джордан петерсон кто это такой
«Патриархата не существует». Как психолог Джордан Питерсон заработал миллионы на защите мужчин и лобстерах
«У мужчин и женщин гораздо больше общего, чем разного»
«У всех в мире должны быть равные возможности»
«Долгосрочные отношения нельзя построить на доминировании».
Эти цитаты тоже принадлежат Джордану Питерсону — человеку, которого называют женоненавистником, анти-феминистом, хранителем патриархата и проповедником маскулинности. И который сам характеризует себя как «классического британского либерала». Как же так получилось? Как всегда, дьявол кроется в деталях.
Кто такой Джордан Питерсон
Кто он такой? Почему стал популярным? И главное, что именно он проповедует?
Джордан Питерсон — клинический психолог и профессор психологии из Канады, участник сообщества Intellectual Dark Web (можно перевести как «темные интеллектуалы» или «подпольное движение интеллектуалов», в котором также числятся нейробиолог Сэм Харрис, комедиант Джо Роган, политический комментатор Дэйв Рубин, активистка Айаан Хирси Али и другие участники преимущественно из академической среды). Он продвигает традиционные ценности, ратует за сохранение института брака, выступает против политкорректности и постмодернистской идеологии, в которой все относительно и потому неоднозначно.
Кстати, один из символов на мерче Питерсона — лобстеры, практически ключевые «персонажи» его бестселлера. Потому что именно с этих морских существ начинается его книга: лобстеры —основной пример его правила «Распрямитесь и расправьте плечи». Питерсон считает, что их поведение лучше всего иллюстрирует формирование иерархии в обществе, а еще потому, что изучение их нервной системы позволяет «понять структуру и функции мозга, а также поведение более сложных живых существ, включая человека», ведь «лобстеры, в той или иной форме, существуют больше 350 миллионов лет. Это значит, что иерархии доминирования, по сути дела, были постоянной особенностью среды, к которой адаптировались все сложные формы жизни». В целом, по мнению психолога, нас с лобстерами роднит многое: «Принцип «победитель получает все» в мире лобстеров работает так же, как в человеческих обществах». И как раз для того, чтобы стать победителем, нужно «расправить плечи».
При этом Питерсон абсолютно серьезен. «Этот обладатель обветренного, изможденного лица и больших нахмуренных бровей никогда не улыбается», — напишет о нем Нелли Боулз, журналистка The New York Times, которая после выхода книги написала о популярном профессоре большой материал. Там же она описывает жилище своего собеседника: «Дом мистера Питерсона — тщательно организованный дом ужасов. Он напичкал его произведениями искусства так, что на стенах не осталось свободного места. По большей части речь идет о коммунистической пропаганде времен Советского Союза (сцены расстрелов, внушительно выглядящие солдаты), что является, по его словам, постоянным напоминанием о зверствах и угнетении. Он хочет прочувствовать их состояние в заточении, живя на тихой улочке Торонто и будучи совершенно свободным».
Свобода слова и разгневанные мужчины
Смотреть интервью Питерсона интересно — он опытный спорщик, да еще и психолог, поэтому неплохо умеет отражать атаки журналистов. Самый известный пример — его интервью с британской журналисткой Кэти Ньюман. Они обсуждали момент в биографии Питерсона, который и принес ему первую славу: в 2016 году он опубликовал на своем канале серию видео с критикой канадского законопроекта С-16. Новый закон запрещал дискриминировать и разжигать ненависть к людям на основе их гендерной идентичности. В том числе, предписывал использование особых местоимений по отношению к трансгендерам. В этом Джордан увидел угрозу свободе слова, когда государство обязывает использовать «новояз» (местоимения zhe и zher) и вводит уголовную ответственность за какие-то высказывания.
Его ролики про надвигающийся тоталитарный режим быстро стали вирусными, а сам Питерсон превратился в нового героя правых — последующие рассуждения профессора о роли мужчин и женщин, маскулинности и семейных ценностях еще больше воодушевили и расширили его консервативную аудиторию. Во время интервью Ньюман вспомнила этот эпизод и спросила: «Почему вы считаете, что ваше право на свободу слова должно превосходить право трансгендеров не быть оскорбленными?». На что психолог ответил: «Чтобы быть способным думать, нужно быть готовым к тому, что можно кого-то оскорбить. Взять к примеру это интервью. Вы готовы оскорблять, чтобы добиться правды. Почему у вас должно быть право так себя вести? Мне это неприятно. Но вы делаете то, что должны. Вы пытаетесь докопаться до сути и реализуете свое право на свободу слова, несмотря на риск оскорбить меня». Этот момент, да и вообще все получасовое интервью поклонники Питерсона разобрали на цитаты — в интернете даже можно найти основанные на них обучающие ролики для начинающих полемистов.
Противоядие от хаоса и новый порядок
В силу того, что в полемическом потоке и постоянных отрицаниях самого автора своих же идей, очень сложно разобраться, что же он на самом деле хочет сказать, стуктурированного описания его философии найти практически невозможно. Его поклонники обычно дают ссылки сразу на лекции — от длинного и виртуозно выстроенного монолога слушатель получает такое удовольствие, что ключевые смыслы через час лекции становятся не так уж важны. Популярный телеграм-блогер Полина Забродская в своей статье «Почему я не обсуждаю с мужчинами Джордана Питерсона» попыталась описать идеи психолога в одном абзаце: «Современное общество в хаосе. Прогресс дал нам изобилие и комфорт, но люди несчастливы. Причина этому — отсутствие порядка. Главный источник порядка в обществе — иерархия. Иерархия биологически обусловлена (взглянем на лобстеров). Есть четкая иерархия — общество процветает, нет четкой иерархии — всем плохо. Отсутствие в современном обществе четкой иерархии — результат тлетворного влияния постмодернизма. Архитекторами постмодернисткого движения были Деррида и Фуко, общепризнанные марксисты. Что несет нам марксизм — мир уже видел: коллективизация, сталинские лагеря, читайте Архипелаг Гулаг со скидкой по коду. Так что борцы за равенство ведут западный мир к разрушению иерархии, упадку и сталинским лагерям». Идеальным примером такой иерархии, по Питерсону, являются упомянутые выше лобстеры, мерч с которыми можно приобрести после лекции философа.
Если присмотреться повнимательней, в аргументах Питерсона можно обнаружить смысловые дыры, особенно когда он полемизирует с гигантами мысли, например, философом-марксистом Славоем Жижеком и не может апеллировать к недостатку образования оппонента, как он часто делает в интервью («Читайте больше», — любит говорить Питерсон журналистам). Казуистикой отдают его обвинения СМИ в перевирании своих идей: нет, говорит он, я не предлагал запретить женщинам носить макияж на работу, лишь указал на исследования природы сексуальных импульсов, которые доказывали, что яркие губы вызывают эти импульсы у мужчин. «У нас есть эти данные и глупо не брать их в расчет при обсуждении харассмента на рабочем месте».
Пример с макияжем особенно показателен, потому что дает понять, на какую аудиторию в первую очередь работает Питерсон. Вот как он излагает свою позицию относительно харассмента: «Я нахожу ужасным, что женщинам на работе приходится сталкиваться с плохим отношением со стороны простаков, которые не знают, как им контролировать свои импульсы». Питерсон не обвиняет абьюзеров, не говорит прямо, что они поступают плохо — по его логике эти мужчины просто не умеют вести себя по-другому. Неудивительно, что Питерсон пользуется большой популярностью у мизогинистов, в том числе, инцелов — сообщества «вынужденных девственников», которые ратуют за принудительную моногамию для женщин.
Правое дело
Идеи Питерсона импонируют и другой радикальной группировке — альт-райтам (ультраправые белые националисты). Сам психолог отрицает взаимную симпатию с этим сообществом и ненавидит, когда в интервью упоминают его фото с фанатами и флагом с лягушонком Пепе — символом альт-райтов.
Радикальные консерваторы составляют важную часть социального капитала Питерсона, но сам он утверждает, что просто хочет сделать жизнь всех людей лучше — вернуть им веру в вечные ценности и самих себя. Для армии своих фанатов — преимущественно мужчин — Питерсон играет роль мудрого и понимающего, но строгого отца. В его системе ценностных координат главное место занимают готовность брать на себя ответственность, надежность, мужество. Настоящий мужчина по Питерсону стремится творить добро — для себя, семьи и общества, он амбициозен и тверд в своих намерениях. Звучит красиво, но ровно до того момента как выясняется, что на пути у настоящего мужчины стоят женщины, в основном, конечно, феминистки, из-за которых либеральная общественность предала маскулинность анафеме и загнала мужчин в угол. В угоду толерантности и политкорректности либералы не только насаждают чувство коллективной вины всему мужскому роду, но и планомерно двигают общество в сторону тоталитаризма, в котором все равны и несчастны, считает Питерсон.
И видит своей целью предотвратить катастрофу, а заодно помочь мужчинам снова стать самими собой. Именно для этого он написал «12 правил жизни» с обманчиво незамысловатыми и трогательными советами вроде «Расправь плечи» и «Если встретишь кошку — погладь». Для этого читает лекции о природе женщин, которые сильно смахивают на курсы пикапа с углубленным изучением биологии. Для этого так рьяно нападает на концепцию равенства результата (в том числе, когда создаются квоты на рабочие места для меньшинств, чтобы в компаниях работали люди разных идентичностей), пытаясь доказать ее несостоятельность и опасность для общества. Питерсон дал своей книге заголовок «Противоядие от хаоса» не просто так: хаос в его мифологии символизирует женщин, порядок — мужчин, и мир возможен только посередине, в благостной гармонии двух начал.
Далеко не все коллеги Питерсона — профессиональные психологи и ученые — убеждены в высокой ценности его идей. В ноябре 2017 года сотрудник Университета Торонто профессор Айра Уэллс назвал его «профессором болтовни — звездой YouTube, а не заслуживающим доверия интеллектуалом». Табата Саути, обозреватель канадского журнала Macleans, назвала его «умным кумиром глупого человека». «Секретный ингридиент Питерсона состоит в том, чтобы придать научный лоск многим правым идеям старой школы, включая представление о том, что большинство академических кругов коррумпированы и полны зла. Плюс, банальная болтовня о самопомощи», — говорит Саути. «Он очень похож на «культовое существо» во всех отношениях».
Но, судя по доходам и количеству поклонников Питерсона, традиционализм и заигрывание с радикальными идеологиями все еще — в 2020 году — не отталкивают, а наоборот, привлекают публику.
Тим Лотт. Джордан Петерсон, профессор психологии
Рекомендую также смотреть на Ютубе
Джордан Питерсон на Русском (перевод лекций и интервью)
https://www.youtube.com/channel/UCPQi25KmfkL47jHaJbuUjRA
Andrii Baumeister Джордан Питерсон: искусство прямохождения
https://www.youtube.com/watch?v=OxF4iHkzPjY
статья
Тим Лотт. Джордан Петерсон и трансгендерные войны
https:// life.spectator.co.uk /2017/09/ jordan-peterson-and-the-transgender-wars/
Профессор психологии испытывает проблемы с трансгендерной толпой. Он также является одним из ведущих мыслителей нашего времени
Тим Лотт
20 сентября 2017 г.
После того, как сотрудник Google Джеймс Дамор был уволен за то, что предположил, что врожденные различия в симпатиях и антипатиях (например, предпочтение людей к вещам) могут объяснить, почему меньше женщин работают в технологиях, чем мужчин, первый человек, которому он дал интервью, был относительно неизвестный канадский профессор Джордан Петерсон.
Для последователей Петерсона причина будет очевидна. Деймор честно взял большую часть своей информации о врожденных гендерных различиях в одной из многочисленных лекций Петерсона по теме психометрии, академической дисциплины, которая в основном фокусируется на эмпирическом измерении вариаций в разных психологических особенностях между людьми, в том числе по шкале пола.
У Петерсона была похожая проблема с Дамором мз-за публикации его якобы спорных лекций в Интернете. В августе он был ненадолго отстранен от YouTube и Google без объяснений, хотя он был быстро восстановлен после бурного обсуждения в канадских СМИ.
Свободная речь является для него основной ценностью и она становится все более актуальной, совсем недавно (как я писал об этом) с отставкой теневого министра труда Сары Чампион после того, как она высказалась в “ Sun” о преступлениях в Пакистане, связанных с полом, и злословила о том, что считалось приемлемым у руководства лейбористов. Эти левые элементы начали обозначать свободную речь, как некое особо сильное «правое проявление» (хотя такое цензурное мышление имеет долгую историю в радикальной левой идеологии).
Некоторые из критико Петерсона надели на него ярлык «ультра-правый», который он считает смешной клеветой. Он описывает себя как «классического британского либерала», для которого неудобны как левые, так и правые. Он поддерживает социализированное здравоохранение и либерализацию употребления наркотиков и либертарианец по большинству социальных вопросов.
Мысль Петрсона состоит в том, что он не согласен с мнением активистов транссексуалов о том, что гендер является социальной конструкцией и не имеет биологических оснований (хотя он не против трансгендерных прав вообще). Так почему же его право на свободу слова превзошло право трансгендерного активиста не обижаться? Почему бы просто не держать свои мысли при себе?
Отрицание в обществе того, что он считает фундаментальными реальностями, привело его к тому, что он стал откровенным критиком основных академических кругов.
«Студенты, вместо того, чтобы облагораживаться или прививаться в надлежащую культуру, последние остатки структуры теряют от их постмодернизма и неомарксизма, который все определяет в терминах релятивизма и власти».
Его битва в защиту основополагающих принципов свободы слова против языкового контроля означала, что он расплачивается за нее. На YouTube есть видеоролики, свидетельствующие о тревожных столкновениях между ним и радикальными активистами трансгендеров.
Удивительно, Петерсон не только философский христианин. Когда я спрашивал его, действительно ли он верит, что Иисус физически воскрес из мертвых, он не мог ответить.
«Отсутствие идентифицируемого и убедительного пути вперед и отрицание, которым этих детей ежедневно кормят, несомненно, уничтожают их, и это особенно верно для молодых людей».
Будет ли он окончательно уничтожен силами, которые ему противостоят, что вполне возможно, или будет продолжать собирать последователей так же замечательно, можно поставить под сомнение. Он будет публиковать новую книгу в январе 2018 года, «12 правил жизни: противоядие от хаоса» («Penguin Random House Canada»), и это может быть то, что его твердо удержит в общественном воображении.
Jordan Peterson and the transgender wars
The psychology professor is in trouble with the transgender crowd. He is also one of the foremost thinkers of our age
Tim Lott
20 Sep 2017
After Google employee James Damore was sacked for suggesting that inborn differences in likes and dislikes (such as preferring people to things) might explain why there were fewer female employees working in technology than men, the first person he gave an interview to was a relatively unknown Canadian professor, Jordan Peterson.
To some it might seem like an odd choice. It’s true that Peterson, a professor of psychology at the University of Toronto, has a substantial online presence — his videos have had 150 million views — but all the same, Damore had the world’s media knocking on his door. Why choose Peterson?
To those who follow Peterson, the reason will be apparent. Damore clearly picked up much of his information about innate gender differences from one of Peterson’s many lectures on the subject of psychometrics, an academic discipline that mainly focuses on empirically measuring the variations in different psychological traits between human beings, including across the axis of gender.
Peterson has been in similar trouble to Damore for posting his supposedly controversial lectures online. In August, he was briefly suspended from YouTube and Google without explanation, although he was quickly reinstated after a furore in the Canadian media.
At the University of Toronto, after receiving two written warnings, he has been in danger of losing his job following his announcement that he would refuse to use the preferred gender pronouns of students and faculty who don’t identify with their biological gender, to the fury of radical transgender activists. The use of such pronouns is mandatory under a recently instituted Canadian law, Bill C-16. Peterson rejects the injunction on free speech grounds. ‘I’m not going to cede linguistic territory to post-modernist neo-Marxists,’ he says. He has expressed the view that he might use the preferred gender pronoun of a particular person, if asked by that individual, rather than having the decision foisted on him by the state.
I first came across Peterson not in any of his political manifestations but because as a novelist and writing teacher I stumbled across his deconstructions of classic stories and myths, which for any storyteller are extraordinarily instructive. He has turned his mind to popular classics like Disney’s Pinocchio and The Lion King, and he is currently giving a series of lectures (viewable online) on the psychological meaning of the most popular story of all, The Bible.
I spoke to him shortly before the Damore furore broke. Peterson is a rather handsome and intense 55-year-old, who has suffered depression and has a lugubrious demeanour often interrupted by bursts of acute wit, self-deprecation and humanity. His eyes, if he were to be the subject of a romantic novel, might well be described as ‘burning’ and he is a man gripped by a deep passion for his subject, which is apparent in nearly every utterance. A critic might claim that ‘demonic’ would be a better description, especially when underlit by a computer screen on one of his YouTube channel broadcasts, combined with an imposing set of eyebrows and a style of speech that is punctuated with penetrating, almost evangelical convictions about what the world is like and what is currently going wrong with it.
‘If I can’t say what I think, then I don’t get to think, and if I can’t think then I can’t orient myself in the world, and if I can’t do that, then I’m going to fall into a pit and take everyone else with me,’ Peterson says.
Peterson has been saddled by some of his critics with the label ‘alt-right’, which he views as a ridiculous slander. He describes himself as a ‘classic British liberal’ who makes those on both the left and right uncomfortable. He supports socialised health care and the liberalisation of drug use, and is libertarian on most social issues.
‘Alt-right’ is certainly one of the most inaccurate pigeonholes you could imagine cramming him into. His heroes include Dostoevsky, Nietzsche, Freud, Jung, Orwell and Solzhenitsyn. He is a Christian, but more on the pattern of existential Christians such as S;ren Kierkegaard or Paul Tillich than anything to be found in the Midwest Bible belt.
Peterson’s thought-crime is that he disagrees with the view of transgender activists that gender is a social construct and has no grounding in biology (although he is not opposed to transgender rights in general). So why does his right to free speech trump a transgender activist’s right not to be offended? Why not just keep his thoughts to himself?
‘Because thoughts aren’t like that,’ he says. ‘People mostly think by talking. Not only do they think by talking, but they correct their thoughts by talking. If you deprive people of the right to think, then you doom them to suffering. You doom their stupidity of its right to die. You should allow your thoughts to be cast away into the fire — instead of you.’
His claims about gender — that women consistently differ, cross-culturally, from men on many of the Big Five personality traits identified by psychometric researchers — are, in psychology circles at least, not particularly controversial. These traits are Openness, Neuroticism, Conscientiousness, Extraversion and Agreeableness (each of these are technical definitions that are somewhat more precise and different in meaning to their casual usage as terms).
‘These traits are not social-cultural,’ says Peterson. ‘The evidence is crystal clear. As you make a country more egalitarian, the gender differences get larger. Most particularly, women are higher when it comes to Agreeableness — wanting everyone to get along, not liking conflict, compassionate, polite, self-sacrificing — and Neuroticism — higher in negative emotion and more responsive to grief and threat and punishment and isolation.’
The denial of what he considers these fundamental realities has led him to become an outspoken critic of mainstream academia.
‘The humanities in the universities have become almost incomprehensibly shallow and corrupt in multiple ways,’ he says. ‘They don’t rely on science because they are not scientifically educated. This is true particularly in sociology, where they mask their complete ignorance of science by claiming that science is just another mode of knowing and that it’s only privileged within the structure of the oppressive Eurocentric patriarchy. It’s appalling. We’re not having an intelligent conversation, we are having an ideological conversation.
‘Students, instead of being ennobled or inculcated into the proper culture, the last vestiges of structure are stripped from them by post-modernism and neo-Marxism, which defines everything in terms of relativism and power.’
His battle to defend the fundamental tenets of free speech against language control has meant he has had to pay a price. There are videos on YouTube showing disturbing confrontations between him and radical transgender activists.
‘I’m very upset by the criticism — very, very upset,’ he says. ‘But I know what the consequences of failing to engage in the necessary conflict are — and those consequences are worse. To speak words that others told me to speak is to kowtow to a corrupt ideology and would break the part of me that is useful in the world.’
Peterson studied political science — notably 20th- century European totalitarianism — before taking up psychology. This has left him with a dark view of the path that collectivist thinking can lead you down. He is both astonished and puzzled that the crimes of Stalinism and Maoism have not received anything like the attention that has been given to the Nazi atrocities.
Students coming to his classes are often entirely unaware of the mass exterminations those systems of belief wrought during the 20th century — numerically greater than those perpetrated by the Nazis.
This ignorance, he believes, as a Jungian, is a real and present danger, since he considers that the Shadow (the dark part of oneself that has to be recognised and incorporated in order to produce a mature human being) needs to be acknowledged if it is not going to wreak havoc — and totalitarian pathology disguises its malevolence with declared good intentions.
‘We are all monsters and if you don’t know that, then you are in danger of becoming the very monster that you deny,’ he says.
This belief is not a million miles from the Christian belief in original sin. Peterson’s Christianity is perhaps one of the most mysterious sides of his personality. His current deconstruction of The Bible grew out of his previous work in analysing the meaning of world myths and folk tales, a journey recorded in his book Maps of Meaning — The Architecture of Belief. This is a hefty and challenging work which opens with a quote befitting someone who has the demeanour of a prophet: ‘I will utter things which have been kept secret from the foundation of the world.’
His Christianity is also viewed through a Jungian lens. He points out that the INRI inscription on crucifixes also has a mystical meaning, apart from ‘King of the Jews’ — ‘Through fire all nature is renewed’. ‘Which means that in order to renew your soul, you have to die and be reborn repeatedly,’ he explains. Peterson’s world view includes a lot of respect for Taoism, which sees nature as a constant battle between order and chaos, and posits that without that struggle, life would be rendered meaningless.
Peterson is not, rather surprisingly, only a philosophical Christian. When I ask him whether he actually believes that Jesus physically rose from the dead, he is unable to answer.
‘The world is a very, very strange place,’ he says. ‘What we don’t know about consciousness and its relationship with the body, and time, and corporeality, and vulnerability — and death — would fill many books. I don’t understand the structure of being well enough to make my way through the complexities of the resurrection story. I don’t think it’s reasonable to boil it down to “do you or do you not believe it”. I don’t know the limits of human possibility. I am unwilling to rule out the possibility of life after death, the idea of universal redemption and the defeat of evil.’
However, it is not his unorthodox Christianity that is responsible for Peterson’s immense online audience. It is gender. More than 90 per cent of his audience are men, which seems a pity since there is nothing particularly gender-specific about his teachings. Why the imbalance then? ‘Because these men’s stress levels are very high,’ he says. ‘I’m telling them something they desperately need to hear — that there are important things that need to be fixed up. I’m saying, “You guys really need to get your act together and you need to bear some responsibility and grow the hell up.”
‘The lack of an identifiable and compelling path forward and the denialism these kids are being fed on a daily basis is undoubtedly destroying them and that is especially true of the young men.’
At this point, to my astonishment, Peterson begins to weep. He talks through his tears for the next several minutes. ‘Every time I talk about this, it breaks me up,’ he says. ‘The message I’ve been delivering is, “Find the heaviest weight you can and pick it up. And that will make you strong. You’re not who you could be. And who you could be is worthwhile.”’
They’re so starving for that message. Young men are so desperate for a pathway that they are dying for it. And it’s heart-breaking and terrible that this idea has been kept from them. It is a malevolent conspiracy or ignorance to keep that from young men. Some of the young men who come to my lectures are desperately hanging on every word because I am telling them that they are sinful, and insufficient, and deceitful and contemptible in their current form, but that they could be far more than that, and that the world NEEDS THAT. This presents an ideal that can be approached and life without that is intolerable. It’s just meaningless suffering and that’s true if you have all the cake you can eat and all the girls you can have one-night stands with.’ Peterson composes himself. The tears are patently sincere — his sincerity probably defines him more than any other quality. It is rare to come across a public figure so lacking in artifice or conscious self-presentation.
Whether he will be finally destroyed by the forces that oppose him — which is entirely possible — or continue to gather followers at the current remarkable rate is open to question. He will be publishing a new book in January 2018, 12 Rules for Life: An Antidote to Chaos (Penguin Random House Canada) — and this may be what lodges him firmly in the popular imagination.
I have watched dozens of the videos Peterson has posted — they are addictive — and I am coming to the conclusion that I am probably watching one of the most important thinkers to emerge on the world stage for many years. Peterson is quite likely to find himself outshining the rogue Marxist Slavoj Zizek — whose concerns about free speech he shares — as the celebrity academic de nos jours.
But he is a more profound, charismatic and serious figure than Zizek and is almost certain to end up as a front-line warrior in the culture wars that continue to rumble across Western societies. One of his mottos is ‘Don’t apologise for what you think’ and there is no question of him backing down under pressure from his ideological critics. As such, he is either remarkably brave, irrepressibly stubborn or wilfully provocative. Whatever the case, he has become increasingly difficult to ignore — and whoever chooses to do so, whether out of partiality or prejudice, will deprive themselves of an intriguing intellectual journey.