если утаил грех на исповеди что делать
Какие три самые распространенные ошибки случаются во время исповеди?
Хочется с Божьей помощью обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на три вещи, которые, на мой взгляд, несколько искажают правильное восприятие Таинства Исповеди (Покаяния).
Во-первых, обратимся к определению Таинства Покаяния, которое дается в православном катехизисе.
Святитель Филарет (Дроздов) так пишет об этом: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». Т. е. когда человек устно исповедует свои грехи перед священником, а тот читает над ним разрешительную молитву, или, как говорится в литургике, формулу совершения Таинства, то Сам Господь изглаживает (прощает) верующему его грехи. Исповеданный грех стирается, исчезает, и человек начинает жизнь с чистого листа.
Для того чтобы исповедь совершилась от исповедающегося, необходимо соблюдение четырех условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.
В чинопоследовании исповеди есть следующий момент. Священник обращается к исповедающемуся и говорит молитву, в которой есть такие строки (перевод на русский с церковнославянского): «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не уклоняясь, открой всё, что соделал ты, – и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним всё, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадёшь в двойной грех. Итак, будь внимателен, – ибо ты пришёл в лечебницу – чтобы не уйти тебе не исцелённым». Т. е. если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие; и неизбавления, неисцеления от греха, продолжающего мучить человека.
Таким образом, христианин, который скрывает свой грех на исповеди, войдя в Таинство, исполненное благодати Святого Духа, силится превратить его в некое лукавство, земную интригу, представляя Бога и Его служителя – священника – словно бы земными начальниками, с которыми можно хитрить, от которых можно что-то утаить и которых можно обмануть. Получается святотатство. И человек уходит от такой исповеди не оправданным, но осужденным.
Правда, следует заметить, что часто человек скрывает свои грехи из-за ложного стыда, но его также нужно преодолеть пониманием того, что ты идешь к Богу, Который и так знает твои грехи. С другой стороны, и священнику нужно быть милосердным, деликатным, любящим. Ведь в чем-то свидетельство священника на исповеди является некоей сократовской маевтикой, искусством бабки-повитухи. Мы, священники, на исповеди не судьи, но акушеры, принимающие роды у кающейся души. Мы свидетели восстановления индивидуального завета конкретного человека с Богом.
Из своего опыта скажу, что ложный стыд на исповеди преодолевается ее частотой. Чем чаще ты исповедуешься (выбрав себе священника, который тебе по душе), тем быстрее уйдет ложный стыд.
Теперь о трех вещах, которые искажают правильное восприятие Таинства Исповеди (Покаяния), заявленных в начале статьи.
Первое. У человека часто в сознании сливаются Таинство Исповеди и Таинство Причащения. Ему кажется, что это одно и то же Таинство. Хотя это два разных Таинства. Перед принятием Тела и Крови Христовых необходима исповедь. Но если вы хотите только поисповедоваться, вам достаточно придти в храм к священнику или вызвать его на дом (в больницу) в случае тяжкой болезни. Действительно, для Таинства Причастия необходимо поститься, соблюсти евхаристический пост (с 0.00 начавшегося дня и до момента Причастия не есть, не пить), прочитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, быть на вечернем богослужении и на нем либо непосредственно на Литургии поисповедоваться. Но все эти условия не являются необходимыми для участия в Таинстве Покаяния (Исповеди). На нее просто нужно решиться и придти. Можно даже без чтения молитв и не постясь. Главное – желание избавиться от язв да игл греха.
Второе. Человек часто относится к исповеди формально, как к необходимому довольно «механическому» условию, чтобы приступить к Чаше Евхаристии. Он не относится к исповеди как к самоцели – исцеления от греха. Он видит в ней нечто бюрократическое.
Третье. Исходя из второго, исповедь такого человека превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.
Между священником и подобным человеком на исповеди происходит примерно следующий диалог.
– Каюсь перед тобой, Боже, и перед тобой, святый отче, за все свои грехи, совершенные делом, словом, помышлением. Аминь!
– А какие конкретно грехи?
– В каких конкретно грехах Вы каетесь?
И тут начинается самое интересное. У человека сбивается формально-бюрократический план исповеди. Он начинает ерзать. Нервничать. И… оправдываться.
– Не знаю, я вроде бы никого не обидел. Никому плохого не сделал. Стараюсь со всеми жить мирно.
Это очень тревожный датчик неправильной духовной жизни. Значит и внутренне такой человек привык оправдывать себя, привык загонять свои страсти-чудовища в самый дальний угол сердца и не замечать их. Но он не понимает одного. Эти грехи-чудовища умирают только на свету исповеди. В темноте же самооправдания они питаются душой человека и растут, превращаясь в настоящих драконов, грозящих человеку духовной гибелью.
Святой жизни старец, канонизированный преподобный Паисий Святогорец однажды сказал: «Еесли бы я мог, то исповедовался каждый день».
Это святой человек!
Будем же внимательны, дорогие братья и сестры, к своей духовной жизни. Будем искоренять в себе ложный стыд. Будем исповедоваться как можно чаще. Ведь на Святом Евангелии, как на операционном столе, Христос-Хирург избавляет нас от страшных болезней и восстанавливает наши первозданные чистоту, красоту и здоровье. От нас требуется лишь одно условие: чтобы мы предельно честно подошли к самому себе и с сокрушенным сердцем, четким осознанием своего греха, намерением исправиться и верой в Божие милосердие. Именно с таким настроем приступим же, братья и сестры, к исповедальному аналою.
Растерялась и солгала на исповеди. Что теперь делать?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Сегодня я была на исповеди. Один из моих грехов — блудные деяния. Батюшка стал расспрашивать, что это за деяния. Я не смогла ответить подробно, и ответила не то, что было на самом деле. Т. е. соврала. Получается, и грех остался, и еще ложь добавилась. Как быть? Рассказывать о моем грехе в подробностях? Разве это так важно? Ведь главное, что я раскаялась, и назвала грех на исповеди.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Самый правильный вариант — это прийти на исповедь и честно сказать, что так и так, растерялась, было стыдно, не поняла, и в итоге сказала не правду вот по такому-то поводу.
Что касается подробностей, излишние подробности разных процессов нам и правда не нужны, Господь знает, да и Вы, когда исповедуетесь, все-таки представляете, о чем говорить. Но иногда бывает важно назвать какие-то вещи не в целом, а чуть конкретнее. Например, одно дело — это «блудила», другое дело — вступила в связь, например, с мужем соседки, с женихом коллеги, с малознакомым человеком из интернета, или вступила в блудную связь со своим собственным женихом, не дождавшись официального заключения брака. Это все равные вещи, и будет разница, например, склоняли ли Вы этого мужчину к связи с Вами или, наоборот, он как-то Вас завлекал. Или, например, Вы выпили и поэтому все случилось. Дальнейшие подробности не очень нужны, но, думаю, Вы и сама понимаете, что назвать какие-то фактические вещи было бы правильнее и яснее.
А вообще Вы молодец, что решились прийти на исповедь. Лукавый не дремлет и будет всячески смущать Вас и отвращать от исповедания, но Вы ему противостойте и не стыдитесь искать лекарства и освобождения от совершенных грехов.
Ошибки на исповеди
Основные ошибки на исповеди (Таинстве покаяния):
В этой статье я собрал наиболее частые ошибки на исповеди, о которых предостерегают священнослужители.
Подготовка к исповеди
Для того чтобы исповедь совершилась, от исповедующегося необходимо соблюдение следующих условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.
Существует подготовка к Таинству Святого Причащения (молитвенное Последование, евхаристический пост…). Она не распространяется на Таинство Покаяния (Исповедь). На исповедь достаточно просто решиться и прийти, имея желание очистить душу и осознав соделанные грехи.
Таинство Покаяния и Таинство Причащения – это два разных Таинства. Перед Причащением принято очищать душу исповедью. Но если вам необходима только исповедь, то достаточно прийти в храм или вызвать священника на дом (в больницу) в случае тяжёлой болезни.
Желательно заранее осмыслить свою жизнь и прочитать пособия к Исповеди. Если же вы понимаете, что другой возможности исповедоваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно скажите священнику: «Помогите мне, я не осознаю за собой грехов».
Смысл исповеди
Покаяние должно совершаться не только в Церковном Таинстве – это процесс всей жизни, именуемый духовной борьбой. В Таинстве Покаяния мы получаем разрешение от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны внимательно следить за своими мыслями и поступками.
О грехах следует не только сокрушаться, с ним следует деятельно бороться, используя опыт Церкви, изучаемый Аскетикой.
Таинство Покаяния не аналогично общению с психологом. Психолог помогает решить психологические проблемы, психиатр лечит психические болезни, а священник помогает настроить правильную духовную жизнь. Цель пастырства – спасение души, а психотерапии – врачевание души в пределах земной жизни человека.
Как проходит исповедь?
На первую исповедь (или исповедь после долгого перерыва) лучше не приходить в воскресенье или в дни больших церковных праздников.
И обязательно предупредите священника, если это ваша первая исповедь, или о том, что вы давно не исповедовались.
Следует различать Таинство Покаяния и духовную беседу со священником. Если вы хотите что-то спросить или о чем-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша исповедь будет произнесена.
Когда вы подходите на исповедь, то обычно можете оценить количество исповедников. Если их много, то постарайтесь не тратить время на беседу на общедуховные темы. Исповедующий священник старается распределить имеющееся время равномерно на всех. Поэтому отнеситесь с пониманием к просьбе подойти с беседой вне исповеди.
Не смущайтесь, если священник не дал вам возможности произнести (прочитать) все грехи, в которых вы желали исповедоваться. Обратите внимание: Таинство именуется «Таинством Покаяния», а не «таинством прощения произнесённых вслух грехов».
Иногда можно увидеть, что исповедь совершается перед самим Причастием. Исповедь на запричастном стихе неуместна и может допускаться в исключительных случаях. Поэтому, если Вы не готовились ко Причастию, то не нужно стараться исповедаться непременно во время Литургии. Обычно исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Но можно попросить священника об исповеди в любое внебогослужебное время.
Исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что в нём действует Бог. Мы исповедуемся не священнику – человеку, но Богу при свидетельстве священника. Слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.
Как называть грехи на исповеди?
Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной. Бесплодно каяться в том, что ты «горд». Это бессмысленно. Потому что после такого покаяния в жизни ничего не меняется. Правильно покаяться в том, что мы высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. При этом избегайте лишних подробностей и повторений одного греха в разных ситуациях.
Единственное исключение – грехи в области пола, они исповедуются без подробностей, только именуются (например, блуд, прелюбодеяние…). Причём, даже если священник просит вас рассказать подробности совершения такого греха, вы имеете право не делать этого.
Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова из перечня грехов, включать его в исповедь «на всякий случай» не надо.
Не нужно перекладывать на священника функции по определению наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жизненной ситуации. Если есть действительно сложный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до исповеди. Просьба у исповедального аналоя: “Батюшка, скажите, а это грех или нет?” — часто говорит лишь о вашей неготовности к серьезному разговору.
Абсурдна ситуация:
— Батюшка, у меня вот что произошло, но я не знаю грех это или нет?
Священник: — Это грех! …
— Ой, каюсь… каюсь и в этом.
Не превращайте исповедь в беседу о своих недостатках, сомнениях, о своей нелёгкой жизни. Исповедь — это преддверие Страшного Суда.
Не нужно пытаться «разбавить» грехи упоминанием того, что каких-то грехов у нас точно нет или перечислением своих заслуг.
Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно, а не пытаться беспорядочно успеть перечислить как можно больше грехов.
Нельзя лукавить, использовать эвфемизмы. Вместо «украл» – «обидел человека».
Особенно это касается алкоголизма. Один алкоголик на исповеди говорит священнику: «Ну, выпил я». А тот его успокаивает: «Да я тоже позавчера в гостях был, выпил». Но это громадная разница – немного выпить раз в месяц в гостях или зависимость. Эту страсть сложно у себя диагностировать. Есть даже медицинский термин – анозогнози́я – состояние, при котором у пациента отсутствует осознание наличия болезни. Спросим у опустившегося алкоголика, питающегося на помойке, пьяница ли он? Он будет упрямо твердить, что пьёт только когда хочет. Но умолчит, что хочет регулярно.
Исповедь — баня, омывающая душу
Говорить: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал» — безрассудно. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ), «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8-10 ).
Не откладывайте самые постыдные грехи на следующую исповедь. По словам одного священника: “Я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного «оригинального» греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же”.
Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие.
Формальная исповедь
Шаблонные фразы: «Грешен всеми грехами, каюсь», или: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или: «Согрешил против 4‑й заповеди, против 7‑й заповеди» – очевидный формализм. Причиной его является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными, слабостей и грехов. Такая исповедь превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.
Следует избегать самооправдания. Кто первый этим согрешил? Адам и Ева. Исповедовать следует не грехи родственников, соседей и других людей, а свои грехи. В любых ситуациях, где мы согрешили, виноваты мы, кто бы нас ни провоцировал, и какие бы обстоятельства этому ни сопутствовали. После одной такой исповеди батюшка ответил: “Передайте соседке, что её грехи отпущены”. Никогда не жалуйтесь на исповеди на других людей, неважно кто спровоцировал, важно кто совершил грех.
Отношения с духовником
Старайтесь исповедоваться одному священнику, а не бегать по разным, стыдясь духовника. Священник – врач духовный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со страстями.
Не ищите обязательно снисходительного священника, в меру строгий батюшка будет не потакать нашему слабоволию, а дисциплинирвать нас на пути духовной борьбы.
Не ищите и близких личных отношений со священником, они редко идут на пользу, значительно чаще вредят обоим.
Священник ни при каких обстоятельствах не может раскрыть то, что услышал на исповеди. Но желательно и исповеднику понимать, что полученный им на исповеди совет касается только его конкретной ситуации.
Охлаждение к исповеди
Что делать, если происходит охлаждение к исповеди? Можно услышать рассуждения о том, что “исповедь – не билет к Причастию” и поэтому можно исповедоваться гораздо реже приступания к Чаше. На самом деле, если интенсивность вашей духовной жизни предполагает Причастие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обязательности исповеди перед Причастием можно обсудить с духовником. Если же человек причащается раз в месяц, и на этом основании хотел бы исповедоваться, допустим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед Причастием), то это может говорить о серьезных духовных искажениях, о нерадении в деле спасения.
Не избегайте исповеди по причине того, что придется повторять уже исповеданные ранее и повторенные грехи. Говорят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испачкаются…
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Многолетняя практика обязательной исповеди, установившаяся в нашей Церкви, помимо безусловных преимуществ, сформировала у целого ряда людей взгляд на исповедь как не как на самостоятельное Таинство, а как на некий этап подготовки к причащению. Безусловно, в реалиях сегодняшнего дня исповедь перед причастием необходима. Однако не следует забывать, что смысл Таинства Покаяния вовсе не в том, чтобы человек подошёл к Чаше Христовой, исповедав предварительно как можно больше грехов. Исповедь неотделима от той каждодневной скрупулёзной работы, которую должен вести всякий из нас над собственной душой. От борьбы со страстями, от сопротивления искушениям, от искоренения греха в любом его виде. В Таинстве Покаяния христианин черпает благодатные силы для работы над собой, и прощением грехов в этом же Таинстве венчаются все его усилия на поприще покаяния. Кроме того, прощение грехов как таковое напрямую зависит и от твёрдости намерения к исправлению, и от образа жизни кающегося. Если человек не употребляет над собой ни малейшего усилия, если в его жизни постоянно присутствуют одни и те же грехи, польза от его исповеди будет нулевой, исповедуйся он хоть ежедневно.
Стремление максимально освободиться от грехов на исповеди без желания отказаться от них в жизни, то, что в своё время протопресвитер Александр Шмеман метко назвал «интроспекцией чистюли», никакого отношения к покаянию не имеет. Однако именно эта интроспекция чистюли присуща многим нашим прихожанам. Сколько раз мне приходилось наблюдать странную и даже абсурдную картину: человек готовится причащаться и приходит на исповедь вечером накануне, исповедуется, но на этом не останавливается и обязательно подходит к исповеди уже во время Литургии. Некоторым, кстати, и этого бывает мало, и они уже перед самым причащением исповедуются снова. И было бы полбеды, будь это единичные случаи в отдельных приходах, так ведь нет! Из общения между священниками становится ясно, что таких прихожан нынче хватает всюду. И самое печальное то, что никакие священнические увещания на них не действуют. Они, скорее, будут исповедоваться у разных батюшек, кочевать из прихода в приход, но своей странной привычке не изменят. И самое печальное то, что, глядя на них, их воцерковлённые дети начинают заниматься тем же самым, чуть ли не по три-четыре раза за Литургию исповедуя внезапно вспоминающиеся грехи. А всё от желания подойти к Чаше как можно более «очищенным»…
Да вот только всё дело в том, что наша «очищенность» у Чаши никому, по сути, не нужна. Главной целью, которую преследует известная нам традиция подготовки к причащению, включающая пост, молитвенное правило и исповедь, являются искреннее покаянное чувство, сокрушение сердца и смиренное сознание собственного недостоинства. Но точно ли эти чувства наполняют душу «чистюли», трижды за два дня сходившего на исповедь и не помнящего за собой более никакого греха? Если бы! «Чистюля», напротив, исполнен чувства удовлетворённости. Как же: он постился и даже рыбы не ел, он «всё вычитал» и исповедал всё, что помнил. Он вполне доволен собой и резонно рассчитывает на причастие «во оставление грехов и в жизнь вечную». Никакие параллели не Евангелием не напрашиваются? Ну конечно: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть и всего, что приобретаю» (Лк. 18:12)…
Так вот, на первый взгляд, внезапно пришедший на память неисповеданный грех мог бы всё расставить на свои места: ощутил бы человек себя недостойным грешником, искренне воздохнул бы к Богу о милости и приступил бы к Трапезе Господней в должном смирении. Но в том-то и беда нашего «чистюли», что, лишившись удовлетворённости и уверенности, он испытывает не раскаяние, а разочарование. К Чаше-то он, конечно, подойдёт, но потом целый день потратит на бесполезные попытки определить по сугубо плотским и душевным ощущениям, достойно он причастился или нет.
Итак, чтобы не довести себя до подобного состояния, необходимо помнить следующее:
– мы никогда не бываем и никогда не можем быть достойными принятия Тела и Крови Христовых;
– недостойных достойными делает не подготовка, а Сам Христос, видя искренность сердечного сокрушения и глубину смирения;
– вся подготовка к причащению служит, по сути, только одной цели: приобретению всё того же сокрушенного и смиренного состояния души;
– очищать душу от грехов нужно не конкретно перед причастием, а в течение жизни, и не исповедуясь по нескольку раз за службу, а непрестанно работая над собой и исповедуя собственные падения с твёрдым намерением встать и продолжать борьбу;
– исповедоваться перед причастием нужно один раз, серьёзно и вдумчиво, основательно подготовившись к исповеди накануне;
– практику многократной исповеди и накануне причащения, и в сам день следует признать порочной, служащей не очищению души от греха, а расслаблению, нерадению и профанации Таинства Покаяния.
Ну и, наконец, если у самой Чаши вы вдруг вспомнили неисповеданный грех, искренне воздохните к Богу о прощении и милости и со смирением приступайте к причащению. Будьте уверены: грех, который вы вспомнили, далеко не единственный неисповеданный и всех грехов не исповедуешь никогда. Однако никакие наши грехи не препятствуют милосердию Божию, если мы искренне каемся в них. И даже если грех был забыт на предыдущей исповеди, ничто не помешает вам, не согрешив им в течение нескольких дней или недель, вынести его на исповедь в ближайшем будущем.
Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти
Как подготовиться к первой исповеди и причастию, как отличить смертный грех от мелких проступков — с
Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.
Дети до семи лет причащаются без исповеди.
Обмануть Бога невозможно
— Если человек впервые пришел на исповедь, что ему делать — куда встать, куда денежку положить?
— Это все не столь важно, особенно насчет денежек. Главное — он должен подойти к священнику и спросить, как можно исповедоваться. Если он пришел во время службы и видит, что идет исповедь, надо подойти к батюшке, который исповедует. Если много желающих исповедоваться, много причастников, тогда лучше дождаться окончания богослужения и уже тогда поговорить с батюшкой. Заблуждение многих людей, которые пришли в храм впервые, — они думают, что священник должен все бросить и заниматься только ими. Это неправильно. Если у вас есть потребность в подробной беседе со священником, лучше прийти на вечернее богослужение, после которого можно спокойно поговорить с батюшкой и более полно излить свою душу.
— Бывает, что говорить о своих грехах очень стыдно. Что будет, если что-то утаить?
— Чаще всего люди утаивают грехи из-за ложного стыда. А если сознательно что-то утаить на исповеди, то это будет сугубый, то есть еще более тяжкий грех, ведь обмануть Бога невозможно. Чем глубже и доскональней исповедь, тем больше очищаются сердце и душа человека. Чем больше греха выплескиваем из себя, тем больше благодати Божией вмещаем. Господь в нечистое не войдет. Чем больше очистим свое сердце, тем больше места мы освобождаем для Господа.
— Многие говорят: я не убиваю, не краду, в чем мне каяться? О каких грехах нужно говорить на исповеди? Как определить, какие грехи важные, а какие мелкие, чтобы не беспокоить Господа по пустякам?
— Мы склонны квалифицировать грехи как тяжкие смертные и мелкие житейские. Это большая ошибка. Это человек придумал, чтобы ему было удобнее себя самооправдать — все сплетничают, все осуждают, поэтому я не хуже других. Грех — это преступление Закона Божиего. Вот мы говорим «смертные грехи» — а почему они так называются? Потому что каждый нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти. Если человек с этим грехом умрет, он Царства Небесного не унаследует, душа погибнет. Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически.
В основе греха — наш эгоизм
— Какие же грехи Церковь называет смертными?
— Когда мы нарушаем Заповеди Христовы. Когда человек поклоняется Богу иному, то есть Бога истинного меняет на поклонение иным богам — увлекается суевериями, оккультными науками. Когда нарушаются заповеди «не укради», «не прелюбодействуй», «не желай чего-то чужого», «не лжесвидетельствуй» (то есть не обманывай). В жизни чаще всего погрешают против седьмой заповеди — прелюбодеяние, к сожалению, становится бичом нашего общества. А в основе любого греха, как учат святые отцы, лежит наша гордыня, наш эгоизм. Мы ведь хотим, чтобы все было для нас — как нам удобно. И человек, как в народе говорят, слетает с катушек и думает только о себе. Поэтому и говорят, что православный человек должен быть в духовном трезвении, сопоставлять свои поступки и замыслы с Законом Божиим и волей Божией. Это непросто, но православный человек черпает силы для такой работы в церковных таинствах исповеди и причастия.
— Как правильно каяться — нужно просто называть свои грехи: нарушил седьмую заповедь, восьмую… Или рассказывать в деталях и подробностях?
— Если священник захочет узнать подробности — как сам человек относится к совершенному греху, исправляется ли он, он спросит об этом. Разумеется, какие-либо пикантные подробности, как и называние имен-фамилий, на исповеди совершенно неуместны. Важно назвать сам грех, как человек его понимает. Если исповедующийся приходит и говорит: грешен во всем! — это избитая формулировка, которая показывает, что он совершенно не готов к исповеди. Такого батюшка отправит подготовиться получше.
— На бумажке можно грехи записать?
— Можно, причем не только пожилым людям, но и всем. Часто бывает, что верующий продумает и оплачет свои грехи и уже знает, что будет говорить на исповеди, а, подойдя к священнику, чувствует, что в голове пусто. И грехи останутся нераскаянными. А шпаргалочка поможет их вспомнить.
Тайна исповеди священна
— Насколько сохраняется тайна исповеди?
— Правило тайны исповеди соблюдается свято и неукоснительно. Священник, нарушивший тайну исповеди, извергается из сана.
— А если покаялся преступник, замышляющий злое дело? Если священник должен нарушить тайну исповеди ради спасения других людей, разве он этого не сделает?
— Иногда исповедоваться трудно, потому что люди стоят близко и все слышат.
— Обычно батюшка просит отойти людей на шаг-два назад. И исповедующегося просит говорить потише. Не волнуйтесь, посторонние лишнего не услышат — им сам Господь уши закроет.
— Лучше исповедоваться у одного и того же батюшки или к кому попадешь?
— Святые отцы учат, что лучше выбрать духовника, но если его нет, то ничего страшного, если вы будете исповедоваться у разных священников. Если получите у какого-то священника утешение, можно попросить его стать вашим духовником.
К причастию — натощак
— К причастию нужно приходить только натощак?
— Если вы пришли только на исповедь и причащаться в этот день не будете, то натощак не обязательно. Но если после исповеди будете причащаться, то тогда приходите натощак. Впрочем, и для причастников есть исключения. Если человек страдает, например, диабетом и вовремя не поест, он может и сознание потерять. Таким людям по немощи их дозволяется перекусить. Разумеется, не шашлыком и не яичницей с беконом, а чем-то попроще — съесть кусочек хлеба с чаем. Но на исповеди нужно обязательно об этом сказать батюшке.
— Правильно ли считается, что если вы решили утром идти к причастию, то накануне после 12 ночи уже нельзя ни есть ни пить?
— Да, есть такая традиция, что после полуночи — ни глотка воды. Но это, конечно, если здоровье позволяет.
— Еще говорят, что даже зубы нельзя чистить.
— Зубы перед причастием чистить можно. А вот после него в этот день от чистки зубов нужно воздержаться. Человек должен сберечь в себе принятого Христа и физически, и духовно. В этот день причастившимся нельзя ругаться, скандалить, проявлять какую-либо несдержанность.
— Почему нужно сначала отстоять вечернюю службу, разве утренней недостаточно?
— Потому что у нас суточный круг богослужений. Литургия — апофеоз суточного богослужения, вечерняя и утренняя службы предваряют верующих к служению Божественной литургии, к святому причастию. В суточном круге богослужений заключено все Священное Писание. То, что было до Рождества Христова, само Рождество и вся жизнь Христа, все ее события — все символически заложено в этом богослужебном круге, в тех обрядовых действиях, которые совершают священники на вечерней и утренней службе. Если вы пришли на вечернюю и утреннюю службы, вы становитесь соучастником всех библейских событий.
— Но ведь нужно еще и дома готовиться к таинствам исповеди и причастия, правила вычитывать.
— Правило к Святому причастию состоит из четырех канонов и молитв ко Святому причастию. Начинающим тяжело все это правило за один вечер выполнить. Мирскому человеку можно разбить подготовку на несколько дней и вычитывать по канону за вечер. Если есть духовные силы — можно и в один день.
— Это обязательная подготовка, без нее никак не обойтись?
— Можно и не молиться, но тогда какой смысл подходить к церковному таинству? Для начинающих это тяжело, бесспорно. Поэтому возьмите благословение у священника — если недостает сил прочитать молитвенные правила целиком, пусть батюшка разрешит вам прочесть хотя бы один покаянный канон. Лучше сократить с благословения священника молитвенное правило, чем прочитать его полностью, но так, что ни в уме, ни в сердце ничего не останется. Но потом, постепенно, по мере духовного возрастания, прийти к тому, чтобы готовиться к таинствам как положено.
Перед чашей не крестятся
— Как подходить к чаше?
— Когда священник выносит чашу и читает молитву «Верую Господи и исповедую», причастники стоят и эту молитву слушают. Когда вы подходите к чаше, руки нужно крестообразно сложить на груди — в знак смирения в очах Божиих. Перед чашей уже не крестятся и не кланяются. Когда подошли к чаше, называете имя, данное в крещении. Причастившись Святых Христовых Таин, нужно поцеловать низ чаши (потира), как бы целуя ребро Спасителя, которое было пробито копьем и из которого истекли кровь и вода. И затем причастники идут «на запивку».
— Это что за традиция?
— Она идет из византийской Церкви. После таинства нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частички Тела Христова. Поэтому в ковшец наливают вино, разбавленное водой, и предлагают причастникам вместе с кусочком антидора (особого хлеба). Символически это называется «омыть уста». После этого причастник может прикладываться к иконам и кресту.
Таинство за конфетку — неправильно
— Как подготовить ребенка к первой исповеди, как объяснить, в чем каяться?
— Это непросто. Нужно ребенку довести до сознания, что любое плохое дело, которое он делает, любое плохое слово, которое он произносит, — это то, что может Бога рассердить. А если Господь рассердится, то будет плохо и неуютно и ребенку, и его родителям. Нельзя превращать таинство исповеди в формальность. Нельзя говорить: ты исповедуйся, причастись, а я тебе за это куплю сладости, игрушку или свожу в кино. Это все можно потом сделать. Но главное, чтобы ребенок сначала получил духовную радость от посещения храма. Нельзя ставить на одну чашу весов материальные вещи и таинство.
— Как объяснить обычному светскому ребенку, зачем нужно исповедоваться и причащаться?
— Думаю, что здесь нужно сыграть на желании ребенка вырасти хорошим, здоровым, достойным человеком. Чтобы мальчик вырос настоящим, крепким, здоровым мужчиной, он должен не только хорошо учиться и заниматься спортом, но еще быть духовно крепким, любимым Богом. А если он не будет любим Богом, то у него мало что получится. И девочки тоже хотят вырасти красивыми, умными, выйти замуж за хороших парней, чтобы потом их любили мужья и радовали дети. Все мы ходим под Богом, все, что имеем, — это от Бога. Поэтому давайте Бога благодарить и радовать. Чем? Да вот тем, что мы будем над собой работать духовно. Если мы что-то плохое сделали, согрешили, то надо у Бога в первую очередь просить прощения.