дьявол носит прада что это значит
Почему «Дьявол носит Prada» — революционный фильм, проливший свет на проблемы, о которых в гламурные 2000-е было принято молчать
15 лет назад на экраны вышел фильм «Дьявол носит Prada». Градус его популярности не снижается до сих пор. Как не утихают и споры о том, кто же в фильме все-таки истинный дьявол. Кажется, образы главных героев уже разобраны от и до. А вот некоторые важные идеи, показанные в фильме, до сих пор часто остаются без внимания.
Редакция AdMe.ru пересмотрела культовую ленту еще раз и проанализировала неочевидные, но значимые моменты фильма.
Обнажается изнанка капитализма
Эксплуатация труда, показанная в фильме, — явление далеко не случайное. Это одна из главных стратегий всей капиталистической системы. А журнал «Подиум» является лицом этой системы. Чтобы работа издания приносила максимум выгоды, здесь формируетсякорпоративная культура, главный принцип которой — эксплуатировать сотрудников.
Следствием такой системы требований стало распространение среди молодежи идеи о том, что добиться карьерного роста можно только в том случае, если ты выкладываешься на работе по полной. На Западе для подобных идей есть особый термин — grind culture. Дословно это переводится как «культура измельчения».
Суть grind culture заключается в том, что начинающие специалисты должны вкалывать 24/7. Тем самым они якобы делают инвестиции в будущее: когда-нибудь (возможно, но это не точно) они займут высокий пост и перестанут быть объектами эксплуатации.
Это похоже на мини-модель восстания рабочего класса. Энди решает больше не использовать в качестве трамплина для карьерного роста работу, отнимающую силы, а идти по собственному пути.
Осуждаются общество потребления и буржуазный образ жизни
Prada, Dior, Chanel, Hermès — фильм прямо-таки изобилует названиями люксовых брендов. При этом о них говорят так, будто и не стоит каждая вещь такой марки по несколько тысяч долларов. Носить люкс — это норма жизни, согласно неписаным правилам «Подиума». Это со временем понимает даже Энди и сама облачается в одежду, которую когда-то презирала.
Общество потребления, навязывающее бренды как что-то жизненно необходимое, к чему должен стремиться каждый, — основа буржуазных ценностей. А сами буржуазные ценности — основа буржуазной идеологии, на которую опирается журнал «Подиум».
Дорогие вещи и бренды и в самом деле играют важную роль в создании идентичности потребителей. По крайней мере, мы так думаем. Выбирая люксовую вещь, мы уверены, что как минимум приобретаем индивидуальность, как максимум — приближаемся к тому красочному образу жизни, который пропагандирует глянец.
Энди не возвращает себе свой прежний облик, но и больше не стремится надеть роскошное платье от Dior или туфли от Jimmy Choo. Энди одевается так, как комфортно ей, а тяготящий ее груз брендовых вещей она без сожалений оставляет Эмили.
Высмеиваются стереотипы о женской внешности
Фильм иронизирует над представлениями о том, какой должна быть женщина. Все сотрудники «Подиума» считают, что женщина просто обязана выглядеть привлекательно: красиво одеваться, делать макияж, всегда ходить на каблуках. Отдельным пунктом идут изнуряющие диеты вроде той, что у Эмили: не есть ничего, кроме кусочка сыра.
Внешность не оказывается решающей и в отношениях. Неоднократно парень Энди Нейт говорит ей о том, что ему все равно, как она выглядит, что он любит ее любой. Идеология «Подиума» рушится, как карточный домик. Потому что в конечном счете определяющими в жизни человека становятся его ум, характер и внутренний мир. А внешность совсем не главное.
Освещается проблема сексизма
На первый взгляд, фильм кажется одой селф-мейд-вумен. Обе главные героини — амбициозные карьеристки. Миранда уже добилась успеха и признания. Энди еще в начале карьерного пути, но, несомненно, имеет огромный потенциал. Однако на самом деле в фильме показанастереотипизация гендерных ролей.
В этом смысле Миранда поначалу кажется доказательством обратного: того, что женщина может прекрасно совмещать карьеру и семью. Но это представление рушится, когда мы понимаем, что ради работы Миранда жертвовала многим: временем, которое она могла бы провести с дочерьми, вниманием к мужьям.
Ни один из мужей, видимо, не примирился с тем, что для Миранды на первом месте работа, поэтому в конце фильма она разводится с очередным супругом. Миранда показана как антипример женщины.
В чем-то с друзьями и парнем Энди можно согласиться. Устроившись в «Подиум», она стала работать в режиме нон-стоп и следовать правилам модного издания, которые раньше не принимала. Энди предала свои принципы, тем самым потворствуя порабощающей системе. А это хуже, чем само существование системы.
«Дьявол носит Prada» заслуженно имеет статус культового фильма 2000-х. Чуть ли не впервые в кино было показано закулисье глянца и fashion-индустрии. В гламурную эпоху нулевых фильм поднимает революционные темыэксплуатации труда, навязчивого маркетинга и бесконтрольного шопинга, сексизма и бодишейминга.
Фильм заставляет нас вернуться к истокам, показывая, что карьера и деньги — это не единственная и не самая важная часть нашей жизни, что взаимоотношения между людьми по-прежнему на первом месте. А еще «Дьявол носит Prada» — это лучший фильм о моде нулевых, отражающий все тренды и тенденции той эпохи.
А вам нравится фильм «Дьявол носит Prada»? Позиция какого персонажа картины вам наиболее близка?
10 фактов о Дьяволе, который носит Prada
Фильм «Дьявол носит Prada» основан на выдуманных событиях, с вкраплениями пикантных реальных историй самого желанного и могущественного глянцевого журнала всех времен – Vogue.
История кино окутана невероятными фактами, догадками и подробностями. Здесь собраны 10 лучших из них.
1. Известен факт, что фильм основан на реальных событиях, а главная героиня – редактор модного журнала – никто иной, как Анна Винтур – главред американского Vogue. Интересно и то, что Анна лично смотрела фильм и призналась, что фильм ей понравился, но она также добавила, что главная героиня Миранда абсолютно на нее не похожа, и, что позиция ассистента для нее первостепенна. Тем не менее, все крупные издания, в том числе Vogue, почему-то тему фильма и книги «Дьявол носит Prada», старательно обходят стороной.
4. Среди актеров, которые получили роли второго плана, была Жизель Бюндхен, топ-модель, которая сыграла подругу стервозной ассистентки Миранды. Известно и то, что Жизель согласилась сыграть в фильме только в том случае, если будет играть не модель. Для роли Найджела – правой руки Миранды, изначально привлекли Дэниэл Санжата, который в итоге сыграл дизайнера Джеймса Холта, а на роль Найджела же утвердили неподражаемого Стэнли Туччи.
5. Патриция Фильд – стилист фильма «Дьявол носит Prada». Именно благодаря ей герои выглядели такими, какими мы их запомнили – яркие, стильные, невероятные! Интересно и то, что именно она была художником по костюмам в фильме «Секс в большом городе», который так полюбился миллионам женщин по всему миру.
6. Очень многие вещи из фильма, например, гардероб, который Миранда разбирала для примерки, или злосчастная книга о Гарри Поттере, были проданы с аукциона, а вырученные деньги направлены на благотворительность в организацию, дарящую женщинам одежду для собеседований, чтобы поддержать работающих женщин Америки.
8. Автор книги «Дьявол носит Prada» Лорен Вайсбергер тоже промелькнула в одном из эпизодов фильма. Няня девочек Миранды, которая сопровождает их в поезде, – автор многомиллионного бестселлера.
10. Для съемок сцен Парижской недели моды продюсеры фильма пригласили множество знаменитых дизайнеров, но сыграть комильфо согласился лишь Валентино Гаравани. Поговаривают, что произошло это из-за запрета Анны Винтур, которая пообещала дизайнерам, что принявшие это предложение никогда больше не появятся на страницах журнала Vogue. Видимо авторитета Валентино все-таки хватило на то, чтобы самостоятельно принять решение сняться в фильме.
Дьявол носит Прада (The Devil Wears Prada)
«На Вас надет «мешковатый голубой свитер», поскольку Вы хотите показать, что являетесь человеком серьезным, и Вас ни капельки не волнует, во что Вы одеты. Но Вы не знаете, что этот свитер не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И Вам невдомек, что в 2002 Оскар де Лоренто создал коллекцию вечерних платьев небесно-голубого цвета.
«Миллионы девушек мечтают о такой работе». Как бы не так! Эти девушки просто не знают, какой ад ожидает их под началом Миранды Пристли. Тысячи крупных и мелких, несомненно, важных, порой нереальных, но обязательных для исполнения поручений необходимо выполнять ежедневно. Посидеть в компании друзей, съесть пиццу и выпить бутылку пива? У Вас на это не останется времени. Молодой человек? Забудьте, Вам будет некогда. Вообще забудьте обо всем, что не связано с выполнением поручений деспотичной миссис Пристли. Вы все еще желаете трудиться в индустрии моды?
В целом, фильм оставляет приятное впечатление и положительные эмоции. Картину рекомендуется смотреть не только читателям гламурных журналов и любителям обсудить «модные шмотки», но и, в первую очередь, молодым специалистам, выпускникам институтов, дабы не повторять ошибки, а учиться на чужих. Ну и, собственно, всем остальным, желающим отдохнуть за просмотром прекрасного кино.
Дьявол носит Прада / The devil wears Prada
Режиссер: Дэвид Франкель
В ролях: Мерил Стрип, Энн Хатауэй, Стэнли Туччи, Трэйси Томс
Жанр: комедия
Страна: США
КиноФильму «Дьявол носит Prada» — 15 лет: Кто же истинный злодей в этой истории?
Правы ли те, кто критикует парня и друзей главной героини?
В этом году легендарному фильму «Дьявол носит Prada» исполняется пятнадцать лет. Зрители вновь обсуждают ленту (хотя, пожалуй, и не переставали), а издания делятся занимательными фактами. Так, Мерил Стрип, которая «оставалась в роли» Миранды Пристли на протяжении съёмок, рассказала, что после этого перестала настолько погружаться в героинь. Во время работы над фильмом Стрип специально почти не проводила времени с коллегами. «Я слышала, как они все веселились и смеялись. Я была так подавлена! Я решила: „Ну, это цена, которую ты платишь за то, чтобы быть боссом!“ Это был последний раз, когда я пыталась играть по методу [Станиславского]». А на роль Энди Сакс, которую в итоге сыграла Энн Хэтэуэй, звали Рэйчел Макадамс — но она аж трижды от неё отказывалась.
Но самые интересные обсуждения касаются того, кто же был истинным «дьяволом» в фильме, начальница Миранда или всё-таки бойфренд и друзья главной героини, которые её не особо поддерживали на протяжении сложного года? Мы решили разобраться, кто настоящий злодей в истории, которая не теряет своей актуальности.
текст: Анна Третьякова
Так ли неправ Нэйт?
Пожалуй, одним из самых популярных в последние годы в соцсетях мнений является то, что настоящий злодей в истории Энди — это её парень Нэйт, который не поддерживал свою девушку в сложный для неё период. С этим уже в целом согласен и Эдриан Гренье, сыгравший Нэйта. В недавнем интервью Entertainment Weekly он сказал: «В то время я был таким же незрелым, как и он, поэтому я не мог видеть его недостатки, но, потратив время на размышления и множество обсуждений в Интернете, я могу понять правдивость этого мнения».
Когда Нэйт только узнаёт, что Энди приняли на работу в Runway, он саркастично интересуется, проходило ли собеседование по телефону, за что главная героиня, кстати, его осаждает (но потом он всё же говорит Энди, что ему она нравится в любой одежде). Но главное, что критики вменяют Нэйту, — это его незрелое отношение к положению Энди и, в частности, обида за то, что она пропустила его день рождения из-за важного рабочего мероприятия. В защиту Нэйта здесь стоит отметить, что он поясняет, что для него дело не в пропущенном дне рождения, а в том, что у подруги меняются приоритеты, она отдаляется и словно становится другим человеком. В соцсетях же замечают, что Нэйт работает поваром, а представители этой профессии, как известно, проводят на работе круглые сутки — он, как никто другой, должен понимать и поддерживать Энди. Однако он со стороны замечает более серьёзные проблемы в рабочих отношениях Энди и Миранды, а не только переработки. Примечательно, что другой конфликт пары происходит, когда Энди делает домашнее задание за дочерей Миранды (странная задача для ассистента главреда) — Нэйт справедливо удивляется этому. Его разочарование вполне объяснимо, хотя ему не всегда удаётся донести свою мысль до подруги. В итоге, как это часто бывает в кино, недопонимание пары сводится к тому, что они не могут поговорить — в ключевом моменте из-за того, что Энди решает ответить на звонок начальницы, — и обсудить свои проблемы и поддержать друг друга в сложном начале карьерного пути.
А друзья Энди?
Окружению Энди не нравится, что она работает ассистенткой, у которой даже нет возможности писать что-то для журнала. Всё-таки героиня приехала в Нью-Йорк стать журналисткой. Отец Энди и вовсе предпочёл бы, чтобы она изучала право в Стэнфорде, а друзья считают, что она сильно изменилась и стала частью «поверхностного» мира моды. При этом компания Энди не против приятных бонусов её работы: Лили и Даг с радостью принимают дорогие подарки (включая сумку Marc Jacobs!), ненужные Миранде, и в той же сцене в шутку отбирают у подруги звонящий телефон, удивляясь её раздражённой реакции.
С одной стороны, друзей главной героини можно понять: их подруга проводит круглые сутки на работе, которая ей в глубине души не очень интересна, она постоянно в стрессе и, кажется, забыла, что ей было важно. Однако выходит так, что упрёками они свою подругу никак не поддерживают, а стрессом для неё становится не только работа, но и общение с близкими, которым она вряд ли теперь может выговориться. Её успехи и проявившийся интерес к моде друзья не воспринимают всерьёз, не слушают, когда она пытается объяснить, что этот мир не такой несерьёзный, как кажется, и для Runway, например, пишет и Джоан Дидион. В результате героиня не чувствует поддержки, а одним из самых близких людей для Энди становится коллега Найджел, которого безупречно сыграл Стэнли Туччи.
Иллюзия «года с Мирандой»
Здесь стоит отметить, что изначальное предположение фильма кажется немного обманчивым. По сюжету «год с Мирандой» должен открыть перед Энди все двери, но, учитывая, что ей интересны политика и социальные проблемы, её опыт на самом деле не сильно приближает её к работе мечты. Будучи ассистенткой, Энди не получает возможности писать что-то для журнала, а навыки, которые она приобретает, больше пригодились бы, например, будущему продюсеру. Даже в конце фильма на собеседовании в газету главред интересуется её карьерной «аномалией». До этого выбору Энди удивляется и писатель Кристиан Томпсон, которого играет Саймон Бейкер, хотя здесь можно поспорить, что познакомиться с ним (и получить предложение почитать её тексты) Энди смогла благодаря своей работе на Миранду.
Больше пользы главной героине могла бы принести стажировка в любимом издании, но такие вряд ли хорошо (если вообще) оплачиваются, а она всё-таки живёт в Нью-Йорке. И, как зрители узнают в начале фильма, выбор у неё был между Runway или «Вселенной автомобилей», и Энди ожидаемо предпочла модное издание.
Начало карьеры
Фильм «Дьявол носит Prada» показывает, что все друзья ещё находятся на первых ступеньках своей карьеры. В начале картины друзья обсуждают свои должности, и, кажется, мало кто из них в полную меру реализует себя на своём месте. Кстати, в этой же сцене зрители видят традицию друзей подшучивать друг над другом. Сначала все находят забавной новую модную должность Энди, а потом подколы идут по кругу: повар Нэйт, по мнению друзей, работает в дыре с бумажными салфетками (позже в фильме вскользь упоминается, что он не смог устроиться в хороший ресторан из-за недостатка опыта), никто не понимает, чем Лили занимается в галерее современного искусства, — частый упрёк, который приходится слышать работникам сферы культуры, а Даг и вовсе финансовый аналитик, как такое может быть по душе, смеётся над приятелем сама Энди. Но в итоге компания поднимает бокал за «работу, которая позволяет платить по счетам».
Эта небольшая сцена на самом деле показывает, что все герои пока находятся в начале карьерного пути, не могут найти работу, которая бы хорошо оплачивалась и позволяла бы развиваться. А защитным механизмом этой неудовлетворённости становятся шутки над друзьями, которые находятся в точно таком же положении.
Легендарная Миранда Пристли
Кажется, в соцсетях зрители отчасти реабилитируют Миранду Пристли, критикуя парня Энди Нэйта и её друзей. И даже сама Энди в фильме замечает, что, будь Миранда мужчиной, у неё бы не было негативной репутации. Отчасти это заслуга Мерил Стрип, она не просто сделала героиню харизматичной, но и сильно повлияла на неё. Актриса не только предложила образ Миранды (её причёска — идея Мерил Стрип), но и настояла на том, чтобы почти в каждой сцене фильма та работала. Так лента показывает компетентность главреда: она помнит разные проекты журнала и резко отметает повторяющиеся идеи своих подчинённых (это показывает сцена брейншторма для нового номера), разбирается в истории моды и современных тенденциях — этому подтверждение знаменитый монолог о синем свитере Энди.
Таким образом, персонаж Миранды претерпел важные изменения по сравнению с книгой. Эссеист Джеймс Вудалл назвал роман Лорен Вайсбергер «художественной местью» Анне Винтур, которая, как считается, стала прототипом героини Миранды Пристли. В книге ассистентка почти не меняет негативного отношения к начальнице, сомневается в том, что её «легендарность» оправдывает её поведение, и говорит, что почти не видит её за работой. В фильме же происходит некая романтизация трудоголизма Миранды Пристли и едва ли не оправдание проявлений власти. Энди начинает верить, что Миранда права в том, что считает, что её работу может выполнять только она, и поэтому предъявляет высокие требования самой себе и ожидает такого же качества работы от других, попутно их унижая. Этому отчасти способствует и знаменитый монолог Стэнли Туччи в фильме, где он отказывается подбодрить Энди и намекает, что её проблемы в том, что она считает себя лучше этой работы.
И всё же перфекционизм, если это можно так назвать, Миранды, бесспорно, создаёт токсичную рабочую атмосферу. Она ожидает, что её поймут с полуслова, отчего сотрудники просто боятся уточнять у неё какие-то детали. Она высказывает своё разочарование в профессионализме Энди, когда у той не получается организовать ей перелёт во время урагана, — сейчас это кажется примером газлайтинга. Её требование найти неопубликованную книгу о Гарри Поттере (и намёк на то, что Энди может не возвращаться в офис, если её не раздобудет) и вовсе воспринимается как месть за то, что Энди случайно услышала личный разговор Миранды с мужем.
Миранда может быть легендой в своей сфере, но это не должно отменять человеческого отношения к своей команде — в современном мире её нежелание запомнить имя ассистентки, бросание пальто и сумки на её стол (отлично спародированное в «Офисе») и общая атмосфера угнетения вызвали бы последствия.
«Дьявол носит Prada» — история о противостоянии двух героинь и даже в большей степени о том, как Энди удалось осознать свои приоритеты. И в то же время это развлекательный фильм, который можно анализировать и по сей день. Благодаря грамотному сценарию со множеством важных деталей, безупречной актёрской игре (на закатывающую глаза Эмили Блант можно смотреть бесконечно) да и запоминающейся работе Патриции Филд над костюмами, лента остаётся актуальной до сих пор. За Мирандой Пристли в исполнении Мерил Стрип очень интересно наблюдать, но надеясь, что никогда не придётся работать в подчинении у такого человека. И размышляя, как бы мы сами поступили на месте её ассистентки.
О фильме и книге Д-л носит Prada
Фрагмент из статьи «Легкая литература, легкое кино»
Дьявол от кутюр
«Дьявол носит Prada». Эта книга и поставленный по ней фильм очень прямолинейны.
В них не содержится никаких дополнительных смыслов и загадок, кроме главной идеи, истина, которую они несут, далеко не нова, и все же она потрясает.
В одном из эпизодов фильма ярко показано, как меняется Андреа даже по отношению к такому любимому и близкому человеку, как отец, с которым ее связывают по настоящему дружеские и теплые отношения.
Отец приезжает на выходные в Нью-Йорк, чтобы навестить ее. Он искренне заботится не только о том, чтобы дочь встала на ноги, стала хорошим профессионалом, но и чтобы жизнь ее при этом сложилась достойно и счастливо. Оба рады встрече, но доверительную беседу отца и дочери нарушает неурочный звонок начальницы.
Выполнение задания настолько поглощает Андреа, что та выскакивает из такси, в котором они едут, захлопывая дверцу перед самым носом у выходящего следом отца. В этот момент она просто-напросто начисто забывает о его существовании!
В фильме история прозрения Андреа более логична. В Париже, когда конкуренты пытаются сместить Миранду, та производит собственную виртуозную рокировку, без колебания жертвуя карьерой своего лучшего сотрудника Найджела. Андреа, которая узнает о заговоре и тщетно пытается предупредить Миранду, потрясена тем, как развернулись события.
И когда Миранда снисходительно раскрывает младшей ассистентке всю подоплеку произошедшего, а Андреа приходит в ужас, Миранда замечает, что та уже точно так же поступила с Эмили. Ведь старшая ассистентка Миранды, мечтала поехать в Париж, ради этого жертвуя всем на свете, включая собственное здоровье, но Миранда выбрала расторопную и хваткую Андреа. Правда, все-таки, чтобы не усложнять образ главной героини, настоящий проблемы выбора в этой ситуации не стоит ни в фильме, ни в книге. В книге Эмили неожиданно заболевает редкой болезнью мононуклеозом, а в фильме ее и вовсе сбивает машина. Так что Андреа просто ничего не остается как перешагнуть через уже упавшую коллегу.
Андреа убеждается в том, что мир моды – мир лжи, фальши, интриг, ложных надуманных ценностей, где человек не ценен и не значим, где все покупается и продается, где нет дружеских связей, и уважения к тому, кто честно и добросовестно выполняет свои обязанности много лет, где все держится на страхе потерять престижное место и стремлении любой ценой убрать конкурента. Кроме того, она, наконец, понимает, что и сама изменилась далеко не в лучшую сторону.
Андреа решительно бросает все и возвращается домой, не дотянув до заветного срока всего месяц. В книге она грубо объясняется с Мирандой, но создатели фильма справедливо посчитали, что это ни к чему.
И книга и фильм заканчиваются хеппи-эндом. Правда, в фильме у Андреа еще и остается надежда исправить отношения со своим парнем (в картине его зовут Нейт). И именно Нейт прямо и просто отвечает на вопрос о том ради чего Андреа предала своих друзей и свои идеалы: ради туфель, блузок, жакетов, сумок.