если крестные родители поженились что делать
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Можно ли жениться крестным родителям?
Можно ли жениться крестным родителям?
Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.
Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.
Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).
Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»
(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).
Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:
«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»
(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).
(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)
По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:
«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»
(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Можно ли жениться кумовьям православным
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.
Почему нельзя жениться на куме
Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.
Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.
Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.
Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.
Можно куму жениться на куме
Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».
Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.
Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:
Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.
Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.
Возможен ли брак между крестными родителями одного ребенка?
В народе говорят, что брак между крестными родителями невозможен. Ныне для меня этот вопрос стал очень актуальным. Как к таким ситуациям относится Церковь?
Григорий Доленко
Отвечает протоиерей Дионисий Буренко:
– Действительно, в народе бытует довольно устоявщееся мнение, согласно которому, крестным родителям одного ребенка после таинства Крещения (в котором они участвуют) нельзя вступать в брачные отношения по отношению друг к другу. Однако же с точки зрения церковного права, для совершения такого брака нет никаких канонических оснований.
В древнние времена восприемником в Крещении, как правило, становился один крестный отец, если крестили мальчика, или только крестная мать – если крестили девочку. В первые века христианства подавляющее большинство принимающих крещение были людьми взрослыми и присутствие во время совершения Таинства одного восприемника, соответствующего новообращенному пола, имело вполне определенную логику. Но со временем в таинстве Крещения (которое по учению Церкви является духовным рождением человека – по аналогии с рождением телесным) стали участвовать одновременно и крестный отец, и крестная мать.
Следует обьяснить, что восприемник – это человек, который по благословению Церкви и с согласия родителей берет на себя ответственность за духовное становление чужого по плоти ребенка, который после таинства становится духовно родным. Восприемник «принимает» от Бога новопросвещенное чадо и является свидетелем свершения самого Таинства. Каждый восприемник (знает он это, или нет!) будет отвечать перед Богом на Страшном Суде за духовную и нравственную жизнь своего крестника.
В каноническом праве есть вполне определенный запрет вступать в брак крестному отцу с его крестницей, а крестной матери с ее крестником. Однако там нет ни слова о запрете брака между самими восприемниками. Почему же наш народ выступает против свадьбы восприемников?
Все просто! Такое отношение к этому вопросу носит исключительно практический характер. Предположим, что крестные отец и мать ребенка поженились. Очень часто бывает так, что кумовья (родные родители и восприемники) между собой поссорились. В таком случае ребенок теряет сразу обоих крестных. Если же крестные отец и мать не состоят в брачных отношениях, то при недоразумении с одним восприемником, другой останется с ребенком.
Если крестные родители поженились что делать
Что делать, если крестные родители (по незнанию) были мужем и женой?
Как может повлиять на таинство крещения ребенка то, что крестные родители (по их незнанию) уже до крещения были мужем и женой?
Ответ отца Олега Моленко:
В этом вопросе об установившейся в Российской церкви неправильной практике возникает много путаницы. Дело в том, что восприемником (или восприемницей) от купели должен быть лишь один человек. Это, как и при монашеском пострижении, где постригаемого воспринимает один старец, свидетельствует, что для духовного рождения достаточно одного родителя (по образу Бога Отца и Бога Сына). Да и физически принять ребенка от купели может только один человек. По людской немощи к восприемнику был добавлен присутствующий не восприемник (для мужчины – женщина, для женщины – мужчина), который (ая) стал тоже именоваться кумом или кумой (т.е. крестным отцом или матерью).
Такой порядок был допущен в угоду более привычного для плотского человека плотского родительства, где в акте рождения непременно участвуют два человека противоположного пола. Поскольку духовное родство, возникающее при купели крещения, становится препятствием к заключению браков между духовно породнившимися, то возникает конфуз или противоречие, когда формально восприемник и НЕвосприемница (или восприемница и НЕвосприемник) не могут заключать брак между собой. Но если учесть реальное НЕвосприемство одного из крестных, но сугубо декоративную его функцию, то их браку церковное правило не противоречит.
Вот почему часто брали в крестные родители уже состоявших в браке, что немыслимо для восприемника и крещаемой или восприемницы и крещаемого. Вот почему в данном конкретном случае должно правильно определиться о том, кто реально был восприемником от купели, а супругу оставить символические декоративные функции, но не считать его (ее) реально крестным родителем.
На самом крещенном младенце и таинстве Крещения это никак не сказывается.
Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?
Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.
Священник Максим Горожанкин
Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.
Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.
А как же ЗАГС?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Крестный — один
Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.
Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.
Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».
Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.
Православный брак — понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.