если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим

Фарисеи и книжники не считали совершением греха, когда допускали нарушение малых заповедей. К малым заповедям они относили и заповедь о любви к ближнему. В противоположность этой позиции Иисус Христос сказал: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Матф.5:19 ). Своими словами Иисус Христос говорит о том, что нужно соблюдать все заповеди Божьи, так как в этом соблюдении есть проявление покорности Воли Божьей. В этих словах Иисус Христос обвиняет книжников и фарисеев, а в дальнейшем и всех лжепроповедников, которые пытались исказить Закон Божий своими ложными толкованиями. Поэтому Иисус Христос и говорит, что человек, нарушающий заповеди, этим делает грех. А также грех состоит в том, когда человек научит других людей нарушать заповеди Божии.

Иисус Христос в этой фразе указывает на учителей, проповедников и пророков, неверно разъясняющих заповеди. Согласно словам Иисуса Христа, человек, который сам нарушит хоть одну заповедь Божью, а также и научит нарушать людей, будет назван малейшим в Царстве Небесном. То есть такой грешник будет признан последним, ничтожным человеком в Царстве Божием и врата рая для него будут закрыты.

Слова «тот малейшим наречется в Царстве Небесном» нужно понимать так. В этих словах говорится не о месте пребывания этого малейшего, ничтожного грешника в Царстве Небесном, а то, как в Царстве Небесном этого грешника нарекут, то есть назовут, и естественно в Царство Небесное он не войдет, потому что в Царстве Небесном обитают праведники, исполняющие Волю Божью по всем заповедям. Судьба же этого грешника, нарушившего хотя бы одну заповедь, будет очень трагической, потому что его нарекли (определили) в Царстве Небесном наименьшим. А это значит, что в Царстве Божием (в которое входят все владения Бога: рай, ад и земля) этот человек, нарушивший хотя бы одну заповедь, и за это нареченный наименьшим, займет (при жизни и после нее, и в момент Страшного Суда) наименьшее, ничтожное, презрительное положение вне пределов Царства Небесного.

По словам Иисуса Христа, намеренное нарушение хотя бы одной заповеди Закона Божьего уже есть грех, так как является выражением неповиновения воле Божьей. Грехом это является также потому, что соблюдать Божий Закон человек обязан весь, целиком, не по тем заповедям, какие ему подходят и какие он выбрал для жизни. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2,10 ).

Почему же Иисус Христос так безоговорочно требует соблюдения всего Закона Божьего целиком? Да потому, что если человек отступает от совершения хотя бы одной заповеди Божьей, то это указывает на то, что сердце человека в признании Бога проявляет двойственность и возмущение против Заповеди Божьей. А неисполнение Закона Божьего целиком, говорит о том, что в душе такого человека живет склонность ко греху, и связь между грехом и душей человека не прервалась. И если человек сознательно не соблюдает хотя бы одну из Заповедей Божьих, то это говорит о том, что он полностью не принял в свое сердце Бога и способен совершить грех. Человек должен соблюдать все Заповеди Божьи, потому что они разумны и полезны для его жизни, и являются проявлением наивысшей заботы Бога о человеке. И соблюдение Заповедей Божьих приводит человека к счастью.

Во-первых, если бы люди сами решали какую заповедь Божью нарушать или нет и сами определяли как служить Богу, то возникло бы такое огромное количество взаимоисключающих мнений, что это бы навредило в первую очередь самому человеку, так как не было бы известно, как жить и поступать человеку, чтобы прийти к счастью и радости.

Во-вторых, такое огромное количество противоречивых точек зрения о том, как надо служить Богу, изъяло бы правление над миром из рук Божьих.

В-третьих, многочисленные ошибочные мнения и заблуждения о том, как надо исполнять волю Божию, привели бы к тому, что Закон Божий оказался в полном пренебрежении и презрении со стороны людей, которые извратили бы этот закон. Как только человек идет собственным путем в отношении исполнения Закона Божьего, он становится Богоотступником, так как человеческие требования противоречат Небесному порядку и смыслу, потому что Закон Божий для человека является самым совершенным и полезным для устройства счастливой жизни и возможным в исполнении.

Человек должен исполнять не какое-либо одно слово или одну заповедь, а все слова и Заповеди Божьи. Спасение человека становится невозможным, когда он не исполняет по его мнению даже хотя бы одну заповедь, так как все заповеди целиком, направлены для блага и счастья людей, а их исполнение ограждает человека от всякого зла. «Щит и ограждение – истина Его» ( Пс.90:4 ). Если же человек не соблюдает хотя бы одну (по его мнению) наименьшую Заповедь Божью, то этим человек нарушает данную Богом ограду и лишает себя охраны и защиты. И через образовавшуюся щель враг рода человеческого легко проникает в жизнь такого человека, неся с собой вред и гибель.

Если человек, соблюдающий все заповеди Божьи, разрешает себе проявлять склонность например к сребролюбию, властолюбию, чревоугодию или блуду и т.д., то этой слабостью человека тут же пользуются силы зла и используют это уязвимое место, чтобы через этот человеческий порок навредить самому человеку, создавая в жизни человека соблазнительные ситуации, в которых человек может не устоять и совершить грех.

Библия мудро указывает на то, что наши прародители, Адам и Ева, осмелились пренебречь волей Божьей и нарушили Заповеди Божьи только в одном единственном пункте. Это привело к грехопадению всего человечества, открыв двери, через которые совершение грехов, неповиновение Воле Божьей распространились на весь мир. Совершение греха прародителями имело трагические последствия. Оно принесло страдания и обрекло человечество на карающее воздаяние. Поэтому Иисус Христос и говорит, что волю Бога надо соблюдать всю целиком, не нарушая ни одной Заповеди Божьей, чтобы не уподобиться грехопадению прародителей и не навлекать на себя подобные бедствия и страдания.

Каждый человек, не соблюдающий хотя бы одну заповедь Закона Божьего, повинен в своих несчастьях и страданиях, потому что в основе каждой Заповеди Божьей лежит любовь, направленная на заботу о человеке, и приводящая людей к счастливой жизни.

Источник

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4-5 классы 4 класс

Уроки истории расскажут тебе о людях, которые очень по разному делали этот выбор.

Если человек решил поступить по заповеди – значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он – в царстве Небесном уже сейчас. И у души есть повод для радости.

Ну, а если царь с тобой – ты силен. Есть такая сила, которая измеряется не поднятыми килограммами и не крепостью мышц. О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать её сильнее, чем она есть, потому что сила, заключённая в её маленьком любящем сердце, неизмеримо больше: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».

Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.

Святыню смерти и страданий

Рим зверским смехом оскорбил.

И дикий гром рукоплесканий

Мольбу последнюю покрыл…

И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

Миротворцем можно быть и сегодня. Вот три подружки… Чтобы вы не подумали, будто это история из жизни вашего класса, дадим им имена Сьюзанн, Энн и Эмили. Однажды Сьюзанн и Эмили поссорились. Чрез несколько дней Сьюзанн встречается с Энн. Энн рассказывает ей, что вчера виделась с Эмили. – «Да? И что же эта дрянная девчонка тебе про меня сказала?»… В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв Эмили о Сьюзанн, нежели с точностью диктофона воспроизвести реально сказанные дурные слова. Лучше, если Энн скажет: «Ты знаешь, Эмили так переживает ваш разрыв! Она так хочет с тобой помириться и снова дружить с тобою!».

Миротворец – тот, кто помогает людям услышать друг друга, понять и простить.

ВРЕЗКА. Св. Михаил Муромский.

Всю ночь князь ходил в своем походном шатре, не в силах решиться: отдать сына или отказаться от своей христианской совести? Один из детей проснулся. Это был младший, Михаил, ваш ровесник. Он посмотрел на отцом и стал допытываться, что его так волнует, когда победа уже у него в руках? И добился наконец ответа, отец все ему объяснил. Мальчик тогда поднялся и ему говорит: Отец, ты же сам мне рассказывал о Евангелии! Если ты меня пошлешь к своим врагам, я поступлю, как Христос поступил: приду примирителем.

Юный князь Михаил Муромский – один из тысяч святых Русской Православной Церкви…

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Икона князя Константина с сыновьями /83494.html

Фото Муромский Благовещенский монастырь, где похоронены князья Константин и Михаил.

Этика – это размышления о добрых и злых поступках человека. Христианская этика в основу этих размышлений кладет библейские заповеди. Кроме Десяти заповедей Моисея для христиан значимы евангельские «Заповеди Блаженств».

ВРЕЗКА. Святые мысли.

И создали две любви два града. Любовь к Богу, доходящая до презрения к себе создала град Небесный. А любовь к себе доходящая до презрения к Богу, создала Град земной (св. Августин).

1. В каких жизненных выборах проявляет себя «нищета духа»?

2. Как понимается рай в православной христианской культуре?

3. Можно ли сказать, что монах, которого забросали камнями римляне, своей жертвой примирил их город с Богом?

4. В день прекращения гладиаторских боев стало ли у Бога на одного сына больше?

5 егодня миротворцами называют солдат. Почему и в каких случаях?

6. Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

7. Прочитайте и перескажите легенду о юном князе Михаиле.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку приведи примеры из истории, из окружающей жизни из литературы примеры, когда человека преследуют за правду.

Урок 20-а Заповеди блаженств

1. Вам доводилось самим сердиться на себя? Всегда ли это голос совести? Иногда человек сердится на какой-то свой неумный или постыдный поступок. А, бывает, люди сердятся на себя, осуждая себя за проявленное снисхождение: мол, зачем я отдал даром? Мог бы и продать! Вопрос: всегда ли самоосуждение – это хорошо?

2. Вам доводилось слышать выражение «чистосердечное признание»? Как вы полагаете – что такое «чистое сердце»?

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.

Вот кто-то очень сокрушается из-за того, что провалилась хитро сплетенная им интрига. Если от Бога он что-то и получит, то никак не радостное утешение.

Но если человек научился быть недовольным самим собой – вот тогда его плач станет творческой силой, которая сможет возвысить его же самого. Тот, кто сыт и всем доволен, не пойдет в трудный путь. В дорогу идут тогда, когда понимают: вот этого у меня сейчас нет, и ради восполнения этой пустоты я готов на перемены.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.

Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Даже одержав внешнюю победу, можно оказаться проигравшим. Царапины на коже хорошо видны. Труднее заметить ссадины в душе. Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Рано или поздно трофеи этой победы растают. А травма в душе останется навсегда. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.

« Блаженны алчущие и жаждущие правды ». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

Тут придется сказать, что слово «сердце» в литературе и в медицине означает довольно разные вещи. Для медиков сердце – это мышцы, насос, который гонит кровь по жилам. А для Библии и для поэтов сердце – это сокровенная жизнь души. Это мир человеческих чувств, стремлений и отторжений.

Грязь в сердце – это зависть, это злорадство (когда человек радуется чужому несчастью), это желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Чистое сердце радуется жизни и людям, потому что во всех людях и в природе оно видит Бога.

В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.

Уже скоро вы заметите еще одну угрозу для чистоты ваших сердец. Вы будете не просто расти, но взрослеть. И станете друг во друге видеть мужчин и женщин. В вас проявятся половые влечения. Вы узнаете, что мужчины и женщины могут дарить друг другу острую радость. И очень может быть, что эта радость ослепит вас. Сердце причастно к миру любви. Но иногда человек не может заметить, где подлинная любовь, а где лишь телесное влечение. Главное различие их, пожалуй, вот в чем: любовь – дарит, а похоть – берет. Любовь охраняет жизнь, душу и тело любимого человека как святыню. Похоть вторгается и разрушает. Чистота сердца предполагает и контроль души над телом.

Чистому сердцу, оказывается, дается возможность видеть Бога. Обычным глазом Бога не увидеть. И даже в телескоп или микроскоп. Ведь нельзя увидеть совесть. Нельзя увидеть ум. Нельзя увидеть математику. Можно заметить отсутствие совести. Можно увидеть проявление ума. Можно взять в руки учебник по математике. И все же, как сказал один хирургу – «Я сделал людям множество операций, но ин разу не нашел в них ума». А Бога некоторым людям все же удавалось именно увидеть.

В одной семье была строгая-престрогая мать. У нее было два мальчика, лет по 8-10. У матери на косяке всегда висел кнут, для наказания ребят. Как-то дети расшалились и старший разбил лампу – или только стекло… Спрятать беду уж некуда. Тут вошла в избу мать; и, конечно, сразу увидела следы шалости.

— Кто разбил лампу? – спрашивает она сурово.

Младший вдруг говорит: Я!

Мать сняла кнут и жестоко отхлестала его.

А старший брат с ужасом и удивлением смотрит, как мать бьет неповинного брата. После наказания мальчик полез поплакать на печь. И вдруг потолок над ним исчез. Воссиял свет. И явился Христос.

Мало что можно увидеть через запачканные очки. Вот и сердечное зрение становится лучше, если человек заботится о его чистоте.

ВРЕЗКА Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Он, наверное, берег меня для каких-то маленьких моих свершений… До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие. А мороженое, которое я так любил, стоило двадцать копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тетям и дядям в храме. Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста»… И вот сейчас я убежден, что это Господь меня испытывал. С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи,

Если скорби земные

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Выше мраков земных.

Юный князь Михаил Муромский – один из тысяч святых Русской Православной Церкви…

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Познай, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив,

Кто от людей невинно страждет,

Кого поносят в клеветах

И злобным словом оскорбляют,

Кого за правду изгоняют –

Им будет мзда на небесах!

Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

1. Сможете ли вы сами объяснить заповедь «блаженны изгнанные правды ради»?

2. На плач о чем обещает откликнуться Христос?

3. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?

4. С христианской точки зрения Смоктуновский сам победил этот соблазн или ему помог Бог?

4. Что такое чистое сердце и какая награда обещается ему Христом?

5. Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле?

6. Сколько раз говорят о правде «заповеди блаженств»? Поясните, какая правда имеется в виду?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку создай копилку доводов, с помощью которых можно убедить людей творить добро и жить по совести. Для этого можно заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики. Также можно подумать над словами немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам».

Источник

Основы православной культуры (4-5 классы) (стр. 8 )

если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Смотреть фото если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Смотреть картинку если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Картинка про если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Фото если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своимИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Смотреть фото если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Смотреть картинку если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Картинка про если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим. Фото если человек решил поступить по заповедям христа значит он признал христа своим

1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

2. Слово подвиг связано только с военным временем?

3. Объясните слово «подвижник».

3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнайте, что значат слова «миротворец». «миротворчество».

Урок 3 (20) Заповеди блаженств

— Когда христиане бывают счастливы

— Как плач может обернуться радостью

— Когда сердце бывает чистым

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. В одной песне говорится, что «важней всего погода в доме». Вы согласны? Можно ли отнести эти слова не только к семейному дому, но и к дому души?

2. Наш сегодняшний разговор о счастье. Скажите, при каких условиях может быть несчастлив миллионер?

Тысячи лет существует религия. И в эти века, и сейчас люди, бывало, жили скудно. Разочарования и болезни, нехватка еды и денег приходили к ним вновь и вновь. И все же самые бедные общества и люди находили средства для того, чтобы принести что-то ценное в жертву Богу, чтобы построить храм или монастырь. Иностранцев, посещавших Россию, часто поражало, что посреди бедных изб, крытых соломой, стоят храмы с золотыми куполами. И средства на эти жертвы и купола не выбивались из людей. Люди сами охотно их несли.

Наконец, стоит заметить, что религиозные действия не приносят прямые и очевидные результаты. Далеко не всегда молитва перед контрольной приводит к получению хорошей оценки, а молитва о прекращении засухи приводит к дождю. Верующие люди умирают так же как и неверующие. Болезни у нас также одинаковые. Нельзя сказать, что религиозные люди живут богаче, чем неверующие.

Так отчего же тогда верующие люди так ценят свою веру?

Если люди так упорствуют в своей вере и в своих молитвах – значит, можно предположить, что они все же получают некий результат своих молитв. Но если результат есть, а замерить его линейкой или взвесить на весах нельзя – значит, он относится к невидимому и невесомому миру. К миру духовному. Если результаты молитв далеко не всегда кладутся людям в руки, значит, этот результат попадают им в души.

Какой результат от хорошей песни? Книги? Улыбки? Доброго слова? Их плод не погрузишь в грузовик. Но кто-то задумался. Кто-то сам стал светлее. У кого-то с души камень свалился. Кто-то перестал быть раздражительным. Такими событиями отмечена внутренняя жизнь человека.

Именно такие сдвиги и призвана порождать вера. Таким добрым переменам в себе самой и радуется душа. Ради таких добрых перемен и ради чувства радости от них и совершают люди религиозные поступки.

До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются «Заповеди Блаженств».

Слово «блаженный» на старославянском языке означает «счастливый». Эти заповеди говорят о тех условиях, при которых добрые дела и вера в Бога становятся радостью.

Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения заповедей блаженств. Первая из них – «Блаженны нищие духом». Она говорит о людях, которые стали «нищими» по велению своего духа. Дух – это то стремление души, которое влечет человека к Богу (соответственно, духовность – это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью). Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:

Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.

Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.

Лучше копить друзей, чем деньги.

Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

Лучше остаться с тяжело заболевшим родным человеком, чем освободиться от него и «жить в свое удовольствие».

Лучше копить знания, чем деньги.

В первой заповеди Христа есть очень важная подробность. Она говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение этой заповеди звучит опять же в настоящем времени: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Христос сказал иначе: «Царство Божие – внутри вас». Значит, Его ученики рай ищут не с помощью космической разведки.

Во что ты веришь? Что ты ценишь? Что владеет твоей душой? Царство – там, где кто-то царствует. Царю нужны подданные. Подданный (гражданин) – тот, кто готов исполнять веления царя и его законы.

Если человек решил поступить по заповеди Христа – значит, он признал Христа своим Учителем, Господом. Тогда он – в царстве Христа, в царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Так вот именно эти слова Христа сделали наш мир очень сложным, противоречивым и свободно-непредсказуемым. Потому что у человека появился выбор. Теперь человек может сам решить, законы какого царства он будет исполнять – земного или небесного. Бывает, что земной владыка велит ненавидеть, а голос Неба через совесть говорит – «не смей!». Какой выбор сделает человек – в такое подданство он и запишется. И даже если за это его арестуют, он будет совмещать телесные скорби с радостью души. Ведь арестовать можно только тело. На душу нельзя наложить кандалы. Только если душа сама отрежет себе крылья – только тогда она станет пленницей…

Уроки истории расскажут тебе о людях, которые очень по разному делали этот выбор.

Если человек решил поступить по заповеди – значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он – в царстве Небесном уже сейчас. И у души есть повод для радости.

Ну, а если царь с тобой – ты силен. Есть такая сила, которая измеряется не поднятыми килограммами и не крепостью мышц. О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать её сильнее, чем она есть, потому что сила, заключённая в её маленьком любящем сердце, неизмеримо больше: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.

Святыню смерти и страданий

Рим зверским смехом оскорбил.

И дикий гром рукоплесканий

Мольбу последнюю покрыл…

И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

Миротворцем можно быть и сегодня. Вот три подружки… Чтобы вы не подумали, будто это история из жизни вашего класса, дадим им имена Сьюзанн, Энн и Эмили. Однажды Сьюзанн и Эмили поссорились. Чрез несколько дней Сьюзанн встречается с Энн. Энн рассказывает ей, что вчера виделась с Эмили. – «Да? И что же эта дрянная девчонка тебе про меня сказала?»… В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв Эмили о Сьюзанн, нежели с точностью диктофона воспроизвести реально сказанные дурные слова. Лучше, если Энн скажет: «Ты знаешь, Эмили так переживает ваш разрыв! Она так хочет с тобой помириться и снова дружить с тобою!».

Миротворец – тот, кто помогает людям услышать друг друга, понять и простить.

ВРЕЗКА. Св. Михаил Муромский.

Всю ночь князь ходил в своем походном шатре, не в силах решиться: отдать сына или отказаться от своей христианской совести? Один из детей проснулся. Это был младший, Михаил, ваш ровесник. Он посмотрел на отцом и стал допытываться, что его так волнует, когда победа уже у него в руках? И добился наконец ответа, отец все ему объяснил. Мальчик тогда поднялся и ему говорит: Отец, ты же сам мне рассказывал о Евангелии! Если ты меня пошлешь к своим врагам, я поступлю, как Христос поступил: приду примирителем.

Юный князь Михаил Муромский – один из тысяч святых Русской Православной Церкви…

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Икона князя Константина с сыновьями http://solov-eva. /83494.html

Фото Муромский Благовещенский монастырь, где похоронены князья Константин и Михаил.

Этика – это размышления о добрых и злых поступках человека. Христианская этика в основу этих размышлений кладет библейские заповеди. Кроме Десяти заповедей Моисея для христиан значимы евангельские «Заповеди Блаженств».

ВРЕЗКА. Святые мысли.

И создали две любви два града. Любовь к Богу, доходящая до презрения к себе создала град Небесный. А любовь к себе доходящая до презрения к Богу, создала Град земной (св. Августин).

1. В каких жизненных выборах проявляет себя «нищета духа»?

2. Как понимается рай в православной христианской культуре?

3. Можно ли сказать, что монах, которого забросали камнями римляне, своей жертвой примирил их город с Богом?

4. В день прекращения гладиаторских боев стало ли у Бога на одного сына больше?

5 егодня миротворцами называют солдат. Почему и в каких случаях?

6. Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

7. Прочитайте и перескажите легенду о юном князе Михаиле.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку приведи примеры из истории, из окружающей жизни из литературы примеры, когда человека преследуют за правду.

Урок 20-а Заповеди блаженств

1. Вам доводилось самим сердиться на себя? Всегда ли это голос совести? Иногда человек сердится на какой-то свой неумный или постыдный поступок. А, бывает, люди сердятся на себя, осуждая себя за проявленное снисхождение: мол, зачем я отдал даром? Мог бы и продать! Вопрос: всегда ли самоосуждение – это хорошо?

2. Вам доводилось слышать выражение «чистосердечное признание»? Как вы полагаете – что такое «чистое сердце»?

Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.

Вот кто-то очень сокрушается из-за того, что провалилась хитро сплетенная им интрига. Если от Бога он что-то и получит, то никак не радостное утешение.

Но если человек научился быть недовольным самим собой – вот тогда его плач станет творческой силой, которая сможет возвысить его же самого. Тот, кто сыт и всем доволен, не пойдет в трудный путь. В дорогу идут тогда, когда понимают: вот этого у меня сейчас нет, и ради восполнения этой пустоты я готов на перемены.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.

Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Даже одержав внешнюю победу, можно оказаться проигравшим. Царапины на коже хорошо видны. Труднее заметить ссадины в душе. Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Рано или поздно трофеи этой победы растают. А травма в душе останется навсегда. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.

Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Ты уже не считаешь себя совершенством? Ты уже знаешь, что и в тебе есть недостатки? Значит, и тебе нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям. Дай, чтобы получить. Как ты – так и тебе. Но в христианстве речь идет не о равном обмене. Даже небольшая милость может вернуться с огромным приростом.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

О стремлении человека к правде говорит еще одна заповедь блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». Как выглядят чистые руки – понятно. Но что может запачкать сердце и как оно выглядит в чистом виде?

Тут придется сказать, что слово «сердце» в литературе и в медицине означает довольно разные вещи. Для медиков сердце – это мышцы, насос, который гонит кровь по жилам. А для Библии и для поэтов сердце – это сокровенная жизнь души. Это мир человеческих чувств, стремлений и отторжений.

Грязь в сердце – это зависть, это злорадство (когда человек радуется чужому несчастью), это желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Чистое сердце радуется жизни и людям, потому что во всех людях и в природе оно видит Бога.

В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.

Уже скоро вы заметите еще одну угрозу для чистоты ваших сердец. Вы будете не просто расти, но взрослеть. И станете друг во друге видеть мужчин и женщин. В вас проявятся половые влечения. Вы узнаете, что мужчины и женщины могут дарить друг другу острую радость. И очень может быть, что эта радость ослепит вас. Сердце причастно к миру любви. Но иногда человек не может заметить, где подлинная любовь, а где лишь телесное влечение. Главное различие их, пожалуй, вот в чем: любовь – дарит, а похоть – берет. Любовь охраняет жизнь, душу и тело любимого человека как святыню. Похоть вторгается и разрушает. Чистота сердца предполагает и контроль души над телом.

Чистому сердцу, оказывается, дается возможность видеть Бога. Обычным глазом Бога не увидеть. И даже в телескоп или микроскоп. Ведь нельзя увидеть совесть. Нельзя увидеть ум. Нельзя увидеть математику. Можно заметить отсутствие совести. Можно увидеть проявление ума. Можно взять в руки учебник по математике. И все же, как сказал один хирургу – «Я сделал людям множество операций, но ин разу не нашел в них ума». А Бога некоторым людям все же удавалось именно увидеть.

В одной семье была строгая-престрогая мать. У нее было два мальчика, лет по 8-10. У матери на косяке всегда висел кнут, для наказания ребят. Как-то дети расшалились и старший разбил лампу – или только стекло… Спрятать беду уж некуда. Тут вошла в избу мать; и, конечно, сразу увидела следы шалости.

— Кто разбил лампу? – спрашивает она сурово.

Младший вдруг говорит: Я!

Мать сняла кнут и жестоко отхлестала его.

А старший брат с ужасом и удивлением смотрит, как мать бьет неповинного брата. После наказания мальчик полез поплакать на печь. И вдруг потолок над ним исчез. Воссиял свет. И явился Христос.

Мало что можно увидеть через запачканные очки. Вот и сердечное зрение становится лучше, если человек заботится о его чистоте.

ВРЕЗКА Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Он, наверное, берег меня для каких-то маленьких моих свершений… До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие. А мороженое, которое я так любил, стоило двадцать копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тетям и дядям в храме. Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста»… И вот сейчас я убежден, что это Господь меня испытывал. С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи,

Если скорби земные

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Выше мраков земных.

Юный князь Михаил Муромский – один из тысяч святых Русской Православной Церкви…

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Познай, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив,

Кто от людей невинно страждет,

Кого поносят в клеветах

И злобным словом оскорбляют,

Кого за правду изгоняют –

Им будет мзда на небесах!

Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

1. Сможете ли вы сами объяснить заповедь «блаженны изгнанные правды ради»?

2. На плач о чем обещает откликнуться Христос?

3. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?

4. С христианской точки зрения Смоктуновский сам победил этот соблазн или ему помог Бог?

4. Что такое чистое сердце и какая награда обещается ему Христом?

5. Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле?

6. Сколько раз говорят о правде «заповеди блаженств»? Поясните, какая правда имеется в виду?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку создай копилку доводов, с помощью которых можно убедить людей творить добро и жить по совести. Для этого можно заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики. Также можно подумать над словами немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам».

Урок 4 (21). Зачем творить добро?

— Как подражают Христу

— Чему радуются святые

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Предположим, учитель музыки бесплатно давал тебе уроки. Прошли годы. Ты сам стал прекрасным учителем музыки, а твой наставник уже скончался. Как ты сможешь выразить свою благодарность ему? Может ли твоя благодарность выражаться в твоем подражании его доброму поступку?

2. Представьте себе человека, который всегда, каждую минуту и каждый день ощущает себя счастливым. У него каждую секунду от радости и восторга «сердце выпрыгивает из груди»… Как вы думаете, он смог бы заметить проблемы и трагедии других людей? Смог бы он понимать их и помогать им? Так хорошо или плохо то, что в нашей жизни чередуются обычные минуты со счастливыми?

Есть очень совестные и добрые атеисты. Атеисты – это люди, не верящие в Бога и не молящиеся Ему (греческая приставка «а» означает «без», а слово теос по гречески значит Бог).

Есть и очень религиозные люди, которые не смогли научиться любить людей.

С тем, что именно любовь должна быть положена в основу отношений между людьми, согласны все. «Золотое правило этики» принимают все. Просто у верующих людей есть дополнительные доводы для внимательного отношения к ближнему и для заботы о чистоте своей души.

У христиан есть четыре своеобразно христианских мотива для того, чтобы не оказаться эгоистом. Сегодня мы рассмотрим только два из них.

Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.

В 1831 году некий добрый купец Мотовилов беседовал с величайшим русским святым 19 века – Серафимом Саровским. Он признался, что ему непонятны слова о «благодати», о духовной радости и о «Царстве Божием».

Тогда святой Серафим обнял его и сказал: «посмотрите на меня». Увиденное Мотовилов передал в таких словах:

«Я взглянул после этих слов в лицо его… Представьте себе, в середине солнца лицо человека. Вы видите движение уст его, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну.

— Необыкновенно хорошо. Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

— Необыкновенную радость во всем моем сердце.

— Вот вы довольно поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какой радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами дело, чтобы труды к трудам прилагать. Господь сказал: царствие Божие внутри вас есть. Под Царствием же Божиим Господь понимал благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутри нас и находится».

Такая полнота этого переживания бывает очень редко. Может быть, в жизни человека был лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его просто хотят заставить таскать тяжести.

Тогда ему становятся понятны все церковные заповеди. Десять заповедей Моисея предостерегают его: вот на этих путях ты закроешь свое сердце для Бога и, значит, потеряешь духовную радость. А девять заповедей блаженств воодушевляют его: вот на этих путях духовная радость встретится тебе. Так христианин ищет радость для своего сердца, но при этом творит добро людям.

Берегите здоровье ваше, как драгоценный дар Божий

(преподобный Серафим Саровский).

Преподобный – так называют в православии святых монахов. Бог создал человека по Своему «образу», но призвал человека стать подобным Богу. Образ Бога – это то, что у человека есть, это наши способности. Если же человек сможет все свои способности (к мысли, к любви, к речи, к творчеству) подобно Богу прилагать лишь к добру – тогда он достигает Божия подобия. В то же время в европейской и американской культуре слово «преподобный» (reverend) может быть просто вежливым обращением к обычному священнику.

ВРЕЗКА Андреевский флаг

Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?

2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?

3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?

4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?

5. Как связаны переживания, подобные тем, что описал Н. Мотовилов, с желанием делать добро?

6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.

7. Перескажите переживания Н. Мотовилова при беседе с преподобным Серафимом.

8. Что означает слово «преподобный»?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку разберите состав слова добродетель, попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.

Урок 5 (22). Чудо в жизни христианина

— О христианских добродетелях

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Может ли автор переписать свою книгу? Изменить ее сюжет? Ввести новых героев?

2. Если автор создал целый мир и дал ему необычные законы и языки (как Толкиен во «Властелине колец» или Льюис в «Хрониках Нарнии»), должен ли сам автор в своей повседневной жизни подчиняться законам своей книги?

Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или из желания получить духовную радость. Третья причина – это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Для христиан чудо по-своему логично: если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *