джинн что это такое
Значение слова «джинн»
В западной культуре джинн прежде всего известен из сборника сказок 1000 и 1 ночь, как волшебный дух со скрестившимися руками, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна.
джинн
1. мифол. религ. в доисламской арабской мифологии и исламе — сверхъестественное существо, огненный дух [6] ◆ Кроме ангелов есть ещё другие духовные существа, которых называют джиннами. Джинны — это существа неангельской природы, они созданы из бездымного огня и разделены на два типа существ: есть джинны-мусульмане и джинны-язычники. Даниил Сысоев, свящ., «Ислам», 2006 г. ◆ Знай же, о изумительнейший из изумительных, что тебе неслыханно повезло, ибо я больше кого-либо из джиннов богат знаниями по географии, я, твой верный слуга Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Л. И. Лагин, «Старик Хоттабыч», 1938 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
2. перен. что-либо мощное, могучее, которое будучи неконтролируемым способно принести вред, вызвать нежелательные последствия ◆ Но на лице его видно не торжество, а скорее растерянность. Более того, во взгляде угадывается затаённый страх перед выпущенным на свободу ядерным джинном… В. В. Шилов, «Ванневар Буш», 2004 г. // «Информационные технологии» (цитата из НКРЯ) ◆ Разрешили говорить вслух то, что раньше никто не говорил даже под пыткой! И выпущенный из бутылки джинн гласности начал превращать в хаос всё вокруг. Артём Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В преддверии выборов ему всё чаще напоминают о всенародном обещании, что «олигархи прекратят своё существование как класс». Но в озлобленной бедностью России это означало бы выпустить джинна классовой ненависти. Вячеслав Костиков, «Головокружение от успехов», 2003 г. // «Аргументы и факты» (цитата из НКРЯ)
Кто такие джинны в Исламе?
В данном посте не будет подробного описания природы джиннов, так как из-за незнания арабского языка я ограничен переводами на русский язык. Здесь будет просто краткое собрание из доступных источников. Извините, если это будет трудным для чтения или неинтересным, красноречием не блещу. Здесь могут быть пропущены важные вещи. Если мне на это укажут, буду благодарен.
Указание на существование джиннов.
«Я создал джиннов и людей лишь ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Рассеивающие прах, 56)
Муслим в своем «Сахихе» приводит достоверный хадис со слов Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из пламени огня, а люди — из того, что было вам разъяснено (Кораном)».
Сотворил Всемогущий и Великий Аллах «Сумая», отца джиннов за две тысячи лет до сотворения Адама, мир ему. И сказал Всемогущий и Великий «Сумае»: желай… И сказал «Сумая»: желаю, чтобы мы видели, и не были видимыми, … и чтобы возмужалый из нас становился юношей. И Всемогущий Аллах откликнулся на желание «Сумая», и поселил его на земле, … Таким образом, джинны были первыми, кто поклонялись Господу на земле. [Источник: Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах ].
Однако пришло поколение из джиннов, вместо того, чтобы продолжать благодарить Господа, за то, что Он даровал им из милостей, распространяли на земле нечестие, путем убийства друг друга… И Господь велел своей армии из ангелов совершить поход на землю, для того, чтобы искоренить зло, которое охватило его, и наказать сыновей джинна за их распространение нечестия на ней.
И ангелы совершили поход на землю, убили, кого убили, и были изгнаны из джинов кто был изгнан… Убежало же из джинов малое количество, они скрылись на островах и на вершинах гор. И захватили в плен ангелы из джиннов «Иблиса», который тогда был маленьким, и взяли его с собой на небо, [Источник: тафсир Ибн Масуда]. «История сначала», аль-Карни.
История Иблиса (сатаны).
В Исламе нет такого, что ангелы вдруг восстали против Бога и были изгнаны и прокляты. После того, как ангелы взяли Иблиса с собой, он стал много поклоняться Богу. Из-за этого он стал не по природе, но по делам стал равен ангелам, поэтому, когда Аллах велел ангелам склониться перед Адамом, это обращение было также и к нему.
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа». (Пещера, 50)
Иблис не хотел занимать места Бога, он просто возгордился своим положением и происхождением.
Иблис сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». (Хиджр, 33)
Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (Сад, 76)
Но при своем изгнании, Иблис попросил у Бога.
Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих».
Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием.
Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания дьявола — всего лишь обольщение.
Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем». (Ночной перенос, 62-65)
Так те из джиннов, кто последовали за ним были названы шайтанами, как и он сам.
Среди джиннов есть верующие и неверующие.
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого. Мы были разрозненными группами» (Джинны, 11).
Ибн Аббас о словах «Мы были разрозненными группами» сказал: «Т.е. среди нас есть верующие и неверные!» См. «Тафсир Ибн Касир» 4/430.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Т.е. различные пути: мусульмане и неверные, приверженцы Сунны и приверженцы нововведений». См. «Рисаля аль-джинн» 27.
Джинны
Общие сведения
Джинн (ед.ч. джинни; синоним джанн) – джинны, мифологические существа, одна из трех категорий сотворенных Аллахом разумных существ (две другие – созданные, соответственно, из света и глины – ангелы и люди). Согласно Корану, джинны созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела, обладают разумом. Они могут приобретать любую форму и выполнять любые приказания. Джинны жили на земле еще до сотворения Адама, обычно враждебны людям. В Коране джинны упоминаются несколько раз – 6:112, 128-130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14.
Согласно преданию, джинны бывают мужского и женского пола, живут в пустынях, горах, лесах; имеют несколько категорий, среди них – гул, ифрит, силат. К джиннам мусульманское предание относит и шайтанов.
Согласно Корану, Мухаммад был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовала и стала распространять ислам. «Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: «Воистину, мы слышали удивительный Коран» (Коран. Сура 72. Аят 1). Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом, ангелом, низвергнутым с небес и ставшим врагом Аллаха, и составляли вместе с шайтанами его воинство. «В тот день Он соберет их вместе: «О сонмище джиннов! Вы ввели в заблуждение многих людей» (Коран. Сура 6. Аят 128).
В The Encyclopaedia of Islam говорится, что «отношения джиннов с Иблисом, и шайтанами в целом, неясны». В Коране есть аяты, в которых Иблис назван джинном: «Вот сказали Мы ангелам: Падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» (Коран. Сура 18. Аят 50). Но есть и аяты, в которых он назван ангелом: «Вот мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран. Сура 2. Аят 34).
Как и все неверующие, джинны обречены на муки в джаханнаме (аду). Джиннам поклонялись язычники. По приказу Аллаха большое число джиннов служило кораническому персонажу мудрому царю Сулейману (в Библии – Соломону), они строили для него храм и дворцы, доставили в мгновение ока трон царицы Савской.
Мусульманская литература полна рассказов о джиннах, об их любовных историях, о хранимых ими сокровищах, об их попытках искушать аскетов. Джинны с их способностью творить чудеса были любимыми персонажами народной литературы и фольклора мусульманского средневековья, в частности сказок цикла «1001 ночь».
В сказках «1001 ночь», особенно в первой части, джинны проявляют свою враждебность по отношению к человеку. Скитаясь в ночи, они могут перемещать человека на большие расстояния, сбивать его с пути, превращать человека в собаку или обезьяну. Но, с другой стороны, джинны воскрешают человека, учат его тому, как избавиться от другого джинна и т.д.
Один из главных аспектов мусульманской магии – попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. Мусульманские теологи признают сам факт такого использования джиннов, хотя их суждения по поводу легитимности таких практик разнятся.
Джинны – почти полностью вошедшая в ислам часть доисламских народных верований Аравии. Для жителей внутренней Аравии VI-VII вв. весь окружающий их мир – пустыни, горы, камни и деревья – был населен джиннами. Они считались в основном враждебными людям, но их можно было задобрить, поклоняясь им и принося жертвы, у них можно было искать помощи.
Джинны, как и шайтаны, помогали прорицателям, кахинам и поэтам (шаирам) получать вдохновение из потустороннего мира.
Коран включил джиннов в мусульманскую картину мира, дав исламское объяснение тому, что для аравийцев начала VII в. было безусловной реальностью. В дальнейшем мусульманский образ джиннов вобрал в себя многие элементы фольклорного и религиозного наследия принявших ислам народов.
Джинны на Кавказе
Традиции изгнания джиннов распространены на Кавказе до сих пор. Исламский экзорцизм может проводиться как в мечетях, так и на дому, народными целителями. В 2018 году «Кавказский узел» рассказывал о смерти жителя Азербайджана Мурада Солтанова, из которого 6 человек изгоняли джинна палками.
Главный врач центра, богослов Адам Эльжуркаев, имам центральной мечети города Грозного «Сердце Чечни» уже 14 лет занимается исламским экзорцизмом 4 и утверждает, что лично изгнал из одержимых сотни джиннов. Одновременно с этим Эльжуркаев активно занимается «охотой на ведьм» в Чечне.
Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская обратила внимание, что люди активно и всерьез обсуждают действия джиннов. Она связала это с многолетним давлением (включающим массовый контроль за поведением и моральное унижение) на жителей Чечни.
Источники:
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Как выглядит Джин
Всевышним были созданы существа двух видов, которых он наделил свободой выбора: люди и джинны. Все остальные существа на земле свободой выбора не обладают, а лишь совершают то, что в них вложил Всевышний. Также свободой выбора не обладают ангелы, которых создал Творец для послушания и подчинения Всевышнему. Джины же имеют возможность выбирать сами, по своему желанию, в кого верить и кому поклоняться.
Как же выглядит джин, и что это существо собой представляет – дух или осязаемое существо? «Джинн» в переводе с арабского означает «скрытый, тайный», а джинны обычно человеческому взгляду не видны. Это только в мифологии, в арабских сказках и мультипликационных фильмах джинн предстает в образе духа, иногда доброго, способного выполнить три желания, живет в волшебной лампе и можно вызвать джина из этой лампы и загадать желание. В сказке говорится, что для того, чтобы вызвать джинна из волшебной лампы или сосуда, в котором он заточен, достаточно потереть лампу.
Где живут джины?
Кто такие шайтаны?
Тех духов, что сводят с ума и сбивают с истинного пути, искушают, пытаются вызвать желание совершить грех, называют шайтанами – в попытке вызвать джина люди часто недооценивают масштаб творимого ими греха, ослепленные греховными желаниями, потому что эти духи выполняют задание Иблиса (дъявола, который также является джином), работая на него. С шайтанами работают гадалки, колдуны черной магии и предсказатели, которые могут вызвать джина специальными ритуалами, и тогда за определенную плату или в обмен на что-либо шайтаны могут выполнять желание колдуна, нанося определенному человеку вред.
Что случилось с джинами с приходом пророка ﷺ?
Религия джинов
Н екоторые джинны являются мусульманами. В Священном Коране сказано, что среди джиннов встречаются и мусульмане, и уклонившиеся. Те из джиннов, которые стали мусульманами, изъявили желание избрать прямой путь и последовали им.
Подобно людям, джинны обладают правом выбора, которым наделил их Всевышний: они могут по своему желанию выбирать религию для себя, как это могут делать и люди. Среди джиннов встречаются как мусульмане, так и христиане, и иудеи. Среди джиннов встречаются и те, которые, как и некоторые люди, поклоняются Ибли c у.
Как выглядит Джин?
Как сказано в Священном Коране, «…Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (сура Аль-Хиджр (Хиджр), 27-й аят), а поскольку Иблис – не падший ангел, ведь нет среди ангелов падших, потому что они безгрешны и не способны проявлять по отношению к своему Творцу непокорность, то Иблис также является джинном. Сказан о, что Аллах обратился к Иблису с вопросом: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?», на что Иблис ответил:
«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура Аль-Араф (Ограды), 12-й аят) и не изъявил желания падать ниц перед Адамом.
В Священном Кор а не также сказано, что, когда Аллах сказал ангелам пасть ниц перед Адамом, они все пали ниц, но только один из джиннов Иблис не пал, ослушавшись воли своего Творца и поступив по своему желанию.
Отвечая на вопрос о том, как выглядит джин, стоит не только остановиться на том, как они выглядят, но и какими уникальными способностями, удивительными для человека, они обладают. Способности джиннов делают их отличными от людей, не подобными им: многие их возможности находятся за пределами возможностей людей. Один из джиннов мог принести трон царицы Савской пророку Сулейману как доказательство его пророчества и силы до того еще, как закончится собрание, на котором они находились в тот момент. У некоторых джиннов есть способность принимать облик любого животного, а другие джинны обладают способностью летать.
Вред и польза от джинов
Люди, которые занимаются колдовством и магией, используют джиннов в колдовстве для своих целей – либо чтобы причинить другому человеку зло, либо чтобы помочь ему, излечить его или защитить. Но в Коране сказано, что те, кто обращался за покровительством к джиннам, вместе с покровительством и исполнением желания получали все увеличивающийся страх и беззаконие.
Люди должны помнить, что вред людям джинны могут нанести только по воле Аллаха, поэтому надо всегда стремиться к тому, чтобы Аллах помог людям защититься от джиннов. И если не будет соизволения Всевышнего на то, все козни джиннов, тайные беседы от дьявола, целью которых – сбить уверовавшего с пути истинного, ни к чему не приведут.
Могут ли джины вселиться в человека?
На возникающие вопросы о том, способны ли джинны вселяться в людские тела, вызывая у здорового и физически, и психически помешательство, Шариат отвечает следующим образом.
Ряд современников утверждают, что вхождение джинна в тело человека, скорее объясняется случаями умственных расстройств, и они отрицают сам факт наличия у джиннов умения вселяться в человеческое тело.
Но приверженцы Сунны единогласно утверждают, что джины способны вселяться в людские тела по собственному желанию. Этот факт встречал отрицание только со стороны разных философов, считающих данное утверждение не соответствующим здравому смыслу. Также отрицали умение джиннов вселяться в людей мутазилиты, об этом упоминал имам ас-Суюты.
Сунниты же приводят по этому вопросу следующие доводы. Поскольку Всевышним было сказано, что «…те, которые пожирают ростовщичество, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» (сура Аль-Бакара (Корова), 275-й аят), то это говорит о том, что в Судный день будут воскрешены ростовщики, как те люди, которых поразил джин. На таком объяснении данного аята сходятся все толкователи Священной Книги Коран, как утверждает и мам ибн Джуз а й аль-Кальби. Приводятся также слова Сафийи о том, что Пророком Мухаммадом ﷺ было сказано, что «…шайтан перемещается в сынах Адама с кровью!», и этот хадис, по утверждению имама ибн Хаджара аль-Хайтами, опровергает мнение тех, кто отрицает факт того, что шайтан может входить в тело человека.
О том, как поступать с пострадавшим, в которого вселился джин, ведется немало споров. В ряде хадисов есть упоминания о том, что во время лечения людей Пророк Мухаммад ﷺ ударял их: мог стукнуть их в грудь, а ребенка мог постучать по спине. Из этого многие делают вывод, что для лечения верующего, в которого вселился джин, следует его ударить или даже избить. Ученые не пришли по данному вопросу к единому мнению. Шейхуль-Ислам ибн Таймия высказывал уверенность, что, если для лечения верующего, пораженного джином, его потребуется ударить, то нужно это сделать это, и бить много, если это потребуется, помня, что боль доставляется не человеку, а джину, который в нем находится. Тому подтверждением могут быть слова излеченных, что они ничего не чувствовали. А имам ибн Муфлих подтверждал это, говоря, что когда ибн Таймия лечил пораженного джинном, он увещевал поразившего, потом повелевал ему, а потом запрещал ему. Если же джин не соглашался покинуть тело, то имаму приходилось бить пострадавшего до тех пор, пока джин не выходил.
Возможно вам также будет интересно прочитать и увидеть изгнание джиннов.
Но этот пример вовсе не означает, что поступки ученых мужей могут служить каким-то доводом в исламской религии, и даже тот факт, что Пророк ﷺ легонько постукивал пораженного, не говорит о том, что кого-то можно избивать в попытке вылечить, нанося часто ему серьезные увечья, как это делают многие изгоняющие шайтанов в наше время.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Джинн
Джинны (араб. جن , по одной версии, от лат. genius «дух», по другой — от арабского «иджтинан» что означает «скрытность, невидимое сокрытие») в исламе и до ислама — существа, созданные из чистого пламени, не воспринимаемые ни одним из 5-ти основных чувств человека, живущие параллельно с людьми, но появившиеся раньше них и так же восприимчивые к вере/неверию в Бога.
Джинны часто упоминаются в Коране, а также есть целая сура (глава) «Джинны». В то время как христианство утверждает, что Люцифер был ангелом-херувимом, восставшим против Бога, Ислам утверждает, что Иблис был Джинном, которому была предоставлена особая привилегия жить среди ангелов до своего восстания. Они существуют параллельно с людьми — рождаются, женятся, размножаются, умирают и будут воскрешены для суда пред Творцом за их деяния, после чего попадут в ад или в рай. Среди них есть верующие и неверующие в Аллаха. Последние являются помощниками сатаны. Джинны несравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Могут принимать как положительные, так и отрицательные облики.
…и создал джиннов из огненного пламени.СодержаниеДжинны в фольклореДжинны являются действующими лицами в сказках «Тысячи и одной ночи» и др. Чаще злые джинны выступают виновниками всяких бедствий: болезней, внезапной смерти и др. Женщины-джинны заманивают мужчин. Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов. Джинны в искусствеЛитература
|