Как понять что это секта
Как распознать секту и самому не стать сектантом
Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем
Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.
– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?
– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.
Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.
– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?
Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение
– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.
– Поясните, пожалуйста.
– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.
Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства
Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.
Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.
– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?
– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.
Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.
– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?
У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы
– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.
Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.
– А каким людским страстям потакают секты?
– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…
Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.
– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?
– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.
Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.
Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.
– А как мотивируется запрет на переливание крови?
– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.
Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом
Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.
– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?
– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.
Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…
– Даже так?
– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.
Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.
Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.
– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?
Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность
– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.
– Что еще не любят сектанты?
– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.
– Люди доверчивы….
– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.
– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?
– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.
Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.
– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?
– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.
Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения
Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.
– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?
– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.
С Романом Михайловичем Конем
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru
Как понять, что человек попал в секту: 7 признаков
Многие секты, которые действуют по всему миру, могут быть очень опасны для общества. Свобода в выборе вероисповедания привела к тому, что сект с каждым годом становится отнюдь не меньше, а власть их только крепнет. Это значит, что каждый человек может рано ли поздно столкнуться с сектой и ощутить на себе ее последствия.
Чем отличается секта от религии?
Для того, чтобы понять принцип сектантства, кто такие сектанты и что делают, необходимо уловить ту самую разницу между религией и сектой. Грань между ними очень тонка, и без понятия принципа действия сложно отличить ложь от истины. Отличие секты от религии:
Классификация тоталитарных сект
Сегодня в мире много псевдорелигиозных организаций открыто, все они имеют дополнительную классификацию и признаки. Тоталитарные секты можно разделить по источникам:
Также они разделяются по времени появления:
По направлению деятельности:
А вот по опасности для общества, кроме тоталитарных, они еще бывают деструктивными, отдельно выделяют секты-убийцы.
Какие бывают секты?
Учитывая тот момент, что сект становится все больше, тяжело даже специалистам классифицировать такие группировки. Признаки секты начали существенно отличаться друг от друга, чтобы заманивать людей придумывают все более новые и изощренные методы. Критерии, которые характеризуют виды сект:
Религиозные секты
Христианские секты перекраивают на свой лад и ставят под сомнение всю христианскую веру. Они создают собственные божественные откровения и уверяют, что писания их лидера – это голос самого Бога. Такие писания не только приравниваются к священным, но и имеют авторитет больше, чем сама Библия. Признаки христианской секты заключаются в том, что божественный лик личности Христа отрицается полностью. Не верят сектанты в его непорочное зачатие, в жизнь без греха и чудесное воскрешение.
Тоталитарные секты
Для подобных группировок характерен авторитарный метод и права человека жестко ограничены. Тоталитарные секты – это реальная опасность не только для здоровья, но и для жизни человека. Признаки тоталитарной секты легко рассмотреть под маской религии.
Сексуальные секты
Культы построенные, как на религии, так и на похоти проводятся в группировках такой направленности. Покупаясь на очередной путь к спасению, который является истинно верным, у людей притупляется мозг. Как правило, большинство сексуальных сект создает определенный человек с единственной целью — удовлетворить свои желания. Оргии в сектах явление постоянное и неотъемлемое.
Оккультные секты
Мистические переживания, которые положены в основу вероучения – это основное понятие секты. Признаки оккультной секты выделяют ее среди религиозных сект других направленностей:
Коммерческие секты
Рассуждая на тему, какие секты существуют, сложно представить, что в коммерции есть место сектантству. Если провести анализ, то такую деятельность, как сетевой маркетинг, можно смело записывать в коммерческие культы. Весь сетевой маркетинг построен на пирамиде, которой может руководить только верхушка айсберга. Чем больше включено методов с использованием манипуляционных средств у какой-то одной определенной фирмы, тем ближе она к сектантству.
Чем успешнее фирма и чем больше она распространена, тем больше вероятность, что это секта. Основные признаки:
Сатанинские секты
Одна из дичайших и криминальных группировок, даже на фоне тоталитарных. В стародавние времена культ сатаны сохраняли в тайне, в современном мире сатанизм уже не скрывается так рьяно. Это поклонение высшей форме зла и воспринимается больше, как черная магия. Псевдорелигия, сковавшая деструктивные секты, не только основана на поклонении дьяволу, все христианские добродетели там считаются пороками.
Сатанисты сражаются в вечной борьбе света и тьмы. Причем сражаются они на тёмной стороне, искренне полагая, что в итоге только она одержит победу. Культ сатаны существовал еще в дохристианский период. В этой секте модно было во всем времена приносить страшные жертвоприношения, нередко младенцев. Она опасна для жизни не только членов секты, но общества.
Адепты в тюрьме, но секта продолжает работать
— Деструктивные культы посягают на имущественные интересы людей, манипулируют их сознанием… Неужели не существует способа пресечь деятельность сект?
— Пока в российском законодательстве отсутствует определение «секта», лидеров и участников деструктивных культов невозможно привлечь к ответственности за организацию псевдорелигиозной организации. Кроме этого, сложно отследить появление сект. Они никак не регистрируются в органах юстиции. Часто юридически бывают оформлены как благотворительные фонды и автономные некоммерческие организации. А, например, секта Куренкова из Староджерелиевской вообще никаким образом зафиксирована не была.
— Есть ли обходные пути, с помощью которых лжерелигиозные организации можно закрыть?
— В случае с сектой из станицы Староджерелиевской так и получилось. Расследование уголовного дела продолжается по ч.1 ст. 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), а также по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста). И это большая победа! Но, к сожалению, мой опыт говорит о том, что в большинстве случаев доказать вину сектантов невозможно.
Например, несколько лет назад был такой случай. В «реабилитационный центр» попала молодая девушка, страдающая психическим расстройством. Пастор убедил ее не принимать таблетки, прописанные лечащим врачом, а также уговорил переехать жить в общину. Естественно, что без препаратов девушка чувствовала себя все хуже и хуже. Когда ее состояние обострилось, лидер секты позвонил родителям своей «ученицы» и сказал, что сейчас посадит ее на такси и отправит к ним. Этот «христианин» испугался и просто не знал, что делать с больным человеком. Девушка попала домой и вскоре начала испытывать сильнейшее чувство вины. Говорила родителям, что предала Иисуса, вернувшись к ним. Незаметно она выпила горсть нейролептиков и оказалась, что называется, одной ногой в могиле. Бригада врачей спасла. Но снова-таки возбудить уголовное дело не удалось. Показания девушки о ее жизни в секте попали под понятие «психологическое насилие». Если бы нам удалось доказать, что имело место быть доведение до самоубийства, то пастор отправился бы за решетку. Но, увы…
Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.
— Проводится ли в Краснодарском крае работа по выявлению деструктивных культов?
Справка Не первый год излюбленным местом сектантов в России становится Черноморское побережье Кубани. Культовым считается поселок Возрождение, что под Геленджиком. Там собираются люди причудливой внешности и странного поведения. Это анастасиевцы, рериховцы и представители других течений. Они считают дольмены местами духовной силы. А лидеры традиционно занимаются вербовкой новых участников собственных мошеннических схем.
«Ученики» со временем неизбежно совершают новые правонарушения. Получается порочный замкнутый круг. Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.
Ситуация с изуверской сектой в кубанской станице Староджерелиевской с новой силой всколыхнула экспертное сообщество, правоохранительные структуры, всю неравнодушную часть нашего общества. В начале апреля при поддержке психологического факультета КубГУ и аппарата краевого Уполномоченного по правам ребека в Краснодаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с привлечением лучших местных экспертов по данной проблематике и гостей из других регионов. В апреле в Госдуме под председательством депутата Николая Валуева прошло экспертное совещание, одним из основных вопросов стала отработка механизмов предотвращения попадания в секты. Надеемся, что удастся повлиять на ситуацию.
Как распознать секту?
Большинство группировок стараются эффективно замаскировать свою деятельность. Разоблачение секты — дело не простое, но использовав ключевые характеристики, сделать это будет легче:
Признаки тоталитарной секты по Дворкину
В настоящее время правительство каждой из стран старается уберечь своих граждан от попадания в одну из тоталитарных сект. Например, правительство ФРГ регулярно печатает, а после и распространяет среди школьников листовки, в которых выделяет несколько основных признаков вовлечения в тоталитарную секту:
Как вербуют в секты?
Учитывая тот факт, что информации про опасность сект очень много, люди все равно попадают в расставленные ловушки. Как же получается такая профессиональная вербовка и как люди попадают в секты? Правда заключается в том, что у лидеров сект подкупающая харизма, плюс они профессионалы в манипуляции сознанием. Искусству убеждения в сектах обучают даже обычных проповедников.
Выбирают проповедники тех, кто склонен к внушению. Начинается все с агитации и приобщения к правилам. Чуть позже последует, что человека убедят ограничить общение с внешним миром. Как не попасть в секту? Уверенный и твердо стоящий на земле человек никогда не попадет в секту, но нет человека, у которого всегда все хорошо, значит, попасть в лапы секты может каждый:
История появления тоталитарных сект в России
Впервые в России о тоталитарных сектах узнали в начале 90-х прошлого столетия. За рубежом, в особенности в США, с проблемой столкнулись в 60-х годах, а после уже эта новая пагубная для каждого человека волна стала распространяться и по странам Западной Европы.
На Западе изначально секты воспринимались насторожено, но после отношения стали налаживаться. Большая часть сект влились в общество, заполняя ниши, которые еще не заполнены церквями. В России секты появились и распространились только благодаря иностранным миссионерам, а некоторые из направлений зародились именно на территории страны. Термин «тоталитарная секта» (признаки понятия рассмотрим позже) появился в русском языке в начале 90-х годов, а авторство приписывается историку церкви А. Л. Дворкину. Именно с тех пор оно применяется для классификации религиозных нетрадиционных, коммерческих групп, организаций и движений. А вот в английском языке термин используется, в основном чтобы объяснить российское понятие при рассказе о религиозной ситуации на территории России.
Как понять, что человек попал в секту?
Есть ряд признаков, которые помогают определить, что человек попал в религиозную группировку. Благодаря тому, что современные секты стали работать изощренными методами, таких людей видно.
Как вытащить человека из секты?
Религиозные группировки — это обычный бизнес. Стоящие у верхушки зарабатывают на этом большие деньги. Если человека туда уже затянули, вырвать его из секты очень тяжелая задача. При первых шагах в секте, человек находится в состоянии эйфории и как выйти из секты его совершенно не волнует. Там он может почувствовать собственную уникальность и значимость. Единственный способ — общение с семьей и грамотный психолог. Хорошо бы найти человека, который сумел выйти оттуда, он лучше всех знает, как бороться с сектой.
Как влияет пребывание в тоталитарной секте на психику человека?
Мы разобрались в понятиях и признаках тоталитарных сект, но как они влияют на психику человека? Они сильно разрушают личность, делая из него безвольного раба, готового на все пойти ради своего наставника. В результате длительного пребывания под влиянием гуру развиваются расстройства психики, появляется негативное психоэмоциональное состояние, а в самых тяжелых случаях может быть даже потеряна способность к осознанию своего поведения.
Члены секты теряют способность ставить перед собой цели и делать все возможное для их достижения. У них появляются сложности в общении, у них нет тем для разговора, они говорят только о Боге и спасении. Большая часть адептов живут в своем мире, который они сами нафантазировали, искажают реальность. Восстановить психику и научить человека жить без секты бывает очень сложно. Многие люди сходят с ума или заканчивают жизнь, наложив на себя руки.
Самые опасные секты мира
На планете действует огромное количество сект. Все они более или менее опасны, но когда речь идет не только о затуманивание сознания и о вымогательстве денег, но и терроризме, массовых самоубийствах, растлении малолетних и человеческих жертвоприношениях — становится страшно. Самые опасные секты мира занимались или занимаются этой деятельностью.
Самые знаменитые секты:
Если близкий человек становится замкнутым
— Существуют ли какие-то универсальные советы, как вовремя заметить, что близкий человек подвергся влиянию религиозной секты?
Сейчас полным полно псевдорелигиозных «гуру», мошенников, пользующихся духовной и религиозной безграмотностью людей, а также высоким доверием населения к знахарям, целителям, ведунам, колдунам, освободителям от алкоголизма от наркомании. У каждой секты есть своя ниша.
Человек, растворяющийся в лжеучении, шаг за шагом обрывает все свои прошлые социальные связи. Это поступательный, не сиюминутный процесс, но он заметен уже на ранних этапах.