если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

Если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

Вступительная статья, комментарий, стихи, отмеченные звездочкой, оформление. Издательство «Художественная литература», 1979 г.

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

Когда-нибудь, сойдясь с друзьями,

Мы вспомним через много лет,

Что в землю врезан был краями

Жестокий гусеничный след,

Что мял снега сапог солдата,

Что нам навстречу шла война,

Что к Западу от нас когда-то

Была фашистская страна.

Сюжеты для своих исторических поэм Симонов находит в военной истории России: ледовое побоище, последний поход Суворова, освобождение красногвардейскими отрядами в 1918 году Пскова, захваченного германской армией. В этих героических событиях прошлого поэт видит пример для современников, стоявших на пороге грозных ратных испытаний, пафос его поэм в утверждении действенной силы военно-патриотических традиций.

Источник

Если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

☭Советская правда. Эпоха социализма☭ запись закреплена

Друг мой, бдителен будь на земле, под которой я стыну!
Право требовать это я смертью в бою заслужил.
Я ушел на войну. Я убит в день рождения сына.
Я убит, чтоб он жил. Я убит, чтоб ты жил.

Когда пушки мои говорили с врагами, как судьи,
Когда мир содрогался в хрустящих объятьях войны,
Догадайся, о чём я мечтал у лафета орудья?
О цветах полевых. Об улыбке жены.

Хочешь знать, почему мы навеки великими стали?
Почему нас враги ни сомкнуть, ни сломить не смогли?
Нас никто никогда не ковал из железа и стали,
Превратила нас в сталь цель, к которой мы шли!

Побеждая, я умер. Я мост наводил через реку.
И по мне, как по мосту, взбежала победы заря.
Если пал человек, чтобы жизнь сохранить человеку –
Значит, верно он жил. Значит, умер не зря.

Если горе войны среди ночи придёт к тебе на дом,
Если меч занесён над отчизны седой головой,
Будь с народом своим.
Будь не ниже, не выше – будь рядом.
Нету званья в бою выше, чем рядовой!

Не жалей, что я умер. Я умер, себя не жалея,
За тебя и за мать, за просторы родимых полей…
Хочешь быть как отец? Стой в бою, где всего тяжелее,
И себя, если надо, как он, не жалей!

Кто там? Брат мой? Сестра? Кто там молча простился со мною?
Я не слышу – я мёртв. Твоего я не вижу лица…
Но я верю тебе, что свой долг перед этой страною
Честно выполнишь ты, как солдат, до конца!

Витезслав Незвал, «В зале Красной Армии мавзолея Праги»
(пер. с чешского К.Симонова)

Источник

Если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

Поэзия социалистических стран Европы

ПОЭЗИЯ БРАТСКИХ НАРОДОВ

Содержание этого тома «Библиотеки всемирной литературы» определено его названием. В том включена поэзия восьми стран Европы – Албании, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. Национальных поэзий больше, чем стран. В Чехословакии – два народа, два языка, две поэзии: чешская и словацкая. В Югославии, где федерацию составляют шесть республик, соответственно выделены поэзии Сербии, Хорватии, Черногории и Боснии-Герцеговины, где пишут на сербскохорватском языке, а также поэзии Словении и Македонии.

Таким образом, география тома представляет собой целый мир: четырнадцать поэзий.

Что касается хронологии тома, то ее рамки менее определенны. У всех н их стран – общая историческая судьба. Их народы испытали гнет фашистских режимов, приняли участие во второй мировой войне и подверглись всем се бедствиям, были освобождены Советской Армией и национальными освободительными движениями, вступили – с середины сороковых годов – на путь социализма.

Исторические события первой половины века подтолкнули, ускорили преобразования, но революция и социализм вызревали в этих странах задолго до войны и до Освобождения. Социалистическая культура, в частности, социалистическая поэзия выдвинули немало больших мастеров, успешно работавших еще до Освобождения. Поэтому в том включены стихи предшественников и зачинателей социалистической поэзии.

Все страны, о которых идет речь,- европейские страны, расположенные в центре и на юге континента. Их культура – часть европейской культуры.

На протяжении тысячелетий их народы жили в непосредственном соседстве.

Они заключали союзы и воевали друг с другом. Подвергались нашествиям кочевников. Входили в Турецкую, Австрийскую, Германскую и Российскую империи. Основывали независимые государства. Они в разное время приняли христианство или мусульманство. Они прошли через рабство, феодализм, капитализм.

И все они вступили на путь социализма. Именно это и есть определяющий факт их новейшего исторического бытия.

Перед нами поэзия социалистических стран Европы.

В стихотворении венгра Дюлы Ийеша писатели его страны приезжают в Болгарию. Они слышат пение какой-то птицы: «…почти небесный щебет, щелк и пересвист. Летело в синеву невидимое «а», и «и», и «у»…» Переводчица пытается объяснить венграм, что это за птица, называет ее болгарским словом «чучулига». Однако оказывается, что это просто жаворонок.

В нашей книге точно так же чрезвычайно отчетливы национальные особенности поэзии. Однако сквозь них мощно пробивается социалистическое общее.

Остановимся подробнее на том, кто же непосредственно создавал и создает поэзию стран социализма.

Героическое время формирует героические характеры. В истории поэзии трудно найти эпоху, когда судьбы поэтов так тесно и так трагически переплетались бы с судьбами народов.

Может быть, трогательнее всего это высказано в маленьком стихотворении болгарина Николы Вапцарова:

Вторая и последняя строфа этого стихотворения были написаны 23 июля 1942 года. За несколько часов до казни. Поэт погиб тридцати трех лет от роду, издав одну книгу стихов. По своей до поэтической профессии Вапцаров был рабочим-металлистом. Одно из его стихотворений названо «Кочегароинтеллигентское». И в самом деле, в нем было много и от кочегара и от интеллигента. Работавший в коммунистическом подполье, Вапцаров был схвачен и казнен.

Его биография для многих авторов настоящего тома – типическая. По одному процессу с Вапцаровым судился поэт Младен Исаев. Поэт Веселин Андреев в это же время был комиссаром партизанской бригады «Чавдар». Его первая книга стихов так и называется «Партизанские песни». В рядах болгарской армии, воевавшей в 1944-1945 годах против гитлеровцев, были поэты Ламар и Валерий Петров.

В Югославии с партизанами или с подпольем были связаны едва ли не с писавшие в то время поэты. Даже женщины. Книга стихов Миры Алечкович была издана на гектографе. Пали в бою хорват Иван Горан-Ковачич, словен Карел Дестовник-Каюх, македонец Кочо Рацин. Престарелый Владимир Назор ушел в партизаны и позднее стал одним из основателей новой государственности страны.

Бойцы, командиры, политработники, подпольщики или укрыватели подпольщиков, узники концлагерей создали одну из самых доблестных поэзий мира.

Даже внешне партизанские поэтические книги, изданные где-нибудь в захваченном на несколько недель городке, в типографии, вроде той, которую создал поэт Кочо Рацин, выглядят удивительно. Грубая бумага, стертые литеры, наспех вырезанные гравюры. В «Песне о порабощенном хлебе» Десанка Максимович пишет: «Стучит украдкой жернов, шуршит мука по ситам. Зерно тихонько мелют во тьме, во мраке черном по деревням несытым. Тот хлеб посеян в рабстве, в безвыходной печали, и убран тоже в рабстве – глубокими ночами. Хоть печи жаром пышут, но хлеб тоскою дышит… Большущими кусками тот рабский хлеб кусают – покуда не забрали, пока никто но знает, что под полночным небом сидит крестьянин с хлебом».

Таким же хлебом была для народов оккупированных стран поэзия.

Однако и в тех странах, откуда вышли оккупанты, были поэты, защищавшие правое дело.

Два крупнейших мастера новой немецкой поэзии – Брехт и Бехер (каждому из них посвящен особый том «Библиотеки всемирной литературы») отвергли фашизм, встали на путь борьбы с ним.

В середине тридцатых годов в Германии распространялся «Практический справочник для оказания первой помощи». Под маскировочной обложкой скрывалась статья Брехта «Пять трудностей пишущего правду». В ней, между прочим, было сказано: «Пишущий правду отвергает любую ложь. Он не склоняет голову перед сильными и не обманывает слабых… Для этого нужно обладать мужеством. Во времена жесточайшего гнета больше всего говорят о высоких материях. Нужно обладать мужеством, чтобы в такие времена под неумолчные крикливые призывы к самопожертвованию… говорить о таких мелочах, как хлеб насущный и жилище труженика».

И сам Бертольт Брехт, и другие немецкие поэты-антифашисты этим мужеством обладали. Они создали агитационную поэзию, сравнимую с агитками Демьяна Бедного и «Окнами РОСТа» Маяковского. Московское радио н подпольные гектографы в самой Германии популяризировали эти стихи.

Эрих Вайнерт сражался под Сталинградом в рядах Советских войск. Через фашистские концлагери прошли Хермлин, Вине, Фюрнберг, оставшийся глухим после пыток. Мюзам был замучен в тюрьме. Существуют два небольших стихотворения о воробье, видимом из окна тюремной камеры. Оба они помечены тюрьмой Моабит и написаны примерно в одно и то же время. Одно – немецким поэтом-антифашистом. Другое – нашим Мусой Джалилем. Эти стихи потрясают родством душ своих авторов.

Источник

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

Собрание сочинений. Том 1 читать книгу онлайн

ИЗ ЦИКЛА «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

«В мае, месяце зеленом…»

В мае, месяце зеленом,
От чужих краев устав,
Я вернулся в них влюбленным,
С добрым словом на устах.

Не годясь в ханжи и судьи,
Я чужое не кляну,
Но, конечно, полной грудью
Только дома я вздохну;

Только дома, где отрадно,
Что друзья повсюду есть,
Где туда или обратно
В каждый поезд можно сесть!

«Вот и унесся, как гонщик…»

Вот и унесся, как гонщик,
Мчавший нас синий экспресс!
В узкоколейный вагончик
Я по-домашнему влез.

Сел на диванчике низком,
Все мне знакомо кругом.
Медленно, с визгом и писком,
Тащит нас старый вагон;

Весело выкрашен желтым,
Словно домашний комод.
Бабка в нем едет с кошелкой,
С хрустом рогалик жует;

Едут в корзинках продукты,
Пахнет парным молоком.
Шляпу приподнял кондуктор,
Словно со мною знаком…

Кто-то гадает невесте,
Кто-то роняет слезу…
Сердце мое не на месте,
Сердце домой я везу.

«Еду цветущим краем…»

Еду цветущим краем
И слезы лью без вины.
Сиренью, сломанным маем,
Часовни полным-полны.

Кого-то мучают вины,
Душит фальшивый смех.
А я в слезах без причины,
Безгрешно плачу при всех.

Не знаю… А впрочем, знаю:
Разлука долгой была,
Ты, чешская речь родная.
До слез меня довела!

Снова за стеною до рассвета
Стуки молотка,
Словно заколачивают где-то
Кости бедняка,

Звезды виснут на ветвях дубовых.
До земли их гнут.
Мимо дома этой ночью снова
Черный гроб везут.

Потеряв о времени понятье,
Бьют всю ночь часы,
Словно безъязыкое проклятье,
Где-то лают псы.

И, вскочив, как от удара палки,
Я к окну встаю…
Там везут на черном катафалке
Родину мою.

ЗНАМЕНА ДЕВЯТОГО МАЯ

Небо, небо — цвет свободы,
Цвет лазури и победы,
Все в цветах, в пыли и в песнях
Танки, танки пролетают!
Окна улиц повернулись
И бегут за ними следом.
Прага, Прага, наконец-то
Ты свободна, Золотая!
Я влюблен в тебя в такую,
Мы такой тебя забыли.
Пусть еще стреляют немцы
Из подъездов и подвалов,
Но железом и камнями
От разрушенных бастилий
Мы с тобою вместе, Прага,
Их накормим, как бывало!
Возле танков, где на башнях
Едут пыльные мессии,
У домов, еще звенящих
Ранеными зеркалами,
И в глазах, где, пролетая,
Отражается Россия,
Сбросив путы полонянки,
Прага пляшет вместе с нами!

ПАРИЖ БЕЗ ПОЛЯ ЭЛЮАРА

В Париже пасха. Весна, воскресенье.
Сена тащит под мост облака.
Я иду по весеннему парку.
Среди перевернутых стульев
И оттаявших статуй
Я ищу тебя!
Я прошу Париж мне помочь.
Но он в это время безлюден, как кладбище утром.
Я иду по нему, как слепец, опираясь на палку рассвета.
Я ищу тебя всюду и вдруг замечаю,
Как на чьем-то лице промелькнет
Твоя чуть надломленная улыбка.
Я беру этот милый весенний денек
Не в свои, а в твои немножко дрожащие пальцы
И любуюсь им вместе с тобой.
Вон деревенские женщины…
Они знают Париж еще хуже меня
И идут по нему, словно Красные Шапочки,
Дай им бог не встретиться с волком.
Если правду сказать, я и ночью искал тебя.
Но Париж мне ответил, что Поль Элюар
Больше здесь не живет.
Что за странный ответ… Ты ведь сам был Парижем!
В каждом городе есть перекрестки братства,
Мы на них встречались с тобой,
Помогая вздувать над землею флаги
Цвета воздуха,
Цвета глаз твоих синих.
Я обнимаю тебя, Элюар,
И твой Париж обнимаю.
Я опять нахожу в нем тебя,
Твою боль, твою нежность, твое дыхание,
Твою память и твой
Понемногу слабеющий,
Уходящий из памяти голос.
Вон по Сене плывет пароходик воскресный…
Мне сейчас показалось, что ты
Тоже так вот уехал
И к вечеру будешь…

Желтый лист над палаткой моей пролетел,
Жаль всего, что ушло и уходит от нас.
Жаль, что дождь и что осенью жизнь без прикрас,
Жаль тех книг — я прочесть их когда-то хотел,
Жаль тех синих, теперь уже выцветших, глаз.

Мечтаю, чтоб мир был с войной незнаком,
Чтоб он и без крови был ярок!
Стихи мои пейте, как чай с молоком,
Я чашки пришлю вам в подарок!

Мечтаю, чтоб мир, как подвал гончара,
Пел глиняным дружеским хором.
Стихи мои весело ешьте с утра
С тарелок с моравским узором.

Но если покоя нам рано просить
И мир еще полон тревогой,
Стихами моими не грех закусить
До боя и перед дорогой.

И если придется ремень потесней
Стянуть среди временных тягот,
Пусть хлебом и сахаром, тем, что нужней,
На стол к вам стихи мои лягут.

Мечтаю, чтоб свет над землей не потух,
В стихах говорю свое мненье,
Я родину утром бужу, как петух,
Мне нравится это сравненье!

НАДПИСИ В ЗАЛЕ КРАСНОЙ АРМИИ В МАВЗОЛЕЕ НА ГОРЕ ВИТКОВ В ПРАГЕ

Друг мой, бдителен будь на земле, под которой я стыну!
Право требовать это я смертью в бою заслужил.
Я ушел на войну. Я убит в день рождения сына.
Я убит — чтоб он жил. Я убит — чтоб ты жил.

Человек! Я хочу, чтоб с войною повенчан ты не был!
Чтобы кровь моя самой последнею кровью была!
Я, объятья раскрыв, как свобода, летел к тебе с неба,
Парашют мой сгорел, но свобода — пришла!

Когда пушки мои говорили с врагами как судьи,
Когда мир содрогался в хрустящих объятьях войны,
Догадайся, о чем я мечтал у лафета орудья?
О цветах полевых. Об улыбке жены.

Хочешь знать, почему мы навеки великими стали?
Почему нас враги ни согнуть, ни сломить не могли?
Нас никто никогда не ковал из железа и стали,
Превратила нас в сталь цель, к которой мы шли!

Побеждая, я умер. Я мост наводил через реку.
И по мне, как по мосту, взбежала победы заря.
Если пал человек, чтобы жизнь сохранить человеку,
Значит, верно он жил. Значит, умер не зря.

Если горе войны среди ночи придет к тебе на дом,
Если меч занесен над отчизны седой головой,
Будь с народом своим. Будь не ниже, не выше — будь рядом.
Нету званья в бою выше, чем рядовой!

Не жалей, что я умер. Я умер, себя не жалея,
За тебя и за мать, за просторы родимых полей!
Хочешь быть как отец? Стой в бою, где всего тяжелее,
И себя, если надо, как он, не жалей!

Кто там? Брат мой? Сестра? Кто там молча простился со мною?
Я не слышу — я мертв. Твоего я не вижу лица,
Но я верю тебе, что свой долг перед этой страною
Честно выполнишь ты, как солдат, до конца!

Источник

Если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Смотреть картинку если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Картинка про если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил. Фото если пал человек чтобы жизнь сохранить человеку значит верно он жил

☭ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ МИР ☭ запись закреплена

Друг мой, бдителен будь на земле, под которой я стыну!
Право требовать это я смертью в бою заслужил.
Я ушел на войну. Я убит в день рождения сына.
Я убит, чтоб он жил. Я убит, чтоб ты жил.

Когда пушки мои говорили с врагами, как судьи,
Когда мир содрогался в хрустящих объятьях войны,
Догадайся, о чём я мечтал у лафета орудья?
О цветах полевых. Об улыбке жены.

Хочешь знать, почему мы навеки великими стали?
Почему нас враги ни сомкнуть, ни сломить не смогли?
Нас никто никогда не ковал из железа и стали,
Превратила нас в сталь цель, к которой мы шли!

Побеждая, я умер. Я мост наводил через реку.
И по мне, как по мосту, взбежала победы заря.
Если пал человек, чтобы жизнь сохранить человеку –
Значит, верно он жил. Значит, умер не зря.

Если горе войны среди ночи придёт к тебе на дом,
Если меч занесён над отчизны седой головой,
Будь с народом своим.
Будь не ниже, не выше – будь рядом.
Нету званья в бою выше, чем рядовой!

Не жалей, что я умер. Я умер, себя не жалея,
За тебя и за мать, за просторы родимых полей…
Хочешь быть как отец? Стой в бою, где всего тяжелее,
И себя, если надо, как он, не жалей!

Кто там? Брат мой? Сестра? Кто там молча простился со мною?
Я не слышу – я мёртв. Твоего я не вижу лица…
Но я верю тебе, что свой долг перед этой страною
Честно выполнишь ты, как солдат, до конца!

Витезслав Незвал, «В зале Красной Армии мавзолея Праги»
(пер. с чешского К.Симонова)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *