Как появились деньги что могут деньги финансовая грамотность
Как появились деньги: причины появления и история развития универсального средства платежа
Можно любить деньги, можно их ненавидеть, но отказаться от них в своей жизни вряд ли получится. Это поняли еще в далекой древности. Деньги – это товар, который несколько раз кардинально менял свой облик, но не свою суть. Их главная ценность состоит в способности измерять стоимость других товаров, работ и услуг. И эта ценность нисколько не уменьшилась в современном мире по сравнению с древностью.
В статье рассмотрим, как появились деньги и какой путь они прошли в своем развитии. Кратко остановимся на истории возникновения денег в России.
Почему появились деньги
Общество росло, рос и объем производимых товаров и услуг. Стало все сложнее количественно оценивать обмен. Появилась потребность в каком-то универсальном платежном средстве. Оно должно было обладать следующими свойствами:
История долго искала такое универсальное платежное средство. Один вид денег сменялся другим. И процесс продолжается до сих пор. Сегодня мы уже можем расплачиваться за товары без кошелька с физическими деньгами. И не думаю, что это завершающий этап развития.
Этапы появления и развития денег
Рассмотрим краткую историю денег от древности до современности. Выделим самые важные этапы в развитии: древний, в котором использовались деньги в виде натуральных предметов, металлический, бумажный, безналичный и электронный.
Предлагаю вам посмотреть короткое познавательное видео о том, как появились деньги.
Этап 1. Древний
На этом этапе в роли универсального платежного средства выступали натуральные товары, которые ценились не только их производителями, но и всеми остальными участниками торговых отношений.
Условно можно выделить следующие древние виды денег:
Отдельного разговора заслуживают ракушки редких моллюсков каури, которые считаются самой долговечной натуральной валютой в мире. Они начали свое хождение еще до нашей эры, а вышли из оборота только в начале XX века.
У древней валюты был существенный недостаток: она была сильно подвержена влиянию климатических или других случайных факторов. Засуха, наводнения, нашествие насекомых могли испортить урожай. Падеж скота от болезни тоже не способствовал развитию товарно-денежных отношений.
Кроме того, некоторая валюта была слишком дорогой (например, скот) и не могла использоваться для покупки каких-то небольших и дешевых товаров. А при перемещении на большие расстояния могла и вовсе потерять свою ценность. Например, меха не ценились в жарких странах.
Требовалась более стабильная денежная единица, роль которой стали выполнять металлы.
Из видео вы можете узнать, как выглядели деньги разных народов в древности.
Этап 2. Металлический
Сначала роль денег выполняли кусочки металла: золото (иногда в виде золотого песка), серебро, медь, бронза. Это были природные богатства, которые, с одной стороны, широко распространены по миру, а с другой – требуют приложения усилий для добычи.
Металлы обладали рядом преимуществ перед натуральными деньгами:
В XIII веке до н. э. металлы использовались в виде слитков разного веса. Это тоже было неудобно, поэтому в VII веке до н. э. началась чеканка монет. Плоская форма была намного удобнее для хранения, транспортировки и применения при оплате за товары и услуги. Металлические монеты распространились по всему миру.
Стоимость монеты определялась себестоимостью металла, из которого она была сделана. В производстве использовалось золото, серебро, сплав из золота и серебра, медь, бронза, сплав из никеля и алюминия.
В качестве эмитента выступало независимое государство. Оно определяло вид металла, из которого изготавливалась монета, и вес. Ценность денег регулировалась рынком.
Этап 3. Бумажный
Оплата драгоценными монетами тоже имеет свои неудобства: это небезопасно, иногда тяжело носить с собой и требует времени на проверку чистоты металла. Люди стали пользоваться услугами специальных помещений для хранения, а взамен владелец такой кладовой выдавал сертификат (квитанцию). Количество золота точно соответствовало количеству, указанному в бумажных квитанциях.
В 910 г. в Китае появились первые бумажные деньги. Ими стали сертификаты, где было записано, сколько человек отдал металлических денег на хранение. Предъявителю сертификата выдавалось необходимое количество монет из кладовой. Но постепенно такими записями стало возможно расплачиваться за товары и услуги без необходимости получения физических денег. В Европе и США бумажные деньги начали печататься только к XVII веку.
Еще позже, когда стало очевидно, что на хранении лежит больше золота, чем выдается по требованию владельца, будущие банкиры стали выдавать квитанции, не обеспеченные драгоценным металлом, в виде кредита под проценты.
Этап 4. Безналичный
На смену бумажных денег приходят пластиковые карточки. Это уже наша современность. Первая кредитная карта появилась в США в 50-х годах прошлого века. Ею можно было только оплатить посещение ресторана. Представляла она собой кусок картона.
Но идея понравилась банкам. Они наладили эмиссию таких платежных средств для безналичной оплаты товаров и услуг. Система защиты карточек тоже развивалась: тиснение, магнитная полоса, микросхемы.
Этап 5. Электронный
Массовая компьютеризация привела к возникновению электронных денег. Выделим следующие их разновидности:
История денег в России
Если пройтись по описанным выше этапам появления и развития денег, то в России этот процесс будет выглядеть так:
Предлагаю посмотреть короткий фильм об истории денег в России.
Заключение
Я не знаю, какие деньги будут через 50, 100 или 200 лет. Изучив историю их развития, понятно, что в качестве платежного средства может выступать абсолютно все. Главное, чтобы это имело ценность еще для кого-то.
Я призываю вас уважать и ценить деньги. Ведь это всего лишь средство, которое может использоваться для развития человека и мира вокруг.
Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения»
Муслимова Елена
Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения»
Цель: ознакомление учащихся с историей денег, формирование начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров, интереса к изучению финансовой грамотности.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения денег, мировыми валютами, совершенствовать вычислительные навыки, обогатить словарный запас;
Развивать мыслительные операции, коммуникативные умения;
Воспитывать качества финансово-грамотного человека, умение слушать и слышать оппонента, доказывать свою точку зрения.
Ход занятия:
Организационный момент. Учащиеся входят в зал, рассаживаются по местам (заранее приготовлены столы для размещения 4х групп учащихся).
Ведущий: Здравствуйте. Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (о деньгах)
Много ли вы знаете о деньгах? Что хотели бы узнать? Где можно взять эту информацию? (в книгах, журналах)
Предлагаю прочитать виртуальный журнал «В мире денег». Как вы знаете, на страницах журналов часто встречаются различные задания. Наш журнал не исключение. За каждое задание вы будете получать игровые деньги, которые сможете потратить в конце игры.
Историческая страничка
До возникновения денег между покупателями и продавцами существовали товарные отношения, основанные на вещевом обмене.
Чем только в старину люди не пытались заменить деньги во время торговых сделок. Средством для обмена на товары являлись: драгоценные камни, медные прутья и даже крупный и мелкий домашний скот. В Китае, например, деньгами служили раковины моллюсков, нанизанные на нитку по 5–10 штук. В склепе одной китайской царицы археологи обнаружили около 7 000 штук таких ракушек, считавшихся в древности огромным богатством.
Издавна цена соли была настолько высока, что соль играла роль денег, как и другие ценные предметы.
Например, разные сборы уплачивались не только хлебом, яйцами, курами, поросятами, но также и солью. Торговые сборы оплачивали солью и перцем, который привозился с Востока и тоже был в большой цене. Однако соли отдавалось предпочтение.
Еще в Древнем Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась центуриону (командиру сотни, который обменивал ее на разные продукты и раздавал солдатам.
Игра «Базар»
Ведущий: сложно сейчас представить, как это было. Но сейчас у вас есть возможность попробовать подобную систему на себе. У нас гости – крестьянин, гончар, кузнец и портной. Они принесли свой товар для обмена. В вашем хозяйстве очень сильно не хватает коровы. Попробуйте приобрести корову на базаре.
Каждой команде я выдаю настоящее богатство – 4 мешочка соли. Обменяйте их на корову. Примечание: в качестве продавцов на базаре выступают приглашенные гости (родители, старшие ученики, педагоги). Один из них привел на базар корову, второй сапоги, третий топоры и прочий инструмент, четвертый глиняные горшки.
Хозяин за корову просит 1 пару сапог, 2 горшка, топор и мешочек соли.
Детям необходимо произвести обмен с каждым из «продавцов», чтобы получить необходимый набор товаров для получения коровы.
Ведущий: легко ли было справиться с заданием? Что было сложного?
Зачем вы пришли на базар? (за коровой) Удалось ли получить ее? Появились ли у вас лишние, не нужные товары? А если бы на базаре не было товара, который бы просил хозяин за корову?
Страничка «Это интересно»
Ведущий: постепенно люди поняли, что обмен не очень удобен и возникла необходимость в создании универсального обменного товара, который бы подходил всем. Так появились деньги. Сначала они были металлическими (при изготовлении в разных странах использовались такие материалы, как медь, серебро, бронза). А потом и бумажные.
Первые монеты округлой формы начали чеканить в Древней Греции. Оттуда монеты постепенно распространились в другие государства.
Первые деньги из бумаги были изготовлены в Китае приблизительно в VIII веке н. э. Марко Поло, посетивший китайскую столицу в 1286 году, увидел странные деньги из бумаги и написал об этом явлении в своих путевых заметках. В России бумажные деньги появились примерно 250 лет назад.
Все деньги можно условно разделить на две группы: металлические и бумажные.
Ведущий: как называется самая мелкая монета в России? (копейка) Откуда пошло это название? Из-за выбитого на монетах всадника с копьём эти деньги стали называть копейками.
На экране появляются слова: Древний Китай, Древняя Греция, копье, 250
Ведущий: что-то странное творится. Какие-то слова в нашем журнале. Ребята, вы не знаете, как эти слова связаны с нашим разговором?
Логическая страничка
Ведущий: Издревле деньги играли огромную роль в жизни людей. Слово «деньги» мы можем слышать и в устном народном творчестве, например, в пословицах.
На ваших столах лежит конверт. В нем пословицы. Ваша задача собрать рассыпавшуюся пословицу и объяснить, что она означает.
После выполнения задания необходимо, чтобы каждая команда озвучила пословицы и дала им объяснение.
Пословицы:
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
На деньги ума не купишь
Не в деньгах счастье
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Денег много, да разума мало
Здоровья на деньги не купишь
Денежка без ног, а весь свет обойдет
Деньги приходят и уходят как вода
Здоровье дороже денег
С деньгами мил, без денег постыл
Страничка «Вокруг света»
Какой денежной единицей пользуются в России? Кто из вас ездил отдыхать в другие страны? Где вы были? Какими деньгами вы расплачивались в той стране. Во многих странах есть свои деньги. Давайте познакомимся с ними.
Россия. РУБЛЬ На бумажных деньгах изображены памятники архитектуры.
США. ДОЛЛАР. На них изображены президенты США.
Южная Африка. РЭНД изображены животные.
Страны Евросоюза (Франция, Германия и др.). ЕВРО. На лицевой стороне можно увидеть окна и ворота разных архитектурных стилей – от античности до современности. А на обороте европейских банкнот напечатаны красивейшие мосты, причем стиль каждого моста соответствует стилю окна или ворот на лицевой стороне той же купюры.
Сербия и Тунис. Динар
Игра «Кошелек»
Ведущий: давайте представим, что мы отправляемся на курорт в разные страны. Какие деньги нужны нам в этой стране? Перед вами кошельки с название страны, в которую мы отправляемся, и пачка денег. В этой пачке банкноты разных стран. Разложите их по кошелькам и вспомните, как называются деньги в этой стране.
Ведущий: наш журнал прошуршал последней страницей. Давайте вернемся на первую страничку. Узнали то, что хотели? Что еще узнали нового?
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги) Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Моя первая копилка». Цель: формирование у детей среднего дошкольного.
Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.
Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги с другой планеты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.
Урок финансовой грамотности «История возникновения денег»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоандросовская средняя общеобразовательная школа»
по финансовой грамотности
«История возникновения денег»
Учитель начальных классов
2019 – 2020 учебный год
История возникновения денег
Цель занятия : создание условий для формирования начальных представлений о деньгах, как средстве приобретения товаров.
содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
о функциях денег в жизни человека;
познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
понимать и принимать учебную задачу;
проявление познавательной и творческой инициативы;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Ведущий : Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
Ребята, вы хотите узнать, что называют «великим изобретением человечества?»
— Разгадайте загадку и вы ответите на этот вопрос:
— В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. ( Деньги)
А что же такое деньги? (Ответы детей)
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
— Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.
Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».
— Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?
Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.
Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как посмотрите мультфильм.
Ведущий: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся ». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.
— Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни.
— Какие бывают деньги? (монеты, купюры)
— А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль) Напомните мне, как появилось слово «рубль»?
Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок).
Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Что же получалось?
Ведущий: В каждой стране есть свои деньги. Мы поиграем сейчас в игру « Сопоставление». Необходимо соединить страну с названием денег этой страны.
Про деньги сложено много пословиц. (Показываем слайд). Объясните некоторые пословицы.
Игра «Разменяй монетками»
(Детям раздаем купюры и монетки. Они должны купюры поменять на монетки).
Игра «Установи последовательность»
Представьте, что вы пришли в супермаркет, чтобы купить необходимые продукты для вашей семьи. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку:
выложить продукты из тележки;
проверить сроки годности;
занять очередь в кассу;
Ведущий. Дети, а как вы думаете: всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
Деньги, деньги, снова деньги-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг!
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Как называется плата за работу? ( Зарплата)
Прямой обмен товаров одних на другие? (Бартер)
Часть гривны, которую отрубали? (Рубль)
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
Чтобы врач купил пирог,
Заплати скорей… (налог)
Это сумма, что заплатит покупатель,
Это сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется… (цена)
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в кого-то превратился… (банкрот)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар просто-
Ведущий : Итак, что вы узнали сегодня нового, интересного?
Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства
Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Мы каждый день с ними сталкиваемся и при этом совершенно ничего о них не знаем.
Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функций денег — первый шаг к финансовой грамотности. Если вы знаете теорию и понимаете основы, вы вооружены инструментом, который поможет научиться грамотно ими управлять. Давайте рассмотрим историю появления денег, их функции и суть.
Содержание:
Сущность товара и денег
Деньги невозможны без товаров. Поэтому прежде всего нужно получить простой ответ на вопрос: что же такое товар? Товар — это любой продукт, который отвечает трем основным требованиям:
В связи с этим, сущность денег заключается в том, что они служат элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между участниками производственного процесса. Деньги тоже являются товаром (только универсальным) и поэтому обладают теми же свойствами, которые указаны выше. Но при этом они имеют и ряд уникальных свойств. Итак, что же такое деньги?
Согласно Большой российской энциклопедии:
Деньги — это специфический товар максимальной ликвидности, который обладает несколькими свойствами, являющимися их сущностью.
Максимальная ликвидность характеризуется тем, что вы можете без проблем обменять свои деньги на товар, в то время как обратное для вас является достаточно проблематичным процессом. Самые близкие синонимы термина ликвидности — сбываемость и легкореализуемость. Кроме того, деньги:
Основные функции денег
С каждым новым столетием деньги обрастают новыми специфичными функциями, но при этом некоторые из них являются универсальными. Их мы и рассмотрим:
Как было сказано, функции денег постоянно изменяются и дополняются, однако приведенные выше являются универсальными уже длительное время. В связи с появлением новых электронных денег, а также криптовалюты в скором времени, возможно, будут изобретены новые функции и вместе с ними изменится и сущность самих денег.
История появления денег
До появления денег экономика значительно отличалась от современной и функционировала на основе долга и дара.
Экономика дара — это система общественного устройства, при которой услуги и товары передаются безвозмездно («The Gift Economy», автор David Cheal).
Некоторые принципы и элементы дарения существуют и по сей день, например в виде информации. По этим принципам существует Википедия, торрент-трекеры, а с некоторыми исключениями и наука. В данном случае приобретается репутация и общественное положение, которые в информационном мире порой значат даже больше, чем количество денег, которые можно заработать, продавая эту информацию. Желание накапливать ресурсы и информацию в современном мире считается признаком слабости и жадности.
Затем в разных регионах мира люди стали использовать в качестве денег различные вещи:
✔ | Во многих странах это были меха и шкуры животных, скот. |
✔ | На островах Океании деньгами служили ракушки и жемчужины. |
✔ | В Новой Зеландии в качестве денег использовали камни с отверстиями в середине. Стоимость такого камня формировалась исходя из размера, материала, а также от его истории. Некоторые камни диаметром доходили до 3,6 метров. |
✔ | В Киевской Руси, несмотря на денежную единицу гривну, использовались мед, соль, скот и меха животных. |
✔ | Позже в виде денег люди стали использовать слитки, бруски и обрубки из металлов. |
В итоге роль денег перешла к металлам. Функцию денег выполняли бронза, медь, железо и серебро. Со временем стали использовать целые слитки металла, что несло значительные неудобства, потому что их нужно было постоянно взвешивать, а также определять пробу. Поэтому во избежание подделок и обвеса металл стали отмечать публичным клеймом, что привело к созданию чеканной монеты и монетного двора.
Чеканные монеты стали популярными примерно в VII веке до нашей эры. Их было удобно хранить, их вес был достаточно небольшим, к тому же рассчитываться стало удобнее по причине их точной стоимости.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году. А уже в 1661 в Стокгольме появились первые выпуски банкнот. Примерно в это же время банки стали выпускать свои сертификаты, которые подтверждали, что деньги находятся у банкира на хранении. Со временем эти сертификаты и сами стали деньгами и не нужно было идти в банк для того, чтобы получить определенную сумму денег.
Как мы видим, само создание и развитие денежных единиц явилось революцией в рыночных отношениях и было просто необходимым. Люди могли быстрее создавать свои товары и покупать сырье для производства. Также отмечаем эволюцию физического веса денег — от трехметровых камней до бумажных. В наше же время появилась электронная валюта и теперь деньги пришли туда, откуда и появились — из разума людей.
Стоимость денег во времени
За время существования денег люди сформировали много концепций и теорий насчет них. Одна из концепций была предложена еще в 1202 году известным математиком Фибоначчи. Он сформулировал золотое правило бизнеса: «Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра».
Все это известно нам и сейчас. Ценность сегодняшних денег выше, чем ценность той же суммы, полученной в будущем и даже уже завтра. Именно поэтому (хотя не только) банки требуют проценты за свои кредиты.
Из всего вышесказанного вытекает два крайне важных следствия, которые нужно осознать любому человеку, стремящемуся стать более финансово грамотным:
Для того чтобы понимать какова же стоимость денег во времени, нужно произвести расчет стоимости денег. Для этого и было придумано дисконтирование.
Дисконтирование — это оценка стоимости будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег, полученных в разные моменты времени («Основы стохастической финансовой математики», Ширяев А.Н.)
Т.е., проще говоря, дисконтирование поможет вам узнать, какова разница между вашей прибылью в 100 денежных единиц через год и сегодня. Учтите также, что дело не только в инфляции, но и в том, что получив 100 денежных единиц уже сегодня, вы можете их инвестировать и получить дополнительный доход даже с учетом потери ценности суммы во времени. Расчет дисконтированной стоимости важен, например, инвесторам, которые хотят понять, не обесценится ли их прибыль настолько, что проще вложить деньги во что-то более прибыльное и не настолько длительное по времени. Вы становитесь беднее, если на протяжении месяцев или лет получаете одинаковую зарплату и тратите ее на свои обыденные нужды.
От чего же зависит ставка дисконтирования? Существует пять основных факторов:
1 | Доходность альтернативных вложений. |
2 | Стоимость кредитных средств. |
3 | Инфляция. |
4 | Срок, через который вы ожидаете получить будущий доход. |
5 | Риск, связанный с этим будущим доходом. |
По этой причине инвестиции являются хорошим способом сберечь и приумножить собственный капитал. Вложение денег в банк позволяет по сути только сохранить свои деньги. Приумножить свой капитал, положив деньги в банк, тоже можно, однако это становится возможным только в случае длительного срока и сложных процентов. Однако помните, что в этом случае возможен серьезный риск того, что банк прогорит и вы потеряете всю сумму. А в лучшем случае вернете только ее часть.
Сложные проценты являются хорошим способом получения дохода, потому что процент начисляется еще и на проценты. Известны случаи, когда родственники становились миллионерами лишь потому, что их предок вложил небольшую сумму денег на счет, а спустя столетие обнаруживался договор. Конечно, банку пришлось выплатить огромную сумму, но он получил рекламу за свою долговечность и отношение к клиентам.
Как мы написали выше — на стоимость денег также влияет инфляция. Рассмотрим ее подробнее.
Инфляция
Существует много разных определений этого термина, поэтому мы постарались дать наиболее простое, точное и понятное.
Инфляция — это обесценивание денег, в результате чего цены на товары и услуги если и остаются на прежнем уровне, то становятся менее доступными.
Инфляцию не стоит путать с повышением цен, потому что во втором случае повышаются цены на определенные группы товаров, а вот в случае инфляции обесцениваются деньги и дорожают все товары. Когда говорят, что покупательная способность населения снизилась, обычно имеют в виду именно инфляцию. Обесценивание денег и общее повышение цен — вот ее главные признаки.
В мировой истории есть два исключительных случая резкого увеличения цен и инфляции. Уникальность в том, что в теории финансовая обеспеченность граждан должна была повыситься:
Причина в том, что большое увеличение денег в экономике становится причиной роста цен. Чем больше денег в экономике, тем сильнее обесценивается товар. Соответственно, сдержать инфляцию в этих двух случаях могло бы помочь увеличение производства, однако в первом случае в отсутствии индустриализации и промышленности этого не удалось сделать, тогда как второй стал не таким катастрофичным именно по причине наращивания производства.
Незначительный рост инфляции во всем мире считается нормой. Ее уровень обычно несколько увеличивается в конце года, когда растет количество потребляемых товаров и при этом уровень расходов корпораций.
Каковы же причины инфляции? Существует шесть основных причин, однако помимо них есть десятки и даже сотни других, о которых экономисты спорят до сих пор.
✔ | Денежная эмиссия. Государственные расходы растут, вследствие чего принимается решение напечатать больше денег. Эмиссия — выпуск новых денег. |
✔ | Массовое кредитование. В этом случае финансы берутся даже не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной товарами валюты. То есть вторая причина часто соседствует с первой. |
✔ | Чрезмерное налогообложение. Мало того, что товаров в этом случае производится меньше, так еще и сам налог ложится на плечи обычного потребителя. |
✔ | Монополизация рынков и монопольное ценообразование. Крупные фирмы определяют цену и собственные производственные издержки. |
✔ | Уменьшение объема национального производства. Это означает что прежнему объему денежной массы соответствует меньшее количество товаров. |
✔ | Монополия профсоюзов. В этом случае зарплаты работникам повышаются вне зависимости от экономических причин. |
Как мы видим, при грамотном управлении государством можно избежать высокой инфляции. Сейчас в мире есть только одна страна, в которой периодически наблюдается рост стоимости денег. Это так называемая дефляция и она в последние годы свойственна Японии.
Виды инфляции
Существует открытый и скрытый характер инфляции. С открытой все просто — это рост цен и снижение покупательной способности. Ее видно и не нужно быть экономистом, чтобы распознать ее. Скрытая же инфляция намного сложнее и интереснее. Например, в СССР некоторое время наблюдалось повышение заработных плат и снижение цен на продукты. Однако естественным следствием такой подавленной инфляции был товарный дефицит и огромные очереди.
Также существуют такие виды инфляции как:
Государственное вмешательство для подавления инфляции не всегда помогает. Когда государство запрещает повышать цены на конкретную продукцию, это приводит к снижению производства этого товара со всеми вытекающими последствиями — например, к удешевлению издержек на производство и появлению подделок.
Существуют виды инфляции в зависимости от темпов роста:
Главный вывод, который каждый должен для себя сделать, это то, что небольшая инфляция — это нормальный процесс, а в некоторых случаях означает даже рост экономики. Если в экономику страны вливается новая денежная масса, то вначале это приводит именно к инфляции, а затем эти деньги начинают двигать экономику вперед, наблюдается рост производства. Все это возможно только при грамотном управлении, иначе в итоге процесс выйдет из-под контроля.
Виды денег
За свою долгую историю человечество использовало большое количество различных видов денег. Изначально был очень важен материал, из которого изготавливали деньги. Они должны были обладать следующими свойствами:
В связи со всем вышеперечисленным вид денег существенно менялся и дорабатывался, потому что в идеале деньги должны были иметь все эти свойства.
Товарные деньги
Это товар, который обладает общепризнанной стоимостью и полезностью. Главным признаком таких денег становится то, что их можно использовать не только в качестве платы за товар. Например, золотая монета сама по себе ценна, ее можно переплавить и сделать из нее украшение.
Поэтому на заре развития экономики в роли денег выступали самостоятельные товары, которые пригодятся любому человеку в любом случае — меха, жемчужины, скот, зерно, ракушки Каури, а также бронзовые, медные, платиновые, золотые и серебряные монеты. В Шотландии одно время с рабочими расплачивались гвоздями, а в Судане наконечниками копий и лопатами. В тюрьмах деньгами выступают сигареты.
Товарные деньги не прижились, потому что не отвечали тем самым свойствам идеальных денег — они не были портативны, портились при хранении, их было сложно поделить и создавать. Поэтому со временем люди стали придумывать деньги, которые легко, быстро и дешево изготовить.
Обеспеченные деньги
По своей сути они являются представителями товарных денег. Вы могли получить знаки или сертификаты и с их помощью обменять на определенное количество товара или товарных денег. Например, в Древнем Шумере вы могли предъявить фигурки овец и коз из обожженной глины и получить за них живых коз и овец. Изначально даже банкноты считались обеспеченными деньгами, однако потом у них эта функция исчезла.
Фиатные деньги
Это те самые деньги, которыми мы пользуемся в настоящее время. Они не имеют самостоятельной стоимости, однако выступают в роли денег, потому что в государстве прописаны законы считать их именно таковыми. На сегодняшний день три формы таких денег — банкноты, безналичные деньги, находящиеся в банке и электронные деньги. Безналичные не стоит путать с электронными, хотя их можно в итоге положить на банковский счет. А банкноты постепенно вытесняются из обращения.
Электронные деньги
Они используются для оплаты товаров и услуг в интернете и при этом имеют такую же ценность, как и реальные деньги. Развитие такого вида денег стало возможным по многим причинам, но две основные — это заработок в интернете физическим лицом и финансовые операции между компаниями.
Электронные деньги имеют все свойства, приведенные ранее. К тому же имеют и дополнительные — их можно быстро посчитать, перевести и разделить. Также вы можете автоматически оплачивать счета и для этого даже не нужно тратить лишнее время. А в виду того, что их не существует в физическом виде, они не могут испортиться и не теряют своих качеств со временем. Недостатком является то, что почти все денежные операции можно отследить, к тому же известны многие случаи хищения. Бытует шутка, претендующая на правду: если раньше, чтобы украсть деньги, нужно было десять вооруженных людей, то сейчас достаточно одного ботаника с ноутбуком.
Криптовалюта
Самая неоднозначная валюта, о которой до сих пор не стихают споры. Также немногие понимают как она работает и возможно ли будущее у таких денег. Поговорим именно о биткойне, который является самой популярной криптовалютой.
За перевод биткойна человек не платит комиссионные, то есть никаких посредников не существует в принципе. Гарантируется почти полная анонимность, что конечно может стать (и уже стало) полем деятельности разных криминальных сделок. В системе биткойна не существует человека, который ею руководит, все участники процесса являются равными.
Биткойн по своей сути является и показателем уровня доверия к теории заговора. Криптовалюты в своей рекламе делают акцент на Большом Брате, который постоянно за нами следит и если не выйти из-под его контроля, то человечество ждет финансовое рабство. Если говорить проще, то при массовом внедрении биткойна вполне вероятно рухнет банковская система мира или она как минимум примет правила игры и очень сильно изменится. Сказать о том, что будет с мировой экономикой в случае победы криптовалюты, не может никто. Именно поэтому криптовалюта столь неоднозначна и до сих пор не умолкают споры на эту тему.
В этом уроке мы детально рассмотрели понятие денег, их свойства и обесценивания. Мы рассмотрели историю появления денег и выяснили, почему деньги имеют такой вид, какой имеют сейчас. Любой финансово грамотный человек должен понимать эти основы, потому что любая история предмета имеет большое значение в понимании настоящего и будущего.
В следующем уроке мы перейдем непосредственно к теме, которая позволит вам научиться осознанно относиться к своим финансам, а именно к их планированию и учету. Это основа и фундамент, на котором держится любое финансовое благополучие.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Разобравшись с сутью денег, можно переходить к планированию и учету средств.