Как правильно сформулировать тему проекта на что обращаем внимание
Проблемы формулировки темы научно-исследовательской работы школьника (из опыта работы)
Иван Викторович Фролов,
учитель истории МОУ «Провинциальный колледж», г. Ярославль
Проблемы формулировки темы научно-исследовательской работы школьника (из опыта работы)
Одной из главных проблем, с которой сталкивается школьник и его научный руководитель, приступая к исследовательской работе, является проблема формулировки темы – как должна звучать тема? Даже если юный исследователь на начальном этапе понимает научную задачу, решить которую ему предстоит, он не всегда способен сформулировать на её основе тему исследовательской работы.
Тема исследования, вынесенная на титульный лист, своего рода «визитная карточка» всей работы. Правильная формулировка темы очень важна, т. к. именно она формирует первоначальное отношение читателя/слушателя к работе в целом, погружает его в суть проблемы исследования.
Самостоятельно школьнику с задачей формулировки темы исследовательской работы справиться бывает сложно. Для этого необходима помощь научного руководителя. Однако учитель, на плечи которого и ложится бремя руководства, сам не всегда знает, как правильно сформулировать тему научного исследования, и в погоне за «яркостью» допускает ряд ошибок.
Начинающие исследователи часто выбирают темы броские, напоминающие рекламные слоганы. Самая распространённая в этом случае ошибка – формулировка темы научного исследования в виде цитаты из художественного произведения: «Сынами славится Россия!», «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», «Люди, как булыжники» и т. д. Темы, сформулированные подобным образом, призваны заинтриговать, возбудить желание читателя заглянуть за титульный лист, словно он – дверь, за которой скрыт сказочный мир. Что в этом плохого? Ничего, если речь идёт о публицистической статье, эссе, литературном сочинении и т. д. Но применительно к научному исследованию подобные формулировки тем просто недопустимы! Тема научного исследования должна отражать объект и предмет исследования, помочь вникнуть в проблему, решение которой положено в основу исследовательской работы.
Другой, не менее частой, ошибкой в формулировке темы научного исследования является подмена собственно темы тематикой. В чём разница? Тематика – более широкое понятие, чем тема. В рамках одной тематики можно сформулировать множество вариантов научно-исследовательских тем. Примером тематики, неправомерно вынесенной на титульный лист научной работы, могут служить формулировки: «Киевская Русь» или «» и т. п. Тематика включает в себя объект исследования, оставляя за рамками формулировки собственно предмет исследования. Из тематики гораздо легче вывести формулировку темы научного исследования, чем из отрывка художественного произведения. Например, тематика «Киевская Русь» может быть взята за основу темы «Денежное обращение в Киевской Руси», или тематика «» может быть обращена в тему « и : спор двух реформаторов» и т. д.
На начальном этапе научной работы можно ограничиться тематикой, а уже в ходе исследования окончательно сформулировать тему. В моей практике был случай, когда подошла ученица, изъявив желание писать работу под моим руководством, и предложила тему (теперь-то мы знаем, что не тему, а тематику): «Про крапиву!». Про крапиву? Вначале я не поверил своим ушам! Может быть, ей стоит обратиться к учителю биологии? Юная исследовательница настояла, что писать про крапиву она хочет именно по истории. В конечном счёте, тема была сформулирована, работа была выполнена и успешно защищена. Тема звучала так: «Экспериментальное моделирование текстильной основы из крапивы для изготовления рыболовных сетей эпохи мезолита/неолита». Громоздко? Да, но зато научно, логично и любому, кто взял в руки работу, понятно, о чём в ней пойдёт речь. Причём, в теме были не только объединены объект и предмет исследования, но и заявлен основной метод – экспериментальное моделирование.
Вышеизложенный пример формулировки темы демонстрирует возможные пути, по которым может пойти научный руководитель и его подопечный при выборе темы.
Во-первых, тему можно сформулировать исходя из основного источника исследования. Например, если главным источником исследования выбрана летопись, тема может звучать так: «Взятие городов в Древней Руси в период политической раздробленности гг. по Лаврентьевской летописи».
Во-вторых, тема может «вырасти» из ведущего метода исследования (в истории это, чаще всего, метод сравнительного анализа). Например, «Культура питания России и Англии XVI-XVII вв: Попытка сравнительно-исторического анализа».
В-третьих, формулировка темы может возникнуть как следствие интеграции формулировки предмета и объекта исследования. Например, «Русский характер глазами иностранцев XVI-XVII вв.».
В конце хотелось бы отметить, что формулировка темы научного исследования не должна дословно повторять объект, предмет или цель исследования. Напротив, тема, как бы, объединяет в себе объект, предмет, цель, основной метод и пространственно-временные характеристики исследования. Научно-исследовательская тема служит неким «мостиком», соединяющим проблему научного исследования и тематику, в рамках которой она сформулирована.
Как правильно сформулировать тему проекта на что обращаем внимание
Итоговый проект 8-11 класс: от идеи до защиты запись закреплена
Как придумать тему проекта?
Темой проекта может стать любой объект, явление или ситуация.
Разница лишь в том, что при формулировке темы это может прозвучать по-разному. А от этой формулировки зависит, как дальше работать с темой. С точки зрения формулировки в темах проектов могут быть включены:
Объект;
Исследование;
Проблема;
Решение.
Объект.
Выбираем интересный для нас объект вообще или конкретный, ранее виденный и запомнившийся объект.
Это можно сделать с помощью мозгового штурма, ассоциаций, выявления интересов или простых наблюдений. Это самый простой способ для выбора темы. Зато в подобной формулировке не проявляется направление конкретной работы.
Исследование.
Выбираем объект, который хотим познать в определенном контексте. Можем использовать ранее упомянутые методы, дополнительно задав вопрос: Что мы хотим узнать, выяснить об этом объекте?
Подобная формулировка дает направление для исследовательской работы, нужно лишь ее хорошо спланировать и осуществить.
Проблема.
Выбираем объект или ситуацию, с которыми связана некая проблема.
Для этого можем обсудить, чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить. Те же вопросы можем выяснить и с позиций других людей, социальных групп. Здесь также в формулировке выражено дальнейшее содержание работы.
Для темы, которая подразумевает конкретную проблему, часто необходимо тщательное начальное расследование, чтобы разобраться с сутью проблемы.
После этого следует разработка и реализация вариантов решения.
Тема, сформулированная таким образом, ориентирует на реально воплотимый и актуальный результат.
Решение.
Выбираем конкретное мероприятие, дело, которое нам кажется полезным. От такой темы сразу можно перейти к планированию действий, не углубляясь в исследование проблем.
Такая работа в основном имеет организационный характер.
Подобный подход к выбору тем дает возможность сразу ориентироваться на определенные содержание работы и результат.
Как подробнее изучить объект, ситуацию или поблему, которые вы хотите исследовать?
В качестве ответа предлагаем опорные вопросы для системного исследования объекта. Они разработаны в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на основе системного оператора (многоэкранной схемы сильного мышления)
.
Объекты или ситуацию можно исследовать:
По признаку «Группа»:
1.1. Какую группу представляет данный объект: к группе каких объектов он относится, в какую группу входит?
1.2. Что еще входит в данную группу?
1.3. Чем наш объект похож или чем отличается от других объектов этой группы?
По признаку «Структура»:
2.1. На какие части можно разделить (на какие типы, виды подразделить) данный объект?
2.2. Как эти части в свою очередь делятся на еще меньшие?
2.3. Каким образом части связаны между собой, как они влияют друг на друга?
2.4. Когда это влияние может быть хорошим, а когда плохим?
2.5. От чего это зависит и как это можно изменить?
2.6. Можно ли этот объект разделить по другому принципу? Как? Каким тогда будет взаимодействие частей?
По признаку «Место»:
По признаку «Функция»:
По признаку «Набор Свойств»:
5.1. Какие физические, биологические, социальные свойства присущи данному объекту?
5.2. Можно ли измерить значение этих свойств?
5.3. Сравните данный объект по его свойствам с другими объектами этой группы.
5.4. Найдите для данного объекта всевозможные похожие на него объекты так, чтобы у них было одно общее свойство!
5.5. Составьте образные сравнения!
5.6. Найдите похожие объекты по другим свойствам!
5.7. Что могло бы быть противоположностью данного объекта (объект с противоположными свойствами)?
5.8. От каких свойств зависит возможность объекта выполнять выбранную функцию?
5.9. В чем заключается эта зависимость?
5.10. Что случится, если мы изменим одно из этих свойств?
По признаку «Время»:
Задав эти опорные вопросы, рассмотрим возможные направления проектной работы.
Сформулируем эти вопросы иначе, приспосабливая их для нашего конкретного объекта или ситуации.
Подумаем, каким образом можем искать на них ответы.
Выберем, как лучше презентовать полученные результаты.
По материалам Мурашковска И.Н. «Буки недели проектов»
Учимся работать над проектом
Для начала нужно сказать, что результатом проектирования может быть проект или исследование, но в любом, даже в самом маленьком проекте элементы исследования присутствуют, и поэтому далее я буду говорить о проектировании, как об исследовании.
Любое исследование начинается с определения цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно и начинается, как правило, с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «изучить». В её основе может быть проблема, мечта, желание.
Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист. Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы- задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины. После формулирования цели и задач необходимо определить объект и предмет вашего исследования
Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе. Попробуйте самостоятельно определить объект и предмет исследования в следующих словосочетаниях:
Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
· тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;
· она должна соответствовать интересам исследователя;
· должна быть реально выполнимой;
· обеспеченной необходимым количеством различных источников информации;
На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения
Я предлагаю примерный алгоритм формулирования тем проектов в зависимости от их видов.
На первом рисунке вы видите, как можно сформулировать тему ученического исследовательского проекта. Формулировка темы начинается со слов Развитие Исследование Формирование Особенности Воспитание предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом например: тема исследование кислотности воды в водоёмах заповедника. Объект исследования- водоёмы, а предмет – кислотность воды в них.
В некоторых работах во введении выдвигают гипотезу, которую впоследствии доказывают или опровергают своим исследованием. Алгоритм формулирования темы при наличии гипотезы вы видите на следующем рисунке. Сформулировать такую тему сложнее, так как в ней необходимо указывать метод, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель Для примера я взяла такую тему : Участие в конкурсах как способ развития творческих способностей учащихся
Например: тема Проектирование и создание установки для измерения уровня шума
Формулировка темы реферативной работы связывает между собой предмет и объект исследования
Структура исследовательской работы вне зависимости от способа получения знаний и требований конкурсов универсальна и включает в себя основные три главы:
Основная часть состоит из нескольких глав. Это:
• Методика проведения исследования
Для проведения рефлексии нужны критерии. Можно выделить основные восемь критериев. Это:
• Правильная постановка цели и задач исследования, обоснование его актуальности;
• обоснованность выбора методики исследования;
• достаточность собранного материала;
• глубина проработанности и осмысления материала,
• практическая значимость проекта;
• значимость и обоснованность выводов;
• качество оформления и качество защиты проекта.
Проанализировать выполненную работу можно также вернувшись к поставленным целям: необходимо с детьми обсудить, всё ли запланированное было выполнено, где были затруднения, ошибки, и что можно сделать для того, чтобы их исправить или не допустить в будущем.
А теперь подведём итоги и сформулируем план работы над проектом:
1. Определите цель вашей работы
2. Определите объект и предмет вашего исследования
4. Сформулируйте тему проекта.
5. Изучите печатную и электронную литературу по выбранной вами теме
6. Выберите методы исследования и практически овладейте ими
7. Проведите собственное исследование
8. Проведите анализ вашего исследования
9. Сформулируйте выводы и предложения
10. Оформите ваше исследование в виде текстового документа
11. Оформите приложения.
12. Подготовьте текст выступления
13. Оформите для защиты проекта наглядные материалы
Успехов Вам в проектной деятельности!
Автор: Учитель технологии и физики
Давыдова Танзиля Максумовна
МБОУ «Старокаксинская СОШ», Удмуртия Можгинский район, д. Старые Какси
Маслова Е.В. Творческие работы школьников.
Алгоритм построения и оформления: практическое пособие –
Как сформулировать тему доклада, которая соберёт аудиторию: три принципа и лайфхак
Вы готовите доклад на вебинар или хотите подать заявку на крупную конференцию. Вы примерно понимаете, про что хотите рассказать, но как понятно и привлекательно назвать доклад?
2. Содержит боли/полезное действие для аудитории.
3. Содержит слова из мира аудитории.
«Интернет-технологии, методики и инструменты для рынка жилой недвижимости на основе масштабного исследования интернет-маркетинга застройщиков Москвы и Московской области».
Помним, что мы работаем в условиях дефицита внимания. Никто специально не читает ваш текст, вашу тему. Аудитория сканирует текст, и мы все время вынуждены протаскивать наш контент через игольное ушко восприятия.
1. Беглым взглядом технологии, методики и инструменты воспринимаются как дубль. Убираем лишнее, смысл не меняется
Что получается: «Инструменты для рынка жилой недвижимости на основе исследования маркетинга 600 застройщиков». Знаете, как облегчить еще? Пишите в комментарии!
Возьмём пример слушателя курса «Экспертный контент» Дмитрия Шевцова. Он эксперт в области семантики и написал в чат группы курса, чтобы я и другие слушатели дали обратную связь. Тему доклада Дмитрий сформулировал так: «ПРИВЛЕКАЕМ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ КЛИЕНТОВ НА САЙТ СЕМАНТИКОЙ».
Как быть, если аудитория мероприятия смешанная? Надо вспомнить, зачем и для кого вы выступаете
Третий по счету поток онлайн-курса «Экспертный контент в digital» стартует 15 мая. На курсе мы будем:
– упаковывать знания, результаты работы в убедительные кейсы, статьи и презентации
– составим план по экспертному контенту на 6 месяцев напишем материал, пройдем цикл редактуры и получим готовый кейс/статью
– определим, где и как распространять экспертный контент (на каких площадках, пабликах, на конференциях)
Подробная программа и регистрация по ссылке
Вернемся к примеру Дмитрия. «Привлекаем в 2 раза больше клиентов на сайт семантикой».
GRAMOPOD.RU
Статьи об ИТ в образовании
Как сделать школьный проект
Что такое проект и проектная деятельность
Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.
Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.
Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).
Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.
Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:
Цели проектной деятельности
Особенности проектной деятельности
Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.
В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы
От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:
Этапы выполнения проекта
Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.
Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!
Как выбрать тему школьного проекта
Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.
Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:
Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.
Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:
Тема проекта | Продукт/результат проекта |
---|---|
Компьютерные игры: польза или вред | Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером. |
Что означают наши имена? | Буклет с именами одноклассников и их значениями. |
История футбола | Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные. |
Таблица умножения на пальцах | Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах. Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах. |
Поэты писатели о моём родном городе | Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com). |
Звонкие и глухие согласные | Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных. |
Вегетарианство | Брошюра с рецептами вегетарианских блюд. Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com. |
Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта
Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.
Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:
Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.
Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
Определение этапов проекта и выполнение проекта
О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.
Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.
Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.
Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:
Оформление проекта
Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.
В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.
В какой программе оформить проект?
Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.
Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.
Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:
Требования к оформлению
Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.
Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.
Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:
Создание презентации и защита проекта
Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.
В какой программе сделать презентацию?
Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.
Какие должны быть слайды в презентации
Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс
Как написать речь защиты проекта
О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.