если заплесневел артос что делать
Что делать, если просфора заплесневела?
Одной из важнейших церковных таинств считается Причастие — прихожане разделяют между собой хлеб и вино, которые символизируют плоть и кровь Христа, становясь таким образом единым целым, одной Святой Церковью. Для Таинства причащения специально выпекают просфоры (артосы) — круглые маленькие хлебцы, которые состоят из 2 частей и имеют надпись «ИС ХС» — Иисус Христос.
Как правильно хранить и употреблять просфору
Просфоры можно взять домой после Причастия, для того чтобы кушать во время поста или передать родственнику, который из-за болезни или других обстоятельств не смог посетить Воскресную литургию. Хранить артос дома можно, это не грех, но следует делать это правильно, чтобы хлеб не стал черствым или не заплесневел — тогда придется его уничтожать.
Следует отметить, что православная вера относится к просфорам и вину, которые употребляются на Причастии как к святыням — они символизируют священную кровь и плоть Христа и требуют особого отношения и уважения. Поэтому дома просфоры надо правильно хранить:
Также нельзя давать артос кушать животным, крошить курицам или отдавать свиньям на корм — это проявление страшного неуважения, за которым последует наказание.
Если хлеб с причастия зачерствел — это не проблема. Достаточно немного смочить его водой (желательно использовать освященную) и съесть точно так же, как и свежую. Ничего страшного или грешного в этом нет. Но желательно брать в храме столько просфор, сколько можно употребить сразу или в течение нескольких дней, лучше потом взять еще, нежели допустить его засыхания или заплесневения.
Откуда берется плесень и что делать с ней
При отсутствии должных условий хранения просфор, на них может появиться плесень, поскольку в их составе присутствуют дрожжи. Если артос лежит во влажном, плохо проветриваемом месте или слишком долго не употребляется дрожжи начинают вступать в реакцию с водой и появляется плесень.
Что делать в таком случае?
Игумен Николай (Головко) рекомендует поступить с испорченной плесневелой просфорой как с любой другой святыней, которую надо уничтожить. Ее надо мелко нарезать и закопать в том месте, где нет дороги (в саду или на клумбе). После следует обязательно исповедать этот грех неуважения и покаяться в нем, а также в будущем не допускать порчи таких продуктов.
Испорченный артос можно отнести в храм, где его уничтожат с остальными хлебами.
На заметку! Священники имеют право крошить их для птиц и класть их в кормушку, но не бросать на землю, но прихожанам лучше этого не делать.
Можно также просфоры сжечь, а их пепел выбросить в проточную воду — реку или ручей, но не в коем случае ни в канализацию.
Предотвратить порчу священного хлеба не сложно — достаточно брать такое количество, которое можно быстро съесть, при этом следить, чтобы крошки не падали на землю. А оставшиеся хлебцы правильно хранить и следить за их состоянием, при необходимости можно кушать их каждое утро натощак.
Артос. Правила обращения с великой святыней
По окончанию Светлой седмицы игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий обратился к братии монастыря с назидательным словом:
Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у каждого сейчас на столе лежит часть пасхального хлеба – артоса.
Тем, кто знает, что это такое – не нужно объяснять, но, тем не менее, сейчас в монастыре есть много молодых братьев, трудников, которые пришли недавно в обитель и, может, не все знают, что это святыня в течение всей пасхальной недели, стояла в Царских вратах. Совершался чин освящения артоса. Священник читал подобающие торжественному моменту молитвы и окроплял артос святой водой. Рядом с ним проходили все богослужения Светлой седмицы.
Мне рассказали, что кто-то употребляет артос с чаем, а у кого-то он плесневеет. Этого допускать не нужно, потому что пренебрежение к святыне – это грех. Поэтому, пожалуйста, пусть каждый из вас хранит или употребляет свой кусочек так, чтобы действительно пошло на пользу.
В заключение, дорогие отцы и братья, хочется всем вам пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.
Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Подтверждением тому, что артос есть великая святыня, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме – в открытых Царских вратах.
В светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки и раздает верующим.
Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символ – духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.
Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.
Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море, – но не в озеро. Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Отголоском древней традиции чина возношения панагии и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.
Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.
Материал впервые опубликован 22 апреля 2017 г.
Что делать, если просфора заплесневела или засохла?
Что делать, если просфора заплесневела или засохла?
Похожие вопросы
4 Ответа
Испорченную просфору не выбрасывайте. Она использовалась на богослужении в проскомидии, её частичку вынимали и полагали в Чашу (Потир) для Причастия.
Если просфора засохла, то её следует размочить в воде и потребить.
Если же просфора заплесневела, то следует поступить с ней как со святыней, которую в силу необходимости нужно подвергнуть уничтожению: сжечь, либо закопать в непопираемом месте (т. е. таком, куда не будут наступать люди).
Иногда советуют пустить заплесневевшую просфору по реке, но в наше время этот совет не идеален, т.к. некоторые водоемы наполнены нечистотами.
Просфора заплесневела: что делать, причины, приметы ( 8 фото )
На вопросы прихожан отвечает священник Сергий Скузоваткин, помощник благочинного Саровского округа по городу Сарову.
— Можно ли после Причастия прикладываться к иконам, класть земные поклоны?
Прикладываться к иконам можно, потому что мы Святые Дары запили теплотой, при этом хорошенько сполоснув рот, и заели просфорой. Но нужно весь день помнить о Том, Кто в тебе пребывает: не плеваться и не грызть семечки. Зубы можно почистить только вечером. Что же касается земных поклонов, действительно, есть установление, что после причащения нельзя кланяться до вечерней службы этого дня. Даже если все вокруг кладут земные поклоны, вы ради величия Причастия ограничьтесь поясными.
— Какие ограничения накладываются на женщину в «критические дни»? Одни говорят, что нельзя причащаться, другие — что даже заходить в храм, третьи — что и дома нельзя употреблять святую воду и просфору.
Причащаться нельзя, потому что это — наша самая главная святыня. Войти в храм в нечистоте женщина может по особому благословению, если ее присутствие там необходимо. Например, если она — церковный работник или поет на клиросе. Но при этом она не прикасается к святыням. В других же случаях женщине лучше воздержаться не только от Причастия, но и от прикосновения к святыне (сюда относятся святая вода и просфора), и не входить в храм. Но можно стоять в притворе.
— Сколько времени роженица пребывает в нечистоте? Когда ей можно употреблять святую воду и просфору?
Здесь речь идет о более высокой степени «нечистоты». Православная Церковь давно установила срок, в течение которого женщина очищается от всяких «стужений и истечений», как сказано в Требнике. Это — 40 дней. В этот период она добровольно и смиренно исполняет такое вынужденное отлучение от храма, исповеди и Причастия, от прикосновения к святыне. Она приступает к этому только после 40 дней, когда над ней священник совершит молитву об очищении.
— У нас в деревне говорили, что некрещеного ребенка не целуют. Как к этому относиться?
Как к предрассудку. Новорожденный ребенок — хоть еще и не христианин, но тоже человек, имеющий образ Божий. Он — дитя своих родителей, и должен пользоваться всеми благами и преимуществами своего положения. Поэтому его можно целовать, дать ему имя и молиться за него в пределах дома. И, конечно, любить.
— Для чего на дорогах и трассах устанавливают поклонные кресты?
Для того, чтобы мы, глядя на Крест — символ нашего спасения, вспоминали о Боге. В древности на дорогах ставили часовни в виде закрытого креста под двускатной крышей. Сейчас эта традиция возрождается, можно увидеть придорожные киоты в виде часовни с мозаичными иконами батюшки Серафима, свт. Николая Чудотворца. Кстати, и на могилах мы видим разновидности того же поклонного креста или часовни.
Внешние знаки крестного изображения на пересечениях дорог и при въезде в населенные пункты нужны, чтобы путешествующий человек сопровождал молитвой этапы своего пути. Если люди будут помнить о Боге, то они будут внимательней на дорогах, станет меньше аварий и человеческих жертв.
— Что делать, если заплесневел артос?
Если нет возможности его употребить, то надо сжечь в благочестном месте: в печке, бане и т. п., но делать это не одновременно с поджогом дров для шашлыка, а отдельно и благоговейно, без мысли об извлечении какой-то практической пользы. Золу можно выгрести и положить под дерево.
— Почему священники «тыкают»? Меня коробит от этого. Хотя я — пожилой человек и гожусь многим из них в матери, никакая я им не «мать» и не «бабушка». За многие годы работы в школе я привыкла к обращению по имени-отчеству. Неужели свое человеческое достоинство нужно оставить за порогом церкви?
Я считаю, что человеческое достоинство и культурный багаж не мешают быть в Церкви. Сам я не «тыкаю», поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Бывает, правда, когда с человеком надо говорить попроще или он плохо слышит, и я на исповеди, например, кричу: «Сама писала?» Допускаю, что кого-то это может обидеть. Кому-то интонация голоса священника может показаться грубоватой, священники ведь тоже разные. Поэтому одним нравится батюшка подобрей, а другим — построже. Мне кажется, что надо стараться (так же, как и в семье) быть снисходительными друг к другу.
— Некоторые прихожанки со мной здоровались, а потом перестали после того, как встречали меня в городе в брюках. Я говорю: «Здравствуйте». А они отворачиваются.
Плохо делают. Человек должен всегда здороваться, это есть выражение его духовного здоровья. Брюки — это не повод отвернуться от сестры. Но, может быть, вы ошибаетесь? Женщины подчас думают, что все на них смотрят. Правда, и мне лично тоже не нравится, когда женщины, особенно пожилые, носят брюки. Была бабушка, а стала — кем-то несерьезным.
— Я занимаюсь спортом и раньше ходила только в брюках. С приходом в Церковь, перешла на юбки для того, чтобы иметь возможность зайти в храм по дороге с работы. Однажды у меня заболел ребенок. Я на велосипеде поехала в детскую поликлинику вызвать врача. Была одета в спортивный костюм. Зашла в храм подать записку о здравии. Там мне сказали, что если женщина носит брюки, то будет болеть по-женски онкозаболеванием. Получается, я должна отказаться от брюк не из любви к Богу, а из-за боязни заболеть раком?
Это предупреждение сделано неуместно и, видимо, было рассчитано на человека, совсем не имеющего страха Божия. Думаю, что это сказали из чувства благоговения, но без должной рассудительности. Все мы не умеем это правильно делать. Как же быть? Из благоговения не заходить в храм в брюках? Или ради того, чтобы подать записку, войти?
Если у человека случилось что-то серьезное, и ему нужно помолиться, то в храм зайти надо, но с чувством смирения и осознания того, что ты вошел в неподобающей одежде. Нужно быть готовым к замечаниям и реагировать на них так, чтобы не продолжать конфликт. Может быть, извиниться, объяснить ситуацию. Мой опыт показывает, что, как правило, обижаются люди, которые входят в храм не с должным расположением. Как написал один человек в своем блоге: «Почему когда я захожу в храм, ко мне не относятся как в Макдональдсе?» С другой стороны, подумайте, в церковь мы приходим к Богу, а Он может действовать и через людей, которые сделали нам замечание.
В Средние века за неподобающее отношение к религиозным атрибутам могли сжечь на костре. Один из таких случаев, когда женщин обвинили в колдовстве только за то, что они пытались накормить просфорой больную корову, описал в своем романе «Молот ведьм» чешский писатель Вацлав Каплицкий. Конечно, сегодня эти зверства ушли в прошлое, но это не значит, что с просфорой теперь можно делать все, что угодно.
Просфора – не простой хлеб
Само слово «просфора» переводится с греческого как «приношение», потому как раньше этот хлеб прихожане действительно пекли дома и приносили его в церковь. Сейчас просфору делают преимущественно при храмах, и верующие не несут туда выпечку, а, напротив, забирают оттуда.
Просфоры состоят из 2-х частей в память о двойственной, богочеловеческой природе Иисуса Христа. Сверху на хлеб ставится специальная печать с изображением креста, Богородицы, святых и имени Спасителя.
Просфора используется во время Литургии, для поминовения душ усопших и в молитвах за живых. Для этого из просфоры вынимается частичка, после чего хлеб и становится освященным. По окончании службы хлеб обычно раздают прихожанам. Так как Иисус велел своим ученикам поминать его именно хлебом («Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19)), а также потому, что просфора участвует в богослужении, то и относиться к данной пище следует уважительно.
Что это?
Просфоры участвуют в литургии. Этот хлеб выносят из алтаря и раздают после службы верующим людям. Бывает так, что церковь печет большое количество просфор. Поэтому их можно увидеть в продаже в свечной лавке.
Это не простой хлеб. Он относится к святыням, поскольку участвует в богослужении. После литургии просфоры можно забирать с собой домой. Но их лучше хранить в специально отведенном месте. Самое удобное для этого место – возле икон.
Какие существуют запреты?
Диакон Павел Сержантов на сайте «Православие.ру» пишет, что просфоры – это пища не столько ритуальная, сколько духовная. По мнению священника, вкушать этот хлеб могут только православные христиане. Поэтому, как утверждает диакон, кормить просфорами животных и птиц, конечно, не следует.
Иерей Андрей Чиженко на портале «Православная жизнь» предупреждает верующих о том, что просфоры необходимо употреблять аккуратно, не сорить, не разбрасывать повсюду хлебные крошки. Перед едой лучше всего положить просфору на предварительно расстеленную на столе салфетку. Так частички освященного хлеба даже случайно не упадут на пол.
Не стоит также есть просфоры на кладбище, а тем более крошить их на могилы усопших. Анатолий Баданов на сайте «Дышу православием» указывает на тот факт, что умершие нуждаются не в пище, а исключительно в молитвах своих родных и близких.
Агнец жертвенный
Следует отметить, что во время богослужения используется хлеб не целиком, а его частицы. «Копьём» (в память о том, как на кресте этим орудием было проткнуто сердце Христа) просфора делится на кусочки, которые знаменуют собой Агнца Божьего, жертву, принесённую Иисусом ради людей. Обычно для Проскомидий пекутся 5 хлебцов. Один используется как Агнец, и во время литургии им причащают верующих. Остальные разделяются батюшкой в память о Матери Божьей. Частицы этих просфор едят, вспоминая о ней, о святых мучениках, о составителях литургии. Но это количество ориентировано именно на официальную часть служения. Для нужд храма, прихода печётся столько просфор, сколько прихожане подают записочек «Во здравие» и «Во упокоение».
Нельзя выбрасывать
Множество вопросов возникает у верующих и по поводу утилизации просфор. Что делать с таким хлебом, если он испортился? Священнослужители охотно отвечают прихожанам и уверяют, что избавляться от просфор как от обычного мусора нельзя. Так иерей Андрей Чиженко утверждает, что в том случае, если просфора покрылась плесенью, ее нужно выбросить в проточную воду, например, в реку.
Игумен Никон (Головко) на сайте «Закон Божий» говорит, что заплесневелую просфору можно закопать там, где не ходят люди, благодаря чему святыня не будет попрана ногами. Кроме того, просто засохший хлеб игумен советует размочить в воде и употребить его, как и подобает.
Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.
Как появилась просфора
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).
В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.
В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.
Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.
Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия: «Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные. Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь; но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино, масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие, при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения (по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение. К началу V века агапы начали постепенно исчезать.
Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.
Что такое просфора и зачем ее вкушают?
Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:
Артос и Антидор в православии
Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб»
Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог
Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно
Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие
Какие бывают просфоры?
Существует пять основных видов священного хлеба для совершения литургии:
Есть особые виды просфор, к которым относят артос – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Священник просит у Господа благословения и помощи в исцелении болезней. Артос на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат, а в субботу ее делят на маленькие кусочки и раздают верующим людям. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.
Артос и Антидор в православии
Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб»
Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог
Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно
Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие
Просфора – рецепт приготовления
Священный хлеб можно приготовить в домашних условия, используя старинный рецепт. Важно знать, как пекут просфоры, поскольку есть несколько особенностей, которые стоит учитывать.
Церковная просфора — история и приготовление
Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.
Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи. Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой.
На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога».
Просфора – как употреблять?
Существует несколько правил, касающихся того, как правильно есть священные хлебцы. Делать это нужно утром натощак и для начала рекомендуется расстелить на столе чистую салфетку и поставить на нее хлеб и воду. Выясняя, как есть просфору дома, стоит сказать о том, что перед вкушением обязательно произносится молитва, предназначенная для этого случая. Едят хлеб над тарелкой, чтобы крошки не падали на пол. Важно заметить, что просфора не должна употребляться на кладбищах и крошиться на могилах.
Как правильно разрезать просфору?
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Считается, что когда верующий читает молитву, перед тем как съесть просфору и выпить святую воду, это приводит к освящению тела и духа, озарению мыслей, а еще это будет ограждать его от нечистой силы. Части просфоры выносят в конце литургии и верующие должны сложить ладони крестом, причем правая должна накрывать левую. После передачи просфоры, необходимо поцеловать руку священнослужителя. Принеся священный хлеб домой, положите его на чистую салфетку и перед вкушением обязательно читается молитва перед принятием просфоры и святой воды.
Ответственность
Допускать категорически нельзя, чтобы просфора заплесневела. Если вы ее взяли в церкви, то обязательно употребите в пищу, а не оставляйте в шкафу. Что делать в таком случае, уже было рассказано в данной статье выше. Каждый человек должен понимать ответственность и верить в то, что это священный продукт. Его нельзя отдавать животным или оставлять в пакете. Большинство верующих людей понимают, что просфоры употребляются вместе с молитвой. Человек читает молитву, берет кусочек этого хлеба и запивает священной водой. Это приводит к озарению мыслей, возрождению души и тела. Человек испытывает облегчение, в случае если ему необходимо было исповедоваться или причаститься.
Просфора обязательно должна употребляться на голодный желудок. Существует мнение, что во время менструального цикла женщина не может ходить в церковь, стоять на службах, а также есть священные продукты. Поскольку в такие дни считается она нечистым человеком.
Когда можно есть просфору?
Употреблять священный хлеб можно каждый день за исключением ряда ограничений, о которых будет сказано ниже. Если интересует, как правильно есть просфору, тогда стоит знать, что священный хлеб принято употреблять на голодный желудок с чувством смиренности. Священнослужители утверждают, что всем верующим людям полезно начинать свой день с просфоры, которую следует запивать святой водой.
Можно ли есть просфору не натощак?
Правило, касающиеся употребления священного хлеба и воды натощак, возникло не просто так, поскольку они призвано воспитать в человеке благоговение и отделить вкушение от вкушения. Хоть святые дары и принимаются через рот, а в переваривании участвует пищеварительная система, верующий должны понимать, что церковный хлеб просфора не является едой и ее поглощение является священным актом.
Можно ли есть просфору во время месячных?
Есть мнение, что женщина во время критических дней должна избегать всего, что имеет отношение к церкви, в том числе ей следует отказаться от употребления священных хлебцов. Объясняется это тем, что женщина является «нечистой» и святая просфора будет осквернена. Эта тема является спорной, и разные священнослужители имеют на этот счет свое мнение. Святой Афанасий еще в 365 году, сказал о том, что женщина в дни природного обновления организма не может быть «нечистой», поэтому все предусмотрено Богом. В общем, нельзя точно сказать будет ли употребление просфоры считаться грехом.
Можно ли есть просфору в Страстную пятницу?
Считается самым строгим днем поста перед Пасхой и согласно церковным канонам в этот день необходимо отказаться от употребления какой-либо еды и напитков. Исключением является просфора и святая вода. День продержаться на хлебе и воде вполне реально, но не стоит забывать, что эти продукты нужно есть не для насыщения, а для получения благословения. Что касается того, когда едят просфору в Страстную пятницу, то лучше это сделать утром, а затем, по возможности воздержаться от приема.
Как есть просфору дома и хранить ее
Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:
Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.
Когда есть просфору
Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок
Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм
Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:
Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.
Если просфора засохла или заплесневела
Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:
Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.
Что делать с засохшей просфорой?
Многие не знают, как правильно относиться к священным хлебцам, принесенным из церкви или изготовленным своими руками. Как и любая другая выпечка просфоры через какое-то время становятся сухими и многие не знают, что с ними делать. Все просто: необходимо размочить хлеб в святой воде и съесть его. Важно знать, что делать с просфорой, принесенной из церкви, так вот ее необходимо хранить в святом уголке рядом с иконами и со святой водой. Для длительного хранения рекомендуется положить хлеб в бумажный пакет.
Хлеб с запахом солнца: просфора
Когда-то в далеком детстве, возвращаясь из хлебного магазина, я мог съесть полбулки хлеба и потом перед мамой виновато оправдываться, что слишком уж тот был аппетитным. Сейчас редко встретишь этот неповторимый запах. Мы всё больше и больше скатываемся к искусственности, заменителям вкуса и запаха, отдаляемся от природы. То, что вдыхает человек, что он употребляет – тем он и живет, а от того, как он это делает, во многом зависит и качество его существования.
Часто бывая в Ионинском монастыре, не раз и не два я видел, как детишки целыми стайками кружили вокруг монастырской просфорной и, получив вожделенную еще горячую просфорку, со счастливыми лицами убегали играть дальше. В Киевском ботсаду, где расположена обитель, всегда многолюдно: очень много детей и молодежи. Пути Господни неисповедимы. Кто знает, может, поделившись с кем-то просфорой, ребенок откроет двери к храму и своим родителям…
А вы знаете, как делаются просфоры? Рецепт ведь практически один, а вкусы – разные. Почему люди едут в другой храм покупать просфоры, когда сами могут их испечь? А в монастырь к преподобному Ионе Киевскому приезжают за просфорами многие и издалека. Знамо дело, есть зачем, наверное…
Вот и решил я зайти и посмотреть, как делается любимый солнечный хлеб.
Просфора заплесневела – что делать?
Если священный хлебец испортился, то это считается результатом небрежного отношения к святыне и священнослужители рекомендуют исповедаться за этот грех. Для тех, кого интересует, что делать с заплесневевшей просфорой, следует знать, что с ней нужно поступать так же, как и с другими святынями, которых нужно повергнуть уничтожению. Есть несколько вариантов действия:
Часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия
. Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.
Связь просфоры с молитвой
Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия. Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии
В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв
Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого
После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.
Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.
Просфора — что это и для чего нужно
Просфора — это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста
, которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:
Церковная просфора — история и приготовление
Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.
Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи. Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой.
На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога».
Формы церковного хлебца
Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:
Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения
Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.
Употребление церковного хлеба
Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву
. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.
Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву
Если просфора заплесневела или испортилась
Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.
Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:
Кусочки Агнца
Много людей, которые верят в Бога, ходят в церковь и молятся. Это священные обряды, использование правильной трапезы, сохранение поста. Из кусочек просфоры вырезают небольшие кусочки Агнец. Их подают в любых церквях во время или после службы. Смысл просфоры подобен антидоре. Антидора означает «причастие». Вот и просфора применяется для отпускания грехов, очищения души. Каждый день причащаться люди не могут, но съесть кусочек просфоры может позволить себе каждый человек. Это и есть символ причащения.
Принимать просфору необходимо, сложив руки крест-накрест. После целовать руку священника, давшего просфору.
Традиции применения просфоры вне богослужения
После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.
В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия.
Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.