если ребенок не может проглотить капсулу что делать

Искусство дать ребенку лекарство

Как же трудно дать малышу лекарство! К каким ухищрениям только не приходится прибегать, лишь бы ребенок выпил таблетку или ложку горькой микстуры! Чтобы обычная лечебная процедура не превратилась в настоящее сражение, воспользуйтесь нашими советами.

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делатьЗа исключением хорошо знакомых, ранее применявшихся лекарств никаких других без разрешения врача давать ребенку нельзя, потому что они могут оказаться либо бесполезными, либо вредными при данной болезни, а так же потому, что «похожие болезни» часто лечатся по-разному.

Все лекарства давайте ребенку в размельченном и разведенном виде и почти все – в определенное время: до, во время или после еды. Соблюдайте эти правила!

Фармацевтическая промышленность выпускает препараты в жидком виде или в гранулированном состоянии во флаконах с отметкой, указывающей уровень, до которого необходимо влить и получить жидкую лекарственную форму для ребенка.

Ряд лекарственных средств для детей выпускают в форме суспензий и сиропов, имеющих приятный вкус и запах, что так же облегчает введение их через рот больным грудного, раннего и дошкольного возраста.

Прежде чем дать микстуру или таблетку, обязательно пробуйте лекарство сами и никогда не обманывайте ребенка. Если вы только что расписывали его чудесный вкус, оказавшийся на поверку хуже горькой редьки, рискуете надолго потерять доверие малыша.

Таблетка очень горькая?

Непосредственно перед приемом смешайте полученный порошок с чем-нибудь сладким и густым, например, конфитюром, вареньем или медом. Не разделяйте одну дозу на 2-3 ложки. Дайте все сразу, иначе ребенок после первой ложки может отказаться от последующей. Приготовив «сладкую пилюлю», еще раз сами попробуйте ее. Если вам не удалось замаскировать вкус лекарства, есть опасность, что ребенок раз и навсегда приобретет стойкое отвращение не только к таблеткам, но и к варенью. Никогда не смешивайте лекарство с теми продуктами, которые малыш должен есть постоянно.

Не следует грудному ребенку давать лекарства через соску, ибо можно у него выработать резко негативную условно рефлекторную реакцию на этот предмет и в дальнейшем не удастся использовать ее для смешанного или искусственного вскармливания его.

Психологи советуют: во время приема лекарства посадите рядом с ним куклу или любимую мягкую игрушку и давайте им таблетки наравне с крохой. За компанию любое дело спорится.

Если малыш не страдает аллергией, воспользуйтесь таким старым проверенным способом. Спрячьте лекарство в шоколадной конфете с начинкой из повидла. Аккуратно ножом срежьте с конфетки верх, насыпьте туда истолченную в порошок таблетку и перемешайте с начинкой.

Эффективность лечебного действия многих лекарственных средств, вводимых через рот, зависит от того, насколько правильно выбрано время приема препарата в зависимости от приема пищи: до, во время или после еды. Строго следуйте рекомендациям педиатра по приему лекарственного средства!

Важно выработать положительные психоэмоциональные реакции больного малыша на процесс введения препаратов. Никогда не предваряйте прием лекарства долгими разговорами и уговорами – дети очень чутки и, поняв, что вы сочувствуете им, превратят простую процедуру в казнь для себя и для вас тоже.

Никогда не давайте лекарство силой, особенно если малыш в этот момент плачет. Он может поперхнуться, захлебнуться.

Лучше приготовьтесь подробно, но доступно ответить на вопросы сына или дочки, для чего нужно принимать таблетки и микстуры, зачем выполнять назначенные врачом процедуры. Дети любят, когда им все подробно объясняют. Разъяснение можно превратить в сказку, где главная героиня Таблетка героически сражается против полчищ зловредных микробов, которые напали на организм малыша.

Введение лекарственных средств через прямую кишку имеет следующие преимущества:

— их можно вводить при любом психическом состоянии больного, ребенок не проявляет негативных стресс-реакций при введении препаратов, имеющих неприятный запах или вкус, раздражающих слизистую оболочку рта и пищевода, фармакологические вещества не подвергаются разрушительному действию пищеварительных соков желудка и тонкой кишки;

— употребление препаратов не зависит от времени приема пищи и ее характера;

— отсутствуют такие побочные реакции, обусловленные приемом лекарств, как тошнота, рвота, анорексия и другие симптомы диспепсии;

— лекарственные средства быстро всасываются через слизистую оболочку прямой кишки из-за ее выраженной складчатости и обильного кровоснабжения и в значительном количестве проникают в кровь, минуя систему воротной вены.

К недостаткам данного способа введения следует отнести невозможность его применения при поносах у детей, необходимость проведения подготовительных мероприятий (постановка очистительной клизмы, подогрев вводимого препарата и др.), негативную психоэмоциональную реакцию на такой способ.

Для введения лекарств через прямую кишку используют резиновые баллоны с мягким наконечником.

Интраректально в виде свечей (суппозиториев) вводят твердые формы препаратов, которые, под воздействием температуры тела в прямой кишке расплавляются или растворяются.

Перед введением препарата внутрь мама должна быть предельно внимательной, тщательно контролировать свои действия. Недопустимо использовать препараты с истекшим сроком годности. А также те, которые неправильно хранились, имеют признаки порчи, находятся в упаковке со стертой надписью. Если введенное лекарство вызвало у больного малыша какие-либо побочные реакции, необходимо сразу же сообщить врачу и решить вопрос о возможности дальнейшего его применения.

Ни в коем случае не позволяйте детям играть с лекарствами, даже с витаминами – это опасно. Все таблетки и микстуры – только из рук взрослых.

Источник

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом глотать таблетки или капсулы?

У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма.

Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом.

Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее.

Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3. Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний. Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте.

Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре. После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение. Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства.

Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки.

Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно. Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил.

Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать.

Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки.

Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания. Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше. Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным.

Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки.

Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение.

Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре.

Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти.

Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу. Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку».

С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение.

Кроме того, вы можете использовать видеомоделирование, то есть записать на видео то действие, которое ребенок должен научиться повторять. (Также смотрите: «Как использовать видео для помощи детям с аутизмом»).

Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре.

Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге. Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину. И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех.

Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств. Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время.

Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства. Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Как дать ребенку лекарство: правила и лайфхаки

Время чтения: 5 мин.

Ребенок не может проглотить таблетку или капсулу целиком, у препарата нет нужной дозировки и/или формы выпуска, у ребенка стоит «питательная» трубка для кормления и введения препаратов — как дать ему лекарство? Как сделать все грамотно, а главное — безопасно? Об этом рассказывает Наталья Савва, кандидат медицинских наук, доцент, директор по научно-методической работе благотворительного фонда «Детский паллиатив».

Введение препарата не по инструкции к нему называется офф-лэйбл. Это любое разделение таблетки на части, ее дробление, растворение, нестандартное использование раствора из ампулы. Эффективность препаратов, введенных офф-лэйбл, может снижаться, а побочные эффекты — отличаться от описанных в инструкции. Но врачи часто обращаются к таким методикам, причем не только в России, но и во всем мире.

Сейчас есть много приспособлений, чтобы делить таблетки на части и молоть их в порошок. Они легкие, маленькие, их удобно носить с собой, купить их можно в аптеке или в интернете. Есть три основных вида таких приспособлений:

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

В продаже можно найти изделия «2 в 1» (для деления и перемалывания таблеток) и «3 в 1» (органайзер для хранения таблеток с устройством для деления и перемалывания).

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Смотреть картинку если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Картинка про если ребенок не может проглотить капсулу что делать. Фото если ребенок не может проглотить капсулу что делать

Таблетку легко разделить на четыре части с помощью вышеупомянутых устройств или даже тонкого острого ножа. Разделить таблетку на более мелкие части сложно, особенно если она маленькая или содержит большую дозу лекарства, а ребенку нужна очень маленькая доза. Содержимое капсулы (порошок или гранулы) тоже сложно разделить на равные части.

Если возникла такая ситуация, попросите участкового педиатра выписать рецепт в аптеку: там из таблеток и капсул могут сделать порошок: а также изготовить из таблеток жидкую форму препарата (не из всех таблеток).

Есть специальные аптеки для экстратемпорального приготовления (когда лекарство готовят в аптеке по рецепту врача для конкретного человека) и ограниченное количество аптек, которые работают с сильнодействующими наркотическими и психотропными препаратами. Если врач согласовал и есть возможность купить в аптеке готовую жидкую форму (для парентерального введения лекарства), используйте раствор из ампулы (набирайте маленьким или инсулиновым шприцем).

Если нужно разделить таблетку более, чем на четыре части, а возможности изменить форму препарата нет, измельчите часть таблетки в порошок, засыпьте его в инсулиновый шприц без иглы и отдозируйте нужную часть. То же самое можно делать с содержимым капсулы. Если инсулинового шприца нет, высыпьте измельченную таблетку или содержимое капсулы на лист бумаги в клеточку, равномерно распределите порошок/гранулы на 2-6 клеточек и возьмите нужную часть.

Всегда консультируйтесь с врачом

Пластыри для чрезкожного (трансдермального) введения лекарств делятся на те, которые нельзя делить категорически (резервуарного типа) и те, которые нежелательно делить и разрезать (матричные).

Пластырь с фентанилом резервуарного типа делить категорически запрещено. В нем содержится прозрачный гель с опиоидом, который проникает в кожу через специальную полупроницаемую мембрану. Если ее повредить, всасывание лекарства невозможно будет контролировать, и быстрое всасывание приведет к серьезной передозировке лекарства и тяжелым побочным эффектам.

Матричные пластыри (обезболивающие, от слюнотечения) заказывайте в нужной дозировке, чтобы их не пришлось делить. В крайнем случае, если ситуация безвыходная, вы можете разделить матричный пластырь на части, но сначала проконсультируйтесь с лечащим врачом, потому что от деления ожидаемый эффект может измениться.

Пластырь для чрезкожного введения препарата наклеивайте на плоскую поверхность! На коже туловища или плеча не должно быть повреждений, волос. Перед наклеиванием пластыря, если необходимо, удалите волосы, кожу промойте чистой водой (не используйте средства, раздражающие кожу) и хорошо просушите место аппликации.

Пластырь для чрезкожного введения продают в специальной термоупаковке: его нужно наклеить на кожу сразу после извлечения, иначе его эффективность снизится. Чтобы наклеить пластырь, снимите с него защитную пленку, а затем плотно прижмите его к месту аппликации на 30 секунд. Убедитесь, что пластырь плотно прилегает к коже, особенно по краям. Если ребенок потеет и пластырь с лекарством отклеивается сразу или при носке, заклейте его сверху обычным фиксирующим пластырем.

Трансдермальный пластырь защищен водонепроницаемой пленкой, поэтому с ним можно ходить в душ (но ненадолго). Пластырь нужно носить непрерывно в течение прописанного врачом времени (например, 72 часа), после его меняют на новый. Новый трансдермальный пластырь всегда накладывайте на другой участок кожи, не затрагивая место предыдущей аппликации. На то же место аппликации пластырь можно наклеивать повторно не раньше чем через 5-7 дней.

Если неправильно вводить препарат, трубка может забиться. Чтобы этого не случилось, соблюдайте некоторые правила:

Нельзя измельчать и вводить в желудок или тощую кишку препараты в оболочке, пролонгированного действия, для буккального или сублингвального введения.

На сайте Благотворительного фонда «Детский паллиатив» в разделе «Библиотека» есть «Формуляр лекарственных средств в паллиативной педиатрии», где указаны особенности разведения и введения некоторых препаратов.

Создано с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

Больная тема: Часть II

Поделиться:

Мы продолжаем цикл статей, посвящённых различным группам лекарственных препаратов. В предыдущем материале [ссылка] мы изучили сам механизм возникновения и передачи болевых импульсов, а также досконально разобрали принцип работы самых распространённых обезболивающих лекарств – ингибиторов циклооксигеназы. В новой статье речь пойдёт о том, как эти препараты усваиваются в организме человека, проходя долгий путь от блистера в упаковке до «больного места». Также мы затронем важный вопрос правил приёма таких лекарств. От соблюдения этих основных принципов зависит не только эффективность препаратов, но и интенсивность побочных эффектов. Обязательно сохраните эту статью в закладках и поделитесь нашей «шпаргалкой пациента» с друзьями и родственниками.

Важное предупреждение: все описываемые в статье особенности лекарств имеют общий характер и относятся к целым группам препаратов. То, как подействует конкретное лекарство именно на ваш организм, зависит от целого ряда факторов. Во-первых, у разных препаратов в рамках одной группы лекарственных средств могут существенно различаться и фармакодинамика («как работает») и фармакокинетика («как усваивается»). Всё потому, что действующие вещества в этих лекарствах разные. Во-вторых, даже у одного и того же препарата фармакокинетика может быть разной в зависимости от лекарственной формы (например, таблетки или сироп). И третье – это индивидуальные особенности организма. Биохимия человеческого тела – это невероятно сложный комплекс процессов, «настройки» которого могут отличаться в зависимости от возраста, пола, перенесённых ранее болезней, режима питания и даже времени цикла у женщин. Поэтому не стоит принимать лекарства только на основе прочитанного в интернете и без какого-либо контроля врача. Это может быть не только неэффективным, но и опасным занятием.

Ингибиторы циклооксигеназы (ЦОГ) – фармакокинетика

Для того, чтобы лекарство подействовало, его нужно доставить к «месту работы». Большинство ингибиторов ЦОГ выпускаются в пероральной лекарственной форме (предназначенной для употребления через рот). Это очень удобно – проглотил таблетку, капсулу или ложку сиропа и сиди себе, жди эффекта. Никаких страшных игл и болезненных уколов.

Но, в отличие от прямого введения в кровь, путь препарата через желудочно-кишечный тракт труден и тернист. Часть его полезной массы попросту теряется по пути под воздействием целого ряда факторов. Поэтому биодоступность препарата в форме таблетки значительно ниже, чем в форме раствора для уколов. Биодоступность – это процент молекул препарата, достигших цели.

Сначала лекарство попадает в желудок и встречается здесь с серьёзным препятствием на пути к цели. Желудочный сок – это раствор соляной кислоты с добавлением агрессивного фермента пепсина (расщепляет белки пищи) и других кислотных соединений. В такой среде многие лекарственные препараты разрушаются, не достигая кишечника. Конечно, есть и исключения – например, некоторые лекарственные соединения, которые сами являются кислотами. Среди ингибиторов ЦОГ это ацетилсалициловая кислота (аспирин), она всасывается непосредственно из желудка. Для того, чтобы защитить активное вещество лекарства от агрессивной среды желудка, производители придумали таблетки с кишечнорастворимой оболочкой и капсулы. Они выполняют роль «скафандра», в котором препараты пробираются сквозь враждебную среду желудка и попадают в тонкий кишечник. Там защитная оболочка растворяется, и начинается всасывание.

Именно поэтому не нужно разжёвывать таблетки, если в инструкции препарата написано «Не разжёвывать», или вскрывать капсулы с лекарством, чтобы было удобней глотать. Это не прихоть производителя, а необходимое условие эффективности препарата.

Пробыв в желудке от получаса (при приёме натощак) до полутора часов (после плотного обеда), лекарство попадает в тонкий кишечник, где остаётся надолго – примерно на четыре часа. Там оно всасывается в стенки кишечника, чтобы добраться до кровотока. Дело в том, что к тонкому кишечнику по всей его длине подходит огромное количество мелких кровеносных сосудов – капилляров. Преодолев мембрану клеток слизистой оболочки кишечника, молекулы препарата продвигаются дальше, пока не достигают стенок капилляров. Проникнув в них, вещество «ныряет» в кровоток и движется по этой «реке» до места назначения в тканях, «ухватившись» за ряд белков в составе крови. Для того, чтобы эффект от лекарства (обезболивание) стал ощутимым, необходимо достичь определённой концентрации молекул препарата в тканях. Поэтому таблетки действуют не сразу, а через некоторое время. А в случаях с хроническим воспалением требуется до нескольких дней, чтобы препарат «начал действовать» (т.е. больной заметил существенные улучшения).

Ингибиторы циклооксигеназы – как применять

Дозировка любого лекарства зависит от целого ряда факторов: действующего вещества препарата, его лекарственной формы, возраста пациента, характера его заболевания, тяжести симптомов, сопутствующих проблем со здоровьем и так далее. Поэтому невозможно дать общие рекомендации по дозированию и режиму приёма целой группы препаратов, которые были бы хоть сколько-нибудь адекватными и имели бы хоть малейшую ценность. Стандартная рекомендация – читать инструкцию по применению. Но даже и в ней может быть указано сразу несколько вариантов, поэтому самое лучшее – это ориентироваться на указания лечащего врача. Ведь он при назначении лекарств учитывает (в идеале) не только данные инструкции от производителя, но и историю болезни пациента, а также другие его индивидуальные особенности.

Мы можем дать лишь несколько общих советов на основе всего вышеописанного. Первый – не превышайте назначенную дозировку обезболивающих, даже если вам кажется, что препарат «не работает». Лучше обратитесь к врачу, чтобы он назначил вам другое лекарство. Почему это важно? Потому что чем выше в организме концентрация ингибиторов ЦОГ (особенно неселективных), тем сильней побочные эффекты (прежде всего вред для желудка). Любое современное лекарство с подтверждённой эффективностью – это игра на соотношении «польза/риск». И специалист с медицинским образованием играет в неё лучше, чем пациент без специальных знаний. Чтобы не получилось: «Мы сами с усами и с язвой желудка».

По этой же причине не стоит самовольно увеличивать курс приёма обезболивающего. Выведение действующего вещества из организма может проходить с разной скоростью в зависимости от состояния почек и печени. Экспериментировать с собственным организмом – не лучшая идея.

И третий совет на эту тему – постарайтесь дополнительно защитить свой желудок на время приёма ингибиторов ЦОГ, а также на несколько недель после курса. Имеет смысл отказаться от алкоголя, курения и острой пищи. Все эти факторы существенно повышают кислотность желудка, что крайне не к месту в условиях ослабления слизистого покрова.

Существует заблуждение, что, если не принимать ингибиторы ЦОГ (в частности, НПВС) натощак, то они не будут вредить желудку. В инструкциях по применению многих НПВС и правда есть рекомендация – принимать по время или после еды. Но дело здесь совсем в другом: ряд ингибиторов ЦОГ имеют ещё и раздражающее действие на слизистую желудка. От этого «местного» воздействия может уберечь куча еды, в которой утонет принятая вами таблетка. Но описанное выше торможение обновления слизистой происходит на системном уровне, уже после попадания препарата в кровь и в ткани. А поэтому пища не может спасти организм от главного побочного эффекта – угнетения «полезных» простагландинов.

И последний совет – запивайте обезболивающие стаканом воды. Она поможет таблетке или капсуле быстрее продвигаться по желудку, чтобы не задерживаться в нём дольше положенного, поскорее проникнуть в кровь и взяться за дело.

Марк Волков, редактор онлайн-журнала для фармацевтов и медицинских работников «Катрен-Стиль»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *