если я против власти это не значит что я против родины
«Лайкать страшно, поглажу курсором»: музыканты один за другим выносят приговор системе и времени
Современные (и не очень) исполнители чувствуют перемены настроений аудитории, в обществе острее других. И теперь просто не могут не петь «про политику».
У эпохи надвигающихся больших перемен всегда есть свой саундтрек. В период Перестройки, в конце 80-х годов прошлого века, вообще не было ни одной песни, что называется, «за власть».
Кобзон, Лещенко и прочие официальные голоса еще продолжали петь о партии и любви к Родине, но этого просто уже никто не замечал. Нерв времени выражали такие композиции, как «Предчувствие гражданской войны» ДДТ, «Поезд в огне» «Аквариума», «Скованные одной цепью» «Наутилуса», «Мое поколение» «Алисы», «Перемен» «Кино» или «Твой папа — фашист» группы «Телевизор».
В этих песнях было главное — правда об окружающей реальности, выражение всеобщего ощущения (которое есть и сегодня), что так больше жить нельзя.
Прошло почти 40 лет, и протестный саундтрек вновь стал мейнстримом. Власть своим постоянным враньем, лицемерием и стремлением забетонировать любые ростки всего настоящего и честного отвратила от себя в первую очередь молодежь, остро чувствующую неправду и несправедливость. Музыканты, живущие на нерве времени, раньше и четче других почувствовали, что сейчас не петь «про политику» просто невозможно. Это ведь не просто значит потерять аудиторию, это самоцензура — самоубийство для любого настоящего творца.
Нынешней осенью невозможно не заметить просто-таки вал «песен протеста». Конец лета и осень 2019 года с большой вероятностью войдут отдельной статьей в энциклопедию русской музыки как период, когда песни стали важнейшим из искусств.
Для иллюстрации возьмем треки, вышедшие за только последний месяц. Какое разнообразие и какие мощные на фоне пустых эстрадных песенок высказывания!
10 сентября рэпер Noize MC (Иван Алексеев) опубликовал на YouTube композицию «Все как у людей», записанную для сборника-трибьюта «Без меня», приуроченного к 55-му дню рождения лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Музыкант не просто сделал кавер. Он представил композицию со своим текстом, где рефреном-припевом идут слова из легендарной песни Летова.
К сожалению (и это тоже примета времени), в песне есть матерные слова, поэтому «Росбалт» не может ее разместить полностью. Но в Сети нашелся фрагмент клипа:
Интро — слова Владимира Путина:
«Нам всем кажется, что если — не скрою, и мне иногда так кажется — что если навести твердый порядок жесткой рукой, то всем нам станет жить лучше, комфортнее и безопаснее. На самом деле эта „комфортность“ очень быстро пройдет, потому что эта жесткая рука начнет нас очень быстро душить».
Голову в коробке пластмассовой
Вместе с телефоном, ключами и паспортом
Рентгеном в сканере просветят ласково
В целях безопасности государственной
И обратно вряд ли пришьют уже:
Руки ищут затылки над обрубками шей
Туловища жмутся грудными клетками к стенам
Не видно из контейнеров, что там с телом
Лента с монотонным гулом коробку тащит
И для тулова тоже подыщут ящик:
Станет стан обезглавленный, в нем лежащий
Почти покойником, почти настоящим
Кто-то, может быть, даже помянет на 40 дней
Все как у людей
Все как у людей
А девочка из конной полиции
С белым айфоном на белом жеребце
Ждет в Инстаграме лайка от принца
И ждет от Черной Пятницы низких цен
Мерно цокают копытца по улице
Винтят демонстрантов мальчики-коллеги
Обсуждают рецепты подружки-умницы
В недозаблокированной «телеге»
Она завтра купит в «Меге» наборчик LEGO
Для племянника на его рождения день
В наборе — автозак и три человека:
Двое ментов на одного — все как у людей
Все как у людей
(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей
СМИ голосят то, что повсюду агенты МИ-6, ЦРУ и Моссада
Пугают исчадием ада звездно-полосато-носато-пейсатым
Лед под ногами майора ломается легче, чем корка фалафеля:
Майор не боится, майор не утонет — майор, если что, в батискафе
Ты слышишь, как скрепы скрипят и жужжат старомодным дабстепом?
Это снова, словно Челубей с Пересветом, насмерть бьются «совдеп» с Госдепом
А чтобы чужие боялись, своих посильнее бей
(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей
(Припев: Егор Летов)
Все как у людей
Все как у людей
Все как у людей
Все как у людей
(Концовка, звучит голос из динамика): «Это ваши сыновья, будьте благоразумны, не нарушайте общ… (ественный порядок)».
За прошедший месяц появился еще один клип, который также можно назвать политизированным. Но особенно занимательными были последствия его появления. Впервые в истории современной российской популярной музыки исполнители создали настолько тупую, диссонирующую с общим настроением «агитку», что ее в итоге пришлось удалить. А исполнителей теперь можно называть рекордсменами по ненавиcти пользователей Youtube.
Кто-то залил клип рэперов на Pornhub.
Тимати и Гуф опубликовали 7 сентября, за день до выборов в Мосгордуму, клип на трек «Москва». К 9 сентября у ролика был уже миллион дизлайков — это антирекорд для российского YouTube. В своих куплетах рэперы, к примеру, зачитывали фразы типа: «не хожу на митинги, не втираю дичь» и т. п.
Позже Тимати удалил клип, а Гуф извинился в Instagram: «Развели меня, подставили. Я вас, наверное, понимаю теперь. В этот раз я извиняюсь перед вами. Я очень горд за ту молодежь, что есть те, кто разбирается в политике и ищет какое-то светлое будущее».
От клипа остался не только рекорд по дизлайкам (всего их успело набраться почти полтора миллиона), но и куплеты с переделкой текста песни. Самые приличные из них:
Не хожу на митинги
Не втираю дичь
Дна Ютуба русского
Я решил достичь
Не хожу на митинги
Не втираю дичь
У меня диагноз
Мозга паралич.
19 сентября в Сети появился… нет, не музыкальный клип, но перформанс, организованный мегапопулярным рэпером Oxxxymiron (Мирон Федоров). Он провел на своем канале в YouTube онлайн-трансляцию, названную «#сядьзатекст». Oxxxymiron и приглашенные звезды демонстрировали, что было бы, если бы классиков мировой литературы судили по законам современной Российской Федерации.
В акции также приняли участие: актеры Александр Петров, Александр Горчилин и Настасья Самбурская, сценарист Михаил Идов, рэпер Баста (Василий Вакуленко), музыкант Юрий Шевчук, блогер Руслан Усачев, хип-хоп-исполнитель LʼOne и журналист Леонид Парфенов — всего 79 человек.
Следующей по хронологии песней стал «Вечерний М.» патриарха русского рока Бориса Гребенщикова. Композиция появилась на YouTube 28 сентября. Это, конечно, не программное высказывание типа «Поезда в огне», песня посвящена конкретному явлению — пропагандистам на российском телевидении. Но если уж БГ не смог промолчать, значит, времена точно изменились.
Я всю жизнь брожу по просторам
И готов еще жизнь так кружить.
И кого ни спроси — все несутся в такси
И никто не научит как жить.
Но в центре просторов есть место
Где светло и туда все глядят.
И там на совесть и честь всех научат как есть: Детей, стариков и ребят.
Он все, что закажут — расскажет
И ответит на каждый вопрос.
У народа душа, но за ней ни гроша,
Но зато мы утерли всем нос!
Он сияет, как новый полтинник,
С него капают лосьоны и лак
И когда гопота распинает Христа,
Он объяснит отчего Христос враг.
Как уже писал «Росбалт Like», после выхода «Вечернего М.» телепропагандист Владимир Соловьев впал в какое-то экзальтированное состояние.
30 сентября рэпер Фейс (Иван Дремин), известный своей активной общественной позицией (он, к примеру, выступал на одном из летних московских митингов), выпустил альбом «12». Неблагополучные семьи, «Россия-Бутырка», полицейский произвол — все это есть в новом альбоме. В треке «Лабиринт» есть такие строки: «Быть против власти — не значит быть против Родины, я люблю Россию за запах черной смородины. Не дам русофобам нажиться на моих взглядах. Я в золотых полях и колосьях, ляг со мной рядом».
Уже через неделю — вечером 7 октября — рэпер Хаски (Дмитрий Кузнецов) выпустил песню «7 октября». В паблике Хаски за десять минут до полуночи появился анонс трека: «Когда почти забыл поздравить, но все-таки успел». 7 октября — день рождения Владимира Путина.
И вся песня переполнена такими намеками, которые в комментариях к клипу на YouTube пытаются расшифровать зрители.
Тут полный текст просто необходим — Хаски читает так, что люди старшего поколения могут разобрать далеко не все.
Старость — это когда твое ухо различает в нашумевшей песне Хаски примерно 5% слов.
Могила на могиле — эпитафия
Я умер, но бессмертная мафия.
Самый популярный комментарий к этому клипу звучит так: «Лайкать страшно, поглажу курсором».
И вот сегодня, 9 октября, спустя чуть больше суток после Хаски, старейшина цеха российского хип-хопа Лигалайз (Андрей Меньшиков) выпустил клип на композицию «Застой 2.0». Видео снял режиссер «России 88», «Гоп-стопа» и «Салам Масквы» Павел Бардин.
Рэпер начинает с того, что ему «пришла пора записаться в русофобы», потому что он решил выступить с критикой положения дел в стране. «Только давай не будем делать вид, что не идет холодная гражданская война», — эти строчки произносятся на фоне видеоряда, где омоновцы борются с балеринами. Владимира Путина в треке называют «с колена поднимателем».
Полный текст песни «Застой 2.0»:
Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим
Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим
Пришла пора мне записаться записаться в русофобы
Сказав, что за порогом в моем доме все не слава Богу
Я вижу эталоном дум народа миллионов
Путь пролезть поближе к трону, вылизать царевы ноги
Мы перегноем истории псевдогероев
Под нефтяной братвой сегодняшней, как раньше под Ордою
По кругу бродим за забором молча и не ноем
Эквивалентом барреля легко людской позор и горе
В фаворе воры; в форте, а вокруг кокарды
Армия, что отделяет чернь от тех, кто делит ярды
Псарни охраняют дух архаики тоталитарной
Старая заевшая пластинка едет к старту
В их сердце Сталин, в пирамиде мумия
Стратеги пробуждают тьму как в полнолунии
Мы козыряем в ответ разуму Мизулиной
И в душах продолжаем квасить вялое безумие
Не верим в выборы, пока нам их не дали
До бумаги как-то вытирались раньше лопухами
Встарь до электричества отлично жгли лучины
Неустанно верим в некий путь единственный, глубинный
Если не он, то кто; если не так, потоп
Заткнись, мурло, и чти царя — и вот весь потолок
Отрезан внешний мир чертою холода
Молчание — золото; если что, есть Золотов
Только давай не будем делать вид
Что не идет холодная гражданская война
И вдруг одной стране, чтобы идти вперед
Не обязательно крушить и бить, и жечь дотла
Вращается серый мир промеж двух полюсов
Придуманный враг и охраняемый страх
Здесь не хотят, чтоб мы с тобой соображали, бро
Системе всей цемент, кисель в мозгах
Застой 2.0
Застой 2.0 — стабильность и гной
Подавленный вой, окно открой
Жиреют сверху свалки Чайкины наследники
А главные враги страны — Серебряков с Серебренниковым
Плодятся Шариковы, дальше — бессребреники
Ведь каши не сварить со «Старым мельником» нам
Здесь власти были б рады, чтобы ты всегда был пьян
В имперской истерии рьяной погромче гимн горланил
Дешевым бырлом демидрольным одурманен
Под те же рендеренные гипнокартинки на экране
Заходят на вираж с кортежем котофалк
Няш-мяш, «Крым наш», Хирург и «Абырвалг»
На праздник православный за новый танк кулич
Под оливьешку вечный пресный Леонид Ильич
Усталый спич страной заучиваем тщетность
Как будто пес такой доверчивый и безответный
Русский народ такой талантливый и светлый
Из всех сюжетов выбрал историческую петлю, а
По круги ходим, покуда сама воля бродит
Стабильность, путь возводим в черством бутерброде
Покорность носим как будто в самом генном коде
Милитаризм и тупость в каждодневном обиходе
Побольше крови, побольше Солсбери и Сирий
Больше Донбассов, Крымов — больше зла для России
Чтобы вокруг на дух вообще нас не переносили
Чтоб мы от всех закрылись наконец-то во главе с мессией
Наш Светлоликий, о, с колена Подниматель
Дрессировщик с плетью знает, на что время тратить
Питать рефлекс, чтоб славила на автомате
Его собака Павлова — толпа, чье имя избиратель
Опять мы выбираем повторение сюжета
Как будто в темноте и сырости привычнее без света
Мы выбираем чьей-то воле подчиниться без ответа
Я даже начинаю верить, что грабли — это наша скрепа
Вдохнули воздух, и опять на том же паровозе
По кольцевой дороге внутри злобу ко всему миру возим
Храним угрозу; считаем, сила — то, что уважают
В мире, где агрессия тупая вызывает жалость
Трясем дубиной, злимся, жгем лучину
Нас учат Родину любить те, кто отправил за границу сына
Пока толпа поглощена уничтожением сыра
На удержание власти навсегда работает машина
Меж тем, кто слышит и не слышит, силится контраст
Не нравится — вали, галимый сраный либераст
А хочешь закричать в несправедливости вселенской
Не позабудь: умей спросить прощения по-чеченски, да.
Плотность и частота честных песен стала такова, что ее уже замечают многие. Музыкальный критик Артемий Троицкий 1 октября в эфире радио «Эхо Москвы» говорил: «Я сейчас пребываю уже какое-то время, год, наверное, или больше в состоянии облегченной эйфории. Поскольку впервые с 80-х годов за долгое время за 30 лет сейчас музыка, моя любимая музыка, наконец, снова выходит на авансцену. Этого не было ни в 90-е годы, ни тем более в скучнейшие нулевые годы. И большую часть 10-х годов. А сейчас просто эти все ребята, что рокеры, что рэперы — они у всех на устах. Клипы с десятками миллионов просмотров. Это изумительно».
Приступ государственного патриотизма
Власти Псковской области решили учить школьников как Родину любить
В Международный день защиты детей, 1 июня, в Санкт-Петербурге, во время 21-го Петербургского международного экономического форума губернатор Псковской области Андрей Турчак встретился с членами «Изборского клуба». Председатель «Изборского клуба», писатель Александр Проханов предложил разработать и ввести в учебных заведениях программу дополнительного образования по патриотическому воспитанию молодёжи, которая в дальнейшем «будет внедрена в российские школы и университеты». Андрей Турчак охотно согласился «в качестве пилотных площадок выбрать школы региона». Так что, возможно, псковским школьникам предстоит первыми испытать на себе «уроки патриотизма».
Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытии Арктики».
Когда в школах начинают вводиться уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить Родину, это значит, что Родина не любит своих детей.
Патриотизм — это любовь к Родине, это личное чувство, личное переживание человека. Родина — это не государство и не власть. Родина — «тот уголок земли», с которым человека связывают истоки жизни.
А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти, это не патриотизм, это воспитание лояльности и покорности. И в ключевые моменты жизни, когда решаются судьбы Отечества, так воспитанный человек, выбирая между любовью к Родине и лояльностью к государству, может изменить Родине. Потому что любовь к Родине иногда требует идти против государства, против власти.
Патриотизм часто перемешивают с военной историей, историей крови и жертв. Живые властители прикрываются павшими, которые ничего не могут сказать.
Когда детям будут рассказывать о Гражданской войне, им скажут о том, что это не победа «красных» над «белыми» и «зелёными», а общенациональная трагедия?
Когда детям будут рассказывать о патриотизме на примере Великой Отечественной войны, им скажут о цене Победы? Об уничтоженных ещё до начала войны командирах и военных специалистах, о пакте Молотова—Риббентропа, о смертельных ошибках Сталина, о миллионах до сих пор не найденных и не погребённых солдат, о победителях, сосланных после Победы в концлагеря, об инвалидах, спрятанных в глуши, о детях войны, о многоэтажных домах на могильных рвах концлагерей?
Им расскажут о миллионах доносов, о «чёрных воронках», о «тройках», о ГУЛАГе, о «законе трёх колосков», о смертной казни для детей с 12 лет? Это будет частью патриотизма, этим тоже нужно будет гордиться? Или просто помнить, чтобы — никогда больше?
«Можем повторить» — это патриотизм?
Детям расскажут о том, что для того, чтобы Гагарин полетел в космос, Королёв должен был чудом выжить в застенках?
Детям расскажут об изгнании и возвращении Александра Исаевича Солженицына? О «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова?
Детям расскажут об Андрее Дмитриевиче Сахарове, его ссылке, его восхождении, его смерти?
Когда детям будут рассказывать о гибели 6-й роты, им расскажут о причинах трагедии? О подлости и предательстве, о трусости и лжи? О тех, кто не понёс никакой ответственности?
Детям расскажут о «Курске», «Норд-Осте», Беслане? О том, что всем погибшим — взрослым и детям — было больно и страшно, но государство не смогло их спасти? Патриотично ли говорить о героях и не сказать, что они жертвы?
Когда детям будут рассказывать об истории Республики Крым в ХХI веке, им расскажут о вооружённом захвате парламента, о крымских татарах, о Донбассе, о засекреченных до сих пор списках погибших на необъявленной братоубийственной войне, про «их там нет», о несчастных пассажирах «Боинга»?
Горькая правда о страданиях народа войдёт в уроки государственного патриотизма?
Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытие Арктики». Фото: pskov.ru
Почему патриотическое воспитание в нашей стране — в первую очередь военно-патриотическое? Почему не мирно-патриотическое?
Мы хотим подготовить детей к войне или к миру? Мы хотим научить их ненавидеть и враждовать или сострадать и любить?
Нашей стране нужен патриотизм ненависти или патриотизм любви?
Мы хотим научить детей ценить человеческую жизнь?
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…»
Кто из российских правителей сегодня готов повторить эти слова за Александром Сергеевичем Пушкиным? Кто из них, столпов государственного патриотизма, готов положить жизнь за то, чтобы прекратить войны, установить свободы и мир?
Придание прижизненного величия действующему правителю — это патриотизм или чинопочитание и лесть?
Любовь к Родине не предполагает почитания государственных мифов и легенд. Если патриотизму учить по истории правящей — в любой момент — партии, то личная история человека и официальная история государства не совпадут. И с этого момента человек отстраняется от государственной фальши и парадного лицемерия, с этого момента государство становится чужим.
Принудительное воспитание патриотизма — это предвестие государственного политического банкротства. В любую эпоху, в любой стране.
Любовь к Родине — это исключительно личное чувство, оно не тиражируется учебниками, решениями президентов, парламентов и правительств, съездов партий.
Патриотизм вырастает из свободы, из прав и свобод человека, из достатка и благосостояния, из любви к ближнему и дальнему. Патриотизм не вырастает из бедности и нищеты, из унижений и оскорблений, из пренебрежения человеком, из неправды и лжи.
Государство может дать человеку урок патриотизма: перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети будут просто знать, что Родина их любит.
FACE решил стать новым Блоком и пальнул пулей в Святую Русь
Российский рэпер FACE, который основной массе людей известен как исполнитель одного из самых похабных хитов «Бургер», почувствовал себя русским классиком. В начале он неожиданно для всех перешел с подростковых матерных считалочек на остросоциальный и политический рэп, чем очень обрадовал российских оппозиционеров. А потом еще и начал цитировать в своих треках стихи Осипа Мандельштама, чем окончательно удивил, но и подкупил публику.
Теперь он выпустил альбом «12» – такое впечатление, что он уже решил потягаться с Александром Блоком у которого была одноименная революционная поэма. В начале ее называли вершиной творчества поэта, потом попыткой прогнуться под власть большевиков. Приблизительно также слушается и альбом Фейса. С одной стороны он продолжает «драть» российскую действительность – от него достается тупым мусорам, гей-патриотам России. Здесь у него получилось почти как у Блока в поэме:
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
Пальнуть у Фейса получилось, но тут же он пошел на попятную написав трек «Лабиринт» в котором он оправдывается за все сказанное ранее и на будущее:
Быть против власти — не значит быть против родины
Я люблю Россию за запах чёрной смородины
Не дам русофобам нажиться на моих взглядах
Я в золотистых полях и колосьях, ляг со мной рядом.
По всей видимости ему до сих пор аукается участие в митинге 10 августа в Москве.
Кроме этого Фейс хоть и не скрывал того, что до того как заняться музыкой он занимался у себя в Уфе гоп-стопом и не раз ему приходилось выколачивать из людей деньги. Благодаря этому его треки «Выходи» и «Мистер» звучат очень искренне, но это только ухудшает впечатление от других песен альбома. Вспоминая лихие 90-е, именно бандиты-вышибалы любили тогда своих одноклассников и друзей по двору учить жизни – рассказывать ни с того, ни с сего о смысле жизни и рассказывать по каким законам все должны жить. Вот и Фейс увлекся тем же самым. Например, в том же «Мистере» он говорит, что мент ничем ни лучше бандита.
Другой мне, помню, затирал там что-то за людское
Но обманывает больше тех, кто говорит «Биткоин»
Настоящий человек не заберет чужое
Заработает своё и отстоит его, как воин
Давишь на блатной педали? (Давай), окей, погнали
Скажи мне, чем ты отличаешься от них? Моралью?
«Мусора воруют, мусора продажные
А мы, бандосы, не такие, но воруем точно также.
В целом же получается, что намешав в свой альбом политики, социалки, романтики и даже немного рассказав одни из самых жестких историй из своей жизни понимаешь, что этот альбом нужно было разделить минимум на два. Но хуже то, что он постепенно превращается в гангста-рэпера российского разлива. Конечно, это слушается приятнее, чем сопливая романтика Black Star, но зачем выбирать из худшего если он уже написал “Артист” и целый альбом “Пути неисповедимы”.
Опросы в полиции, беседы с учителями и рассылки в родительские чаты. Как власти пытаются не допустить участия школьников в акциях в поддержку Навального
23 января по всей России пройдут акции в поддержку арестованного политика Алексея Навального. Оппозиционер и несогласованные митинги стали одними из главных тем в соцсетях, в том числе среди подростков в TikTok. «Сноб» рассказывает, как власти отвечают на протестные тиктоки и пытаются предотвратить участие школьников в акциях
Навального арестовали 18 января по требованию ФСИН, которая добивается, чтобы ему заменили условное наказание по делу «Ив Роше» на реальное. Суд вынес решение о заключении политика под стражу прямо в отделе полиции в подмосковных Химках, куда того доставили после возвращения из Германии. В видеообращении из «зала суда» оппозиционер призвал сторонников выходить на акции 23 января.
После этого в соцсетях, а в особенности в русскоязычном TikTok, стали популярны ролики, связанные с Навальным и митингами. Хотя Роскомнадзор потребовал от площадок удалить призывы к несогласованным акциям, а полиция пообещала привлекать за это к ответственности (в Татарстане уже даже завели первое уголовное дело), видео с хэштегам #свободунавальному #23января #дворецпутина (посвящен расследованию Навального о «дворце Путина» в Геленджике, вышедшему после ареста оппозиционера — прим. «Сноб») набирают сотни миллионов просмотров.
Опросы полиции:
Среди прочего школьниками стали публиковать тиктоки, где меняют вывешенный в классе портрет президента России Владимира Путина на фото Навального. В ответ полицейские начали проводить с учащимися профилактические беседы.
Так, в Балашихе ученика девятого класса школы номер 23 около четырех часов опрашивали из-за появившегося в учебной аудитории фото Навального, пишет «ОВД-Инфо» со ссылкой на отца подростка. У мальчика забрали телефон и говорили с ним без родителей, при этом присутствовали директор школы, соцработник, сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних и полицейский, назвавшийся подростку представителем Центра по борьбе с экстремизмом.
Когда девятикласснику вернули телефон, он связался с отцом и передал трубку силовику, который уточнил у мужчины, не за Навального ли он. В итоге школьника отпустили с повесткой о вызове для опроса в присутствии родителей.
Похожая история произошла в Ярославле. Там десятиклассницу вместе с отцом вызвали на профилактическую беседу в полицию, после того как она опубликовала в TikTok ролик, где под песню рэпера Фейса «Лабиринт» снимает висевший над классной доской портрет Путина.
«Своим роликом я выразила гражданскую позицию, на которую имеет право каждый в школе. Директор и полицейский меня как раз в основном и спрашивали о том, зачем я сняла этот ролик», — рассказала девочка.
Просьбы к учителям и рассылки в родительские чаты:
В московской школе номер 1000 классных руководителей попросили «отработать с каждым родителем» вопрос об усилении контроля «за местонахождением детей во время их самостоятельных прогулок, особенно 23 января», узнало издание VTimes. Журналисты также получили заявление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), направленное учителям школ района Люблино, с просьбой провести «профилактические беседы с несовершеннолетними о недопустимости участия в митинге».
Источник «Новой газеты» в еще одной московской школе рассказал, что в чат родителей прислали письмо со ссылкой на детских омбудсменов, чтобы не допустить участия школьников в митинге. Массовая рассылка с призывом защитить детей «от втягивания их в деструктивные действия» началась и в родительских чатах Петербурга. Родителям учеников одной из пермских школ заявили, что если их дети примут участие в акции и их задержат, это повлечет проверку по месту обучения и постановку на учет в КДН.
Напрямую к родителям обратилось Минпросвещения с призывом оградить детей от «прогулки 23 января» и провести время вместе. Ведомство выступило против того, чтобы кто-либо «втягивал» молодежь «в различные политические действия и провокации».
Подготовила Ольга Морозова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь