если работодатель не платил налоги за работника что делать
Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?
Автор: Тяпухин С. В., эксперт журнала
Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.
Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?
Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).
Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).
Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?
Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.
Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.
Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.
Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.
Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.
Работодатель не платит налоги за работника — что делать и куда обращаться?
Заработная плата каждого работника является для работодателя лишь частью всех установленных законодательством платежей. Существуют ещё и подоходный налог, отчисления и в пенсионные, и в страховые фонды. Все эти платежи должен осуществлять именно работодатель в зависимости от размера дохода работника. То есть, чем больше зарабатывает человек, тем большую сумму придётся перечислять бухгалтерии предприятия.
Суммарный размер отчислений довольно внушителен, он составляет более трети от того, что заработал человек за определённое время. Поэтому вполне объясним тот факт, что недобросовестные работодатели стремятся уменьшить величину обязательных отчислений или вовсе не уплачивать их.
Существуют несколько способов, с помощью которых бухгалтерия предприятия может уменьшить размер обязательных платежей или вовсе уйти от их уплаты.
Может показаться, что все проблемы по выполнению необходимых отчислений лежат только на работодателе, и работнику не нужно контролировать это. С технической точки зрения, все отчисления действительно выполняет бухгалтерия предприятия и работник не причастен к этому. Но, что касается контроля над этим процессом, то здесь необходимо понимать следующее. Любые нарушения № 167-ФЗ, касающиеся пенсионного и социального страхования со стороны работодателя влекут за собой ущемление прав работника в части начисления пенсии и осуществления других социальных выплат (оплаты больничного листа, инвалидности и так далее).
Для работодателя, конечно, возможность невыплат обязательных взносов является выгодной с финансовой точки зрения. Работник же почувствует отрицательное влияние этого, скорее всего, позже. Это может произойти, когда необходимо будет начислять пенсию и для этого начисления будет недостаточно страхового стажа.
Юридический портал bukva-zakona.com рекомендует не просто отслеживать факты осуществления обязательных платежей работодателем (налогов, пенсионных и социальных взносов), но и принимать незамедлительные меры, в случае если такие платежи не происходят.
Возможными действиями работников в таких ситуациях являются:
Эти действия допустимы, как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом. То есть возможна одновременная подача жалобы, например, в ПФР и в прокуратуру.
Жалоба составляется в произвольной форме и должна содержать просьбу о проверке по факту нарушения ваших прав. Кроме этого, в ней должно быть отражено, что именно позволяет работнику подозревать факт нарушения (неофициальное трудоустройство, наличие «чёрных» или «серых» схем оплаты труда и любые другие аналогичные факты).
Зачастую работники опасаются подавать подобные жалобы, опасаясь репрессивных мер со стороны работодателя за это. Следует помнить, что анонимные жалобы не рассматриваются в большинстве государственных контролирующих органов. Исключение составляет налоговая служба. В этом учреждении будет рассмотрено любое обращение, даже без подписи заявителя, для этого существует специальная форма анонимного обращения.
При обращении в другие органы (прокуратуру, ПФР, инспекцию по труду) придётся оставить свои данные в любом случае, иначе заявление не будет рассмотрено. Однако, для обеспечения сохранности в тайне личности жалобщика, допускается такой вариант. В тексте жалобы следует обозначить своё пожелание не разглашать личные и контактные данные заявителя в процессе разбирательства. Таким образом, имя подателя жалобы не будет фигурировать и работодатель не сможет идентифицировать его.
При подаче жалобы следует заранее узнать следующую информацию и подготовить определённые документы и отразить это в тексте обращения:
Результатом рассмотрения жалобы на работодателя на неуплату налогов и обязательных взносов является наложение штрафа. Кроме этого, работодатель будет обязан внести все необходимые данные в трудовую книжку (если до этого они не были сделаны) и оплатить все необходимые налоги и взносы за работника.