если не чайно покушал во время уразы что делать
Войдите в ОК
ЧТО БУДЕТ С ТЕМИ, КТО ЗАБЫВ ПРО УРАЗУ, ЧТО-ТО СЪЕЛ И ВЫПИЛ?
Вопрос: что будет если я по забывчивости съела конфету?
Ответ: Приятного аппетита! Значит Аллах сам пожелал чтобы ты съела эту конфету. Если ты съела что-то по забывчивости, тогда твой пост не нарушается. Я тоже сегодня утром сорвал с дерева урюк и чуть не съел его, потом вспомнив что у меня пост, снова выплюнул.
Если ты вовремя вспомнил пока ещё не проглотил, нужно сразу вытащить еду изо рта, ну а если ты уже съел, мы желаем тебе приятного аппетита, твой пост не будет считаться нарушенным.
Вопрос: что будет если я забыв, выпил воду или что-то съел?
Ответ: Ничего не будет. Значит Аллах сам пожелал утолить вашу жажду и голод. Ваш пост от этого не нарушился. Но если вы притворились что забыли и что-то съели, тогда вам придётся отвечать за это в Судный день. А в этой жизни вам придётся выплатить каффаарат в виде непрерывного поста в течении шестидесяти дней и ещё возместить один день нарушенного поста.
Вопрос: что случится, если во время уразы случайно прервать пост? И можно ли во время уразы пользоваться зубной пастой?
Ответ: Если вы случайно прервали пост, ваш пост нарушится.
К примеру, если во время омовения вы набрали в нос воды и эта вода случайно ушла внутрь, тогда пост будет нарушен. А если вы случайно забыв о том что вы постящийся, что-либо съели или выпили, тогда пост не нарушится. Таким образом, если человек делал что-то позабыв, пост не нарушается, а если он не забывая сделал это по случайности или по ошибке, тогда его пост нарушится.
Иногда человек выполняет действие, которое по сути считается нарушающим пост, однако существуют некоторые условия, которые не дают этому действию нарушить пост. Благодаря им мы решаем что: нет, пост не нарушен.
Вообще-то, по правилам, твой пост нарушен, но есть некоторые обстоятельства, которые препятствуют этому и говорят: нет, пост не нарушен.
Первое – это забывчивость. Если человек съел что-то по забывчивости, его пост не считается нарушенным. Он совершил действие, нарушающее пост, однако он забыл о том что постится. Благодаря этому его пост не нарушается.
Здесь говорится: те, кто что-то съели забыв о том что они постятся, пусть продолжают свой пост. Если ты забыв о посте начал что-то кушать, а потом неожиданно вспомнил, тебе нужно сразу выплюнуть еду, сполоснуть рот и продолжать поститься.
Далее говорится: Всевышний Аллах накормил и напоил этого человека. Когда Аллаху становится жалко своего раба, Он заставляет его забыть и даёт ему что-то поесть.
— А если он поел притворившись что забыл?
— За это будет каффаарат.
— А если он заболел и что-то выпил?
Если кто-то покушал в Рамадан по забывчивости, на нем нет ни каффаарата, ни каза. Другими словами, он не искупляет этот пост и не возмещает.
Человек намерился поститься, но позабыв об этом поел; позабыв об этом, попил; и забыв об этом, совершил половую близость. Его пост не нарушается. Это у нас и у шаафиев.
Однако имам Ахмад по этому поводу сказал: из-за питья не нарушается, из-за еды тоже не нарушается, но из-за половой близости нарушается.
Потому что он говорит: как можно забыть о посте, когда тут такое большое дело?!
А мы говорим: вот именно из-за того что это большое дело, поэтому он и не вспоминает о посте! Поскольку все его мысли сейчас о другом.
Поэтому мы говорим что пост не нарушается. Ведь он может забыть иногда. Как не забыть в такой ситуации?
Один раз и со мной так было. Я начал кушать, при том что я постящийся. Зашёл в магазин, купил мороженое и сел кушать его. Ко мне подходит один и спрашивает: ты что не держишь пост?
Вот и я говорю ему: я держу уразу. Но сам сижу и кушаю мороженое. А он посмотрел на меня и ушёл.
А потом через 10 минут до меня дошло: ой, у меня же пост!
Но в такой ситуации пост не нарушается.
Вот видите уважаемые братья? Нужно помнить об этом, а если забыл, то ничего не будет.
Например, ты видишь как кто-то кушает. Ты знаешь что вообще-то этот человек постится, вы только вчера вместе ходили на ифтар, потом на тарвих. А сегодня видишь что он сидит и кушает. Ты понимаешь что он забыл. Если бы он не забыл, он бы тогда спрятался от тебя. А он сидит, открыто кушает и тебя ещё зовёт.
И тут возникает вопрос: нужно ли говорить этому человеку что у него пост?
А если человек болеет, неважно молод он или стар, тогда говорят лучше промолчать, сделать вид что ты не заметил и пройти мимо.
Потому что Всевышний Аллах кормит его в этот момент. Так говорит большинство учёных.
А некоторые учёные не согласны с этим и говорят: нет, ты должен ему напомнить. Если увидел что-то неправильное, ты обязан ему напомнить.
Ну а мы следуем за большинством, и следование за большинством я считаю лучше.
— А если человек поел, попил, имел половую близость до того как сделал намерение поститься. Что тогда будет?
– его пост не нарушается.
— А как это он не сделал намерение? Утром во сколько звучит азан? Скажем например в три с половиной. Ты проснулся в 4-30. Встал чтобы прочитать намаз. Про уразу забыл, поэтому намерение ещё не сделал. Проснувшись, ты покушал. Ты ведь забыл про уразу, поэтому не зная взял и покушал. Затем выпил литр воды, затем увидел лежащую рядом жену и совокупился с ней, а потом вдруг, вспоминаешь про уразу и делаешь намерение поститься.
Следовательно, до того как ты сделал намерение, ты совершил все вещи, которые нарушают пост, но даже в этом случае твой пост будет засчитан. Потому что в тот момент ты не вспомнил про уразу.
У этого человека не портится ураза точно так же как у того, кто уже после намерения поститься забыл об этом и что-то съел.
Это касается тех, кто забыл о том что он постящийся.
А тем, кто сделал это осознанно, им не поздоровится.
Что такое «ghalyaba»? Это означает «одержать верх».
Когда кто-то читает Коран, а ты слушаешь его с разинутым ртом и тебе в рот раз и залетела муха. А вытащить обратно уже трудно. Муха прямиком влетела к тебе в желудок и села там. Что теперь делать? Всё конец.
Но твой пост не нарушен, потому что эта муха одержала верх над тобой.
Это тоже не нарушает уразу.
Например: (араб.текст) – кому-то в рот попала муха, или на зубах остались остатки еды. Бывает же что ты вечером покушал мясо и его кусочки застряли между зубами. Ты и щёткой чистил зубы и зубочисткой ковырялся, но эти кусочки так и остались. А на следующий день ты просыпаешься и раз, этот кусочек выскочил и ушёл в горло. А ты не успел его словить. Или пока ты ковырял его, он незаметно ушёл в горло и ты не успел его выплюнуть. Он одержал верх над тобой. Другими словами, ты не смог уберечься от этого.
— А если ты сам поймаешь муху и съешь?
— Твой пост нарушится.
Это конечно несъедобная вещь, но пост всё равно будет нарушен. Даже если ты глину съешь. К примеру, ты взял кусок глины и съел его. Твой пост нарушится. Глина несъедобная вещь, но твой пост нарушился.
Потому что произошёл процесс поедания.
Если человеку в рот попадёт снег или дождь, его пост также нарушится. Поэтому во время дождя или снегопада нужно укрываться зонтиком или ходить с закрытым ртом. Не нужно подняв голову или разинув рот стоять под снегом и дождём. Поскольку ты знаешь, есть вероятность что капли попадут в рот и твой пост нарушится.
А муха – это неожиданность. Не успеешь заметить, как она залетит к тебе в рот. Так что это совсем другое.
Поэтому, когда в рот попадает дождь или снег, это приводит к нарушению поста. Поскольку они ещё имеют питательные свойства.
(араб.текст) – допустим, человек увлечённо что-то рассказывает другим и не замечает как его рот наполнился слюнями и они уже растекаются по щеке. Заметив это, он спохватился и слизнул эти слюни и снова проглотил.
Его пост не будет нарушен. Но это нежелательно.
Потому что люди испытывают отвращение от этого.
Лучше вытереть эти слюни платочком, а не слизывать их обратно.
Человек полоскал рот а потом выплюнул воду. А те остатки воды, которые остались после полоскания и вместе со слюной ушли в горло, не считаются нарушающими пост. Однако сплюнуть ещё один раз после того как вы прополоснули рот и сплюнули основную воду, является желательным действием.
То есть во время уразы, будет желательно сплюнуть два раза. Первый раз вы сплёвываете воду, которой полоскали рот, и после этого, собрав остатки воды, сплёвываете ещё раз. Но делать это с силой, напрягая горло не нужно. Нужно просто слегка собрать остатки воды со слюнями и выплюнуть повторно. А всё что осталось после этого во рту, не нарушает пост.
Точно так же, если вы наполнили рот слюной, а потом проглотили ее, ваш пост не нарушится.
А некоторые люди весь день сплёвывают свою слюну.
Как-то раз я поехал к одной родственнице, звали ее Ажар, сейчас ее уже нет в живых (мир ей). Так вот, поехал к ней и вижу что она постоянно плюётся. Потом говорит мне: от того что я всё время плююсь, у меня уже рот высох.
Что ни делает, всё время только и плюётся.
Я ей говорю: зачем плюётесь? От слюней ураза не нарушается.
А она говорит: а я не знала об этом. Уже два дня плююсь без конца, замучилась совсем.
Я ей потом сказал: не обязательно плеваться, можете сглатывать слюни.
Потом только она пришла в себя. Вот так некоторые люди мучают самих себя.
А кто-то же говорит, что если наполнить слюни, а потом глотать – пост нарушится?
Нет, если они не выходят изо рта, тогда не нарушится. Это же свои слюни.
Это конечно нежелательно, но пост не нарушает.
Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Когда человек забывает.
Когда человек не знает.
Когда человек не намеревается.
Когда человек забыв поел или попил, то его пост действителен, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто забыл, что он постится, и поел или попил, то пусть продолжит свой пост, ведь Аллах накормил и напоил его».
Если человек поел или попил думая, что рассвет еще не наступил, или думал, что солнце уже зашло, затем ему стало ясно, что дело обстоит иначе, то его пост не нарушен, по причине хадиса Асма бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллах, она сказала: «Мы разговились во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в облачный день, затем вышло Солнце, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел им восполнить».
А если бы восполнение было обязательным, то он повелел бы его, а если бы он повелел, то до нас бы это дошло. Потому что если бы он повелел им, то это стало бы частью шариата Аллаха, а шариат Аллаха хранится до Судного Дня.
И также, если человек не намеревался совершать то, что разговляет, то это не разговляет. Например, если он полоскал рот, и вода попала ему внутрь, то это не нарушает пост, так как он сделал это не преднамеренно.
И также, если у него была поллюция во время поста, то это не портит его пост, потому что он спал, и это произошло непреднамеренно, а Аллах, Велик Он и Всемогущ, сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (Аль-Ахзаб,5)». («Фетвы шейха Усеймина», 19/204).
[Конец примечания].
Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
Вопрос: Если человек держащий уразу забылся и поел и попил нарушается ли его уразу? Если нарушается, то, что он должен делать; должен ли он возмещать день или нет, должен ли совершать искупительный действия или нет и тому подобное.
Ответ: В этом вопросе два мнения.
Первое мнението что это человек его ураза полноценная действительная и не портится и это мнение большинства ученных из которых имам Ахмад и аш Шафии, и в довод за свое мнение они привели следующее слова Всевышнего «и нет на вас греха в том в чем ошиблись но грех вы заслуживаете за то что приобрели ваши сердца», а также слова Всевышнего: «о наш Господь не взимай с нас (или не спрашивай с нас) если мы ошиблись или забыли».
Третий довод хадис: «поистине Всевышний простил моей общине ошибку и забывчивость, а также чему то они были заставлены». Этот хадис является больным и не достоверным в этом говорится в книге ибн Раджаба «джами улюм ал хикм» хадисом номер 39.
Четвертый довод хадис абу Хурейры который у нас в главе и этот хадис является явным доводом в этом вопросе так говорит шейхуль ислам ибн Таймия хадис содержит в себе то что ураза человека не нарушается и довод на это несколько сторон то что пророк, сала Ллааху алейхи уа салям, приказал этому человеку завершить его уразу отсюда понимается, что завершением этого является завершением правильной уразы действительной уразы, потому что сказал пусть он завершит его уразу и установил ему наличие уразы, а если бы его ураза была не действительной то не называл бы это действие уразой. А если бы пророк сала Ллаху алейхи уа салям, имел в виду, что просто твоя ураза недействительна но все равно додержи ее до конца, то есть воздержись от еды и питья до магриба, то он бы сказал пусть завершит это день уразой, или бы сказал пусть задержит уразу до конца этого дня.
Второй довод который содержится в хадисе абу Хурейры то что пророк сала ЛЛаху алейхи уа салям, не приказал этому человеку возместить этот день, а если бы эта ураза стала недействительной, то в любом случае его нужно было додержать и не разрешено пророку, сала Ллаху алейхи уа салям, откладывать разъяснение от времени нужды.
Третий довод, то, что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, сказал: «Аллах его напоил и накормил», сказал это как название причины, почему ему нужно задержать уразу и как ответ на его вопрос: «если я поел или попил по забывчивости», ответ: «тебя напоил и накормил Всевышний Аллах».
Что значит накормил или напоил можно понять двумя смыслами: первое то что Всевышний Аллах создает еду и питье и те действие человека которыми он ест и пьет, отсюда получится что тот который поел намерено или попил по забывчивости, а так же все люди едят или пьют получается что кормит их Всевышний Аллах субхана уа таля и пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, под словами напоил и накормил Аллах не имеет ввиду этот смысл потому что без разницы поел я нечаянно или поел ли я специально в этом смысле все равно напоил меня Всевышний Аллах, потому что еду и питье и мои действия создает Всевышний Аллах субхана уа тааля. Второй смысл, то, что Всевышний напоил и накормил человека без его действия, то есть, без его намерения, он не хотел есть или пить для того что бы нарушить уразу, но сделал это по забывчивости, как приходит в хадисе. И получается, что у человека на нем нет обязанностей и противоречий шариату, так как он забыл. И это действие было приписано Аллаху, то есть приписыванием предопределение и шариатом. И было убрано перо обязанностей с этого человека, то есть на нем что возложение обязанностей, потому что он находится в состоянии забывчивости. Поэтому слова пророка, сала Ллаху алейхи уа салям, «это Аллах напоил его и накормил», понимаются следующим образом: то, что нет вмешательство человека в это дело, но это лишь действие Всевышнего Аллаха субхана уа тааля, поэтому нет никакой проблемы на этом человеке за это действие и нет на нем греха. Поэтому держи свою уразу до конца. То есть, шейх ислям ибн Таймия, говорит таким образом нужно понимать этот хадис человек пришел и сказал я поел и попил по забывчивости, забыл что я держу уразу, пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, ответил: «тебя напоил и накормил Аллах», то есть нет вмешательство в это действие, так как он был в состоянии забывчивости, но это является действием Всевышнего субхана уа тааля поэтому держи свою уразу до конца дня.
Второе мнение, в этом вопросе, то есть если человек поел или попил нечаянно портится ли ураза или нет, то, что такой человек считается разговевшимся тем, чья ураза испортилась, и он обязан возместить после месяца рамадан, то есть заново подержать за этот день, но не обязан совершить искупительных действий. Потому что он не совершил этого намеренно, но совершил по забывчивости. И это мнение имама Малика, а так же имама Рабия ибн Аби АбдуРрахмана, они сказали: потому что удержаться от еды и питья так как прием пищи и еду приводит к разговению и нарушению поста и это является столпом уразы поэтому его постановление как будто он не совершил, допустим, столп из намаза по забывчивости, в таком случае он обязан совершить намаз заново даже если он сделал это по забывчивости так. Столп намаза, например чтение суры фатиха, такбиратуль ихрам, саджда, поясной поклон, если ты совершил ракаат и забыл совершить поясной в нем поясной поклон сразу в саджда ушел или забыл прочитать в нем фатиха, каково постановление твоего намаза? Мы говорили рукн (столп) отличается от ваджиба тем что если ты его оставил без разницы намеренно или не намерено это твой ракаат недействителен ты должен совершить его заново, это в противоречие ваджибу, если ваджиб ты оставил намеренно тогда твой намаз недействителен но если ты оставил не намерено или по забывчивости, тогда твой намаз действительный, но ты должен сделать в конце намаза саджа сахву, как например если человек оставил средний ташахуд, средний ташахуд является обязанностью в намазе если человек не намерено оставил средний ташахуд и встал после второго ракаата забыл сесть на ташахуд, то его намаз действителен но он должен сделать саджда саху. Вот здесь они такую же аналогию провели, сказали: удержаться от еды и питья и полового акта является рукном (столпом) уразы, и столп если он оставил не намеренно или по забывчивости все равно, что это не снимает с него ответственности и он должен возместить заново эту уразу.
Ответ на это: то, что эта аналогией уразы на намаз является не правильной, потому что она противоречит явному контексту шариата, как пришло в хадисе: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его».
Значит, правильное мнение в этом вопросе то, что ураза этого человека остается действительной и не портится. Если человек с утра встал и поел кашу, во время еды вспомнил что он держит уразу, он должен воздержаться от дальнейшего употребление пищи и его ураза действительна и он должен держать уразу дальше как обычно до магриба и ничего не обязан возмещать после рамадана, и этот день уразы ему засчитывается и является действительным.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейх Аль-Албани сказал: «Версия, приводимая Абу Даудом, звучит так: “Один человек пришёл к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) и сказал: ‹О Посланник Аллаха! Я поел и попил, забыв о посте›. Посланник Ал-лаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: ‹Это Аллах накормил и напоил тебя›”. Этот хадис приводят аль-Байхакы и Ибн Хиббан (№ 3513). Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис (хасан-сахих)”. Ад-Даракутни добавил: “И он не обязан восполнять свой пост… У него безупречный (сахих) иснад, и все его передатчики надёжны”». Источник: «Ирва аль-галиль», т. 1, с. 107.
Он также сказал (с. 87, под хадисом № 938): «Передаётся следующая версия от Абу Салямы: “Кто сделал то, что нарушает пост, в месяц рамадан, забыв о посте, тот не обязан искупать или восполнять свой пост”. (Аль-Албани сказал, что этот хадис приводится у Ибн Хиббана, № 906, и аль-Хаким, «аль-Мустадрак», т. 1, с. 430. Он назвал его достоверным и ска-зал, что он отвечает условиям Муслима). В хадисе говорится: “Поистине, Аллах простил членам моей общины совершённое по ошибке, по забывчивости и под принуждением”». (Ибн Маджа и другие. Аль-Албани назвал его достоверным в «Ирва аль-галиль» (хадисы 82, 2565)).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/228.
Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/19.
Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/105.
[Конец примечания].
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.