если человек делает назло что им движет

Закон подлости: все будет назло

Или это всего лишь домыслы, предрассудки? Да нет, тенденция все же имеется, и никуда от этого факта не денешься. К счастью, модель Трансерфинга не только раскрывает причину такой закономерности, но и объясняет, как можно ее избежать. Предлагаю Вам познакомиться с этой системой.

Все люди, как правило, спят наяву в той или иной степени

Правило Трансерфинга действует безотказно, избавляя того, кто ему следует, от массы проблем непонятного происхождения.

Стоит лишь отпустить хватку и перестать «держать мир за горло», как он тут же становится приветливым и послушным.

Ну а тот, кто «не отпускает», будет ходить, словно магнит, притягивая к себе все противоположное. Однако закон невезения — это еще не все. Как только противоположности встречаются, их противостояние стремится к дальнейшему обострению.

Известный закон единства и борьбы противоположностей, суть которого заключается в самом названии, уже превратился в «школьное» знание. Волга впадает в Каспийское море, а Миссисипи в Мексиканский залив. Но все не так просто.

Причину вездесущего единства противоположностей мы уже выяснили: сталкивая их, равновесные силы тем самым восстанавливают равновесие. Ну а почему противостоящие стороны находятся в состоянии непрекращающейся борьбы?

Казалось бы, должно быть наоборот: столкнулись, погасили друг друга и успокоились. Так нет же, противоположности будут «злить» друг друга до тех пор, пока не «подерутся». И если забияк не растащить, это будет продолжаться постоянно.

За примерами далеко ходить не надо.

Вы сами можете подтвердить, что мир частенько действует вам на нервы. Конечно, для каждого в разной степени и по-своему. Но в общем суть такова: если в данный момент нечто способно вывести вас из равновесия, оно почему- то как назло случается.

Если вы чем-то встревожены, озабочены, подавлены, тогда нервы у вас напряжены, хотя бы частично. Вот тут, как будто в связи с этим, появляется некий паяц и начинает прыгать и тявкать так, чтобы еще сильнее натянуть струны ваших нервов. Вы раздражаетесь, а паяц прыгает все неистовей.

Существует много способов повысить раздражение. Допустим, вы куда-то очень спешите и боитесь опоздать. Паяц тут же хлопнул в ладоши и, потирая их, воскликнул: «Ну, поехали!»

С этого момента все работает против вас.

Люди загораживают путь и чинно себе шествуют, а вы никак не можете их обойти. Вам нужно поскорей пройти через дверь, а там буквально выстраивается очередь ленивцев, еле переставляющих ноги. На шоссе с автомобилями творится то же самое. Все будто нарочно сговорились.

Конечно, кое-что можно списать на восприятие: когда торопишься, кажется, будто весь мир вокруг замедляется. Но присутствуют и явные признаки: лифт или машина ломаются, автобус опаздывает, на дороге возникает пробка — здесь уже какая-то злонамеренная объективность.

Можно привести еще и другие примеры. Если вы чем-то озабочены и напряжены, люди вокруг будут делать именно то, что вас раздражает, притом именно сейчас, когда вы хотите, чтобы вас оставили в покое.

если человек делает назло что им движет. Смотреть фото если человек делает назло что им движет. Смотреть картинку если человек делает назло что им движет. Картинка про если человек делает назло что им движет. Фото если человек делает назло что им движет

Дети начинают ходить на головах, хотя до этого вели себя смирно. Кто-то рядом принимается чавкать и шумно глотать. Разные субъекты путаются под ногами и пристают со своими проблемами. Всюду назойливо лезут какие-нибудь помехи. Если кого-то ждешь с нетерпением — долго не приходят. Если не хочешь никого видеть — обязательно заявятся. Ну и так далее.

И это давление извне становится все более интенсивным, по мере того как накапливается раздражение. Чем сильнее напряженность, тем активнее досаждают окружающие люди. Но вот ведь что интересно: они себя так ведут вовсе не умышленно. Им даже в голову не приходит, что это может кому-то мешать.

В чем же причина такого поведения?

В психологии бессознательного вообще много белых пятен. Как это ни странно, в большинстве случаев людьми движут неосознанные мотивы. Но удивительно даже не это, а то, что движущая сила, формирующая бессознательные мотивы, находится не внутри психики человека, а вне ее.

Этой силой являются невидимые, но реальные энергоинформационные сущности, порождаемые мысленной энергией живых существ, — маятники. О маятниках уже много говорилось в первой книге Трансерфинга. Они всегда появляются там, где можно поживиться энергией конфликта.

Только не надо полагать, что эти сущности способны что-то замышлять и осуществлять осознанное намерение. Маятники, подобно пиявкам, чувствуют поляризацию как неоднородность в энергетическом поле и стараются присосаться. Но и это еще не так страшно.

Весь ужас в том, что они не только поглощают энергию конфликта, но и каким-то образом заставляют людей вести себя так, чтобы этой энергии выделялось еще больше.

Они делают все для того, чтобы энергия била через край. Маятники дергают людей за невидимые ниточки, и люди подчиняются, словно марионетки. Каким именно образом маятники влияют на мотивацию людей, пока не ясно, но делают они это весьма эффективно.

Ясное сознание человека для маятников недоступно, но им этого и не требуется — вполне достаточно подсознания. Все люди, как правило, спят наяву в той или иной степени. Многие вещи человек выполняет машинально, расслабленно, не отдавая себе трезвого отчета: «В данный момент я не сплю и ясно осознаю, что делаю, зачем и почему именно так».

Особенно низок уровень осознанности у человека, когда он находится дома или в толпе. В домашней обстановке необходимость в повышенном самоконтроле невелика, а потому человек ведет себя расслабленно и чуть ли не дремлет. Во внешнем, но узком кругу общения, напротив, сознание наиболее активно и занято самоконтролем. При большом же скоплении людей действия человека снова становятся спонтанны, но при этом еще и попадают в сильную корреляцию с общими порывами всей массы.

Чтобы продемонстрировать работу маятника, возьмем самый простой пример — прохожего, за которым вы идете по одной дороге и затем обгоняете. Как только вы собрались повернуть налево, чтобы обогнать, он делает спонтанный шаг туда же, как будто преграждая вам путь. Вы пытаетесь обогнать его справа, и он невольно отклоняется в ту же сторону.

Что заставляет прохожего менять направление? Ведь он вас не видит, да и какое ему дело до того, что вы хотите его обойти? Может быть, он каким-то образом чувствует приближение спиной и инстинктивно не желает пропустить «соперника» вперед? Такое предположение вроде бы напрашивается, и все же это не так. В живой природе, если говорить об инстинктах, соперничество всегда проявляется в ситуациях, когда противоположные стороны стоят лицом к лицу. Маятник — вот что заставляет прохожего отклоняться в сторону.

Человек идет, не думая о том, как ступать, чтобы двигаться четко по прямой линии. В этом отношении он спит, поэтому линия его шагов время от времени самопроизвольно отклоняется в ту или другую сторону. Мотивация, то есть выбор направления, лежит в подсознании, которое в данный момент не контролируемо, а значит, потенциально открыто для маятника.

Тут подходите вы и предпринимаете попытку обогнать прохожего. По сути, это есть конфликт, хоть и мизерный. С целью увеличения энергии конфликта маятник заставляет прохожего сделать невольно шаг в сторону, чтобы преградить путь и тем самым обострить ситуацию.

В то же время маятник не действует умышленно, поскольку не обладает осознанным намерением. Так же бессознательно делают свое дело равновесные силы. Еще раз подчеркиваю: здесь идет речь о неких процессах, механизм которых пока неясен, а не о разумном поведении сущностей. Мы лишь отмечаем отдельные проявления и закономерности природы энергоинформационного мира.

Нет смысла рассуждать, что за маятник работает в данной ситуации, откуда он взялся, как ему это удается и что в действительности происходит там, на энергетическом уровне. Все равно мы не сможем в этом разобраться досконально.

Имеет значение лишь один главный вывод: если равновесные силы сталкивают противоположности, то маятники делают все, чтобы распалить энергию возникшего конфликта. Таков закон маятника.

Нескончаемые битвы маятников — будь то семейные ссоры или вооруженные конфликты — все они ведутся именно в соответствии с этим законом. Если возникло противостояние, дальнейшие события будут разворачиваться в сторону обострения конфликта, что бы ни происходило, включая временные и декоративные примирения.

если человек делает назло что им движет. Смотреть фото если человек делает назло что им движет. Смотреть картинку если человек делает назло что им движет. Картинка про если человек делает назло что им движет. Фото если человек делает назло что им движет

Там, где работает закон маятника, здравый рассудок не имеет силы. Именно поэтому действия как отдельных личностей, так и целых государств очень часто не укладываются в рамки здравого смысла. В конфликтных ситуациях мотивы человека находятся во власти маятника.

Вот и получается такой странный эффект, когда воспринимаешь свои прошлые действия как сон: «И где был мой разум? И почему мне вздумалось так поступить?» Да потому, что человек действовал, не отдавая себе отчета. Лишь впоследствии, когда сознание уже не подвержено внешнему воздействию, все произошедшее получает адекватную оценку.

Особенно крепким становится сон, если внимание попадает в петлю захвата. В специфических сообществах, как, например, в армии, группировке или секте, создается среда с определенными стереотипами поведения и мышления. Это «усыпляет», и подсознание полностью открывается для зомбирующего воздействия со стороны маятника. И тогда происходят вещи, которые со стороны кажутся совершенно непостижимыми.

Почему люди с таким остервенением убивают себе подобных из-за того, что те, другие, поклоняются иным — своим богам? Кому это мешает? Люди терпят лишения на войнах и умирают десятками, сотнями тысяч, миллионами. Где же инстинкт самосохранения? Сражение за богатство и территории еще можно понять. Но как объяснить битву за убеждения?

Идея о мире всем близка. Но войны не прекращаются. Идея единого Бога — очевидна. Идеи добра, справедливости, равенства… можно продолжать еще долго. Всем все понятно, однако здравый смысл не работает, а побеждает зло. Откуда же это зло берется?

Стоит немножко понаблюдать, и станет совершенно ясно: что бы ни делалось в любом противостоянии чего-либо с чем-то — все двигается в направлении увеличения энергии конфликта. Борьба если и угасает, то лишь ненадолго, чтобы затем разгореться с новой силой. Как освободиться от этого влияния?

Проснуться и осознать, каким образом маятник пытается вами манипулировать.

Понимать, что происходит, — это уже половина дела.

Сила влияния маятника обратно пропорциональна осознанности. Он имеет над вами власть до тех пор, пока вы спите наяву.

Прежде всего — не следует принимать участие в деструктивных битвах маятников, если это не нужно вам лично. Когда вы в толпе, необходимо сойти со сцены действа в зрительный зал, оглядеться и проснуться: «Что я здесь делаю? Я отдаю себе отчет? Зачем мне это нужно?»

Пробуждение от сна наяву должно быть абсолютно четким, как было показано выше: «В данный момент я не сплю и ясно осознаю, что делаю, зачем и почему именно так». Если вы отдаете себе такой отчет, все в порядке. Если же нет, значит, в любой, даже ничтожно малой конфликтной ситуации, вы — марионетка.

Сложнее обстоит дело, когда вас что-то раздражает. В таком случае паяц будет прыгать до тех пор, пока держится нервное напряжение. Обычно это означает, что маятник поймал ваше внимание в петлю захвата. Для того чтобы освободиться от маятника, необходимо впасть в безразличие. Но сделать это трудно.

Например, соседи досаждают своей музыкой, которая вам жутко не нравится.

Ваша задача — любым способом «отцепиться» от маятника.

Но заставить себя не реагировать практически невозможно. Подавлять эмоции бесполезно. Вместо этого нужно обратить внимание на что-то другое.

Попробуйте слушать свою музыку, но не громко, а только чтобы заглушить соседскую. Придумайте еще какие-нибудь способы, как отвлечься. Если вам удастся занять мысли чем-то другим, соседи постепенно угомонятся.

Точно так же и в остальных случаях. Если «паяц прыгает», значит, ваше внимание попало в какую-то петлю захвата. Вас вовлекли в игру маятника, цель которой — повышение энергии конфликта.

Для того чтобы освободиться от петли захвата, необходимо переключить внимание.

В общем, все не так уж плохо. Не будет «назло», если не спать наяву. Хотя, можно подумать, что все сказанное — просто какой-то чудовищный бред. Конечно, нелегко свыкнуться с мыслью о том, что какие-то сущности могут тобой управлять. Принимать это знание или нет — вопрос личного выбора. И не нужно верить. Наблюдайте и делайте выводы сами.

Источник

8 причин, по которым одни люди издеваются над другими

если человек делает назло что им движет. Смотреть фото если человек делает назло что им движет. Смотреть картинку если человек делает назло что им движет. Картинка про если человек делает назло что им движет. Фото если человек делает назло что им движет

Вот несколько причин, почему одни люди травят других.

1. Ощущение превосходства над другими

Некоторые люди склонны к контролю всего и вся и хотят взаимодействовать с окружающими только на выгодных для себя условиях. Если дела идут не так, как хотелось бы, такие люди прибегают к издевательствам.

Чувствуя своё физическое превосходство в школе, университете и даже в рабочем коллективе, они могут прибегать к травле, чтобы получить власть над более слабыми физически и морально. Нередко травители конфликтуют друг с другом, стремясь стать единственным «альфа-самцом» в компании.

Это касается не только физической силы, но и положения в обществе. И поэтому к травле по причине превосходства над другими склонны и мужчины, и женщины.

2. Популярность

Иногда травля может быть проявлением социального статуса. Люди, которые пользуются популярностью, часто высмеивают менее удачливых, особенно аутсайдеров внутри группы. Популярность может побуждать их распространять слухи и сплетни, настраивать других членов социальной группы против определённого человека. И их слушают, так как травители уже получили своеобразный кредит доверия.

Кроме того, травля используется как инструмент для достижения власти в социуме, для привлечения внимания, а также для снижения социального статуса другого человека. Порой именно травля одного человека другим делает последнего популярным, что создаёт своеобразную петлю негатива.

3. Ложное право на ответную реакцию

Некоторые люди, ставшие жертвами издевательств, склонны искать способы отомстить, причём необязательно своим обидчикам. Чаще всего жертвы травли думают, что имеют полное право на ответные действия, так как они сами подверглись издевательствам, и начинают вести себя так же, как и их обидчики, нацеливаясь на более слабого, чем они, человека.

В некоторых случаях жертвы травли даже могут примкнуть к травителям как к более сильным, думая, что таким образом перестанут быть объектами издевательств и даже сами смогут побыть в шкуре обидчика. Яркий тому пример — дедовщина в армии, которая воспринимается жертвами травли как что-то само собой разумеющееся и практикуется ими уже против более молодых сослуживцев, и так по кругу.

4. Низкая самооценка

Люди с низкой самооценкой могут прибегать к издевательствам как к способу скрыть заниженное чувство собственного достоинства. При этом самооценка не повышается и находится на стабильно низком уровне. Любой же отпор травле роняет самооценку обидчика ещё ниже, и он, понимая это, старается охватить своими действиями как можно большее количество людей и заручиться поддержкой сторонников, чтобы свести к минимуму риск ответной реакции.

5. Удовольствие

Некоторые люди, которым просто скучно, иногда прибегают к травле для внесения в свою жизнь волнительных моментов и драмы. В таком случае они выбирают объект травли случайно, не зацикливаясь на определённых деталях и спокойно переключаясь с одной жертвы на другую.

Это один из самых опасных видов травителей, так как они обычно достаточно умны, чтобы не действовать открыто, и предпочитают более тонкие методы воздействия, которые не будут выглядеть в глазах других людей плохим поведением.

6. Предрассудки

Пожалуй, это основная причина травли. И речь не о внешних признаках вроде больших ушей или носа, а о социальных паттернах, вбитых в голову ребёнка родителями, а также обществом и культурой. Из-за этого травитель может испытывать ненависть к определённой нации, причём он не может объяснить, почему именно, считая, что её представители просто плохие и всё, или используя заложенные в его мышление стереотипы.

7. Давление со стороны более сильных членов группы

Порой человек начинает травить другого не по собственному желанию, не испытывая к нему неприязни и не имея проблем с самооценкой, а для того, чтобы заслужить место в определённой социальной группе. Как правило, такая группа предполагает членство физически и психологически сильных людей, и, издеваясь над своей жертвой, человек как бы зарабатывает себе входной билет в это закрытое общество.

Страх быть непринятым в такую социальную группу подталкивает его к более радикальным действиям, порой сильно противоречащим его собственным моральным устоям.

8. Привлечение внимания

Такой вид травли распространён среди детей и подростков и достаточно редко встречается среди взрослых. Дело в том, что ребёнок, чтобы привлечь внимание своих родителей, может начать травить брата или сестру либо выбрать в качестве объекта издевательства других более слабых детей. Такой ребенок чувствует себя брошенным, что озлобляет его и заставляет идти на такие действия.

Помимо этого, травлю для привлечения внимания дети и подростки могут использовать по отношению к объектам их симпатии. Яркий пример — мальчики, которые дёргают девочек за косы, толкают их, высмеивают и в целом ведут себя вызывающе, так как не знают, как выразить возникшее у них незнакомое и непонятное им чувство симпатии к другому человеку.

Источник

Мотивация «назло»

если человек делает назло что им движет. Смотреть фото если человек делает назло что им движет. Смотреть картинку если человек делает назло что им движет. Картинка про если человек делает назло что им движет. Фото если человек делает назло что им движет

Иногда мы поступаем кому-то назло, доказывая, что достойны лучшего и можем больше. Мотивация «сделать наперекор», «назло» становится мощным стимулом нашего развития. Но так ли она безопасна и эффективна, как кажется на первый взгляд?

Почему мы поступаем наперекор?

Наверное, эта привычка досталась нам вместе с детской болезнью эмансипации, когда нам хотелось доказать, что мы уже большие и достойны сидеть за общим праздничным столом, а не понуро тащиться в постель. Мы часто хотели показать своим родителям, как они неправы, наказывая нас, заставляя делать что-то нудное и неинтересное, критикуя или запрещая то, что сами себе разрешали. Синдром самодостаточности и самостоятельности часто толкает людей на выбивающиеся из ряда вон поступки. Это своего рода протест против неправильного взгляда на нашу личность, стремление доказать, что мы не такие, мы лучше, сильнее, умнее, сообразительнее и т.д.

Доказывая кому-то свою правоту и ценность, люди порой сдвигают с места горы, вырастают так высоко, что сами пугаются собственных достижений. И все это «назло» врагам, завистникам, критиканам, диктаторам, равнодушным, жестоким, невнимательным и т.п. Но, в конечном итоге, эти действия «наперекор», которые порой превращаются в целую программу и жизненное кредо (обскакать соседского мальчика или девочку, который когда-то посмотрел свысока), являются всего лишь защитной реакцией нашей психики против унижения нашего достоинства, недоверия, насмешки и других негативных реакций в нашу сторону.

• Есть люди, которые назло выходят замуж или заводят любовников, рожают детей и бросаются с моста в реку, вместо того, чтобы мирно и логично завершить изжившие себя отношения.
• Некоторые двоечники назло не верящим в них родителям достигают карьерных высот, становятся депутатами, знаменитостями, «историческими» личностями в прямом и переносном смысле слова (вспомните Ноздрева).
• Некоторые некрасивые девочки, которых однажды обозвали толстушками или уродинами, из кожи вылезают, и так изменяют свою внешность, что все начинают им завидовать.
• Многие изначальные и хронические неудачники, которых в детстве гнобили и унижали, доказывают всем ценность своей личности и становятся знаменитыми певцами, актерами, учеными, писателями и т.д.
• Тем, кому не посчастливилось родиться в богатой и благополучной стране, вынуждены выживать и выкарабкиваться из болота на свет Божий и порой ценой нечеловеческих усилий они этого добиваются. Выезжают за границу или остаются, но поднимаются на более высокую ступень социальной лестницы (из грязи в князи, что называется).

Так, может быть, ничего плохого в этом нет? Ведь положительный результат налицо. Достигнуты высоты, ценность человеческой личности доказана, душевное равновесие восстановлено…

Какова цена вопроса?

Все вроде и неплохо в итоге. Но какова цена вопроса? Чем мы расплачиваемся за свои поступки, совершенные в пику кому-то, назло тем врагам, которых при более внимательном рассмотрении можно и друзьями назвать, ведь именно они способствовали нашему восхождению на личностный Олимп?

А расплачиваемся мы очень часто чужой историей, насильно внедренной в нашу жизнь. Ведь мы совершали героические поступки и переступали через себя не ради собственного удовольствия и удовлетворения своих внутренних потребностей, а зачастую вопреки им. Мы защищались, мы старались доказать кому-то свою ценность, мы хотели наказать того, кто обидел или унизил нас, то есть в конечном итоге, делали что-то не для себя, а для него. Мы играли в его игру. И если в результате этой чужой игры случайно нашли себя и поняли, что это наше призвание или это то, чего мы хотели сами в глубине души, то это великая удача, везение и счастье.

Если же в результате достигнуты чужие высоты, представлены все доказательства нашей ценности, а ценности эти не наши, то разочарования не избежать. Такой марафон становится похожим на гонку за миражами, бессмысленную и беспощадную по своей сути. Иногда побочными результатами всей этой гонки становятся утраченное здоровье, разрушенная личная жизнь (и не только своя собственная, а и того, кого мы невольно вовлекли в свой доказательный марафон). Достигая неких чужих высот, многие люди понимают, что хотели совсем иного. Осознание бессмысленности игры «назло» приводит их к отчаянию и унынию. Хорошо, если у них еще есть время все исправить и начать жить не вопреки, а в согласии с собой и миром. А если понимание тщетности пришло в конце жизни, когда ни сил, ни времени больше нет? Ужасно оказаться у разбитого корыта в финале жизненной истории. Тогда уж точно не имеет смысла кусать локти и посыпать голову пеплом. Раньше надо было думать!

Как избежать игры «назло»?

Во-первых, осознать, что ты в нее играешь. Иногда мы подсознательно пытаемся оправдать себя и уговариваем собственное внутреннее и безошибочное понимание того, что играем вопреки. Не стоит себя обманывать, тем более, что сделать это до конца просто невозможно. Мы всегда знаем, что поступили назло. А зло к добру не приводит.

Во-вторых, если уж так хочется утереть кому-то нос, что-то доказать и чего-то достичь, то нужно делать это только и исключительно ради себя. Ради собственного удовольствия, удовлетворения, радости, роста, счастья. Зачем совершать противный нашему естеству поступок, чтобы наказать другого, который может быть и не узнает о нем, не оценит, не изменит своего к нам отношения? Лучше сделать что-то вопреки себе: своей неуверенности, слабостям, страхам, негативным чертам характера, зависти и т.д. Преодолевая то, что мешает нам двигаться вперед.

В-третьих, не стоит ввязывать в ваше «назло» еще кого-то: детей, бабушек, родителей, соседей, случайных людей. Попадая в вашу игру, возможно, они помогут вам что-то кому-то доказать и достичь успеха, но утратят свой собственный шанс на счастье, развитие и спокойствие.

Наверное, было бы неразумно не использовать мощную энергию сопротивления обстоятельствам, которая возникает в результате желания поступать «назло». Но можно изменить вектор, знак и оценку происходящих событий. Ведь «если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Поэтому, стоит, наверное, поблагодарить эту «невесту», а не злиться на нее, ведь она открыла путь к другой, самой настоящей нашей истории, где будет тот, кто, действительно, полюбит и оценит нас и никогда не заставит играть «вопреки».

А обидчик… Его и без нас жизнь накажет (наставит на путь истинный). Может он вовсе и не обидчик, а тоже так защищается от жизни. Кто знает…

Если хочешь наказать обидчика и до конца его победить, стань счастливым, но не для него, а для себя самого!

Источник

Назло соседу: есть ли польза от злобы и коварства?

Многие из нас готовы сделать хуже себе, лишь бы навредить другому, но иногда это даже хорошо

В эпизоде сериала «Умерь свой энтузиазм» главный герой, скряга Ларри Дэвид возмущен остывшим латте в местном кафе, поэтому он открывает другое кафе «назло». Это такая же кофейня по соседству, но дешевле. Она приносит Ларри лишь убытки, но им движет мысль о том, чтобы разрушить дело своего соседа. Он потрясающе подлый, мелочный, злобный — и комичный.

Более сложный вопрос: могут ли поступки, сделанные назло, приносить пользу? Кажется нелогичным положительно смотреть на поведение, которое по определению подразумевает причинение вреда другим, даже в ущерб себе самому. Но новая книга профессора клинической психологии и нейропсихологии Тринити-колледжа в Дублине Саймона Маккарти-Джонса исследует преимущества такого типа поведения. «Поступки назло происходят из темных сторон нашей натуры… Они направлены на то, чтобы причинить вред другому. Тем не менее, они могут вывести нас на свет, — пишет он. — Озлобленность — это дамоклов меч, нависающий над нашим взаимодействием. Она делает общество более справедливым и более склонным к сотрудничеству».

Да, вы все правильно прочитали, и нет, Маккарти-Джонс не сумасброд: психологи и теоретики эволюции согласны с тем, что озлобленные поступки могут иметь позитивные аспекты. Они помогают соблюдению социальных норм и стимулируют протестные движения. И, как предполагает Маккарти-Джонс, они могут усилить справедливость и при этом заставить нас задуматься о том, что вообще такое справедливость.

Не воспринимайте это как разрешение и не спешите строить заговоры против надоедливых соседей, делать мелкие пакости коллегам или намеренно задерживаться на парковке, видя, что другой водитель хочет заехать на ваше место. Просто стоит изучать весь спектр человеческого поведения, а не только его солнечную сторону. Позитивная психология, набирающая обороты с 1990-х годов, и движение за благополучие, которое пронизывает общественное сознание в течение последнего десятилетия, продвигают доброжелательность и самооптимизацию как конечную цель. Поступки назло, наоборот, причиняют вред другим людям и тем, кто их совершает. Они антисоциальны и саморазрушительны. Тем не менее, это часть нашего поведения, особенно благодаря интернету, социальным сетям и политике групповой идентичности. Так что стоит вывести эту мрачную склонность из тени.

«Я не думаю, что существует ген озлобленности, — говорит профессор психологии Вашингтонского государственного университета Дэвид Маркус. — Но есть базовые черты личности, которые связаны с генами». К ним относятся антагонизм (агрессия по отношению к другим) и черствость (отсутствие сочувствия), ключевые компоненты озлобленности и другие связанные с этим антисоциальные черты, включая садизм и психопатию.

Примечательно, что психологи не обращали внимания на озлобленность до 2014 года, пока Маркус и его коллеги не разработали 17-балльную шкалу озлобленности в исследовании, которое вызвало более широкий интерес к этому типу поведения. По его словам, озлобленность и коварство, как и другие черты характера — это смесь врожденных качеств и воспитания. И все же какие-то закономерности есть. Мы достигаем пика озлобленности в позднем подростковом возрасте (что наверняка подтвердят многие родители) и с возрастом становимся добрее. И мужчины, как правило, более склонны поступать назло, чем женщины.

Маркус говорит, что такие черты есть в каждом, хотя, конечно, у некоторых людей его гораздо больше. Если провести анкетирование населения, то мы увидим, что около 5–10% регулярно делают что-то назло. Но если заставить людей играть в игру, похожую на аукцион, где у них есть шанс досадить другим, то, по словам Маккарти-Джонса, «примерно треть не проявит коварства, еще треть окажется весьма озлобленной, а все остальные — где-то посередине».

Хотя изучение озлобленных поступков в психологии — довольно новое явление, само такое поведение вовсе не ново. Некоторые считают, что фраза «отрезать себе нос назло лицу» возникла в IX веке, когда шотландские монахини, опасаясь вторжения норвежских викингов, отрубали себе носы, чтобы выглядеть непривлекательными и избежать изнасилования. В старинной восточноевропейской народной сказке поступки назло еще более сфокусированы: когда джинн говорит, что исполнит желание человека, если его ненавистный сосед получит то же самое в двойном размере, тот отвечает: «Выколи мне один глаз».

Хотя нет никаких свидетельств того, что мы более или менее озлоблены, чем наши предки, современные инновации создали благоприятную среду для такого поведения. По словам Рори Смида, профессора философии Северо-Восточного университета Массачусетса, анонимность в интернете способствует процветанию всяческих пакостных поступков. «Если никто не узнает [что это был я], то цена такого поведения минимальна — лишь время и усилия», — говорит он. Безликий интернет-тролль, плюющийся желчью, служит примером такого поведения в XXI веке.

Интернет и социальные сети также акцентировали внимание на политике идентичности, еще одном очаге озлобленности. Растущая пропасть между консерваторами и либералами во многих странах приводит к тому, что определенные решения принимаются исключительно для того, чтобы навредить оппозиции. И Маккарти-Джонс предполагает, что для многих американцев на выборах 2016 года проголосовать за Дональда Трампа было равноценно тому, чтобы наказать Хиллари Клинтон. А как насчет Brexit? Конечно, часть голосов за выход из состава ЕС были отданы назло ЕС или тем соотечественникам, кто выступал против, хотя сторонники Brexit и знали, что это приведет к проблемам в экономике Великобритании.

Иногда поступки назло приводят к большим личным достижениям (Ферруччо Ламборгини начал работать над своим спортивным автомобилем, чтобы превзойти Энцо Феррари), однако куда убедительнее их более широкие социальные преимущества. Маркус приводит восхитительный пример своего бывшего коллеги, профессора университета, который завел собственную книжку с парковочными талонами и часами выписывал штрафы за неправильную парковку студентам. «Это пустая трата его времени, никакой [личной] выгоды, — говорит Маркус. — С другой стороны, сформировались правила парковки, что не так уж и плохо». Точно также многие люди нанимают адвокатов, чтобы отсудить долг, хотя гонорары юристам намного превышают задолженность — просто это дело принципа. В результате соблюдаются правила, а виновные несут ответственность.

Маккарти-Джонс говорит, что протестные движения потенциально также строятся на желании сделать назло, и приводит пример нынешних протестов в Беларуси. «Один из немногих вариантов смены режима — это готовность рабочих бастовать и платить личную цену, чтобы нанести экономический ущерб режиму Лукашенко». Хотя стремление сделать назло может иметь самые разные формы, Маккарти-Джонс считает, что в его осмыслении важно исходить не только из негативных коннотаций.

Когда речь заходит о поощрении справедливости, ученые обращаются к теории игр. В ультимативной игре участнику 1 дается 10 фунтов, которые он может разделить с участником 2. Он может разделить их как угодно, но если игрок 2 отклонит предложение, оба не получат ничего. Исследования показывают, что, если предлагается небольшая сумма, игрок 2 отклоняет ее на том основании, что она учитывает интерес только одной стороны (это отказ назло, поскольку игрок 2 жертвует той небольшой суммой, которую ему предложили). Наиболее распространенный результат — игрок 1 предлагает разумно справедливую сумму, опасаясь отказа обиженного противника.

Это предполагает, что мы действуем более справедливо, когда нам кажется, что партнер по переговорам обижен и озлоблен. «Общее представление о справедливости заключается в том, что это продолжение нашего просоциального и основанного на сотрудничестве поведения, — говорит Смид. — Но если рассмотреть теоретические игровые ситуации, становится ясно, что справедливость — это не обязательно продолжение просоциального поведения, это еще и реакция на антисоциальное поведение других».

В идеальном мире мы все сотрудничали бы из чистого альтруизма. Но у большинства из нас внутри есть озлобленность (и другие темные черты), и иногда это может быть хорошо. Очевидно, что большинство из нас не выйдут на улицу, чтобы пакостить друг другу, но напоминание обо всем спектре личностных черт позволяет реалистичнее смотреть на вещи.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *