если утаил грех на исповеди что делать

Какие три самые распространенные ошибки случаются во время исповеди?

если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть фото если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть картинку если утаил грех на исповеди что делать. Картинка про если утаил грех на исповеди что делать. Фото если утаил грех на исповеди что делать

Хочется с Божьей помощью обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на три вещи, которые, на мой взгляд, несколько искажают правильное восприятие Таинства Исповеди (Покаяния).

Во-первых, обратимся к определению Таинства Покаяния, которое дается в православном катехизисе.

Святитель Филарет (Дроздов) так пишет об этом: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». Т. е. когда человек устно исповедует свои грехи перед священником, а тот читает над ним разрешительную молитву, или, как говорится в литургике, формулу совершения Таинства, то Сам Господь изглаживает (прощает) верующему его грехи. Исповеданный грех стирается, исчезает, и человек начинает жизнь с чистого листа.

Для того чтобы исповедь совершилась от исповедающегося, необходимо соблюдение четырех условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.

В чинопоследовании исповеди есть следующий момент. Священник обращается к исповедающемуся и говорит молитву, в которой есть такие строки (перевод на русский с церковнославянского): «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не уклоняясь, открой всё, что соделал ты, – и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним всё, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадёшь в двойной грех. Итак, будь внимателен, – ибо ты пришёл в лечебницу – чтобы не уйти тебе не исцелённым». Т. е. если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие; и неизбавления, неисцеления от греха, продолжающего мучить человека.

Таким образом, христианин, который скрывает свой грех на исповеди, войдя в Таинство, исполненное благодати Святого Духа, силится превратить его в некое лукавство, земную интригу, представляя Бога и Его служителя – священника – словно бы земными начальниками, с которыми можно хитрить, от которых можно что-то утаить и которых можно обмануть. Получается святотатство. И человек уходит от такой исповеди не оправданным, но осужденным.

Правда, следует заметить, что часто человек скрывает свои грехи из-за ложного стыда, но его также нужно преодолеть пониманием того, что ты идешь к Богу, Который и так знает твои грехи. С другой стороны, и священнику нужно быть милосердным, деликатным, любящим. Ведь в чем-то свидетельство священника на исповеди является некоей сократовской маевтикой, искусством бабки-повитухи. Мы, священники, на исповеди не судьи, но акушеры, принимающие роды у кающейся души. Мы свидетели восстановления индивидуального завета конкретного человека с Богом.

Из своего опыта скажу, что ложный стыд на исповеди преодолевается ее частотой. Чем чаще ты исповедуешься (выбрав себе священника, который тебе по душе), тем быстрее уйдет ложный стыд.

Теперь о трех вещах, которые искажают правильное восприятие Таинства Исповеди (Покаяния), заявленных в начале статьи.

Первое. У человека часто в сознании сливаются Таинство Исповеди и Таинство Причащения. Ему кажется, что это одно и то же Таинство. Хотя это два разных Таинства. Перед принятием Тела и Крови Христовых необходима исповедь. Но если вы хотите только поисповедоваться, вам достаточно придти в храм к священнику или вызвать его на дом (в больницу) в случае тяжкой болезни. Действительно, для Таинства Причастия необходимо поститься, соблюсти евхаристический пост (с 0.00 начавшегося дня и до момента Причастия не есть, не пить), прочитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, быть на вечернем богослужении и на нем либо непосредственно на Литургии поисповедоваться. Но все эти условия не являются необходимыми для участия в Таинстве Покаяния (Исповеди). На нее просто нужно решиться и придти. Можно даже без чтения молитв и не постясь. Главное – желание избавиться от язв да игл греха.

Второе. Человек часто относится к исповеди формально, как к необходимому довольно «механическому» условию, чтобы приступить к Чаше Евхаристии. Он не относится к исповеди как к самоцели – исцеления от греха. Он видит в ней нечто бюрократическое.

Третье. Исходя из второго, исповедь такого человека превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.

Между священником и подобным человеком на исповеди происходит примерно следующий диалог.

– Каюсь перед тобой, Боже, и перед тобой, святый отче, за все свои грехи, совершенные делом, словом, помышлением. Аминь!

– А какие конкретно грехи?

– В каких конкретно грехах Вы каетесь?

И тут начинается самое интересное. У человека сбивается формально-бюрократический план исповеди. Он начинает ерзать. Нервничать. И… оправдываться.

– Не знаю, я вроде бы никого не обидел. Никому плохого не сделал. Стараюсь со всеми жить мирно.

Это очень тревожный датчик неправильной духовной жизни. Значит и внутренне такой человек привык оправдывать себя, привык загонять свои страсти-чудовища в самый дальний угол сердца и не замечать их. Но он не понимает одного. Эти грехи-чудовища умирают только на свету исповеди. В темноте же самооправдания они питаются душой человека и растут, превращаясь в настоящих драконов, грозящих человеку духовной гибелью.
Святой жизни старец, канонизированный преподобный Паисий Святогорец однажды сказал: «Еесли бы я мог, то исповедовался каждый день».
Это святой человек!

Будем же внимательны, дорогие братья и сестры, к своей духовной жизни. Будем искоренять в себе ложный стыд. Будем исповедоваться как можно чаще. Ведь на Святом Евангелии, как на операционном столе, Христос-Хирург избавляет нас от страшных болезней и восстанавливает наши первозданные чистоту, красоту и здоровье. От нас требуется лишь одно условие: чтобы мы предельно честно подошли к самому себе и с сокрушенным сердцем, четким осознанием своего греха, намерением исправиться и верой в Божие милосердие. Именно с таким настроем приступим же, братья и сестры, к исповедальному аналою.

Источник

Растерялась и солгала на исповеди. Что теперь делать?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Сегодня я была на исповеди. Один из моих грехов — блудные деяния. Батюшка стал расспрашивать, что это за деяния. Я не смогла ответить подробно, и ответила не то, что было на самом деле. Т. е. соврала. Получается, и грех остался, и еще ложь добавилась. Как быть? Рассказывать о моем грехе в подробностях? Разве это так важно? Ведь главное, что я раскаялась, и назвала грех на исповеди.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть фото если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть картинку если утаил грех на исповеди что делать. Картинка про если утаил грех на исповеди что делать. Фото если утаил грех на исповеди что делать

Самый правильный вариант — это прийти на исповедь и честно сказать, что так и так, растерялась, было стыдно, не поняла, и в итоге сказала не правду вот по такому-то поводу.

Что касается подробностей, излишние подробности разных процессов нам и правда не нужны, Господь знает, да и Вы, когда исповедуетесь, все-таки представляете, о чем говорить. Но иногда бывает важно назвать какие-то вещи не в целом, а чуть конкретнее. Например, одно дело — это «блудила», другое дело — вступила в связь, например, с мужем соседки, с женихом коллеги, с малознакомым человеком из интернета, или вступила в блудную связь со своим собственным женихом, не дождавшись официального заключения брака. Это все равные вещи, и будет разница, например, склоняли ли Вы этого мужчину к связи с Вами или, наоборот, он как-то Вас завлекал. Или, например, Вы выпили и поэтому все случилось. Дальнейшие подробности не очень нужны, но, думаю, Вы и сама понимаете, что назвать какие-то фактические вещи было бы правильнее и яснее.

А вообще Вы молодец, что решились прийти на исповедь. Лукавый не дремлет и будет всячески смущать Вас и отвращать от исповедания, но Вы ему противостойте и не стыдитесь искать лекарства и освобождения от совершенных грехов.

Источник

Ошибки на исповеди

Основ­ные ошибки на испо­веди (Таин­стве пока­я­ния):

В этой статье я собрал наи­бо­лее частые ошибки на испо­веди, о кото­рых предо­сте­ре­гают свя­щен­но­слу­жи­тели.

Под­го­товка к испо­веди

Для того чтобы испо­ведь совер­ши­лась, от испо­ве­ду­ю­ще­гося необ­хо­димо соблю­де­ние сле­ду­ю­щих усло­вий: сокру­ше­ние о своих грехах, твер­дое наме­ре­ние испра­вить жизнь, вера в Гос­пода нашего Иисуса Христа, надежда на Его мило­сер­дие.

Суще­ствует под­го­товка к Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния (молит­вен­ное После­до­ва­ние, евха­ри­сти­че­ский пост…). Она не рас­про­стра­ня­ется на Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь). На испо­ведь доста­точно просто решиться и прийти, имея жела­ние очи­стить душу и осо­знав соде­лан­ные грехи.

Таин­ство Пока­я­ния и Таин­ство При­ча­ще­ния – это два разных Таин­ства. Перед При­ча­ще­нием при­нято очи­щать душу испо­ве­дью. Но если вам необ­хо­дима только испо­ведь, то доста­точно прийти в храм или вызвать свя­щен­ника на дом (в боль­ницу) в случае тяжё­лой болезни.

Жела­тельно зара­нее осмыс­лить свою жизнь и про­чи­тать посо­бия к Испо­веди. Если же вы пони­ма­ете, что другой воз­мож­но­сти испо­ве­до­ваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно ска­жите свя­щен­нику: «Помо­гите мне, я не осо­знаю за собой грехов».

Смысл испо­веди

Пока­я­ние должно совер­шаться не только в Цер­ков­ном Таин­стве – это про­цесс всей жизни, име­ну­е­мый духов­ной борь­бой. В Таин­стве Пока­я­ния мы полу­чаем раз­ре­ше­ние от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны вни­ма­тельно сле­дить за своими мыс­лями и поступ­ками.

О грехах сле­дует не только сокру­шаться, с ним сле­дует дея­тельно бороться, исполь­зуя опыт Церкви, изу­ча­е­мый Аске­ти­кой.

Таин­ство Пока­я­ния не ана­ло­гично обще­нию с пси­хо­ло­гом. Пси­хо­лог помо­гает решить пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, пси­хи­атр лечит пси­хи­че­ские болезни, а свя­щен­ник помо­гает настро­ить пра­виль­ную духов­ную жизнь. Цель пас­тыр­ства – спа­се­ние души, а пси­хо­те­ра­пии – вра­че­ва­ние души в пре­де­лах земной жизни чело­века.

Как про­хо­дит испо­ведь?

На первую испо­ведь (или испо­ведь после дол­гого пере­рыва) лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или в дни боль­ших цер­ков­ных празд­ни­ков.

И обя­за­тельно пре­ду­пре­дите свя­щен­ника, если это ваша первая испо­ведь, или о том, что вы давно не испо­ве­до­ва­лись.

Сле­дует раз­ли­чать Таин­ство Пока­я­ния и духов­ную беседу со свя­щен­ни­ком. Если вы хотите что-то спро­сить или о чем-то посо­ве­то­ваться со свя­щен­ни­ком, то лучше это сде­лать после того, как ваша испо­ведь будет про­из­не­сена.

Когда вы под­хо­дите на испо­ведь, то обычно можете оце­нить коли­че­ство испо­вед­ни­ков. Если их много, то поста­рай­тесь не тра­тить время на беседу на обще­ду­хов­ные темы. Испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник ста­ра­ется рас­пре­де­лить име­ю­ще­еся время рав­но­мерно на всех. Поэтому отне­си­тесь с пони­ма­нием к просьбе подойти с бесе­дой вне испо­веди.

Не сму­щай­тесь, если свя­щен­ник не дал вам воз­мож­но­сти про­из­не­сти (про­чи­тать) все грехи, в кото­рых вы желали испо­ве­до­ваться. Обра­тите вни­ма­ние: Таин­ство име­ну­ется «Таин­ством Пока­я­ния», а не «таин­ством про­ще­ния про­из­не­сён­ных вслух грехов».

Иногда можно уви­деть, что испо­ведь совер­ша­ется перед самим При­ча­стием. Испо­ведь на запри­част­ном стихе неуместна и может допус­каться в исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Поэтому, если Вы не гото­ви­лись ко При­ча­стию, то не нужно ста­раться испо­ве­даться непре­менно во время Литур­гии. Обычно испо­ведь совер­ша­ется вече­ром, после вечер­него бого­слу­же­ния. Но можно попро­сить свя­щен­ника об испо­веди в любое вне­бо­го­слу­жеб­ное время.

Испо­ведь – это Таин­ство. Что значит Таин­ство? Это озна­чает, что в нём дей­ствует Бог. Мы испо­ве­ду­емся не свя­щен­нику – чело­веку, но Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника. Слова пока­я­ния мы должны обра­щать к Богу, а не к свя­щен­нику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.

Как назы­вать грехи на испо­веди?

Испо­ведь всегда должна быть пред­мет­ной и кон­крет­ной. Бес­плодно каяться в том, что ты «горд». Это бес­смыс­ленно. Потому что после такого пока­я­ния в жизни ничего не меня­ется. Пра­вильно пока­яться в том, что мы высо­ко­мерно посмот­рели или ска­зали какие-то слова осуж­де­ния кон­крет­ному чело­веку. При этом избе­гайте лишних подроб­но­стей и повто­ре­ний одного греха в разных ситу­а­циях.

Един­ствен­ное исклю­че­ние – грехи в обла­сти пола, они испо­ве­ду­ются без подроб­но­стей, только име­ну­ются (напри­мер, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние…). Причём, даже если свя­щен­ник просит вас рас­ска­зать подроб­но­сти совер­ше­ния такого греха, вы имеете право не делать этого.

Каждый грех имеет свое назва­ние. Если вы не знаете зна­че­ние какого-либо слова из перечня грехов, вклю­чать его в испо­ведь «на всякий случай» не надо.

Не нужно пере­кла­ды­вать на свя­щен­ника функ­ции по опре­де­ле­нию наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жиз­нен­ной ситу­а­ции. Если есть дей­стви­тельно слож­ный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до испо­веди. Просьба у испо­ве­даль­ного аналоя: “Батюшка, ска­жите, а это грех или нет?” — часто гово­рит лишь о вашей него­тов­но­сти к серьез­ному раз­го­вору.

Абсурдна ситу­а­ция:
— Батюшка, у меня вот что про­изо­шло, но я не знаю грех это или нет?
Свя­щен­ник: — Это грех! …
— Ой, каюсь… каюсь и в этом.

Не пре­вра­щайте испо­ведь в беседу о своих недо­стат­ках, сомне­ниях, о своей нелёг­кой жизни. Испо­ведь — это пред­две­рие Страш­ного Суда.

Не нужно пытаться «раз­ба­вить» грехи упо­ми­на­нием того, что каких-то грехов у нас точно нет или пере­чис­ле­нием своих заслуг.

Испо­ве­до­вать нужно в первую оче­редь то, за что стыдно, а не пытаться бес­по­ря­дочно успеть пере­чис­лить как можно больше грехов.

Нельзя лука­вить, исполь­зо­вать эвфе­мизмы. Вместо «украл» – «обидел чело­века».

Осо­бенно это каса­ется алко­го­лизма. Один алко­го­лик на испо­веди гово­рит свя­щен­нику: «Ну, выпил я». А тот его успо­ка­и­вает: «Да я тоже поза­вчера в гостях был, выпил». Но это гро­мад­ная раз­ница – немного выпить раз в месяц в гостях или зави­си­мость. Эту страсть сложно у себя диа­гно­сти­ро­вать. Есть даже меди­цин­ский термин – анозогнози́я – состо­я­ние, при кото­ром у паци­ента отсут­ствует осо­зна­ние нали­чия болезни. Спро­сим у опу­стив­ше­гося алко­го­лика, пита­ю­ще­гося на помойке, пья­ница ли он? Он будет упрямо твер­дить, что пьёт только когда хочет. Но умол­чит, что хочет регу­лярно.

Испо­ведь — баня, омы­ва­ю­щая душу

Гово­рить: «У меня нет грехов, никому ничего пло­хого не делал» — без­рас­судно. «Нет чело­века пра­вед­ного на земле, кото­рый делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ), «Если гово­рим, что не имеем греха, – обма­ны­ваем самих себя, и истины нет в нас. Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и очи­стит нас от всякой неправды. Если гово­рим, что мы не согре­шили, то пред­став­ляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8-10 ).

Не откла­ды­вайте самые постыд­ные грехи на сле­ду­ю­щую испо­ведь. По словам одного свя­щен­ника: “Я служу уже 12 лет, и за это время прак­ти­че­ски не встре­чал ни одного «ори­ги­наль­ного» греха. Всё, о чем гово­рят на испо­веди, уже было в исто­рии, и было неод­но­кратно. Пора­зи­тельно, но после биб­лей­ских времен чело­ве­че­ство новых грехов не изоб­рело. Внеш­ние усло­вия жизни, ее темп и уклад пере­ме­ни­лись до неузна­ва­е­мо­сти, но стра­сти, одо­ле­ва­ю­щие чело­века, всё те же”.

Испо­ведь подобна бане, она омы­вает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.

Если чело­век созна­тельно ута­и­вает на испо­веди грехи, то испо­ведь счи­та­ется недей­стви­тель­ной и, мало того, он вместо исце­ле­ния впа­дает в двой­ной грех – мало­ве­рия или недо­ве­рия к Богу, Кото­рый и так видит все грехи чело­ве­че­ские.

Фор­маль­ная испо­ведь

Шаб­лон­ные фразы: «Грешен всеми гре­хами, каюсь», или: «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием и всеми своими чув­ствами», или: «Согре­шил против 4‑й запо­веди, против 7‑й запо­веди» – оче­вид­ный фор­ма­лизм. При­чи­ной его явля­ется и ложный стыд перед духов­ни­ком, и нере­ши­тель­ность, но осо­бенно – мало­душ­ный страх все­рьез начать раз­би­раться в своей жизни, полной мелких, став­ших при­выч­ными, сла­бо­стей и грехов. Такая испо­ведь пре­вра­ща­ется не в цели­тель­ное само­осуж­де­ние, но в гре­хов­ное само­оправ­да­ние.

Сле­дует избе­гать само­оправ­да­ния. Кто первый этим согре­шил? Адам и Ева. Испо­ве­до­вать сле­дует не грехи род­ствен­ни­ков, сосе­дей и других людей, а свои грехи. В любых ситу­а­циях, где мы согре­шили, вино­ваты мы, кто бы нас ни про­во­ци­ро­вал, и какие бы обсто­я­тель­ства этому ни сопут­ство­вали. После одной такой испо­веди батюшка отве­тил: “Пере­дайте соседке, что её грехи отпу­щены”. Нико­гда не жалуй­тесь на испо­веди на других людей, неважно кто спро­во­ци­ро­вал, важно кто совер­шил грех.

Отно­ше­ния с духов­ни­ком

Ста­рай­тесь испо­ве­до­ваться одному свя­щен­нику, а не бегать по разным, сты­дясь духов­ника. Свя­щен­ник – врач духов­ный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со стра­стями.

Не ищите обя­за­тельно снис­хо­ди­тель­ного свя­щен­ника, в меру стро­гий батюшка будет не пота­кать нашему сла­бо­во­лию, а дис­ци­пли­нир­вать нас на пути духов­ной борьбы.

Не ищите и близ­ких личных отно­ше­ний со свя­щен­ни­ком, они редко идут на пользу, зна­чи­тельно чаще вредят обоим.

Свя­щен­ник ни при каких обсто­я­тель­ствах не может рас­крыть то, что услы­шал на испо­веди. Но жела­тельно и испо­вед­нику пони­мать, что полу­чен­ный им на испо­веди совет каса­ется только его кон­крет­ной ситу­а­ции.

Охла­жде­ние к испо­веди

Что делать, если про­ис­хо­дит охла­жде­ние к испо­веди? Можно услы­шать рас­суж­де­ния о том, что “испо­ведь – не билет к При­ча­стию” и поэтому можно испо­ве­до­ваться гораздо реже при­сту­па­ния к Чаше. На самом деле, если интен­сив­ность вашей духов­ной жизни пред­по­ла­гает При­ча­стие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обя­за­тель­но­сти испо­веди перед При­ча­стием можно обсу­дить с духов­ни­ком. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц, и на этом осно­ва­нии хотел бы испо­ве­до­ваться, допу­стим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед При­ча­стием), то это может гово­рить о серьез­ных духов­ных иска­же­ниях, о нера­де­нии в деле спа­се­ния.

Не избе­гайте испо­веди по при­чине того, что при­дется повто­рять уже испо­ве­дан­ные ранее и повто­рен­ные грехи. Гово­рят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испач­ка­ются…

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть фото если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть картинку если утаил грех на исповеди что делать. Картинка про если утаил грех на исповеди что делать. Фото если утаил грех на исповеди что делать

Многолетняя практика обязательной исповеди, установившаяся в нашей Церкви, помимо безусловных преимуществ, сформировала у целого ряда людей взгляд на исповедь как не как на самостоятельное Таинство, а как на некий этап подготовки к причащению. Безусловно, в реалиях сегодняшнего дня исповедь перед причастием необходима. Однако не следует забывать, что смысл Таинства Покаяния вовсе не в том, чтобы человек подошёл к Чаше Христовой, исповедав предварительно как можно больше грехов. Исповедь неотделима от той каждодневной скрупулёзной работы, которую должен вести всякий из нас над собственной душой. От борьбы со страстями, от сопротивления искушениям, от искоренения греха в любом его виде. В Таинстве Покаяния христианин черпает благодатные силы для работы над собой, и прощением грехов в этом же Таинстве венчаются все его усилия на поприще покаяния. Кроме того, прощение грехов как таковое напрямую зависит и от твёрдости намерения к исправлению, и от образа жизни кающегося. Если человек не употребляет над собой ни малейшего усилия, если в его жизни постоянно присутствуют одни и те же грехи, польза от его исповеди будет нулевой, исповедуйся он хоть ежедневно.

Стремление максимально освободиться от грехов на исповеди без желания отказаться от них в жизни, то, что в своё время протопресвитер Александр Шмеман метко назвал «интроспекцией чистюли», никакого отношения к покаянию не имеет. Однако именно эта интроспекция чистюли присуща многим нашим прихожанам. Сколько раз мне приходилось наблюдать странную и даже абсурдную картину: человек готовится причащаться и приходит на исповедь вечером накануне, исповедуется, но на этом не останавливается и обязательно подходит к исповеди уже во время Литургии. Некоторым, кстати, и этого бывает мало, и они уже перед самым причащением исповедуются снова. И было бы полбеды, будь это единичные случаи в отдельных приходах, так ведь нет! Из общения между священниками становится ясно, что таких прихожан нынче хватает всюду. И самое печальное то, что никакие священнические увещания на них не действуют. Они, скорее, будут исповедоваться у разных батюшек, кочевать из прихода в приход, но своей странной привычке не изменят. И самое печальное то, что, глядя на них, их воцерковлённые дети начинают заниматься тем же самым, чуть ли не по три-четыре раза за Литургию исповедуя внезапно вспоминающиеся грехи. А всё от желания подойти к Чаше как можно более «очищенным»…

Да вот только всё дело в том, что наша «очищенность» у Чаши никому, по сути, не нужна. Главной целью, которую преследует известная нам традиция подготовки к причащению, включающая пост, молитвенное правило и исповедь, являются искреннее покаянное чувство, сокрушение сердца и смиренное сознание собственного недостоинства. Но точно ли эти чувства наполняют душу «чистюли», трижды за два дня сходившего на исповедь и не помнящего за собой более никакого греха? Если бы! «Чистюля», напротив, исполнен чувства удовлетворённости. Как же: он постился и даже рыбы не ел, он «всё вычитал» и исповедал всё, что помнил. Он вполне доволен собой и резонно рассчитывает на причастие «во оставление грехов и в жизнь вечную». Никакие параллели не Евангелием не напрашиваются? Ну конечно: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть и всего, что приобретаю» (Лк. 18:12)…

Так вот, на первый взгляд, внезапно пришедший на память неисповеданный грех мог бы всё расставить на свои места: ощутил бы человек себя недостойным грешником, искренне воздохнул бы к Богу о милости и приступил бы к Трапезе Господней в должном смирении. Но в том-то и беда нашего «чистюли», что, лишившись удовлетворённости и уверенности, он испытывает не раскаяние, а разочарование. К Чаше-то он, конечно, подойдёт, но потом целый день потратит на бесполезные попытки определить по сугубо плотским и душевным ощущениям, достойно он причастился или нет.

Итак, чтобы не довести себя до подобного состояния, необходимо помнить следующее:

– мы никогда не бываем и никогда не можем быть достойными принятия Тела и Крови Христовых;

– недостойных достойными делает не подготовка, а Сам Христос, видя искренность сердечного сокрушения и глубину смирения;

– вся подготовка к причащению служит, по сути, только одной цели: приобретению всё того же сокрушенного и смиренного состояния души;

– очищать душу от грехов нужно не конкретно перед причастием, а в течение жизни, и не исповедуясь по нескольку раз за службу, а непрестанно работая над собой и исповедуя собственные падения с твёрдым намерением встать и продолжать борьбу;

– исповедоваться перед причастием нужно один раз, серьёзно и вдумчиво, основательно подготовившись к исповеди накануне;

– практику многократной исповеди и накануне причащения, и в сам день следует признать порочной, служащей не очищению души от греха, а расслаблению, нерадению и профанации Таинства Покаяния.

Ну и, наконец, если у самой Чаши вы вдруг вспомнили неисповеданный грех, искренне воздохните к Богу о прощении и милости и со смирением приступайте к причащению. Будьте уверены: грех, который вы вспомнили, далеко не единственный неисповеданный и всех грехов не исповедуешь никогда. Однако никакие наши грехи не препятствуют милосердию Божию, если мы искренне каемся в них. И даже если грех был забыт на предыдущей исповеди, ничто не помешает вам, не согрешив им в течение нескольких дней или недель, вынести его на исповедь в ближайшем будущем.

Источник

Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти

Как подготовиться к первой исповеди и причастию, как отличить смертный грех от мелких проступков — с

Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай.

если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть фото если утаил грех на исповеди что делать. Смотреть картинку если утаил грех на исповеди что делать. Картинка про если утаил грех на исповеди что делать. Фото если утаил грех на исповеди что делать
Дети до семи лет причащаются без исповеди.

Обмануть Бога невозможно

— Если человек впервые пришел на исповедь, что ему делать — куда встать, куда денежку положить?

— Это все не столь важно, особенно насчет денежек. Главное — он должен подойти к священнику и спросить, как можно исповедоваться. Если он пришел во время службы и видит, что идет исповедь, надо подойти к батюшке, который исповедует. Если много желающих исповедоваться, много причастников, тогда лучше дождаться окончания богослужения и уже тогда поговорить с батюшкой. Заблуждение многих людей, которые пришли в храм впервые, — они думают, что священник должен все бросить и заниматься только ими. Это неправильно. Если у вас есть потребность в подробной беседе со священником, лучше прийти на вечернее богослужение, после которого можно спокойно поговорить с батюшкой и более полно излить свою душу.

— Бывает, что говорить о своих грехах очень стыдно. Что будет, если что-то утаить?

— Чаще всего люди утаивают грехи из-за ложного стыда. А если сознательно что-то утаить на исповеди, то это будет сугубый, то есть еще более тяжкий грех, ведь обмануть Бога невозможно. Чем глубже и доскональней исповедь, тем больше очищаются сердце и душа человека. Чем больше греха выплескиваем из себя, тем больше благодати Божией вмещаем. Господь в нечистое не войдет. Чем больше очистим свое сердце, тем больше места мы освобождаем для Господа.

— Многие говорят: я не убиваю, не краду, в чем мне каяться? О каких грехах нужно говорить на исповеди? Как определить, какие грехи важные, а какие мелкие, чтобы не беспокоить Господа по пустякам?

— Мы склонны квалифицировать грехи как тяжкие смертные и мелкие житейские. Это большая ошибка. Это человек придумал, чтобы ему было удобнее себя самооправдать — все сплетничают, все осуждают, поэтому я не хуже других. Грех — это преступление Закона Божиего. Вот мы говорим «смертные грехи» — а почему они так называются? Потому что каждый нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти. Если человек с этим грехом умрет, он Царства Небесного не унаследует, душа погибнет. Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически.

В основе греха — наш эгоизм

— Какие же грехи Церковь называет смертными?

— Когда мы нарушаем Заповеди Христовы. Когда человек поклоняется Богу иному, то есть Бога истинного меняет на поклонение иным богам — увлекается суевериями, оккультными науками. Когда нарушаются заповеди «не укради», «не прелюбодействуй», «не желай чего-то чужого», «не лжесвидетельствуй» (то есть не обманывай). В жизни чаще всего погрешают против седьмой заповеди — прелюбодеяние, к сожалению, становится бичом нашего общества. А в основе любого греха, как учат святые отцы, лежит наша гордыня, наш эгоизм. Мы ведь хотим, чтобы все было для нас — как нам удобно. И человек, как в народе говорят, слетает с катушек и думает только о себе. Поэтому и говорят, что православный человек должен быть в духовном трезвении, сопоставлять свои поступки и замыслы с Законом Божиим и волей Божией. Это непросто, но православный человек черпает силы для такой работы в церковных таинствах исповеди и причастия.

— Как правильно каяться — нужно просто называть свои грехи: нарушил седьмую заповедь, восьмую… Или рассказывать в деталях и подробностях?

— Если священник захочет узнать подробности — как сам человек относится к совершенному греху, исправляется ли он, он спросит об этом. Разумеется, какие-либо пикантные подробности, как и называние имен-фамилий, на исповеди совершенно неуместны. Важно назвать сам грех, как человек его понимает. Если исповедующийся приходит и говорит: грешен во всем! — это избитая формулировка, которая показывает, что он совершенно не готов к исповеди. Такого батюшка отправит подготовиться получше.

— На бумажке можно грехи записать?

— Можно, причем не только пожилым людям, но и всем. Часто бывает, что верующий продумает и оплачет свои грехи и уже знает, что будет говорить на исповеди, а, подойдя к священнику, чувствует, что в голове пусто. И грехи останутся нераскаянными. А шпаргалочка поможет их вспомнить.

Тайна исповеди священна

— Насколько сохраняется тайна исповеди?

— Правило тайны исповеди соблюдается свято и неукоснительно. Священник, нарушивший тайну исповеди, извергается из сана.

— А если покаялся преступник, замышляющий злое дело? Если священник должен нарушить тайну исповеди ради спасения других людей, разве он этого не сделает?

— Иногда исповедоваться трудно, потому что люди стоят близко и все слышат.

— Обычно батюшка просит отойти людей на шаг-два назад. И исповедующегося просит говорить потише. Не волнуйтесь, посторонние лишнего не услышат — им сам Господь уши закроет.

— Лучше исповедоваться у одного и того же батюшки или к кому попадешь?

— Святые отцы учат, что лучше выбрать духовника, но если его нет, то ничего страшного, если вы будете исповедоваться у разных священников. Если получите у какого-то священника утешение, можно попросить его стать вашим духовником.

К причастию — натощак

— К причастию нужно приходить только натощак?

— Если вы пришли только на исповедь и причащаться в этот день не будете, то натощак не обязательно. Но если после исповеди будете причащаться, то тогда приходите натощак. Впрочем, и для причастников есть исключения. Если человек страдает, например, диабетом и вовремя не поест, он может и сознание потерять. Таким людям по немощи их дозволяется перекусить. Разумеется, не шашлыком и не яичницей с беконом, а чем-то попроще — съесть кусочек хлеба с чаем. Но на исповеди нужно обязательно об этом сказать батюшке.

— Правильно ли считается, что если вы решили утром идти к причастию, то накануне после 12 ночи уже нельзя ни есть ни пить?

— Да, есть такая традиция, что после полуночи — ни глотка воды. Но это, конечно, если здоровье позволяет.

— Еще говорят, что даже зубы нельзя чистить.

— Зубы перед причастием чистить можно. А вот после него в этот день от чистки зубов нужно воздержаться. Человек должен сберечь в себе принятого Христа и физически, и духовно. В этот день причастившимся нельзя ругаться, скандалить, проявлять какую-либо несдержанность.

— Почему нужно сначала отстоять вечернюю службу, разве утренней недостаточно?

— Потому что у нас суточный круг богослужений. Литургия — апофеоз суточного богослужения, вечерняя и утренняя службы предваряют верующих к служению Божественной литургии, к святому причастию. В суточном круге богослужений заключено все Священное Писание. То, что было до Рождества Христова, само Рождество и вся жизнь Христа, все ее события — все символически заложено в этом богослужебном круге, в тех обрядовых действиях, которые совершают священники на вечерней и утренней службе. Если вы пришли на вечернюю и утреннюю службы, вы становитесь соучастником всех библейских событий.

— Но ведь нужно еще и дома готовиться к таинствам исповеди и причастия, правила вычитывать.

— Правило к Святому причастию состоит из четырех канонов и молитв ко Святому причастию. Начинающим тяжело все это правило за один вечер выполнить. Мирскому человеку можно разбить подготовку на несколько дней и вычитывать по канону за вечер. Если есть духовные силы — можно и в один день.

— Это обязательная подготовка, без нее никак не обойтись?

— Можно и не молиться, но тогда какой смысл подходить к церковному таинству? Для начинающих это тяжело, бесспорно. Поэтому возьмите благословение у священника — если недостает сил прочитать молитвенные правила целиком, пусть батюшка разрешит вам прочесть хотя бы один покаянный канон. Лучше сократить с благословения священника молитвенное правило, чем прочитать его полностью, но так, что ни в уме, ни в сердце ничего не останется. Но потом, постепенно, по мере духовного возрастания, прийти к тому, чтобы готовиться к таинствам как положено.

Перед чашей не крестятся

— Как подходить к чаше?

— Когда священник выносит чашу и читает молитву «Верую Господи и исповедую», причастники стоят и эту молитву слушают. Когда вы подходите к чаше, руки нужно крестообразно сложить на груди — в знак смирения в очах Божиих. Перед чашей уже не крестятся и не кланяются. Когда подошли к чаше, называете имя, данное в крещении. Причастившись Святых Христовых Таин, нужно поцеловать низ чаши (потира), как бы целуя ребро Спасителя, которое было пробито копьем и из которого истекли кровь и вода. И затем причастники идут «на запивку».

— Это что за традиция?

— Она идет из византийской Церкви. После таинства нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частички Тела Христова. Поэтому в ковшец наливают вино, разбавленное водой, и предлагают причастникам вместе с кусочком антидора (особого хлеба). Символически это называется «омыть уста». После этого причастник может прикладываться к иконам и кресту.

Таинство за конфетку — неправильно

— Как подготовить ребенка к первой исповеди, как объяснить, в чем каяться?

— Это непросто. Нужно ребенку довести до сознания, что любое плохое дело, которое он делает, любое плохое слово, которое он произносит, — это то, что может Бога рассердить. А если Господь рассердится, то будет плохо и неуютно и ребенку, и его родителям. Нельзя превращать таинство исповеди в формальность. Нельзя говорить: ты исповедуйся, причастись, а я тебе за это куплю сладости, игрушку или свожу в кино. Это все можно потом сделать. Но главное, чтобы ребенок сначала получил духовную радость от посещения храма. Нельзя ставить на одну чашу весов материальные вещи и таинство.

— Как объяснить обычному светскому ребенку, зачем нужно исповедоваться и причащаться?

— Думаю, что здесь нужно сыграть на желании ребенка вырасти хорошим, здоровым, достойным человеком. Чтобы мальчик вырос настоящим, крепким, здоровым мужчиной, он должен не только хорошо учиться и заниматься спортом, но еще быть духовно крепким, любимым Богом. А если он не будет любим Богом, то у него мало что получится. И девочки тоже хотят вырасти красивыми, умными, выйти замуж за хороших парней, чтобы потом их любили мужья и радовали дети. Все мы ходим под Богом, все, что имеем, — это от Бога. Поэтому давайте Бога благодарить и радовать. Чем? Да вот тем, что мы будем над собой работать духовно. Если мы что-то плохое сделали, согрешили, то надо у Бога в первую очередь просить прощения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *