если не успел подать апелляцию в установленный срок что делать

Если не успел подать апелляцию в установленный срок что делать

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие.

3. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.

4. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается в судебном заседании, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.

5. По результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока судья выносит определение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении, которое может быть обжаловано.

6. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационных или надзорных жалобы, представления рассматривается в порядке, предусмотренном частями второй и третьей статьи 376.1, частями второй и третьей статьи 390.3, частью второй статьи 391.2 и частью второй статьи 391.11 настоящего Кодекса.

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 2 ч. 6 ст. 112 см. Постановление КС РФ от 01.06.2021 N 25-П.

Пропущенные процессуальные сроки подачи кассационных или надзорных жалоб, представлений могут быть восстановлены только в исключительных случаях, если суд признает уважительными причины их пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Источник

В какой суд подавать ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня хотелось бы рассмотреть два вопроса, которые возникают чаще всего, когда был пропущен срок на подачу апелляционной жалобы, и его нужно восстановить:

1. в какой суд нужно подавать ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы: в суд первой инстанции или непосредственно в апелляционный суд?

2. нужно ли вместе с ходатайством подавать саму апелляционную жалобу, или её можно будет подать позже, если суд восстановит срок.

Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы применимо к гражданским и арбитражным делам.

Возможность восстановления пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы установлена ч.2 ст.259 АПК РФ (по арбитражным делам), ч.1 ст.112 ГПК РФ (по гражданским делам).

Так, согласно ч.2 ст.259 АПК РФ срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения.

Частью 3 этой же статьи установлено, что ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции.

В ст.112 ГПК РФ, в свою очередь, указано, что лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие.

Так какой же суд является судом «в котором надлежало совершить процессуальное действие»: суд первой или апелляционной инстанции? Означается ли, что если ходатайство о восстановлении срока по арбитражным делам рассматривает суд апелляционной инстанции, то и обращаться в него нужно напрямую, минуя суд первой инстанции?

Ответ на эти вопросы сформированы судебной практикой. В независимости от того, по какому делу пропущен срок (по гражданскому или арбитражному), ходатайство о восстановлении срока следует подавать в суд первой инстанции, с одной лишь разницей.

А теперь перейдём к ответу на второй вопрос: можно ли подать ходатайство о восстановлении срока отдельно от апелляционной жалобы?

Нет, в силу ч.3 ст. 117 АПК РФ одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок. Аналогичная норма приведена и в ч.3 ст.112 ГПК РФ.

Таким образом, вместе с ходатайством о восстановлении срока необходимо подавать и апелляционную жалобу. Жалобу можно будет дополнить в процессе необходимыми письменными объяснениями, на момент первоначальной подачи она может лишь кратко описывать основания, по которым Вы не согласны с решением суда. Ведь когда срок пропущен, то имеет значение каждый день.

Источник

Как обжаловать решение суда

Когда судья выносит решение, одна из сторон этим решением часто недовольна.

Это нормально: если бы была «золотая середина», участники договорились бы обо всем до суда. Важно заранее оценить перспективы и понять: решение вам просто не нравится или оно неправильное с точки зрения закона. В первом случае имеет смысл обжаловать решение суда, только чтобы его исполнили позже. Во втором случае результат обжалования напрямую зависит от количества и качества документов, которые попали в дело в первой инстанции.

В статье я расскажу, как обжаловать решение суда общей юрисдикции первой инстанции, то есть про апелляционную процедуру.

Кто и в какой срок может обжаловать решение суда

Не все имеют право обжаловать решение. Вот кто может это сделать:

Решение можно обжаловать, пока оно не вступило в законную силу. Сначала судья выносит мотивированное решение. Это полное решение суда, в котором судья подробно рассказывает, какие доказательства сторон он рассматривал и почему счел их убедительными или сомнительными. Потом проходит месяц, и решение вступает в законную силу.

Если дело рассмотрели без вызова сторон, в упрощенном порядке, решение вступит в силу через 15 дней после принятия или после составления мотивированного решения по запросу участника судебного процесса.

Еще существует резолютивная часть решения. В ней судья пишет, кто с кем и о чем спорил, кратко перечисляет законодательные нормы, которыми руководствовался, и приводит итоговое решение. Резолютивную часть оглашают в заседании.

Мотивированное решение судья районного суда обязан составить в течение 10 дней после оглашения резолютивной части, а мировой судья — тоже в течение 10 дней, но после того, как поступит запрос от участника процесса. Но на практике так бывает не всегда.

С 1 октября 2019 года составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, суды будут не 5, а 10 дней после запроса от участника процесса. Так что решение вступит в силу позднее

Бывает так, что судья составляет мотивированное решение недели две — а дату, когда он составил решение, указывает «по правилам». В одном деле, где я участвовала, судья написала мотивированное решение через три недели после того, как решение огласили. За это время она успела слетать в отпуск. Бывает и наоборот — когда судьи надолго закрываются в своем кабинете после заседания и выходят сразу с мотивированным решением.

Когда судьи долго готовят решение, хочется ускорить процесс. Некоторые юристы подают жалобу председателю, но я так делать не советую. Задержки не так велики, чтобы портить отношения с судьями.

Не исключено, что позже вы попадете к этому же судье с субъективным вопросом вроде компенсации морального вреда. Если судья злопамятный, он может присудить вам 10 тысяч вместо 20. И такое вряд ли получится обжаловать. Или же в другом процессе не удастся договориться с судьей на удобное вам время судебного заседания. Тогда придется отказаться от запланированного отпуска, потому что когда-то вы отказались понять загруженность судьи.

Если судья задерживает выдачу мотивированного решения, это не мешает подать краткую апелляционную жалобу. Всё равно суд первой инстанции будет направлять в апелляционный суд готовое дело с полным решением, и до апелляционного заседания у вас будет возможность получить решение и обдумать его недостатки.

Скачать образец краткой жалобыPDF, 52 КБ

Скачать образец полной жалобы на решение судаPDF, 60 КБ

Вы можете звонить в суд первой инстанции и регулярно напоминать о своем желании получить решение. Еще можно раз в неделю письменно запрашивать решение — бланки и образцы есть в канцелярии. Письменные запросы будут проходить через председателя суда — мне это помогало.

Апелляционная инстанция должна рассмотреть жалобу в течение двух месяцев. На практике, скорее всего, так и получится. Но если суд решит рассматривать дело по правилам суда первой инстанции — с представлением дополнительных доказательств — все может затянуться.

Зачем юристы подают краткую жалобу

Чтобы имело смысл подавать апелляционную жалобу, в ней нужно указать веские доводы. Но иногда времени на подготовку этих доводов просто нет: поздно получили решение или человек обратился к юристу только после провала дела в первой инстанции. В этом случае нужно срочно подать в суд краткую апелляционную жалобу, чтобы не пропустить сроки обжалования, а потом уже готовить «сильную» жалобу.

За свою практику я подала десятки кратких жалоб. Но когда доводилось представлять интересы физических лиц, не раз сталкивалась с недоверием клиентов к такой жалобе. Они считали, что это непрофессионально, и порой уходили к другим юристам. Но в обжаловании важны процессуальные моменты — если их не соблюдать, жалоба может вообще не дойти до апелляционной инстанции. А чтобы победить, нужно отшлифовать ее содержание. Это лучше не делать второпях.

В какой срок можно обжаловать заочные решения

Бывает, что суды извещают ответчика о заседании, но он не приходит. В этом случае судья может вынести заочное решение и направить его ответчику по почте. У ответчика есть 7 дней после того, как ему вручили копию решения. За это время он может сообщить суду, почему его не было на заседании, и потребовать отменить решение. Все сообщения суду направляют в письменной форме почтой или через канцелярию суда. К сообщению нужно приложить документы, которые подтверждают, что ответчика не было по уважительным причинам.

Месяц на апелляционное обжалование отсчитывают после окончания этих семи дней или, если ответчик подал заявление об отмене, после вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления. Если срок пропустили по уважительной причине, можно вместе с жалобой заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Например, суд может восстановить срок на обжалование, если человек не знал о рассмотрении дела, потому что повестки приходили по адресу, где он не живет. В таких случаях срок восстанавливают по ходатайству заинтересованного лица.

Скачать образец ходатайства о восстановлении срока на обжалованиеPDF, 72 КБ

Гражданско-процессуальный кодекс называет одной из уважительных причин пропуска сроков тяжелую болезнь — когда человек знал о вынесенном решении, но не мог подать жалобу по объективным причинам. Но на практике суд восстанавливает сроки, только если человек не только не был способен лично дойти до суда или почты, чтобы отправить жалобу, но и не мог осознавать смысл происходящего. Судьи отказывают восстанавливать срок человеку со сломанной ногой, потому что считают, что он мог попросить кого-нибудь отправить письмо в суд или послать жалобу в электронном виде.

Бесполезно подавать апелляционную жалобу, если пропустили срок на обжалование без уважительной причины: ее не будут рассматривать.

Какие доводы приводить в жалобе

Судебное решение можно обжаловать по материальным или процессуальным основаниям.

Материальные основания связаны с сущностью законов и встречаются реже, но по ним обжалование результативнее: например, если в законе написано одно, а судья написал в решении совсем наоборот, то такое решение отменят.

Процессуальные основания связаны с тем, как нужно рассматривать дело. Эти основания встречаются чаще, но влияют скорее на качество решения, а не на его сущность. Это происходит, когда судья нарушил строгие правила судебного разбирательства и это повлияло на возможность участников отстоять свою точку зрения — например, если на заседании не вели протокол.

Суд апелляционной инстанции полностью рассматривает решение суда первой инстанции с процессуальной стороны, а с материальной — только в пределах доводов сторон. Но и материальные аспекты дела суд вправе проверить полностью в интересах законности.

То есть во второй инстанции проверят, соблюдены ли нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, даже если участники процесса об этом не просили. При этом то, соответствует ли решение другим законам, проверят, только если об этом попросили в апелляционной жалобе. Но судьи, скорее всего, не пропустят очевидные ошибки в решении, даже если в жалобе про них ничего нет.

В апелляционной жалобе нельзя заявлять новые требования или представлять новые документы. Можно лишь просить заново оценить ранее представленные документы. Исключение действует только для лиц, которых не привлекли к первому рассмотрению дела. Например, если наследственный спор рассмотрели без жены умершего, та может подать апелляционную жалобу и все ее требования и документы будут новыми для дела.

Еще можно представить документы, которые было невозможно представить при первом рассмотрении. Например, участник дела не смог получить вовремя какой-то документ и попросил в ходатайстве отправить запрос на этот документ. Если судья вынес решение без него, документ можно представить в апелляции.

Ссылаться нужно на те доводы, которые ГПК считает вескими для отмены решения: в решении отсутствует логика, не соблюдены законы и нарушен процессуальный порядок. Я всегда писала жалобы, опираясь на список оснований для отмены, последовательно проходя по нему и выписывая подходящие основания. К ним я добавляла обстоятельства конкретного дела.

Решение суда должно быть законным. Еще решение должно быть основано на доказательствах, представленных на заседании. Может случиться так, что представленные сторонами документы об одном, а решение о другом. Тогда решение суда нельзя подтвердить никакими документами, и апелляционный суд может отменить это решение.

Суд должен правильно выбирать закон, на который будет опираться в решении. Если вместо нужного закона он использовал неподходящий, а подходящий закон не использовал или истолковал неправильно, апелляционная инстанция может изменить решение.

Например, если физлицо покупает товар или услугу для себя, применяют закон о защите прав потребителей. Если товар некачественный, покупатель может вернуть деньги. Если компания не вернет деньги за товар добровольно, покупатель сможет требовать в суде штраф в 50% от всей присужденной суммы. А если обе стороны — организации, назначать такой штраф нельзя: закон о защите прав потребителей касается только физлиц.

В заседании нужно соблюдать все процессуальные формальности. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции вряд ли отменят по одним только формальным соображениям. Но есть случаи, когда решение точно отменят:

Во всех этих случаях апелляционная инстанция будет рассматривать дело заново — можно будет представлять новые документы, просить об экспертизах и прочее, как в первой инстанции. Это очень редкая ситуация, когда апелляционная инстанция может даже назначить одно или несколько новых судебных заседаний.

Именно поэтому большая часть решений после апелляции, кассации и надзора сохраняет свое практическое содержание. Даже Верховный суд РФ часто отправляет дела на пересмотр, чтобы привести в порядок формулировки, а не изменить суть решения.

Как сформировать пакет документов

С технической стороны обращаться в апелляционную инстанцию проще всего — нужны только сама жалоба, чек об оплате госпошлины и доверенность, если за участника процесса действует юрист. Судебное решение приложит тот суд, который рассматривал дело.

Апелляционную жалобу нужно правильно оформить, иначе ее вернут. В жалобе нужно указать:

Жалобу нужно подписать, дату указывать необязательно. Время, когда подали жалобу, определяют по входящему штампу канцелярии суда или по штампу почтового отделения о принятии заказного письма с описью вложения.

В суд общей юрисдикции жалобу направляют по количеству участников дела — для судьи и сторон. Если вы истец и судитесь с двумя ответчиками, то должны подать в суд три экземпляра жалобы: для судьи и двух ответчиков. На вашем экземпляре в канцелярии суда поставят входящий штамп с датой. Приложения тоже нужно подавать по количеству участников. Квитанцию об оплате госпошлины и доверенность представителя копировать не нужно.

С 1 октября 2019 года копии жалобы в суд общей юрисдикции самостоятельно направляют другим участникам судебного разбирательства, как в арбитражном разбирательстве. К жалобе, направленной в суд, прикладывают почтовые квитанции. Они подтвердят, что вы действительно направили копии жалобы сторонам. Если вы отдали их участникам лично, направьте в суд экземпляр жалобы с отметками участников о получении.

На практике это происходит так: на почте с описью вложения нужно сформировать почтовые отправления для второй стороны, а уже после вложить почтовые квитанции в конверт для суда. Я всегда фотографировала эти квитанции, чтобы сохранить идентификатор для отслеживания и подтвердить расходы на отправку для клиента или бухгалтерии.

Размер госпошлины за апелляционную жалобу — 150 Р для граждан и 3000 Р для организаций. Госпошлину уплачивают по реквизитам суда апелляционной инстанции: они есть на сайтах абсолютно всех судов.

Как подать жалобу в суд

У судов общей юрисдикции есть своя иерархия. Апелляционную жалобу рассматривает суд, следующий за тем, в котором рассматривали дело изначально. Например, если решение вынес мировой судья, обжаловать это решение нужно в районном суде.

Другие случаи встречаются реже, но выше главного суда региона стоят пять апелляционных судов общей юрисдикции. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске и рассматривают апелляционную жалобу, если дело касается государственной тайны или если нужно признать решение иностранного суда.

Жалобу направляют в тот же суд, который рассматривал дело. Суд первой инстанции проверит, правильно ли подана жалоба с формальной стороны, и передаст дело в апелляционную инстанцию.

Вторая сторона может письменно изложить свои возражения на апелляционную жалобу и передать их другим участникам через суд. К возражениям обычно прилагают документальные доказательства своей позиции. Когда истечет месяц на обжалование, судья первой инстанции отправит все документы в апелляционную инстанцию.

Когда могут вернуть жалобу

Апелляционную жалобу могут оставить без движения или вернуть.

Жалобу оставят без движения, то есть дадут срок на устранение недостатков, если:

Судья оставит жалобу без движения на конкретный срок. За этот срок нужно успеть устранить недостатки жалобы и известить об этом суд — тогда жалобу передадут дальше. Если не устранить недостатки в срок, жалобу вернут.

Жалобу вернут и в том случае, если ее поздно подали и не приложили ходатайство о восстановлении срока. Подающий жалобу и сам может попросить о возврате. От жалобы тогда нужно письменно отказаться. Сделать это можно только до тех пор, пока по жалобе не вынесли апелляционное определение.

С 1 октября 2019 года суд апелляционной инстанции возвращает дело в суд первой инстанции, если судья:

Как рассматривают жалобу

Апелляционный суд заблаговременно известит стороны о дате, времени и месте судебного заседания. После доклада председательствующего судьи предложат высказаться подателю жалобы или истцу, если жалобы поступили от обеих сторон. Потом судьи выслушают возражения на жалобу и разберутся с поступившими ходатайствами и новыми доказательствами.

В итоговой части судебного заседания — в прениях — сторонам дадут второе и последнее право высказаться. Обычно в прениях кратко повторяют свою позицию по жалобе и поступившим возражениям, но иногда участник процесса начинает по новой зачитывать доводы своей жалобы или свои возражения. Это не запрещено, но бесполезно и раздражает судей, у которых и так очень плотный график с длинными задержками.

После прений судебная коллегия удаляется в совещательную комнату и за закрытыми дверями принимает решение по жалобе.

Суд апелляционной инстанции вправе:

Решение первой инстанции отменяют достаточно редко. Например, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2020 года, по апелляционным жалобам отменили 24,9% решений по гражданским делам, а изменили — 2,8%. 70,6% решений апелляционная инстанция оставила без изменения, прочие же жалобы не стали рассматривать либо прекратили в связи с отказом заявителей.

Но эта сухая статистика не совсем отражает действительность. Я не раз слышала, казалось бы, такое очевидное начало «Апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения…» А потом судья по сути повторяла обжалованное решение, но с другими юридическими формулировками.

То есть на практике, если решение отменят или изменят, это не всегда что-то меняет для истца и ответчика. Иногда апелляционная инстанция просто редактирует решение первого судьи, выражает его более юридически грамотным языком.

Это связано не только с солидарностью судей разных уровней, но и с тем, что отмена решений идет судьям в личный незачет. Идти против закона или плохо делать свою работу судьям экономически невыгодно — они могут потерять свой статус с хорошими бонусами. По моему мнению, плохих судей — единицы, и их быстро снимают с должности.

С 1 октября 2019 года исчезло правило о том, что жалобы обязательно должна рассматривать коллегия судей. То есть в областном суде можно попасть к одному судье.

Самое большое количество судей, которое я видела одновременно, — 18. Это была кассационная инстанция в президиуме областного суда. Большая часть судей была слушателями, они сидели сзади. Психологически это некомфортно. Думаю, что неюристам, самостоятельно отстаивающим свои права в суде, будет легче выступать перед одним судьей.

Свою позицию суд выносит в виде апелляционного определения, которое сразу вступает в законную силу. На его основании можно получить исполнительный лист или обязать государственные органы зарегистрировать какой-то юридический факт.

Обычно после оглашения апелляционного определения говорят, что текст можно будет получить в суде первой инстанции через три недели. За это время судья составляет мотивированное определение, приводит дело в порядок и отправляет его в нижестоящий суд.

На практике этот срок может быть больше из-за загруженности судов. В этом случае я звонила в областной суд и напоминала о своем желании получить документы. Еще я писала запросы на выдачу определения и повторные запросы: «Определение вынесено месяц назад и письменно запрошено дважды — такого-то и такого-то числа — но до сих пор мной не получено». Это помогало.

Если апелляционное определение не устроило участников судебного разбирательства, они могут обратиться в кассацию и надзор. По моему мнению, эти виды обжалования менее эффективные. Обжаловать определение в кассационной инстанции может и человек без юридического образования и без образования вообще, но грамотный юрист значительно увеличит шансы на победу.

Большое значение имеет качество доказательств, попавших в суд в первой инстанции: иногда проигрышное решение — трамплин к победе в следующей инстанции.

Источник

Как восстановить пропущенный процессуальный срок

Если ли Ваша просрочка в подаче жалобы мотивирована ошибками судебного аппарата, почти всегда это является веским основанием, чтобы восстановить процессуальный срок.

Однако причины просрочки бывают различными.

Какие предпринимать шаги если курьер опоздал с доставкой апелляционной жалобы или её вернули в связи с недополученной пошлиной, системной ошибкой в обработке данных и т.д.? Необходимо понимать, что далеко не все причины превышенного процессуального срока (далее ПС) признаются судом как уважительные.

В приведённой ниже статье будут представлены действенные советы по восстановлению превышенного ПС с примерами из реальных дел.

Где восстанавливать превышенный срок проще: в арбитражном суде или общей юрисдикции?

Длительность восстановления, превышенного ПС определяется принадлежностью судебного органа (арбитражный или гражданское делопроизводство).

Вне зависимости от типологии суда порядок восстановления будет един. Для этого необходимо:

В арбитражном суде вопрос по восстановлению процессуально превышенного срока рассматривается в течение 5-ти суток (без привлечения сторон). В суде гражданской юрисдикции нет чётких временных рамок и вопрос будет решаться на ближайшем заседании с привлечением обеих сторон.

На этом основании эксперты полагают, что восстановить ПС в гражданском производстве проще. Так как по ходу арбитражного производства вся информация по движению дела и судебные акты опубликовываются в КАД (картотеке арбитражных дел).

Любое ходатайство в арбитражном судопроизводстве требует анализа процессуальных документов, которые в онлайн-режиме можно подгрузить через сервис «КАД Арбитр».

С другой стороны, в судопроизводстве общей юрисдикции для граждан возможны различные смягчения:

Рассмотрим наглядный пример упрощённого восстановления, превышенного ПС в гражданском делопроизводстве по сравнению с арбитражными судами.

Ответчик смог восстановить срок апелляции в суде общей юрисдикции через 6 месяцев после его истечения. Мотивацией для столь долгой просрочки выступало его долговременное пребывание за границей, из-за чего о возбуждённом насчёт него разбирательстве ответчик уже узнал постфактум: когда закрыли его расчётный счёт.

В арбитражном же производстве ответчику не удалось восстановить пропущенный ПС из-за того, что переправлявшая кассацию транспортная компания не доставила документ вовремя. Арбитражный суд не счёл данную причину уважительной и ни продлил процессуальный срок.

Когда следует ожидать восстановления процессуального срока?

ПС восстанавливается только по признанной судом уважительной причине. Является ли конкретная причина уважительной — суд решает самостоятельно.

Как правило, если просрочка вызвана действительно форс-мажорными обстоятельствами, суды стараются идти навстречу просителю.

Наиболее уважительной причиной для восстановления ПС является не в своё время изготовленные, направленные и опубликованные судебные акты. Данное условие практически всегда гарантирует продление сроков.

Однако длительность превышения сроков также влияет на судебное решение. Желательно чтобы процессуальная просрочка была более длительной, нежели чем просрочка участника процесса. Здесь важно правильно рассчитать все сроки.

На практике арбитражные суды при рассмотрении вопросов продления процессуальной просрочки используют отсылку на инструкцию по делопроизводству, разрешающую публикацию вердикта в СМИ (на официальном сайте) на завтрашний (ближайший будний) день после оглашения решения.

В этом ключе эксперты уточняют, что большинство лиц (организаций) подающих заявления не ознакомлены с данной процедурой, поэтому ожидают появления полной мотивировки по судебному решению в тот же день.

Случаи возможного восстановления процессуального срока в арбитражном производстве

Варианты возможного восстановления процессуального срока в суде общей юрисдикции

Принимаются ли судами доводы, связанные с коронавирусной пандемией в качестве уважительной причины для восстановления процессуальной просрочки?

Исходя из актуальной практики судопроизводства: да, являются. Однако из разъяснения Верховного Суда РФ, ясно, что судья, уведомлённый о каком-либо вмешательстве в штатный вход процесса в связи с «эпидемиологическими обстоятельствами» не должен принимать решение о переносе заседания сразу же, а детально разобрать все доводы предъявляемых причин.

К примеру, эпидемиологические (карантинные) ограничения не рассматриваются судом в качестве веских причин, объясняющих невозможность доставить участниками арбитражного процесса документацию в суд. Суды справедливо отмечают, что документы можно передать без личного присутствия в электронном формате или переслать по почте (пример, дело за номером А84-3828/2019). Однако следует учесть, что определение степени непреодолимости эпидемиологических обстоятельств во многом вариативно в каждом отдельном случае.

К примеру, суд принял сторону банковских сотрудников, вынужденных в связи с карантинными ограничениями перейти на удалённый формат работы, вследствие чего они не могли быть вовремя включены в реестр требований от должника (пример, дело за номером А60-68748/2019).

Уважительной причиной эпидемиологического характера, повлиявшей на вовлечённость участника в судебный процесс, судами признаётся наличие у того положительного теста на covid-19 (пример, дело номером А70-17332/2020).

Насколько значим срок просрочки?

Для получения положительного решения на запрос о продлении ПС необходимо не только представить обстоятельства, спровоцировавшие просрочку, но и аргументированно доказать их объективное влияние на невозможность своевременного совершения процессуального действия.

В отечественном судопроизводстве действует универсальный принцип по восстановления процессуального действия в случае, когда она было совершено в разумный срок просрочки с устранением причин, помешавших осуществить его вовремя. Негласно разумным считается срок просрочки до месяца.

Важно! Чем длиннее просрочка осуществления процессуального действия, тем меньше шансы заявителя на восстановление превышенного срока.

Как правило, охотнее всего суды восстанавливают кратко превышенные сроки. К примеру, превышенные на сутки ПС почти всегда восстанавливаются.

В отечественной практике имеются случаи восстановления, превышенного на сутки ПС, без наличествующих в деле каких-либо объективных причинах по его продлению.

Такие случаи обычно возникают, когда отправленная в последний отмеренный день жалоба возвращается заявителю в связи с недополученной пошлиной. Если пошлину доплатить и повторно подать жалобу (заявление) на следующий день, суды, как правило, восстанавливают срок и принимают жалобу к рассмотрению.

Однако с учётом повсеместного внедрения системы электронного документооборота суды начинают всё активнее изучать не только дату отправления ходатайства о восстановлении ПС, но и конкретное время её подачи.

В судебной практике имеются случаи, когда жалоба загружалась в электронную приемную в 00 ч:00 мин:00 сек последнего нормативно отведённого дня. В этом случае жалоба считается поданной в срок, так как технически отчёт нового дня (01 сек.) ещё не наступил.

Когда нет шансов восстановить пропущенный процессуальный срок?

В качестве уважительных судом не рассматриваются следующие причины для ходатайства о продлении ПС:

Однако на практике заявители зачастую ссылаются на подобные обстоятельства при попытках продлить превышенный ПС (пример, дело за номером А79-5726/2017). На что получают обоснованный судебный отказ.

Также отказ на ходатайство о продлении ПС будет получен в случае, если фирма расторгла договор со своим прошлым представителем и потратила отведённое судом время на поиски нового (пример, дело за номером А40-160966/2019).

Важно! Внутренние юридически-организационные процессы в компании-заявителе никогда не будут сочтены судом достаточными причинами для восстановления просрочки процессуального действия.

Советы от экспертов

Нужно понимать, что нельзя полностью предугадать время и характер возникновения у участника судебного процесса обстоятельств непреодолимой силы (или обстоятельств, которые он сам или суд сочтут таковыми). Поэтому каждый подобный случай необходимо рассматривать отдельно.

К примеру, заявителю, ссылавшемуся на продление ПС в связи с болезнью будет отказано, если в больнице он пробыл недолго и только в последние нормативно предусмотренные для этого дни (например, дело за номером 33-41947/2017).

В другом случае судебный отказ будет получен в ответ на мотивацию продления в связи с особым пропускным порядком, введённым из-за коронавирусной пандемии, так как в регионе, где рассматривалось дело подобные ограничения были полностью сняты ещё до истечения процессуального срока (пример, дело за номером А57-2276/2020).

Однако эксперты единогласно рекомендуют предварительно озаботиться сбором доказательств если Вы уверены, что гарантированно пропустите ПС. Желательно обосновать приведшие к просрочке обстоятельства, как факторы непреодолимой силы, прямо от Вас не зависящие. Также при подаче заявления на продление необходимо как можно более досконально и детально прописать все причины, приведшие к задержке.

Если просрочка длительная можно попробовать аргументировать восстановление срока обстоятельствами, что в обратном случае в Вашем отношении будет нарушено конституционное право на судебную защиту (пример, дело за номером А19-5420/2016).

К ходатайству необходимо прикрепить все собранные доказательства (справки, свидетельства очевидцев, фото- и видеосъёмку, экспертные заключения, технические экспертизы и т.д.).

Если причиной восстановления срока является удалённый режим работы, прикрепите к ходатайству копии соответствующих приказов от руководства организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *