием

беседа с иереем Алек­сием Зай­це­вым,
свя­щен­ни­ком Свято-Тро­иц­кого храма г. Челя­бин­ска

«Если у чело­века нет силы воли, то он не может сде­лать ничего…
Чело­век духовно летит при помощи двух кры­льев: воли Божией и воли соб­ствен­ной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсе­гда при­клеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно при­кле­ить к дру­гому плечу свое соб­ствен­ное крыло — волю чело­ве­че­скую. Если чело­век имеет силь­ную волю, то у него есть чело­ве­че­ское крыло, рав­но­дей­ству­ю­щее с крылом боже­ствен­ным, и он летит».
(Старец Паисий Свя­то­го­рец)

Отец Алек­сий, что такое мало­ду­шие?

— Со зна­че­нием поня­тия «мало­ду­шие» очень важно разо­браться в самом начале нашего раз­го­вора, так как оно не имеет столь ясного и одно­знач­ного выра­же­ния, как, к при­меру, уныние, среб­ро­лю­бие, ложь, тще­сла­вие.

«Тол­ко­вый сло­варь рус­ского языка» под редак­цией С.И. Оже­гова опре­де­ляет мало­ду­шие как «отсут­ствие твер­до­сти духа, реши­тель­но­сти, муже­ства». Такого рода мало­ду­шие сво­дится к нере­ши­тель­но­сти, тру­со­сти и затра­ги­вает, глав­ным обра­зом, душев­ные чув­ства и спо­соб­но­сти чело­века.

В.И. Даль в своем тол­ко­вом сло­варе пыта­ется отра­зить более глу­бо­кую духов­ную при­роду мало­ду­шия, опре­де­ляя его как «отча­я­ние, упадок духа». В этом случае мало­ду­шие ока­зы­ва­ется след­ствием дей­ствия в чело­веке таких стра­стей, как печаль и уныние, и нахо­дится с ними в сино­ни­ми­че­ской связи.

Если мы попро­буем загля­нуть в другие сло­вари, то найдем новые оттенки смысла дан­ного слова, и все они будут иметь право на суще­ство­ва­ние.

Вот почему мне кажется оправ­дан­ным дать в пре­де­лах нашей беседы поня­тию «мало­ду­шие» сле­ду­ю­щую рас­ши­рен­ную трак­товку.

Мало­ду­шие — это немощь души чело­века, кото­рому свой­ственно отсут­ствие твер­до­сти, реши­мо­сти и после­до­ва­тель­но­сти в дей­ствиях, вплоть до тру­со­сти и пре­да­тель­ства. Раз­лич­ные про­яв­ле­ния мало­ду­шия чаще всего заме­ча­ются нами в сфере земной дея­тель­но­сти чело­века, однако они всегда явля­ются след­ствием тех духов­ных сла­бо­стей и недо­стат­ков, кото­рые сокрыты в глу­бине чело­ве­че­ского сердца. Раз­ви­тие мало­ду­шия неиз­бежно при­во­дит к упадку духа и отча­я­нию.

В аспекте духов­ной жизни под мало­ду­шием мы пони­маем отсут­ствие реши­мо­сти, долж­ного настроя хри­сти­а­нина сле­до­вать запо­ве­дям Божиим.

Чем сила духа отли­ча­ется от силы воли? Кого, с пра­во­слав­ной точки зрения, можно назвать чело­ве­ком с силь­ным духом?

— Тот кон­крет­ный смысл, кото­рый вкла­ды­ва­ется в слова «сила духа» и «сила воли» раз­ными людьми, может ока­заться весьма неод­но­знач­ным. Давайте опре­де­лимся с дан­ными поня­ти­ями сле­ду­ю­щим обра­зом.

Сила духа — сила высшей сферы чело­ве­че­ской души, кото­рая в пра­во­слав­ной аске­тике и име­ну­ется духом. Дух по своей при­роде всегда обра­щен к Богу, и он не может счи­таться силь­ным, если чело­ве­че­ское сердце не испол­нено светом Боже­ствен­ной бла­го­дати, если в глу­бине его еще не изжиты грубые страст­ные вле­че­ния. Дей­ствие духа всегда руко­во­дится Про­мыс­лом Божиим и направ­лено только на добрые деяния, угод­ные Богу. Чем ближе чело­век к позна­нию истин­ного Бога, чем более его сердце освя­щено дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати, чем более сво­бодно оно от стра­стей — тем силь­нее дух чело­века. Согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, быть силь­ным духом вне истин­ной веры и Церкви невоз­можно.

Сила воли — одна из врож­ден­ных, есте­ствен­ных сил чело­ве­че­ской души. Она не свя­зана напря­мую с духовно-нрав­ствен­ным совер­шен­ством чело­века и может быть направ­лена как на добро, так и на зло. Чело­век с силь­ной волей может быть и вне Церкви, вне бла­го­дат­ной жизни. В период соци­а­лизма в СССР мил­ли­оны людей про­яв­ляли силь­ную волю ради слу­же­ния ком­му­ни­сти­че­ским иде­а­лам. Однако вне дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати чело­век далеко не всегда спо­со­бен упо­тре­бить свою силь­ную волю на слу­же­ние добру и во благо окру­жа­ю­щим. Отсут­ствие духов­ной рас­су­ди­тель­но­сти может посте­пенно дове­сти чело­века с силь­ной волей до таких извра­щен­ных форм, как тира­ния и жесто­кость. Нечто похо­жее на силу воли демон­стри­руют даже зло­умыш­лен­ники, когда ока­зы­ва­ются гото­выми пожерт­во­вать своей жизнью в момент совер­ше­ния пре­ступ­ле­ния. Кроме того, если силь­ная воля не укреп­ля­ется дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати, она может быть легко утра­чена чело­ве­ком. Мне известно очень много при­ме­ров людей, кото­рые в юности обла­дали силь­ной волей, были пла­мен­ными при­вер­жен­цами высо­ких цен­но­стей и иде­а­лов, но уже в зрелом воз­расте ока­за­лись сла­бо­воль­ными и разо­ча­ро­вав­ши­мися в жизни.

Таким обра­зом, чело­век, силь­ный духом, будет обла­дать и силой воли, так как дух, под­креп­ля­е­мый Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, под­чи­няет себе все силы души, направ­ляя их на слу­же­ние Богу и ближ­ним. Чело­век же, силь­ный волей, далеко не всегда обла­дает силой духа и не всегда ока­зы­ва­ется спо­соб­ным про­яв­лять силь­ную волю как поло­жи­тель­ное каче­ство своей души.

Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский гово­рил: «Пре­ступ­ле­ние — всегда сла­бость. Пре­ступ­ник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что тво­ря­щий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по при­чине силы, а по при­чине сла­бо­сти». Как пра­вильно пони­мать эти слова? О какой сла­бо­сти в них гово­рится?

— Мы отме­тили выше, что вся воля чело­века как есте­ствен­ная сила души может быть направ­лена как на совер­ше­ние добра, так и на совер­ше­ние зла. Край­ним про­яв­ле­нием злой воли явля­ется пре­ступ­ле­ние.

В наше время, во многом бла­го­даря кине­ма­то­графу, пре­ступ­ники нередко вос­при­ни­ма­ются в каче­стве при­мера для под­ра­жа­ния — муже­ствен­ными, после­до­ва­тель­ными, воле­выми. Однако если вни­ма­тельно при­гля­деться к обсто­я­тель­ствам совер­ша­е­мых ими пре­ступ­ле­ний, то на деле все ока­жется совер­шенно иным. Если посмот­реть на насиль­ника, кото­рый изби­рает жерт­вой слабую жен­щину, посмот­реть на гра­би­теля, кото­рый вне­запно напа­дает с ору­жием на без­за­щит­ного чело­века, посмот­реть на вора, кото­рый ночью про­би­ра­ется в квар­тиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмот­реть на убийцу (кил­лера), кото­рый из укры­тия про­из­во­дит свой зло­ве­щий выстрел, — мы увидим, что здесь нет ника­кого муже­ства. Для кого-то кажется героем пре­лю­бо­дей, гото­вый идти на все ради «любви» к пороч­ной жен­щине. Но если вспом­нить о том, сколько стра­да­ния и боли этот чело­век при­чи­нил своей закон­ной жене и детям ради низкой стра­сти, мы поймем, что этот чело­век не герой любов­ных похож­де­ний, а просто пре­да­тель.

Поэтому в пре­ступ­ни­ках и греш­ни­ках только подо­бие муже­ства и силы воли. Более им свой­ственны тру­сость и сла­бость. Та сла­бость, жерт­вою кото­рой они неод­но­кратно ста­но­ви­лись в своей жизни: и тогда, когда поз­во­лили пороч­ным мыслям пле­нить свою душу, и тогда, когда позорно под­дав­шись этому пле­не­нию, встали на пре­ступ­ный путь, и тогда, когда изби­рали спо­собы совер­ше­ния своих пре­ступ­ле­ний, свой­ствен­ные только трусам и пре­да­те­лям.

На эту сла­бость пре­ступ­ни­ков и ука­зы­вает свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский в при­ве­ден­ном вами выска­зы­ва­нии — для того, чтобы люди не обо­льща­лись их ложным муже­ством и геро­из­мом.

Извест­ный ответ Гос­пода апо­столу Павлу гласит: «Сила Моя совер­ша­ется в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, мало­ду­шии.

— В пра­во­слав­ной аске­тике слово «немощь» может пони­маться двояко. Сле­дует раз­ли­чать, во-первых, внут­рен­нюю немощь чело­века, кото­рая про­яв­ля­ется в пле­не­нии его души раз­лич­ными стра­стями, в том числе и уны­нием, и лено­стью, и мало­ду­шием. А во-вторых, немощь внеш­нюю, кото­рая про­яв­ля­ется в болез­нях тела, скор­бях и иску­ше­ниях, при­хо­дя­щих извне, неза­ви­симо от воли и жела­ния самого чело­века.

Однако эти внеш­ние немощи, с одной сто­роны, для про­стых греш­ных людей, а с другой — для пра­вед­ни­ков, отме­чен­ных Богом бла­го­дат­ными дарами, имеют прин­ци­пи­ально раз­лич­ный харак­тер. Для обыч­ного чело­века телес­ные недуги, внеш­ние напа­сти и скорби явля­ются след­ствием пора­же­ния его души гре­хов­ными неду­гами, дей­ствие кото­рых раз­ру­ши­тельно ска­зы­ва­ется как на его физи­че­ском здо­ро­вье, так и на всех обсто­я­тель­ствах жизни. Изба­виться от этих немо­щей можно через исце­ле­ние души от заразы греха.

Для пра­вед­ни­ков же, отме­чен­ных бла­го­дат­ными дарами, такие немощи посы­ла­ются Богом с той целью, чтобы Его угод­ники не воз­гор­ди­лись, но всегда пом­нили, Чьею силою совер­ша­ются ими чудные дела; чтобы они всегда осо­зна­вали есте­ствен­ную немощь чело­ве­че­ской при­роды, кото­рая может легко под­верг­нуться паде­нию и утра­тить вели­кие дары, лишив­шись Боже­ствен­ной бла­го­дати. Опыт духов­ной жизни пока­зы­вает, что пра­вед­ник, кото­рому многое дано от Бога, не может сохра­нить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет скла­ды­ваться легко и без­об­лачно и если раз­лич­ные внеш­ние немощи по Про­мыслу Гос­пода не будут зака­лять его сердце. В этих-то немо­щах пра­вед­ни­ков и совер­ша­ется сила Божия.

Вза­и­мо­свя­зано ли мало­ду­шие с лже­сми­ре­нием? Если да, то каким обра­зом?

— О лже­сми­ре­нии мы гово­рим в том случае, если внешне чело­век ведет себя сми­ренно, но внут­рен­нее его состо­я­ние не соот­вет­ствует внеш­нему, а зача­стую ока­зы­ва­ется прямо про­ти­во­по­лож­ным. Напри­мер, когда чело­век внешне пока­зы­вает ува­же­ние к дру­гому, а внут­ренне испы­ты­вает к нему нена­висть и пре­зре­ние; про­яв­ляет покор­ность и соли­дар­ность, а сам строит ковар­ные планы; в глаза гово­рит ком­пли­менты, а за спиной исто­чает руга­тель­ства.

Лже­сми­ре­ние имеет раз­лич­ные про­яв­ле­ния, и все они так или иначе свя­заны с мало­ду­шием.

Лже­сми­ре­ние может выра­жаться в лице­ме­рии по отно­ше­нию к выше­сто­я­щим. В этом случае чело­век может легко посту­питься своим мне­нием, пре­не­бречь прав­дой и спра­вед­ли­во­стью; он готов тер­петь любые уни­же­ния, пойти на любые ком­про­миссы с сове­стью, чтобы не испор­тить отно­ше­ния с более силь­ными и вли­я­тель­ными людьми, не остаться без их покро­ви­тель­ства. Однако по отно­ше­нию к слабым и без­за­щит­ным такой чело­век нередко ведет себя тира­нично и жестоко. Напри­мер, не ред­кость, когда муж после уни­же­ний и непри­ят­но­стей на работе, придя домой, выме­щает свои нега­тив­ные эмоции на жене и детях. Святые отцы совер­шенно спра­вед­ливо наста­и­вали на том, что истин­ное сми­ре­ние чело­века про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к тем, кто слабее его, а истин­ное муже­ство — по отно­ше­нию к более силь­ным. Так, по отно­ше­нию к началь­нику на работе было бы муже­ственно выска­зать свое мнение, чтобы отсто­ять правду, а по отно­ше­нию к жене и детям — сми­риться и потер­петь их недо­статки.

Лже­сми­ре­ние может про­яв­ляться в лице­ме­рии по отно­ше­нию к равным себе, когда чело­век хочет казаться в глазах окру­жа­ю­щих добрым и учти­вым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и испод­тишка. В насто­я­щее время многие счи­тают, что выгодно казаться заби­тым, слабым и серым — так можно лучше устро­иться в жизни, а также избе­жать многих непри­ят­но­стей и кон­флик­тов. Однако люди, рас­суж­да­ю­щие таким обра­зом, забы­вают, что для подоб­ной ком­форт­ной жизни при­дется посту­питься своею честью и прин­ци­пами, при­дется трус­ливо мол­чать в тех обсто­я­тель­ствах, когда попи­ра­ется правда и спра­вед­ли­вость. Такое состо­я­ние раз­ру­ши­тельно ска­зы­ва­ется на духовно-нрав­ствен­ной жизни чело­века, окон­ча­тельно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лже­сми­ре­ние может про­яв­ляться и по отно­ше­нию к ниже­сто­я­щим, когда, напри­мер, началь­ник пота­кает грехам своих под­чи­нен­ных, не спешит нака­зы­вать их за раз­лич­ные недо­статки и про­махи с той целью, чтобы снис­кать почет и похвалы вве­рен­ных его попе­че­нию людей, зару­читься их бла­го­же­ла­тель­но­стью и под­держ­кой, а также избе­жать заго­во­ров и зло­умыш­ле­ний тех, кто может быть недо­во­лен его тре­бо­ва­тель­но­стью и твер­до­стью.

Как видим, мало­ду­шие, свя­зан­ное со лже­сми­ре­нием, может выра­жаться раз­лично — от явной тру­со­сти до более тонких про­яв­ле­ний, свя­зан­ных со стра­стью тще­сла­вия.

— Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил: «Если б реши­мость имели, то и жили бы так, как отцы, в древ­но­сти про­си­яв­шие». Иначе говоря, между чело­ве­ком поги­ба­ю­щим и чело­ве­ком спа­са­ю­щимся одна только раз­ница — реши­мость. На чем должна быть осно­вана эта реши­мость?

— Вокруг нас очень много иску­ше­ний и соблаз­нов, кото­рые явля­ются поме­хой в нашем духовно-нрав­ствен­ном раз­ви­тии, посто­янно отбра­сы­вают нас назад на пути ко спа­се­нию и жизни вечной. Мы часто склонны счи­тать эти иску­ше­ния и соблазны неопас­ными и невин­ными, а потому не про­яв­ляем долж­ной реши­мо­сти избе­гать их ради непо­роч­ного слу­же­ния Богу. Нередко и силы духа для этого не хва­тает. Древ­ние же отцы, в отли­чие от нас, имели такую реши­мость, а потому и достигли высот духов­ной жизни. Думаю, так можно кратко выра­зить смысл при­ве­ден­ного изре­че­ния пре­по­доб­ного Сера­фима.

Отец Ген­на­дий Нефе­дов сказал: «Первый вопрос, кото­рый свя­щен­ник должен задать при­хо­жа­нину на испо­веди: „Чадо, како веру­ешь?“ А второй: „Что тебе мешает пра­вильно верить и жить по вере?“ Тогда испо­ведь не пре­вра­тится в пере­чис­ле­ние небла­го­вид­ных дел и поступ­ков, о кото­рых сооб­щает на испо­веди свя­щен­нику веру­ю­щий, причем не всегда при этом глу­боко рас­ка­и­ва­ясь в них». Как вы счи­та­ете, если бы батюшки всегда так про­во­дили испо­ведь, у нас было бы больше креп­ких в вере мирян?

— Подоб­ную форму испо­веди могут взять на заметку многие свя­щен­ники, но ее ни в коем случае нельзя счи­тать уни­вер­саль­ной.

Необ­хо­димо учи­ты­вать то обсто­я­тель­ство, что у свя­щен­но­слу­жи­те­лей, совер­ша­ю­щих таин­ство испо­веди, суще­ственно раз­ли­чен и опыт духов­ной жизни, и уро­вень позна­ний в вопро­сах веры, и склад лич­ного харак­тера. Весьма раз­личны и испо­вед­ники, при­но­ся­щие свое пока­я­ние. Поэтому у каж­дого опыт­ного свя­щен­ника в арсе­нале свои формы про­ве­де­ния испо­веди, свои под­ходы — в зави­си­мо­сти от состо­я­ния каю­ще­гося и обсто­я­тельств, при кото­рых совер­ша­ется таин­ство.

Глав­ное — чтобы испо­ведь не сво­ди­лась к фор­маль­ному пере­чис­ле­нию грехов, а побуж­дала каю­ще­гося к непре­стан­ной работе над собой, к реаль­ному исправ­ле­нию своих поро­ков и недо­стат­ков, к воз­рас­та­нию в добре.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст учил: «Если на поле будут вырваны все сор­няки, но не будут посе­яны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсе­кая злые дела, не насаж­дать в ней доб­ро­де­тели». Как вы дума­ете, почему сего­дня боль­шин­ство веру­ю­щих людей, уделяя много вни­ма­ния поиску своих грехов и недо­стат­ков, при этом про­яв­ляют нера­де­ние в раз­ви­тии доб­ро­де­те­лей (досто­инств души)?

— Пока­я­ние чело­века всегда начи­на­ется с позна­ния глу­бины своей гре­хов­но­сти. Однако иско­ре­нить обна­ру­жен­ные пороки и недо­статки воз­можно только в том случае, если, изго­няя злое, мы станем насаж­дать в своем сердце доб­ро­де­тели, про­ти­во­по­лож­ные своим преж­ним гре­хов­ным наклон­но­стям. Если пре­не­бречь раз­ви­тием в своем сердце доб­ро­де­те­лей, зло вер­нется с еще боль­шей силой. Об этом нас пре­ду­пре­ждал и Спа­си­тель: «Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, нахо­дит [его] неза­ня­тым, выме­тен­ным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» ( Мф. 12:43–45 ).

Почему совре­мен­ный веру­ю­щий чело­век слиш­ком часто оста­нав­ли­ва­ется на стадии позна­ния своих грехов и не делает сле­ду­ю­щий шаг к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию? Про­блема, мне кажется, в том, что путь насаж­де­ния доб­ро­де­те­лей тре­бует сего­дня от чело­века боль­шой жерт­вен­но­сти, отказа от многих земных радо­стей и уте­ше­ний, кото­рыми под­пи­ты­ва­ются пороки в нашем сердце. Совре­мен­ному обы­ва­телю, все­цело пора­бо­щен­ному мате­ри­аль­ной сто­ро­ной бытия, очень трудно отречься от части своего зем­ного досто­я­ния ради блага окру­жа­ю­щих его людей, чего неиз­менно тре­бует путь доб­ро­де­тель­ной жизни. Можно ска­зать и так: часто не хва­тает силы духа, чтобы пожерт­во­вать частью своего зем­ного бла­го­по­лу­чия.

Но здесь важно сде­лать первый шаг. Ведь чело­век, твердо решив­ший насаж­дать в своем сердце доб­ро­де­тели, скоро поймет, насколько велика духов­ная радость от совер­ше­ния благих дел, насколько ближе ста­но­вится к нему Бог как в духов­ной, так и в земной жизни.

Как вы счи­та­ете, может быть, одна из причин мало­ду­шия заклю­ча­ется в том, что чело­век не осо­знает все­мо­гу­ще­ство Бога, Его силу и мощь?

— Да, без­условно. Чело­веку, кото­рый не верит в Бога или имеет несо­вер­шен­ную веру, при­хо­дится упо­вать только на соб­ствен­ные силы и спо­соб­но­сти, руко­вод­ство­ваться только рас­че­тами земной логики. Однако мы пре­красно знаем, что соб­ствен­ные силы чело­века весьма огра­ни­чены, и нередко в жизни слу­ча­ются ситу­а­ции, из кото­рых не пред­став­ля­ется шанса выйти побе­ди­те­лем, если упо­вать только на земные сред­ства. Для многих это ста­но­вится пово­дом для мало­ду­шия.

Более того, если бы люди не упо­вали на Бога, то многим вели­ким собы­тиям как в личных судь­бах, так и в судьбе нашего Оте­че­ства не дано было бы свер­шиться. Возь­мем, к при­меру, осво­бож­де­ние Москвы от поля­ков в 1612 году народ­ным опол­че­нием К. Минина и князя Д. Пожар­ского. Это чудо стало воз­мож­ным только бла­го­даря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Мос­ков­ская Русь прак­ти­че­ски пере­стала суще­ство­вать: в ней не стало ни царя, ни пра­ви­тель­ства, ни системы госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния, ни армии, ни госу­дар­ствен­ной казны… На сто­роне поль­ского гар­ни­зона в Москве была хорошо обу­чен­ная армия мощ­ного госу­дар­ства — Речи Поспо­ли­той. Если бы рус­ские люди упо­вали только на соб­ствен­ные силы, сбор опол­че­ния пока­зался бы совер­шенно безум­ным пред­при­я­тием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достиг­нута, вопреки рас­че­там земной логики.

Когда чело­век имеет живую веру в Бога, посто­янно осо­знает при­сут­ствие Творца в своей судьбе — это очень хоро­шее осно­ва­ние для борьбы с мало­ду­шием.

— Паисий Свя­то­го­рец учил: «Когда чело­век рас­по­ло­жен к подвиж­ни­че­ству, когда он молится и просит Бога умно­жить в нем силу воли, Бог помо­гает ему. Чело­век должен знать, что если он не пре­успе­вает, то [это значит, что] он либо совсем не при­кла­ды­вает воли, либо при­кла­ды­вает ее недо­ста­точно». Полу­ча­ется: чтобы духовно пре­успе­вать, мы должны молиться об укреп­ле­нии силы воли. А что, помимо молитвы, необ­хо­димо делать, чтобы раз­ви­вать свою силу воли? Как при этом не стать излишне само­уве­рен­ным?

— Для того чтобы духовно пре­успе­вать, мы просим Гос­пода о многих благах: о даре молитвы, пока­я­ния, сми­ре­ния, позна­ния своих грехов… В том числе и о том, чтобы Гос­подь укре­пил нашу волю в борьбе со стра­стями.

Мы уже гово­рили о том, что сле­дует раз­ли­чать силу воли и силу духа. Сила воли свя­зана с врож­ден­ными, есте­ствен­ными спо­соб­но­стями души, а сила духа — с тем, насколько наше сердце освя­щено светом Боже­ствен­ной бла­го­дати, насколько оно сво­бодно от стра­стей, насколько оно может слу­жить ору­дием Божиим. Чем силь­нее дух чело­века, чем более он устрем­лен к Богу, тем более он под­чи­няет себе силу воли чело­века, направ­ляя ее на слу­же­ние добру.

Поэтому для укреп­ле­ния соб­ственно силы воли суще­ствуют два пути. Во-первых, путь духов­ный — через очи­ще­ние сердца от гре­хов­ных неду­гов, через при­бли­же­ние его к Богу. Во-вторых, путь есте­ствен­ный — через пра­виль­ное вос­пи­та­ние, через осо­зна­ние ответ­ствен­но­сти за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через слу­же­ние ближ­ним, через физи­че­ское раз­ви­тие тела и т.д.

Только с помо­щью духов­ных упраж­не­ний, пре­не­бре­гая, напри­мер, вос­пи­та­нием и физи­че­ской под­го­тов­кой, волю силь­ной сде­лать не удастся. Но и пре­не­бре­же­ние духов­ной жизнью в пользу актив­ных тре­ни­ро­вок делает волю чело­века ущерб­ной, а силу ее — огра­ни­чен­ной. Исто­рия явля­ется сви­де­тель­ни­цей тому, как еще до хри­сти­ан­ства Рим­ская импе­рия знала многих достой­ных под­ра­жа­ния воинов, кото­рые на полях сра­же­ния пока­зы­вали вели­кое муже­ство и геро­изм. Но те же воины после битвы могли стать без­воль­ными рабами раз­врат­ных женщин, спо­соб­ными ради своих любов­ниц на самые жалкие и небла­го­вид­ные поступки. Те же воины могли стать рабами чре­во­уго­дия и пьян­ства, оста­ва­ясь в их при­ят­ном плену даже тогда, когда это ста­но­ви­лось угро­зой для их здо­ро­вья и жизни. Поэтому, с пра­во­слав­ной точки зрения, если сердце чело­века испол­нено стра­стей, если есте­ствен­ные силы его души не под­чи­нены духу — рано еще гово­рить о силь­ной воле.

Теперь затро­нем еще один аспект задан­ного вами вопроса. Что это значит, когда гово­рят, что воли чело­века бывает недо­ста­точно, что силы воли не хва­тает и т.д.?

Поз­волю себе при­ве­сти про­стую ана­ло­гию. Пред­ставьте себе юношу, кото­рый спо­со­бен под­нять штангу весом в 80 кило­грамм. А что, если от него потре­буют под­нять вес в 150 кило­грамм? Он ока­жется неспо­со­бен сде­лать это, так как сил у него в данное время для этого недо­ста­точно. Одного жела­ния, усилия воли здесь явно не хватит, необ­хо­димо потра­тить много вре­мени, при­ло­жить массу усилий для того, чтобы под­ня­тие веса в 150 кило­грам­мов стало реаль­но­стью. А если юноша пере­ста­нет тре­ни­ро­ваться, пре­дастся неге и рас­слаб­ле­нию, то и преж­ние 80 кило­грам­мов он ока­жется не в состо­я­нии под­нять. Так и в духов­ной жизни. Когда мы мало усер­дия при­ла­гаем к раз­ви­тию силы воли, к вос­пи­та­нию своей души, в слож­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях нашей силы воли может ока­заться недо­ста­точно, и мы впадем в мало­ду­шие. Если потру­диться над раз­ви­тием силы духа и силы воли, то через неко­то­рое время многое для нас станет воз­мож­ным; а если пре­да­димся нера­де­нию после первых неудач, впадем в еще боль­шее мало­ду­шие и без­во­лие.

Всякий хри­сти­а­нин есть воин Хри­стов. Он может быть достой­ным этого высо­кого звания, только пре­одо­ле­вая мало­ду­шие. К сожа­ле­нию, то, что сейчас время слабых мужчин, оче­вид­ный факт. Каким должен быть пра­во­слав­ный муж­чина, и что ему мешает быть тако­вым?

— Если гово­рить кратко, пра­во­слав­ный муж­чина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими поро­ками и недо­стат­ками, стре­миться пред­по­чи­тать духов­ное душев­ному, вечное — вре­мен­ному, высо­кое — низ­кому. Он должен раз­ви­вать в себе силу духа, кото­рая пита­ется и укреп­ля­ется бла­го­да­тью Божией.

При этом он, без­условно, должен быть достой­ным граж­да­ни­ном своей Родины, спо­соб­ным послу­жить ей, пожерт­во­вать своим личным досто­я­нием ради общего блага; он не имеет права посту­паться своими прин­ци­пами, своими высо­кими цен­но­стями и иде­а­лами ни по при­чине мало­ду­шия и тру­со­сти, ни по при­чине земной коры­сти.

Еще очень важно, чтобы он был любя­щим мужем и отцом, кото­рый нико­гда не посту­пит бес­честно по отно­ше­нию к своим самым близ­ким людям, не пре­даст их ради вет­ре­ных страст­ных вле­че­ний, ком­форт­ной жизни и личных выгод.

Про­блема же слабых мужчин в нашем обще­стве свя­зана, в первую оче­редь, с непра­виль­ным вос­пи­та­нием. В совре­мен­ных семьях прак­ти­че­ски ничего не дела­ется для того, чтобы вырас­тить маль­чика буду­щим отцом, муже­ствен­ным и ответ­ствен­ным за свои поступки. Все чаще ребе­нок ста­но­вится цен­тром семьи, где все, начи­ная с роди­те­лей, пота­кают его сла­бо­стям. Кроме всего про­чего, силь­ных, бла­го­по­луч­ных семей у нас сего­дня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситу­а­ции удив­ляться сла­бо­сти и мало­ду­шию совре­мен­ных мужчин, ведь силу воли необ­хо­димо вос­пи­ты­вать долго и после­до­ва­тельно с самого рож­де­ния — она не раз­ви­ва­ется само­про­из­вольно.

Извест­ный пра­во­слав­ный инструктор-«рукопашник» сказал: «Неко­то­рые свя­щен­ники не бла­го­слов­ляют зани­маться бое­выми искус­ствами вообще. Не пони­мая осо­бен­но­стей воин­ского пути, они лишают сего­дняш­нее моло­дое поко­ле­ние физи­че­ской и воин­ской под­го­товки. И наши маль­чишки пере­стают быть муж­чи­нами уже под крылом Церкви». Что об этом можете ска­зать?

— Мне кажется, что военно-пат­ри­о­ти­че­ские клубы, осно­ван­ные на рус­ских боевых и куль­тур­ных тра­ди­циях, — немно­гое из того, что сего­дня спо­собно сбе­речь нашу страну от раз­ло­же­ния, а ее муж­скую состав­ля­ю­щую — от дегра­да­ции. Эти клубы нужны для маль­чи­шек, кото­рым сле­дует научиться защи­щать свою Родину и своих близ­ких. Если вос­пи­та­ние в клубе пра­вильно постав­лено, если не будут огра­ни­чи­ваться духов­ные потреб­но­сти уча­щихся, то это может при­ве­сти и к пре­успе­я­нию в духов­ной жизни.

Про­то­и­е­рей Игорь Шеста­ков, насто­я­тель нашего храма, несколько лет назад орга­ни­зо­вал и воз­глав­ляет до насто­я­щего вре­мени военно-пат­ри­о­ти­че­ский клуб «Воин». Неко­то­рые ребята при­хо­дили туда даже некре­ще­ными и неве­ру­ю­щими, но в клубе, бла­го­даря цер­ков­ному окорм­ле­нию, они обре­тали спа­си­тель­ную веру и при­ни­мали святое кре­ще­ние. В насто­я­щее время многие из них явля­ются актив­ными при­хо­жа­нами раз­лич­ных храмов Челя­бин­ской епар­хии. Таким обра­зом, пра­виль­ное вос­пи­та­ние маль­чи­шек в военно-пат­ри­о­ти­че­ских клубах может при­ве­сти и к рож­де­нию в духов­ной жизни. Уверен, что каждый батюшка, кото­рый окорм­ляет подоб­ного рода клубы и орга­ни­за­ции, при­ве­дет немало кон­крет­ных при­ме­ров выше­ска­зан­ному.

Сами же мона­стыри нередко пред­став­ляли собой надеж­ные кре­по­сти, спо­соб­ные дать отпор в случае вра­же­ского напа­де­ния и укрыть за своими сте­нами не только братию, но и без­за­щит­ных мирных людей. Я уже не говорю о том, что вла­де­ние боевым искус­ством на Руси вся­че­ски поощ­ря­лось для мирян, неза­ви­симо от их про­ис­хож­де­ния и бла­го­род­ства. Ведь начало регу­ляр­ной армии у нас было поло­жено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния прак­ти­че­ски не встре­чал батю­шек, кото­рые бы столь риго­рично отно­си­лись к боевым искус­ствам.

Отец Алек­сий, из Нового Завета известно, что мало­ду­шие поки­нуло апо­сто­лов после того, как они при­няли Свя­того Духа. Можно ли гово­рить, что мало­ду­шие — это след­ствие нес­тя­жа­ния чело­ве­ком Духа Свя­того?

— Уже гово­ри­лось, что бла­го­дать Божия питает силу духа, а силь­ный дух непо­сред­ственно укреп­ляет и волю как есте­ствен­ную силу нашей души. Чем более без­бла­го­да­тен чело­век, тем слабее в нем воля, тем более он под­вер­жен мало­ду­шию.

Апо­сто­лов нельзя счи­тать мало­душ­ными людьми в срав­не­нии со своими ино­пле­мен­ни­ками. Однако до соше­ствия Свя­того Духа их сила воли имела пре­делы чело­ве­че­ского есте­ства. Бла­го­дать Божия впо­след­ствии поз­во­лила им совер­шить то, что пре­вы­шало есте­ствен­ные чело­ве­че­ские силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *