енисейские кыргызы кто они такие

Енисейские кыргызы

чаатас, Аскизская культура, сууктер

Гаоцзюй, Телэ, Телеуты, Теленгиты, раннесредневековые тюркские народы

Содержание

Кыргызы в хуннское время

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

Кыргызы при тюрках и уйгурах

Описание страны

В китайских хрониках сохранилось достаточно подробное описание страны кыргызов, составленное посольством, шедшим из Ордоса через уйгурский каганат в земли кыргызов. В 841 году по указу императора династии Тан (династия) У-цзуна чиновники ритуального приказа опросили кыргызских послов и составили следующее описание их страны.

Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру — отважные и сильные. Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами. Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100—1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров. Из еды предпочитают мясо и молоко, для правителя делают пиво и пироги.

Носят белые валяные шляпы, пояса с точилом. Бедные одеваются в овчины и шляп не носят. Женщины одеваются в шерстяные платья или привозной шёлк. Зимой живут в избах, покрытых корой. На войне используют луки, знают знамёна, у всадников есть деревянные щитки для рук и ног, наплечники от сабельных ударов и стрел. Воинов собирают из всех родов.

Правителя называют «ажо» (阿熱) и династия также называется Ажо. [4] Перед домом царя установлено знамя, он одевается в соболью шапку зимой и колпак с золотым ободом летом. Его ставка у поросших лесом гор (青山), вокруг деревянные стены. Шатёр ажэ называется мидэджи (密的支).

Народ платит подати соболями и белками. Есть чиновники шести разрядов. Военные: семь министров, трое командующих, десять чжиши (職使). Гражданскими делами занимаются 15 чанши (長史), остальные чиновники не имеют определённого числа. За бегство в сражении, нерадивости в посольстве, подачу плохого совета царю, и за воровство рубят голову. Если у вора жив отец, то он должен носить с собой голову сына до самой смерти.

Из инструментов знают флейту, бубен, Шэн, бамбуковый рожок (觱篥), барабан. Любят канатоходцев и представления с обученными животными.

Жертвы духам приносят в поле в любое время. Шаманов называют «гань» (甘, ср.). На свадьбах платят калым. На похоронах оплакивают покойного, три раза обёртывают его в саван и сжигают, через год останки зарывают и снова оплакивают.

Язык их взаимопонимаем с уйгурским, знают письменность (вероятно Древнетюркское руническое письмо).

Кыргызы были сильным соседом и тюркские каганы отдавали своих дочерей в жёны правителям кыргызов.

Разгром уйгуров и расселение кыргызов

В первой половине VII века кыргызы попали в зависимость от сюеяньто и уйгуры поставили к ним наместника (頡利發) для надзора. Впрочем сохранилась власть царя и его трёх советников: цисибэя (訖悉輩), цзюшабобэя (居沙波輩), амибэя (阿米輩).

В 648 году сюеяньто были разгромлены империей Тан и многие уйгуры вступили в танское подданство. Кыргызы решили отправить послов к императору. Ко двору приехал старейшина Сылифа Шибоку Ачжань (俟利發失缽屈阿棧). На пиру он попросил императора сделать его своим вассалом. Император велел принять земли этого старейшины под названием губернаторства цзянькунь (堅昆府), старейшина получил военное звание цзо туньвэй да цзянцзюнь (左屯衛大將軍, ранг неясен), назначен главой округа (都督, дуду) и подчинён Яньжаньскому наместничеству (燕然都護).

С 650 по 683 гг. отправили 2 посольства в Китай.

С 712—756 гг., при императоре династии Тан Сюань-цзуне, четыре раза присылали подарки.

В 758 году уйгуры Моян-чура завоевали кыргызов. Похоже, кыргызы разделились на несколько княжеств. Были налажены связи с арабами-даши (приходили караваны с узорчатыми тканями), Тибетской империей, карлуками, которых использовали как проводников на караванных путях. Ажэ получил от тюрок титул пигадуньцзецзинь (毗伽頓頡斤, пига=бильге=мудрый).

В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Примерно в 818 году Ажэ объявил себя каганом, свою мать (она была из тюргешей) ханшей-вдовой (可敦), жену (она была дочь тибетского генерала) — ханшей. Уйгуры отправили армию во главе с министром, но не смогли победить. Война продлилась 20 лет и уйгуры не достигли успехов. Ажэ уверовал в скорую победу. У уйгур случилось междуцарствие и старейшина Цзюйлу Мохэ (句錄莫賀) привёл кыргызскую армию в столицу уйгуров. Хара-балгас был сожжён, посреди пепелища Ажэ поставил свою золотую палатку. В числе трофеев к нему попала Тайхэ (太和公主) китайская царевна и вдова четырёх каганов. Каган перенёс ставку в горы Лаошань и отправил китайскую царевну с эскортом в Тан, но по пути напал Уге-хан и забрал царевну. Каган отправил Чжуу Хэ Су (註吾合素) к императору, чтобы поведать о случившимся.

В 841 году к императору династии Тан У-цзуну прибыл кыргызский посол. Император очень радушно принял его, поставил его выше посла из государства Бохай (渤海). Распорядитель (卿) Чжао Фан (趙蕃) отправился к кагану с ответным визитом. Также император приказал министрам и чиновникам из «Ритуального приказа» (鴻臚寺) опросить послов и составить описание страны кыргызов. Министр Дэ Юй (德裕) предложил составить родословную Ажэ и написать его портрет.

Ажэ стал преследовать Уге-хана, укрывшегося у маленького племени «чёрнотележников», и попросил у Тан поддержки. Но империя невероятно ослабла и держалась только по причине уничтожения уйгур и распада Тибета. Император приказал наградить Ажэ титулом Цзун Инсюну Ченмин кэхань (宗英雄武誠明可汗), но в 846 году Тан У-цзун умер, не успев отправить послов, и новый император Тан Сюань-цзун не стал торопиться. На общем совете высших чинов решили, что титулы давали уйгурам, когда они были сильны и если награждать и кыргызов, то они возгордятся и станут опасны. Император отозвал грамоту.

В 847 году каган умер. Император дал новому кагану титул Ину Чен Ми кэхань(英武誠明可汗).

С 860—874 гг. кыргызы три раза присылали послов в Тан. После историки не вели записей.

Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, включенных в 1207 г. Джучи в состав Монгольской империи.

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть фото енисейские кыргызы кто они такие. Смотреть картинку енисейские кыргызы кто они такие. Картинка про енисейские кыргызы кто они такие. Фото енисейские кыргызы кто они такие

Разделение кыргызов и вытеснение их из Южной Сибири

Окончательное разделение кыргызов на тяньшанских и енисейских произошло в начале XIV века, когда правитель Восточного Моголистана Ильчигидай переселил часть народа в район р. Или. Люди, оставшиеся в долине Енисея и горах Алтая стали родоначальниками современных хакасов и алтайцев.

Кыргызы Южной Сибири имели в начале XVII века конфедерацию четырёх княжеств — улусов, получившую в русских источниках название Киргизская землица, в таком составе:

Енисейские кыргызы около 100 лет сдерживали продвижение русских в Южной Сибири, однако в основной массе были вынуждены в 1703 г. покинуть Хакасско-Минусинскую котловину. В 1667 и 1679 гг. кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярский острог, основанный в 1628 году именно для защиты от набегов кыргызов. Только после гибели Иренека в войне с монголами в 1687 году русским удалось окончательно установить контроль над Южной Сибирью и Саянами.

О первоначальном языке кыргызов — древнекыргызском — практически ничего неизвестно. Предполагается, что он является предком современных языков хакасской подгруппы (см. тюркские языки): чулымского, фуюйско-кыргызского (небольшая группа в Маньчжурии), хакасского и шорского. Современный киргизский язык испытал сильное кыпчакское влияние и сейчас занимает промежуточное положение между хакасско-алтайской и кыпчакской группами.

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Енисейские кыргызы» в других словарях:

Енисейские киргизы — Енисейские кыргызы (древние кыргызы) древний тюркский народ в районе Саяно Алтая, предки современных хакасов, алтайцев и киргизов. Впервые упоминается в 201 до н. э. в связи с тем, что их подчинили себе хунну. В китайских источниках древние… … Википедия

Кыргызы — может означать: Вариант написания этнонима «киргизы», возникший под влиянием киргизского языка. Енисейские кыргызы (древние кыргызы) древний тюркский народ, проживавший в районе Саяно Алтая … Википедия

КЫРГЫЗЫ ЕНИСЕЙСКИЕ — древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с нач. 2 в. до н. э. до 18 в. В нач. 18 в. большая часть енисейских кыргызов откочевала за пределы Минусинской котловины; оставшиеся слились с местным населением … Большой Энциклопедический словарь

Кыргызы (киргизы) — енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на рубеже 3≈2 вв. до н. э. Во 2 й половине 1 го тыс. у К. сложилась государственность. В… … Большая советская энциклопедия

кыргызы енисейские — древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с начала II в. до н. э. до XVIII в. В начале XVIII в. большая часть енисейских кыргызов откочевала за пределы Минусинской котловины; оставшиеся слились с местным населением. * * *… … Энциклопедический словарь

Кыргызы — (киргизы) енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на рубеже 3 2 вв. до н. э. Во 2 й половине 1 го тыс. у К. сложилась… … Большая советская энциклопедия

История киргизов — История кыргызов история кыргызов охватывает историю кыргызского народа от его появления до заселения территории современного Кыргызстана в XVIII веке. Первое упоминание этнонима «кыргыз» встречается в летописи «Ши цзи», написанной… … Википедия

Киргиз — Также устаревшее русское название казахов (официальное до 1925) Смотрите также: Енисейские кыргызы, Хакасы, Чулымцы, Шорцы Киргизы Киргиз, исполняющий эпос «Манас» … Википедия

Киргизи — Также устаревшее русское название казахов (официальное до 1925) Смотрите также: Енисейские кыргызы, Хакасы, Чулымцы, Шорцы Киргизы Киргиз, исполняющий эпос «Манас» … Википедия

Киргизы — У этого термина существуют и другие значения, см. Киргиз (село). Киргизы … Википедия

Источник

Енисейские кыргызы кто они такие

С древнейших времен до нач. XVIII века

Резюме

Этот труд посвящен истории енисейских кыргызов и их государству, возникшему на среднем течении Улуг-Кема (Енисея) в раннем Средневековье. В нем повествуется об истории этого государства и его населении: культуре, образе жизни, хозяйстве, ремеслах, этническом составе, обычаях, нравах, религиозных верованиях, военному делу, экономике, государственном устройстве, этнополитической истории в разные исторические периоды. Здесь, представлены и приведены практически все сведения и известия исторических (письменных) источников разных времен и народов о Хагясе и его населении: этнографические, археологические, антропологические материалы. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом.

Подробно освещен древнейший период кыргызской истории, предшествовавший появлению кыргызов на Енисее. Также, исследован процесс образования кыргызского государства; события сер. IX века н.э. Затрагиваются важные проблемы, связанные с историей Южной Сибири и Центральной Азии.

От редактора

Эсен уулу Кылыч, известный кыргызский историк, тюрколог. Он занимается изучением древней и средневековой истории кыргызов с начала 90–х годов. Результаты своих исследований он публиковал в разные годы, которые хорошо известны специалистам отечественной исторической науки и давно используются в отечественной и зарубежной историографии.

Настоящая работа является итогом многолетнего кропотливого труда автора, которая посвящена истории енисейских кыргызов. Одно только название говорит само за себя. Впечатляет охват и масштабы проделанной работы. Капитальная монография Эсен уулу Кылыча представляет собой фундаментальный научный труд и охватывает период с древнейших времен до нач. XVIII века. По каждому из этих периодов автором были проведены уникальные научные исследования, с привлечением всего комплекса различных исторических источников.

В ней представлена новая концепция происхождения древних кыргызов, их появление на Енисее, этнические процессы происходившие в Минусинской котловине, образование государства енисейских кыргызов, его крушение и многие, многие актуальные проблемы. Замечательно дана географическая характеристика региона, их влияние на процессы как этнические, так и политические. Подробно представлен этнический состав населения Минусинской котловины в различных ее частях, что очень позитивно влияет на понимание различных процессов протекавших в тех краях в различные исторические периоды.

Минусинская котловина в книге Эсен уулу Кылыча предстает населенной этническими группами различного происхождения, которые были разные по языку, образу жизни, хозяйству, культуре. Здесь представлены как тюркоязычные, так и древние палеоазиаты, автохтоны этих краев. В большом количестве предстают этнические группы финно-угорского происхождения. Этническая пестрота, судя по данным исторических источников сохранялась там и в XVI-XVII вв. н.э. Следует согласиться с мнением автора, о том, что население Минусы, в средние века представляло собой конгломерат различных этнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, и были они разные, по языку, образу жизни, культуре.

Очень подробно описана хозяйственная жизнь населения Хагяса (страны кыргызов). Много внимания уделяется материальной культуре населения, в особенности в связи с соседними тюркскими племенами Теле (Тоелес). Проведено исследование по памятникам письменности енисейских кыргызов.

Много нового и в политической истории енисейских кыргызов. Предположение автора, что Кыргызский Каганат на Енисее был создан Алтайскими кыргызами-теле, по тюркскому образцу заслуживает всяческого внимания. Ведь Кыргызский каганат по своему устройству действительно напоминает Тюркский каганат, начиная с титула кагана и кончая мелкими административными единицами и должностями. Вполне возможно, что кыргызы-тоелесы, находясь в составе племенного союза Тоелесов, живя в степях к северу от Восточного Тянь-Шаня, как пишет автор, активно участвуя в жизни Тюркского каганата, приобрели большой опыт в деле организации и управления государством.

Если говорить о древнейшем периоде, то впечатляет объем проведенных исследований, и конечно результаты. Автором были обнаружены и введены в научный оборот новые источники и материалы о кыргызах Древности, такие, как материалы о «Белых горах»; данные карт Западного края при дин. Старшей Хань; при дин. Младшей Хань; при дин. Суй; и наконец, уникальное известие Вэй-Люэ о том, что часть северной ветки Великого Шелкового пути проходила к западу от владений гяньгуней. Все эти материалы дают возможность для точного определения местонахождения древних кыргызов в эпоху Хань и Вэй.

Оригинальной является гипотеза автора о скифском происхождении древних кыргызов. Такой точки зрения еще в историографии никто не высказывал. Разумеется, он пришел к такому выводу после проведенных научных исследований. Уникальным является историографический обзор представленный в главе «Историография» данной книги. Такой полной и подробной историографии по данной теме нет ни у одного автора.

Археологические источники уже давно представили исторической науке свои уникальные материалы, на которые официальная наука еще не дала вразумительного ответа. Одна из этих проблем, это Чаа–тасы выполненные по обряду трупоположения, в сопровождении коня. Автор считает, что это были кыргызские захоронения, и принадлежали они не енисейской группе кыргызов, а алтайской (тоелесской), которые проникли в Минусинскую котловину во второй половине I тыс. н.э. Они до этого жили в составе племенного союза Тоелес (Теле – кит. источники). В их культуре было много общего с алтайскими тюрками, вместе с тем были и некоторые различия. Отличительной особенностью тоелесов было то, что это была культура воинов. При том, что они были кочевниками, имели достаточно примитивный быт, но военное дело и вооружение было на самом высоком уровне.

Мнение автора, что именно с этой группой кыргызов было связано образование и развитие Кыргызского каганата заслуживает всяческого внимания. Вполне возможно, что именно тоелесские кыргызы переняли у тюрков институт каганства и создали его у себя, на Енисее.

В Кыргызоведении считается, что Кыргызский каганат распался в нач. X века из–за нашествия кара–китаев, хотя никаких доказательств этому до сих пор не существует. Однако, гипотеза Эсен уулу Кылыча о том, что Каганат распался задолго до возвыщения кара–китаев, из–за внутренних разногласий является научной новизной. В Каганате несомненно могли быть различные группировки, которые старались оказаться у власти. Учитывая, что население страны было многоэтничным, интересы которых не всегда совпадали, все это могло привести к расколу страны.

Замечательным является стиль автора, которым изложен материал в настоящей книге, который несомненно свидетельствует о высоком профессионализме автора и его работы. Автор книги выстроил свою концепцию истории енисейских кыргызов, обосновав ее результатами исследований ведущих специалистов в области истории, археологии, этнографии, приведены уникальные источники и материалы, относящиеся к различным периодам истории енисейских кыргызов. Книга снабжена уникальными цветными и черно–белыми иллюстрациями археологических находок, исторических реконструкций. Я поздравляю автора с завершением этого замечательного труда и с удовольствием пишу эти строки.

Осмонов Ө. Дж., доктор исторических наук, профессор, член–корреспондент НАН КР, президент Ассоциации историков Кыргызской Республики.

Предисловие

Первые известия о древних кыргызах относятся к гуннской эпохе, ко времени становления и расширения Центральноазиатской кочевой державы Хунну. Древние кыргызы относились к так называемым народам Западного края (как именовали китайцы земли, расположенные к западу от Ханьской империи (Древнего Китая)) и, наряду с другими, подчиненными хуннам народами Западного края обитали в пределах западных границ Хуннского государства.

Происхождение древних кыргызов было связано с юеджами, древнейшими скифами, которые, как теперь уже можно говорить с достоверностью, являются основателями наиболее ранней кочевой державы. Были они тюркоязычны. Первоначально она состояла из собственно племен скифского типа, которые были расселены на пространствах горно-степной Азии в нач. I тыс. до н.э.

Впоследствии, в состав кочевой державы алтайских скифов вошли и другие этносы, не скифского происхождения. Так например, на юго-востоке в ее составе были племена сюнну, или как их обозначали позднее в китайских исторических (письменных) источниках-хунну, которые вплоть до конца III века до н.э. были вассалами и данниками юеджей. Известно, что под термином юеджи объединяются кочевые племена одного и того же типа, т.е. с единой культурой, и видимо единого происхождения. Несмотря на то, что каждое племя имеет свое имя и некую самостоятельность, тем не менее определить их захоронения от других невозможно. Так например, ученые-археологи до сих пор не могут определить, где сакские курганы, а где усуньские, а где собственно юеджийские. Настолько они похожи друг на друга, что ученые разводят руками. Все курганы, их внутреннее устройство удивительно похожи друг на друга.

К юеджи относились усуни, асаны, тохары, аримасы, азы (аты) и, возможно, кыргызы. Так исследования показали, что тохар, это ни что иное, как древнетюркское –такыр (тохыр)-безволосый (плешивый). Так себя называло одно из юеджийских племен, которая брила волосы на голове, в подражание грифонам, которым они покланялись. Жили они первоначально на Алтае, и поэтому их отождествляют с алтайскими скифами. В античные источники они попали как легендарные «стерегущие золото грифы» Аристея из Проконесса (поэма «Аримаспея»).

Племенам юеджийского типа относятся археологические памятники, так называемые «царские курганы», разбросанные по берегам горных рек, стекающих с северных склонов Заилийского Ала-Тау и впадающих в реку Или, а также с берегов рек Талгар, Малая и Большая Алмаатинка, Каскелен, Курты на левом берегу Или, на правом берегу р. Тургень-Каракемер, по берегам рек Чилик, Чарын, Кеген, Каркара, по верховьям рек Каратал, Аксу, Аягуз; Чиликтинские курганы Восточного Казахстана, Пазырыкские Горного Алтая, а также Южно-Сибирские и Тувинские курганы скифского типа. Все они характеризуются единством основных компонентов культуры, что объясняется кровнородственными связями и единым происхождением племен, оставивших эти захоронения.

Наибольшего расцвета культура алтайских скифов достигает в Пазырыкское время. Культура кыргызов очень похожа на Пазырыкскую, что несомненно указывает на принадлежность древних кыргызов к пазырыкским скифам, которых отождествляют с собственно юеджами. Племена пазырыкской культуры расселялись на обширных территориях, расположенных между Тянь-Шанем и Алтаем, включая сам Южный и Горный Алтай, Туву и даже Минусу. Они распространили свою власть до границ Древнего Китая, а на юго-западе до индоиранского мира. В их подчинении вплоть до конца III века до н.э. находились хунну, которые были данниками и вассалами юеджей.

Культура алтайских скифов очень напоминает культуру современного кыргызского народа в горах Ала-Тоо.

Первое упоминание кыргызов в исторических (письменных) источниках, которые относятся к концу III в. до н.э. отнюдь не означает, что это время образования древнекыргызского этноса. Это явствует из характера исторических известий, в которых упоминаются кыргызы. Кроме этого, следует отметить, что наряду с кыргызами, в тех же известиях упоминаются и древние кыпчаки (цзюеше, кюэше кит. источников) как непосредственные соседи кыргызов, в тюркоязычности которых, пожалуй, ни один автор не сомневается. Кыпчаки, которые также являются предками современных казахов, жили где-то в приалтайских областях или на Алтае, и несомненно, также были скифского происхождения.

Напомним, что наследие былой культуры Алтайских скифов хорошо прослеживается в культуре казахов Среднего Жуза и кыргызского народа Ала-Тоо, а также у южных алтайцев. Древние кыргызы по-видимому с глубокой Древности кочевали в пределах земель, расположенных между Тянь-Шанем и Алтаем. В этой части Центральной Азии и находилась их прародина, связанная с их этногенезом и ранней этнической историей, восходящей своими корнями к скифской эпохе.

К концу II века до н.э. в западную часть Центральной Азии начинает проникать Ханьский Китай, который в это время совершает своего рода открытие Запада. В этот период Китай непосредственно сам получает различные сведения и известия о странах и народах Западного края. Однако, информация о населении Центральной Азии и Сибири проникала в Китай и раньше. Древнекитайская официальная историография донесла до наших дней интересные и ценные сведения об Азиатской части Скифии.

Эти материалы мы можем почерпнуть из Исторических записок (Ши Цзи) Сыма Цяня, «отца истории» в Китае, жившего в конце II и нач. I в. до н. э. Его произведение является первым по времени памятником китайской официальной историографии. Он был закончен внуком Сыма Цяня, Янь Юнем в 73 г. до н.э. «Ши-Цзи» охватывает период с древнейших времен до 98 г. до н.э. Также, из «Истории старшего дома (династии) Хань» («Цянь Хань Шу») (202 г. до н.э.-25 г.н.э.), которое было составлено Бань-Гу; из «Истории младшего дома Хань» («Хоу Хань Шу») (25-265 гг. н.э.); Из «Истории династии Вэй»(386-581 гг. н.э.); из «Истории северных дворов», написанной в VII в. н. э.; из «Истории династии Тан» (618-907 гг.).

Материалы, относящиеся к истории народов, обитавших в Центральной Азии в Древности и Средневековье были переведены на русский язык известным ученым-китаеведом, монахом Иакинфом Бичуриным. Его знаменитый труд так и называется: «Собрание сведений, о народах, обитавших в Средней Азии в Древние времена» и был опубликован в 1891 году в Санкт-Петербурге.

Интерес к истории кыргызов возник давно, еще в XVIII веке. Вначале это были лишь ознакомительные поездки по местам обитания кыргызов в Южной Сибири. Затем, по мере накопления исторических источников начали появляться научные исследования.

Историей кыргызов занимались такие ученые, как И.Е. Фишер, И.Г. Георги, Г.Ф.Миллер, Ю. Клаппорт, К. Риттер, Н.Я.Бичурин (Иакинф), Ч.Валиханов, В.Шотт, В. Радлов, Н.А.Аристов, В.В.Бартольд, Г.Е.Грум-Гржимайло, А.Н.Бернштам, С.В.Киселев, Л.А. Евтюхова, В.П.Левашова, Л.Р.Кызласов, С.М.Абрамзон, К.И.Петров, Д.Г.Савинов, В.П.Мокрынин, А.Абдыкалыков, Ю. Худяков и др.

Сведения о древних кыргызах эпохи Хань как правило содержатся в описании событий, связанных с политической историей кочевой империи Хунну, возникшей в конце III в. до н.э. к северу от границ Древнего Китая, в Великой степи. Информация, содержащаяся там очень скудна, фрагментарна, а порой и противоречива, что крайне затрудняет исследование ранней этнической истории древних кыргызов. Археологические источники, антропологические данные, а также этнографические материалы, имеющиеся в распоряжении современного Кыргызоведения относятся к более поздним периодам истории древних кыргызов.

Во времена гуннов, господствовавших в восточной части Великой степи, кыргызы населяли западные пределы Хуннской державы. Официальная китайская историография относит их к так называемым народам Западного края, обитавшим к западу от Срединной империи, как именовали китайцы свое государство.

Если ученые не археологи полагают, в силу известных причин, что древние кыргызы всегда жили в Южной Сибири, с древнейших времен, то археологи, как правило, считают их выходцами из других районов Азии, и их труды, всецело направлены на изучение процесса переселения кыргызов на так называемый «Енисей» (под которым обычно подразумевают земли, расположенные на север от западного Саянского хребта), и историю смешения пришлых кыргызов с местным населением и образования так называемых «енисейских» кыргызов. Большое внимание в трудах исследователей уделяется также изучению материальной и духовной культуры, хозяйства, быта, политической истории.

Предлагаемая на суд читателей монография представляет собой совершенно новый взгляд на историю кыргызов Енисея, в которой, представлена новая концепция происхождения древних кыргызов; их появление на Енисее; этнические процессы приведшие к образованию там Кыргызского бийлика (владения)- первого государственного образования кыргызов на Енисее; образование Каганата и многое, многое другое.

Древние кыргызы (гегунь, гяньгунь древнекит. источников) обитали в Восточном Притяньшанье. В конце II в. н. э. или в III в. н. э. часть кыргызов (Восточные кыргызы) по каким-то причинам отделилась (или была отделена ) и волею судьбы оказалась на севере, и поселилась в междуречье Абакана и Кема (Енисей), в Койбальской степи. Другая же часть древних кыргызов (Западные кыргызы) продолжала жить на своих прежних землях. Восточные кыргызы, вскоре перешли на левый берег Абакана, в левобережнюю часть Минусинских степей. В первое время центр кыргызских кочевий располагался в Койбальской степи, где на горе Изых-тах находился их основной некрополь, усыпальницы вождей восточных кыргызов. Затем уже, в последующее время, центр кыргызских кочевий перешел в степи Уйбата, которые и поныне считаются лучшими пастбищами Минусинских степей. Здесь и были расположены стойбища самых богатых и сильных скотоводов, возглавлявших кыргызский племенной союз на Енисее.

Весь кыргызский племенной союз, первоначально, в значительной мере состоял из местных этнических групп населения, которые до этого обитали в этих краях. Динлины, частично были вытеснены на другие территории, но в значительной мере, были подчинены кочевниками кыргызами, которые образовали Кыргызско-Динлинский племенной союз. Затем, он перерос в государство, располагавшееся по обе стороны среднего течения реки Кем (Енисей). Динлины, составляли большинство населения государства, но находились в зависимом положении. Это были, в общем, белокурые, голубоглазые, светлокожие люди, европеоидного типа, которые обитали на этих землях с незапамятных времен. Это были люди искусные в обработке металлов, земли, выращивании различных земледельческих культур, занимавшиеся охотой, рыбной ловлей, строительством, ювелирным и кузнечным делом, домашним хозяйством. Именно на их основе сложился так называемый народ енисейских кыргызов.

В целом, этногенез народа енисейских (Кемских) кыргызов происходил, первоначально в левобережней части среднего течения Кема (Енисея). Население же правобережней части, хотя и находилось в зависимом и подчиненном положении от «левобережников» (т.е. восточных кыргызов), тем не менее оно в течение долгого времени сохраняло свое этническое своеобразие, т.е. признаки, которые были присущи собственно динлинам, которые на востоке обитали до Байкала.

Правобережние племена Енисея были, в общем, рослы, белокуры, голубоглазы, светлокожи и вели динлинский образ жизни. На них, как на жителей восточной части государства, так же распространялся термин Кыргыз, как и на все население страны кыргызов. Поэтому, китайское посольство, шедшее в ставку кыргызского правителя по так называемой «восточной» дороге, посетило восточные районы Кыргызского государства и, описало земли, природу, обычаи, нравы, образ жизни, внешний вид и занятия местного населения, и они (т.е. китайские послы) записали, что «жители, вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом, и голубыми глазами», что и ввело путаницу в исследования историков, которые начали утверждать, что кыргызы испокон веков были белокурым, голубоглазым народом. На самом же деле, кыргызы, были типичными кочевыми тюрками, хорошо сохранившие свое этническое своеобразие, характерное для исконно тюркского типа, т.е. монголоидный антропологический тип с определенной примесью европеоидных соматических признаков, с соответствующим укладом хозяйства, образа жизни, культуры.

У теле были, в общем, схожие этнические признаки, начиная от головного убора, языка и т.д., и кончая погребальным обрядом (погребения с конем). Даже согласно эпосу «Манас» кыргызы и уйгуры являются частями одного народа. Кыргызы, здесь обозначаются как байгуры, одна часть народа, другой частью которого были уйгуры. Это полностью согласуется с историческими данными, по которым Среднеазиатские кыргызы, потомки Алтайских (Западных) кыргызов описываются как один из огузских народов, т.е. исторические сведения указывают на огузское происхождение Алтайских (Западных) кыргызов.

Длительное проживание среди племен Теле сказалось на их культуре, которая если не полностью, то во многом стала похожа на телесскую. Тем не менее, кыргызы все-таки не полностью интегрировались в телесскую среду и в VI веке отделились от них. А поселились они на севере Алтая, в верховьях Оби, вклинившись своеобразным буфером между берельскими племенами, к западу от Минусы. В это время прекращает свое существование верхнеобская культура. Это хорошо прослеживается на основе археологических источников. Затем они уже вступают в непосредственный контакт с енисейскими кыргызами и вообще населением Минусинской котловины.

Для енисейских кыргызов был характерен обряд трупосожжения и ряд характерных для них элементов культуры, которые хорошо известны, и сохранялись у них вплоть до XVIII века. Алтайские кыргызы были типичными кочевниками, а енисейские кыргызы вели смешанное хозяйство, в котором было и скотоводство, и земледелие. Сильно отличалась и их культура, погребальный обряд, возможно, скорее всего небольшие различия могли быть и в диалекте.

Именно с кыргызами-Теле было связано образование Кыргызского Каганата. Проникнув в Минусу, они постепенно выходят на ведущее положение, руководят Енисейской коалицией, время от времени вмешиваются в Центральноазиатские дела. Наличие двух групп кыргызов на Енисее, явление новое для исторической науки Кыргызстана. Это подтверждается анализом письменных источников, содержащимися там сведениями, а также, что очень важно, археологическими источниками. Погребения, выполненные по обряду трупоположения в сопровождении коня, датированные VI-IX вв. н.э. расположены в западных частях Минусинской котловины и на севере Алтая. Ученые старались обходить этот вопрос стороной, ибо не могли дать на него вразумительный ответ. Но с течением времени их количество настолько возросло, что археологи были вынуждены обратиться к ним.

Население Минусы, скорее всего представляло собой конгломерат различных этнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, и были они разные, по языку, образу жизни, культуре. Еще в XVI-XVII вв. русские переселенцы застали на Енисее довольно разнообразное население. Кроме Енисейских кыргызов там проживало большое количество не кыргызского населения, которое находилось в подчинении у первых. Среди них были как тюркоязычные, так и кеттоязычные, самоедоязычные группы. При этом, в политическом отношении страна была раздроблена и делилась на ряд улусов или княжеств.

Езерский улус (он же иногда называется в документах Керетским) простирался по левобережью Енисея от реки Абакана на север, примерно до Батеневского хребта. Господствующей группой здесь также были кыргызы.

Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисее объединяла единая территориально-географическая общность и стремление защитить себя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определенном геополитическом пространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло более активное и предприимчивое племя. Если до VII века таковыми были енисейские кыргызы, то после VII века эта инициатива перешла к Алтайским кыргызам. Различие интересов племен Енисея сказались после известных событий сер. IX века н.э. Речь идет о 840 годе, когда кыргызское войско атаковало столицу Уйгурского каганата город Орду-балык. Вскоре, после смерти кагана, в 847 году походы кыргызов прекратились, и племена стали возвращаться на свои прежние земли, к которым они так привыкли. Несомненно, могли быть сторонники создания каганата в степи. Это конечно же Алтайские кыргызы. Но они были малочисленнее других. Многочисленной была группировка енисейских кыргызов, которая разумеется была за то, чтобы возвратиться назад. Их несомненно поддержали другие этнические группы населения Среднего течения Кема (Енисея)-самодийцы, самоеды, кетты и др. Енисейские кыргызы заселили только Туву. Горнотаежники и рыболовы разумеется не желали переселяться в Великую степь. В результате, мы допускаем, что в орде была междуусобица, в результате чего алтайские кыргызы были вынуждены двинуться в Прииртышье, к югу от Алтая, а некоторая их часть проникла далее, на Тянь-Шань.

Этим и объясняются причины развала Каганата. После крушения Уйгурского каганата в степи больше не было серьезного врага. Что касается империи Тан, то от нее в IX веке оставалось только одно название. В IХ веке Танское государство было ослабленным, лишенным прошлых завоеваний и не имела контроля над территориями Западного края. В стране царила разруха, голод и междуусобица. Генерал-губернаторы (цзедуши) фактически являлись независимыми правителями в своих провинциях, вели ожесточенную борьбу друг с другом и с центральной государственной властью. Танское государство было почти полностью изолировано от центрально-азиатских дел. Положение усугублялось также интригами и распрями при императорском дворе. Более того, страна подвергалась постоянному военному и дипломатическому давлению со стороны Уйгурского каганата, Тибетского государства и Южного Чжао (Наньчжао). При этом, она теряла большие территории или вынуждена была откупаться «богатыми подарками» (так танские вельможи именовали уплату громадных контрибуций и дань). Танское государство медленно, но неуклонно приближалось к гибели, и ничто не могло остановить этот процесс.

Что же касается Тибета, то уже в первом десятилетии IХ века там началось постепенное ухудшение обстановки внутри самого государства, приведшее к его ослаблению и распаду. Уже к 840 году страна была развалена, раздираемая междоусобной войной.

В монографии содержатся много нового и интересного материала, суждений, которые являются новым словом в Кыргызоведении, на пути изучения истории кыргызов Енисея вплоть до XVIII века.

Кылыч Эсен уулу, историк, тюрколог.

Ассоциация историков Кыргызской Республики; Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *