есть такая профессия родину защищать классный час
МБОУ СОШ №30 г. Уссурийска
Уссурийского городского округа
Открытый классный час
Есть такая профессия – Родину защищать!
Дата проведения: 20.02.2015
Место проведения: класс
Участники: учащиеся: 5б,в классов
Ответственные: классные руководители
Цели: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны.
Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Учитель: Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин – пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество – это наша страна, Родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. (СЛАЙД 2) звучит музыка из к/ф офицеры, на ее фоне читают стих-е
День нашей армии сегодня
Сильней её на свете нет.
Привет защитникам народа,
Российской армии привет!
Слава армии нашей –
На знаменах побед
Нет воинства краше,
И сильней его нет.
Слайд 3
2 Ведущий. 23 февраля – День защитника Отечества отмечается в нашей стране с 1918 года. Это день – дань уважения всем поколениям героического воинства.
1 Ведущий. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества». Ведущий. 23 февраля в России традиционно отмечается День защитника Отечества, который многие привычно называют Днем Советской Армии.
2 Ведущий. Это наши солдаты водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили Европу от немецко-фашистских захватчиков (Слайд 9)
Слайд1 1 Афганистан – незаживающая рана
Учитель: Сегодня мы будем говорить о серьезном и страшном, о войне. 15 февраля исполнилось 26 лет, как были выведены войска из Афганистана.
А кто знает, что такое Афганистан? Где находится эта страна? Почему там была война?
Что же это за страна – Афганистан?
Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул.
Население 15,5 млн. человек.
Более 20 народностей
Официальный язык – пушту и дари
Территория 647,5 тысяч кв. километров.
Господствующая религия – ислам
Долгое время – колония Англии
В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость
27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.
Ведущий 1: Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела 70 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.
Ведущий 2: Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда вместе.
Ведущий 1: Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.
Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан.
Ведущий 1:В обыденной суете повседневных дел граждане Советского Союза куда-то спешили, терпеливо стояли в очередях за покупками и были озабочены в первую очередь тем, чтобы лучше подготовить праздничный стол и как можно интересней встретить долгожданный Новый год.
Ведущий 2: В этот предпраздничный день и было впервые опубликовано обращение правительства Афганистана с просьбой о помощи.
Слайд 13 Заявление правительства Афганистан
Правда, 29.12.1979 Заявление правительства Афганистана
Правительство Демократической Республики Афганистан, принимая во внимание, продолжающееся и расширяющееся вмешательство и провокации внешних врагов Афганистана, и с целью защиты завоеваний апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости и поддержания мира и безопасности, основываясь на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5.12.1978 года, обратилось к СССР с настоятельной просьбой об оказании срочной политической, моральной, экономической помощи, включая военную помощь.
Правительство Советского Союза удовлетворило просьбу афганской стороны.
Ведущий 1: Для большинства советских граждан это сообщение прошло практически незамеченным: тогда мало кто знал, что это за страна, и только посвященные понимали, что крылось под этими сухими, написанными официальным языком строками. Но всему грядущему десятилетию суждено было пройти под знаком этого сообщения, и внимание всего мира на протяжении всех этих лет было неотрывно приковано к этой, еще пребывающей на уровне средневековья, стране.
Ведущий 2: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Ведущий 2: На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Ведущий 1: Для каждого солдата годы службы навсегда останутся в памяти. Кто-то вспоминает друзей, с которыми делил паёк, кто-то незнакомую, чужую природу, кто-то необычную средневековую культуру.
Ведущий 2: Некоторые считают, что Советская армия в Афганистане потерпела поражение. Но ведь перед нашей армией не ставилась задача одержать военную победу в Афганистане. Наши войска были выведены из Афганистана не в результате давления противника, а по решению руководства своей страны.
Ведущий 1: А что же выиграли от этой войны её участники – воины-интернационалисты? Ведь на судьбу каждого из них война наложила свой отпечаток. Многие из воинов-интернационалистов так и не сумели преодолеть комплекс войны. Одни не могут вычеркнуть из памяти погибших друзей, другие – груз своих воспоминаний.
Ведущий 2: Настоящим шоком для солдат, служивших в Афганистане, является признание десятилетней войны, в которой положены тысячи жизней, через которую в страданиях прошло столько парней, «ошибкой», а сами «афганцы» враз оказались «оккупантами» и «убийцами».
Ведущий 1: Одно время об этой войне не говорили вслух, она считалась государственной тайной. А участие в ней пограничных войск вообще тщательно скрывалось.
Ведущий 2: Но недостатка в добровольцах не было. Военнослужащие со всей страны писали – пошлите служить в Афганистан. Многие офицеры просились в Афганистан на второй, на третий срок службы.
Ведущий 1: Когда читаешь сейчас стихи ребят, воевавших в Афганистане, стихи, пришедшие из боя, невольно вспоминаешь поэтов фронтового поколения, которые вынесли из войны свою поэзию, идеалы, души, сердца.
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя
О, подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперед родная рота.
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший лежишь…
Ведущий 2: Это стихотворение Александра Стовбы оказалось пророческим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказывали газеты и журналы. Он погиб, прикрывая роту, попавшую в засаду. Спасая ребят, получил смертельное ранение. А ведь он писал маме:
Я приеду, мама! Ты лишь верь,
Я вернусь и радостный и взрослый!
Как там ясенек мой? Он теперь,
Стал, наверно, как братишка, рослым?
Я войду в уютный, старый дом,
Древний, как история планеты,
Он любой мне мелочью знаком,
Мне известны все его секреты….
Ведущий 1: Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов. Одни рождаются от нехватки информации, другие – преднамеренно. К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Но все знайте, что эта война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день!
Слайд 25, 26 Военная техника
Клип А. Розенбаума «Черный пюльпан»
Ведущий 2: Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 25 лет назад, стала уже достоянием истории.
Слайд 27 Книга памяти
Слайд28 Уссурийские герои
Уссурийские герои: Сергей Ушаков и Андрей Кушнир
Сергей Ушаков – его имя знает даже первоклассник, еще не изучавший историю. В честь Сергея названа одна из улиц нашего города. Этот человек, с большой буквы, заслуживает великих почестей. Лейтенант, командир автомобильного взвода. Героически погиб в бою, отражая нападение мятежников на колонну автомобилей. Похоронен на кладбище города Уссурийска, как и Андрей Кушнир, лейтенант, командир автороты. И в честь Андрея названа улица города Уссурийска. Всего за один год, Кушнир дослужился до командира роты. Это удается далеко не каждому и требует особого уважения. Погиб при выполнении боевого задания.
УШАКОВ Сергей Иванович, лейтенант, командир автомобильного взвода, родился 7.12.1959 в г.Уссурийск Приморского края. Русский. В Вооруженных Силах СССР с 5.8.77. Окончил Уссурийское ВВАКУ.
В Республике Афганистан с ноября 1981. Регулярно совершал рейсы по доставке в части и подразделения воинских и др. грузов. Неоднократно выводил колонну из-под обстрела. 26.11.1982 группа из 2 автомобилей под его командованием была отправлена пополнить запасы воды. В р-не нас. пункта Мазари-Шариф пр-к совершил внезапное нападение. В завязавшейся схватке У. действовал отважно и мужественно. Погиб в этом бою.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Уссурийске.
Максимов Александр Тимофеевич
28.02.1953 – Начало формы
05.11.1980 Конец формы
Максимов Александр Тимофеевич – командир автомобильной роты тяжелых машин, старший лейтенант.
Родился 28 февраля 1953 года на станции Улигир Сковородинского района Амурской области (Россия) в рабочей семье. Русский.
В Вооруженных Силах СССР с 31 июля 1970 года. В 1974 году окончил Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Проходил службу в Прикарпатском военном округе.
В Республике Афганистан с апреля 1980 года. Неоднократно принимал участие в перевозке воинских грузов. При выполнении боевых заданий проявил смелость и хладнокровие.
5 ноября 1980 года старший лейтенант Максимов погиб в бою при отражении нападения душманов на автомобильную колонну.
Похоронен на городском кладбище (улица Чехова, 7) в городе Новоград-Волынский Житомирской области (Украина).
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Его именем названа улица в городе Новоград-Волынский.
Ведущий 1: Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке “горькой”,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку,:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А, сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.
Ведущий 2: Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…
Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты-жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем невернувшихся парней
Единственной минутою молчанья.
Прошу всех встать и почтить память погибших. Прошу садиться.
Ведущий 1: В разные годы через Афганистан прошло более 600 000 солдат и офицеров. 26 лет назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов.
Слайд30 Итоги войны
Потери личного состава по официальным данным.Из справки Министерства обороны СССР: «Всего прошло через Афганистан 546 255 человек. Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Всего убито, умерло от ран и болезней 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров. Всего ранено 49 985 человек, в том числе 7132 офицера. Стали инвалидами 6669 человек. Находятся в розыске 330 человек».
Награды. Награждено орденами и медалями СССР более 200 тысяч человек, 71 из них стали Героями Советского Союза.
Ведущий 2: Все они, солдаты и офицеры, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.
Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.
Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.
За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.
За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».
За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,
За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.
Простите мальчики…
Ведущий 1: Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 20 лет после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память.
У сержанта бывшего с Афгана,
Сына два – курносых мальчугана.
Телевизор день и ночь глядят.
Смотрят без разбору все подряд.
Увидав разбитый город Грозный
Старший сын спросил вполне серьёзно:
Папа, если кончится Чечня,
На какой войне убьют меня?
Родину не вымерять шагами,
Не купить её, нельзя продать.
Родина навеки в сердце с нами,
Родина всем нам – родная мать.
Трудности военных лихолетий,
Познавали деды и отцы.
Жертвовали жизнью, чтобы дети,
Никогда не ведали войны.
Жаркими дорогами Афгана
Парни уходили смело в бой.
И незаживающую рану –
Родину всегда несли с собой
«Чиркатинская средняя общеобразовательная школа»
Разработала учитель начальных классов
Шихмирзаева Рахима Ибрагимовна.
Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать…»
1. Познакомить учащихся с историей возникновения памятных дат.
2. Способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины, развивать чувство патриотизма.
3. Сформировать среди подрастающего поколения представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимании того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Воспитывать уважение к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
Р азвитие нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Воспитание гражданственности, любви к Родине, духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход классного часа
Звучит песня «Идет солдат по городу»
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный классный час. А решили мы его провести в честь праздника, который отмечают все мужчины. Что это за праздник? Праздник называется «День защитников Отечества», а классный час наш так и называется: « Есть такая профессия – Родину защищать ».
Учитель: Сегодня, накануне Дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поговорить о воинской доблести. Как вы думаете, почему у праздника такое название? (ответы детей)
В самом названии этого дня – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ.
Ученик ( заранее подготовленный): В российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Праздник всех солдатов наших –
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу.
Учитель : На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу своей Родины. В давние-давние времена, еще в Древней Руси стояли на страже нашей Родины, на заставе очень сильные люди, богатыри. В наше время защитницей страны является Российская армия.
Учитель: Как вы думаете, почему армию называют Российская?
( Потому, что это армия нашей страны, России )
Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии солдаты.
Учитель: На протяжении многих лет в России отмечают 23 февраля как праздник. Но с недавних пор у нас принято отмечать в феврале еще одну памятную дату, связанную с военными действиями. Этот день 15 февраля. Кто знает, что отмечают 15 февраля? (ответы детей). Если вы не знаете, то я вам расскажу. 15 февраля- день вывода Советских войск из Афганистана.
22 февраля, в первичных отделениях Российского движения школьников, созданных в образовательных учреждениях Дагестана, проходит День единых действий – акция «Армейский чемоданчик».
Мы ученики 4 «б» класса подготовили истории защитников Отечества из своей семьи (братьев, отцов, дедушек) и собрали коллекции предметов его быта, связанных со срочной или профессиональной службой. Все коллекции оформлены в импровизированный чемодан.
Сегодня наши дети расскажут интересные истории своих родственников, связанные со службой в Вооруженных силах СССР и России.
Всем тем, кто за товарища
Жизнь жертвовал свою,
Кто сквозь войны пожарища
Нес мир в свою семью,
Чтоб защитить народ,
Кто честь хранил и мужество
Во времена невзгод.
Пожалуй, я начну с себя. Мой старший брат, Шахмирзаев Камиль Ибрагимович – майор авиации отслужил в разных точках страны от Калининграда до Сахалина.
Борисоглебское ВВАУЛ имени В.П.Чкалова в 1976 году.
Слайд 11, 12, 13,14,15,16,17,18,19,20.
Год выпуска, рота, классное отделение: 1976, 5 рота, 306 классное отделение.
Где служил, в какие годы:
Крайняя должность, воинское звание: руководитель полётов в ближней зоне, майор
Три года служил в Лаосской Народно Демократической Республике в качестве военного специалиста.
И вот недавно отмечалось 95 – летие 2-ой Борисоглебской военной школы летчиков красного воздушного флота, где повстречались все выпускники.
А теперь я расскажу вам о моем супруге.
Омаров Ибрагим Магомедович был призван на срочную службу в армию 1981 году. Он служил в Чехословакии. Раньше из нашего государства отправляли служить в страны Варшавского договора, в состав которого входила и Чехословакия. Омаров Ибрагим был в Центральной группе войск (ЦГВ) в инженерно саперном батальоне имени генерала Д.М. Карбышева. И вернулся домой прослужив два года в 1983 году. Был награжден нагрудным знаком «Гвардия» и уволился в звании гвардии рядовой.
А вот мой младший брат Шихмирзаев Магомед Ибрагимович служил в железнодорожных войсках Самарской области в г. Сызрань и уволился в звании старшего сержанта.
(Далее учащиеся рассказывают о своих родственниках, которые служили в Вооруженных силах СССР и России.)
Теперь немного отдохнем.
К. Ваншенкин. Матрос.
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека
А матросская фуражка
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (пограничник)
Без разгона ввысь взлетает,
Отправляется в полет
Наш российский… (вертолет)
Учитель: Но вот наступил торжественный час!
Очень серьезный и важный для вас.
Час поздравлений, шуток, успеха,
Час игр, улыбок и звонкого смеха!
Девочка читает поздравление:
Дорогие мальчики, мужчины!
Поздравляем Вас с Днем Защитников Родины!
Мы с праздником вас
Но видеть всегда вас хотим
А, если уж в форме, то только
Футбола и жизни активной!
Учитель: О мужестве и самопожертвовании наших солдат можно говорить бесконечно. Мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой благодаря настоящим защитникам и патриотам Родины. Россия всегда будет оставаться непобедимой, ведь в нашей стране живут только настоящие люди, мужчины во всех смыслах этого слова. И если наша великая страна будет в опасности, мы точно знаем – мы победим любого врага, ведь мы Россияне!
Есть такая профессия – защищать Родину!
Мы уверены в том, что они заслуживают самого высокого уважения, ведь наша армия – самая сильная.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
учитель начальных классов
Галий Наталья Николаевна
Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать…»
1. Познакомить учащихся с историей возникновения памятных дат.
2. Способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины, развивать чувство патриотизма.
3. Сформировать среди подрастающего поколения представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимании того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Воспитывать уважение к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
Р азвитие нравственно-патриотического воспитания учащихся.
В оспитание гражданственности, любви к Родине, духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный классный час. А решили мы его провести в честь праздника, который отмечают все мужчины. Что это за праздник? Праздник называется «День защитников Отечества», а классный час наш так и называется: « Есть такая профессия – Родину защищать ».
В самом названии этого дня – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность – защищать Родину и свой народ.
Ученик ( заранее подготовленный): В российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Учитель : На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Обратимся к истории России и нашего государства. В давние-давние времена, еще в Древней Руси стояли на страже нашей Родины, на заставе очень сильные люди, богатыри. Ребята, а кто из вас знает, что такое застава? (ответы детей )
Учитель: Застава — Это граница. О богатырях народ складывал песни-сказания, которые называются былины. Кто главный герой русских былин? (Богатырь).
На картине « Три богатыря » вы видите этих героев. (слайд № 4) (можно включить музыку «Богатырская сила»)
Назовите имена трех русских богатырей? ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Рассмотрите внимательно богатырей, скажите, во что они одеты, какие на них доспехи? ( Грудь защищает кольчуга, голову-шлем.)
Учитель: Собирались богатыри в дружины и защищали родную Русь от врагов. Нашу Родину окружали и сейчас окружают разные страны, и не все они относились к нам дружелюбно. С давних времен было необходимо защищать границы. И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны. Но тем, кто идет к нам с добром, с уважением к нашим людям, стране, мы всегда рады. Для них границы открыты, как и сердца людей.
В наше время защитницей страны является Российская армия.
Учитель: Как вы думаете, почему армию называют Российская?
( Потому, что это армия нашей страны, России )
Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии солдаты.
Ученик: Сухопутные войска — это вид Вооруженных сил, «предназначенный для отражения удара агрессора на континентальных театрах военных действий, удержания занимаемых территорий, районов, рубежей, а также разгрома группировок войск и овладения территорией противника».
В состав Сухопутных войск входят мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войсковая ПВО, специальные войска, воинские части и учреждения тыла.
Ученица: Военно-воздушные силы. Род сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации. С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны
Ученик: Военно-морской флот. ВМФ России (Военно-морской флот Российской Федерации) является одним из трех видов вооруженных сил государства. Он предназначен для вооруженной защиты интересов РФ, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. У которого своя эмблема и свой флаг, который называется Андреевский.
Учитель: На протяжении многих лет в России отмечают 23 февраля как праздник. Но с недавних пор у нас принято отмечать в феврале еще одну памятную дату, связанную с военными действиями. Этот день 15 февраля. Кто знает, что отмечают 15 февраля? (ответы детей). Если вы не знаете, то я вам расскажу. 15 февраля- день вывода Советских войск из Афганистана. ( Слайды № 9)
Ученица: Война коснулась многих семьей. Ребята уходили служить в армию, и многие родители, жены, дети не знали, что их сыновья, мужья и отцы отправлены в далёкий Афганистан.
Учитель: Защитники Отечества, герои Отечества. Так мы называем всех тех, кто оберегает наш покой, нашу жизнь. Существует еще один праздник, посвященный защитникам нашей Родины. Отмечается он 9 декабря. Он так и называется «День героев Отечества. Официально он принят и отмечается с 2007 года, посвящен людям, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. (слайды № 14-15)
Учитель: А сейчас ребята мы немножко отдохнем. Отвечайте на вопросы, если знаете ответы.
Рефлексия «Веселая викторина»
1. Кто изображен на картине В. Васнецова
-три таксиста, три кудрявых парня
-три летчика, три серьезных товарища
-три танкиста, три веселых друга
3. Какое подразделение солдат одновременно обозначают и отопительный прибор? ( батарея)
4. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Охранять свою . (страну)
5.Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
6.Самолет парит, как птица,
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный …(летчик).
7. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
8. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном… (корабле).
Учитель: О мужестве и самопожертвовании наших солдат можно говорить бесконечно. Мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой благодаря настоящим защитникам и патриотам Родины. Россия всегда будет оставаться непобедимой, ведь в нашей стране живут только настоящие люди, мужчины во всех смыслах этого слова. И если наша великая страна будет в опасности, мы точно знаем – мы победим любого врага, ведь мы Россияне!
Есть такая профессия – защищать Родину!
Мы уверены в том, что они заслуживают самого высокого уважения, ведь наша армия – самая сильная. (Слайд № 17)