если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов

Как распознать, что вами манипулируют, и противостоять этому

если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов. Смотреть фото если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов. Смотреть картинку если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов. Картинка про если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов. Фото если вы не замечаете что вами манипулируют значит вы в руках профессионалов

CEO креативного агентства Jekyll&Hyde

Елена Паламарчук, сооснователь и генеральный директор креативного агентства Jekyll&Hyde, рассказала о том, как распознать манипуляции в работе, как на них реагировать и почему манипуляции — это не лучший способ вести дела.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Для начала давайте разберемся, что есть манипуляция, а что ей не является. Пожалуй, всем будет понятнее, если мы сделаем это на примере.

Представьте себе ситуацию: допустим, вам срочно нужны деньги. Причем сумма, которая вам требуется, очень и очень приличная. Ситуация безнадежная. И тут появляюсь я с предложением вам помочь. Я предлагаю вам зайти в мое казино, пользующееся дурной славой, и сыграть. Вы колеблетесь, но я вас уговариваю, ведь вы сможете выиграть и разом решить все свои проблемы.

Вы в отчаянии, поэтому соглашаетесь. Приходите в казино, выбираете игровой автомат и играете на все свои последние деньги. И, в конце концов, проигрываете все до копейки, а я набиваю карманы вашими кровными. Скажите, я вами манипулировала или нет? А что, если бы ситуация была та же, но в итоге вы бы действительно выиграли много денег и решили свои проблемы. В этом случае я бы вами манипулировала?

Суть в том, что очень многие люди судят о том, была ли манипуляция или нет, только по результату. Если результат является неприемлемым, значит, манипулировали. Но если результат в целом устраивает, то дали дельный совет. Удобно, не правда ли?

Важно отдавать себе отчет, что далеко не каждая ситуация, в которой вы «проиграли», является результатом манипуляции. Но иногда вы проиграли именно потому, что вами умело манипулировали. Поэтому нужно уметь выявлять манипуляции и знать, как с ними бороться.

Согласно классическому определению, манипуляция — это воздействие на кого-либо с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой или обманной тактики в своих интересах. При этом считается, что настоящая манипуляция — это скрытое воздействие, которое не должно быть замечено объектом манипуляции. То есть вы не должны знать, что вами манипулируют. Все должно выглядеть очень естественно. Согласитесь, это не очень честно.

В своей предыдущей колонке я рассказала о том, как политика честности и открытости помогает моему агентству завоевывать расположение клиентов и партнеров. Но мои ценности и убеждения разделяют далеко не все люди: приходится сталкиваться с завуалированными действиями со стороны клиентов, а точнее — менеджеров по рекламе, брендингу и продвижению.

Прежде чем приступать к приемам манипуляций и примерам, нам стоит разобраться с мотивацией манипулятора. Это необходимо, чтобы понять, как с этим работать. Я выделяю три основные мотивации:

Сразу скажу, я не осуждаю манипуляторов и манипуляции сами по себе. Манипуляции заложены в самой человеческой природе и, по сути, являются нормой. Более того, даже мой верный пес постоянно пытается (и иногда у него получается) мной манипулировать. Нет смысла тратить энергию на осуждение действий манипулятора, лучше всего быть готовым к манипуляции и умело ей противостоять.

Как понять, что вами манипулируют

Лучший способ, который меня еще никогда не подводил, — слушать свои ощущения во время контактов с людьми. Если в вашем окружении есть человек, в процессе общения с которым (или после) вы странно себя чувствуете на физическом уровне (почему-то учащается сердцебиение, кожа краснеет, хочется сбежать, урчит в животе и т.д.), то, скорее всего, таким образом ваше тело подает сигнал о нарушении личных границ.

Как только я что-то подобное чувствую при общении с кем-либо, я начинаю обращать особое внимание на то, что именно мне говорили и как себя вели. Чаще всего манипулятор не начинает действовать сразу. Сначала ему необходимо провести исследование собеседника, прощупать его болевые точки, бросить невзначай пару фраз и зафиксировать реакцию.

Как только вы поддаетесь манипуляциям и пытаетесь доказать обратное (прислушайтесь к себе — появилось резкое желание понравиться, доказать, что вы хороший), вы заменяете свои интересы и потребности желаниями манипулятора. В итоге вы ничего для себя не получите, а противоположная сторона останется в стопроцентном выигрыше.

Виды манипуляций

Манипуляция «Вам двойка» — фразы-оценки

Самая любимая болевая точка менеджеров клиентов у аккаунтов агентств — это «синдром отличника». Хорошими аккаунт-менеджерами становятся дети, которые на отлично учились в школе и в университете, ценили учебу, стремились к результату. Годы серьезного отношения к оценкам, формируют самооценку через баллы в аттестате: «Как меня оценили, так и я сам себя оцениваю».

И вот приходит клиент, который невзначай бросает такую фразу: «Я посмотрел(а) ваше портфолио. Очень хорошие проекты, молодцы. Но скажите, почему вы всем так хорошо сделали свою работу, а нам — так плохо».

Это ситуация из моего личного опыта. С одной стороны, звучит высокая оценка достижений, с другой — обесценивание. Такой же прием часто используют в пикапе. В самом начале моей менеджерской карьеры подобные оценки буквально сводили меня с ума. Мне не хватало опыта и уверенности в себе, поэтому я воспринимала все всерьез.

Даже если прямо сейчас ваша самооценка не очень высокая, вы можете контролировать свою реакцию на подобные выпады. Фраза-оценка не имеет к лично вам и результату ваших трудов никакого отношения. Цель ее — понять, где именно ваша болевая точка, на которую можно давить, чтобы вынудить бесконечно переделывать проект бесплатно.

Бесплатно и, по сути, бесполезно, потому что эту фразу я чаще всего слышала от людей, которые не хотели тратить свое время на брифы, брифинги и технические задания. Если вы сосредоточитесь и выделите фразы-оценки в речи вашего партнера, то вам будет проще на них правильно реагировать.

Способ противодействия — выдохнуть и ответить: «Знаете, клиенты часто так говорят о других проектах, а потом их проекты “взлетают” и все хорошо». Искренняя улыбка и непосредственность. Дайте понять, что вас не пронять.

К фразам-оценкам также относятся:

Манипуляция «Птичий язык»

Ваш контакт вдруг переходит на профессиональный жаргон и вмешивает в него сложные слова, которые не часто применяются в устной речи. Или речь становится избыточной: приводится масса аргументов в таком объеме, что легко теряется основная мысль. Как только речь собеседника становится запутанной, сложной для осознания, вас не покидает странное чувство будто бы вы дурак и ничего не поняли, значит, вас пытаются запутать.

Непонятные слова применяют с целью подавить слушателя фальшивым авторитетом «эксперта» (настоящий эксперт не будет поднимать самооценку за чужой счет и переводит непонятное на общедоступное — кстати, обращайте внимание на свою речь) либо для гипнотизирующего эффекта: вы ничего не поняли и запутались и случайно согласились на абсолютно невыгодные для вас условия. На уровне телесных реакций: кружится голова, пересыхает во рту, могут вспотеть ладони.

Как противостоять? Не стесняйтесь просить разъяснить сказанное. Я веду записи в блокнот по ходу беседы, потом задаю вопросы, прошу помочь разобраться в причинах и следствиях. Бывает, что люди срываются на нервы, потому что я как бы ставлю их авторитет под вопрос. Но это проходит, человек приходит в норму и начинает нормально общаться.

Манипуляция «Авторитет»

Иногда появляется некая скрытая теневая фигура в проекте — некий супердиректор. Он не ходит на встречи, вы ничего не знаете об этом человеке, возможно, его нет ни в копии переписок, ни в одном документе. Но он вдруг появляется, особенно когда проект нужно сдать намного раньше оговоренного срока: «Наш супердиректор приезжает на этой неделе, поэтому отдайте презентации на две недели раньше».

На ваши возражения супердиректор начинает злиться и угрожать через менеджера, который, конечно же, совершенно не управляет ситуацией. Супердиректор грозится вас уволить, контракт расторгнуть и сжечь, если вы не выполните все его условия.

Я не люблю, когда мне угрожают, потому что начинаю нервничать и бояться. Потом я выдыхаю и осознаю, что супердиректор — это давление авторитетом, не более того. В таких случаях я ссылаюсь на суперинвесторов, которые «против нарушения условий нашего контракта». А я совершенно ничего не могу с этим поделать, настолько они строгие люди.

Еще один пример манипуляции авторитетом: «Так никто не делает, все делают по-другому, даже (звучит название компании-лидера рынка) так не делает». Человек пытается заставить вас думать и поступать определенным образом и в качестве аргумента ссылается на авторитет. К такому примеру часто прибегают подрядчики, когда надо сделать что-то, что делать лень. Принцип противодействия тот же — привести в пример другой авторитет и так разбить аргумент манипулятора.

Манипуляция «Жалость»

«Понимаете, меня уволят, а у меня двое детей?», «У меня сейчас развод с мужем, и он хочет забрать у меня ребенка. Пожалуйста, пойдите мне навстречу» — из всех манипуляций этот способ мой самый нелюбимый. Я человек эмпатийный, чувствительный, поэтому лично мне сложно противостоять давлению на жалость и делать то, что на самом деле нужно. А именно: просчитывать в уме свои интересы, не поддаваться, смотреть бесстрастно.

Отвечать: «Я все понимаю, я вам сочувствую, давайте рассмотрим этот план платежей по дополнительным работам и согласуем его». На уровне тела — обратите внимание, появилось ли у вас без объективной причины чувство вины. Если появилось, вами манипулировали через жалость.

Манипуляция «Ваш тон»

Неважно, что вы сказали, главное — как. Аргументы у манипулятора закончились, или обоснования такие слабые, что пришло время «обсудить орфографию». Частый прием в интернет-спорах. Очень любят применять женщины или пожилые люди. Ни в коем случае нельзя оправдываться и доказывать, что вы ничего такого не сказали. Это опять же манипуляция на чувстве вины — грязный прием. Его используют, чтобы уйти от обсуждения, взять паузу.

Работает следующее: спокойно и уверенно сказать: «Я не сказал(а) ничего такого, что как-то могло бы вас задеть или обидеть. Давайте сейчас возьмем паузу и вернемся к вопросу позже, когда вы будете готовы».

Манипуляция «Подмена смысла»

Иногда в живых диалогах приходится сталкиваться с такой проблемой, когда ваши мысли или эмоции заменяют на другие. Пример: «Вы так говорите, потому что вам стыдно». Цель такой коммуникации — захватить контроль над ситуацией и направить диалог в нужное манипулятору русло.

Здесь налицо пересечение личных границ. Попытка отработать скрытые мотивы слов, а не правильность или неправильность аргумента. Если поддаться и позволить трактовать иначе смысл слов, вы потихоньку уступите инициативу и контроль над собой и над проектом.

И чем больше вы уступите в таких мелочах, тем больше потеряете в будущем.

Как противодействовать: настаивайте на том, что смысл слов именно такой, какой вы озвучили: «Я так говорю, потому что это правильно», «Нет, я сказал(а), что поступить в данной ситуации нужно так, больше ничего не говорил(а)». Транслируйте спокойствие и уверенность.

В моей практике было собрание на территории заказчика, которое началось в 15:00, а закончилось в 07:00. И на протяжении всей этой встречи меня и моего партнера пытались убедить отказаться от предложенной нами стратегии. Цель была не в том, чтобы найти в стратегии слабые места, а в том, чтобы сломать нашу уверенность и убеждения. Уступи мы в тот раз, мы бы полностью потеряли маржу от той сделки.

Пассивная агрессия

Пассивная агрессия — это способ сделать больно без доказательств причинения боли. Думаю, все знакомы с этим способом взаимодействия. Особенно люди в постоянных отношениях: иногда очень хочется наказать партнера за раздражающие бытовые мелочи, например, за разбросанные носки или горы немытой посуды.

Некоторые люди выносят пассивную агрессию из дома на работу. Чаще всего агрессия проявляется в фразах-уколах, направленных на внешность или характер. Пассивный агрессор сначала старается подружиться со своей будущей жертвой.

Способ такой — рассказывать случаи из своей личной жизни в обмен на случаи из вашей: «Я тебе расскажу секрет — ты мне расскажешь секрет». Все это выглядит максимально безобидно, сложно не поддаться и не перешагнуть черту рабочих отношений в сторону «дружеского» общения. Осторожно, это ловушка! Пассивный агрессор будет добиваться своего через причинение вам боли. И вы сами даете ему такую возможность, делясь своими секретами.

Как распознать пассивную агрессию? Обращайте внимание на стиль выражения мыслей собеседника. Ноты обиды, сарказма, иронии не к месту выдают начало манипуляции.

Вы приносите презентацию проекта. Презентуете с блеском, вы в восторге, большая часть слушателей в восторге. Но тут берет слово один участник, которого вы считаете своим другом, после всего, что ему рассказали, и задает вопрос: «Скажите честно, вам самому(й) нравится эта идея?». «Скажите честно» — намек, что вы лгали, когда проводили презентацию.

Первая реакция — постоять за себя и начать оправдываться, но я не рекомендую этого делать. Когда на вас нападают таким образом, значит, человек действительно чем-то недоволен, но он не готов выразить свои чувства напрямую (чаще всего потому что не умеет) и не хочет окончательного разрыва отношений. Он все еще заинтересован в работе с вами. Это важно держать в уме.

Как реагировать на подобные выпады. Есть три способа:

Есть ли позитивная сторона манипуляций?

Я еще раз напомню, что в манипуляциях нет ничего ненормального. Иногда люди просто не умеют выражать свои чувства и мысли открыто. Я стараюсь смотреть на людей с сочувствием, как на маленьких детей, которые иногда капризничают. Мне это помогает перенаправлять первую стрессовую реакцию «бей-беги» в более конструктивное русло и вступать в диалог. И это не всегда получается, каюсь, иногда я сначала хожу по потолку и разыгрываю диалоги в голове.

И стоит помнить, что манипуляции бывают и позитивными. Например прием «похвали — поругай — похвали», который применяют, когда нужно поругать человека за поступок, но так, чтобы он не расстроился и уволился, а вдохновился и исправил свою ошибку.

«Вы прекрасно настроили тайминг проекта — В этой части проекта упустили из виду вот этот важный документ — Команда под вашим руководством прекрасно работает» — прием позволяет подчеркнуть лучшее и дать понять ваше отношения к конкретной ошибке, чтобы подобное больше не повторялось.

Рекомендуемая литература

Чтобы действовать конструктивно, мне помогает периодическое перечитывание этих книг:

Источник

В гостях у Регины

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Осторожно: манипуляция

Сообщений 1 страница 25 из 25

Поделиться12008-02-08 10:32:54

«Если вы не замечаете, что Вами манипулируют, значит, Вы в руках профессионалов»

Первоначальное значение слова «манипулятор» означает цирковой артист, фокусник, который хорошо действует с предметами при помощи рук. Но теперь слово «манипулятор» или «манипуляция» часто встречается и в обыденной жизни. И это не случайно, с нами производят незаметные действия, но уже не руками, а словами и даже невербальными способами общения. Все бы ничего, но манипуляция плоха тем, что она не дает нам времени подумать и сделать свой выбор. Поэтому нам представляется важным обратить внимание на нашу обычную жизнь, на то, что происходит с нами и вокруг нас.

Манипуляторы во всех случаях играют на наших слабостях или на слабых чертах характера. Обычно их объектами становятся слабовольные или добрейшие люди, которые вовремя не могут сказать «Нет!». Надо помнить, что каждый из нас имеет право сказать: «Спасибо, нет», «Извините, нет».

Но мы можем контролировать проявление манипуляции. Главным показателем того, что произошла манипуляция, являемся мы сами и наши ощущения. То есть у нас при манипуляции могут возникнуть или неловкость, или неудобство. Эти чувства являются знаком того, что с нами произошла манипуляция. В таких случаях лучше сказать «Нет», но не у всех это получается. Тогда можно сказать: «Мне кажется, что ты переоцениваешь мои возможности». И это будет проверкой для манипулятора, он будет продолжать уговаривать вас, уверять в обратном. Но вы уже вышли из зоны его влияния.

Иван Канардов.
Оригинал статьи здесь

Поделиться22008-02-08 10:36:52

Тогда же Таня Горбунова поделилась ссылкой на другой материал на тему. Статья была в журнале «Психология».

Кто забирает нашу энергию?

«На протяжении нескольких месяцев я пыталась как-то поддержать подругу, которая развелась с мужем, – рассказывает 36-летняя Марина. – Выходные она проводила у нас, постоянно мне звонила, я сидела с ее детьми… Понемногу она пришла в себя, а я. чуть не заболела: у меня не оставалось сил, даже чтобы почитать своему 5-летнему сыну. Как-то она попросила посидеть с детьми, чтобы самой съездить в фитнес-клуб, прекрасно зная, что я сильно простужена. Тут я поняла, что мою благотворительность пора заканчивать».

Всем нам знаком тип отношений, при которых в выигрыше остается только одна сторона, в то время как другая принимает на себя роль жертвы – иногда вполне добровольно, но чаще незаметно для себя. «Мы все друг на друга влияем, так устроен человек, – объясняет социальный психолог Елена Сидоренко. – Для каждого из нас не только мы сами, но и другие люди становится источником идей, энергии, новых чувств и переживаний. Баланс нарушается лишь в том случае, когда это влияние осуществляется исподволь, в ущерб другому человеку и без учета его интересов». Как же определить, что имеешь дело с «похитителем», если на словах он выражает самые добрые намерения?

Мы начинаем осознавать, что в наших отношениях не все в порядке, когда замечаем, что вкладываем в них больше, чем получаем. «Мы отдаем все лучшее, что у нас есть: время, деньги, идеи, а в итоге чувствуем себя все более опустошенными, – говорит психотерапевт Александр Орлов. – И так до тех пор, пока откликнуться на просьбу другого становится невозможным. Все заканчивается тем, что вы уже почти ничего не чувствуете, теряете интерес к происходящему и постепенно увеличиваете эмоциональную дистанцию между собой и этим человеком». «Мой бывший парень долго не отпускал меня, – вспоминает 23-летняя Татьяна. – Знал, что я его уже не люблю, но продолжал засыпать меня SMS-ками, приглашал на ужин, ждал после работы». Одни из таких людей не отходят от нас ни на шаг, становясь все назойливее и настойчивее. Другие же используют сложные стратегии, чтобы сохранить зависимые отношения как можно дольше. «Прислушайтесь к близким, если они удивляются: «Мы тебя не узнаем», «Ты говоришь словно с чужого голоса», – советует психотерапевт Альбина Локтионова. – Обратите внимание на свои эмоции, которые не соответствуют обстоятельствам, на нехарактерные для вас поступки, внезапные проявления категоричности суждений. Очень важно вовремя задать себе вопрос: «Что происходит?» Если вы стали хуже относиться к себе, внезапно почувствовали себя беспомощным и неумелым ребенком, значит, у вас есть все основания задуматься: возможно, в вашем окружении есть человек, выступающий по отношению к вам в роли энергетического вампира. Поговорите с ним, и, если он не отвечает искренностью на вашу искренность, пытается выставить именно вас виновником происходящего, скорее всего, ваши подозрения обоснованны. Ведь он всегда перераспределяет энергию отношений так, чтобы выигрывать за счет другого».
Стратегия хамелеона

«Мама моей девушки чуть ли не каждый день приходит к нам домой, – рассказывает 28-летний Иван. – Она приносит продукты, порывается что-нибудь постирать, сготовить. Понимаю, она делает это из лучших намерений, но для меня ее вторжение в нашу семейную жизнь просто невыносимо! Я не могу сказать ей об этом, но и терпеть это нет никаких сил». Люди, которые помимо нашей воли пытаются управлять нами, вовсе не обязательно злодеи, они бывают очень разными: заботливыми и настойчивыми, внимательными и агрессивными. В зависимости от того, чего они хотят добиться и какова конкретная ситуация, они задействуют безграничный арсенал поведенческих стратегий и образов.

Один из самых распространенных типажей — «очаровательные вампиры». Это зависимые личности, которые считают, что не могут самостоятельно справиться со своими проблемами, а потому постоянно прибегают к помощи других. «На работе может найтись коллега, которому мы поможем раз, другой, а вскоре попросту начнем выполнять за него всю работу. В семейной жизни эту роль может играть один из партнеров», – говорит Александр Орлов. 30-летний Кирилл только что развелся с бесконечно трогательной и печальной Машей. «Поначалу меня умиляли ее беззащитность и огромные, всегда грустные глаза, но позже я понял свою ошибку, – рассказывает он. – Мне приходилось все решать за нее, на себя времени не оставалось. Хуже того, видя ее подавленное состояние, я и сам начал воспринимать мир в черном свете!»

Многие попадают в западню, расставленную «гениальными вампирами» – людьми нарциссического склада, которые поддерживают образ выдающейся, авторитетной, яркой личности: «роковая женщина», «харизматический начальник». Они ловят потенциальных жертв на приманку доверия, возможности войти в замкнутый элитный круг общения, однако в действительности они просто паразитируют на чужом обожании и восхищении. «Такие люди могут быть очаровательны в общении, однако чары рассеиваются, стоит вам ненадолго расстаться. В действительности вы их не интересуете, им важно внимание к собственной персоне и польза, которую можно получить от вас», – объясняет Альбина Локтионова. «В течение трех лет я была «жертвой» нашего начальника отдела, – рассказывает 37-летняя Валерия. – Он умный, образованный, обаятельный человек. Когда он просил меня об одолжении, я расценивала это как доказательство его особого доверия и симпатии ко мне. А он просто перекладывал на меня часть своих прямых служебных обязанностей. Он пользовался моим временем и идеями, и я спустилась с небес на землю только после того, как на совете директоров нашей компании он списал на меня собственную ошибку».
Выйти из роли жертвы

Некоторым из нас кажется, что мы просто обречены на роль жертвы: стоит отделаться от навязчивого «преследователя», как рядом с нами оказываются другие «спасители» и «покровители». «Нередко человек бессознательно привыкает устанавливать такие отношения, и не оставляет самому себе шанса сделать первый шаг к освобождению от непрошеного влияния», – продолжает Александр Орлов. «У меня прямо дар какой-то притягивать к себе недотеп! – жалуется 25-летняя Светлана. – Для своих друзей и знакомых я играю роль «психолога», которому все жалуются. Что я получаю взамен? Да ничего, кроме регулярных приступов хандры. Мне же самой поддержки искать не у кого!» Такая склонность к самоотречению часто свойственна людям с низкой самооценкой. «Они всегда готовы принести себя в жертву, потому что подсознательно убеждены: это единственный способ компенсировать свои недостатки», – объясняет Альбина Локтионова.

Иными словами, отношения, построенные на энергетической зависимости, это не односторонняя атака, но результат взаимодействия обеих сторон. «За расхожим термином «вампиризм» стоит сложная работа защитных механизмов психики самой «жертвы», – рассказывает Елена Сидоренко. – Чаще всего это механизм проекции. Определением «вампир» мы нередко клеймим человека, который нас чем-то сильно раздражает. На самом деле так мы реагируем на то его качество, которое мы не готовы принять в самих себе или наоборот, в глубине души хотели бы им обладать сами. Например, коллега необязателен, неаккуратен, работает спустя рукава, в то время как мы избыточно пунктуальны, собранны и ответственны. Этого разгильдяя мы готовы счесть «вампиром», хотя единственная его вина в том, что он опаздывает на работу, не тревожится из-за сорванных обязательств и вообще относится к жизни с изрядной долей легкомыслия – словом, делает все то, что мы не готовы себе позволить и чего в действительности нам остро не хватает. Когда человеку приходится постоянно тратить силы на борьбу с неосознаваемыми импульсами, у него просто не остается энергии на свои дела. И тогда чувство закономерной усталости он склонен относить на счет злонамеренного воздействия других людей». Поэтому, прежде чем пытаться искать корень своих проблем в окружающих, проанализируйте собственные ощущения – возможно, подлинная причина вашего дискомфорта заключена в ваших внутренних неразрешенных противоречиях.
Всему есть предел

Кто не посочувствует безнадежно влюбленному? Кто ни разу не глотал незаслуженные обиды от обаятельного и харизматичного начальника? «Открытость, готовность пустить другого в свою жизнь – очень естественное человеческое свойство, без него мы бы просто не выжили, – говорит Александр Орлов. – Но тот, кто нарушает ваши границы без спроса, ведет себя как настоящий агрессор».

«Обвинять и переубеждать такого человека напрямую бесполезно, ведь он чаще всего и сам не осознает своего влияния, – убеждена Альбина Локтионова. – Просто скажите ему о том, что вас тревожит. Возможно, он сам поймет, что причина в нем. Уважать границы друг друга – залог любых нормальных отношений. Необходимо четко и ясно оговорить для себя самого, до какого предела вы готовы терпеть, а при каких обстоятельствах начнете отстаивать собственные интересы».

«Если вы попали под чье-то влияние, не пускайте дело на самотек. Ведь нередко, для того чтобы восполнить свои энергетические ресурсы и не попасться на крючок снова, человеку приходится самому переключаться на другого, иными словами – ставить его в положение энергетической зависимости от себя», – рассказывает Александр Орлов. Очень часто подобная кабала, в которую мы попадаем, является результатом нашего собственного неосознанного выбора. «Человек, не любящий, не принимающий себя, всегда найдет внешнего ответчика, на которого удобно списать свои болезненные переживания, – продолжает Елена Сидоренко. – Только мы сами решаем, что подпитывает нас в жизни, во что мы вкладываем энергию – в любовь или в ненависть, хотим ли мы открываться навстречу другим людям или использовать их. Возможность такого выбора дает нам колоссальную свободу, но вместе с тем накладывает и значительную ответственность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *