джнана йога что это такое
Йога обретения духовного знания или Джняна-йога и ее подробное описание
Путь познания – так трактуют практику Джняна-йоги (Гьяна, Джнана, Дхьяна), потому что Джняна переводится с санскрита как «знание». Но в этом случае подразумевается не знание, полученное на основе логического либо интеллектуального мышления, а знание, основанное на интуиции и достигаемое в момент озарения.
Джняна йога — это путь достижения гармонии сквозь интуитивное просветление. Через прозрение постигается истина, а истина дает обретение Джняны.
Еще её определяют как длительное исследование, цель которого через более глубокое самопознание постичь интуитивное знание.
Что это? Особенности
Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.
Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.
Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.
Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Польза
Практкуя, человек начинает понимать, что есть реальный и иллюзорный мир, учится выявлять ложь. Душа возвышается над пустыми человеческими хлопотами, примитивностью ежедневного жизненного течения. Беспрерывное исследование, самопознание приводят к постижению сущности и приближению к Абсолюту. В конечной высшей точке на пути к познанию оказывается, что в поиске Абсолюта внутренняя сущность сама стала им.
Видео
Посмотрите эти видео на тему Джняна-йоги:
Методы
Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.
Джнана йога что это такое
Это путь исследования. Это не путь интеллекта, так как джняна-йога направлена на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека, поскольку интеллект — это часть внутреннего инструмента дживы, составленный из прошлого опыта и хранилища самскар, связанных с прошлыми воплощениями, то есть он нас и привёл в то состояние ограниченности, в котором мы пребываем.
Джняна-йога — это путь к интуитивному знанию, а оно является алогичным — то есть не может быть описано с помощью простой логики человеческого мира (Аристотелевой логики).
На этом пути человек задаётся вопросами о сути жизни и о своей истинной природе. Для успеха на этом пути необходимы усилия, сосредоточение и полное поглощение исследованием. Без этого невозможно получить озарение и истинное знание своей природы. Под этим знанием понимается интуитивное знание, которое невыразимо словами.
Путь джняна-йоги открыт для всех, однако лишь очень немногие готовы следовать ему. Это происходит в силу поглощения внутренними конфликтами и неспособностью расслабляться и отбрасывать фиксированные идеи и сформированный опыт, а также в силу того, что ум большинства людей слишком устремлён на внешние объекты и рассеян.
Поэтому большинству людей имеет смысл начинать с других путей йоги, позволяющих вначале очистить ум, упокоить его и сделать более однонаправленным. Человек должен полностью погрузиться в исследование, чтобы найти требуемые ответы.
Христос говорил: «Опустошите себя, и я наполню вас».
Мастера дзен Чао Чу спросили: «Что бы вы сказали тому, кто пришёл к вам с ничем?» Он ответил: «Выброси это».
Это начало джняна-йоги — отказаться от всех понятий.
Опустошив свой ум от завалов стереотипов, концепций и догм, с этой исходной позиции неприятия идеологий, человек, стоящий на пути джняна-йоги, должен начать задавать себе вопросы. Один из самых общеизвестных вопросов таков: «Кто я?»
Этот метод предлагал Рамана Махариши. Рамана Махарши шёл по пути джняна-йоги, он не просто повторял этот вопрос в течение пяти минут каждое утро перед завтраком. Вопрос пронизывал всё его существо, проникал в глубинные слои сознания и наполнял его. Исследование должно продолжаться непрерывно, сознательно или бессознательно.
Этот вопрос должен звучать независимо от того, что ищущий делает, вплоть до самых мелких и обыденных дел. Всё существо ищущего должно быть поставлено на карту в этом исследовании, так что знаменитый вопрос Гамлета из одноимённой драмы Шекспира («Быть или не быть?») меркнет перед этим поиском. Только тогда можно достичь само-реализации. Таков путь джняна-йоги.
Джняна-йога — это метод напряжённого размышления, которое ведёт к интуитивному знанию.
Гуру помогает ученику на пути джняна-йоги, даже когда ученик не знает, что он идёт по этому пути. Гуру может поставить вопрос или сказать нечто такое, что кажется ученику полностью противоречивым. Гуру может ставить вопрос прямо или косвенно; возможно, ученик услышит мимолётное замечание, но оно оставляет стойкое впечатление. Что-то в ученике пробуждается, его ум приходит в состояние кризиса, и ученик становится полностью поглощённым попытками поиска ответа на этот вопрос. В волнение приходят глубинные силы его сознания, ум становится однонаправленными работает с максимальной эффективностью.
Решить вопрос, подходит ли ищущему джняна-йога, может лишь его Гуру.
Джняна-йога
Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».
В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.
Что такое джняна-йога
Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.
Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.
Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.
Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.
Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.
Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.
Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.
Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.
Три стадии освоения Джняна-йоги
Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.
В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.
Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.
Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.
Что такое Джнана-Йога, или откуда ноги у Джнана-Йоги?
Йога, как система самопознания, работает со всеми проявлениями человека. Для Йоги нет ничего второстепенного, всё главное.
Человек может двигаться, перемещаться в пространстве, совершать ритмичные движения. К чему это его может привести в конечном итоге? На эти вопросы может ответить такой раздел Йоги, как Крия-Йога.
Человек может, наоборот, замереть в одной позе и находиться в ней некоторое время. И здесь Йога занимается самопознанием. Этим занимается Хатха-Йога.
Человек может говорить — Мантра-Йога, Человек может дышать — Пранаяма-Йога, Человек может восхищаться прекрасным — Бхакти-Йога. Человек может видеть, слышать, нюхать, трогать, заниматься чем угодно, и на каждое его проявление в этой жизни найдётся своя Йога.
Есть ещё одно свойство человека, которое может охватить все его проявления — это его способность думать, размышлять, анализировать, делать выводы, задавать вопросы и давать на них ответы. Это один из важнейших разделов Йоги, который работает с таким проявлением живого существа, как разум и интеллект, и который даёт нам развить эти проявления для достижения высшей цели Йоги. Мы имеем дело с мощнейшим инструментом, который появился одним из первых, и может быть развит исключительно в теле человека. Это раздел называется Джнана-Йога, Йога Знания. Именно так переводится с санскрита слово «Джнана», которое в некоторых традициях называют «джняна» или «гьяна». Это высочайшее полное знание, это знание само по себе, безотносительно к объекту, знание высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается противопоставление истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения этого знания. Джнана — это знание сущности, самой сути, которое охватывает все виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Но это философская концепция Знания, которое заложено в Джнана-Йоге.
Но наша задача — не забираться в такие дебри и попробовать разобраться с Джнана-Йогой максимально простым человеческим языком.
Итак, что нам известно? Джнана-Йога работает с Разумом. Разум — это инструмент, который использует принцип Разума, который появился самым первым. Чтобы разобраться, нам придётся немного обратиться к теории Йоги к моменту самого сотворения Вселенной и даже раньше.
Йога трактует создание Вселенной, как 0,1,2,3,4,5. Это законы:
Но вернёмся к закону. Почему он так хитро называется? Да всё очень просто! Абсолют разделился на 2, но в тот же момент он остался единым. Это приводит к исключительному выводу: Сознания не бывает без Энергии, как и Энергии без Сознания, но они друг от друга не зависят, то есть Прана — это сочетание Сознания и Энергии, причём Гармоничное их сочетание, но Прана появилась раньше, чем Сознание и Энергия. Вот опять логический, мозгосворачивательный, башнесрывающий тупик, который показывает, насколько грандиозным был замысел Абсолюта.
Но где же Разум? С Разумом история начинается, когда Прана разделилась на Сознание и Энергию, и они начали как бы расходиться, вернее, Энергия стала отдаляться от Сознания. В начале между ними образовалась связь, которую называют Центральным каналом. При дальнейшем отдалении Энергии от Сознания на этом канале стали образовываться основные Принципы. И самым первым принципом возник Принцип Разума, где Сознание светит наиболее ярко, а вибрации Энергии — наиболее тонкие. Дальнейшее расхождение породило Принцип Пространства, где мы уже можем говорить о возможности появления Пространства и Времени, далее появились принципы Воздуха, Огня, Воды и Земли. В последнем Принципе Сознание светит очень слабо, а вибрации Энергии наиболее грубые.
Вот здесь начинается самое интересное. Теория Йоги говорит нам о том, что на этих принципах построена вся окружающая нас Вселенная, все живые существа, начиная от простейших организмов и заканчивая высшими формами жизни.
Возникает резонный вопрос: что я, ставлю знак равенства между амёбой и человеком? В принципе, да. Об этом говорит аксиоматика Йоги, что у всех живых существ есть равновеликие Я. Но есть очень важный фактор, что у той же амёбы Принцип Разума есть, а Разума нет, в то время, когда у человека есть и Принцип Разума и сам Разум, как инструмент, которым он активно пользуется и развивает. В этом и есть огромная разница между тем, что имеешь, и тем, чем пользуешься.
Ну вот мы и разобрались, что такое Разум, в чём разница с Принципом Разума. Осталось разобраться, для чего нам этот Разум развивать, какие методы работы в Джнана-Йоге и какую цель преследуем.
Цель Джнана-Йоги, как и любого вида Йоги и Йоги в целом — достижение Свободы от всех ограничивающих факторов. В данном случае, достижение Свободы, применяя Разум, Знания, Информацию, Анализ.
Каким образом можно достичь цели? Используя первый и второй принципы Йоги применительно к Разуму, то есть, во-первых, не причинять вреда без особой необходимости при работе с Разумом, то есть получая Знания, проводя анализ полученных Знаний, делая соответствующие выводы, нужно помнить о последствиях, которые могут повлечь эти Знания. На этом факте строятся масса остросюжетных фильмов, когда великий учёный делает изобретение из лучших побуждений, и вдруг узнаёт, что его Знания были направлены против тех, для кого он это изобретение делал. И во-вторых, надо быть эффективным, не разбрасываться понапрасну и идти к поставленной цели кратчайшим путём, соблюдая первый принцип. Действительно, не стоит делать сложные расчёты на бумаге, когда можно привлечь мощности современных технологий.
Как можно узнать о результате? Если в процессе приобретения Знаний ваша Свобода и Свобода окружающих вас живых существ расширяется, то это верный признак того, что вы в своей джана-йоге двигаетесь в нужном направлении. Если кто-то продолжает страдать или начал страдать, то вот он, тревожный звонок о том, что движение идёт не совсем в ту сторону. И в данном случае вопрос времени, когда начнёте страдать сами.
И чтобы до этого не дошло, стоит заняться практикой. По большому счёту, в джнана-йоге не надо заниматься физическими упражнениями. Достаточно начать задавать вопросы и получать на них предельно логичные ответы. Пока задаются вопросы и на них находятся ответы — это и будет практикой Джнана-Йоги. Получая ответы на вопросы, мы получаем Знания, и с каждым вновь полученным ответом Знаний становится больше. Когда иссякнут вопросы, тогда и достигается конечная цель Джнана-Йоги, потому что момент возникновения вопроса и получения ответа совпадают, то есть попадаешь в состояние, когда не думаешь, но знаешь, которое называется интуитивным знанием или Самадхи.
Получается, что с позиции Джнана-Йоги состояние Самадхи равносильно получению всеобъемлющего знания, сравнимого с бесконечностью, которым постигается суть всех вещей, познаётся Абсолют.
Но чтобы достигнуть таких высот, надо с чего-то начинать. И начинается всё с информации. Размышляя на тему информации, начинаешь открывать весьма интересные вещи, начинаешь понимать абстрактность этого понятия. Оказывается, информация сама по себе нематериальна, но совершенно неспособна существовать без материального носителя. Мысль в голове, перенесённая потом на бумагу, набранная на компьютере, переданная по электронной почте, сохранённая на носителе, распечатанная на принтере. Информация не изменилась, но поменялись носители. Не правда ли, повторяется история о творении Вселенной, рассказанная в начале, только в качестве Сознания выступает Информация, а в качестве Энергии — Носитель? И ещё более глубинный вопрос — а исчезнет ли информация, если изъять носитель? Попробуйте разделить флэшку и записанный на неё файл.
На этот счёт Йога нам говорит, что все Знания заложены в нас изначально и нам их надо переоткрыть. Но каким образом, по какой методике? А метод в Йоге один: где надо себя заставить, а где можно себе позволить. Где-то надо себя заставить перелопатить горы литературы, перерыть весь Интернет, а где-то позволить Вселенной разложить всё по полочкам, дать новый толчок к получению знаний. Многие могут привести массу примеров, когда они нещадно бились над вопросом-проблемой, ни на сантиметр не приближаясь к решению, просто позволяли себе немного расслабиться, пойти прогуляться, понаблюдать за звёздами. И тогда решение как бы приходило само собой, из ниоткуда появлялась искра ответа, и вся проблема лавинным образом выстраивалась в логичную структуру с дальнейшим широким применением полученных результатов. Это и было переоткрытие метода в Джнана-Йоге, заставляя себя и позволяя Вселенной, делая от себя всё возможное и позволяя Вселенной сделать свою часть работы. Достижение Гармонии в опоре на личное Я и упования на Абсолют.
Но для этого надо работать. И в первую очередь, над собой, поскольку Джнана-Йога — это предельная логичность, это работа с Сознанием, это работа с Разумом. Разум — не только величайший инструмент развития, именно развитие Разума позволило нам эволюционировать до тела Человека, но также Разум таит в себе и большую опасность, когда отточенный Разум становится бесконтрольным. Начиная с простейших организмов и на протяжении всех этапов развития с Разумом развивались такие черты, как эгоизм, злость, ревность, гнев, страх, жадность, все так называемые животные инстинкты, которые помогали развиваться и достичь тела Человека. Но на этом этапе перед Человеком стоит задача развить и отточить свой Разум, а на заключительной стадии взять его под контроль и отключить, чтобы достичь конечной цели. И это будет очень и очень сложно, потому что Разум — это одно из проявлений нашего Я, хотя и достаточно высокорганизованное, но это всего лишь проявление, которое считает себя не тем, чем является на самом деле. Как в песне Высоцкого: «Я — ЯК-Истребитель, мотор мой гудит, небо — моя обитель, а тот, который во мне сидит, считает, что он истребитель…»
И если Разум выйдет из-под контроля, то могут вылезть все отпечатки, доставшиеся нам от тел животных. А печальных результатов таких примеров история может привести немало.
В начале этой статьи я упомянул о двух принципах Йоги: принципе Доброты и принципе Здравого смысла. Неподконтрольный Разум — это перекос в сторону второго принципа, принципа Здравого смысла, когда предельная логичность и максимальная эффективность приводит к трагичным последствиям.
Чтобы этого не случилось, как раз и применяется Принцип Доброты, он называется ещё Первый Принцип Йоги, который выполняется, в первую очередь, чтобы когда в практике Йоги начнёт прорабатываться причинный уровень нашего тела и полезет наружу весь негатив, копившийся в нас с древнейших времён, только принцип Доброты спасёт нас от тяжелейших последствий.
Критерием успешной практики Йоги, любого её вида, в том числе и Джнана-Йоги, это то состояние, когда все вокруг живые существа счастливы. И сейчас проведём небольшую практику Джнана-Йоги — медитация «Да будут все живые существа счастливы».
Садимся в удобную позу, спину, шею, голову держим прямо, закрываем глаза, просматриваем все своё тело.
Видим или представляем в центре нашей груди яркий светящийся цветок, от которого во все стороны нашей Вселенной расходятся волны Счастья, Радости, Тепла.
Делаем вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого знаем и любим мы, и тех, кто знает и любит нас. Волна света из нашего сердца достигает их, где бы они не были, и мы точно знаем, что они находятся под защитой нашей мысли.
Делаем второй вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого не знаем мы, и тех, кто не знает нас.
Делаем третий вдох, на выдохе произносим про себя: «Да будут все живые существа счастливы», — а сами представляем себе всех тех, кого мы ненавидим, кто ненавидит нас, кто всячески желает нам неприятностей, но мы всем им желаем счастья, потому что, если он будут счастливы, то забудут про нас, мы тем самым распутываем свои кармические узлы, которыми мы с ними связаны.
Прислушиваемся ко своим ощущениям, медленно открываем глаза. Посмотрите на себя зеркало, и там вы увидите счастливое лицо, залитое радостью и блаженством. И это тоже знание, и это тоже Джнана-Йога.