если ты предложил человеку с аутизмом пообщаться а он никак не отреагировал что делать
О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов
Делиться мыслями и идеями не всегда просто. А если у вас аутизм, то эта задача становится еще более сложной.
Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у людей с аутизмом, которые для них характерны во время общения.
1. Все люди с аутизмом разные, но у них похожие проблемы
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.
Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.
Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.
Хотя многие сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.
2. Им может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума
Как бы вы себя чувствовали, если мы не могли концентрироваться на речи вашего собеседника, а слышали бы все, что происходит вокруг вас, каждый звук?
«Нейротипичный» человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.
Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для человека с аутизмом. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сосредоточиться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.
3. Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди
Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.
В результате, люди с аутизмом более склонны всопринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.
Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.
4. Контекст помогает пониманию
Когда вы что-то говорите, не ждите, что собеседник обязательно сам поймет контекст, а тем более подтекст. Если вы объясните, почему то, что вы говорите, важно, это будет способствовать лучшему пониманию и поможет в общении.
Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.
Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.
5. Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими
Как выбрать правильное время для разговора?
Людям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.
Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.
6. Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно
«Непринужденная» беседа для некоторых людей требует большого труда
Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.
Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.
Поскольку такой разговор для «нейротипичного» человека обычно выглядит странным, то собеседник может отвлечься от разговора с теми, у кого аутизм, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.
Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.
7. Непринужденность в общении может быть кажущейся
Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.
8. Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом
Одно и то же событие или явление может восприниматься даже близнецами очень по-разному: одного оно обрадует, другого озадачит
Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.
Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.
Иногда, когда люди с аутизмом испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.
9. Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника
Как понять, что вы все достаточно хорошо объяснили?
Есть несколько причин, почему они склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.
Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.
Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.
Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.
10. Иногда лучше написать, чем позвонить
Многие люди с аутизмом предпочитают переписку личному общению. И на это у них есть серьезные причины
Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.
Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызвают у них затруднения.
Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.
Аутистические расстройства
318 постов 1.3K подписчика
Правила сообщества
Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.
Среди программистов много с синдромом Айсбергера
Ключевой вопрос как такое до нормальных людей донести. 95% проглядят и забудут, в лучшем случае.
все просто.
1 не считать за человека
2 утилизация
Как общаться с человеком с синдромом аспергера
ИнструкцияКак соблюдать границы аутичных людей
при общении
Помните, что каждый человек уникален
Аутизм — нейрологическая особенность, которая встречается примерно у одного из сорока человек; аутичные люди могут быть самого разного происхождения, гендера и возраста. Вопреки стереотипам, аутизм влияет на множество аспектов: то, как люди думают, общаются, воспринимают визуальные образы, звуки, запахи и другую информацию, как они взаимодействуют с культурой. Вот несколько рекомендаций на основе опыта и пожеланий самих аутичных людей, которые наверняка помогут снизить недопонимание при общении.
В тексте используется разная лексика, которую употребляют аутичные люди, например слово «аутист». Часть людей выбирают такое самоназвание, чтобы привлечь внимание к стигматизации слова и избавить его от негативных и оскорбительных коннотаций.
Текст: Айман Экфорд
Помните, что вы не можете наверняка знать, аутичный ли ваш новый знакомый
Аутичные взрослые и подростки не похожи на образы из голливудских фильмов. Аутичный человек может показаться вам просто необычным, грубоватым или как будто привыкшим к другой культуре. Более того, многие аутичные взрослые, особенно аутичные женщины, могут какое-то время притворяться нейротипичными и использовать маску «нормальности» при общении с малознакомыми людьми. Поэтому лучше не исключать возможность, что любой новый знакомый может оказаться аутичным, и помнить эти правила — тем более что многие из них применимы и к общению с нейротипичными людьми.
Помните, что аутичным людям может быть сложно выражать мысли устно
Многие аутичные люди мыслят не словами, а картинками, визуальными образами, ощущениями или схемами. Поэтому любой разговор для них фактически является переводом — с собственного языка образов на ваш. А когда общение требует перевода, оно может быть более медленным или неточным. Некоторым людям намного удобнее переписываться, чем разговаривать по телефону или встречаться вживую, — уважайте способ общения, который удобен для вашего собеседника.
Не зацикливайтесь на понимании эмоций
Многим аутичным людям сложно называть свои эмоции и чувства словами. Из-за этого некоторые считают их бесчувственными и лишёнными эмпатии, но это не так. Путаница возникает в самом понятии «эмпатии» — им одновременно обозначают и «сочувствие», и «понимание и выражение эмоций». У аутичных людей в среднем чаще встречаются трудности именно с типичным пониманием эмоций, тем, как их чаще выражают и обозначают в культуре. Но при этом аутичные люди могут быть гиперэмпатами, то есть, наоборот, очень чувствительными. Низкий уровень эмпатии может встретиться и у отдельно взятых аутичных, и у отдельно взятых нейротипичных людей. К тому же сам по себе он не опасен: чтобы не вредить другим людям, человек не обязан понимать их проблемы на уровне чувств.
Что точно свойственно многим аутичным людям — они иначе воспринимают абстрактные понятия. Поэтому будьте готовы к тому, что такой собеседник не поймёт ваших рассуждений об эмоциях или что ему будет легче говорить о своих мыслях, идеях или даже ощущениях в теле, чем о чувствах.
Уважайте способ коммуникации человека
Некоторые аутичные люди не могут говорить. Некоторые могут говорить только иногда или, наоборот, иногда говорить не могут. В таких случаях они обычно используют альтернативную коммуникацию: письмо, специальные карточки, печатную речь или устройства, которые озвучивают напечатанный ими текст. Помните, что обычно это занимает больше времени, чем устный ответ.
Учитывайте разницу в стиле общения
Стиль общения аутичных людей отличается от привычного нейротипичным людям. Большинство нейротипичных людей говорят «А», зная, что собеседник может подумать «Б». Простой пример — если вы говорите подруге, что у неё красивое платье, вы думаете, что ей будет приятно. Аутичные люди говорят «А», чтобы собеседник подумал «А». То есть сообщение о красивом платье — это всего-навсего сообщение о красивом платье, а комментарий об ужасном костюме — не попытка оскорбить человека, а субъективная оценка его одежды.
Большинство аутичных взрослых умеют общаться «по-нейротипичному», но всё равно естественное для них общение основано больше на передаче информации, чем на попытках вызвать у собеседника эмоции. Поэтому аутичные люди чаще нарушают правила этикета и забывают слова вежливости.
Аутичным людям может быть сложно говорить и смотреть вам в глаза
Аутичным людям может быть сложно одновременно уследить за своим взглядом, слушать собеседника и формулировать ответ. Некоторым зрительный контакт и вовсе причиняет боль или крайне неприятные ощущения. Поэтому помните, что если человек на вас не смотрит или кажется отрешённым, это не значит, что он вас не слушает. Возможно он, наоборот, не смотрит на вас именно потому, что хочет слушать очень внимательно.
Не осуждайте стимминг
Стимминг — это такие повторяющиеся телодвижения, как тряска руками, раскачивание и тому подобное. Иногда к стиммингу относят ещё и эхолалию — повторение одних и тех же фраз, которые часто не отражают настоящее мнение человека и никак не связаны с контекстом.
Стимминг помогает аутичным людям думать, сосредотачиваться, успокаиваться и выражать эмоции. Это естественное для них поведение. Поэтому если чужой стимминг вам не мешает, просить человека не делать этого может быть почти так же грубо, как, например, попросить не улыбаться. Если же стимминг вам мешает, лучше указать, что именно вам мешает — аутичные люди могут не замечать, что они стимят.
Не пытайтесь понять эмоции аутичных людей по голосу и лицу
Большинство аутичных людей выражают эмоции не так, как нейротипичные. Окружающим может казаться странным их выражение лица, а голос — монотонным или необычным по тембру. Эмоциональную окраску в таком случае несут скорее не интонации, а повторяющиеся движения, скажем, тряска руками. Зачастую нейротипичным людям кажется, что аутичный человек доволен, когда он в глубокой депрессии. Поэтому доверяйте в первую очередь словам аутичных знакомых, а не своей способности распознавать эмоции по выражению лица.
Помните, что аутичным людям может быть сложно понять,
что вы чувствуете
Аутичным людям также может быть сложно понять эмоции нейротипичных людей, потому что те выражают их по-другому. Не обижайтесь на подругу, если она не поняла ваш уставший голос или не заметила, какое у вас грустное выражение лица. Если вы знаете, что у кого-то из ваших друзей проблемы с распознаванием ваших эмоций, лучше объясняйте их словами.
Не обижайтесь, если ваш знакомый вас не сразу узнал
У многих аутичных людей есть прозопагнозия — так называемая лицевая слепота, то есть трудности с тем, чтобы узнавать окружающих. Поэтому если человек знаком с вами, но не сразу вас узнал, просто напомните ему, кто вы. Плохая память на лица не означает, что вы неинтересны человеку и тем более что он хочет вас обидеть. Наоборот, многие аутичные люди очень стыдятся этой врождённой особенности.
Помните, что аутичный человек может вас не слышать
Аутичные люди обычно воспринимают сенсорную информацию не так, как большинство нейротипичных: у них может быть повышенная или пониженная сенсорная чувствительность. У людей с повышенной сенсорной чувствительностью бывают сенсорные перегрузки: всё вокруг становится настолько громким, что они не могут распознать голос собеседника или распознают его очень плохо, а иногда и вообще перестают понимать происходящее. Об этом тоже стоит помнить при общении.
Помогайте аутичным людям
при сенсорной перегрузке
Сенсорная перегрузка может выражаться по-разному — далеко не всегда человек из-за этого хуже понимает, что происходит вокруг. Сильная сенсорная перегрузка может выражаться в мелтдауне (припадок, слёзы, самоповреждающее поведение) или в шатдауне («отключение» чувств, невосприимчивость к происходящему, дерелизация и деперсонализация). Если у вашего аутичного знакомого началась сенсорная перегрузка и он потерял контроль над ситуацией, попытайтесь помочь ему попасть в безопасное место — туда, где меньше людей, нет мигающих лампочек, яркого света, мало резких или фоновых звуков.
Не просите знакомого снимать наушники
Это принято считать проявлением невежливости, но наушники могут защищать людей с повышенной сенсорной чувствительностью от перегрузки. Более того, дело далеко не всегда в музыке — она может быть выключена, а сами наушники — просто защищать от сенсорной перегрузки.
Не прикасайтесь к аутичным людям без разрешения
Уважение к личным границам важно в любом общении, но здесь оно критически важно. Аутичным людям могут быть крайне неприятны лёгкие прикосновения, объятия, поцелуи и любые другие действия, даже сильнее, чем физическая боль, — и даже от близких людей.
Говорите об аутичных людях так, как они сами о себе говорят
Говорить о конкретном аутичном человеке стоит так, как он сам говорит о себе. Некоторые аутичные люди, как и я, называют себя аутистами, показывая что аутизм — часть их личности. Некоторые предпочитают выражение «человек с аутизмом». Некоторые используют для самоопределения конкретный диагноз, например «Аспергер» или «аспи». Некоторые ненавидят так называемые ярлыки функционирования (то есть деление на «высокофункциональных» и «низкофункциональных»), считая их неточными и дегуманизирующими. Если вы хотите использовать нейтральное определение для незнакомого человека, лучше говорить «аутичный человек». Если речь заходит о навыках, лучше говорить о конкретных умениях без ярлыка функционирования.
Помните, что аутизм не болезнь
Из-за того, что аутизм буквально влияет на все сферы нашей жизни, многие аутичные люди, в том числе не говорящие словами, не считают аутизм болезнью. Аутизм сам по себе не причиняет страдание и мешает только потому, что общество рассчитано на нейротипичных людей.
Помните, что аутичные люди — лучше специалисты в вопросах аутизма
Аутичные люди знают о том, что значит быть аутичными, лучше любых нейротипичных родителей, специалистов и педагогов. Педагоги могут лучше понимать, как обучать аутичных людей, специалисты — как устроен их мозг. Но в том, что касается опыта, особенностей восприятия и потребностей, аутичные люди — лучшие эксперты. Учитывайте опыт и мнение аутичных людей, говоря об аутизме. Общаясь с аутичным знакомым, прислушивайтесь к его словам и не распространяйте на него всё, что вы знаете об аутизме: опыт каждого человека уникален.
Апрель — месяц распространения знаний об аутизме. Узнайте, как вести себя с особенными людьми
Что делать и говорить, если вы узнали, что у ваших знакомых ребенок с аутизмом? Как правильно вести себя с людьми с аутизмом в общественных местах? Эти вопросы мы задали руководителю организации, благодаря которому российское общество становится мягче, терпимее и добросердечнее.
Ася Залогина
Президент фонда «Обнаженные сердца»
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечают 2 апреля с 2008 года по инициативе ООН. В этот день здания и памятники культуры подсвечивают синим цветом, привлекая внимание людей всего мира для того, чтобы объяснить, что такое аутизм, каковы его последствия и как можно помочь людям с таким диагнозом участвовать в жизни общества. И весь апрель считается месяцем распространения информации об аутизме.
Аутизм — расстройство развития, связанное с нарушением работы центральной нервной системы. Данные последнего исследования, опубликованного в 2020 году, показывают, что расстройства аутистического спектра (РАС) регистрируются у каждого 54-го ребенка (Центр по контролю и профилактике заболеваний США). Это значит, что аутизм — самое часто встречающееся нарушение развития, этот диагноз ставится чаще, чем церебральный паралич, синдром Дауна и детский рак вместе взятые.
Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, любой стране и на любом континенте, это не зависит ни от экономического статуса семьи, ни от расы или образования родителей.
Ребенок с аутизмом у ваших друзей и близких
Если ваши близкие или родные рассказывают вам о том, что у их ребенка аутизм, они в первую очередь ждут от вас поддержки и понимания, а не поспешных советов или оценочных суждений.
Семья, в которой растет любой ребенок с особенностями развития, постоянно получает советы от множества людей, начиная от родных и соседей и заканчивая специалистами — воспитателями в детском саду, учителями в школе, врачами, логопедами, психологами и так далее. И советы эти касаются не только того, как заниматься с ребенком, но и того, как лучше укладывать спать, кормить, мыть, стричь, как организовать самые обычные рутинные моменты. Для многих семей следование многочисленным советам дается непросто.
Если вы не всемирно признанный эксперт в области аутизма и родители не обращаются к вам с прямым вопросом «что нам делать?», постарайтесь избежать советов и особенно комментариев в стиле «я же тебе говорил/а», «где же ты раньше была» и тому подобных.
Сами люди с аутизмом и их родители говорят, что им очень неприятно слышать комментарии в духе «надо же, кто бы мог подумать» или «а выглядит-то он/она совсем нормально».
Исследования показывают, что принятие диагноза проходит несколько стадий.
Сразу после постановки диагноза ребенку многие родители переживают огромный стресс. Некоторым людям трудно начинать разговор о ребенке, не торопите их, не пытайтесь вынудить говорить о том, что им дается трудно. Но это не означает, что вам стоит прекратить общение с близким человеком и ждать, пока его ситуация нормализуется. Несмотря на аутизм жизнь продолжается. Предложите свою помощь, если это уместно.
Даже если человек не использует слово «аутизм», он будет благодарен вам за то, что вы спрашиваете, как вообще поживает их ребенок.
Постарайтесь, чтобы диагноз ребенка не стал помехой вашим обычным, бытовым, дружеским разговорам. Не нужно делать вид, что ничего не происходит, ваши друзья остаются вашими друзьями.
Со временем большинство людей принимают диагноз своего ребенка, и у них появляется потребность об этом говорить. Постарайтесь пойти навстречу и научиться внимательно слушать. И вновь постарайтесь оставить поспешные советы и недоуменные комментарии при себе, они вряд ли будут полезны, но точно могут стать преградой для дальнейшего общения. Если ваш друг или родственник поднимет тему аутизма, спросите, как дела у сына или дочки. Родители, у которых есть дети с особенностями, гордятся даже самыми маленькими их достижениями, поэтому им будет приятно рассказать о них, постарайтесь разделить с ними радость этих успехов.
Если ваш родственник или друг открыто обсуждает проблемы аутизма и активно ищет достоверную информацию, то вы можете порекомендовать ему проверенные источники — на сайтах фондов «Обнаженные сердца» и «Выход» собран большой объем информации на русском языке, публикуются последние научные исследования в области изучения расстройств аутистического спектра. На данных сайтах можно ознакомиться с описанием отдельных практических техник и целых программ, имеющих научно доказанную эффективность.
Продолжайте проводить время со своими друзьям так же, как вы это делали до того, как они рассказали вам о диагнозе своего ребенка: ходите в кафе, парки, музеи, приглашайте их в гости. Если вашим друзьям покажется, что выходов на улицу слишком много или им легче с ребенком в определенных местах, они вам скажут об этом. Главное, чтобы они не почувствовали себя изолированными или выброшенными из социальной жизни.
Продолжайте относиться к ребенку, диагноз которого вы узнали, по-прежнему. Аутизм — это не болезнь, поэтому не надо называть ребенка «больным» и жалеть его. Люди с аутизмом — это прежде всего люди, и относиться к ним нужно так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Спросите у ваших друзей или близких, что нравится их ребенку, а чего стоит избегать. Старайтесь вести себя естественно.
Многим людям с аутизмом трудно, когда с ними общаются слишком длинными фразами. Постарайтесь говорить проще и давайте время на обработку информации и ответ.
Все больше людей с аутизмом начинают пользоваться средствами дополнительной коммуникации (картинки, специальные программы на планшете или телефоне). Понаблюдайте, как ваши близкие общаются с ребенком, спросите, как вам использовать этот язык общения.
Жизнь семьи с ребенком с особенностями развития может быть непростой: семья начинает посещать специальные занятия, им приходится решать множество бюрократических вопросов и при этом продолжать работать и вести домашнее хозяйство. У ребенка с аутизмом может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям. Поэтому для них обычный поход в супермаркет или проезд в общественном транспорте может стать серьезным испытанием.
Обсудите, не нужно ли помочь вашим друзьям — привезти продукты из магазина или забрать вещи из химчистки, это может быть для них серьезной поддержкой.
Человек с аутизмом в детском саду, в школе, на улице
Вы можете встретить людей с аутизмом на улице, a ваши дети могут учиться с таким ребенком в одном детском саду и школе.
Постарайтесь вести себя естественным образом. Не нужно пристально смотреть на людей с аутизмом или, наоборот, отводить взгляд от них. Впрочем, это же относится и к общению со всеми остальными людьми.
Человек с аутизмом может вести себя на первый взгляд странно, хлопать в ладоши, размахивать руками, раскачиваться, повторять одни и те же слова или фразы. Это один из симптомов аутизма — стереотипное поведение. Часто люди с аутизмом знают, что это необычное поведение, но не могут его остановить. Лучше попытаться не обращать внимания на эти моменты, так же как вы не замечаете, когда ваша нейротипичная подруга крутит свои волосы или кольцо на пальце.
Есть миф, что человек с особенностями развития, в том числе аутизмом, всю жизнь остается маленьким ребенком. Это не так, люди с аутизмом взрослеют, как и все другие люди. Неправильно относиться к людям с аутизмом как к маленьким детям, им и их близким это может быть очень неприятно.
Некорректно говорить о человеке в третьем лице (например, спрашивать только у сопровождающего, что ему может нравиться или не нравиться). Спросите у самого человека. Разговаривая с человеком с нарушениями, постарайтесь обращаться к нему напрямую, а не к его сопровождающему.
Не стоит судить людей с необычным поведением. Люди с аутизмом могут быть очень чувствительны к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела). Например, нахождение в местах большого скопления людей может вызывать у них сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей. Но это не значит, что они невоспитанные или агрессивные, окружающим следует проявить терпение и понимание при общении с людьми с аутизмом.
Сегодня любой ребенок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, то есть может учиться в школе и детском саду вместе со своими нейротипичными ровесниками. Немало детей с расстройствами аутистического спектра обучаются в обычных школах по обычным программам. Некоторым из них нужна лишь небольшая адаптация программы (например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен для ребенка) и дополнительная поддержка по развитию социальных навыков. Другим требуется значительное время на обучение в особым образом организованной среде со специально подготовленным ассистентом (тьютором). Основной залог успеха в развитии инклюзивного образования для детей с РАС — многовариантность, для удовлетворения разных образовательных потребностей и возможности перехода из одних образовательных условий в другие, по мере развития ребенка.
Исследования говорят о плюсах инклюзии и для типично развивающихся детей:
Мы часто говорим, что хотим, чтобы наше общество было инклюзивным. Но чтобы это случилось завтра, нам нужно работать над этим уже сегодня. Ведь инклюзия — это отсутствие не только физических барьеров, но и предубеждений по отношению к людям с нарушениями в развитии. Для этого нам всем важно знать, какие мы все разные, но как мы схожи в желании дружить, общаться и быть принятыми. Чем чаще мы будем об этом задумываться, тем легче будет жить людям с особенностями и их семьям в городе, в нашем обществе.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.