Как представлял себе бога ксенофан что такое пантеизм
Ксенофан Не был пантеистом
Христианский популяризатор мифологии и философии древних греков А.Ф.Лосев самого Ксенофана даже философом не считал, хотя Аристотель Ксенофана считал одним из самых лучших и глубоких философов, и посвятил ему целый трактат!
Это объяснимо, ведь Лосев не мог простить Ксенофану отрицание подобия Бога бородатому старику или старушке или вообще какому-нибудь мегабобру. У Ксенофана Бог Бесподобен, как и у всех нормальных и честных учёных, таких как Эйнштейн и Гейзенберг. Бог и Эйнштейна и Ксенофана НЕбиблейский то бишь НЕчеловекоподобный.
Бесподобие Бога как идеального Единого начала Ксенофану, возможно, пришло как логическое продолжение бескачественности Апейрона его учителя философа-Анаксемандра как аналога первичной формы материи.
БОГ у КСЕНОФАНА НЕИЗМЕНЧИВ и НЕПОДВИЖЕН.
А ПРИРОДА ИЗМЕНЧИВА и ПОДВИЖНА, ПОЭТОМУ КСЕНОФАН НЕ МОГ НИКАК ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПРИРОДУ и БОГА.
Идея Ксенофана о том, что Бог Всё видит, и для этого Ему нет нужды иметь похожие на человеческие глаза, звучит как чисто Исламская! Эйнштейн «обожествлял» если так можно выразиться, как и большинство учёных Объективную Логику, но не материю, которой по его же (Эйнштейна) словам могло и не быть вовсе(в купе с пространством и временем), в отличие от Объективной Логики. Первичность и Абсолют это то чего не может не быть.
Диаматовцы и лосевцы оболгали своим «пантеизмом» Ксенофана Первого известного нам монотеиста в античной философии. Его дата рождения 570 год до нашей эры, а в 570 году уже нашей эры родился Пророк Ислама в Мекке (С.А.В.С.) и это не случайное совпадение.
До Ксенофана первопричину искали материальную, а он Первым среди античных философов вышел из материального ряда архэ ионийцев. И он же Первым поставил гносеологические аспекты в философии! Так кто тогда больший философ после этого, Лосев или Ксенофан? А.Ф.Лосев идол современной российской академической философии, и это сильно дискредитирует последнюю. Любой честный человек сегодня если и верит в Бога, не может Его представить в виде большого дядьки с бородой и на облаке. Это сближает позиции веры в Бесподобного Бога в подсознании большинства современных образованных людей, и Эйнштейна, Ксенофана и мусульман. Анохин точно подметил, что будущее это не вполне ничто, но одновременно в любой момент всегда Небытие материи. А Небытие материи и есть нематериальное идеальное бытие. В Исламской традиции утверждается, что у каждого народа до 6 века был свой пророк монотеизма, и возможно, КСЕНОФАН мог быть таковым для эллинов.
Перед Богом прошлое и будущее принадлежит небытию материи, а бытие материи лишь грань меж них. Кстати, Ксенофан в представлении греков был, как это ни покажется парадоксальным, «Атеистом, безбожником». Такова специфика восприятия чистого последовательного монотеизма! Бог Ксенофана не рождается и не умирает, а его как бы «шарообразность» на самом деле может означать Его Всеобъемлемость, при том, что Вездесущность Бога по Ксенофану НЕматериальная, или удаленность от земного и греховного.
Неизменным пред Богом является и будущее тоже, лишь кажущееся нам вариативным. Прошлое-будущее две грани единого небытия и потому фатум реален, а наша свобода лишь кажимость, но иной она и не может пред нами представать. Это закономерная аберрация.
Небытие материи отсюда, как и идеальное, реально в вечности физически, во времени.
Специфика нашего восприятия мира в неизбежности подмены восприятия, потому что такова природа нашего сознания. Спор о свободе и предопределении похож на одновременно и волновую и корпускулярную природу частиц в физике. И то и другое верно в определенной мере.
Глагол обозначает действие, но само слово «глагол» не есть глагол, а существительное. Подмена необходима для нашего сознания.
Закорючки написанные чернилами на бумажке могут означать горы и моря, хотя на деле это всего лишь закорючки на бумажке.
Негатив текста результат подмены белого и черного, но текст негатива несёт тот же смысл, что оригинал текста. Так и с подменой бытия в нашем сознании. О подмене бытия как необходимости мы писали ранее. В материальном движении предмет перемещения материя, а средство-апелляция к небытию в каждой точке и в каждый миг движения(из решения Апорий Зенона). А в мышлении, наоборот: средства мышления в виде нейронов мозга, знаков букв-материальны, а предмет-нематериален. Материальное движение и мышление отличаются разным распределением ролей бытия материи и небытия материи(нематериального идеального бытия). Это тоже подмена как подмена черного и белого в негативе текста с тем же смыслом, что и исходный текст, но только в роли чёрного и белого, бытие и небытие материи. Когда дают яблоко-материальное, теряют яблоко, а когда дают знание-идеальное, оно у обоих остаётся. Вероятно, поэтому в жизнь после смерти больше верят сторонники идеализма, а не материалисты. Если всё от Бога, то и научно-технический прогресс тоже по Его воле. И люди в итоге смогут решить проблему Воскрешения технологически.
По Геделю небытие материи тоже должно было бы быть, и оно Есть, но оно не воспринимаемо нами принципиально, так как оно в основае сознания. То что в основе не может быть им же, по Гёделю, полностью определено и формализовано. То, что кажется ничем не обязательно должно быть ничем. Даже Ленин в 29м томе решая Апории Зенона признает, что без апелляци к Небытию материи невозможно представить движение даже на один миллиметр.
Деизм Ксенофану приписать тоже не получится, ведь у него весь мир управляем мысленной силой Бога.
Об этом более подробно в нашей «Физике против марксизма», и в «Феноменологическом доказательстве Бога» на Прозе.ру. Мачигов Альберт.
2.3. Живут ли боги на Олимпе (Ксенофан)
2.3. Живут ли боги на Олимпе (Ксенофан)
Выдающимся греческим философом был Ксенофан Колофонский. Всю свою жизнь он странствовал и на склоне лет поселился в Элее – городе в Южной Италии, где основал свою философскую школу, которая стала называться элейской.
Ксенофан известен своей критикой греческой – олимпийской – религии, которую можно назвать народной (как, впрочем, и любую другую), потому что она была распространена среди всего народа, то есть все греки верили в одних и тех же богов, по их представлениям живущих на горе Олимп. Эта религия была политеистической, или языческой. Ксенофан – один из первых философов, который отважился усомниться в реальности греческих богов.
Вот его рассуждения. Греки считают, что богов много. Тогда какому же из них надо поклоняться? Всем сразу – невозможно, потому что на это не хватит времени и сил. Значит, кому-то из богов надо отдавать предпочтение, а кого-то – игнорировать. Но кого? В любом случае, когда богов много, возникает путаница и неразбериха. Но главное в том, что олимпийские боги мало чем отличаются от людей. Во-первых, они все, по народным представлениям, в человеческом обличье, у каждого из них, как и у любого человека, есть руки, ноги, голова, глаза, уши… Во-вторых, они, как и люди, находятся в родственных связях друг с другом. Так, например, Зевс, Посейдон и Аид – родные братья, Гера – жена Зевса, а Афродита и Афина – их дочери. Надо добавить, что греческие боги, как и люди, делятся на мужчин и женщин. В-третьих, и это самое главное, посмотрите, что делают боги по представлениям греков: они ведут себя как люди – радуются и печалятся, ссорятся и враждуют, завидуют и обманывают. Более того, они спускаются иногда с Олимпа на землю и вступают в любовную связь с людьми, причем от такой связи рождаются дети. Потомки бессмертных богов и смертных людей называются в греческой религии героями. Например, знаменитый герой Геракл, совершивший двенадцать великих подвигов, был сыном Зевса и смертной женщины.
В чем же тогда отличие богов от людей? – спрашивает Ксено-фан. Неужели только в том, что они бессмертны и более сильны, чем люди, а во всем остальном они такие же люди, а вовсе не боги. Все это и заставляет нас, продолжает он, усомниться в их реальности. Скорее всего, никаких олимпийских богов, по мнению Ксенофана, нет. Их придумали себе люди и, естественно, наделили их своими собственными качествами, поэтому греческие боги и получились антропоморфными. «Если бы коровы и лошади, – говорит он, – придумывали себе богов, то их боги были бы коровами и лошадьми».
Однако нельзя сказать, что Ксенофан стоит на идейных позициях атеизма. Атеизм (от греч. atheon – безбожие) – это полное отрицание существования Бога. Он выступает не против религии вообще, а только против ее конкретной наивно-антропоморфной разновидности. Народной греческой религии он противопоставил свое понимание Бога. Бог, – говорит Ксенофан, – это высшее и непостижимое начало, и поэтому, во-первых, он один, во-вторых, он бесформен (т. е. мы не можем приписать ему какую-либо известную нам форму – человека, животного, растения или еще чего-нибудь, так как мы о нем ничего не знаем), и, в-третьих, нам совершенно неизвестно, что он делает и как себя ведет, потому что он непознаваем. Такого Бога Ксенофан называет термином «единое» и говорит, что весь мир из него происходит и в него возвращается вновь. Единое – это и есть все мироздание. Воззрение, по которому Бог – не личность, находящаяся вне мира и вмешивающаяся в земные дела, а безличное начало, как бы растворенное во всем мире, слитое с ним воедино, называется пантеизмом (от греч. pan – все и theos – бог). Пантеизм был одним из наиболее распространенных и популярных воззрений в Древнем мире. Таким образом, Ксенофан вместо наивного антропоморфного политеизма (язычества) предложил философский пантеизм – идею, более глубокую и серьезную по сравнению с народными олимпийскими верованиями.
1. Почему народная греческая религия называется олимпийской?
2. За что Ксенофан критиковал олимпийскую религию?
3. Что такое атеизм и можно ли назвать Ксенофана атеистом?
4. Какое представление о Боге предложил Ксенофан? Что такое пантеизм?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Ксенофан и элеаты
Ксенофан и элеаты Ксенофан из Колофона (ок. 570–478 гг. до н. э.) – путешественник, поэт, философ. Ксенофана принято считать основателем школы элеатов, однако правильнее было бы называть его независимым мыслителем, имевшим весьма близкое родство с элеатами, но не связывать
19. Ксенофан и элеаты
19. Ксенофан и элеаты Ксенофан из Колофона (ок. 570–478 гг. до н. э.) – путешественник, поэт, философ. Ксенофана принято считать основателем школы элеатов, однако правильнее было бы называть его независимым мыслителем, имевшим весьма близкое родство с элеатами, но не
Как люди думают, так они и живут
Как люди думают, так они и живут Сократа нельзя считать совершенно наивным человеком или зряшным парадоксалистом, который не видел или цинично игнорировал тот очевидный факт, что многие люди действуют во вред себе. Он отличался исключительной проницательностью. Его
6. Умные люди живут дольше
6. Умные люди живут дольше Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ
БОГИ Из всего присущего богам наибольшее мое сочувствие вызывает то, что они не могут покончить жизнь самоубийством.О ТОМ ЖЕМы находим массу причин поносить богов. Но, как это ни печально, японцы не верят и в заслуживающего поношения всемогущего
1. Ксенофан
1. Ксенофан Время, в которое он жил, достаточно ясно для нас, и нам совершенно безразлично то обстоятельство, что не установлен год его рождения и смерти; согласно свидетельству Диогена Лаэрция (IX, 18), <213>он был современником Анаксимандра и Пифагора. О жизненных его судьбах
2. Ксенофан
2. Ксенофан В Малой Азии началась странническая жизнь поэта-философа Ксенофана, уроженца малоазиатского города Колофона (6 в. до н. э.). В своих долгих путешествиях по городам Греции Ксенофан побывал и в Южной Италии и на закате дней поселился в Элее, где возникло не без его
2.3. Живут ли боги на Олимпе (Ксенофан)
2.3. Живут ли боги на Олимпе (Ксенофан) Выдающимся греческим философом был Ксенофан Колофонский. Всю свою жизнь он странствовал и на склоне лет поселился в Элее – городе в Южной Италии, где основал свою философскую школу, которая стала называться элейской.Ксенофан известен
Ксенофан
Ксенофан Основателем элейской школы считается обыкновенно Ксенофан (VI в.), хотя, строго говоря, трудно сказать, насколько здесь можно говорить об организованном школьном союзе: последователь Ксенофана Парменид и последователь Парменида Зенон принадлежали, по-видимому,
ПРИЗНАНИЕ НА ОЛИМПЕ
ПРИЗНАНИЕ НА ОЛИМПЕ Основным требованием Диониса было признание его сыном своего отца-Зевса и богом. Он этого добился. Люди стали его почитать, а боги зауважали. Гестия уступила ему свое место: ведь олимпийских богов должно было быть двенадцать. Это символизирует
Как живут и работают люди
Как живут и работают люди Чтобы не быть голословным, приведу один комплексный пример с сохранением «единства места». Опишу вкратце работу и жизнь на строительстве Череповецкого гидроузла Волго-Балтийского канала, о котором я уже упоминал в I главе. Важно иметь в виду, что
6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость,
172. Зачем живут люди?
172. Зачем живут люди? Самый страшный вопрос. Этот вопрос не равен вопросу: «в чем смысл жизни?». Вопрос о смысле жизни – во многом пустой вопрос; за ним кроются либо полное непонимание того, что действительно с нами происходит, либо тираническая воля навязать свое малое и
Живут ли боги на Олимпе. Ксенофан
Живут ли боги на Олимпе. Ксенофан Выдающимся греческим философом был Ксенофан Колофонский. Всю свою жизнь он странствовал и на склоне лет поселился в Элее – городе в Южной Италии, где основал свою философскую школу, которая стала называться элейской.Ксенофан известен
О ложном Олимпе человеческой славы
О ложном Олимпе человеческой славы Знающий подлинную цену людской завистливой “благодарности” не будет карабкаться на фальшивые человеческие
Новое в блогах
Философ Ксенофан против идеи бога
Мы продолжаем публикации из серии «Философы против идеи бога».
Сегодня мы расскажем о древнегреческом философе и поэте Ксенофане Колофонском, который жил в VI-V веках до н.э., то есть, ещё до знаменитых Парменида, Сократа, Платона и Аристотеля. Значит, в определённой степени, его можно назвать и их учителем, ведь наверняка она изучали его труды, его онтологические и гносеологические взгляды, его философию.
Например, известно, что взгляды Ксенофана сильно повлияли на Парменида. Также и Аристотель по достоинству оценивал вклад Ксенофана в философию. Он даже посвятил Ксенофану отдельный трактат. Хотя этот трактат не сохранился, но сам факт такого внимания к философу и его трудам говорит о довольно значимом авторитете Ксенофана для своего времени.
Ксенофан размышляет о глупости боговеров. Из свободных источников.
Как и многие древнегреческие философы, Ксенофан довольно скептически относился к идее бога, к мифологии, гаданиям и богам вообще. Например, он не без оснований считал, что богов придумали люди:
«Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
голубоокими их же и рыжими мыслят фракийцы».
Ксенофан критиковал и высмеивал господствовавшие тогда представления о богах, в том числе о множестве богов, которыми человеческая выдумка населяла гору Олимп, реки, моря и пр. природу. Философ вполне справедливо считал религию и мифологию продуктом человеческих фантазий.
Ксенофан раньше софистов и скептиков высказывал и доказывал идеи о том, что даже устоявшиеся положения и истины не всегда могут считаться абсолютными. Поэтому он предпочитал сомневаться во всем, в том числе и в богах.
Естественно, что тогда, как и сегодня, подобные взгляды очень оскорбляли «чувства верующих». Отчасти поэтому Ксенофан не смог создать своей философской школы, ведь ему приходилось часто переезжать с места на место, так как каждый раз он встречал непонимание со стороны «духовной» верхушки и властей, подвергался преследованиям. Смелость его мыслей пугала невежественный народ, власть и духовенство.
Например, древние греки были считали, что боги наделены всем тем, о чём человек только может мечтать: прежде всего, бессмертием и вечной молодостью, также всемогуществом, божественной красотой, нескончаемой сексуальной энергией, всезнанием. Ксенофан высмеивал такие представления. Он указывал на то том, что даже внешний вид богов у разных народов соответствует тому идеалу, который присущ каждому народу. Он говорил о том, что если бы животные придумали религию, что их боги были бы похожи на них:
«Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен (…)
Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…»
Ксенофан утверждал, что причиной появления богов является страх людей перед неизвестными силами природы, то есть попросту невежество людей. Также Ксенофан указывал на моральную сомнительность действий богов. Поэтому он высмеивал не только разные суеверия и саму идею бога как таковую.
Некоторые теисты ещё и сегодня утверждают, что Ксенофана нельзя отнести к атеистам на том основании, что он доказывал идею единобожия. Для доказательства они приводят следующий логический довод философа:
«Допустим, что богов много. Если при этом они в одном будут превосходить друг друга, в другом – уступать, то они не будут богами, потому что божество по своей природе не терпит над собой господства. Если же они равны, то не будут обладать природой бога, потому что бог должен обладать превосходством над всеми, а равное не лучше и не хуже равного. Поэтому, коль скоро бог есть, и коль скоро он таков, то он должен быть только один. Кроме того, будь их много, то он не обладал бы силой [совершить] всё, что пожелает. Следовательно, он только один».
Однако это вовсе не доказывает приверженности Ксенофана к единобожию.
Во-первых, тут нужно понимать, что под «единым богом» Ксенофан не рассматривал какое-то персонифицированное существо по образу и подобию человека, что уже явно опровергает его монотеизм. Он в данном случае рассматривал под «единым богом» саму природу. Но и пантеистом его назвать нельзя, т.к. он вовсе не обожествлял природу.
Во-вторых, нужно понимать, что данное логическое доказательство он приводит не в защиту какого-то единого бога (пусть даже природы), а только в пику существующих тогда представлений о множественности богов, доказывая глупость этих представлений.
Точно в той же степени он опроверг бы идею монотеизма, если бы она была в то время распространена. И этому есть доказательства в его философских взглядах. Ведь Ксенофан не только указывал причину появления религий и богов в мировоззрениях людей, говоря, что разные суеверия, веру в сверхъестественное, богов и религии порождает невежество, но и критиковал богов с моральной точки зрения, указывая на то, что люди придумывают богов по своему подобию, а не наоборот.
В этом плане, в плане морали, он, конечно, отверг бы и веру в единого бога, который карает, убивает или топит всех людей. Даже языческий Зевс на этом фоне был гораздо гуманнее этичней и человечней такого бога. Нет, Ксенофан был именно одним из первых философов-атеистов, а вовсе не приверженцем единобожия. Иначе он не заявлял бы следующего:
«Не боги с самого начала открыли всё смертным, но постепенно, доискиваясь, они [люди] находят лучшее».
Также Ксенофан не придерживается концепции творения мира.
Тем не менее, после смерти философа и последующего распространения христианства теософы ухватились за его логическое опровержение многобожия и записали Ксенофана в свой лагерь монотеистов, кем он, конечно, никогда не был.
Ну и напоследок приведём цитату философа Аркадий Арка:
Философ Ксенофан против идеи бога
Мы продолжаем публикации из серии «Философы против идеи бога».
Сегодня мы расскажем о древнегреческом философе и поэте Ксенофане Колофонском, который жил в VI-V веках до н.э., то есть, ещё до знаменитых Парменида, Сократа, Платона и Аристотеля. Значит, в определённой степени, его можно назвать и их учителем, ведь наверняка она изучали его труды, его онтологические и гносеологические взгляды, его философию.
Например, известно, что взгляды Ксенофана сильно повлияли на Парменида. Также и Аристотель по достоинству оценивал вклад Ксенофана в философию. Он даже посвятил Ксенофану отдельный трактат. Хотя этот трактат не сохранился, но сам факт такого внимания к философу и его трудам говорит о довольно значимом авторитете Ксенофана для своего времени.
Ксенофан размышляет о глупости боговеров. Из свободных источников.
Как и многие древнегреческие философы, Ксенофан довольно скептически относился к идее бога, к мифологии, гаданиям и богам вообще. Например, он не без оснований считал, что богов придумали люди:
«Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
голубоокими их же и рыжими мыслят фракийцы».
Ксенофан критиковал и высмеивал господствовавшие тогда представления о богах, в том числе о множестве богов, которыми человеческая выдумка населяла гору Олимп, реки, моря и пр. природу. Философ вполне справедливо считал религию и мифологию продуктом человеческих фантазий.
Ксенофан раньше софистов и скептиков высказывал и доказывал идеи о том, что даже устоявшиеся положения и истины не всегда могут считаться абсолютными. Поэтому он предпочитал сомневаться во всем, в том числе и в богах.
Естественно, что тогда, как и сегодня, подобные взгляды очень оскорбляли «чувства верующих». Отчасти поэтому Ксенофан не смог создать своей философской школы, ведь ему приходилось часто переезжать с места на место, так как каждый раз он встречал непонимание со стороны «духовной» верхушки и властей, подвергался преследованиям. Смелость его мыслей пугала невежественный народ, власть и духовенство.
Например, древние греки были считали, что боги наделены всем тем, о чём человек только может мечтать: прежде всего, бессмертием и вечной молодостью, также всемогуществом, божественной красотой, нескончаемой сексуальной энергией, всезнанием. Ксенофан высмеивал такие представления. Он указывал на то том, что даже внешний вид богов у разных народов соответствует тому идеалу, который присущ каждому народу. Он говорил о том, что если бы животные придумали религию, что их боги были бы похожи на них:
«Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен (…)
Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…»
Ксенофан утверждал, что причиной появления богов является страх людей перед неизвестными силами природы, то есть попросту невежество людей. Также Ксенофан указывал на моральную сомнительность действий богов. Поэтому он высмеивал не только разные суеверия и саму идею бога как таковую.
Некоторые теисты ещё и сегодня утверждают, что Ксенофана нельзя отнести к атеистам на том основании, что он доказывал идею единобожия. Для доказательства они приводят следующий логический довод философа:
«Допустим, что богов много. Если при этом они в одном будут превосходить друг друга, в другом – уступать, то они не будут богами, потому что божество по своей природе не терпит над собой господства. Если же они равны, то не будут обладать природой бога, потому что бог должен обладать превосходством над всеми, а равное не лучше и не хуже равного. Поэтому, коль скоро бог есть, и коль скоро он таков, то он должен быть только один. Кроме того, будь их много, то он не обладал бы силой [совершить] всё, что пожелает. Следовательно, он только один».
Однако это вовсе не доказывает приверженности Ксенофана к единобожию.
Во-первых, тут нужно понимать, что под «единым богом» Ксенофан не рассматривал какое-то персонифицированное существо по образу и подобию человека, что уже явно опровергает его монотеизм. Он в данном случае рассматривал под «единым богом» саму природу. Но и пантеистом его назвать нельзя, т.к. он вовсе не обожествлял природу.
Во-вторых, нужно понимать, что данное логическое доказательство он приводит не в защиту какого-то единого бога (пусть даже природы), а только в пику существующих тогда представлений о множественности богов, доказывая глупость этих представлений.
Точно в той же степени он опроверг бы идею монотеизма, если бы она была в то время распространена. И этому есть доказательства в его философских взглядах. Ведь Ксенофан не только указывал причину появления религий и богов в мировоззрениях людей, говоря, что разные суеверия, веру в сверхъестественное, богов и религии порождает невежество, но и критиковал богов с моральной точки зрения, указывая на то, что люди придумывают богов по своему подобию, а не наоборот.
В этом плане, в плане морали, он, конечно, отверг бы и веру в единого бога, который карает, убивает или топит всех людей. Даже языческий Зевс на этом фоне был гораздо гуманнее этичней и человечней такого бога. Нет, Ксенофан был именно одним из первых философов-атеистов, а вовсе не приверженцем единобожия. Иначе он не заявлял бы следующего:
«Не боги с самого начала открыли всё смертным, но постепенно, доискиваясь, они [люди] находят лучшее».
Также Ксенофан не придерживается концепции творения мира.
Тем не менее, после смерти философа и последующего распространения христианства теософы ухватились за его логическое опровержение многобожия и записали Ксенофана в свой лагерь монотеистов, кем он, конечно, никогда не был.
Ну и напоследок приведём цитату философа Аркадий Арка: