если ребенка обзывают очкариком что делать
От дразнилки до травли: как научить ребёнка реагировать на «очкарика»
Жадина-говядина, обманули дурака — на четыре кулака, арбуз-карапуз, ябеда-корябеда. Сейчас эти дразнилки кажутся смешными и безобидными, но в детстве мы могли всерьёз обижаться на них. Как они появились и могут ли перерасти в травлю? Как помочь ребёнку, если его дразнят? На эти вопросы отвечает клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова в рамках кампании телеканала Cartoon Network «Месяц антибуллинга».
Что такое дразнилка?
В 20-х годах ХХ века советские филологи, изучавшие народную словесность, решили выделить детский фольклор в отдельную область. В 80-х доктор филологических наук Георгий Виноградов объединил это направление термином «детская сатирическая лирика». Это понятие делилось на две большие подгруппы: дразнилки/издевки и все виды поддевок.
«Дразнилка заключает в себе шутку-прибаутку, привязанную к имени, к прозвищу или какому-нибудь — действительному или выдуманному — недостатку высмеиваемого: сверстника, или беззащитного взрослого человека, или животного, или домашней птицы; городские дети адресуют дразнилки даже статуям в садах или на площадях. Как правило, дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом», — писал Виноградов в 1986 году.
Поддевка, по определению учёного, — это искусственный диалог, в котором один из собеседников может, что называется, поймать другого на слове (Например: «Скажи: двести. — Двести. — Сиди, дурак, на месте»), либо естественный диалог, в котором человека могут подловить на слове совершенно неожиданно. «Поддевки отличаются краткостью и чёткостью», — отмечал фольклорист.
Почему дети дразнят друг друга?
Коллега Виноградова, фольклорист и педагог Михаил Мельников, писал, что дразнилки особенно популярны среди дошкольников и учеников начальной школы. После 12 лет дети редко употребляют их.
Дети действительно часто друг друга поддразнивают или обзывают, говорит Мария Зеленова. Это не в последнюю очередь связано с тем, что дошкольники и ученики начальных классов воспринимают сверстников как партнеров по игре. Дразня, они провоцируют и проверяют друг друга, ждут реакции.
«Это смешно, пока смешно всем участникам. Приемлемо до тех пор, пока силы равны. Когда же это становится систематическим, то мы говорим об открытом конфликте. Массовым — о травле», — объясняет Зеленова. Подробно об отличиях конфликта от травли психологи программы «Травли Net» при поддержке телеканала Cartoon Network рассказали в инструкции для родителей.
Условно, если Петю дразнит Вася — это одно, но если к Васе присоединились другие ребята, и кроме цитирования дразнилок, они критикуют, оскорбляют Петю и дают ему неприятные прозвища, то речь идёт уже о вербальном буллинге, говорит психолог. Если дразнящему объясняют, что такое говорить нехорошо, Пете слушать это неприятно и детей, которые бы поддержали нападки, нет, то и в буллинг такая вербальная агрессия не перерастает.
Что делать, если ребёнка дразнят?
По словам Марии Зеленовой, ребёнка изначально нужно научить говорить о своих чувствах. «Очень часто дети стесняются показать, что их задело то, что о них говорят. Но здоровая обратная связь подразумевает умение чётко и ясно, спокойно и уверенно сказать: „хватит“, „мне неприятно“, „прекрати“, „это не смешно“», — говорит психолог. Если обидчик не прекращает провокации, то важно обратиться за помощью к учителю и объяснить, что ребёнок говорил, что ему неприятно, но его не слышат. Кроме того, родителям стоит максимально корректно обсудить ситуацию с родителями дразнящего, и помочь вместе наладить общение детей на взаимоуважительных началах.
«Ребёнку важно понимать, что игнорировать обидное нельзя, и ему нужно об этом говорить. Изменить отношение к происходящему можно, если помнить, что дразнящий в первую очередь говорит о себе — своей агрессии, своих обидах, своем неумении общаться», — говорит психолог.
Ещё один вариант разрешения ситуации — поделиться с ребёнком свои опытом. Едва ли найдётся человек, которого ни разу не дразнили в детстве, или он сам не дразнил сверстников.
«Собственный пример родителя поможет в том случае, если он уверенно выражает свои чувства, как положительные, так и негативные. Не стесняется, не паникует и не впадает в ярость, когда что-то идёт не так. Тогда у ребёнка складывается образ гармоничного взрослого, в ладу с собой и со своими ощущениями», — говорит Мария Зеленова.
Однако, добавляет она, позитивный пример совсем не обязательно сможет решить проблему ребёнка. Что помогало родителю, когда он был маленьким, или на что он не обращал внимание, может совсем иначе восприниматься другим человеком. Его опыт и ощущения важно всё же разделять со своей реакцией, пусть и на похожую ситуацию.
Если ребёнок относится к себе и к другим с юмором, это помогает ему не реагировать чересчур болезненно на многие неприятные ситуации в жизни. «Поэтому чувство юмора (но не обесценивание!), взращиваемое с детства в семье, позволяет ребёнку ощущать бóльшую свободу самовыражения и учит относиться легче к своим достоинствам и недостаткам», — резюмирует Зеленова.
Ребенок в очках, как не комплексовать: психолог дает советы
Очень часто случается так, что дети подвергаются унижению со стороны коллектива, в котором они находятся. Нападки со стороны других детей бывают, как в школьном, так и в дошкольном учреждениях. Такое отношение к ребенку может быть вызвано тем, что ребенок плохо видит и ему приходится носить очки.
Когда происходит моральное давление коллектива на психику ребенка, как правило, это приводит к тому, что он становится замкнутым, с множеством комплексов, которые невозможно искоренить в течение долгих лет.
Возможно ли сделать так, чтобы детей, которые носят очки, не считали изгоями, не обижали, чтобы в коллективе они не считались «белыми воронами», и какие действия необходимо предпринять, если нападки на него уже начались?
Дети очкарики: детский садик
Малыша, у которого плохое зрение, лучше отдать в дошкольное учреждение со специальным уклоном. Такое решение родителей, во-первых, поможет ребенку улучшить зрение, во-вторых, рядом с ним детки будут с такими же проблемами со здоровьем и это не будет выделять его среди других. Плюс таких учреждений в том, что там с ребенком занимаются квалифицированные воспитатели, а также доктора, которые предоставят помощь в решении данной ситуации.
Однако, если ребенок пошел в неспециализированный детский садик, то родителям необходимо провести беседу с педагогами, которые будут находиться с ним. Таким образом, когда ребенка захотят обозвать «очкариком», воспитатель объяснит, что так вести себя по отношению к другим нельзя. Как правило, педагог создает благоприятную атмосферу между детьми. Если воспитатель к этой ситуации отнесется серьезно, и все нападки обидчиков будут вовремя останавливаться, тогда ребенок будет чувствовать себя в безопасности.
Дети очкарики: школа
В школе, также как и в садике, родителям необходимо провести беседу с учителями, которые будут проводить больше времени в классе. Педагогам стоит выделить какое-то время для младших и средних классов, чтобы провести специальный урок на тему о неблагоприятных внешних факторов, имеющих плохое влияние на глаза, а также о детях, которым прописаны очки, и что в этом нет ничего зазорного. Все, кто носят очки, абсолютно нормальные. Ведь множество людей страдают от различных болезней. Кто-то жалуется на боли в голове, а кто-то страдает от желудочной или глазной боли. А человек, который в данный момент осмеивает того, кто в очках, не застрахован от болезней, как и его близкие люди. И ему бы не было приятно, если бы над ним или над его родственниками кто-либо шутил.
Взрослые люди также должны с пониманием относиться к детям в очках. Ведь ребенок очень чутко воспринимает реакцию взрослого по отношению к чему-либо. И лишь то, что учитель и родители — это пример для ребенка, должно подвигнуть к адекватному отношению к нему со стороны взрослых.
Отношение к обычным детям, и к детям в очках должно быть одинаково. Такой малыш должен воспринимать себя, как вполне обычного ребенка. И тот факт, что зрение у него чуть хуже, чем у других детей, ни в коем случае не портит его. Родители должны принять такую ситуацию, как должное, не комплексовать, ведь их чадо все понимает и чувствует. А обидные высказывания в его сторону, нужно просто игнорировать, чтобы ребенок в дальнейшем научился не принимать близко к сердцу слова таких людей.
Что необходимо делать, чтобы ребенок не комплексовал?
Если ребенок не комплексует и с его самооценкой все хорошо, то ему очень легко вливаться в новый коллектив. Но, если с этим есть проблемы, то повысить самооценку можно нахваливая ребенка, поощряя его во всех его начинаниях. Здесь главное не переусердствовать. Необходимо указать ребенку на его недостатки с положительной стороны.
Пусть родители, приобретая для ребенка очки, выберут самые стильные, в которых он будет выглядеть потрясающе. Очень важно говорить ребенку приятные слова: «Какая ты у нас красивая, женихи будут табунами за тобой бегать», «Какие у тебя очки модные, ты такой симпатичный в них». Скажите, что очки — это лучшее дополнение к любому стилю.
Что же делать, если вслед кричат «Очкарик»?
Если вслед все же слышится данное слово, то обязанность родителей — сказать ребенку, что это слово не обидное, а так называют тех, кто носит очки. Ведь даже места, где продаются очки, так называют, а значит в этом нет ничего плохого.
Однако, если таким словом начали обзывать в школе, то тут должна быть другая реакция. Ведь это может войти в привычку и тогда ребенку будет сложно учиться в таком коллективе. Чтобы этого избежать, ребенок должен знать, как поставить на место своих обидчиков:
Если ребенку будет не понятно что-то из данного пункта, то лучше объяснить на примере какого-нибудь героя. Например, Гарри Поттера. Ведь он не будет обращать внимание на нападки в свою сторону, а пойдет заниматься благими делами.
Что делать, если ребенка обижают, обзывают, дразнят
От обидных обзывательств до травли в школе
Ирина Чеснова кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей
Это особенно часто случается в новом, еще только складывающемся школьном коллективе — первом или пятом классе: одни дети начинают дразнить других, обзываться. Что делать, если ребенка обижают в школе? Можно ли научить его правильно реагировать на дразнилки и обидные обзывательства? Когда нужно обращаться за помощью к учителю? Где проходит черта между ситуациями «ребенка дразнят» и «травля в школе»?
Сразу скажу главное: когда над тобой смеются — это неприятно, а иногда и очень обидно. Кто-то где-то сказал в твой адрес неудачную шутку, а остальные — ха-ха-ха, как смешно! И ты стоишь в растерянности и досаде, а что делать — не знаешь. То ли злиться, то ли заплакать, то ли полезть на обидчиков с кулаками.
Почему одни дети смеются над другими?
Представим такую ситуацию. Вот хочешь ты сесть на стул, уже вроде как приседаешь, вдруг отвлекаешься на что-то и — бах! — промахиваешься мимо сиденья и приземляешься на пол. И все вокруг как давай смеяться, аж за животы схватились. Но над тобой ли они смеются? В это сложно поверить, но, скорее всего, нет!
Они смеются над ситуацией.
Помнишь, в разных комедийных фильмах есть сцены, когда герои бегут и вдруг неуклюже падают. Или в дерево впечатываются, или через забор перелезть не могут. Нам, зрителям, смешно? Конечно, очень смешно! В жизни все точно так же: нам весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Но мы же никого не хотим своим смехом обидеть, верно?
Вот и ребята, которым так понравилось твое попадание мимо стула, скорее всего, смеются беззлобно. Но даже если кто-то из них на самом деле очень радуется твоему падению и не только смеется, но и говорит обидные для тебя слова, то, поверь, это всего лишь говорит о том, что такой человек плохо воспитан и слаб. Ведь он может привлекать к себе внимание только за счет других, пользуясь неловкостью твоего положения.
Как поступить в таком случае?
Во-первых, конечно, не принимать смех на свой счет и не обижаться. Понимаю, что это довольно сложно, но попробовать стоит. Вспомни в этот момент, что, как мы с тобой говорили, смеются не над тобой, а над ситуацией.
А во-вторых, громко и звонко захохотать вместе со всеми. Дружно можно не только играть, но и смеяться — это снимет возникшую неловкость, а в памяти останутся только положительные эмоции.
Почему одни дети дразнят других
Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».
Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.
Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!
По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.
А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.
Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».
А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.
Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?
Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.
Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.
Что же делать в таких случаях? Как реагировать?
Что делать, если тебя обзывают
Что точно не нужно делать, так это показывать, что дразнилки тебя задевают и расстраивают.
Ведь чего добиваются обидчики? Они хотят тебя смутить, превратить в робкий и беспомощный комочек с глазками. И если ты дашь им понять, что их стрелы попали в цель, они добились своего. Увидели твое отчаяние. Поняли, что именно так с тобой и нужно обращаться. И будут продолжать дразнить, не сомневайся.
Не играй в их игру, не следуй их правилам! Верни тем, кто стреляет в тебя, их стрелы. Как это сделать?
Сохраняй спокойствие и невозмутимый вид. Ты имеешь полное право не мириться с обидными прозвищами и твердо, глядя в глаза, сказать, что тебе не нравится, когда тебя так называют.
Если других ребят твой протест только раззадоривает, и они с еще большим упоением продолжают обзываться — смени тактику. Покажи всем, кто смеется, что их неудачные шутки совсем никак тебя не трогают. Бьют мимо цели.
Разворачивайся и, пожав плечами, спокойно уходи — из этого места или из этой компании. С тобой могут общаться только те люди, которые тебя действительно уважают и не хотят сделать тебе больно.
Не бойся оказаться в одиночестве. Через некоторое время с твоим обидчиком останутся только такие же вредины, как и он caм. А рядом с тобой появятся настоящие друзья, которые никогда не будут над тобой смеяться.
Покажи, что тебе не только не обидно, но еще и забавно или удивительно слышать то, что о тебе говорят.
«У тебя такая смешная шапка, ха-ха-ха!» — (не моргнув глазом) «Это самая крутая шапка на свете!»
«Толстый, жирный, поезд пассажирный!» — «Хорошего человека должно быть много».
А в некоторых случаях помогут и просто фразы-отговорки: «Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся», «Кто обзывается, тот сам так называется».
Мой тебе совет: живи с поднятой головой, относись к себе с уважением и юмором. И окружающие обязательно это заметят и еще десять раз подумают, имеет ли смысл тебя задевать.
Травля в школе
Однако! Ты можешь оказаться в ситуациях посложнее и посерьезнее, чем смех товарищей. Я говорю о тех случаях, когда дети, с которыми ты общаешься, проявляют самую настоящую жестокость — например, все вместе ополчаются на кого-то одного. Начинают его зло дразнить, швырять, прятать и портить вещи, сильно толкать, даже бить.
Если случилось так, что нападают на тебя, не молчи и не терпи издевательства! Смело обращайся к помощи взрослых-учителей и родителей. Пусть тебя не пугает, что ты прослывешь ябедой. В таких ситуациях без помощи взрослых не справиться! Твои родители обязаны тебя защитить! Они найдут способ воздействовать на обидчиков — пойдут к директору, выступят на родительском собрании. А учитель будет следить, чтобы все дети вели себя по отношению друг к другу честно.
Статья предоставлена издательством «Аванта»
Рекомендации «Как действовать, если ребенка дразнят»
Евгения Лежнива
Рекомендации «Как действовать, если ребенка дразнят»
Как Победить пересмешников
Что вы можете сделать?
1. Если особенности внешности или поведения можно изменить, это надо сделать. Слишком полному ребенку можно побороть этот недостаток, пересмотрев его питание, а при необходимости – обратиться к врачу. Ребенка дразнят «неряхой»? Тут уж прямая обязанность родителей лучше следить за его внешним видом. Если речь идет об особенностях поведения, то нужно подумать, как помочь ребенку стать более инициативным, общительным, активным. Подумайте о причинах дразнилок и помогите исправить ситуацию.
2. Изменить точку зрения. Когда речь идет не о недостатке, а об особенностях (цвете волос, длине носа, веснушках, очках, то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток» достоинством. Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко. Если ребенок носит очки, обязательно отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера. У малыша, которого дразнят по национальному признаку, нужно формировать гордость по отношению к родной национальности. Если он уверенно и пылко броситься защищать не столько себя, сколько свой народ, обидчики быстро успокоятся.
3. Научить воспринимать реальность. Бывают ситуации, когда ничего изменить нельзя. Тогда надо примирить ребенка с тем, что внешность у него особенная. Это непросто, но именно в этом выход. Тогда «уколы» дразнящихся не будут задевать его сильно. Да и другие дети, увидев, что их озорство не вызывает обиды или слез, перестанут докучать. Зденек Матейчек, чешский психолог, пишет «Наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».
4. Сформировать адекватную самооценку! Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или заниженная, а именно этими особенностями отличаются дети – «жертвы». Беседа о самооценке ребенка – это слишком объемная тема, чтобы уместить ее в короткую рекомендацию. Но слишком низкую самооценку надо повышать, вселяя в ребенка уверенность в своих силах и возможностях. А слишком завышенную – снижать адекватной. Тогда ребенок обретет способность понимать реальный уровень своих возможностей и требований, которые он может выдвинуть другим.
ПУСТЬ РЕАГИРУЕТ!
Именно вы можете научить ребенка реагировать на обзывания эффективно, т. е. так, чтобы дразнилки не закрепились:
• Игнорирование. Ребенка обзывают, а он делает вид, что не слышит. Однако надо иметь крепкие нервы, чтобы потом не «взорваться»;
• Реагирование необычным способом. Например, если ребенка дразнят «Черепаха!»,можно ответить одним из вариантов: «Черепаха? Вообще-то меня зовут Ваня, а черепаху можем поискать вместе», или «Приятно познакомиться, Черепаха. А меня Ваней зовут»;
• Поговорить. Пусть ребенок скажет другому: «Почему ты хочешь меня обидеть?». Но этот способ лучше срабатывает в более старшем возрасте;
Если ребенок смело вступает в «бой» с помощью отговорок, дразнилки в отношении его не закрепляются. И вообще стоит ориентировать ребенка на активную реакцию. Необязательно грубую, но активную. Только в этом случае обидчики поймут, что выбрали не ту «жертву». Возможно, они предпримут несколько попыток, но если он выстоит, то отстоит свое место в группе. И желание убежать подальше от обидчиков тоже исчезнет!
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Рекомендации педагогам «Если ребенок кусается» Это происходит, когда ребенок: • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или.
Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе «Умение действовать в команде» Цел: Учить детей действовать в команде. Задачи. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен; повторить упражнения ведения мяча;.
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка петь» Вам, родители! Обучать ребёнка пению лучше всего путём использования своего собственного голоса. Помните, что объём детского голоса не велик.
Рекомендации для родителей детей раннего возраста «Как правильно одеть ребенка в осенний период» Как правильно одеть ребенка в осенний период! Осенью погода может быть очень неустойчивой и меняться довольно быстро. Сегодня вполне тепло,.
Рекомендации для родителей, если их ребёнок имеет проблемы в общении с детьми В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но.
Рекомендации для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста» Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать,.
Рекомендации для родителей «Как одеть ребенка на прогулку осенью?» Ах, Осень – капризный ребенок, Ресницами иней на ветках. От солнца рыдает спросонок, Улыбками радует редко. Н. Самоний. Каждый из нас.