если ребенок терпит в туалет до последнего что делать
Если ребенок терпит в туалет до последнего что делать
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Психологический запор
Тема «какашек» является одной из самых обсуждаемых молодыми мамами. Состав, цвет, запах, частота испражнений сигнализируют о здоровье крохи, когда он сам еще ничего сказать не может. Вовремя наполненный подгузник или «ароматный» горшок радуют любую маму, подтверждая, что детский организм работает исправно. Отсутствие стула — признак сбоя в организме и повод для родительского беспокойства.
Если Ваш ребенок какает редко (раз в 2-3 дня), плотно, но без боли — попытайтесь исправить ситуацию диетой и физическими нагрузками, проследите за количеством потребляемой жидкости. Но если малыш стал бояться горшка, то это повод обратиться за консультацией к педиатру.
Психологический запор у ребенка – ситуация, когда малыш боится какать. В отличие от физиологического запора, причины которого, как правило, в заболеваниях пищеварительной системы, причина психологического запора у ребенка – наличие внутренних переживаний и страхов. Обычно эта проблема возникает у малышей с двух-трех лет, когда они уже могут осознанно сдерживать позывы к дефекации. Если случилось, что ребенку было больно, страшно, стыдно, некомфортно сидеть на горшке или унитазе, то малыш может начать самостоятельно сдерживать позывы к дефекации, боясь повторения негативного опыта.
Причинами нежелания ребенка опорожнять кишечник могут стать:
Чем дольше ребенок будет сдерживать позывы, тем больше будет скапливаться каловых масс в кишечнике и тем больнее будет проходить процесс дефекации. Если не решить проблему вовремя, психологический запор у ребенка может вызвать осложнения, такие как: тошнота, головная боль, боль в животе (все это говорит об интоксикации организма), воспалительный процесс в кишечнике, трещина прямой кишки, геморрой, психологический стресс, неврологические проблемы.
Помогите крохе справиться со страхом, устранив его причину. Чтобы не было больно ходить в туалет из-за плотных каловых масс, наладьте питание ребенка. Давайте малышу больше пить (чистую воду, компоты из сухофруктов), включите в рацион больше слабящих продуктов (чернослив, свеклу, киви), кисломолочных продуктов, ограничьте ребенка в мучном и сладком, делайте массаж животика круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке, делайте с ребенком гимнастику, больше играйте в подвижные игры. Если диета и физическая активность не приносят результатов, то по назначению врача пройдите курс лечения слабительными препаратами.
Не ругайте малыша за неудачи при приучении к горшку. Сделайте процесс нестрашным, комфортным или даже веселым и интересным. Купите новый «нестрашный» горшок или перейдите от горшка к накладке на унитаз, уйдите от неприятных воспоминаний, связанных с походом в туалет. Придумайте сказку «про какашку», ритуал выноса горшка или смыва воды в унитазе.
Хорошим средством к расслаблению в процессе будет пластилин или тесто, которые нужно мять в ладошках, сидя на горшке, это способствует расслаблению сфинктера. Расскажите, что не нужно терпеть, и когда хочется в туалет, нужно «выпустить какашку в горшочек». Объясните, что это дело не стыдное, а нужное и полезное, и обязательно хвалите за результат. Веселья в процесс смогут добавить популярные сейчас игрушки в форме какашек или даже мультики про них. Если общение с крохой не решает проблему, то обратитесь за помощью к специалисту. Здесь поможет детский психолог, который, побеседовав с родителем, расскажет, на что сделать акцент в разговоре именно с Вашим малышом.
Специалисты нашего центра при работе с самыми маленькими клиентами используют такие методики, как песочная терапия и сказкотерапия. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя для работы с переживаниями, которыми детям сложно поделиться в силу возраста и особенностей темы. Методики снимают тревожность, эмоциональную нагрузку, помогают нейтрализовать травматические воспоминания и сформировать новый позитивный сценарий действий. А консультация для родителей поможет закрепить результаты в домашней обстановке.
Пример из практики. В Центр обратилась семья с мальчиком 3.5 лет. Ребенок не ходил «по-большому» на горшок после перенесенной в 1 год болезни, сопровождающейся продолжительной диареей. Мальчик избегал какать до последнего, стул случался примерно 1 раз в неделю в подгузник (ребенок специально просил дать подгузник, в остальное время обходился без него, в том числе ночью; писал самостоятельно на горшок). Все уговоры ходить на горшок кончались истерикой. Мальчик занимался с детским психологом (курс песочной терапии в количестве 10 сеансов с частотой 1 раз в неделю). После 6 сеанса ребенок дома сам сел на горшок и покакал, после чего позвал маму помочь с гигиеническими процедурами. В дальнейшем результат закрепился, мальчик самостоятельно ходит по-большому через день. Спокойно обсуждает тему в бытовом контексте (что нужно сделать, если захочешь в садике; что нужно сделать после горшка и так далее).
Если у вашего ребенка психологический запор и вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, запишитесь на консультацию детского психолога по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы с вами обязательно свяжемся!
Сын (2 года) терпит до подгузников по 8-9 часов. Что делать?
Лилия, здравствуйте, я взяла Вашу тему, прошу Вас ознакомиться с условиями консультации ниже.
Сформулируйте пожалуйста, по какой причине Вы хотите отучать ребёнка от подгузников именно сейчас?
Здравствуйте, еще раз. Считаю, что 3 года-это уже срок для приучения к горшку, ребенок умеет терпеть, все дети в группе ходят в горшок, летний период.
Во-первых, развитие у детей происходит по-разному. Кто-то может ходить на горшок уже в 2 с половиной года, у кого-то всё начинается с высаживания в несколько месяцев, а кто-то понимает что такое горшок только годам к 4-м. Это всё строго индивидуально и зависит от развития головного мозга и способности себя контролировать.
Второй момент: любое развитие происходит только в эмоционально защищённой среде.
Можно привести в пример метафору: представьте себе что Вы находитесь на болоте. Прежде чем лезть в какое-то неизвестное место, Вы сначала себе найдёте твёрдую почву, на которую могли бы опираться. Если же кто-то начнёт Вас тянуть идти по кочкам без палки, на которую Вы могли бы опираться, Вы будете отказываться идти. Это инстинкт самосохранения.
Теперь попробуйте проанализировать ситуацию с этой точки зрения. Вы пишете:
Но, ребенок теперь отказывается ходить на горшок, «под себя», только в подгузник. Берет меня за руку, говорит, «что хочет писать или какать», и пока не оденешь подгузник, терпит по 8-9 часов, истерит, плачет, но не испражняется.
Представьте себе, что Вы никогда раньше не катались на велосипеде. Вы беспокоитесь и тревожитесь из-за этого. И тут вокруг Вас начинает крутиться какой-то человек, который пытается заставить Вас кататься. Он таскает Вас на разные тренажёры, он купил Вам три велосипеда, он постоянно переживает из-за того, что Вы не умеете кататься, он не может ни работать, ни о чём думать, только о Вашей поездке. Как Вы себя будете при этом ощущать? Поможет ли Вам его беспокойство или оно только усугубит Вашу тревогу? Есть вероятность, что Вы ещё больше будете тревожиться. Ведь если даже другой человек за это переживает, значит поездка на велосипеде очень опасная, значит тут есть из-за чего переживать. Может быть это Вас даже ещё больше оттолкнёт от попыток учиться ездить. Вся эта атмосфера нервозности и подталкивания ещё больше Вас будет напрягать.
А что Вам могло бы помочь в этой ситуации? Когда рядом будет человек, который будет предлагать, заинтересовывать, который будет показывать пример, который будет держать Вам руль, который даст Вам время освоиться и который будет хлопать в ладоши, когда Вы попробовали и у Вас получилось. Вот это даст силы для того, чтобы пытаться.
Может быть, если Вы подумаете о ситуации в этом ракурсе, Вы сможете поискать другие способы поддержки ребёнка в его нелёгком пути.
У Комаровского есть замечательное видео на эту тему, посмотрите как-нибудь. Мне очень нравятся его слова про то, что ещё никто из детей, если они здоровы, не выбрал носить памперсы всю свою дальнейшую жизнь. Все как-то этот момент рано или поздно переросли. И Ваш тоже перерастёт.
Спасибо огромное за Ваш очень профессиональный совет. Я все понимаю, но беспокоюсь о нем, когда он в саду, ведь педагоги совершенно не заинтересованы в приучении его к горшку. Таким образом, считаю, что они просто «взваливают» на меня эту ответственность, а я ничего не могу поделать и очень из за этого расстраиваюсь. Не хочется, чтобы на меня искоса смотрели педагоги и осуждающе другие родители.
В детях заложено стремление к взрослению и к обучению. Что бы Вы ни делали, однажды ребёнок сам снимет памперс и скажет «Я уже большой, я хочу ходить в туалет как большие». У меня четверо детей, поверьте мне, я проходила это не раз. Со всеми по-разному. Один ребёнок самостоятельно начал ходить на горшок в 3 года, другой уже в 2 с половиной, ещё один долгое время переходил с памперсов на трусики и ещё до 3 с половиной лет ходил в трусиках. Ещё один ходил почти до четырёх лет, но потом сам резко вдруг перестал, буквально вот в один день решил и отказался. Все по-разному к этому моменту приходят.
Не хочется, чтобы на меня искоса смотрели педагоги и осуждающе другие родители.
Все эти педагоги, родители, которые «косо смотрят» с Вами будут от силы ещё пару лет. А ребёнок будет с Вами всю жизнь. С кем лучше сохранять отношения? Вы лучше знаете своего ребёнка. Вам решать как и когда он будет отказываться от памперсов. Лучше пусть ходит в них до 4 лет, но вырастет психически здоровым, чем будет ходить на горшок под давлением родителей с двух лет, а потом будет всех и всего бояться всю жизнь.
Сын (5 лет) терпит до последнего в туалет. Ругаю его, а потом себя. Как решить проблему?
Наталья, здравствуйте, я взяла Вашу тему, прошу вас ознакомиться с условиями консультации ниже.
Понимаю что это психологическая проблема у него, но не знаю как решить.
А потом уже либо бежит в туалет с плачем, потому что уже сдерживаться не может, либо в трусы.
Мозг маленьких детей получает основное питание для развития из игры, из деятельности, которой занят ребёнок. Контроль за своими физиологическими потребностями стоит на втором месте. Именно поэтому ребёнок может быть так увлечён, что может не замечать своего желания идти в туалет или же вообще игнорировать его. Для этого в садиках воспитатели обычно выделяют особенное время для похода в туалет и дети идут туда все вместе. Это должен быть ритуал, не во время увлечённой игры, а во время небольшого отдыха.
Если это действительно так и есть, как Вы это описываете, то это больше похоже на указание или команду. Как будто это Вы решаете когда ему ходить в туалет, а когда нет. Тогда сдерживание своих позывов может быть своеобразной формой протеста: «я сам решаю когда мне ходить в туалет». Возможно, если Вы будете действовать мягче и для начала спрашивать ребёнка: «ты сейчас хочешь в туалет? » «может быть сходишь чтобы не пачкать одежду? » тогда у него будет больше выбора и процесс может пойти легче.
Если проблема будет продолжаться и дальше, то можно обратиться с ребёнком к детскому психологу (часто есть при детских садиках или в центрах развития), лучше если он работает с песком или знает технику сказкотерапии. Нужно обязательно личное обращение и несколько встреч, чтобы был контакт с ребёнком и можно было добраться до причины проблемы.
А ещё можно самой почитать литературу о детской психологии (хорошая книжка у Сирсов «воспитание детей от рождения до 10 лет», можно почитать Гиппенрейтер «общаться с ребёнком как») или классические учебники по детской психологии про этапы развития ребёнка, чтобы понимать что и когда можно от ребёнка ожидать.
Я очень сильно раздражаюсь по этому поводу, ругаю его. А потом и себя, за то что накричала на ребёнка.
А с этим можно самой на терапию, чтобы понять, какие Ваши личные травмы задеваются в этот момент. Как можно снизить ожидания и требования к себе, как к «идеальной матери» и соответственно ожидания идеальности от ребёнка.
Светлана, спасибо огромное за такой подробный ответ, за рекомендации! Попробую поменять своё отношение к этой ситуации.
Отзыв о консультации
Очень была рада такому подробному ответу, даже не ожидала. Ответ прям очень успокаивающе на меня подействовал, потому что такая проблема у ребёнка давно беспокоила и я все не знала в какую сторону копать. Спасибо ещё раз за консультацию!
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.