единоумерший это кто такой
Акафист за единоумершего
17 декабря 2019 года в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви состоялась традиционная встреча с представителями издательств.
В выступлении помощника председателя Издательского Совета иеромонаха Макария (Комогорова) были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа. Это, в частности, касается акафистов, в том числе таких как «акафист о единоумершем» и «акафист жен, чад своих во утробе загубивших». Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо.
Что не так в акафисте за единоумершего
Не первый год среди православных имеет хождение «Акафист за единоумершего». Его можно найти в церковных лавках — как отдельным изданием, так и в сборниках заупокойных молитвословий. При этом важно заметить, что данный акафист распространяется без Грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви, с 2011 года обязательного для всех печатных изданий, предназначенных для сети церковной книготорговли. Более того, в Издательском совете конкретно этому акафисту было отказано в присвоении Грифа, там же заявили о недопустимости его распространения среди верующих.
И это не удивительно, так как в тексте «Акафиста за единоумершего» содержатся противоречащие православному вероучению высказывания, а также прослеживаются явные заимствования из древнеегипетской религиозной мифологии.
Но прежде чем начать разбор содержания «Акафиста за единоумершего», стоит заметить, что вообще акафист как жанр православной церковной гимнографии – это хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Богу, Богородице, ангелу или святым, и данный формат никак не может сочетаться с молитвой об усопшем. Уже само название «Акафист за единоумершего» вызывает некоторое удивление и настороженность.
Кто автор данного акафиста неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что он имеет не только неверное представление о некоторых сторонах православного вероучения, но и в той или иной степени знаком с древнеегипетской религиозной мифологией, знания о которой не преминул использовать. Так что в итоге в акафисте мы находим, помимо противоречащих учению Церкви текстов, образы и речевые обороты из древнеегипетских мифов, и даже неоязыческих славянских заговоров.
Теперь обо всем по порядку.
И начнем с заимствований из древнеегипетской мифологии.
Акафист содержит очень странные строки, больше похожие на заклинания: «Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем» (Икос 1), «Да сгинет навеки память грехов» (Икос 3), «Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих» (Кондак 7). Схожие обороты речи можно найти в древнеегипетских языческих заговорах из «Книги мертвых», составленных языческими жрецами с целью помочь умершему обрести покой и благополучие в ином мире. Вот некоторые цитаты из нее: «Да не прогонит меня никто от вождей-татау», «Да не сделает никто так, чтобы ты (сердце) выпало из меня в присутствии Хранителя весов», «Да не будут мне нанесены смертельные раны, и да не буду я вспорот рогами».
Стилистика заклятий типа «да сгинет», недопустима в православной гимнографии и в молитвах. Слово «сгинь» характерно для оккультных заговоров, а не для православных молитв. Подобный подход используют также современные неоязычники, составляя заговоры типа: «Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба». Надо четко понимать, что православные просят у Бога и Святых, а не заклинают.
Автор акафиста, формируя в тексте образ спящего в могиле покойника, помещает такие призывы обращенные к Господу Иисусу Христу: «Освяти его могильный покой» (Икос 5), «Спит он вечным сном могилы» (Кондак 6). И далее в икосе 11-ом: «Пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности». Возникает впечатление, что в этих строках говорится не просто о бренном теле умершего как об оставленной душой телесной оболочке, но в целом о нем самом, а значит и о его душе. В итоге согласно акафисту получается, что как тело умершего, так и его душа засыпают «вечным сном могилы» до времени пробуждения в день всеобщего воскресения. Но в православном учении нет такого. Церковь учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить, и она соединится с телом в назначенное время. И хотя автор акафиста в кондаке 3‑ем пишет об оставляющей тело душе, все же вышеприведенные цитаты способны создать у читающего акафист неверное представление о посмертном бытии человека. Призыв акафиста пробудить покойного также некорректен и вновь напоминает египетские религиозные мифы, в которых допускалось пробуждение мертвых.
В акафисте есть еще одна очень странная строчка, связанная с загробным сном: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна» (Икос 11). Нигде в православном учении не говорится о том, что происходящее на земле может омрачить существование тех, кто находится в мире ином. А древние египтяне верили в то, что некоторые земные события могут омрачить существование умерших. Поэтому, видимо, автор акафиста использовал данное «заклинание» в своем произведении.
Затем в акафисте мы встречаем обращение молящегося к умершему, которое нельзя найти ни в одном другом православном заупокойном молитвословии. И вновь в связи с этим возникают прямые ассоциации с древнеегипетскими религиозными традициями, а именно с «ритуальным погребальным плачем», где подобные обращения присутствуют.
Вполне вероятно, что некоторые, прочитав вышеприведенные доводы, усомнятся в прямой связи указанных цитат из акафиста с древнеегипетскими религиозными заклинаниями. Но автор акафиста, возможно не желая того специально, сам дает нам понять, что связь его рассуждений с древнеегипетской мифологией самая что ни на есть прямая. В икосе 11-ом об умершем написано так: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой». С какой стати православному составителю нужно было использовать образ реки Нил, больше свойственный древнеегипетской религии? Почему именно Нил? Не есть ли это результат смешивания образов и понятий древнеегипетской религии с православием, допущенный автором акафиста?
Но конечно, самое важное, на что следует нам обратить внимание — это то, что в акафисте встречаются противоречащие православному вероучению выражения.
Вот, к примеру, цитата из «акафиста»: «…Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас» (Икос 7). Согласно церковному преданию после своей земной кончины только святые люди могут молиться о живущих, предстательствовать за них пред Богом. Человек после смерти не может изменить свое внутреннее состояние. Если он свят, то он помолится о нас живущих. Если же его душа повреждена и истощена грехами, то как раз наоборот, он сам нуждается в наших о нем молитвах.
Обращают на себя внимание отзывы людей, читавших «Акафист за единоумершего». Они жалуются на то, что он провоцирует мечтательность во время молитвы — чувства опасные и чуждые православным и более свойственные католикам и оккультистам. Примером провоцирования таких чувств вполне может служить следующий призыв из акафиста: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы» (Икос 9).
Подводя итог, следует сказать, что данный акафист в силу содержащихся в нем отступлений от учения Православной Церкви способен сформировать у читающих неверное представление о православной вере, от чего всю историю Церковь Христова стремилась оградить своих верных чад. Православные приобретают этот акафист и начинают читать по своим умершим крещеным родственникам противоречащие православному учению молитвословия с явными заимствования из язычества. Что ни в коем случае недопустимо!
Поэтому, всем желающим помянуть усопших близких или знакомых следует обратиться к непререкаемому молитвенному правилу — Канону за единоумершего.
Ярасов А.В., заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии Русской Православной Церкви
Молитва (последование) о недавно умершем человеке
Последование (канон) за единоумершего человека
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Эти молитвы может читать любой христианин, чтобы помянуть своих умерших родственников, друзей или знакомых.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 90
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды).
Господи, помилуй (трижды)
Тропарь, глас 8-й
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего, на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Слава, и ныне: Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение.
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Канон, глас 8-й
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Припев: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Отверз уста моя, Спасе, слово ми подаждь молитися, Милосерде, о преставленнем рабе Твоем, имярек, да покоиши душу его, Владыко.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Мертв быв плотию, Спасе, и во гробе положен с мертвыми, душу раба Твоего покой в месте злачне, яко Милосерд.
Слава: Молебный глас мой услыши, Боже Триипостасне, и учини душу преставленнаго в недрех Авраамлих, Избавителю.
И ныне: Ты, Пречистая Богородице, Егоже без искуса мужеска заченши родила еси, моли Сына Твоего подати покой рабу Твоему преставленному, имярек.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине человеколюбче.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся, душу раба Твоего преставленнаго покой, Христе, Едине Милостиве.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Идеже лицы святых, тамо вчини, Владыко, послужившаго Тебе всем сердцем и воздвигшаго иго Твое на рамо свое, яко Един Владыка живота и смерти.
Слава: Небесный Отче Вседержителю, и Сыне Единородный, и Душе Святый Исходный, презри умершаго согрешения, и в Церкви первенец всели его, славити Тя со всеми угождшими Тебе.
И ныне: Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице всяческих, Марие Богородице, со всеми святыми Сего моли душу покоити раба Твоего, имярек, в небесных селениих.
Господи, помилуй (Трижды)
Седален, глас 5-й
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Слава, и ныне, Богородичен: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Сошедый в преисподняя, Христе, совоздвигл еси умершия вся, и преставльшагося от нас покой, Спасе, яко щедр.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Никтоже без греха есть, токмо Ты Един, Владыко, сего ради преставленному и грехи остави, и в рай того всели.
Слава: Услыши, Троице Святая, гласы молебныя, приносимыя Тебе в церкви о усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привержении.
И ныне: Родила еси, Пречистая, без мужеска семене, Бога совершенна и Человека совершенна, вземлющаго грехи наша, Дево. Того моли, Госпоже, преставльшемуся рабу Твоему подати покой.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Имый живота и смерти власть, преставленнаго от нас покой, Христе Боже, Ты бо еси всех, Спасе, покой и живот.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
На Тя, Спасе, надежду возложь, умерый отыде от нас; Ты же, Господи, ущедри его, яко Бог многомилостив.
Слава: Просвети нас, Трисвяте, воспеваемый Владыко, молящихся Тебе, мир небесный прияти, и в мирных селех душу вчини, отшедшую от временных в надежде безконечныя жизни.
И ныне: Шуйяго стояния, Пречистая, избавити преставленнаго умоли Сына Твоего, Дево Госпоже, яко Спаса и Бога нашего Мати сущая.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Ада испроверг, Владыко, воскресил еси умершия от века: и ныне преставленнаго от нас, в недро Авраамле Ты, Боже, всели, прегрешения вся отпустив, яко Милосерд.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Заповедь, юже ми дал еси, Боже, преступих и смертен бых, но Ты, Боже, сошедый во гроб и души яже от века воскресивый, не возстави мене, Владыко, на мучение, но на покой, преставленный вопиет Тебе с нами, Многомилостиве.
Слава: Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святый, злобою душезлобнаго мира озлобленную и к Тебе, Зиждителю, прешедшую душу во адово дно не отрини, Боже Спасе мой.
И ныне: С небесе Христос Бог наш, яко дождь на руно, Пречистая, сниде на Тя, напаяя весь мир и изсушая вся безбожныя потоки, наводняяй всю землю разумом Своим, Приснодево; Того моли дати покой преставленному рабу Твоему, имярек.
Господи, помилуй (Трижды). Слава и ныне:
Кондак, глас 8-й
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека; земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Владыко Христе Боже, егда хощеши судити миру, пощади душу раба Твоего, егоже от нас приял еси, вопиющаго: отец наших Боже, благословен еси.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
В пищи райстей, идеже праведных души веселятся, послуживших Тебе, причти с ними, Христе, душу раба Твоего, воспевшаго: отец наших Боже, благословен еси.
Слава: Иудейския три отроки спасый во огни, в Триех Лицех воспетый, избави огня вечнаго усопшаго, воспевшаго Ти верно: отец наших Боже, благословен еси.
И ныне: Владыку Христа рождшая, всех Бога, власти темныя воздушнаго князя избави, Дево, душу преставльшагося в вере и воспевшаго: отец наших Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Скончав течение и к Тебе прибегох, Господи, преставленный вопиет ныне, прегрешения остави, Христе Боже, и не осуди мене, егда хощеши судити всем, верно бо Тебе взывах: вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Понесшаго, Владыко, иго Твое на раме своем, и бремя Твое легкое, аще и не всегда, обаче в месте преподобных Твоих всели душу его, воспевшаго Тебе, Христе Спасе: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Безначальная Троице Святая, Боже Отче и Сыне и Душе Святый, в лице святых причти душу преставленнаго раба Твоего и огня вечнаго избави, да Тя хвалит, воспевая во веки: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.
И ныне: Тя, Дево, пророчестии лицы прорекоша, прозряще бо Тя прозорливыма очима: ов убо жезл нарече Тя, ин же дверь восточную, ов же гору человеки несекомую. Мы же исповедуем Тя воистинну Богородицу, Бога всяческих рождшую, Егоже моли упокоити преставленнаго во веки вся.
Песнь 9
Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Иисусе Боже мой, Спасе, Адамле Ты взял еси преступление и смерти вкусил еси, да человеки от нея свободиши, Милосерде. Темже молим Тя, Милостиве: преставленнаго покой, яко благ, во дворех святых Твоих, яко Един всеблагий и милосердый.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Несть никтоже, Милосерде, иже не согреши в человецех, токмо Ты един, Иисусе Христе, вземляй грехи всего мира. Темже, очистив раба Твоего от прегрешений, вчини во святых Твоих дворех, Ты бо живота еси и покой, и свет, и веселие всех, Тебе благоугодивших.
Слава: Удивися все естество человеческое, како безначальнаго Отца Сын сый единородный, плоть от Девы действом Святаго Духа приял еси, и пострадал еси яко человек, да умершия оживиши. Тем и преставленнаго ныне от нас, прилежно молим Тя, во стране живых, яко Благ, всели.
И ныне: Невесту Тя нарицаем, Пречистая, Отца невидимаго, и Матерь Сына, из Тебе Духом Святым воплощеннаго, и молебницу Тя о усопшем рабе Твоем, имярек, предлагаем: Тебе бо помощницу имамы, земнии, и любовию поюще Тя величаем.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон).
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Тропари, глас 4-й
Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко един еси человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.
Господи, помилуй (40 раз).
Молитва
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшего раба Твоего, имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем (поклон).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон), и ныне и присно и во веки веков. Аминь (поклон).
Господи, помилуй (трижды).
Господи, благослови (поклон).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего, имярек, в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь,
Рабу Божию, имярек, усопшему вечная память, вечная память, вечная память.
И читаем трижды тропарь с поклонами:
Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего, имярек (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).
Текст взят с сайта Свято-благовещенский храм пос. Благодатное Донецкой епархии УПЦ МП
Единоумерший это кто такой
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Акафист за единоумершего напичкан образами из мифологии и магии Древнего Египта
В последние годы православным россиянам навязывают неизвестно кем составленный акафист за единоумершего. Его продают в храмах, как отдельно, так и в сборниках заупокойных молитвословий. Я его недавно прочитала и, что называется, выпала в осадок: в этом произведении есть заговоры в древнеегипетской манере, образы из культа Осириса, образцы языческого поминального плача, представления о жизни тела после смерти и даже строчка о том, что усопший уснул, как Нил-река перед холодной зимой.
На фото: гробница Тутанхамона
Акафист за единоумершего вводит людей в прелесть
При этом надо сказать, что восторженность и мечтательность – это признаки прелести.
В акафисте за единоумершего находится достаточное число оборотов речи в форме древнеегипетских заговоров – они разбросаны по всему тексту. Вот примеры: «Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем», «Да сгинет навеки память грехов», «Да будет его радость преисполненная», «Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих».
А это для сравнения заговоры из египетской «Книги мертвых», которая состоит из заклинаний и описаний ритуальных действий: «Да не прогонит меня никто от вождей-татау. Да не сделает никто так, чтобы ты (сердце) выпало из меня в присутствии Хранителя весов», «Да не будут мне нанесены смертельные раны, и да не буду я вспорот рогами». Вот еще заговор со стены пирамиды Пепи I: «Да будет защищена гробница того, кого оберегает Гор и хранит Сет».
Особенно интересен акафистный заговор «Да сгинет навеки память грехов». Дело в том, что слово «сгинь» не употребляется в православных молитвословиях. Зато оно употребляется в русских заговорах. Я без труда нашла через «Яндекс» использующийся ныне безумными людьми заговор с таким словосочетанием: «Сгинь, хворь моя».
То есть ничего не подозревающие люди заходят в лавки православных храмов, покупают там акафисты, а потом начинают читать по своим умершим крещеным родственникам магические заклинания.
Образы из культа Осириса и стилистика поминального плача
В 7-м кондаке есть обращение к умершему: «Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране». В Древнем Египте был такой бог – Осирис, которого сначала убили, а потом воскресили. Его культ был связан с земледельческой деятельностью. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, а его воскрешение – появление всходов.
Кроме того, ни в одном православном заупокойном молитвословии нет обращений к умершему. Зато такие обращения были приняты в египетском ритуальном погребальном плаче. Когда части тела убитого Осириса извлекли из Нила, богини Исида и Нефтида устроили поминальный плач. Вот фрагменты из этого плача: «Боги и люди перед лицом богов плачут по тебе вместе со мной», «Утоли все печали в сердцах своих сестер» (это взято из храмовых песнопений).
Спящие в могилах покойники
В акафисте то и дело возникает образ уснувшего покойника. Ничего подобного в православии нет. Мы, конечно, называем покойников усопшими, то есть уснувшими, но эта тема не педалируется и никак не развивается. Потому что нам всем ясно: после смерти души праведных отправляются в рай, а души грешников – в ад. Ни в том, ни в другом месте нет никакого сна. А в акафисте покойник даже не просто спит, а спит в могиле.
Вот примеры из акафиста: «Освяти его могильный покой», «Спит он вечным сном могилы». И даже вот: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой». Это уже вообще финиш. Составитель акафиста никого не боится и не стесняется: он открыто упоминает здесь о реке Нил, о которой часто упоминали в разных текстах древние египтяне. Никакому нормальному русскому человеку никогда и в голову не придет сравнение с Нилом.
Согласно православному учению, в могиле нет никакого сна, так как тело – это предмет неодушевленный. Душа в свой смертный час сбрасывает его как одежду и уходит. Зато у древних египтян мертвое тело имело в себе какие-то зачатки жизни. В эпоху Среднего царства покойников клали на левый бок, чтобы они смотрели через глаза Осириса или Гора, которых изображали на внешней крышке саркофага.
Заговор против гробокопателей и колдунов
В акафисте есть одна очень интересная строчка, связанная с загробным сном: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна». В православном учении не говорится о том, что происходящее на земле может омрачить существование тем, кто находится в раю или в аду. Зато древние египтяне верили в то, что некоторые земные события могут омрачить существование покойников. Археологи обнаружили в этой стране совсем старые захоронения, в которых лежали тела, расчлененные после смерти. Я не знаю точно, из-за чего тела расчленяли после смерти, но знаю, что египтяне боялись этого. В одном заклинании говорится: «Я не буду уничтожен, моя голова не будет отсечена, мой язык не будет вырван, волосы на моей голове и мои брови не будут сбриты. Мое тело сохранится на все времена». Также я знаю, что древние египтяне считали: посмертное существование души зависит от ее тела. Поэтому тела мумифицировались. В Египте (не знаю, насколько долго) было такое мнение, что если останки человека уничтожаются, то душа или перестает существовать, или обитает на кладбище. Были такие древесные богини, которые кормили души, оставшиеся без тел.
Кроме того, колдуны Древнего Египта при помощи заклинаний вызывали души мертвых, чем омрачали их посмертное существование.
Вот в связи с чем составитель акафиста оставил в нем такое заклинание: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна».
Просьба к богу Хнум
Вот еще интересный акафистный призыв, обращенный ко Господу Иисусу Христу, связанный с образом спящего в могиле покойника: «Пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности». У нас в христианстве нет образов пробуждения покойников. В нашем учении говорится, что во всеобщее воскресение души соединятся со своими телами и тела встанут из могил. Зато по верованиям египтян, бог Хнум мог открывать глаза трупов, касаться их языков, чтобы они могли говорить, и возвращать способность движения в их головы. То есть это можно назвать неким пробуждением покойника. Таким образом, в акафисте находится просьба к языческому богу, обращенная ко Господу Иисусу Христу, с прилеплением образа всеобщего воскресения из христианства.
Обращение к древесным богиням
В 7-м икосе говорится: «Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе». Здесь опять педалируется тема могилы, которая была очень важной для древних египтян. Для православных могила не имеет огромного значения и потому не упоминается в заупокойных молитвословиях. В этом икосе говорится, что когда что-то там произойдет с могилой и живые перестанут помогать умершему, то чтобы Бог начал помогать ему. Это все похоже на обращение к древесным богиням, которые заботились о душах, оставшихся без тел. Тем более, что египтяне тоже при своей жизни заботились о своих покойниках, приходя к их захоронениям и называя вслух разные сорта пищи – считалось, что при этом пища магическим образом насыщает души. Я не египтолог и не знаю всего, но могу предположить, что жители этой страны тоже пытались перед своей смертью поручить своих покойников каким-нибудь богам, чтобы умершие не голодали.
У нас в православии еще никто не обращался к Богу с просьбой заботиться об усопших после нашей смерти. Вообще никто нигде и никогда не писал, чтобы Бог помогал тем усопшим, о которых некому молиться. Господь непрестанно заботится о тех, кто живет на земле, даруя им тысячи возможностей спасти свою душу, а если люди не пользуются этими возможностями и уходят в ад, то им помочь может только молитва живых или молитва воинствующей Церкви обо всех усопших православных христианах.
Кощунства и богохульства
Весь этот древний магизм и все это египетское язычество переплетены в акафисте с христианскими образами, очень часто сильно искаженными. По всему акафисту разбросаны ляпы и несуразности, доходящие порой до богохульства и кощунства.
Вот, например, дикая строчка: «Иисусе, да будет он едино с Тобой и Отцем». Здесь фактически содержится призыв сделать покойника Святым Духом, потому что, как говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского, «Бог есть един в Трех Лицах» – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Есть еще такой призыв: «Иисусе, в наших слезах прими его покаяние». Здесь утверждается, что покойник покаялся за гробом. Однако за гробом нет покаяния. Преподобный Иустин (Попович) пишет в книге «Догматика православной Церкви. Эсхатология»: «Грешные души находятся в темнице духов, где они, не сгорая, горят в огне своего дьявольского самолюбия и эгоизма, сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызения совести, но таких угрызений, которые ввиду отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий никогда не могут привести к спасительному покаянию».
«Иисусе, вспомни, те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим», – говорится в акафисте. Согласно учению отцов, восторг – это разгорячение крови и плоти, то есть бесовская прелесть.
А это уже открытие своей души навстречу прелести: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы». Духовно опытный игумен Никон (Воробьев) так писал насчет поиска приятных ощущений в молитве: «Не ищи радостей в молитве или причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. «Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу».
Есть в акафисте и совсем безумные строчки: «Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас». Но вообще есть здесь какая-то извращенная логика. Акафисты – это прославление Господа, Богородицы, ангелов и святых. Акафист о непрославленных в лике святых покойниках – это нонсенс. Но вот в этих строках акафиста содержится безумное прославление непричисленных к лику святых покойников.
А кондак 12-й наполнен кощунствами. Там Христа называют Царством, землей, обителью и даже ложем: «Христе! Ты – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – обитель многих, Ты – ложе упокоения святых».
Мне кажется, что этот акафист составил какой-то оккультист специально для того, чтобы как можно больше людей оторвать от Бога и совратить на путь сатаны.
Что касается того, разрешается ли в храмах продавать этот акафист, то тут какая-то чехарда. На сайте Издательскго совета РПЦ я не нашла сведений о том, чтобы хотя бы одно издание акафиста за единоумершего получило гриф совета. Напротив, в 2010 году вышло такое постановление: «Предоставить издательству «Терирем» право переиздать книгу «Псалтирь и каноны по усопшим для слабовидящих» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исключения из издания акафиста за единоумершего». На сайтах онлайн-магазинов, где другие акафисты размещены с номером грифа, акафисты за единоумершего размещены без него. В храмах книжечки с акафистом за единоумершего продаются либо вообще без грифа, либо с грифом Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Я проверила по интернету номер грифа – действительно, Белорусский экзархат разрешил публикацию чудовищного акафиста. Также этот акафист можно встретить в сборниках, на которых стоит гриф Издательского совета РПЦ. Я проверила на сайте Издательского совета гриф одной такой книженции, и увидела следующее постановление: «Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвословия о усопших» при условии исправления недостатков согласно замечаниям». А уж в чем там состояли замечания, неизестно. Может быть заявителю сказали убрать из книжки акафист за единоумершего, а он этого не сделал, но гриф поставил.
Алла Тучкова, журналист
После того, как я написала эту статью, в здании Издательского совета РПЦ прошло заседание, во время которого было заявлено, что акафист о единоумершем запрещено продавать в храмах. Вот что говорится на сайте патриархии: «Выступление помощника председателя Издательского Совета иеромонаха Макария (Комогорова) было посвящено системе организации контроля за книгораспространением в епархиях. Священник проинформировал издателей о проведении контрольных проверок точек книгораспространения в епархиях, а также о результатах анализа данных о наличии изданий без грифа в книжных лавках. Были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа. Это, в частности, касается акафистов, в том числе таких как «акафист о единоумершем» и «акафист жен, чад своих во утробе загубивших». Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо».
Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду, а в доступных для меня местах, в которых служат Богу, я получаю копейки.