если у вас в отряде стали пропадать вещи что делать в такой ситуации
30 ситуаций
ТРИДЦАТЬ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ, С КОТОРЫМИ МОЖНО СТОЛКНУТЬСЯ В ЛАГЕРЕ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТИХ СИТУАЦИЙ.
2. Грязнули. Дети обычно пачкаются во время игр и другой деятельности. Они пачкают лицо, руки, ноги, одежду. Многие из них приучены следить за чистотой тела и одежды. Некоторые нет. Чтобы дети не смеялись над ними, вожатый может помочь тем, что отводит регулярное время для туалета и напоминает детям об этой необходимости.
Причем напомните детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги лучше отдать вожатому. Каждый человек сам несет ответственность за свои вещи, если же он этого не делает, он провоцирует некоторых людей на подобные поступки.
Бывает, что кто-то таскает у детей печенье и конфеты, если станет известно, кто, просто объясните ребенку, что лучше просить, а еще следить за своими желаниями.
5. Тоска по дому. Часто встречаются дети, которые скучают по дому, родителям, друзьям, домашним животным. Они становятся плаксивы и падают духом. Один из способов, который позволит ребенку обрести друзей или забыть друзей, является занятие детей деятельностью (игры, отрядные дела, прогулки, походы и т.д.). Но бывает нелегко. Особенно в первые дни смены. Часто дети вспоминают о доме, когда они чувствуют себя неуспешными или изолированными, когда не реализованы из желания. В таком случае бывает достаточно поговорить с ребенком, помочь ему осознать, какое его желание не осуществилось и показать, как его можно достичь.
6. Плаксы. Плаксы чаще всего встречаются в начале смены среди младших. Основное объяснение их плача: «Хочу домой, к маме.» Побудьте с ними немного, спокойно его послушайте, не отговаривайте, соглашайтесь с ним по принципу «Да, я тоже хочу домой и к маме». Если плачет и следующий день, пригласите его к психологу.
7. Суицидальное поведение. Бывает в лагере очень редко и чаще как демонстрация. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы). После разговора с таким ребенком обратитесь к психологу.
8. Дети рассказывают «ужасы» о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, «накручивают» ситуацию. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.
11. Сексуальное поведение. Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить о сексе откровенно без морализации, чтобы показать детям приемлемые схемы поведения.
12. Оскорбления. Вожатый может заметить признаки плохого обращения с детьми. Например, синяки, шрамы, особенно в душе, или при осмотре. Плаксивость, депрессия. При таких ситуациях обращайтесь к психологу.
13. Химические отравления. Лагерь не изолирован от возможности приносить туда спиртные напитки, табак или наркотики для употребления или совместного использования. Во-первых, на территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Делая это, Вы как бы провоцируете на это детей. Это можно делать в свободное от работы время и не на детской территории. Если Вы заметили детей в состоянии химического отравления, поговорите с ним. в зависимости от его состояния обратитесь к врачу или окажите ему помощь. Но не оставляйте их одних в таком состоянии. Важно Ваше физическое присутствие. Избегайте нотаций.
21. Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает «назло». Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:
Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение.
22. Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.
26. Отрицательный лидер. Бывают группы. в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других.
27. Отпускают «сальные» шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы «проверить Вас на реакцию», провоцируют. Спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
Сборник педагогических ситуаций для вожатых.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самохвалова М.В. – преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»
педагогического колледжа имени Ж Досмухамедова.
Капсиева С.Е. – зам.директора по научно- методической работе
педагогического колледжа имени Ж Досмухамедова.
Ильясова Р.К. – зав кафедрой «Педагогики и психологии» Уральского
Сборник рассмотрен и одобрен Учебно-методическим объединением по профилю «Образование». Протокол № 6 от 21.02. 2014 года
Данный сборник рекомендован для преподавателей, студентов педагогических колледжей, вожатым и организаторам внеклассной работы в летний период.
Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных умений и знаний. Она строится на основе широкой эрудиции, знаниях о детской психологии, управлени и процессом развития личности ребенка и детского коллектива, о педагогических основах воспитания.
Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие вожатого с ребенком (коллективом отряда) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).
Решение педагогических ситуаций потребует от вожатого проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств.
Вожатому не следует запрещать то, что он в силах предотвратить. В таком случае ему лучше искать другие педагогические приемы.
Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда легко, особенно, когда другой вид не особенно для них желателен (например, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в подвижные игры, независимо от возраста. Вожатому нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать.
В данном сборнике приведены педагогические ситуации для вожатых и пути их решения, а также упражнения для педагогического продуктивного общения.
Педагогические ситуации и пути их решения
В приведенных ниже таблицах (с учетом возрастной периодизации детей), дается общая картина проблем, с которыми может встретиться вожатый в детской летнем лагере и их варианты решения.
П рогнозируемые ситуации
В озрастные особенности
С лёзы, тоска по дому
Б олезненно переживает разлуку с семьёй
Р аздражительность, тоска по дому
Ч увство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки
Д ать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе
М ножество вопросов
В нимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
Т рудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д.
О тсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня
Т ерпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет.
П ривычка есть медленно, всухомятку
Н аходится во власти домашних привычек
С ледить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить
Г отовы пробовать всё на вкус
П овышенный интерес ко всему новому
Б еседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д.
О пасность травматизма
Д емонстрируют свою смелость
Б еседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами
Н е оставлять одного в темноте
К опирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых
С лепое подражание взрослым
О бъяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения
« У жасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д.
Н еумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие
С лушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях.
Р угается нецензурными словами
Н изкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения
П ри всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство. » и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов»
П рогнозируемые ситуации
В озрастные особенности
О бидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
П оловое созревание
В нимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения
К урение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя
борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения
З амкнутость, одиночество
О бострённое переживание своих недостатков
П ереключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения
Н епослушание, действия «наперекор», постоянные споры
С тремление к самостоятельности
В никать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло
П оявление тайн, озорство, шалости,
Н еуёмная фантазия
Т актично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики
З ащитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача.
П рогнозируемые ситуации
В озрастные особенности
К онфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых
С тремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности
З амкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя
Р азвитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний
Т актично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви
О диночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе
С пецифические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.)
И ндивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их.
С тремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида
ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении:
1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»
2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?»
3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»
4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»
Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства; обострённое восприятие и ожидание оценки.
1. Н е заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость;
2.не сравнивайте с окружающими;
3.чаще используйте телесный контакт;
5. чаще называйте по имени;
6. меньше замечаний в его адрес;
7.наказание в самых крайних случаях;
8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему ;
9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе. »
О тказ дежурить в столовой
В ыяснить причину. Предложить другую работу, напомнить, что весь отряд несёт ответственность, чтобы накормить всех и не стоит подводить ребят из отряда. Они этого не поймут и могут обидеться.
« Н аблюдатели» по жизни
С оздать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позвольте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.
О трицательный лидер
Х очется власти и внимания
П одружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других.
О тпускают «сальные» шутки
П роверка Вас «на прочность»
С покойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация повторится. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
П одросток/ ребёнок обманывает
С лучается практически в каждой смене и любом возрасте
О бсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, ч то обманывать не стоит, это ведёт к негативным последствиям, самое главное — он теряет доверие у других.
Я вление «буллинг»-агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения других детей в присутствии наблюдателей.
НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ В ДОЛ (Л.)
При работе с детьми никто из нас не застрахован от возникновения ситуаций, при которых потребуется наша незамедлительная реакция, действия по решению возникших проблем. К счастью, такие ситуации возникают не часто. Но быть к ним готовыми необходимо.
Младший школьник первый раз в лагере. Итак, если маленький ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Уделяйте ребенку по возможности больше внимания, увлекайте его интересными делами, так, чтобы он отвлекался от грустных мыслей. Не требуйте от малыша того, что он не умеет делать. Лучше помочь ему в этом. Совместный труд (неважно с чем он связан) поможет ребенку быстрее привыкнуть к нему и посмотреть как его следует выполнять, чтобы потом повторить те же действия самостоятельно.
Вы можете столкнуться и с другой ситуацией, когда у ребенка отсутствует желание быть помощником. Здесь налицо родительское упущение, но именно вам с этим придется «бороться». Используйте ведущий вид деятельности детей и их интересы, т.е. на данном этапе развития целесообразно приучать детей к труду через игру, соревнование, похвалу. И помните главное, вы для ребят на время каникул и мама и папа.
Ребенок не в первый раз в лагере. Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, «старых» вожатых с новыми, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в дисциплине.
Важно подружиться с ребенком, сделать его своим другом и помощником. Опирайтесь на его знания. Покажите, что они для вас представляют ценность. И тогда, возможно, в его лице вы приобретете незаменимого ценного союзника.
Разногласия между вожатым и ребенком. Вожатому так же надо помнить и о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам соблюдения установленных правил поведения и организации отдыха, в частности организации «свободного» времени. Если разногласия касаются установленных правил и распорядка, следует быть твердым с самой первой секунды знакомства с детьми и не на минуту не отступать от своих требований (иначе дети поймут, что все что вы говорите выполнять не обязательно).
А что касается свободного времени, здесь вы можете услышать такие часто повторяющиеся слова: «Я сюда приехал отдыхать, а это значит (в понимании ребенка) делать то, что захочется, словом ничего не делать целыми днями!» И какие тут могут быть мероприятия?! Как правило так отвечают дети, с которыми в прошлые смены вожатые не занимались и они были предоставлены сами себе, жили и проводили время как им заблагорассудится. Таким образом вам придется перестраивать целый фундамент детских привычек, камешек за камешком. А это работа очень трудная и кропотливая. Поэтому желательно сразу же выяснить интересы таких детей, и используя это заинтересовать юного «бездельника» первым же отрядным мероприятием, в котором ребенок их реализует. Но учтите, к разным детям должен быть свой подход и свой способ действий. Мы будем рады услышать от вас, каким способом вам удалось направить ребячьи интересы в нужное русло.
Еще одним важным моментом для вожатого является знание о ситуациях, связанных с неприятными последствиями, сложностями со здоровьем[1]. Так например:
Жалобы. Достаточно важное для ребенка понятие – это жалоба. Она означает сигнал к тому, что у человека что-то не в порядке.
Часто взрослые не обращают внимания на жалобы ребенка, считая их простым ябедничеством. Конечно, ябедничество поощрять не следует. Стремитесь развивать в детях способность самостоятельно решать межличностные проблемы, и лишь в крайних случаях прибегать к помощи взрослых. Однако за жалобой на физическое недомогание может стоять серьезная проблема со здоровьем; а жалоба на пропажу вещи – сигнал к тому, что в отряде завились воры.
Словом, прислушивайтесь ко всему, что говорит вам ребенок и соблюдайте несложный алгоритм действий в таких ситуациях:
· выясните точные причины жалоб ребенка;
· примите меры к изменению ситуации и исправлению последствий;
· получите от ребенка обратную связь: стало ли ему лучше?
Ребенок заболел. Здесь все будет зависеть от симптомов заболевания. Ни в коем случае нельзя давать по своему усмотрению лекарственные препараты. И в любом случае доставить ребенка к врачу, либо врача пригласить к ребенку.
Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.
Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.
Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, редко занимается одним занятием или делом, старается охватить все сразу. Роль вожатого – защитить ребенка от его собственных действий. Педагог должен постараться, чтобы непоседа участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.
Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Постарайтесь занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме. Днем эта проблема будет решена. А ночью, когда ребенок останется сам по себе, он снова вспомнит о своей грусти. Проявите максимум заботы о нем, укройте одеялом, погладьте ребенка, пожелайте приятных снов, поцелуйте его как это делает мама. Можно почитать перед сном книгу. А в некоторых особо острых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.
Стресс. Мы об этом уже упоминали, но еще раз повторим, что вожатый должен всячески оберегать детей от различного рода стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций.
Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:
· акцентировать внимание на достоинствах ребенка;
· давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;
· вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;
· замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Старайтесь всячески оберегать психику детей. Она очень хрупка.
Суицидальное поведение. Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. Первым признаком является надвигающаяся депрессия. Вожатым следует научиться распознавать ее. В таком случае вспомните свое преддепрессивное состояние и саму депрессию (хотя это не очень приятно), проиграйте в памяти, что вам помогает в таком случае. Это могут быть разговоры «по душам», какая-либо деятельность, какой-то толчок. Угостите ребенка шоколадом. Если есть в лагере психолог, обязательно обратитесь к нему за помощью. Поставьте в известность руководство лагеря. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.
Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
Химическое отравление. Детский лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков. обнаружении употребления детьми алкоголя и наркотических средств необходимо немедленно сообщить администрации и медицинским работникам.
Что касается детского курения – здесь не однозначной точки зрения на эту проблему. Остается бесспорным тот факт, что выкуривание сигарет вредит здоровью молодого человека. Однако стоит ли запрещать детям курить, если они уже до лагеря это делали? Или разрешить под предлогом того, что ребенку так сразу не отучиться от этой привычки? Безусловно это сложный вопрос морали и здоровья. Вы вольны в этой ситуации поступать как вы считаете необходимым. И очень хорошо, если администрация лагеря вам в этом поможет.
Что касается нашего опыта в данной области, то мы закрывали глаза на курение, если от родителей было письменное подтверждение того, что их дети обладают такой привычкой, и что они не имеют ничего против. С другой стороны дети знали что есть в лагере специально отведенное для курения место, и если кого-то увидят с сигаретой где-то еще, то они лишатся сигарет. Это работало, хоть было и неправильным.
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены вожатыми, например, наличие не обычных синяков или шрамов и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать бесконтрольных обсуждений в коллективе, с друзьями – как своими, так и с друзьями ребенка. Необходимо провести на собрании отряда беседу о правомерности такого поведения и к каким последствиям оно может привести. Возможно обсудить способы другого (мирного) решения конфликта.
Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:
· Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.
· Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.
· Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.
· Переход к безразличному поведению.
· Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.
· Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.
· Жестокое обращение с животными.
В этой ситуации потребуется помощь квалифицированного специалиста (психолога) с проведение судебно-медицинской экспертизы и заведением уголовного дела.
Воровство. Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора, т.к. он сам никогда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное. Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев». Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок.
Другая ситуация, когда вор неизвестен. Многие педагоги прибегают к «публичной казни», т.е. в присутствие всего отряда проводится беседа о происшествии (в зависимости от возраста это может быть и вечерняя свечка на тему «Что такое воровство?» или «Могу ли я украсть?»). Затем предлагается ребенку анонимно вернуть на место украденную вещь, либо отдать ее вожатому, при условии, что личность ребенка не будет раскрыта без его согласия. Это достаточно гуманный способ. А для ребенка такая стрессовая ситуация может послужить настоящим уроком.
Однако бывают ситуации, когда невозможно определить вора, а стоимость украденных вещей достаточно велика (крупное воровство), в таком случае ставится в известность администрация лагеря в лице директора и подается заявление в органы милиции.
Пропажа ребенка. Достаточно редкая ситуация. Однако она тоже может иметь место. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро вы обнаружите пропажу. А для этого:
1) вам постоянно необходимо знать, где находится каждый ваш ребенок;
2) постоянно пересчитывайте детей (пред походом в столовую), проверяйте их наличие;
3) в сончас и после отбоя все койки должны быть заняты своими хозяевами.
При обнаружении пропажи ребенка:
1) прверить на месте ли личные вещи ребенка;
2) опросить детей, кто и когда его видел в последний раз;
3) обойти все возможные места прибывания ребенка на территории лагеря: укромные места, друзья в соседних отрядах, медпункт, столовая, прачечная и т.д.
4) поставить в известность администрацию лагеря;
5) вместе с уполномоченными сотрудниками начать поиски за территорией лагеря.
Конфликт вожатого с воспитателем. Здесь нельзя вовлекать детей. Они ничего не должны знать о ваших личных взаимоотношениях. Если вам не удается самостоятельно его разрешить, привлеките в помощь старшего воспитателя, а может даже и директора.
Конфликт вожатого с родителем. Вы не должны вступать в конфликт с родителями и спорить с ними во чтобы то нистало, доказывая свою правоту. По любому спорному вопросу, который не решается мирным путем, вам следует отправлять родителей к директору лагеря.
Если человек оказался под током. Постарайтесь оценить ситуацию, определить место источника тока и возможность его отключения. Отключите электричество.
Если это возможно, оттащите человека за одежду, обернув свою руку любой сухой тканью (обязательно одной рукой) так, чтобы самому не попасть под воздействие тока. Можно воспользоваться сухой доской или палкой, чтобы оторвать человека от воздействия тока.
Если человек не потерял сознание, но не может оторваться от провода, крикните ему, чтобы он подпрыгнул на месте. Резко дерните его за одежду, отбросив от провода назад.
При обрыве высоковольтного провода и касании им человека подойдите мелкими шажками, прыгайте на одной или обоих сдвинутых ногах вместе, чтобы не попасть под шаговое напряжение.
Действия при пожаре. В первую очередь необходимо вывести детей.
Если возникло сильное задымление, намочить полотенце или одежду и приложить ко рту и носу (дышать через смоченную тряпку).
Вывести всех до одного детей на улицу на открытую площадку дальше от горящего здания. Еще раз проверить наличие всех детей.
[1] Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.