если была бы такая возможность то какая планета не утонула бы в воде
Урок-игра «Астрономический бой»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок-игра «Астрономический бой»
(или как внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией).
Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.
1. Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).
2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.
3. Жюри астрономического боя формируется из учителя и 2-3 х учеников класса.
4. В поединке по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.
Правила проведения боя:
Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).
Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.
Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
Число и очерёдность раундов ведущий может варьировать.
Представление команды.
Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).
Раунд «А Н А Г Р А М М Ы».
Ответы: 1.Марс, 2.Надир, 3.Кастор, 4.Уран, 5.Болид, 6.Ракета, 7.Полет, 8.Луна, 9.Линза, 10.Парсек.
Раунд « П Л А Н Е Т Ы».
Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.
Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.
На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км.
У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.
Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.
На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.
На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 4000 0 С.
У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.
В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.
В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом.
Ответы: 1.Плутон, 2.Венера, 3.Марс, 4.Сатурн, 5.Юпитер, 6.Юпитер, 7.Меркурий, 8.Марс, 9.Уран, нептуний, плутоний, 10.Меркурий.
Раунд «А С Т Р О Н О М И Я +…»(межпредметные связи).
Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния, без грозных туч,
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
О чём писал Ломоносов?
Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?
«Мир освещается солнцем, а голова- …». Закончите народную пословицу.
Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *10 9 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.
Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.
Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.
Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?
В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?
Ответы: 1. Солнечное затмение, 2.Полярное сияние, 3.Ультрафиолетовое, 4.Знанием, 5.t=s/v=1,1 ч, 6.Гершель, 7.Спектральный анализ, 8.Приливы и отливы, 9.Солнечная активность, 10.Фотоэффект.
Раунд « З А Г А Д К И».
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?
Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?
Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.
Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.
Ехал Волох, рассыпал горох,
Стало светать, нечего собирать.
Без него плачемся, а как появится –
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
Ответы: 1.Небо, звёзды, месяц, 2.Комета, 3.Солнечное затмение,4.Венера, 5.Водород, 6.Ракета, 7.Звёздное небо, 8.Солнце, 9.Солнца, Луны, 10.Ковш Большой Медведицы.
Раунд «К О С М О Н А В Т И К А ».
Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?
Точная дата запуска первого спутника Земли.
Год рождения Ю.А. Гагарина.
Сколько минут был в космосе первый космонавт?
Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.
Первая женщина- космонавт, побывавшая в космосе 16-19 июня 1963 года.
Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?
Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.
Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 года.
В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор?
Ответы: 1.Н.Кибальчич, 2.4 октября 1957г, 3.1934 г, 4.108 минут, 5.«Восток», 6.В.Терешкова, 7.«Аполлон», 8.Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9.А.Леонов, 10.К.Циолковский.
Раунд «В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы ».
Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.
Правильный ответ – 0,5 балла, найден портрет – ещё 0,5 балла.
Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.
Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь рождается интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч, познавая тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.
Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.
О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? Его главный труд «О вращении небесных сфер», в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира.
Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя.
Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.
Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.
Он первым измерил радиус Земли.
Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма?
Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
А.
Б.
Ж.
В.
З.
Г.
И.
К.
Ответы:1.М.В.Ломоносов(Г), 2.И.Ньютон(Е), 3.Г.Галилей(Д), 4.Н.Коперник(А), 5.И.Кеплер(Ж), 6.О.Рёмер(И), 7.Птолемей(Б), 8.Эратосфен(К), 9.Дж.Бруно(З), 10.У.Гершель(В).
Раунд «Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й»
21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.
Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.
Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.
Церера, Гермес, Гаспра, Харон.
Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.
Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.
Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.
Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.
Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.
«Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».
Ответы: 1.23 февраля, 2.Юпитер, 3.Лунное затмение, 4.Харон, 5.Тихий Океан, 6.Титан, 7.Кассиопея, 8.Нептун, 9.Бетельгейзе, 10.«Вега».
Раунд «Т Е Р М И Н Ы ».
Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.
Большой и исключительно яркий метеор.
Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.
Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.
Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.
Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца?
Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска.
Поверхностный слой Луны.
Видимая часть атмосферы Солнца.
Ответы: 1.Перигелий, 2.Болид, 3.Астрофизика, 4.Эклиптика, 5.Элонгация, 6.Астрономическая единица, 7.Фаза, 8.Реголит, 9.Астероид, 10.Фотосфера.
Раунд «С О З В Е З Д И Я ».
4.
5.
Ответы: 1.Большая Медведица, 2.Орион, 3.Возничий, 4.Лебедь, 5.Кассиопея.
Раунд «К Р О С С В О Р Д ».
Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.
1. Ближайшая к Солнцу звезда.
2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
3. Одна из основных частей телескопа.
4. Созвездие, главная звезда которого Альтаир.
5. Звезда-ориентир на южном небе.
6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
7. Зодиакальное созвездие.
8. Линия на карте звёздного неба, указывающая границу видимости
9. Зеркальный телескоп.
Ключевое слово: одна из координат небесных тел.
1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл
5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт
Ключевое слово: «Склонение»
Урок-игра «Астрономический бой»
(или как внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией).
Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.
Номер материала: 288616
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что случилось бы, если бы все океаны планеты исчезли?
Океан — это главный стабилизатор жизни на нашей планете. Не исключено, что именно наличие больших водных запасов на том или ином космическом теле делает его жизнепригодным. На Земле Мировой океан равномерно распределяет солнечную энергию, тем самым регулируя и сглаживая климат на планете. Так что же могло бы произойти, если бы все океаны нашей планеты внезапно исчезли?
Исчезновение океанов Земли может привести к массовому вымиранию жизни на нашей планете
Могут ли океаны исчезнуть?
Бездонные и бескрайние океаны всегда манили искателей приключений, превращая их в моряков, дайверов и серфингистов, не мыслящих своей жизни без моря. Вместе с тем, известно, что из-за глобального потепления водная гладь нашей планеты постепенно нагревается, заставляя ее медленно, но верно высыхать. Ученые считают, что без океанов наша планета рискует превратиться в огромную, жаркую пустыню, где дождь будет огромной редкостью. Дело в том, что океан выполняет несколько полезных функций, которые гармонизируют общий климат планеты: теплые океанические течения, нагретые в экваториальной зоне, согревают северные регионы, не давая им замерзнуть; в то же время, холодная вода северного и южного полюсов возвращается к экватору, охлаждая его и стабилизируя.
Кроме того, именно океаны оказывают большое влияние на формирование облаков и наличие водного цикла на нашей планете. Их отсутствие повлечет за собой резкое сокращение дождей, которое станет причиной вымирания растительности и сильного сокращения биологического разнообразия планеты.
Без воды Земля бы превратилась в не самое уютное местечко, хотя общие водные запасы планеты составляют всего лишь 0,02% от общей массы Земли
Без океанов Земля может попросту превратиться в планету, подобную Венере: средняя дневная температура на планете составляла бы приблизительно 70 градусов по Цельсию, что сделало бы поверхность Земли непригодной для проживания человека. Сразу после исчезновения растительности, которое бы повлекло резкое уменьшение количества вырабатываемого кислорода в атмосферу, наша планета постепенно бы превращалась во все менее обитаемую.
Антропогенная деятельность наносит большой вред существующим на планете водным ресурсам
Для того, чтобы суметь выжить в таких условиях, человеку было бы необходимо переселиться под поверхность Земли, что, согласитесь, не так уж и комфортно само по себе.
Может быть у вас тоже есть предложения по поводу того, как именно мы можем спасти океаны нашей планеты? Поделитесь своим мнением в нашем Telegram-чате.
Можно ли предотвратить исчезновение океанов?
Наша планета представляет из себя по-настоящему уникальное небесное тело, аналогов которому человечество пока так и не нашло. Вместе с тем, океаны планеты постоянно подвергаются негативному воздействию человека, который оказывает на них сильное антропогенное влияние. Для того, чтобы внести свой личный вклад в сохранение биологического разнообразия планеты, нам стоит отказаться от рыбы, выращенной на фермах и причиняющей большой вред существующей экосистеме морей и океанов. Кроме того, нам необходимо перестать сливать вредные вещества (такие как растворители, пестициды и очищающие средства) в канализацию, которая зачастую имеет выход в открытые водоемы. Еще одним полезным шагом может стать максимальный отказ от пластика, который все еще остается главным источником потенциальной опасности для существующих океанов и их обитателей.
10 причин, почему разумная внеземная жизнь не будет похожа на нас
Учитывая размеры Вселенной, есть веские причины предполагать существование жизни, помимо земной. И некоторые ученые твердо верят в то, что она будет обнаружена к 2040 году. Но как на самом деле выглядят (если они действительно есть) разумные внеземные формы жизни?
Не одно десятилетие научная фантастика описывала нам пришельцев как низкорослых серых гуманоидов с большими головами и в целом не сильно отличающихся от человеческого вида. Однако есть как минимум десять веских причин считать, что разумная внеземная жизнь совсем не похожа на нас.
Планеты обладают разной гравитацией
Гравитация является ключевым фактором, влияющим на развитие всех организмов. Помимо ограничения в размерах наземных животных, гравитация является также и причиной, благодаря которой организмы могут адаптироваться под различные изменения окружающей среды. За примерами далеко ходить не нужно.
Все доказательства находятся перед нами на Земле. Согласно истории эволюции, организмам, которые однажды решили выйти из воды на сушу, пришлось развить конечности и сложный скелет, так как их тела больше не поддерживались текучестью воды, которая компенсировала воздействие гравитации.
И хотя существует определенный диапазон того, насколько сильной может быть гравитация для того, чтобы одновременно поддерживать атмосферу планеты и при этом не раздавить на ее поверхности все остальное, диапазон этот может варьироваться, а, следовательно, могут и варьироваться внешний вид организмов, которые приспособились к ней (гравитации).
Предположим, что сила гравитации Земли будет в два раза больше нынешней. Это, конечно, не означает, что все сложные живые организмы будут выглядеть как карликовые черепахоподобные существа, однако вероятность возникновения двуногих прямоходящих людей резко сократится.
Даже если мы сможем сохранить механику нашего передвижения, мы станем гораздо ниже и при этом будем иметь более плотные и толстые кости скелета, которые позволят нам компенсировать возросшую силу гравитации.
Если же сила гравитации окажется в два раза ниже нынешнего уровня, то, вероятнее всего, произойдет обратный эффект. Наземным животным теперь не потребуется наличия мощных мышц и прочного скелета. В общем и целом все станут выше и крупнее.
Мы можем бесконечно теоретизировать по поводу общих характеристик и следствий наличия высокой и низкой гравитации, однако более тонкие детали приспособленности организма к тем или иным условиям мы предсказать пока не в состоянии.
Однако эта приспособленность будет определенно прослеживаться во внеземной жизни (если, конечно, мы ее найдем).
Планеты обладают разной атмосферой
Аналогично гравитации, атмосфера тоже играет ключевую роль в развитии жизни и ее характеристик.
Например, членистоногие, жившие при каменноугольном периоде палеозойской эры (около 300 миллионов лет назад) были гораздо крупнее современных представителей. И все это благодаря более высокой концентрации кислорода в воздухе, которая составляла до 35 процентов, против 21 процента, которая имеется сейчас.
Одними из видов живых организмов того времени, например, являются меганевры (предки стрекоз), чей размах крыльев доходил до 75 сантиметров, или же вымерший вид гигантских скорпионов бронтоскорпио, длина которых достигала 70 сантиметров, не говоря уже об артроплеврах, гигантских родственниках современных многоножек, длина тела которых доходила до 2,6 метра.
Если 14-процентное различие в составе атмосферы оказывает столь высокое влияние на размер членистоногих, то представьте, какие уникальные существа могут получиться, если эти различия в объеме кислорода будут гораздо существеннее.
А ведь мы еще даже не затрагивали вопрос возможности существования жизни, которая вообще не требует наличия кислорода. Все это дает нам безграничные возможности предположений того, как эта жизнь может выглядеть.
Что интересно, ученые уже обнаружили на Земле некоторые виды многоклеточных организмов, которые не требуют наличия кислорода для существования, поэтому возможность существования внеземной жизни на планетах без кислорода уже не кажется такой безумной, как казалась раньше. Жизнь, существующая на таких планетах, будет определенно отличаться от нас.
Основой внеземной жизни могут служить другие химические элементы
Вся жизнь на Земле обладает тремя идентичными биохимическими характеристиками: одним из ее основных источников является углерод, ей необходима вода, и у нее есть ДНК, которая позволяет передавать генетическую информацию будущим потомкам.
Однако будет заблуждением считать, что вся остальная возможная жизнь во Вселенной будет следовать тем же правилам. Напротив, она может существовать согласно совершенно иным принципам.
Важность углерода для всех живых организмов на Земле можно объяснить. Во-первых, углерод легко образует связи с другими атомами, он относительно стабилен, доступен в больших объемах и на его основе могут появляться сложные биологические молекулы, которые требуются для развития сложных организмов.
Однако наиболее вероятной альтернативой основного элемента жизни может служить кремний. Ученые, включая знаменитых Стивена Хокинга и Карла Сагана, в свое время обсуждали эту возможность. Саган даже вывел термин «углеродного шовинизма», чтобы описать наши предубеждения относительно того, что углерод является неотъемлемой частью жизни в любом уголке Вселенной.
Если жизнь на основе кремния действительно где-то существует, то выглядеть она будет совсем не так, как выглядит жизнь на Земле. Хотя бы только потому, что кремний требует наличия гораздо более высоких температур для достижения реакционного состояния.
Внеземной жизни не требуется вода
Как указывалось выше, вода является другим важным требованием для жизни на Земле.
Вода необходима потому, что она может находиться в жидком состоянии даже при большой разнице температур, она является эффективным растворителем, служит в качестве транспортного механизма и является триггером различных химических реакций.
Но это не означает, что другие жидкости не смогут ее заменить нигде во Вселенной. Наиболее вероятным заменителем воды, как источника жизни, может служить жидкий аммиак, так как он разделяет с ней множество качеств.
Альтернатива ДНК
Третьим ключевым пазлом жизни на Земле является способ хранения генетической информации. Очень долгое время ученые считали, что только ДНК способна на это. Однако оказалось, что есть и альтернативные способы хранения.
Более того, это доказанный факт. Ученые недавно создали искусственную альтернативу ДНК — КсНК (ксенонуклеиновая кислота). Как и ДНК, КсНК способна хранить и передавать генетическую информацию в процессе эволюции.
Помимо наличия альтернативы ДНК, внеземная жизнь, скорее всего, может также производить и другой тип протеинов (белков). Вся жизнь на Земле использует комбинацию всего из 22 аминокислот, на базе которых производятся протеины, однако в природе имеются еще и сотни других естественно образующихся аминокислот, в добавление к тем, которые мы можем создавать в лабораториях.
Поэтому внеземная жизнь не только может иметь «свою версию ДНК», но и другие аминокислоты для производства других белков.
Внеземная жизнь развивалась в другой среде обитания
В то время как окружающая среда на планете может быть постоянной и универсальной, она также может и в значительной степени изменяться в зависимости от особенностей поверхности планеты.
Это, в свою очередь, может стать причиной образования совершенно разных сред обитания, обладающих конкретными уникальными характеристиками.
Такие вариации могут стать причиной появления разных путей развития жизни на планете. На основе этого на Земле можно выделить пять основных биомов (экосистем, если хотите). Это: тундра (и ее вариация), степи (и их вариация), пустыни (и их вариации), вода и лесостепи (и их вариация).
Каждая из этих экосистем является домом для живых организмов, которым пришлось адаптировать под определенные условия среды для выживания. При этом эти организмы очень отличаются от живых организмов других биомов.
Создания глубин океанов, например, имеют несколько адаптивных особенностей, которые позволяют им выживать в холодной воде, без какого-либо источника света и при этом под воздействием высокого давления. Эти организмы не только совсем не просто непохожи на человека, они неспособны выжить в наших наземных средах обитания.
Исходя из всего этого, логично предположить, что внеземная жизнь будет не только коренным образом отличаться от земной согласно общим характеристикам окружающей среды планеты, но и будет отличаться согласно каждому биому, имеющемуся на планете.
Даже на Земле, одни из самых умных живых организмов — дельфины и осьминоги — не живут в одной и той же среде обитания, что и человек.
Они могут быть старше нас
Если верить мнению, согласно которому разумные внеземные формы жизни могут быть более технологически продвинутыми, по сравнению с человеческой расой, то смело можно было бы предположить, что появились эти разумные внеземные формы жизни раньше нас.
Еще более вероятно это предположение становится, если учесть, что жизнь как таковая во всей Вселенной появилась и развивалась не в одно и то же время. Даже различие в 100 000 лет — ничто, по сравнению с миллиардами лет.
Другими словами, все это означает, что у внеземных цивилизаций не только было больше времени для развития, но также и больше времени для контролируемой эволюции — процесса, позволяющего технологическим путем изменять свои собственные тела в зависимости от нужд, вместо ожидания естественного течения эволюции.
Например, такие формы внеземной разумной жизни могли адаптировать свои тела для длительных космических путешествий, путем увеличения продолжительности их жизни и исключении других биологических ограничений и нужд, например, дыхания и потребности в пище.
Такой вид биоинженерии определенно мог привести к очень своеобразному состоянию тела организма и, возможно, даже привел внеземную жизнь к замене их естественных частей тела на искусственные.
Если вы думаете, что все это звучит несколько безумно, то знайте — человечество движется к тому же самому. Одним ярким примером этому может служить то, что мы находимся на пороге создания «идеальных людей». Путем биоинженерии мы сможем генетически изменять эмбрионы для получения определенных навыков и характеристик будущего человека, таких как, например, интеллект и рост.
Жизнь на блуждающих планетах
Солнце является очень важным фактором наличия жизни на Земле. Без него растения не будут иметь возможности фотосинтеза, что в конечном итоге приведет к полному разрушению пищевой цепочки.
Большинство жизненных форм вымрут в течение нескольких недель. А ведь мы еще не говорим об одном простом факте — без солнечного тепла Земля покроется льдом.
К счастью, Солнце в ближайшее время покидать нас не собирается. Тем не менее только в одной нашей галактике Млечный Путь насчитывается около 200 миллиардов «блуждающих планет». Эти планеты не обращаются вокруг звезд, а лишь бессмысленно плывут через непроглядную тьму космоса.
Может ли на таких планетах существовать жизнь? Ученые выдвигают теории, что при наличии определенных условий это возможно. Самым важным в этом вопросе является то, что для этих планет будет являться источником энергии?
Самым очевидным и логичным ответом на этот вопрос может являться тепло своего внутреннего «двигателя», то есть ядра. На Земле внутренняя теплота отвечает за движение тектонических плит и вулканическую активность. И хотя этого, вероятнее всего, будет совсем недостаточно для развития сложных форм жизни, следует также учитывать и другие факторы.
Одна из теорий была предложена планетологом Дэвидом Стивенсоном, согласно которой блуждающие планеты с очень плотной и толстой атмосферой могли бы удерживать тепло, что позволило бы планете сохранять океаны в жидком состоянии.
На такой планете жизнь могла бы развиться до достаточно продвинутого уровня, аналогично нашей океанской жизни, и, возможно, даже начать переход из воды на сушу.
Небиологические формы жизни
Еще одна возможность, которую стоит также учитывать, заключается в том, что внеземная жизнь может представлять собой небиологические формы. Это могут быть как роботы, которые были созданы для замены биологических тел искусственными, так и виды, созданные искусственным путем другими видами.
Сет Шостак, руководитель программы поиска внеземных цивилизаций (SETI) даже считает, что подобная искусственная жизнь более чем вероятна, и само человечество, благодаря развитию робототехники, кибернетики и нанотехнологий, рано или поздно само к этому тоже придет.
Более того, мы максимально близко подобрались к созданию искусственного интеллекта и продвинутой робототехники. Кто может с уверенностью сказать, что человечество в какой-то момент своей истории не будет заменено на прочные роботизированные тела?
Этот переход, вероятнее всего, будет очень болезненным. И такие известные фигуры, как Стивен Хокинг и Элон Маск, это уже осознают и считают, что в конечном итоге созданный ИИ может просто восстать и занять наше место.
Роботы при этом могут быть лишь вершиной айсберга. А что, если внеземная жизнь существует в виде энергетических сущностей? Ведь это предположение тоже имеет под собой некоторую почву.
Подобные формы жизни не будут стеснены никакими ограничениями физических тел и в конечном итоге, теоретически, тоже смогут прийти к вышеупомянутым физическим роботизированным оболочкам. Энергетические сущности, конечно же, вне всяких сомнений, совсем не будут похожи на людей, так как у них будет отсутствовать физическая форма и, как следствие — совсем иная форма коммуникации.
Фактор случайности
Даже после обсуждения всех возможных факторов, описанных выше, не стоит исключать случайности в эволюции. Насколько нам (человечеству) известно, нет никаких предпосылок считать, что всякая разумная жизнь обязательно должна развиваться в виде гуманоидных форм.
Что было бы, если бы динозавры не вымерли? Развился бы в них в процессе дальнейшей эволюции человекоподобный интеллект? Что было бы, если бы вместо нас в самую разумную форму жизни на Земле развился бы совершенно иной вид?
Справедливости ради, возможно, стоило бы ограничить выборку потенциальных кандидатов на возможность развития среди всех видов животных до птиц и млекопитающих. Однако даже в этом случае остаются мириады возможных видов, которые смогли бы развиться до уровня интеллекта, сравнимого с человеческим.
Такие представители своих видов, как дельфины и вороны, действительно являются очень умными существами, и если бы эволюция в какой-то момент повернулась лицом именно к ним, то, вполне возможно, именно они были правителями Земли вместо нас.
Наиболее важным аспектом является то, что жизнь может развиваться самыми разными (практически бесконечными) способами, поэтому шансы на то, что в других уголках Вселенной есть разумная жизнь, очень похожая на нас, людей, в астрономическом плане очень низкие.