если с венкой в стынь и звень что это значит

Если с венкой в стынь и звень что это значит

Традиционно понятие «заумь» связывается с самым радикальным крылом русского поэтического авангарда, к которому Есенин, как известно, относился резко отрицательно.

В среде поэтов и филологов начала ХХ века была чрезвычайно популярна идея о принципиальном отличии поэтической речи от обыденной. Предельным выражением расподобления поэтического и обиходного языка стала заумь.

Категория заумности исторически изменчива. Новая семантическая система часто воспринимается как бессмыслица.

Объем понятия «заумь» тоже варьируется. Мандельштам, например, относит к «зауми» всякое нарушение автоматизировавшейся связи между синтаксическими и логическими структурами. [Ронен, С. 41] В таком широком смысле понятие «заумь» применимо, на наш взгляд, к поэзии Есенина.

Из декларации заумного языка и последующих исследований Ю. Тынянова, В. Шкловского, Г. Винокура, Ж-Ф. Жаккара можно выделить следующие функции зауми:

Традиционно выделяется 3 вида зауми: фонетическая (чистая заумь), семантическая (смысловая запутанность фразы), синтаксическая (пропуск частей предложения, своеобразное расположение, несогласованность).

«Темные места» в лирике Есенина можно разделить на 2 вида: затемненная семантика слов и синтаксически неправильное построение фразы.

Диалектная лексика у Есенина стилистически не маркирована. Часто читатель даже не замечает, что ему приходится подбирать значение для непонятного слова, исходя из его фонетической формы и контекста. Не всегда «угаданное» значение соответствует действительному.

Под окном от скользких елей
Тень протягивает руки.

Тихих вод парагуш квелый
Курит люльку на излуке. [Есенин, т.1, С.79].

Как пишет Н. Шанский в статье «Трудные строки лирики С. Есенина», это «совершенно непонятное, темное восьмистишие». Оказывается, «в санках озера» означает «по краем озера», слово «парагуш» не означает ничего, так как это – опечатка. Правильно было «карагуш квелый» – название птицы. [Шанский, С. 65]. Показательно, что эта опечатка воспроизведена во многих изданиях, так как для большинства читателей эти строки лишь набор звуков, то есть заумь.

Чем руководствуется поэт, осуществляя свой окончательный выбор, часто остается загадкой. Далеко не всегда он делает выбор в пользу смысла.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень. [Есенин, т.1, С.201]

В черновиках можно найти содержательно более прозрачные варианты: «если бойко в стынь и звень» и «если рядом в стынь и звень».Очевидно, что выбор не обусловлен потребностями версификации. Возможно, поэт чувствовал, что непонятное слово не станет для читателя непреодолимым препятствием, так как наполнится «кажущейся семантикой» [Тынянов, С. 117-168].

В начале 20-х годов Есенин сознательно отказывается от использования диалектных слов и декларирует необходимость быть понятым. Однако непонятные слова не исчезают из его лирики совсем и к ним прибавляются «темные места» другого характера. Именно в эти годы в произведениях Есенина можно встретить синтаксически неправильное построение фразы, особенно резко выделяющееся на фоне афористичного стиля «позднего» Есенина. Вторжение зауми как структуры во вполне традиционный текст динамизирует форму.

Смешная жизнь. Смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище усеян сад
В берез изглоданные кости. [Есенин, т.1, С.145]

Очевидно, это должно означать: сад, как кладбище, усеян ветками берез. Чтобы это понять, требуется изменить падеж и убрать предлог. «В новом лес огласиться свисте»[Есенин, т.1, С.116], что означает: лес огласиться новым свистом. Читателю приходиться вдумываться в смысл фразы и, меняя ее синтаксическое построение, самому участвовать в создании лирического произведения. Неправильное построение фразы не позволяет скользить по поверхности, препятствует автоматическому восприятию текста. В лирике Есенина встречается пропуск частей предложения, которые можно заметить только при вдумчивом чтении: «Тот, кто хоть раз на земле заплачет – значит удача промчалась мимо»[Есенин, т.1, С.200]. В предложении два придаточных и ни одного главного, поэтому местоимение «тот» как бы «повисает» в воздухе.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: лишь сердце потревожь,
Жизнь обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.[Есенин, т.1, С.169]

Начало фразы: «лишь сердце потревожь» подсказывает продолжение: «что тогда произойдет». Настоящие время («жизнь – обман») создает впечатление расколотости фразы.

Такая неполнота заставляет читателя домысливать, что хотел сказать поэт, побуждает его к сотворчеству, придает образу неоднозначность.

Художественные функции «темных мест» в лирике С. Есенина во многом совпадают с функциями заумного языка, оба феномена вызваны стремлением сказать «свое по-своему», [Есенин, т.1, С.368] выделиться из среды, снять автоматизм восприятия, привлечь читателя к сотворчеству, активизировать его роль. Как видим, Есенин не был чужд общим тенденциям развития поэтического языка в начале XX в.

Источник

Стихотворение и анализ «Мелколесье, степь и дали…»

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Краткое содержание

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Т. Быкова. Дорога домой. 2012

Поэт рассказывает о том, что над мелколесьем светит луна. Он едет в санях по зимней дороге, которая им очень любима, но неприглядна. Автор слышит, как «рыдают» бубенцы. Сани пролетают мимо «мёрзлых» осин. Наблюдая за пейзажем, открывающимся ему, поэт замечает, что он «крестьянский сын». Много лет назад автор покинул родные места, уехал в город, чтобы обрести известность. Но, невзирая на унылые картины родной местности, он готов целовать каждую берёзу на пути следования домой. Глаза поэта застилают слёзы: он осознаёт, что рядом будет веселиться юность деревенская. Автор делает вывод, что под «вой» гармошки пропала не одна молодость.

История создания

Поэт в ранней юности решил уехать из отчего дома. Есенину удалось быстро завоевать творческое признание в литературных кругах, но город не смог затмить его крестьянскую душу. В 1925 г. автор отправился на свою малую родину, в село Константиново. Данное стихотворение Есенин написал по воспоминаниям об этой поездке. Увиденные во время путешествия картины окружающего мира пробудили в памяти поэта детские и юношеские воспоминания. Он был сильно разочарован увиденными переменами но, невзирая на это, продолжал любить родное село.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности это пейзажная лирика. В произведении присутствуют явные признаки реализма, имажинизма и романтизма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция произведения простая, линейная. Поэт создал стихотворный монолог, повествующий о глубокой любви к малой родине. Выделяются несколько семантических частей:

Образы и символы

В произведении представлено немало образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:

Темы и настроение

Автор раскрывает тему искренней любви человека к его малой родине, отчему дому. Тема раскрывается путём монолога лирического героя: поэтическое «Я» здесь полностью автобиографично. Монолог позволяет раскрыть тему любви поэта к родному селу и подводит его к выводу, что известность – это ничто, в сравнении с любовью к «чахленькой местности».

Основная идея

Есенин написал эти проникновенные строки для того, чтобы донести для нас идею, что каждому человеку дорог родной край, где он появился на свет и вырос. Произведение учит любить родину, ценить простую красоту родного края, не забывать свои корни. Также автор доносит идею о том, что не следует тратить жизнь на гонку за эфемерной славой.

Средства выразительности

Есенин использует широкую палитру выразительных средств:

Источник

Как же мне не прослезиться
Если с ВЕНКОЙ в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Где верно указано значение слова ВЕНКОЙ
1)Венка- двухрядная гармонь.
2)Венка-женщина, живущая в богатстве
3)Венка-сплетённых в виде кольца цветы, листья, ветки, обычно используемые для украшения.

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Каждый человек растет и воспитывается с ясным осознанием понятий «хорошо» и «плохо». Эта тема поднимается и в детских сказках, и в кино, и в любых литературных произведениях. О силе добра говорят родители, учителя и воспитатели, поэтому нет такого ребенка, который не представлял бы себе, что такое хороший поступок.
Помогая другим, защищая младших, сберегая природные красоты, мы совершаем по-настоящему хорошие, добрые дела. В жизни очень важно прийти на выручку не только закадычному другу или пожилой родственнице, но и незнакомому человеку. Часто случается, что прохожему внезапно становится плохо на улице, и безразличный человек просто пройдет мимо, а в таких ситуациях бывает дорога каждая минута. Это значит, что нужно остановиться, по возможности помочь присесть, по телефону вызвать скорую помощь.
Увидев женщину с детской коляской, пытающуюся преодолеть высокий бордюр, бабушку с тяжелой кошелкой, потерявшегося на улице малыша, необходимо не только откликаться на просьбы о помощи, но и самостоятельно предлагать свои услуги. Уступить место в транспорте пожилому человеку, инвалиду или молодой маме, вместе со слепым перейти опасную дорогу, донести женщине тяжелые сумки, найти потерявшуюся игрушку ребенку – такие поступки должны войти в норму жизни и стать неотъемлемой ее частью.
Но добро необходимо делать не только незнакомым людям. Нельзя забывать и о своей семье, помогая родителям в хозяйстве и воспитании младших детей, заботясь о здоровье бабушек и дедушек, о чистоте и порядке в доме.
Тому, кто никогда не откликается на призывы о помощи, трудно придется во взрослой жизни. Люди станут избегать такого человека, и он рискует остаться без друзей. Но это не значит, что хорошие поступки нужно совершать с определенной выгодой для себя, стараясь лишь завоевать авторитет. Напротив, доброе дело только тогда становится добрым, когда оно совершенно бескорыстно. Лишь искренность, горячий порыв души могут сподвигнуть человека совершить по-настоящему хороший, нравственный поступок.
Нужно помнить о том, что каждое хорошее деяние украшает жизнь и делает наш мир добрее. И если каждый человек внесет свою лепту в общее дело, то жизнь всех людей обязательно улучшится, и в мире будут править любовь, гармония и взаимопонимание.
____________________
Однажды в нашем дворе случился пожар. Спасатели думали, что вытащили всех, но там остался ребенок. Мой друг Андрей не стал медлить и побежал горящий дом спасать ребенка. Все ему кричали: «Стой! Это опасно!», — но его ничто не могло остановить. Он удивительным способом пробрался к ребенку и вытащил его оттуда.

Люди все разные, но не все совершают хорошие дела. Чтобы люди были лучше, чтобы их уважали, и дружили с ними нужно просто совершать хорошие поступки. Я тоже хороший человек и меня уважают. Я делаю много хороших дел!

Когда нужна моя помощь, я всегда готова помочь маме или любому человеку. В автобусе я всегда уступлю место пожилому или взрослому человеку, если мама идет с тяжёлым пакетом, я помогу донести. Я очень хороший человек и хочу чтобы все люди были такие.

Источник

Открытый урок по творчеству С. А. Есенина

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 1 группа.pptx

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ 2 группа.pptx

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ 3 группа.pptx

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ Есенин к открытому уроку.pptx

если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть фото если с венкой в стынь и звень что это значит. Смотреть картинку если с венкой в стынь и звень что это значит. Картинка про если с венкой в стынь и звень что это значит. Фото если с венкой в стынь и звень что это значит

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н. Крымов «Зимний вечер» И. Грабарь «Февральская лазурь»

И. Левитан «Весна. Большая вода» И. Остроухов «Первая зелень»

И. Левитан «Березовая роща» А. Пластов «Летом»

И. Левитан «Золотая Осень» В. Поленов «Золотая Осень»

Сергей Александрович Есенин

«Чувство Родины – основное в моем творчестве» Сергей Есенин

Тема урока: «Родная природа в лирике С.А. Есенина»

Цели: 1.Образовательные: а) закрепление навыков анализа стихотворного текста б) формирование умения выявлять в тексте ИВС( изобразительно –выразительные средства языка: тропы и фигуры речи, средства звукописи и цветописи) 2.Развивающие: а) развитие навыков осознанного, выразительного чтения, образного мышления. б) формирование умения работать в группе, в парах. 3.Воспитательные : а) раскрыть роль природы в нравственном и патриотическом воспитании личности. б) воспитывать любовь к родной природе, к Родине, к родному языку.

Село Константиново на карте Дом Сергея Есенина и его семьи в селе Константиново

Выбранный для просмотра документ Приложение 4.docx

С.А.Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Средняя полоса России – красивейшие места! Детство поэта прошло в общении с родной природой: речка, луга, поля, цветы, деревья, весь животный мир, деревенский быт, купание, походы, игры, крестьянская работа в поле с родными – все это незримыми нитями связало, соединило его душу с родной землей. Став взрослым, Сергей Есенин часто покидал родной край, но ненадолго, и всегда возвращался домой, чтобы набраться душевных сил от неприхотливой, незатейливой, но любимой родины, от общения с родными людьми, с матерью. Это давало ему силы жить дальше, творить, создавать свои шедевры.

Выбранный для просмотра документ группа 1.docx

Рабочая карта урока

– У каждого из вас на партах лежат тексты и разноцветные карандаши. Давайте с вами эпитеты закрашивать красным цветом; метафоры – синим; олицетворение – зелёным.

– Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?

– А где же здесь метафора?

– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств?

— Какова тема стихотворения? О чем оно?

-Посмотрите, как поэт и зображает природу: что мы видим?

-Какой традиционный фольклорный образ использует автор? Образ какого дерева?

-Какой художественный прием использует автор в строках: «почти березке каждой/ Ножку рад поцеловать»?

-Для чего автор использует олицетворение при описании березки?

-Найдите в тексте стихотворения эпитеты.

-Для чего автор использует этот художественный прием?

-Прочитайте строки третьей и четвертой строфы. Сделайте вывод о том, каковы особенности образа лирического героя.

-Найдите и прочитайте строки, в которых лирический герой выражает свое отношение к ро дному краю

-Какова идея этого стихотворения? Что хотел автор сказать нам, написав эти строки?

Выбранный для просмотра документ группа2 а.docx

Рабочая карта урока

группа №2 «Лингвисты»

Словарная работа: объясните значение слов

Работа со словарями, интернет

Выбранный для просмотра документ группа2б.docx

Рабочая карта урока

Группа №2 «Лингвисты»

Работа с фигурами речи.

2. Найдите ключевые слова (в каждой строфе), которые передают настроение лирического героя, его чувства, душевное состояние?

Выбранный для просмотра документ группа3.docx

Рабочая карта урока

-Какие звуки природы вы услышали в стихотворении?

— Найдите повторяющиеся парные согласные (аллитерация) и повторяющиеся гласные (ассонанс)

Выбранный для просмотра документ план анализа стих-я Приложение 1.docx

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

сравнение – сопоставление предметов и явлений;

олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей;

_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб;

Б). трехсложные размеры:

‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)

В). верлибр (свободный или белый стих)

10. Образ лирического героя, авторское «Я».

12. Ваши впечатления о стихотворении.

Выбранный для просмотра документ план урока.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Открытый урок по творчеству С. А. Есенина

учитель русского языка и литературы ВКК

2016 – 2017 учебный год

Технологическая карта урока

Учитель Реутова Лилия Иванова

Цель урока: ознакомление с пейзажной лирикой С.А.Есенина ( на примере стихотворения «Мелколесье.Степь и дали…»

а) закрепление навыков анализа стихотворного текста

б) формирование умения выявлять в тексте ИВС( изобразительно –выразительные средства языка: тропы и фигуры речи, средства звукописи и цветописи)

а) развитие навыков осознанного, выразительного чтения, образного мышления.

б) формирование умения работать в группе, в парах.

а) раскрыть роль природы в нравственном и патриотическом воспитании личности.

б) воспитывать любовь к родной природе, к Родине, к родному языку.

Личностные: 1) уважительное, бережное отношение к природе 2) способность к самооценке на основе критерия успешности

Метапредметные: 1) выявление взаимосвязи литературы с другими видами науки и искусства ( русский язык, живопись, музыка)

Предметные:1) изучение тропов и фигур речи, приёмов анализа текста 2) развитие навыков выразительного чтения

Строфа, композиция, пейзаж, тропы, фигуры речи, тема, лирический герой, цветопись, звукопись.

Ресурсы: В.Я.Коровина. Литература ( в 2 частях.) 6 класс. Москва. «М. Просвещение»2012 г

3.Карточки, рабочие листы учащихся, толковые словари, карта успешности (оценочный лист)

2)Мотивация учебной деятельности (надо- хочу- могу)

3)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

4)Формулирование новой темы; постановка цели деятельности; эпиграф.

5Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

6) Включение в систему знаний и повторения

8)Включение в систему знаний и повторение.

9)Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

10)Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход фрагмента урока

Цель: проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок.

УУД: личностные, коммуникативные.

Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.

Цель: организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.

Мотивация учебной деятельности.

Создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха; мотивация на учебу.

Цель: организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Мотивация на рабочий ритм.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме

В этом имени слово

— Фамилия какого русского поэта созвучна с этим стихотворением? Сергей Есенин! (слайд 2) Портрет С.Есенина

Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.

Формулирование новой темы; постановка цели деятельности; эпиграф.

ЦЕЛЬ : создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

3. Постановка цели урока :

формулируют тему и цели урока,

запись в рабочих листах.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

Материал для учителя—

а) С.А.Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Средняя полоса России – красивейшие места! Детство поэта прошло в общении с родной природой: речка, луга, поля, цветы, деревья, весь животный мир, деревенский быт, купание, походы, игры, крестьянская работа в поле с родными – все это незримыми нитями связало, соединило его душу с родной землей. Став взрослым, Сергей Есенин часто покидал родной край, но ненадолго, и всегда возвращался домой, чтобы набраться душевных сил от неприхотливой, незатейливой, но любимой родины, от общения с родными людьми, с матерью. Это давало ему силы жить дальше, творить, создавать свои шедевры.

б) Чтение наизусть подготовленным учеником.

-Стихотворение «Мелколесье, степь и дали» прочитает Рогачев Антон, победитель 2 этапа конкурса «Живая классика».

Понравилось вам оно? О чем стихотворение?

По интересам работа в группах (на столах поставить (с учительского стола) таблички названия групп)

2. Исследовательская работа по путевым листам учащихся .

На столах лежит распечатанное стихотворение.

Читайте строфы и отвечайте на вопросы:

1группа «Тропы»: (Эти вопросы в листах)

– У каждого из вас на партах лежат тексты и разноцветные карандаши. Давайте с вами эпитеты закрашивать красным цветом; метафоры – синим; олицетворение – зелёным.

– Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха).

– Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки).

– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую, живописную картину).

– Посм о трите, какое разноцветное стихотворение у нас получится.

— Какова тема стихотворения? О чем оно?

(О родном крае, в котором давно не был лирический герой. О возвращении странника после долгих скитаний на родину. О родной природе, которой так восхищается автор).

2.-Посмотрите, как поэт изображает природу: что мы видим?

(Мы видим: мелколесье, степь, дали, луна, русская деревня, одинокий путник, дорога.)

3.Какой традиционный фольклорный образ использует автор? Образ какого дерева?

(Береза – образ родины, образ России для поэта. Мы видим неразрывную связь между природой и Родиной).

4.Какой художественный прием использует автор в строках: «почти березке каждой/ Ножку рад поцеловать»?

5.Для чего автор использует олицетворение при описании березки? (Показать свое отношение к этому дереву, как к живому существу).

6.Найдите в тексте стихотворения эпитеты.

Для чего автор использует этот художественный прием?

(Разливные бубенцы, неприглядная дорога, любимая навек, звоны мерзлые, чахленькую местность. С одной стороны, автор показывает неприглядность, простоту русской природы. С другой стороны – ее значение для поэта, свою любовь к родному краю).

7.Прочитайте строки третьей и четвертой строфы. Сделайте вывод о том, каковы особенности образа лирического героя.

(Этот образ автобиографичен).

8.Найдите и прочитайте строки, в которых лирический герой выражает свое отношение к родному краю («Неприглядная дорога, да любимая навек». «Как же мне не прослезиться…» Здесь показана любовь и до слез трепетное отношение к родине).

9.Какова идея этого стихотворения? Что хотел автор сказать нам, написав эти строки?

Вывод: (На первый взгляд, наша природа невзрачна и ничем непримечательна. Но если присмотреться к ней, то можно увидеть ее красоту и неповторимость. Природа нашей страны уникальна, она живая и родная нам всем.)

2 группа «Лингвисты» (работа в парах)?

Работа со словарями, интернет

Мелколесье – редкие насаждения кустарников.

Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.

Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.

Венка – двухрядная гармонь.

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

2 чел. Работа с фигурами речи.

1. Какие строчки из стихотворения говорят о любви поэта к родному краю?

3. Найдите ключевые слова (в каждой строфе), которые передают настроение лирического героя, его чувства, душевное состояние?

Вывод: (Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.)

Какие звуки природы вы услышали в стихотворении?

— Найдите повторяющиеся парные согласные (аллитерация) и повторяющиеся гласные (ассонанс)

Вывод: (Анализируя это стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.)

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД.

Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся. Учащиеся в роли консультантов и экспертов. Работа в парах.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь).

Включение в систему знаний и повторения.

ЦЕЛЬ : закрепить полученные знания УУД:

познавательные, коммуникативные, регулятивные

Проверка работы групп: (по очереди, остальные делают записи в рабочих листах)

1гр.- мы увидели, что природа нашей страны уникальна, она живая и родная нам всем.

2гр.- мы убедились, что ИВС помогли нам понять главное в стихотворении Есенина: чувство любви к Родине и к родной природе.

3гр. – мы услышали звуки родной природы и поняли, что связь между природой и Родиной неразрывна.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД : познавательные, регулятивные

Ребята, кому было интересно на уроке и понятно, поднимите руки и помашите ими!

Кто затруднялся, опустите головы.

Оценка работы класса

Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: (дифференцированное:1. выучить наизусть стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» или «Пороша» 2.Подобную исследовательскую работу провести в стихотворении «Пороша»

Записывают задания в дневники

Итоги. Оценки за урок.

13. Отметки за урок. Спасибо за урок!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *