если звонят мошенники куда обращаться что делать
Телефонный мошенник: как определить и куда обращаться
Содержание
На звонки с каких номеров лучше не отвечать?
Активность телефонных мошенников в 2020 году в России такая, что безопасным вариантом было бы вообще не отвечать на звонки с неизвестных номеров (если только это не предусматривает специфика вашей работы), поскольку вероятность того, что это мошенник или спам, весьма высока.
– Если самим фактом ответа на звонок вы вреда не причините (история о том, что якобы нельзя отвечать словом «да», потому что украдут образец голоса и потом подтвердят денежный перевод, – всего лишь страшилка), то чего действительно делать не стоит, так это называть свои банковские данные – CVC-коды и коды из СМС. Ни один банк их спрашивать не будет.
Мошенники могут подменять номер
Мошенники с помощью специальных сервисов IP-телефонии могут подменять номер, который будет выглядеть как номер вашего банка. Чтобы не попасться на удочку, рекомендация одна: при малейших подозрениях прерывайте разговор и самостоятельно перезванивайте по номеру, указанному на обратной стороне карты.
Также не рекомендуется перезванивать на незнакомые номера, особенно на короткие, городские, с кодом, отличным от +7 и начинающимся на 8-809 (номера для оказания платных услуг). За это могут списать средства, а если вы в итоге станете жертвой мошенничества, то факт, что вы позвонили первым, будет не в вашу пользу.
Стимулировать перезвонить мошенники могут, моментально сбрасывая звонок после вызова, чтобы жертва не успела ответить.
Как проверить, что этот номер используют мошенники?
В большинстве случаев приложения – определители номера (в том числе их доступные бесплатные варианты) успешно справляются с тем, чтобы отметить звонок как подозрительный. База определителя пополняется за счет обратной связи пользователей. Мошенники звонят огромному количеству людей, и, как правило, используемый ими номер достаточно быстро оказывается помечен как вредоносный. Кроме мошенников, определители хорошо выявляют социологические опросы, спам, телемаркетинг банков и МФО.
Если вы даете определителю доступ к вашим контактам, нужно выбирать только известные и проверенные сервисы, которым вы доверяете, с хорошими отзывами и высоким рейтингом. Центр цифровой экспертизы Роскачества собирается в будущем проанализировать безопасность приложений – определителей номера.
Звонил мошенник? Обращайтесь в полицию
Если даже вы не поддались на уловки мошенника, его действия все равно преступление. Куда обращаться, если вам звонил злоумышленник?
– Если случилось так, что вы стали жертвой такого звонка или раскрыли умысел звонившего на стадии разговора, напишите заявление в органы полиции. И в том и в другом случае действия звонившего – это не что иное, как состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество». И если в случае наступления ущерба – это оконченный состав и законченное преступление, то при попытке – это покушение на мошенничество, что также является предметом уголовного законодательства. В правоохранительных органах есть специализированные подразделения, занимающиеся делами, связанными с мошенничеством, совершенным посредством интернета или телефонии.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как бороться с телефонными мошенниками
Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.
Содержание материала:
С каждым годом количество жертв телефонного мошенничества неуклонно растет. Чаще всего обману подвергаются пожилые люди и подростки. Расследование телефонного мошенничества усложнено тем, что нарушитель нередко находится на удаленном расстоянии. Среди таких аферистов могут оказаться также находящиеся в тюремном заключении. Схем, по которым действуют преступники много, однако цель у них – отнять у вас денежные средства, чаще всего, в электронном виде. Очень часто аферисты звонят или пишут сообщение о том, что ваш родственник попал в беду: находится в больнице или в полиции, и нужно срочно перечислить на банковскую карту определенную сумму, или от лица оператора предлагают отправить смс, набрать код или сделать вызов на платный номер. Существует также много других распространенных схем, которые становятся все изощреннее, так как об этом популярном жульничестве наслышаны многие.
Как понять, что вас пытаются обмануть?
Лучший способ предотвращения телефонного мошенничества это:
У телефонных афер можно выделить общие признаки:
Как бороться с телефонными мошенниками?
В первую очередь следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями о том, как реагировать в таких случаях:
Как наказать телефонного мошенника?
Телефонное мошенничество квалифицируется законодательством России как уголовное преступление. Меры воздействия за него могут заключаться в следующих санкциях:
Если в телефонной афере принимали участие несколько людей по предварительному сговору или был причинен ущерб в значительных размерах, то денежные санкции и сроки наказания будут выше. Преступника могут присудить до 10 лет лишения свободы или к ответственности в виде выплаты штрафа до 1 000 000 руб.
Куда сообщать о телефонных мошенниках?
Один из главных вопросов, который возникает у тех, кто получил подозрительный звонок или пострадал от телефонных мошенников – куда обращаться, чтобы наказать виновного и пресечь преступные действия? В срочном порядке позвоните в полицию. Сообщите о случившемся в компанию мобильной связи, с номера которой вам звонил мошенник, скорее всего подозрительный номер заблокируют.
Что делать, если вы уже стали жертвой мошенника?
Есть возможность вернуть деньги, если обратиться к оператору немедленно. Однако если вы отправили средства на номер другой мобильной сети, то возврат перевода невозможен. В кратчайшие сроки обратитесь в ближайшее отделение полиции или заполните заявление на сайте МВД РФ. В этом документе передайте все, что запомнили из разговора, номер афериста. Для того, чтобы мошенник не только был задержан, но и вернул вам деньги, и возместил моральный ущерб, следует подать гражданский иск. Возможно, что в возбуждении уголовного дела вам откажут, но ваше заявление сохранится и может помочь в расследовании, если преступника задержат после повторного случая.
Дело будет рассматриваться, как уголовное, если сумма ущерба превышает 1000 рублей. Если вы потеряли меньше, то жулика постигнет небольшое наказание за административное нарушение.
Если возникло подозрение, что вас пытаются обмануть с помощью телефона, не поддавайтесь панике, мыслите здраво, не спешите расставаться с деньгами. Помните, что найти преступника, и вернуть деньги довольно сложно. Однако если это удастся, афериста ждет штраф, бесплатные общественно полезные работы или тюремное заключение. Если вы стали жертвой телефонного мошенника, обратитесь в полицию и к оператору мобильной связи.
Телефонное мошенничество: как противодействовать обману
Aleutie / Depositphotos.com |
Наиболее часто встречающиеся способы телефонного мошенничества
Представленные данные свидетельствуют о том, что мошенничество по телефону становится одним из наиболее простых способов получения несанкционированного доступа к банковской информации граждан. Мошенники для совершения звонков чаще всего используют номера, которые стали доступными вследствие утечки персональных данных, например, из баз с номерами мобильных телефонов, ФИО и других сведений о субъекте персональных данных.
Подробнее об «утечках» персональных данных читайте в нашем материале: Кто что знает обо мне: обработка персональных данных онлайн-платформами
Владея такими данными, становится удобнее применять метод социальной инженерии, то есть психологическое манипулирование для выполнения необходимых для мошенничества операций или раскрытия конфиденциальной информации. Например, информация о наименовании оператора связи, которым пользуется абонент, поможет мошеннику с наибольшей долей вероятности расположить собеседника к раскрытию конфиденциальной информации, если он представится сотрудником компании оператора.
Новые виды телефонного мошенничества
С помощью информированной поддержки со стороны государственных органов и представителей банковской и телекоммуникационной сфер, а также из-за ажиотажа по теме среди СМИ, внушительное число граждан уже осведомлены о типичных случаях мошенничества, которое совершается с использованием мобильной связи. Тем не менее, злоумышленники совершенствуют способы мошенничества, о которых потенциальные жертвы не осведомлены.
Так, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров (используются номера банков и подразделений МВД России, в частности – главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России). По данным министерства, с сентября прошлого года выявлено более 20 случаев реализации следующей схемы, в результате которых у граждан похищено более 6,7 млн руб. Звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Для подтверждения информации звонок поступает от «сотрудника полиции», который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка. При этом для реализации подмены номера звонящего используются не только технологически сложные системы, но и более доступные варианты, например, с помощью Telegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера, отмечает Леонид Чуриков, ведущий аналитик «СёрчИнформ».
Также соответствующая схема может быть реализована с помощью автоматизированных систем. По данным руководителя направления исследования новых киберугроз BI.ZONE Никиты Вдовушкина, в настоящее время около 30% мошеннических звонков проходит с применением роботов: около 10% — с использованием робота в начале диалога и еще около 20% — с переключением на робота, чтобы сообщить ему конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). По мнению эксперта, преимущество роботов заключается в том, что они вызывают доверие жертвы и, как следствие, повышают результативность мошеннических действий. При необходимости получения конфиденциальной информации робот помогает ввести клиента в заблуждение, убедив, что клиент сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе. В дополнение к этому злоумышленники используют психологический прием и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя называть секретные коды сотрудникам банка, подразумевая, что сотруднику сообщать конфиденциальную информацию нельзя, а роботу — можно.
Противодействие мошенничеству со стороны банков и операторов телефонной связи
Для противодействия мошенничества банки и операторы телефонной связи консолидируют усилия для борьбы с рассматриваемой проблемой. В пресс-службе Tele2 сообщили об осуществлении соответствующей борьбы с помощью антифрод-платформы (от англ. fraud — «мошенничество») для защиты клиентов коммерческих банков от мошенничеств с использованием социальной инженерии. Платформа интегрируется с коммутаторами телеком-оператора и CRM-системой банка. Антифрод-решение отличает звонки из клиентской службы банка от звонков мошенников даже при использовании подменных номеров и помогает препятствовать незаконному выводу денег со счетов клиентов. Принцип работы антифрод-платформы следующий: две умные системы – мобильного оператора и банка – в режиме реального времени обмениваются данными о звонках общим клиентам с номеров телефонов банка. Если человеку звонят якобы с номера кредитного учреждения, но антифрод-платформа со стороны банка не подтверждает звонок, значит, вызов идет от мошенников. В таком случае система безопасности кредитного учреждения может оперативно заблокировать транзакции атакуемого клиента, чтобы не допустить несанкционированного перевода средств с его счета. В ходе тестирования с крупнейшими банками Tele2 определяла разные виды фрод-коммуникаций: звонки клиентам с подменных номеров банка, звонки в колл-центр банка с подставных клиентских номеров.
Противодействие мошенничеству со стороны государственных органов: закон о блокировке сотовой связи
Сергей Бородин высказывает предположение, согласно которому блокировка позволит не только пресечь телефонное мошенничество, но и ряд иных преступлений, связанных в том числе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Если блокировка мобильных устройств в СИЗО или местах лишения свободы будет добросовестно осуществляться сотрудниками ФСИН, не только уменьшится число мошенничеств, совершаемых вне тюремных стен, но и вымогательства денег у лиц, отбывающих наказание, самими заключенными через родственников находящихся на свободе, считает Евгений Ромашов, вице-президент Московской коллегии адвокатов «Ромашов, Романов и партнеры», адвокат (адвокатская палата Ростовской области). Эксперт считает, что необходимо подходить к решению проблемы масштабно и блокировать не только телефонные, но и интернет-соединения. Представленный законопроект, по мнению эксперта, сократит также число коррупционных действий, так как передавать телефоны и иные средства заключенным будет бесполезно.
***
Мошенничество с использованием средств мобильной связи в настоящее время широко применяется. При этом злоумышленники постоянно совершенствуют уже имеющиеся и активно используемые схемы мошенничества по телефону, придумывая все более трудные для распознания способы обмана. По справедливому замечанию Леонида Чурикова, так как банки и эксперты ведут широкое информирование о том, как могут действовать мошенники, им приходится совершенствовать сценарии и делать их более хитрыми. Но из-за массовости и большого внимания общественности, срок жизни даже в наибольшей степени хитрых сценариев сокращается, а из нетипичных они быстро превращаются в типовые.
Со стороны потенциальных жертв лучшим способом избежать уловок телефонных мошенников является осведомленность о том, какие схемы существуют. Стоит помнить о том, что злоумышленники научились подменять телефонные номера, с которых осуществляется вызов. Также следует иметь в виду, что современные технологии умеют подделывать голос и видео на высоком уровне, напоминает Леонид Чуриков.
Идеальным способом защиты выступает прекращение разговора с собеседником, личность которого вызывает подозрение. Так, например, для противодействия мошенническим действиям МВД России советует не совершать операции по инструкциям, полученным в результате телефонного разговора. В случае сомнений в добросовестности звонящего лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора (в зависимости от того, кем представился звонящий). При этом следует помнить, что ни сотрудники банка, ни другие третьи лица не могут запрашивать важную конфиденциальную информацию по телефону, в связи с чем звонки с соответствующей просьбой вероятнее всего являются мошенническими.
1 Подробнее о состоянии преступности за 2020 год можно узнать в официальном ежемесячном сборнике о состоянии преступности за декабрь 2020 года, опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
2 Подробнее о схемах мошенничества можно узнать на официальном сайте МВД России.
3 Подробнее о видах мошенничества с картами можно узнать на официальном сайте Сбербанка.
4 С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Мошенники представляются сотрудниками полиции, Центробанка и ФСБ
Цель развода — убедить меня снять деньги в банкомате со своей карты и положить их на другой счет.
Вот как действовали мошенники:
Я записала все разговоры и расскажу о каждом этапе подробнее.
Звонок из полиции
Роль мошенника: представитель закона.
Задача: напугать потенциальную жертву.
Первым мне позвонил якобы капитан полиции Волков Алексей Владимирович. Он сказал, что работает в Главном управлении по экономической безопасности и противодействию коррупции. Волков рассказал, что я стала жертвой мошенников, но подчеркнул, что информация должна остаться в тайне, потому что это тайна следствия.
Закон о неразглашении данных предварительного расследования действительно существует. Но он действует, только если следователь взял подписку о неразглашении.
Конечно, никакого «основного счета в ЦБ» у меня нет. Его вообще не существует, потому что ЦБ регулирует работу банков, а не физических лиц. Но на тот момент «капитану полиции» я поверила.
Волков пояснил, что хотя основной счет в ЦБ есть у каждого гражданина, доступ к нему имеют только сотрудники банков. Кто-то из них якобы и продал мошенникам клиентскую базу.
Вот какие вопросы задавал мне мошенник:
Я ответила, что зарплата приходит на карту Тинькофф-банка, этой же картой я расплачиваюсь за покупки. Также у меня есть карта Сбербанка, но я ей не пользуюсь. В отделении Сбербанка я была последний раз год назад и с сотрудниками банка не конфликтовала. Но главное — мне никогда не звонили телефонные мошенники.
Тогда я не знала, что мои ответы сделали из меня потенциальную жертву. Мошенники узнали обо мне достаточно, чтобы «работать» со мной дальше: мне никогда не звонили телефонные мошенники, а значит, меня будет легче убедить отдать деньги. Я давно не была в отделении банка, поэтому конфликтов с сотрудниками у меня не было, а зарплату и накопления я держу в одном банке.
В какой-то момент Волков спросил, есть ли у меня вопросы. Я ответила, что сомневаюсь, что мне звонят из полиции — и по телефону никакие данные сообщать не буду. На что Волков ответил, что запрашивать данные банковских карт не имеет права — эта информация конфиденциальная.
А чтобы я убедилась, что мне звонят из полиции, он попросил зайти на официальный сайт МВД и найти номер телефона дежурной части ГУ экономической безопасности и противодействия коррупции. После чего сделал вид, что спустился на первый этаж и перезвонил мне якобы из дежурной части. Номера телефонов на сайте и на экране моего телефона совпали.
Когда Волков убедился, что я на крючке, то стал успокаивать. Сказал, что решить проблему можно — нужно только «переактивировать мой счет». Этим занимаются банковские специалисты, поэтому он переведет меня на департамент безопасности Центробанка.
При этом Волков упомянул, что в силу вступает статья 183 Уголовного кодекса РФ, что означает неразглашение налоговой и банковской тайны. Разговоры со мной он ведет исключительно по защищенной линии, которую невозможно прослушать. Мошенники не подключатся, и вся информация останется конфиденциальной.
Он велел оставаться на защищенной линии и пообещал, что скоро откликнется ведущий специалист ЦБ.
Курс о больших делах
Разговор с первым сотрудником Центробанка
Роль мошенницы: представитель банка.
Задача: узнать, сколько денег на моем счету.
Звонок «из полиции» не прерывался, но через несколько секунд со мной говорил уже сотрудник Центробанка. Женский голос представился Нечаевой Марией Владимировной из департамента безопасности ЦБ. В первую очередь она тоже принялась пугать меня статьями уголовного кодекса за разглашение информации.
Сейчас я понимаю, что мошенники все время блефовали — говорили про ответственность за разглашение. Для этого они упоминали один и тот же закон. На самом деле закон о неразглашении банковской тайны относится к самим банкам и их сотрудникам. Но на тот момент слова мошенников прозвучали для меня пугающе — будто меня накажут, если я расскажу про наш разговор.
После этого Нечаева начала отработку возражений. Она заявила, что могла бы заблокировать мою карту, если бы списание проводилось напрямую с самой карты. Но мошенники пытались списать деньги по основному счету ЦБ, доступ к которому есть только у сотрудников банков. Выходит, перевыпуском карты проблему не решить. Единственный выход из ситуации — переактивировать скомпрометированный основной счет.
Для этого нужно оформить заявку в финансовый отдел на перепроверку в голосовом порядке. Я должна рассказать «об остаточном балансе, который фиксировала по своим активным финансовым ячейкам».
Проще говоря — сказать, сколько денег у меня на карте на всех счетах: накопительных, вкладах, бонусных накоплений, инвестиционных, валютных. При этом мошенница подчеркнула, что мы говорим по защищенной линии — мошенники не прослушают наш разговор. А сказать я должна только о суммах на счету — данные карты и пароли ее не интересуют: эта информация конфиденциальна.
Стыдно сказать, но я все рассказала. Нечаева сказала, что направляет заявку в отдел финансового мониторинга для проверки и попросила оставаться на линии. В телефоне заиграла музыка удержания звонка.
Разговор со вторым сотрудником Центробанка
Роль мошенника: персональный помощник.
Задача: влиться в доверие и удерживать на линии.
Следующий голос представился Кудиновым Алексеем Александровичем, старшим специалистом службы безопасности Центрального банка. Алексей сказал, что несет ответственность за сохранность моих денег и всю операцию в целом.
Кудинов повторил, что в этом деле замешаны банковские сотрудники. Если мне позвонят из банка, я не должна рассказывать о проблеме, с которой столкнулась. Вместо этого мне нужно сразу связаться с ним: якобы он проверит, кто и по какой причине мне звонил.
Он также попросил придумать кодовое слово. Если мне позвонят из банка, но это слово не назовут — это мошенники.
Насколько я тогда поняла, после этого деньги нужно будет перевести обратно на карту. При этом наличные деньги я получу якобы из резервного фонда ЦБ, поэтому уйти с ними домой не имею права.
После этого Кудинов еще раз напомнил про секретность операции. Он сказал, что сумма по Тинькофф крупная, поэтому операция покажется банку подозрительной. Но я должна вести себя естественно, чтобы «мошенники из вашего банка» ничего не заподозрили, — «иначе они затрут следы».
Чтобы я не успела переварить эту информацию, Кудинов передал меня своему компаньону. Он сказал, что к нему поступает запрос, будто до меня не могут дозвониться сотрудники правоохранительных органов. На дисплее у меня и правда появляется параллельный звонок.
Разговор с майором ФСБ
Роль мошенника: авторитетный представитель силовых структур.
Задача: дать понять, что все согласовано на высшем уровне.
Это меня напрягло. Получается, одни говорят держать все в тайне, другие требуют информации. Но еще более странным мне показались слова Одинцова о том, что заявление мне нужно будет написать только после того, как злоумышленников поймают.
Майор напомнил про неразглашение подследственной информации и банковской тайны. Чтобы я снова не начала сомневаться, он подчеркнул, что «банк — первое лицо, я — второе, а министерство внутренних дел — это и так понятно».
Чтобы немного меня успокоить, Одинцов отметил, что по данному делу я буду проходить не потерпевшей и не подозреваемой. Меня ни к чему не принуждают, и если потребуется давать свидетельские показания, то я вправе отказаться.
По словам Одинцова, его задача — прослушать запись моего разговора с Центробанком, чтобы понять, какие банки они поставят на проверку. Для этого нужно мое согласие на проведение защитных действий. Он попросил назвать мое полное имя и сказать, что соглашаюсь сотрудничать со службой безопасности банка. После чего он снова перевел меня на Кудинова — якобы сотрудника безопасности ЦБ, с которым я уже общалась.
Инструктаж по дороге к банкомату
Кудинов сообщил, что уточнил информацию у руководства. Работу будем проводить по «переактивации» моего счета в Тинькофф-банке: ведь именно там все мои деньги. Он спросил, где я нахожусь, и выбрал на карте рядом с моей улицей торговый центр с банкоматом этого банка.
Через 15 минут я вышла из дома. Кудинов перешел на «Вотсап», чтобы сотрудники Тинькофф-банка могли мне дозвониться и одобрить операцию по снятию денег. Это было странно, потому что он только что запретил мне прерывать телефонный разговор.
Пока я шла до торгового центра, Кудинов продолжал давать инструкции. Когда банк заблокирует операцию и позвонит ее проверить, сообщать причину снятия денег я не должна — якобы для того, чтобы банк не заподозрил, что в его отношении ведется расследование. Сотрудники банка могут задавать разные вопросы: зачем снимаю крупную сумму, что собираюсь купить, почему наличными. Эти вопросы Кудинов назвал компрометирующими — отвечать на них я не должна.
Через несколько секунд мне позвонил человек, который ранее представился майором Одинцовым. Он напомнил, что первый этап — снятие денежных средств, они будут выдаваться из резерва банка, второй этап — внесение резервных денежных средств обратно. С его слов, разрешение на операцию Федеральная служба безопасности предоставляет.
Также он напомнил мне про звонок из банка Тинькофф. Сказал, что сотрудники будут задавать компрометирующие вопросы и рассказывать о мошеннических схемах. Верить им я не должна.
После звонка майора мне перезвонил Кудинов. Он убедился, что я получила разрешение Одинцова, после чего отправил меня снимать деньги в банкомате. Я подошла к банкомату, попыталась снять деньги, но мою карту заблокировали.
Я узнала, что говорила с мошенниками
Мне перезвонили из Тинькофф-банка. Как и предупреждали мошенники, сотрудник хотел убедиться, что деньги снимаю я, а не кто-то другой.
После чего он спросил, не поступали ли мне звонки от людей, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. По его словам, сейчас есть такая схема мошенничества. Это мне напомнило ситуацию, в которой я на тот момент оказалась. Но деньги с карты я все же сняла, а затем вернулась к разговору с Кудиновым.
Кудинов сказал, что теперь они будут «переактивировать» основной счет. И деньги, которые я сняла, нужно будет вернуть. Я спросила, на ту же карту нужно будет внести деньги? Кудинов ответил, что счет будет другой — ведь мой счет скомпрометирован.
Тут у меня окончательно все перестало сходиться. Допустим, для переактивации основного счета я должна вывести свои деньги. Но почему после этого нельзя вернуть их обратно на карту?
Я предложила оставить деньги у себя, пока идет расследование. На что Кудинов напомнил, что это деньги резервного фонда, а значит, тратить их нельзя: якобы банкомат считал номера и серию купюр и служба безопасности об этом узнает. Но я сказала, что все же класть деньги на счет не стану. Тогда Кудинов переключил меня на «майора ФСБ» Одинцова.
На звонки от мошенников я больше не отвечала. В «Вотсапе» оставила Кудинову несколько голосовых — сказала, что денег не отдам. На что он сначала просил взять трубку — говорил, что я не так все поняла. Затем стал угрожать — видимо, это последнее средство, когда мошенники понимают, что жертва ускользает. Угрозы я проигнорировала и больше никого из банды не слышала.
Мои впечатления и выводы
Мошенники все время говорят четко и уверенно — от этого кажется, что они говорят правду. При этом они понимают, что одного этого мало, поэтому давят на эмоции, заваливают банковскими терминами и статьями уголовного кодекса и передают звонки от одного «представителя структур» к другому. Жертва постоянно должна быть в состоянии стресса.
Если сталкивались с подозрительными предложениями, пишите. Прищуримся.
«Даша, опомнись, эти деньги того не стоят»
— Работодатель, когда пошла писать заявление на оплату неиспользованного отпуска
Как правило, схема ломается после вопроса о том, куда можно подойти, чтобы разобраться с проблемой. Если проблема решается только по телефону, то это, очевидно, мошенники.
Egor, так ведь нет времени идти, деньги под угрозой здесь и сейчас! 😱
Egor, они начинают убеждать что в отделении сотрудники не компетентны и не могут решать такие вопросы, что отчасти правда, некий банк на буква А сейчас в отделении ничего не может сделать, говорят только по телефону, чем мошенники и пользуются
IGORMAX, это более специфичная ситуация, но тогда стоит попросить банк подтвердить, что он банк, рассказав обо мне все что они знают обо мне. А если банк просит меня рассказать что-то о себе, то это, очевидно, мошенники.
Мне звонили, начали примерно как у вас: «дратути (назвал мои ФИО), я следователь (ФИО) Главного управления МВД России, звоню по поводу возможной утечки персональных данных. В отделение Альфа-Банка в г.Москве обратилась женщина с нотариальной доверенностью от вашего имени и пыталась снять деньги». Спрашивал, давно ли я обращалась в отделение Альфа-банка и беседовала с сотрудниками. Минут 5 мусолил это. Потом задал вопрос «как вы считаете, мог ли сотрудник альфа-банка передать кому-то ваши персональные данные», и скинул трубку.
Сначала смутило то, что следаки действительно могут звонить вот так. Потом ж*па сжалась, потому что днем ранее положила на счет в этом банке некоторую сумму на досрочное погашение, которая еще не была списана по графику. Но потом собеседник не смог продиктовать мне данные якобы выданной доверенности. Оскорбился, когда на вопрос «как по вашему мнению посторонним людям могли попасть ваши персональные данные» я ответила «так же, как и вам». Я уже нацелилась на долгий разговор, но он не перезвонил 🙁
Инна, мне тоже звонили по такому скрипту, и тоже пропали после первого звонка (хотя я и не), какая-то странная тема.
Алексей, фиксирую данную информацию, мы с вами свяжемся
Andre, божечки, вот это «фиксирую информацию» меня просто уже доводит до нервного смеха. Более тупой фразы я, наверное, и не знаю
Evgeniia, и да, и еще более раздражающая фраза «я уточняю информацию». Ведь можно сказать «я уточню», «я вернусь с ответом через минутку» итд.
Andre, ага излюбленное слово мошенников. Когда его слышу сразу представляю как один хохол «специалист сбербанка» пытался развести. А голос вот точно такой как у капитана из этой истории.
А недавно получила сообщение в директ инсты от приятельницы с просьбой одолжить денег. Написала ей, мол, конечно, не вопрос, спускайся ко мне, щас все обсудим.
Никто не пришел! %))
Да блин. я давно всех капитанов и майоров посылаю на три весёлых буквы. Был случай недавно, звонит туловище, при чем называет правильно меня по имени и отчеству: здравствуйте, Игорь Викторович, вас беспокоит менеджер Сбербанка. Спрашиваю: чего тебе нужно? Ну и говорю сразу: ты не можешь быть менеджером банка, потому что я не являюсь вообще клиентом твоего Спермбанка. Он услышал про Спермбанк, заржал и бросил трубку. А я реально не являюсь клиентом Сбера и никогда им не буду. Сбер я считаю днищем.
Игорь, жаль, что только им пользуется много людей до сих пор. Отсталый банк во всех смыслах и система «спасибо» для школьников, чтобы в БК закупаться.
Egor, ну, к примеру, что или кто мешает сменить банк? Сейчас это проще простого.
Мне вообще робот последний раз звонил из ВТБ, предупреждал о подозрительный операции. Совсем обленились!
Звонили несколько дней назад. Представился молодой человек сотрудником центрального управления МВД. Я попросил сообщить его свое звание, на что он ответил через несколько мгновений размышления, что лейтенант. Я попросил продолжить – какой именно лейтенант. Он не понял заданного вопроса и с наездом поинтересовался, зачем мне нужна эта информация, и после моего ответа, что, очевидно, он мошенник, бросил трубку.
Первым мне позвонил якобы капитан полиции Волков
Леонид донаты собирает)
Е5, надо было ответить «каких волков? у них уже даже полиция уже есть? Армия зайцев Вам отомстит!»
Страшно, что когда-нибудь мошенники выдумают новую схему развода, и тебе(мне) позвонят первому 🙁
Всем звонили, а мне нет 🙁
Чётко и уверенно говорят? Вы шутите? 😂 Все мямли как один.
Роман, ну не скажите, у меня были вполне уверенные и себе и убедительные. Возможно, они просто с девушками по телефону себя увереннее чувствуют))) А с вами начинают мямлить)
kotenev, ну а еще больше людей прочитают и сделают выводы насчет того, насколько изощренно могут действовать эти животные.
Алексей, зачеркивание подразумевает трату дополнительного времени. Для этого должна быть причина. Вот и интересно, какая)
Звонили (пока) всего один раз в жизни, тоже из «службы безопасности» сбера. Благодаря одному украинскому телешоу, я знаю один лайфхак как выявить мошенников: просто спросите у них какой, по их мнению, у вас баланс карты, и если ответят неправильно, то можно смело отключаться))
Однако стоит упомянуть, что даже если ответят правильно, то не факт что это точно НЕ мошенники.
Мне многократно звонили из «Сбербанка» и 2 раза из национального бюро кредитных историй.
Последние вообще скучные. Оба раза сообщили, что на мое имя поступили запросы в 3 банка одновременно на потреб кредиты. Первый раз их душнила вопросами минут 10, откуда, кто, зачем, какие суммы. На все вопросы о себе говорила: вам должна быть видна эта информация в базе вашего бюро. Потом они просто отключили звонок и не перезвонили. В чате одного из банков я на всякий случай спросила оператора, не было ли от меня заявок на кредиты и конечно же получила отрицательный ответ.
Спустя месяц звонили снова, как в первый раз. На этот раз я была на работе, говорила тихо. Звонящий попросил меня говорить погромче, а я в ответ предложила ему выключить фоновый шум, чтобы лучше меня слышать. Он отключил звонок. И все. Больше не звонят.
Однажды, когда звонили такие же кадры, решил подыграть им и типа сняв деньги, сказал, что у меня заканчиваются средства на телефоне и попросил их пополнить мне баланс — заработал 200 руб. 🙂
мне звонят очень часто. из из «службы безопасности» и из «органов». Объединяет их всех только одно, речь всегда о счетах сбера..
Я вот одного не могу все никак понять: с одной стороны у нас крайне низкий уровень доверия к правоохранительным органам, когда действительно что-то противоправное происходить (элементарное: «Будет труп, звоните»). А с другой стороны наши же сограждане радостно верят, что все те же правоохранительные органы ночами не спят, все денежки в банках охраняют от посягательств мошенников, причем без какого бы то ни было участия самих граждан. Ну вот как так-то?
kotenev, кмк, вы слишком хорошего мнения об этих товарищах
Да звонили. Схема совпадает. Я прервал её в начале и передал полученную информацию в службу безопасности банка.