если вы сами светитесь то что вам тьма что значат эти слова
Евангелие по Матфею 6:23
Толкования:
Блж. Августин
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Блж. Иероним Стридонский
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Блж. Феофилакт Болгарский
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Евфимий Зигабен
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Если свет, который находится в тебе, т.е. ум, дарованный для просвещения и руководительства души, есть тьма, т.е. потемнел, то сколь велика для помрачения души будет тьма, происходящая от страстей, когда помрачен свет, который восходил для нее.
См. также Толкование на Мф. 6:22
Еп. Михаил (Лузин)
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Потемнение же этой высшей душевной силы, отчего бы оно ни произошло, дает неправильное направление всей деятельности душевной, в каковом состоянии человек не может различить ясно и точно предметов и стремиться к достижению истинно драгоценных из них, привязывается к земным и чувственным, а не к небесным и духовным предметам (ср.: Златоуст, Феофилакт).
Если свет… тьма. Если глаз болен — потемнел, если разум и озаренный помрачился от чего-либо и не понимает истинно божественного, драгоценного для души, то какова же тьма? Каков же ум естественный, сам по себе, без всякой помощи благодатного озарения? Насколько он может понимать предметы духовные, чтобы направлять к ним все стремления души? «Кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни… Когда кормчий сделается добычею волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных»? (Златоуст).
Лопухин А.П.
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Прп. Исидор Пелусиот
Поскольку глаз управляет всем телом, делает светлым и украшает лице, служит светильником для всех членов, то и утвержден он и посажден как бы на царском некоем месте, получив высший удел и председательствуя среди всех чувств. Ибо, что солнце во вселенной, то и глаз в теле, и как, очевидно, если солнце угаснет, все придет в замешательство, так, если угаснет глаз, и ноги, и руки, и все почти тело сделается бесполезным.
К чему же сказал я это? К тому, что учитель есть глаз в теле Церкви. Посему, если он светел, то есть, сияет лучами добродетелей, то будет светло и все тело, которым он правит, и о котором прилагает надлежащее попечение. А если он темен, то есть, делает достойное тьмы, то помрачится все почти тело, потому что, хотя иные из состоящих в чине членов и здравы, и выполняют, что им следует, и нимало не терпят вреда от испорченности учителя, однако же не имеют столько же, как и он, силы, когда повреждение поядает главнейшие части тела и порок поощряет и прочих соревновать наставнику, остающихся же здравыми осуждает и всеми способами старается и их ввергнуть в ту же болезнь.
Посему–то и сказано: аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми? Так и Церкви, у которой наставник предан самоуправным похотям, может иной сказать: если тот, кто должен приносить пользу и просвещать, не терпит просвещения, да и вознамерившихся быть полезными гонит вон, то чего не сделают его подначальные?
Прп. Макарий Великий
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми
Свт. Афанасий Великий
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Свт. Григорий Палама
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Т.е. тело и чувства, которые сами по себе не обладают разумным светом, рождающим истину и бесстрастие. Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом.
Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.
Господь сказал «око» в единственном числе, чтобы показать, что таким образом Он называет «ум»; потому что у тебя не один глаз. Это и чрез заключение Он явил, говоря: «все тело твое темно будет»: потому что когда из двух телесных глаз один не видит, не значит, что все тело пребывает слепым. И из того, что Он не сказал, что «если оно находится в дурном состоянии», а сказал: «если оно само дурно»; тем Он ясно показал, что ведет речь о болезненном состоянии, которое бывает в душе одержимой греховными страстями; посему и прибавляет, говоря еще: – «Аще свет иже в тебе (т.е. ум и рассудительность) – тьма есть, то тьма (именно: тело и чувство ощущения) кольми?!»
Свт. Иоанн Златоуст
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Таким образом, Спаситель обращает Свое слово к наглядным примерам. Так как Он упомянул о порабощении и пленении ума, а это для многих было неудобопонятно, то Он Свое учение прилагает к предметам внешним и перед очами находящимся, чтобы по ним могли уразуметь и то, чему подвергается ум. Как бы так говорил Спаситель: если не знаешь, что значит повреждение, случающееся с умом, то научись этому из рассмотрения вещей телесных. Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Конечно, ты никогда бы не захотел носить золота, облекаться в шелковые одежды и, вместе, быть слепым, — но здравие очей предпочел бы всей такой пышности. Ведь если лишишься зрения, то никакой не будет для тебя приятности в жизни. Но как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и по растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол. Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем? Загради источник — иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни. Потому Спаситель и говорит: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма». Когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?
Потому теперь уже не упоминая о наветах, ссорах и тяжбах, возникающих из-за богатства (на них Он указал выше, когда сказал: «чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге» ( Мф. 5:25 ) ), поставляет здесь на вид неизбежное и более тяжелое, отклоняя, таким образом, от злой страсти корыстолюбия. Поработить ум этой болезни — гораздо тяжелее, нежели быть ввергнутым в темницу. Притом последнее не всегда случается, а то непременно следует за привязанностью к богатству. Потому-то Христос уже после того зла упомянул об этом зле, как тягчайшем и непременно случающемся. Бог, говорит Он, даровал нам ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им, как орудием и светом против всего скорбного и вредного, пребывали в безопасности. А мы этот драгоценный дар промениваем на лишние и бесполезные вещи. Что пользы в воине, украшенном золотом, когда военачальник пленен? Какая выгода в украшенном корабле, когда кормчий сделается добычей волн? Что пользы в стройном теле, когда глаза будут лишены зрения? Если бы кто врача, который должен быть здоровым, чтобы лечить болезни других, повергнув в болезнь, положил в позолоченной храмине на серебряную кровать, то из этого какая польза вышла бы для больных? Так и ты, если повредишь ум, могущий обуздывать страсти, и привяжешь его к сокровищу, то не только не получишь никакой пользы, но, напротив, много потеряешь, и нанесешь своей душе великий вред.
Троицкие листки
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Пора призвать Эйнштейна к ответу!
Уверен, что все помнят эту байку про «глупого» профессора и «умного» студента:
От этих слов у профессора неуклюже отвис подбородок и вылезла вперёд вставная челюсть. Он встал, потом сел, обхватил голову руками, и вдруг горько зарыдав в голос, вскочил с места и, обливаясь слезами, позорно бежал из аудитории, унося с собой неприятный запах своего унижения, сгрызая по ходу все ногти на руках до самых локтей… Студента звали Альберт Эйнштейн.
Так нет тьмы в Природе говоришь? А как же ты тогда, Альберт, объяснишь вот это:
В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки.
Теперь закройте глаза, откиньте голову назад, посмотрите на потолок и быстро поморгайте.
А то, что на самом деле, БЕЛЫЙ СВЕТ как таковой не имеет определённой волны, он вообще ПРОЗРАЧЕН, но включает в себя весь волновой диапазон всех излучений и всех цветов без исключения. И это совершенно очевидно любому человеку, мало-мальски умеющему мыслить самостоятельно, а не тупо верующему в «общепризнанный» бред. Любой цвет, каким бы чёрным он не был, это всё равно цвет, составная часть белого света.
Всё просто – В НАШЕМ УМЕ, в том САМОМ, который един для всех нас – людей! Это тот самый Ум, который может сказать про себя: «Я есть тот, кто Я есть», и который предан забвению шизофрениками, так как был подменён неким непознаваемым «потусторонним существом», якобы существующим «сверх» всего существующего, то есть «умом сверх ума». Но ради чего мы предали сами себя, своё естество, свою сущность? Ради материальных «ценностей», которые мы порой возвеличиваем до безумия.
«Так сладок мед, что, наконец, он горек. Избыток вкуса убивает вкус».
Уильям Шекспир.
Просто некоторые из нас разучились довольствоваться необходимым, им всего мало, ОНИ СОШЛИ С УМА, и тащат за собой в пропасть собственного безумия всё человечество. Невозможно быть счастливым пресытившись всем, чем только можно, в отсутсвие разумной меры. Чем больше потребление, тем извращённее желания. Чем больше человек ЖРЁТ, тем больше требует его растянутый живот. Чем больше у кого-то РОСКОШИ, тем труднее ему быть БЛАГО-ДАРНЫМ. Вот и вся истина, и не нужно быть Эйнштейном, чтобы знать и понимать это.
Студент был настроен по-боевому и не унимался, он бежал вслед за профессором крича ему вдогон:
— Профессор, существует ли холод?
Где-то вдалеке в ответ послышался дикий вой, переходящий в жалобный стон…
Следом за своим героем злорадно аплодируя и улюлюкая семенила жаждущая сполна насытиться происходящим толпа благодарных студентов.
«Сам ты Света» – подумал профессор, но сказать ему было нечего, он горько плакал, утирая сопли вставной челюстью. К сожалению, профессор точно так же, как и студент, как и большинство верующих в ахинею людей на планете Земля, не понимал того, что и свет, и тьма, и тепло, и холод, и добро, и зло, и Бог и дьявол, и ВООБЩЕ ВСЁ вообразимое – есть мысли, находящие себя внутри УМА, того единственного, САМОГО САМОГО, который осознаёт себя, как: Я ЕСТЬ, воплощённым в каждом из нас прямо здесь и прямо сейчас, и являющим себя нам вообще ВСЕМ БЕЛЫМ СВЕТОМ, во всех вообразимых цветах и ощущениях, то есть Тем, Кого мы уже разучились узнавать в ближнем своём – любящего всех нас, как самого себя!
Светильник для тела есть око. О чем это?
Светильник для тела есть око. О чем это?
Еще раз повторю: глаз твой должен давать тебе ясное видение всех предметов, вещей, событий. Ты должен все четко знать и понимать. Но большинство людей во мраке ходят, они вообще запутались в этом мире, они не знают, как жить. И вот, Христос и говорит, что если этот свет оказывается тьмой, если ты не понимаешь, как тебе жить, если ты постоянно сбиваешься с пути на какие-то лукавые дороги, постоянно грешишь, спотыкаешься, то насколько сильна это тьма, которая объяла весь мир? Тьма бесовская, заблуждение сатанинское.
А теперь прочитаем, как у Евангелиста Луки:
Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11:34-35).
Я вот с вами поделюсь таким пастырским опытом: иногда приходят люди с очень сложной задачей, с вопросом. Я ведь не святой старец. Откуда я знаю, что людям посоветовать? А для них это вопрос жизни и смерти, в прямом смысле. И люди очень просят: «Батюшка, ну к кому нам еще прибегнуть, пожалуйста, подскажите, как нам поступить, что нам сделать?» И порой, если действительно вижу, что люди сами не могут никак выкарабкаться, я говорю: «Знаете что, давайте возьмем паузу, помолимся, чтобы Господь нам ответил». И бывает так: я наутро еще не знаю, и я молюсь о том, чтобы Господь мне ответил, шепнул, что сказать человеку. И потом приходит ответ. Ответ оказывается в точку, ответ действует. Причем я себя ловлю на мысли, что я об этом ответе даже не думал вообще, даже не предполагал, что такой поворот может быть. Но ответ приходит, Бог отвечает. И я могу дать какой-то совет людям, но не сам, а благодаря ответу от Бога, который приходит.
Как правильно читать? Если книга или проповедь на нас произвели какое-то впечатление, через какое-то время надо обязательно возвращаться и перечитывать-переслушивать. Разве вы не ловили себя на мысли, что вот ты книгу прочитал, а потом через какое-то время, через несколько лет ты эту книгу читаешь и по-другому ее воспринимаешь, другими глазами. Это естественно, потому что мы все время меняемся. Тогда, несколько лет назад, мы были такими, теперь, через несколько лет, мы уже другие. Наше мировоззрение сегодня более богатое. Это особенно касается Священного Писания или Святых отцов. Еще до Рождества Христова Сократ сказал хорошие слова: «Человек голодный хватается за одно и другое. Но при избыточном разнообразии еда только раздражает, а не питает. Так что всегда читайте проверенных авторов». Это говорит Сократ, до Рождества Христова! Этот совет актуален на все времена. И дальше у Сократа: «Каждый день принимаете немного средства от нищеты, смерти, печали и других горестей».
То есть, читайте не только развлекательную литературу, но и серьезную, в которой поднимаются важные вопросы: о жизни и смерти, о любви и вере. Воспитывайте себя через тексты, которые вы читаете. Если вы в спешке охватили сразу несколько тем, остановитесь хотя бы на одной теме, чтобы в течение дня осмыслить ее и переварить, как хорошую пищу.
Если вы сами светитесь то что вам тьма что значат эти слова
Екатерина Ушакова-Москвина запись закреплена
Есть женщины, которые счастливы до тебя, счастливы с тобой и после тебя.
Их самооценка, окрашенность и тональность мира не зависит от данного, конкретного мужчины в их жизни.
Она любила до тебя, любила тебя, любит и сейчас.
Мир, себя, нового мужчину.
Это вовсе не значит что эти женщины поверхностны, вовсе нет.
Им доступны и глубина чувства и верность.
Расставаясь с тобой, они могут быть опечалены, но печаль их всегда светла и никогда не несет разрушительного эффекта.
Мир такой женщины не рухнет за твоей спиной.
Ты важная, очень ценная его часть, но всего лишь часть, уж не претендуешь ли ты заменить собой целое?
Внутренняя радость жизни присутствует как фон, общий настрой, как осознавание своего «я».
Счастье для этих женщин, душевная целостность и самоценность, никогда не будут только в руках их мужчин.
Это ровный, естественный свет их жизни.
Мужчина, даже самый умный, сильный и любящий, не сделает женщину счастливой сам. А если и сделает, то очень ненадолго. Счастливой нужно быть уже сейчас. С мужчиной или без него, не авансом даже и не предвкушением, а здесь и сию минуту.
Разожгите в себе ровный, теплый огонь, а за окном пусть себе грохочет гром и льет ледяной ливень.
Если вы светитесь сами, то что вам тьма?
Включите свой свет и не выключайте его никогда.
Сейчас, без причины, просто так.
И никогда не теряйте времени на все, что не счастье.
Толкование на От Матфея 6:23
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 6:23 / Мф 6:23
Иоанн Златоуст (
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Таким образом, Спаситель обращает Свое слово к наглядным примерам. Так как Он упомянул о порабощении и пленении ума, а это для многих было неудобопонятно, то Он Свое учение прилагает к предметам внешним и перед очами находящимся, чтобы по ним могли уразуметь и то, чему подвергается ум. Как бы так говорил Спаситель: если не знаешь, что значит повреждение, случающееся с умом, то научись этому из рассмотрения вещей телесных. Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Конечно, ты никогда бы не захотел носить золота, облекаться в шелковые одежды и, вместе, быть слепым, — но здравие очей предпочел бы всей такой пышности. Ведь если лишишься зрения, то никакой не будет для тебя приятности в жизни. Но как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и по растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол. Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем? Загради источник — иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни. Потому Спаситель и говорит: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма». Когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?
Потому теперь уже не упоминая о наветах, ссорах и тяжбах, возникающих из-за богатства (на них Он указал выше, когда сказал: «чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге» (Мф. 5:25)), поставляет здесь на вид неизбежное и более тяжелое, отклоняя, таким образом, от злой страсти корыстолюбия. Поработить ум этой болезни — гораздо тяжелее, нежели быть ввергнутым в темницу. Притом последнее не всегда случается, а то непременно следует за привязанностью к богатству. Потому-то Христос уже после того зла упомянул об этом зле, как тягчайшем и непременно случающемся. Бог, говорит Он, даровал нам ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им, как орудием и светом против всего скорбного и вредного, пребывали в безопасности. А мы этот драгоценный дар промениваем на лишние и бесполезные вещи. Что пользы в воине, украшенном золотом, когда военачальник пленен? Какая выгода в украшенном корабле, когда кормчий сделается добычей волн? Что пользы в стройном теле, когда глаза будут лишены зрения? Если бы кто врача, который должен быть здоровым, чтобы лечить болезни других, повергнув в болезнь, положил в позолоченной храмине на серебряную кровать, то из этого какая польза вышла бы для больных? Так и ты, если повредишь ум, могущий обуздывать страсти, и привяжешь его к сокровищу, то не только не получишь никакой пользы, но, напротив, много потеряешь, и нанесешь своей душе великий вред.
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
Григорий Палама (
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Т.е. тело и чувства, которые сами по себе не обладают разумным светом, рождающим истину и бесстрастие. Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом.
Источник: Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.
Господь сказал «око» в единственном числе, чтобы показать, что таким образом Он называет «ум»; потому что у тебя не один глаз. Это и чрез заключение Он явил, говоря: «все тело твое темно будет»: потому что когда из двух телесных глаз один не видит, не значит, что все тело пребывает слепым. И из того, что Он не сказал, что «если оно находится в дурном состоянии», а сказал: «если оно само дурно»; тем Он ясно показал, что ведет речь о болезненном состоянии, которое бывает в душе одержимой греховными страстями; посему и прибавляет, говоря еще: — «Аще свет иже в тебе (т.е. ум и рассудительность) — тьма есть, то тьма (именно: тело и чувство ощущения) кольми?!»
Источник: Омилия 56, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
Поскольку глаз управляет всем телом, делает светлым и украшает лице, служит светильником для всех членов, то и утвержден он и посажден как бы на царском некоем месте, получив высший удел и председательствуя среди всех чувств. Ибо, что солнце во вселенной, то и глаз в теле, и как, очевидно, если солнце угаснет, все придет в замешательство, так, если угаснет глаз, и ноги, и руки, и все почти тело сделается бесполезным.
К чему же сказал я это? К тому, что учитель есть глаз в теле Церкви. Посему, если он светел, то есть, сияет лучами добродетелей, то будет светло и все тело, которым он правит, и о котором прилагает надлежащее попечение. А если он темен, то есть, делает достойное тьмы, то помрачится все почти тело, потому что, хотя иные из состоящих в чине членов и здравы, и выполняют, что им следует, и нимало не терпят вреда от испорченности учителя, однако же не имеют столько же, как и он, силы, когда повреждение поядает главнейшие части тела и порок поощряет и прочих соревновать наставнику, остающихся же здравыми осуждает и всеми способами старается и их ввергнуть в ту же болезнь.
Посему—то и сказано: аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми? Так и Церкви, у которой наставник предан самоуправным похотям, может иной сказать: если тот, кто должен приносить пользу и просвещать, не терпит просвещения, да и вознамерившихся быть полезными гонит вон, то чего не сделают его подначальные?
Источник: Письма. Книга I.
Евфимий Зигабен (
аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми
Если свет, который находится в тебе, т.е. ум, дарованный для просвещения и руководительства души, есть тьма, т.е. потемнел, то сколь велика для помрачения души будет тьма, происходящая от страстей, когда помрачен свет, который восходил для нее.
См. также Толкование на Мф. 6:22
Михаил (Лузин) (1830−1887)
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма
Потемнение же этой высшей душевной силы, отчего бы оно ни произошло, дает неправильное направление всей деятельности душевной, в каковом состоянии человек не может различить ясно и точно предметов и стремиться к достижению истинно драгоценных из них, привязывается к земным и чувственным, а не к небесным и духовным предметам (ср.: Златоуст, Феофилакт).
Если свет… тьма. Если глаз болен — потемнел, если разум и озаренный помрачился от чего-либо и не понимает истинно божественного, драгоценного для души, то какова же тьма? Каков же ум естественный, сам по себе, без всякой помощи благодатного озарения? Насколько он может понимать предметы духовные, чтобы направлять к ним все стремления души? «Кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни… Когда кормчий сделается добычею волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных»? (Златоуст).