если не брал кредит а требуют возврата что делать
Банк требует погасить кредит, который я не брал. Что делать?
Письмо от неизвестного отправителя или звонок с незнакомого номера, как правило, не сулит ничего хорошего. В лучшем случае нагрузят рекламой, а то и неприятный сюрприз преподнесут. Таким сюрпризом может оказаться требование банка погасить кредит, который человек не брал. О том, как вести себя в таких ситуациях, расскажем в этой статье.
В каких случаях банк требует вернуть «чужой» долг
Когда банк направляет требование о погашении задолженности по кредиту человеку, который его не получал, это не означает, что финучреждение пустилось во все тяжкие. Например, берёт случайного человека на испуг: а вдруг раскошелится.
Одна из возможных причин, по которой банк требует вернуть чужой долг – наличие ошибок в данных информационной системы финучреждения. Например, неверно указан номер телефона клиента. Это может быть результатом халатности менеджера при оформлении кредита.
Другая ситуация – получение кредита по чужим документам.
Это сознательные, злонамеренные действия мошенников, стремящихся нажиться преступным путём. По ряду программ банки предлагают оформить заём только по паспорту. Такие условия действуют, например, по кредитам Тинькофф Банка. Злоумышленники используют утерянный или похищенный документ. При этом они могут действовать самостоятельно или находиться в сговоре с сотрудником финучреждения.
Ещё одна причина обращения с требованием погасить долг – поручительство. Иногда поручители относятся к этой роли формально, идя навстречу настоятельным просьбам родственников или знакомых и забывая о своих обязанностях после подписания документов. В случае невозможности для заёмщика погасить долг это делает поручитель, поэтому требование банка обосновано, и его придётся исполнять.
Что и как надо выяснить
Если пришло письмо или поступил звонок с требованием погасить долг по кредиту, а «с ходу» разрешить недоразумение не удалось, то нужно договориться о визите в банк, не вступая в словесную перепалку. Первым делом следует выяснить, каким образом человек, который не брал кредит и не оформлял поручительство, оказался должником финучреждения. Для этого следует лично посетить отделение.
У специалиста нужно запросить документы, на основании которых банк требует погасить задолженность.
Это может быть кредитный договор, договор поручительства и иные документы, имеющие отношение к делу. Они предоставляются как по устному запросу, так и по заявлению в письменном виде, в зависимости от установленного порядка.
В ходе ознакомления с документами нужно обратить самое пристальное внимание на:
Как действовать, чтобы урегулировать ситуацию
Для разрешения проблемы подаётся заявление (претензия) о несогласии с требованиями банка. Если по результатам ознакомления с документами выявились несоответствия в данных, признаки подделки, это надо указать. Сотрудник наверняка попросит оставить подпись и сделать ксерокопию паспорта для последующей сверки.
При утере паспорта правильным будет приложить копию соответствующего заявления, заверенную в органе внутренних дел. Если в день заключения кредитного договора человек был в другом городе, то прикладывается документальное подтверждение этого факта. После визита в банк следует отправиться в полицию и подать заявление о мошенничестве с приложением копий документов, имеющих отношение к делу.
По составленной претензии банк проводит внутреннее расследование, о результатах которого заявитель будет проинформирован. Если финучреждение сообщит о снятии требования погасить долг, то вопрос будет решён.
Знаете ли Вы что
В древние времена ни одному из кредиторов не нужна была никакая скоринговая программа. Решение о выдаче займа принималось исходя из внешности заёмщика.
Однако при обращении банка в суд придётся доказывать непричастность к получению кредита. Вероятность благоприятного исхода для банка мизерна. К тому же к финучреждению можно подать встречный иск о выплате компенсации за потрёпанные нервы и затраченное на разбирательство время.
Если вы не брали кредит и не являетесь поручителем другого заёмщика, то первое, что нужно сделать – сохранять спокойствие. Когда приходит письмо или поступает звонок с требованием погасить долг, можно отказаться его выполнять. Но правильным будет разобраться в ситуации, тем более что просто так банк или коллекторы вряд ли отстанут. Конечно, доказывать, что ты «не верблюд», неприятно, но только так можно избежать усугубления проблемы.
Что делать, если коллекторы звонят по несуществующему долгу?
Банковские организации предоставляют населению огромный выбор программ кредитования. Люди охотно пользуются предложениями, однако условия жизни могут резко измениться, а возможность регулярно выплачивать обязательства — пропасть. В таком случае банк передает кредит коллекторским агентствам, которые в свою очередь пытаются связаться с заемщиком, чтобы договориться с ним об индивидуальном порядке выплат. В случае с собственным займом оптимальный порядок действий — выйти на контакт с коллекторами, чтобы узнать подробности и, возможно, получить более выгодное предложение, чем может предоставить банк. Но встречаются ситуации, когда звонят по кредиту, который не брал, и в таких обстоятельствах люди теряются, не понимая, почему так происходит и что предпринять.
Содержание статьи
Почему звонят коллекторы
Звонки от коллекторских агентств означают, что от взявшего кредит человека уже длительное время не поступают выплаты. Как правило, речь идет о нескольких месяцах или даже о полугоде в зависимости от условий банка. После того как банковская организация решает, что требовать долг самостоятельно смысла нет, она заключает с коллекторским агентством договор агентирования (коллекторы выступают посредником, способом связи между кредитором и заемщиком, банк же остается получателем кредитных средств) или цессии (полная переуступка прав на взыскание кредита). В обоих случаях агентство заинтересовано в скорейшей связи с заемщиком, поэтому начинает действовать в рамках, определенных законом № 230-ФЗ. Как правило, речь идет о звонках, СМС-сообщениях и прочих способах связи.
Звонят, если кредит не брали
Согласно законодательству коллекторы имеют право связываться с заемщиком и его близкими только по номерам, переданным им банком. Если Вы никогда не имели задолженностей по кредитам и тем не менее Вам позвонило коллекторское агентство, речь может идти об одном из следующих случаев.
Наследство. Наследники, вступая в права, получают не только имущество усопшего, но и его задолженности. Об этом их должны уведомить заранее, так что внезапной новостью обязательства, полученные в наследство, стать не должны. Если объем требований равен или превышает общую стоимость наследуемых активов, от имущества выгоднее отказаться: таким образом Вам не смогут предъявить требования. Еще до вступления в права наследства необходимо отправить кредиторам копию свидетельства о смерти человека: после получения бумаги они обязаны прекратить начисление пеней и штрафов за просрочки по выплатам, при условии, что такая возможность указана в договоре.
Поручитель. Некоторые кредиты оформляются с участием поручителя — человека, который отвечает за заемщика и обязуется выплачивать средства, если тот не сможет сделать это самостоятельно. В таких ситуациях требования коллекторов законны, и Вам стоит ответить им и разъяснить сложившуюся ситуацию. Агентства, как правило, готовы предоставлять более выгодные условия, чем банки, и пойдут Вам навстречу. После полного погашения задолженности Вы имеете право обратиться в суд, чтобы взыскать с изначального заемщика компенсацию за понесенные расходы в полной мере.
Задолженность родственника. Еще одна частая причина, по которой Вам могут звонить из-за чужого кредита. Кредитор может звонить на известные номера с целью уточнения контактной информации в том случае, если заемщик указал эти номера в договоре, но при необходимости вовремя не обновил или не скорректировал данные. Впрочем, если Вы не супруг и не поручитель заемщика, не получили от него обязательства в наследство, Вам нечего бояться. Не переживайте: закон на Вашей стороне, и никто не имеет права взыскать с Вас средства, которые занимали не Вы. Ответьте коллекторам, поясните им сложившуюся ситуацию. Добросовестное агентство прислушается к Вашим доводам. Если у Вас есть связь с родственником, взявшим кредит, передайте ему информацию о задолженности и посоветуйте выйти на связь.
Звонки по ошибке. Заемщики, избегая коллекторских агентств, нередко меняют телефоны. Как только номер становится свободным, мобильный оператор имеет право вновь назначить его клиенту, и таким образом, покупая сим-карту, Вы можете получить номер с историей. Если вскоре после покупки карточки Вам начали звонить коллекторы по кредиту, который Вы не брали, скорее всего, речь именно о таком случае. Корректно объясните агентам, что именно произошло, попросите убрать номер из базы, сообщите, что не имеете сведений о предыдущем владельце. К Вам обязаны прислушаться: Вы не имеете отношения к этому кредиту и не должны по нему отвечать.
Мошенничество. К сожалению, в финансовой сфере до сих пор много мошенников, и любой человек может стать их жертвой. Обычно злоумышленники имитируют деятельность агентов и звонят на случайные номера, чтобы угрозами и прочими незаконными методами убедить жертву выплатить им определенную сумму.
На Ваше имя взяли кредит. Встречается и такая ситуация: человек, взявший кредит, указал при подписании договора чужие контактные данные, то есть Ваши. Это может означать, что на Ваше имя оформлена ссуда, которую Вы на самом деле не брали. Рекомендация в таких случаях — обращение в органы: обычно такое происходит после утери документов или случайной публикации их данных в открытый доступ.
Что делать при звонке от коллекторов
Если коллекторское агентство, позвонившее Вам, действует легально и в соответствии с законодательством, оптимальным выбором будет ответить. Опишите ситуацию: Вам подскажут, что делать, и помогут разобраться в сложившихся обстоятельствах. Не переживайте: если кредит Вы не брали, Вас никто не обяжет по нему платить. Если же от коллекторов слышатся угрозы, Вам сообщают явно не соответствующие истине сведения или путаются в информации, обратитесь в органы или в НАПКА: возможно, Вы стали жертвой недобросовестных служб или мошенников. Настоящее, действующее в рамках закона агентство заинтересовано в том, чтобы помочь каждому клиенту избавиться от обязательств.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Что делать, если банк требует вернуть чужой кредит?
Иногда выяснять отношения с банком приходится даже тем, кто никогда не брал кредитов, не выступал поручителем или вообще ни разу не бывал в банке (если это ещё возможно). Для таких людей звонки из банка с требованием вернуть кредит оказываются полной неожиданностью. Сравни.ру разобрался, что делать в такой ситуации.
Иногда выяснять отношения с банком приходится даже тем, кто никогда не брал кредитов, не выступал поручителем или вообще ни разу не бывал в банке (если это ещё возможно). Для таких людей звонки из банка с требованием вернуть кредит оказываются полной неожиданностью. Сравни.ру разобрался, что делать в такой ситуации.
Как правило, сперва из банка звонит специалист и очень вежливо объясняет несчастному ничего не понимающему человеку, что его родственник/друг/знакомый не возвращает кредит и по нему скопилась задолженность, которую нужно вернуть. Сумма, конечно, большая, но банк готов идти на встречу и согласен принимать платежи по частям.
Человеку со стороны ситуация кажется абсурдной, но, к сожалению, с ростом просрочки по кредитам растёт и наглость некоторых банков и коллекторов. На днях одна знакомая, которая сама никогда не брала кредитов, пожаловалась, что ей звонят из банка и требуют вернуть кредит, который брал её сосед.
Откуда у банка номер?
Конечно, всему этому есть объяснение. Когда заёмщик заполняет анкету на получение кредита, его просят оставить номер телефона человека, через которого с ним, в случае чего, можно будет связаться. Обычно эта графа заполняется автоматически, человек просто пишет первый номер друга или родственника, который вспомнил.
Через несколько месяцев или даже лет, он перестаёт платить по кредиту и набегает солидная просрочка. Если кредит был беззалоговым, т.е. не обеспеченным, банк начинает искать любые способы вернуть свои деньги. Если по кредиту, к тому же, не было поручителей, а сам заёмщик скрывается, или ушёл из жизни, звонить начинают тому, чей номер был указан в заявке.
Нужно ли платить?
Как правило, к таким приёмам прибегают не сами банки, а коллекторы, которым передают «безнадёжные» долги. Они рассчитываю на финансовую неграмотность людей и надеются, что им удастся убедить постороннего человека вернуть чужой долг. К сожалению, иногда им это действительно удаётся.
Однако в банке Хоум Кредит нам подтвердили: тот факт, что кто-то оставил ваш телефон в заявке – ещё не значит, что вы что-то кому-то должны. Вы ни в коем случае ничего не должны платить по этому кредиту. Этот номер банк может использовать только для того, чтобы выяснить, где находится должник, да и то только с вашего согласия.
Как это прекратить?
Чтобы прекратить звонки, нужно первым делом прийти в офис банка, в котором оформлен кредит, и написать заявление с требованием удалить ваш номер из базы банка и прекратить звонки. Как пояснили в Хоум Кредите, решить вопрос дистанционно, вряд ли удастся.
Кроме того, если звонившие люди угрожали или не перестают звонить даже после вашего заявления, можно обратиться в полицию. Обычно в таких случаях, на мошенников действует даже простая угроза обращения к полицейским. И помните, если вы не ставили свою подпись в кредитном договоре и не выступали поручителей и созаёмщиком, то платить за чужой кредит вы не должны.
Что делать, если тебе звонят коллекторы, а кредит ты не брал?
И ты не знаешь того человека, которого ищут по твоему номеру.
основатель и руководитель консалтингового бюро «СледзЪ»
Если вам звонят коллекторы и требуют вернуть кредит, который взял совершенно незнакомый вам человек, то нужно сделать следующее.
Сначала спросите полное название организации, из которой поступил звонок, фамилию, имя и отчество звонящего вам сотрудника, его должность и номер телефона. Как правило, они звонят из колл-центра, а вам нужно знать, как можно напрямую связаться с этим сотрудником.
Затем поясните, что отношения к должнику вы не имеете, и попросите почтовый адрес организации, которую представляет звонящий.
После разговора отправьте по этому адресу письмо на имя генерального директора организации. Письмо должно быть примерно следующего содержания:
Я, Иванов Иван Иванович, получаю на номер такой-то звонки от вашей организации, от сотрудника Петрова Петра Петровича, который разыскивает такого-то должника. Уведомляю вас о том, что никаких взаимоотношений с должником не имею, лично с ним не знаком, кредитов не брал. Прошу вас исключить указанный мной номер телефона из базы.
Письмо нужно отправить по почте с уведомлением и с описью вложения, копию письма оставить у себя.
Если после получения письма коллекторы продолжат вам звонить, то можно написать заявление в полицию и приложить копию отправленного им письма.
Юлия Следзъ, брал или нет, посылай всех на йух, что я с успехом делаю уже более чем 10 лет подряд.
В исполнительном документе, на основании которого взыскивается долг, указан конкретный должник.
Однако если Вы таковым не являетесь, но Вас беспокоят коллекторы, то Вам необходимо им объяснить, что вы к данному долгу не имеете никакого отношения и не являетесь тем гражданином, которого они ищут. Если Вам что-то известно о том гражданине, к которому обращаются, можете им сообщить его данные и попросить Вас больше не беспокоить. Если это не поможет и Вас продолжат беспокоить, сообщите об этом в полицию.
На Ваше имущество никто претендовать не вправе. В счёт долга должника могут забрать только его имущество. Должник отвечает по своим обязательствам только своим имуществом.
Теоретики! Обычно такие организации не желают себя называть, тем более сотрудники никогда не представляются. Данные на руководителя вам никто не скажет, а уж почтовый адрес и подавно никто не назовёт. Чаще всего вообще говорит робот. Скажет заданную фразу, и всё, слушать вас он уже не будет. Так что подобные способы борьбы с телефонными вымогателями не прокатят. Конечно, можно написать заявление в полицию. Только его там у вас не примут. А если вы проявите настойчивость, то могут и принять, только потом ничего делать не будут. У них и без вас дел хватает.
Дмитрий Алхимов, вы правы. Мне стали звонить по поводу долга незнакомой мне женщины. Мои уверения, что я её не знаю, отношения к долгу не имею, а затем обращения в полицию ничего не дали. Пришлось сменить номер телефона.
Нина, у меня такая же история случилась. В полиции не смогли мне помочь. Это продолжалось почти два года, пришлось отказаться от стационарного телефона.
Полезная информация, буду теперь знать на будущее.
Нужно слать их на все четыре стороны. Если кредит не брали, значит, и нет никаких обязательств.
У подруги была такая ситуация. Её знакомая указала её как поручителя и ничего ей не сообщила. Ей названивали, наверное, полгода, еле отвязались.
Нужно всего лишь ознакомиться с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
У меня была ситуация: однофамилица (полностью совпадали ФИО, дата и год рождения), все долги пытались взыскивать с меня, в аресте была и машина, и квартира. Никакие письма коллекторам и банкам не помогали, только обращение в прокуратуру. Длилось это очень долго!
Мне как-то пытались звонить и запугивать, хоть я ничего и не брала. Муж с ними поговорил, и звонки сразу прекратились, не знаю, что он им там сказал.
Дмитрий Алхимов правильно написал, правда, не указал, что делать в этом случае.
Один универсальный ответ на поставленный вопрос дать невозможно — всё зависит от конкретной ситуации, но для большей части таких ситуаций всё-таки можно дать совет:
После этого банк вам должен что-то ответить, если он предоставит данные коллекторского агентства — нужно писать туда письмо, в котором всё так же расписывать, и пригрозить, что начнёте жаловаться, если звонки не прекратятся. Если же данных от банка не будет (или ответа от банка не будет), тогда можно начать долбить жалобами банк, указывая на то, что организации обязаны отвечать на письменные сообщения в течение 30 дней, а мне не ответили! Т. е. банк нарушает законодательство о персональных данных, т. к. ФИО должника я узнал, и прошу его оштрафовать (жалоба в Роскомнадзор), ещё банк нарушает закон о банках и банковской деятельности, поэтому прошу его привлечь к ответственности вплоть до отзыва лицензии (жалоба в ЦБ РФ).
Разумеется, банк никто не накажет, но, во-первых, им (банку) придётся отписываться в эти структуры по вашим жалобам, вам и Роскомнадзор и ЦБ РФ обязательно ответят, и вы тогда узнаете данные этих коллекторов, а во-вторых, банк очень сильно вас «запомнит» и просто в ручном режиме уберёт ваш номер телефона из программы, по которой они работают, что вам, собственно, и нужно!
Чужой договор
Одни мошенники получают кредиты по украденным документам. Другие, пользуясь связями в банках, берут деньги по копиям чужих паспортов. А получить такую копию сегодня очень легко. Ведь у нас снимают копии паспорта везде, начиная с поликлиники по месту жительства и салонов связи, заканчивая школами и всевозможными конторами ЖКХ. Таких преступников не часто, но все-таки ловят и выносят им приговор. А как поступать тем, кто оказался их жертвой с долгом в банке, которого они не делали?
Об этом рассказал Верховный суд РФ, когда пересматривал результаты судебного спора гражданина и некоего банка, который захотел получить выданный мошенникам кредит с невиновного человека. Учитывая, что жертв подобных мошенников немало, эти разъяснения могут оказаться крайне полезными.
Суду истец объяснил, что он никогда такой договор не заключал, в городе Самаре, в котором якобы подписывался договор, он никогда не был, а зарплата его составляет 15 тысяч рублей и не идет ни в какое сравнение с той, что указана в договоре.
Пришлось истцу обращаться в Верховный суд РФ и пожаловаться на решение областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ изучила это дело и заявила, что жалоба гражданина «подлежит удовлетворению», а в решении апелляции есть нарушения закона.
Вот как пересматривал это дело Верховный суд.
Он увидел, что районный суд, удовлетворяя иск гражданина, сослался на заключение эксперта из «Воронежского регионального центра судебной экспертизы Минюста России». Эксперт написал, что подписи от имени истца на копии кредитного договора выполнил не он.
Областной суд на это ответил: копия вообще не является доказательством, так как «не соответствует требованиям статьи 71 Гражданского процессуального кодекса РФ». И вообще, по мнению областных судей, в деле нет доказательств того, что копия договора, которую принес в суд истец, «соответствуют оригиналу». Да и экспертное заключение не соответствует требованиям Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», потому как «проведение исследования по копии кредитного договора не допускается».
А еще Верховный суд увидел, что апелляция приобщила к делу новые доказательства, которые предоставило следствие уже после того, как районный суд встал на сторону истца. Это были заверенные копии кредитного договора и копия расходного кассового ордера, которые, по мнению областного суда, доказывали, что истец деньги у банка брал.
Верховный суд заметил, что его областные коллеги, вынося свое решение, не учли важные моменты.
По закону апелляция, во-первых, оценивает доказательства, которые есть в деле. И во-вторых, дополнительные доказательства. Но эти дополнительные доказательства принимаются апелляцией тогда, когда человек, участвующий в деле, объяснил, по каким причинам он не смог их принести в суд первой инстанции. Это должны быть веские причины, не зависящие от человека, а апелляция обязана признать эти причины уважительными.
О том, что в деле появились новые доказательства, областной суд обязан был вынести определение.
Уточнения по этому поводу сделал Пленум Верховного суда (№ 13 от 19 июня 2012 года). Пленум сказал, что судья-докладчик излагает содержание новых доказательств и ставит на обсуждение вопрос, принимать ли новые доказательства. Причем делается это с учетом мнения тех, кто участвует в деле. Доказывать, почему в районный суд не принесли новые доказательства, должен тот, кто их принес. А апелляция обязана решить, по уважительным причинам новые доказательства не предоставили районному суду или нет.
Из дела видно, что новые доказательства поступили в областной суд из полиции Самарской области. Их воронежский областной суд не исследовал, не дал оценки, допустимые ли это доказательства. Апелляция просто ограничилась перечислением появившихся документов. А наш герой в суде утверждал, что никогда не работал в той странной фирме, которая названа в документе, и у него не было таких доходов, которые указаны в справке, и ни этой квартиры, ни машины у него также нет и не было, кредит не просил и денег не получал.
По мнению Верховного суда, его воронежские коллеги должны были сами запросить у полиции Самарской области подлинный кредитный договор, чтобы не было сомнений. Но этими процессуальными полномочиями областной суд не воспользовался. По мнению Верховного суда, это говорит «об уклонении суда от обязанности по полному и всестороннему установлению обстоятельств дела».
Иск придется областному суду пересматривать.