если нет печати в трудовой книжке при увольнении что делать
Что делать, если в трудовой книжке нет печати от предыдущего работодателя
Трудовая книжка относится к документу, по которому можно проследить весь трудовой путь работника. По ней ему начисляется пенсия. Но часты ситуации, когда в книжке отсутствуют важные пометки, подписи, наиболее распространенной проблемой является и отсутствие печати. Это связано с безответственным отношением, забывчивостью работодателя, но от этого владельцу ТК не становится легче, так как из его рабочего стажа может быть вырезан целый кусок. Проблему можно решить и в нашей статье мы расскажем, как это можно сделать.
Для начала приведем положения трудового законодательства, по которому можно понять, что печать действительна необходима.
Согласно постановлению правительства под номером 225 (п.35) ― все записи в ТК работника должны заверяться печатями.
Согласно постановлению минтруда под номером 69 (п2.2) ― на титульном листе ТК должна стоять печать предприятия.
То есть, их отсутствие делает законным отказ признать недействительность ТК или определенного периода работы, что может повлиять на размер стажа и, соответственно, на пенсию.
Отсутствие печати на титульном листе, ваши действия
Если на титульном листе отсутствует печать, то будьте уверены, что пенсионный фонд крайне негативно отнесется к этому, несмотря на то, что, казалось бы, все записи внутри книжки оформлены правильно и подтверждены печатью, и не примет такой документ. Практически всегда суд принимает сторону пенсионного фонда в этом вопросе. То есть, во избежание затягивания времени лучше сразу заняться вопросом восстановления печати.
Если организация продолжает работать под тем же названием, то решение упрощается и достаточно обратиться на предприятие, соблюдая необходимые формальности, чтобы исправить оплошность.
Если организация была реорганизована, но продолжает свою деятельность, то необходимо обратиться за решением проблемы к правоприемнику, который обязан выдать подтверждающий документ, что трудовая книжка заводилась именно здесь. При отказе можно решить проблему обращением в трудовую инспекцию.
Задача усложняется, если предприятие ликвидировано. Тогда вам придется собирать сведения о том, что такая компания существовала, и что вы работали именно в ней. Здесь придется обратиться в архив, постараться найти бывших сослуживцев, которые подтвердят ваше место работы и с этим багажом обратиться в суд. Положительно вынесенное решение избавит вас от необходимости объяснять отсутствие печати другим организациям и работодателям.
Отсутствие печати от предыдущего работодателя, ваши действия
Итак, если предыдущий работодатель не поставил печать в ТК, то проблема решается быстро при действующей организации, для этого обратитесь в ее отдел кадров и проблема будет решена.
Но ситуация усложняется, если организация за время вашего устройства на новое место работы ликвидирована. Тогда, при отсутствии записи об увольнении и печати, ее может внести новый работодатель. Но для этого необходимо позаботиться о наличии с предыдущей работы документа об увольнении (копии или выписки).
Есть еще один вариант: попросить нового работодателя завести новую книжку ― это законный вариант, но здесь необходимо учесть, что тогда вам в зачет не пойдет стаж с предыдущих мест работы, выбор за вами.
Ответственность и взыскания
При неправильном ведении трудовой книжки ответственность несет уполномоченное лицо: выговор, материальное взыскание или увольнение ему выносит работодатель.
Если работник понес материальные убытки из-за неправильно заполненной книжки или моральный ущерб, то он вправе требовать компенсации от работодателя. Вопрос можно решить, договорившись «полюбовно», при невозможности это сделать, можно обратиться в суд и получить компенсацию по решению суда.
В трудовую книжку не внесли запись об увольнении, что делать?
Пока я была в декретном отпуске, компания, где я работала, закрылась. Я получила все выплаты, но компании больше нет. Директора и персонал уволили, а печать, говорят, потеряли. Бухгалтер какое-то время хранила мои документы, а потом передала мне трудовую книжку со словами: «Ну, что я ее храню».
Получается, у меня на руках есть трудовая книжка, в которой нет записи об увольнении. И официально уволиться я не могу. Я нашла новую работу, но боюсь потерять ее из-за этих проблем с трудовой. Как мне поступить в этой ситуации? Можно ли обратиться в суд?
Если у вас на руках есть трудовой договор с новой работы, то можете не волноваться: работодатель не может вас уволить из-за ошибки в трудовой книжке. В трудовом кодексе есть перечень оснований для увольнения, и вашей проблемы в этом перечне нет.
Но действительно, лучше привести трудовую книжку в порядок. Когда вы в следующий раз будете менять работу, у кадровика могут возникнуть вопросы. Вот что можно сделать.
Потребуйте от предыдущего работодателя внести запись
Вы пишете, что организация «закрылась», но это не юридический термин. Организация может уволить всех сотрудников, влезть в долги, прекратить работу, но при этом продолжать числиться в реестре юридических лиц.
Узнать, прекратил ли официально работодатель свою деятельность, можно на сайте налоговой. Для этого надо знать регистрационные номера работодателя: ОГРН или ИНН. Они должны быть в вашем трудовом договоре, еще их можно спросить у вашего знакомого бухгалтера со старой работы.
Если же организация официально еще не закрылась, то она должна внести запись об увольнении в трудовую книжку. Потерянная печать тоже не препятствие: действующая организация может — и вообще-то должна — после утери ее восстановить.
Возможно, ваш бывший директор решит, что ему проще заплатить штраф, чем возиться с трудовой. В таком случае объясните ему, что будете писать жалобы до тех пор, пока он не сделает запись, и штрафовать его будут ежемесячно.
Увольнение без отметки в трудовой книжке
Конфликт между работником и работодателем может привести к тому, что в трудовой книжке не будет записи об увольнении. Это никак не мешает работнику устроится на новое место работы, где ему могут «закрыть» период работы у прежнего работодателя.
Открытая запись в трудовой книжке, внесенная предыдущим работодателем, может быть «закрыта» по новому месту работы.
Запись об увольнении вносится в трудовую книжку на основании приказа об увольнении из организации.
В приказе об увольнении и в трудовой книжке можно использовать несколько формулировок: уволить», «прекратить трудовой договор», «расторгнуть трудовой договор».
Примеры записей об увольнении:
Если предыдущий работодатель по каким-то причинам не внес запись об увольнении в трудовую книжку, новый работодатель может руководствоваться п. 27 Правил ведения трудкнижек, утвержденных постановлением Правительства России от 16.04.2003 № 225.
Согласно этому пункту Правил, в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится:
Работнику для того, чтобы новый руководитель проставил отметку об увольнении достаточно иметь приказ об увольнении. А в настоящее время можно запросить в ПФР сведения по форме СТД-Р.
Запись про совместительство
Сведения о работе по совместительству могут быть внесены в трудовую книжку работника по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Это разрешено статьей 66 ТК РФ.
Как внести изменения в персональные данные работника?
Основной работодатель вправе сделать запись в запись в трудовую книжку совместителя как о приеме на работу так и об увольнении.
Запись вносится под следующим порядковым номером в книжке.
Интересно почитать, нужно знать:
Ответственность работодателя за оформлении трудовых книжек
Вести трудовые книжки работодателей обязывает статья 66 ТК РФ. Если работник обнаружит ошибку в трудовой книжке, он вправе обратиться к работодателю с просьбой, внести исправления.
Отказ исправить запись грозит штрафом для организации, если работник пожалуется в трудовую инспекцию.
Жалоба может стать поводом для внеплановой проверки.
Штраф на организацию налагается по статье 5.27 КоАП РФ и составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Директора или ИП оштрафуют на сумму от 1 000 до 5 000 рублей.
Новые правила заполнения трудовых:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Выбор читателей
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Новые правила взыскания алиментов вступили в силу. А вот будут ли работать?
Новый перечень доходов для удержания алиментов на детей. Таблица
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Что делать, если в трудовой книжке нет печати
Законодательство РФ обязывает работодателей — юридических лиц проставлять в трудовых книжках работников печать организации.
Нормативные акты
Пункт 35 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках». Печать организации должна заверять все записи, которые внесли в трудовую книжку за время работы у работодателя.
Пункт 2.2 Постановления Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек». На титульном листе трудовой книжки должна стоять печать организации или печать кадровой службы. Однако в данном пункте содержится уточнение — «при наличии печати».
Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск «Кадрового обзора».
Что делать, если в трудовой книжке нет печати от предыдущего работодателя
Является ли нарушением, если в трудовой книжке отсутствует печать предыдущего работодателя, которая должна заверять запись об увольнении с прошлого места работы?
И да и нет. Возможны два варианта:
Вывод. Отсутствие печати в трудовой книжке не всегда является нарушением. Аналогичный вывод содержится в Приказе Минтруда России от 31.10.2016 N 589н. Нарушением данный факт будет являться в том случае, если в организации у прошлого работодателя печать есть, однако в трудовой книжке работника он ее почему-то не проставил.
Действующему работодателю нужно узнать, была ли печать у предыдущего работодателя.
Какие организации обязаны иметь печать
Чтобы узнать о наличии печати, нужно понимать, какие организации должны иметь печать. Данные организации можно условно разделить на две группы.
Организации, для которых требование к наличию печати установлены законом.
Например, в соответствии Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием на русском языке. Если предыдущим работодателем была некоммерческая организация, и в трудовой книжке работника нет печати, это нарушение.
Действующему работодателю рекомендуется посоветовать работнику обратиться к прошлому работодателю с требованием проставить печать. Если же действующий работодатель уже принял такую книжку, у работника следует запросить иные документы, подтверждающие период работы в прошлой организации. Это нужно для зачета данного периода в страховой стаж.
Организации, для которых требование к наличию печати установлены уставом.
Это организации, которые в силу закона могут не иметь печати, однако сами для себя установили требование о наличии печати в уставе организации. Чтобы не ошибиться и не найти нарушения там, где его нет, обратитесь к уставу организации.
Если устав организации не предусматривает наличие в организации печати, рекомендуем работнику иметь на руках трудовую книжку и документ, который подтвердит законный факт отсутствия печати в книжке и на других документах от работодателя. Наличие такого документа позволит действующему работодателю удостовериться в отсутствии нарушения, принять трудовую книжку работника и учесть предыдущий период работы в страховой стаж.
Что делать, если в трудовой книжке нет печати на титульном листе
Будет ли являться нарушением отсутствие печати на титульном листе в трудовой книжке работника?
В этом вопросе действуют правила, описанные выше. Узнайте, какой работодатель заполнял титульный лист. Напоминаем, что возможны два варианта:
Исходя из этого определите, является ли отсутствие печати на титульном листе нарушением.
С 1 сентября трудовые книжки нужно заполнять по новым правилам: обзор основных изменений
С сентября сведения в бумажную трудовую книжку можно будет вносить с помощью штампов, а заверять записи при увольнении работника его подписью больше не понадобится. Кроме этого, работодатели будут сами разрабатывать книги (журналы) учета трудовых книжек и вкладышей. Новый порядок ведения и хранения трудовых книжек и вкладышей к ним утвержден приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н.
Новый порядок
Напомним, что сейчас форма, правила хранения и порядок заполнения трудовой книжки регулируются разными нормативными правовыми актами. Так, сам бланк книжки, а также правила ее ведения и хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, а инструкция по заполнению — приказом Минтруда от 10.10.03 № 69. Оба эти документа утратят силу с 1 сентября. Вместо них будет действовать порядок ведения и хранения трудовых книжек, утвержденный приказом Минтруда 320н.
Дистанционный работник
В комментируемом приказе уточнено, что в книжку можно будет внести сведения о трудовой деятельности дистанционного работника. Для этого «удаленный» сотрудник должен предъявить трудовую книжку работодателю (в том числе, можно направить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).
Использование штампов и печатей
С 1 сентября сведения в трудовую книжку можно будет вносить не только вручную чернилами черного, синего или фиолетового цвета, но с использованием «технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа (печати)». То есть с помощью штампов и печатей. Также, по мнению специалистов Минтруда, при заполнении трудовой книжки можно использовать принтер (письмо от 29.06.21 № 14-6/ООГ-5976; см. « Минтруд: новые трудовые книжки можно будет заполнять с помощью принтера »).
Срок для внесения записей
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, награждениях нужно будет вносить не позднее 5 рабочих дней. Сейчас для этого отводится неделя (п. 10 Правил, утв. постановлением № 225).
Заверение записей при увольнении
Информацию об увольнении работника, как и ранее, необходимо вписать в книжку в день прекращения трудовых отношений. При этом заверять записи подписью увольняемого работника больше не понадобится.
Оформление вкладыша
При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается его серия и номер. В комментируемом приказе уточняется, что такую запись необходимо делать на титульном листе трудовой книжки (стр. 1). А если там нет места, то этот штамп следует проставить на титульный лист первого вкладыша.
Работа по совместительству
Запись о работе по совместительству вносится «основным» работодателем на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (ч. 5 ст. 66 ТК РФ). В Порядке № 320н уточняется: если нужно внести такую запись, но в данный момент человек не работает, то он вправе обратиться к работодателю, у которого трудился по совместительству.
Выдача трудовой книжки при переходе на ЭТК
Как известно, если работник решил перейти на электронную трудовую книжку, работодатель должен выдать ему на руки бумажный аналог. Однако ранее не был установлен срок для исполнения этой обязанности.
В комментируемом приказе четко сказано, что бумажную трудовую книжку нужно выдать на руки не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления о переходе на ЭТК. Процедура внесения записи в книжку в этом случае описана в пункте 35 Порядка № 320н.
Учет трудовых книжек
Комментируемым приказом отменено требование о ведении приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек. Также не придется заполнять книгу учета движения трудовых книжек по форме, утвержденной постановлением Минтруда от 10.10.03 № 69.
Вместе с тем работодатель должен вести:
При этом книги (журналы) по учету работодатель будет разрабатывать самостоятельно. Эти книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, печатью организации (при наличии). А вот скреплять их сургучной печатью или опломбировать, как это предусмотрено сейчас для приходно-расходной книги и книги учета движения трудовых книжек, не нужно.
Новая форма трудовой книжки
Кроме этого, Минтруд скорректировал и форму трудовой книжки. Ранее ожидалось, что обновленный бланк начнет действовать с 1 сентября. Однако позднее Правительство перенесло переход на новые трудовые книжки на 2023 год (см. « В России введут трудовые книжки нового образца »). Таким образом, с 1 сентября работодатели продолжат вести трудовые книжки на старых бланках. При этом заполнять их нужно будет по новым правилам.