если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Почему малыш не говорит в 3 года?

Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.

К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система.

В 3 года ребенок должен уметь:

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.

Есть причины для беспокойства, если:

Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.

Выделяют проблемы речи у детей:

В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.

Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:

Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом, травмы и осложнения после болезней. Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.

Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.

Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики, массаж, гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.

Каковы причины отказа от лечения?

Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:

В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.

В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.

Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.

Источник

Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Дата публикации: 31.05.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Такое иногда случается: ребёнок растёт и, вроде бы, нормально развивается, но никак не начинает говорить. Чем больше проходит времени, тем больше нарастает беспокойство родителей, пока они, наконец, не приходят в расстроенных чувствах к врачу с вопросом: «Почему ребёнку уже 3 года, а он до сих пор не говорит»?

Тут очень важно определиться с тем, что именно подразумевается под «не говорит«. Не издаёт вообще никаких звуков или не произносит связных слов? Просто бубнит что-то нечленораздельное себе под нос, говорит очень невнятно или не понимает слов? Или, быть может, не реагирует, когда к нему обращаются? Всё это довольно разные вещи в этом контексте, поэтому сперва нужно разобраться с симптомами, и тогда уже искать причину.

А причины могут быть различными. Так, в первую очередь проверяется слух малыша. Если он демонстрирует нормальную реакцию на звуки, то можно заподозрить также и болезнь мозга, как причину речевого расстройства ребёнка. В целом, современная наука логопедия определяет две основных группы факторов, влияющих на отставание в развитии речи ребёнка.

1. Недостатки сенсомоторной базы, проблемы неврологического характера. Нарушения моторики, фонематического восприятия, возможностей зрительного восприятия окружающего мира, неврологические заболевания. В таких случаях требуется серьёзная помощь и регулярные занятия со специалистом.

2. Плохие социальные условия, ошибки воспитания. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека могут стать причиной отставания в развитии речи в сравнении со сверстниками ребёнка. И в том и в другом случае у ребёнка просто отсутствует мотивация к развитию умения речевой коммуникации. Нередко также на ситуацию влияют и личностные качества самого ребёнка: склонность к истерическим реакциям, либо к упрямству, к своевольному поведению, бунтарским выходкам. Обычно такого рода факторы быстро устраняются при правильном подходе и речевые навыки ребёнка корректируются, подтягиваются на должный уровень.

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Очень важно, чтобы родители осознавали необходимость своевременного обращения к специалисту. Если ребёнок не говорит в три, четыре года, наверстать упущенное будет уже несколько сложнее, так что лучше не затягивать. Несформированная вовремя речь может привести к весьма нежелательным последствиям, когда недостатки развития речи уже не могут быть исправлены самостоятельно, без помощи логопеда.

К тому же, несформировавшаяся вовремя речь может стать причиной замкнутости ребёнка, отчуждённости и нежеланию идти на контакт. Ему сложнее социализироваться в начальных классах школы, а уж с предметами (особенно с языками) выходит полный завал.

Например, начинают жадно ловить каждое осмысленное слово со стороны ребёнка и набрасываются на него с требованиями немедленно повторить его и закрепить успех. Намерения, несомненно, благие, да вот результаты такого подхода обычно плачевные.

Они сидят возле ребёнка подолгу, говоря ему какие-нибудь простые слова и требуя повторить их вслух. Ребёнок упирается, отворачивается, ему не нравятся эти требования. Иногда ему случается произнести какое-то слово самостоятельно, но потом он уже не повторяет его вновь. Всё это говорит о сформировавшемся негативном отношении к процессу воспроизведения собственной речи.

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Что делать, если ребенок не говорит

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Источник

Почему ребенок не говорит в 3 года

Многие родители очень хотят, чтобы их ребенок стал более спокойным и молчаливым. Ведь любознательный малыш все время чем-то интересуется или о чем-то повествует. Однако есть и другая категория родителей, которые мечтают о том, чтобы их ребенок произнес хотя бы слово, но малыш упорно сопротивляется.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Педиатры утверждают, что родители и близкие люди должны понимать речь трехлетнего малыша. Однако это не совсем верное утверждение. Куда важнее оценивать не саму речь, а ее динамику.

Например, если Ваш ребенок и в три года говорит десять слов, и в четыре года, то Вам следует задуматься и начать заниматься этим вопросом.

Если же Ваш трехлетний малыш владеет малым количеством слов, а в четыре года его словарный запас превышает 2030 слов, то не нужно переживать, ведь Вы наблюдаете тенденцию в лучшую сторону.

Если Вы заметили проблемы с речью у ребенка, сходите к детскому психотерапевту или психологу.

Особенности развития речи

Для быстрого и правильного развития речевого аппарата у ребенка, с ним следует много разговаривать . Начинать общение с малышом можно с внутриутробного периода, ведь разговор мамы и ее будущего ребенка оказывает лишь положительное влияние на обоих. Тем более на 7 9 месяце беременности плод отлично чувствует звуковые колебания.

Не прекращайте разговаривать с ребенком и после его рождения. Общение между мамой и ее малышом должно быть непрерывным. Даже если он ничего не понимает и не улыбается Вам в ответ, малыш все равно слышит Вашу речь.

Также помните, что полугодовалым детям необходимо наблюдать за артикуляционным аппаратом родителей, ведь именно в этот период времени кроха начинает замечать связь между звуками и движением губ. Малыш и сам начинает подражать маме или папе.

Если родители имеют должное терпение и регулярно занимаются с ребенком, малыш осваивает речь довольно быстро. Если же к этому добавлять еще ежедневное повторение слов, создавая образы, то словарный запас увеличится еще быстрее.

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Каждый родитель должен знать, что если с малышом не заниматься и не развивать его речь, то он никогда не заговорит самостоятельно. Но также стоит помнить, что сроки начала внятного говорения очень индивидуальны. Одни дети уверенно произносят слова в годовалом возрасте, когда другие еле-еле составляют слоги в три года.

Существуют определенные возрастные показатели, по которым можно увидеть задержку речевого развития:

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Причины молчания

В современном мире большинство детей начинают говорить гораздо позже. Но об этом знают далеко не все родители, поэтому они незамедлительно начинают искать причины в малыше.

Причины задержки речи могут быть социальными и биологическими.

Социальные причины возможно устранить самостоятельно, при обнаружении биологических причин следует обратиться к врачу.

Социальные

Напряженные семейные взаимоотношения. Речевой аппарат не развит у детей, у которых родители мало общаются как между собой, так и со своим «молчуном». Чтобы устранить проблему, нужно пересмотреть отношения в семье, особенно между мамой и папой. Как правило, при добавлении в речь различных описаний, действий, эмоций, малыш начинает повторять за взрослыми и говорить.

Частые простудные заболевания у ребенка. Если малыш много болеет и изолируется от остальных детей, в его речи будут заметны нарушения. Родители такого ребенка должны позволить ему изучать окружающую среду и людей вокруг, чтобы речь как можно скорее восстановилась.

Грубое обращение с ребенком. Если дома происходят постоянные физические или психологические насилия, то будет страдать не только речь, но и все состояние здоровья малыша в целом.

Педагогическая запущенность. Многие родители ошибочно полагают, что их ребенок умен и способен ко всему с рождения и что для развития навыков не нужно прилагать усилия. Но это не так. Другие мамы и папы перекладывают ответственность на педагогов в детском садике и учителей в школе. Они забывают, что именно семья закладывает способности у ребенка.

Большое количество изучения языков. Зачастую из-за стремления выучить несколько иностранных языков, родитель забывает уделять должное внимание русской грамоте и речи.

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Эмоциональный стресс. Причиной отсутствия речевых данных у малыша может послужить событие, которое вызвало у ребенка негативные эмоции, страхи, эмоциональные расстройства . В данном случае стоит обратиться за помощью к психологу или логопеду.

Чрезмерный контроль. Родители часто забывают о том, что в ребенке нужно развивать самостоятельность. Мамочки, пытаясь оградить ребенка от негатива, делают ему только хуже. Ведь из-за гиперопеки может быть замедление общего развития, и, в частности, речи.

Загруженная информационная среда. Если вокруг малыша слишком много информации, например, компьютер, телевизор, радио, телефон, он очень быстро замыкается и устраняется от мира вокруг.

Биологические

Наследственность. Как правило, дети произносят первые слова в таком же возрасте, как и их родители. Если мама или папа начали говорить поздно, то малыш тоже будет немного отставать в развитии. Не стоит волноваться по этому поводу, ведь это не патология, а всего лишь наследственный фактор.

Тугоухость. В современном мире большое количество детей рождается с нарушением слуха или слухового аппарата. Таким малышам нужно более внимательное отношение, чтобы улучшить развитие речевых способностей.

Последствия болезней. Проблемы с речью могут быть вследствие перенесенного заболевания или врожденной травмы.

если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Смотреть картинку если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Картинка про если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться. Фото если ребенок не говорит в 3 года что делать и к кому обратиться

Когда стоит начать беспокоиться?

Многие врачи считают, что в 3 года ребенок должен начать говорить, даже если его речь не очень понятна окружающим людям. Если же Ваш малыш упорно молчит, то Вам следует обратиться за помощью к специалисту.

Рекомендации от врача

Комментируйте вслух как свои действия, так и каждое движение малыша. Объясняйте ему явления природы, рассказывайте об интересных вещах, делитесь своими эмоциями, поясняйте функции предметов. Даже если Ваш ребенок еще не разговаривает, его пассивный словарь будет расширяться.

Обязательно следите за своей речью, ведь именно она является эталоном для малыша на ранних этапах развития. Не позволяйте себе говорить грубо и старайтесь произносить слова правильно.

Как можно чаще проводите время с ребенком, читая детскую литературу. Просите малыша повторять слова и строчки из произведений, заучивайте с ним небольшие стихотворения.

Старайтесь не оставлять ребенка с телевизором, планшетом или телефоном, смотрите мультики, познавательные программы или играйте в занимательные игры вместе, доступно объясняя действия героев или правила игры.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Ваш ребенок уникален!

Развивайте в малыше творческие способности . Подарите ему мозаику, научите его строить домики, раскрашивать картинки или же просто раскладывать крупы по блюдцам, ведь такие действия стимулируют не только работу мелкой моторики рук, но и речевые зоны мозга.

Не спешите бежать на помощь к малышу и выполнять его молчаливые просьбы. Пусть он постарается выразить свои эмоции, желания или действия самостоятельно.

Никогда не смейтесь над ребенком. Наоборот, пытайтесь мотивировать малыша различными способами.

Гуляйте с «молчуном» на детской площадке, организовывайте вокруг малыша «говорящую» среду.

Учите скороговорки и сочиняйте истории, рассказы со своим ребенком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *